УДК 316.4 ББК 60.561.2 Т 19
В.В. Тарасенко,
кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философских проблем научно-технического развития Института философии РАН, г. Москва, e-mail: odn 1@mail . ru, v50930752@gmail . com
Социологическое определение территориальных кластеров
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обсуждаются социологические проблемы анализа территориальных кластеров. Ставится проблема социологического определения территориальных кластеров. Дается авторское определение территориальных кластеров, основанное на подходе Р. Коллинза.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, кластерная инициатива, социология кластеров.
V.V. Tarasenko,
Candidate of Philosophy, Senior Scientist of Sector of Philosophical Problems of Scientific-Technical Development, the Institute of Philosophy, the Russian Academy of Sciences, Moscow, e-mail: odn1@mail.ru, v50930752@gmail.com
The sociological definition of territorial clusters
Abstract. The paper discusses the sociological problems of the analysis of territorial clusters. The task of the research is to give a sociological definition of territorial clusters. The author offers a definition of territorial clusters on the basis of the approach by R. Collins. bywords: cluster, cluster politics, cluster initiative, sociology of clusters.
В силу многозначности данного понятия мы поставили перед собой цель. Цель работы состоит в том, чтобы обсудить проблему социологических исследований территориальных кластеров, развив представление о кластерах, релевантное методам и подходам современной социологии управления.
Традиционно в экономике и географии под кластером понимают территориальную агломерацию взаимосвязанных компаний, обладающих следующими характеристиками:
- компании предоставляют друг другу специализированные услуги на условиях долгосрочного стратегического партнерства или аутсорсинга [1],
- компании дополняют друг друга и усиливают свои конкурентные преимущества и конкурентные преимущества отрасли в целом[2],
- кроме бизнес-компаний, в кластере участвуют инфраструктурные организации: научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, финансовые организации, некоммерческие организации, органы местного самоуправления [3].
Профессор Майкл Портер [4] - один из основателей и главный пропагандист современного развития теории кластеров, специалист по стратегическому менеджменту и конкурентоспособности предприятий, отмечает полисубъектность современных кластеров а также возможность территориальной экспансии кластеров на сопредельные страны.
Примерами известных и существующих кластеров можно считать: киноиндустрии в Голливуде и Болливуде, производство вина в Долине Бароса, биотехнологии в Бостоне, оптика в Канто и Кансай (Япония), финансовые услуги на Уолл Стрит (Манхэттен) и
Лондоне, автомобилестроение в южных регионах Германии, часы в Швейцарии и мобильная связь в Швеции. Многие региональные кластеры уже существуют, и их можно идентифицировать, впоследствии из них можно выделять кластеры уже внутри самих индустрий.
Классическим примером кластера является так называемая «Силиконовая долина» или «Кремниевая долина» (Silicon Valley), расположенная в штате Калифорния (США), история которой подробно описывается в работах российских и зарубежных авторов [5].
Кластеры не следует путать с холдингами, объединениями компаний, некоммерческими организациями, хотя эти организации могут тем или иным способом участвовать в кластере.
C точки зрения современных научных представлений [6], кластерами не являются:
- города и муниципальные поселения;
- холдинги и группы компаний, территориально-производственные комплексы с едиными центрами управления;
- компании-партнеры, ориентированные на внутренний региональный спрос,
- некоммерческие организации, ассоциации предприятий и организаций, торгово-промышленные палаты, клубы и объединения предпринимателей.
Обобщая, можно сказать, что кластеры не являются самостоятельными организациями, и поэтому не могут быть ни юридическими лицами, ни субъектами (заказчиками) и предметами управленческого консультирования.
Разработанность изучения кластеров отражается в многообразии исследований в различных сферах научного знания (экономика, география, менеджмент, инноватика, регионоведение). Вместе с тем социологический анализ управления формированием социальной динамики кластеров, кластерных политик и кластерных инициатив в научной литературе на сегодняшний день не получил широкого освещения.
Надо заметить, что и в зарубежных исследованиях подходам социологии управления в исследованиях кластеров уделялось значительно меньше внимания, чем их экономическим или географическим интерпретациям.
На взгляд автора, социально-гуманитарный анализ кластеров в первую очередь определяется проблемными полями исследования общества, которые связаны с практическими задачами, которые стоят перед социальными институтами, научным сообществом и органами власти.
Основной стратегией государства в области формирования и поддержки кластеров должно стать целенаправленное воздействие на субъекты управления кластерами, согласованное с их внутренними укладами, социальными и институциональными тенденциями развития, вовлечение в этот управленческий процесс органов исполнительной власти, институтов науки и образования, СМИ и гражданского общества, финансовых институтов, крупного, малого и среднего бизнеса, следуя при этом мировому опыту развития кластеров и представлениям об эффективном развитии общества.
С этой точки анализ кластеров должен, с одной стороны, формировать теоретическую парадигму и исследовательские задачи социологии управления кластерами, а с другой стороны быть ресурсом решения практических задач.
Отдельного изучения в контексте изучения процессов кластера требуют особенности региональной и национальной культуры, местные уклады, специфика корпоративных культур. Эти вопросы сопрягаются с исследованием ценностей, мотивов и ориентаций личности в контексте развития кластеров, процессов трансформации явного и неявного знания, институционализации образовательных структур и институтов.
Открытой остается проблема формирования методов анализа лидеров кластерных инициатив и лидерских групп региона как с точки зрения предпринимательских субкультур, так и с точки зрения развития управленческой культуры в кластере.
Кроме того, вопросы лидерства сопряжены с социальными технологиями реализации кластерной политики, которые, в свою очередь, ставят проблему того, каким образом
развитие технологий и инновации могут стать предметом социологического анализа кластера и субъектами (предметами или объектами) кластерной политики.
Все эти проблемы необходимо требуют формирования не только экономического, но и социологического взгляда на кластеры, выдвижения социологических определений кластера.
Исследование проблем развития и функционирования кластеров в рамках социологии управления позволит определить:
- концепции и парадигмы социологических исследований кластерных политик и кластерных инициатив, релевантные современной российской ситуации;
- уровень социальной активности регионов с точки зрения кластерных политик и кластерных инициатив, а также эффективность управления их развитием. Это будет способствовать выработке действенных мер, направленных на реализацию основных направлений государственной кластерной политики;
- принципы и ограничения подготовки управленческих кадров, руководителей и предпринимателей - лидеров реализации кластерных политик и кластерных инициатив;
- принципы и ограничения подготовки научно-педагогических кадров, социологов и экономистов - лидеров исследований кластеров и формирования инструментов исследований.
Рассмотрим разные социологические точки зрения на кластеры.
С одной стороны, кластеры - это генераторы интенсивного социального взаимодействия в сообществах: обмена бизнес-информацией, новыми технологиями,
экспертными мнениями.
Поэтому кластер можно представить как источник социального капитала - генератор доверия, позволяющий социальным агентам более эффективно реализовывать свои интересы и развивать не только свои сообщества, но и институты общества в целом.
С другой стороны, кластер можно рассматривать как социальную среду, в которой социальные агенты осуществляют, с одной стороны, кооперацию в рамках совместных проектов и организаций, а с другой стороны, - конкуренцию, позволяющую отобрать и развить наиболее ценные идеи и знания.
С социально-психологической точки зрения, кластер - это генератор новых навыков и компетенций, личностных установок, которые могут привести к появлению новых неожиданных идей, креативного дизайна, продуктов, услуг или бизнес-концепций [7].
На наш взгляд, кластеры являются сложными самоорганизующимися социальными структурами, ориентированными, с одной стороны, на потенциал региона, а с другой — на формирование «бренда» региона и механизма социально-экономического развития региональных отраслей.
В чем состоит социальное «вещество» кластера или, говоря иначе, каковы социальные и институциональные механизмы аглмерирования организаций?
На этот вопрос может быть множество ответов, исходя из которых можно различить различные типы кластерных политик и способов создания и развития кластера.
Ответ первый. Кластер может развиться «сверху» как инициатива более сильных и властных лиц, обладающих ресурсами. Например, в том случае, когда государство или альянс крупных финансово-промышленных групп целенаправленно «закачивают» деньги в регион в ожидании социальных и экономических эффектов.
В этом случае кластер начинается как территориально-промышленный комплекс (ТПК) - группа специальным образом созданных предприятий, которые развивают регион и его инфраструктуру.
Советский Союз и Россия знают немало примеров создания ТПК и образовавшихся на их базе агломераций компаний. К ним можно отнести такие советские проекты, как агломерацию предприятий г. Норильска, многочисленные моногорода. Думаю, что пример современного развития г. Сочи или автомобильного кластера Калужской области тоже относится к этой области.
Ответ второй - кластер развивается снизу, как инициатива свободных агентов, формирующих выгодные им способы кооперации и конкуренции. В России кластеры
второго рода тоже присутствуют, но они не столь масштабны. Например, если у Вас есть знакомый, увлекающийся велосипедами, и Вы спросите его о том, где в Москве можно приобрести велосипед, то он укажет Вам место около метро Сокольники. Исторически сложилось так, что рядом с метро обосновалось большое количество мелких торговых точек, специализирующихся как на продажах велосипедов, так и аксессуаров к ним.
Вряд ли эту агломерацию можно назвать классическим кластеров (в силу ее малости), тем не менее, эта площадка обладает многими карактеристиками классического кластера -она образовалась стихийно - не по инициативе властей или крупных компаний, а как-то само собой, она сформировала связь между территорией и профессиональной деятельностью.
Аналогичным местом продаж бытовой техники и электроники было пространство около ДК Горбунова в Москве, а место рядом с гостиницей «Измайлово» ассоциировалось с продажей изделий художественных промыслов.
Итак, кластер второго рода - это стихийная агломерация, которая постепенно институциализируется, формируя связь между территорией (Сокольники, Измайлово) и некоторым занятием или сообществом (велосипедисты, художники).
Обустроенность советского пространства принадлежности сообщества не подразумевала форм кластерной ассоциативности с территорией: в моде была унификация. Постсоветская действительность постепенно прорастает сообществами, ищущими связь с территориями и приватизирующими, с одной стороны, территорию, а с другой -символическое и материальное пространство профессиональной деятельности.
Измайлово и Сокольники постепенно становятся более удобными местами для художников и велосипедистов в силу того, что усиливается социальная связь между деятельностью сообщества и территорией. И эта ассоциативность формирует конкурентоспособность как территории, так и «оседлавших» ее сообществ.
На наш взгляд, весьма продуктивным для анализа кластеров, кластерных политик и кластерных инициатив является использование аппарата анализа интеллектуальных сетей, которые разрабатываются американским социологом Рэндаллом Коллинзом [8].
Коллинз считает, что научные идеи развиваются через сетевое общение -формирование связей учитель-ученик. Конфликты и критика привлекают внимание сообщества, формируя ряды последователей или противников.
В основе его теории лежат четыре базовые идеи:
1. Идеи порождают идеи. «Вещи и идеи образуют несводимые друг к другу миры; просто нет пути перехода от внешнего описания вещи к внутреннему смыслу идеи»[9].
2. Индивиды порождают идеи. История - это история динамики групп и отношений в группе. В каждой группе есть лидеры, последователи и «диссиденты». Структуры групп и сетей задают линии развития сообщества, которое определяет историю в различных регионах. Мало того, «само понятие истины было развито внутри интеллектуальных сетей и менялось вместе с историей интеллектуальных сообществ».
Паттернами творчества являются помимо, структур групп, межпоколенческие сети -цепочки связей между учителями и учениками.
Кроме того, важной характеристикой является структурное соперничество -параллельная работа сообществ над одной и той же темой, развитием схожих областей знания.
3. Культура порождает себя. Коллинз критикует как концепцию автономии культуры от общества, так и идеи об автономии культуры. С его точки зрения и язык и культурные практики меняются в процессе того, что Коллинз называет «интерактивным ритуалом».
4. Всё течет - невозможно определить какие-либо контуры или выстроить четкие объяснительные концепции. Коллинз делает ставку не на «истину», которую надо искать, а на социальные взаимодействия - «интерактивные ритуалы» интеллектуальных сообществ, которые постоянно формируют и переопределяют свои схемы объяснения.
Автор отстаивает следующие предположения:
1. Бизнес-идеи, связанные с созданием и развитием кластеров, кластерной политики
и кластерных инициатив, развиваются схожим образом, что и научные и философские идеи, рассматриваемые Коллинзом.
2. Анализ устойчивости и развития лидерских групп в организациях, бизнес-сообществах, сообществах кластеров можно анализировать с помощью методологии Коллинза.
Основываясь на этом подходе, можно предположить, что динамика кластера определяется следующими факторами:
- неформальными связями профессионального сообщества и профессиональной идентичностью людей, входящих в сообщество,
- региональной идентичностью, резонирующей с профессиональной идентичностью.
Исходя из этого, можно уточнить социологическое определение кластера.
Кластер - это территориально и профессионально локализованное сетевое сообщество, которое рекурсивно [10] и самореферентно [11] воспроизводит и коэволюционно развивает уникальную территориальную и профессиональную идентичность своих социальных субъектов (например - «каргопольские мастера игрушек», «вологодские маслоделы», «стэнфордские компьютерщики», «пущинские биологи», «финские лесорубы», «тартуские семиотики», «миланские обувщики» и т.д.), формируя уникальный «бренд» территории, определяющий ее социальную уникальность и экономическую конкурентоспособность.
Без этого механизма социальной идентичности развитие кластера невозможно. Этот механизм идентичности формирует не только «бренд», социальный капитал и конкурентоспособность территории, но и ценностные послания как территории, так и профессионального сообщества, являясь основой социального и экономического развития региона и страны.
Примечания:
1. Malmberg A., Solvell О., Zander I. Spatial clustering, local accumulation of knowledge and firm competitiveness // Geografisca annaler.1978. B 2. S. 85-97
2. Orjan Solvell Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Stockholm: Ivory Tower Pub., 2009. P. 36.
3. Solvell O., Lindqvist G, Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory Tower, 2003. P.74.
4. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 258 с.
5. Громов Г.Р. История Кремниевой долины - кратко о главном // От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. М.: Радио и связь, 2004. С. 34.
6. Malmberg A., Solvell О., Zander I. Ibid.
7. Florida R.L. The rise of the creative class: and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. N. Y.: Basic Books, 2002. P. 68.
8. Рэндалл К. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 54.
9. Там же. С. 46.
10. Под рекурсивностью понимается интерактивность и взаимная подстройка и изменение социальных процессов кластера.
11. Под самореферентностью подразумевается социальная динамика, в которой сообщество описывает себя и согласует собственные внутренние изменения.
References:
1. Malmberg A., Solvell О., Zander I. Spatial clustering, local accumulation of knowledge and firm competitiveness // Geografisca annaler.1978. B 2. S. 85-97
2. Orjan Solvell Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Stockholm: Ivory Tower Pub., 2009. P. 36.
3. Solvell O., Lindqvist G, Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory
Tower, 2003. P.74.
4. Porter M.E. Competition: transl. from English. M.: Williams, 2005. 258 pp.
5. Gromov G.R. The history of the Silicon Valley - in short about the main thing // From a hyperbook to hyperbrain: information technologies of the Internet epoch. Essays, dialogues, sketches. M.: Radio and communications, 2004. P. 34.
6. Malmberg A., Solvell O., Zander I. Ibid.
7. Florida R.L. The rise of the creative class: and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. N. Y.: Basic Books, 2002. P. 68.
8. Randall K. Sociology of philosophies. The global theory of intellectual change. Novosibirsk: The Siberian chronograph, 2001. P. 54.
9. Ibidem. P. 46.
10. Recursiveness is understood as interactivity and mutual harmonizing and change of social processes of a cluster.
11. Selfreference is understood as social dynamics in which community describes itself and coordinates own internal changes.