Научная статья на тему 'Социологическое определение территориальных кластеров'

Социологическое определение территориальных кластеров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1072
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / СОЦИОЛОГИЯ КЛАСТЕРОВ / CLUSTER / CLUSTER POLITICS / CLUSTER INITIATIVE / SOCIOLOGY OF CLUSTERS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасенко Владислав Валерьевич

В статье обсуждаются социологические проблемы анализа территориальных кластеров. Ставится проблема социологического определения территориальных кластеров. Дается авторское определение территориальных кластеров, основанное на подходе Р. Коллинза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociological definition of territorial clusters

The paper discusses the sociological problems of the analysis of territorial clusters. The task of the research is to give a sociological definition of territorial clusters. The author offers a definition of territorial clusters on the basis of the approach by R. Collins.

Текст научной работы на тему «Социологическое определение территориальных кластеров»

УДК 316.4 ББК 60.561.2 Т 19

В.В. Тарасенко,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора философских проблем научно-технического развития Института философии РАН, г. Москва, e-mail: odn 1@mail . ru, v50930752@gmail . com

Социологическое определение территориальных кластеров

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обсуждаются социологические проблемы анализа территориальных кластеров. Ставится проблема социологического определения территориальных кластеров. Дается авторское определение территориальных кластеров, основанное на подходе Р. Коллинза.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, кластерная инициатива, социология кластеров.

V.V. Tarasenko,

Candidate of Philosophy, Senior Scientist of Sector of Philosophical Problems of Scientific-Technical Development, the Institute of Philosophy, the Russian Academy of Sciences, Moscow, e-mail: odn1@mail.ru, v50930752@gmail.com

The sociological definition of territorial clusters

Abstract. The paper discusses the sociological problems of the analysis of territorial clusters. The task of the research is to give a sociological definition of territorial clusters. The author offers a definition of territorial clusters on the basis of the approach by R. Collins. bywords: cluster, cluster politics, cluster initiative, sociology of clusters.

В силу многозначности данного понятия мы поставили перед собой цель. Цель работы состоит в том, чтобы обсудить проблему социологических исследований территориальных кластеров, развив представление о кластерах, релевантное методам и подходам современной социологии управления.

Традиционно в экономике и географии под кластером понимают территориальную агломерацию взаимосвязанных компаний, обладающих следующими характеристиками:

- компании предоставляют друг другу специализированные услуги на условиях долгосрочного стратегического партнерства или аутсорсинга [1],

- компании дополняют друг друга и усиливают свои конкурентные преимущества и конкурентные преимущества отрасли в целом[2],

- кроме бизнес-компаний, в кластере участвуют инфраструктурные организации: научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, финансовые организации, некоммерческие организации, органы местного самоуправления [3].

Профессор Майкл Портер [4] - один из основателей и главный пропагандист современного развития теории кластеров, специалист по стратегическому менеджменту и конкурентоспособности предприятий, отмечает полисубъектность современных кластеров а также возможность территориальной экспансии кластеров на сопредельные страны.

Примерами известных и существующих кластеров можно считать: киноиндустрии в Голливуде и Болливуде, производство вина в Долине Бароса, биотехнологии в Бостоне, оптика в Канто и Кансай (Япония), финансовые услуги на Уолл Стрит (Манхэттен) и

Лондоне, автомобилестроение в южных регионах Германии, часы в Швейцарии и мобильная связь в Швеции. Многие региональные кластеры уже существуют, и их можно идентифицировать, впоследствии из них можно выделять кластеры уже внутри самих индустрий.

Классическим примером кластера является так называемая «Силиконовая долина» или «Кремниевая долина» (Silicon Valley), расположенная в штате Калифорния (США), история которой подробно описывается в работах российских и зарубежных авторов [5].

Кластеры не следует путать с холдингами, объединениями компаний, некоммерческими организациями, хотя эти организации могут тем или иным способом участвовать в кластере.

C точки зрения современных научных представлений [6], кластерами не являются:

- города и муниципальные поселения;

- холдинги и группы компаний, территориально-производственные комплексы с едиными центрами управления;

- компании-партнеры, ориентированные на внутренний региональный спрос,

- некоммерческие организации, ассоциации предприятий и организаций, торгово-промышленные палаты, клубы и объединения предпринимателей.

Обобщая, можно сказать, что кластеры не являются самостоятельными организациями, и поэтому не могут быть ни юридическими лицами, ни субъектами (заказчиками) и предметами управленческого консультирования.

Разработанность изучения кластеров отражается в многообразии исследований в различных сферах научного знания (экономика, география, менеджмент, инноватика, регионоведение). Вместе с тем социологический анализ управления формированием социальной динамики кластеров, кластерных политик и кластерных инициатив в научной литературе на сегодняшний день не получил широкого освещения.

Надо заметить, что и в зарубежных исследованиях подходам социологии управления в исследованиях кластеров уделялось значительно меньше внимания, чем их экономическим или географическим интерпретациям.

На взгляд автора, социально-гуманитарный анализ кластеров в первую очередь определяется проблемными полями исследования общества, которые связаны с практическими задачами, которые стоят перед социальными институтами, научным сообществом и органами власти.

Основной стратегией государства в области формирования и поддержки кластеров должно стать целенаправленное воздействие на субъекты управления кластерами, согласованное с их внутренними укладами, социальными и институциональными тенденциями развития, вовлечение в этот управленческий процесс органов исполнительной власти, институтов науки и образования, СМИ и гражданского общества, финансовых институтов, крупного, малого и среднего бизнеса, следуя при этом мировому опыту развития кластеров и представлениям об эффективном развитии общества.

С этой точки анализ кластеров должен, с одной стороны, формировать теоретическую парадигму и исследовательские задачи социологии управления кластерами, а с другой стороны быть ресурсом решения практических задач.

Отдельного изучения в контексте изучения процессов кластера требуют особенности региональной и национальной культуры, местные уклады, специфика корпоративных культур. Эти вопросы сопрягаются с исследованием ценностей, мотивов и ориентаций личности в контексте развития кластеров, процессов трансформации явного и неявного знания, институционализации образовательных структур и институтов.

Открытой остается проблема формирования методов анализа лидеров кластерных инициатив и лидерских групп региона как с точки зрения предпринимательских субкультур, так и с точки зрения развития управленческой культуры в кластере.

Кроме того, вопросы лидерства сопряжены с социальными технологиями реализации кластерной политики, которые, в свою очередь, ставят проблему того, каким образом

развитие технологий и инновации могут стать предметом социологического анализа кластера и субъектами (предметами или объектами) кластерной политики.

Все эти проблемы необходимо требуют формирования не только экономического, но и социологического взгляда на кластеры, выдвижения социологических определений кластера.

Исследование проблем развития и функционирования кластеров в рамках социологии управления позволит определить:

- концепции и парадигмы социологических исследований кластерных политик и кластерных инициатив, релевантные современной российской ситуации;

- уровень социальной активности регионов с точки зрения кластерных политик и кластерных инициатив, а также эффективность управления их развитием. Это будет способствовать выработке действенных мер, направленных на реализацию основных направлений государственной кластерной политики;

- принципы и ограничения подготовки управленческих кадров, руководителей и предпринимателей - лидеров реализации кластерных политик и кластерных инициатив;

- принципы и ограничения подготовки научно-педагогических кадров, социологов и экономистов - лидеров исследований кластеров и формирования инструментов исследований.

Рассмотрим разные социологические точки зрения на кластеры.

С одной стороны, кластеры - это генераторы интенсивного социального взаимодействия в сообществах: обмена бизнес-информацией, новыми технологиями,

экспертными мнениями.

Поэтому кластер можно представить как источник социального капитала - генератор доверия, позволяющий социальным агентам более эффективно реализовывать свои интересы и развивать не только свои сообщества, но и институты общества в целом.

С другой стороны, кластер можно рассматривать как социальную среду, в которой социальные агенты осуществляют, с одной стороны, кооперацию в рамках совместных проектов и организаций, а с другой стороны, - конкуренцию, позволяющую отобрать и развить наиболее ценные идеи и знания.

С социально-психологической точки зрения, кластер - это генератор новых навыков и компетенций, личностных установок, которые могут привести к появлению новых неожиданных идей, креативного дизайна, продуктов, услуг или бизнес-концепций [7].

На наш взгляд, кластеры являются сложными самоорганизующимися социальными структурами, ориентированными, с одной стороны, на потенциал региона, а с другой — на формирование «бренда» региона и механизма социально-экономического развития региональных отраслей.

В чем состоит социальное «вещество» кластера или, говоря иначе, каковы социальные и институциональные механизмы аглмерирования организаций?

На этот вопрос может быть множество ответов, исходя из которых можно различить различные типы кластерных политик и способов создания и развития кластера.

Ответ первый. Кластер может развиться «сверху» как инициатива более сильных и властных лиц, обладающих ресурсами. Например, в том случае, когда государство или альянс крупных финансово-промышленных групп целенаправленно «закачивают» деньги в регион в ожидании социальных и экономических эффектов.

В этом случае кластер начинается как территориально-промышленный комплекс (ТПК) - группа специальным образом созданных предприятий, которые развивают регион и его инфраструктуру.

Советский Союз и Россия знают немало примеров создания ТПК и образовавшихся на их базе агломераций компаний. К ним можно отнести такие советские проекты, как агломерацию предприятий г. Норильска, многочисленные моногорода. Думаю, что пример современного развития г. Сочи или автомобильного кластера Калужской области тоже относится к этой области.

Ответ второй - кластер развивается снизу, как инициатива свободных агентов, формирующих выгодные им способы кооперации и конкуренции. В России кластеры

второго рода тоже присутствуют, но они не столь масштабны. Например, если у Вас есть знакомый, увлекающийся велосипедами, и Вы спросите его о том, где в Москве можно приобрести велосипед, то он укажет Вам место около метро Сокольники. Исторически сложилось так, что рядом с метро обосновалось большое количество мелких торговых точек, специализирующихся как на продажах велосипедов, так и аксессуаров к ним.

Вряд ли эту агломерацию можно назвать классическим кластеров (в силу ее малости), тем не менее, эта площадка обладает многими карактеристиками классического кластера -она образовалась стихийно - не по инициативе властей или крупных компаний, а как-то само собой, она сформировала связь между территорией и профессиональной деятельностью.

Аналогичным местом продаж бытовой техники и электроники было пространство около ДК Горбунова в Москве, а место рядом с гостиницей «Измайлово» ассоциировалось с продажей изделий художественных промыслов.

Итак, кластер второго рода - это стихийная агломерация, которая постепенно институциализируется, формируя связь между территорией (Сокольники, Измайлово) и некоторым занятием или сообществом (велосипедисты, художники).

Обустроенность советского пространства принадлежности сообщества не подразумевала форм кластерной ассоциативности с территорией: в моде была унификация. Постсоветская действительность постепенно прорастает сообществами, ищущими связь с территориями и приватизирующими, с одной стороны, территорию, а с другой -символическое и материальное пространство профессиональной деятельности.

Измайлово и Сокольники постепенно становятся более удобными местами для художников и велосипедистов в силу того, что усиливается социальная связь между деятельностью сообщества и территорией. И эта ассоциативность формирует конкурентоспособность как территории, так и «оседлавших» ее сообществ.

На наш взгляд, весьма продуктивным для анализа кластеров, кластерных политик и кластерных инициатив является использование аппарата анализа интеллектуальных сетей, которые разрабатываются американским социологом Рэндаллом Коллинзом [8].

Коллинз считает, что научные идеи развиваются через сетевое общение -формирование связей учитель-ученик. Конфликты и критика привлекают внимание сообщества, формируя ряды последователей или противников.

В основе его теории лежат четыре базовые идеи:

1. Идеи порождают идеи. «Вещи и идеи образуют несводимые друг к другу миры; просто нет пути перехода от внешнего описания вещи к внутреннему смыслу идеи»[9].

2. Индивиды порождают идеи. История - это история динамики групп и отношений в группе. В каждой группе есть лидеры, последователи и «диссиденты». Структуры групп и сетей задают линии развития сообщества, которое определяет историю в различных регионах. Мало того, «само понятие истины было развито внутри интеллектуальных сетей и менялось вместе с историей интеллектуальных сообществ».

Паттернами творчества являются помимо, структур групп, межпоколенческие сети -цепочки связей между учителями и учениками.

Кроме того, важной характеристикой является структурное соперничество -параллельная работа сообществ над одной и той же темой, развитием схожих областей знания.

3. Культура порождает себя. Коллинз критикует как концепцию автономии культуры от общества, так и идеи об автономии культуры. С его точки зрения и язык и культурные практики меняются в процессе того, что Коллинз называет «интерактивным ритуалом».

4. Всё течет - невозможно определить какие-либо контуры или выстроить четкие объяснительные концепции. Коллинз делает ставку не на «истину», которую надо искать, а на социальные взаимодействия - «интерактивные ритуалы» интеллектуальных сообществ, которые постоянно формируют и переопределяют свои схемы объяснения.

Автор отстаивает следующие предположения:

1. Бизнес-идеи, связанные с созданием и развитием кластеров, кластерной политики

и кластерных инициатив, развиваются схожим образом, что и научные и философские идеи, рассматриваемые Коллинзом.

2. Анализ устойчивости и развития лидерских групп в организациях, бизнес-сообществах, сообществах кластеров можно анализировать с помощью методологии Коллинза.

Основываясь на этом подходе, можно предположить, что динамика кластера определяется следующими факторами:

- неформальными связями профессионального сообщества и профессиональной идентичностью людей, входящих в сообщество,

- региональной идентичностью, резонирующей с профессиональной идентичностью.

Исходя из этого, можно уточнить социологическое определение кластера.

Кластер - это территориально и профессионально локализованное сетевое сообщество, которое рекурсивно [10] и самореферентно [11] воспроизводит и коэволюционно развивает уникальную территориальную и профессиональную идентичность своих социальных субъектов (например - «каргопольские мастера игрушек», «вологодские маслоделы», «стэнфордские компьютерщики», «пущинские биологи», «финские лесорубы», «тартуские семиотики», «миланские обувщики» и т.д.), формируя уникальный «бренд» территории, определяющий ее социальную уникальность и экономическую конкурентоспособность.

Без этого механизма социальной идентичности развитие кластера невозможно. Этот механизм идентичности формирует не только «бренд», социальный капитал и конкурентоспособность территории, но и ценностные послания как территории, так и профессионального сообщества, являясь основой социального и экономического развития региона и страны.

Примечания:

1. Malmberg A., Solvell О., Zander I. Spatial clustering, local accumulation of knowledge and firm competitiveness // Geografisca annaler.1978. B 2. S. 85-97

2. Orjan Solvell Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Stockholm: Ivory Tower Pub., 2009. P. 36.

3. Solvell O., Lindqvist G, Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory Tower, 2003. P.74.

4. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Вильямс, 2005. 258 с.

5. Громов Г.Р. История Кремниевой долины - кратко о главном // От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. М.: Радио и связь, 2004. С. 34.

6. Malmberg A., Solvell О., Zander I. Ibid.

7. Florida R.L. The rise of the creative class: and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. N. Y.: Basic Books, 2002. P. 68.

8. Рэндалл К. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. С. 54.

9. Там же. С. 46.

10. Под рекурсивностью понимается интерактивность и взаимная подстройка и изменение социальных процессов кластера.

11. Под самореферентностью подразумевается социальная динамика, в которой сообщество описывает себя и согласует собственные внутренние изменения.

References:

1. Malmberg A., Solvell О., Zander I. Spatial clustering, local accumulation of knowledge and firm competitiveness // Geografisca annaler.1978. B 2. S. 85-97

2. Orjan Solvell Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces. Stockholm: Ivory Tower Pub., 2009. P. 36.

3. Solvell O., Lindqvist G, Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory

Tower, 2003. P.74.

4. Porter M.E. Competition: transl. from English. M.: Williams, 2005. 258 pp.

5. Gromov G.R. The history of the Silicon Valley - in short about the main thing // From a hyperbook to hyperbrain: information technologies of the Internet epoch. Essays, dialogues, sketches. M.: Radio and communications, 2004. P. 34.

6. Malmberg A., Solvell O., Zander I. Ibid.

7. Florida R.L. The rise of the creative class: and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. N. Y.: Basic Books, 2002. P. 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Randall K. Sociology of philosophies. The global theory of intellectual change. Novosibirsk: The Siberian chronograph, 2001. P. 54.

9. Ibidem. P. 46.

10. Recursiveness is understood as interactivity and mutual harmonizing and change of social processes of a cluster.

11. Selfreference is understood as social dynamics in which community describes itself and coordinates own internal changes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.