Научная статья на тему 'Социологический портрет современного учителя'

Социологический портрет современного учителя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1238
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСТВО / ТРУД / СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / ДОСУГ / TEACHERS / LABOR / SOCIAL POSITION / SENSE OF LIFE / VALUES / LEISURE TIME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осинский Иван Иосифович

статье анализируются социальное положение современного учительства, его отношение к работе, к прошлому и настоящему своей страны, ценностные ориентации, формы проведения свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL PICTURE OF MODERN TEACHER

The article analyzes the social position of modern teachers, their attitude to job, to past and present of their country, their value orientations, the forms of spending their leisure time.

Текст научной работы на тему «Социологический портрет современного учителя»

дым женщинам. А вот женщины следующей возрастной группы (30-39 лет) могут более активно реализовываться при мужском руководстве, поскольку они в некоторой мере уже смогли доказать свою профессиональную состоятельность. Скрытый гендер, на наш взгляд, присутствует и в случае, когда женщины в возрасте 4049 лет отрицательно оценивают свои возможности раскрыть потенциал при женщине-руководителе. Между женщинами негласно развиваются конкурентные отношения за лидерство.

Те же самые проявления гендера, а именно обострение конкурентных отношений, мы обнаруживаем и в группе мужчин 30-39 лет, которые негативно оценивают влияние женского руководства на их удовлетворенность.

Подведем итоги. Результаты исследования убедительно свидетельствуют о том, что гендерные проявления имеют место и в явном, и в латентном виде. Гендер вызывает ряд когнитивных противоречий и у мужчин, и у женщин. Полученные результаты нацеливают на то, что не-

обходимо не только выявление скрытого проявления гендера, но и изменение сложившейся практики. Это связано с необходимостью самореализации каждого человека, с возможностью выбора им такой поведенческой стратегии в повседневных практиках, которая способствовала бы осуществлению им полноценной индивидуальной и социальной субъектности.

Сведения об авторах Ильиных Светлана Анатольевна - доктор социологических наук, профессор кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирского государственного университета экономики и управления, г. Новосибирск, e-mail: ili.sa@mail.ru.

Data on authors Ilinykh Svetlana Anatolevna - doctor of sociological sciences, professor, department of social communications and sociology of management, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, email: ili.sa@mail.ru.

УДК 316.344.24

И.И. Осинский

СОЦИОЛОГИЧЕСКИИ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

В статье анализируются социальное положение современного учительства, его отношение к работе, к прошлому и настоящему своей страны, ценностные ориентации, формы проведения свободного времени. Ключевые слова'учительство, труд, социальное положение, смысл жизни, ценности, досуг.

I.I. Osinsky

SOCIOLOGICAL PICTURE OF MODERN TEACHER

The article analyzes the social position of modern teachers, their attitude to job, to past and present of their country, their value orientations, the forms of spending their leisure time.

Keywords: teachers, labor, social position, sense of life, values, leisure time.

Учительство - наиболее крупный отряд современной российской интеллигенции, играющий важную роль в жизни общества, его регионов. Оно осуществляет функции социализации подрастающего поколения, передачи ему накопленных человечеством знаний, норм, традиций, ценностных ориентаций, развития творческих потенций. Результаты реализации многообразных функций во многом зависят от социального положения учителя, его квалификации, опыта, нравственных ценностей. Рассмотрению названных и ряда других вопросов посвящена данная статья. При ее написании автором использованы результаты социологических исследований,

проведенных в Бурятии в 1995 и 2011 гг. И.И. Осинским (руководитель), доцентами А.А. Буркиной и М.И. Добрыниной, а также бесед с учителями. В 1995 г. было опрошено 138 учителей, в 2011 г. - 455. В исследовании в необходимой пропорции представлена учительская интеллигенция по полу, возрасту, национальности, месту жительства и т.д. Прежде всего, для нас представляет интерес основная сфера жизнедеятельности учителя - трудовая деятельность. Труд -главное в жизни человека, общества. «Все счастье земли, - писал В. Брюсов, - за трудом». Удовлетворены ли учителя своей работой? Анкетный опрос показал следующее (в %):

1995 г. 2011 г.

Работой очень доволен (довольна) 5,8 9,9

Вполне доволен (довольна) 24,6 32,8

Скорее доволен (довольна), чем недоволен (недовольна) 38,4 36,4

Скорее недоволен (недовольна), чем доволен(довольна) 17,4 10,4

В общем недоволен (недовольна) 8,0 3,9

Очень недоволен (недовольна) 2,9 -

Работа для меня безразлична 0,7 0,7

Затрудняюсь ответить 2,2 3,4

Как видно, за пятнадцать лет заметно увеличилась доля учителей, удовлетворенных своей работой. Сегодня она составляет около 80%. Почти в два раза уменьшился удельный вес тех, кого работа не удовлетворяет. Чем нравится учителям их работа? 41,9% опрошенных ответили - своей полезностью, нужностью обществу, 21,7% - тем, что рядом трудятся хорошие, интересные люди, 19,5% - возможностью заниматься любимым делом, 16,4% - большим отпуском, 16,1% - возможностью творчества, поиска нестандартных решений, столько же - возможностью проявить себя в качестве организатора, руководителя, 10,4% ответили, что им нравится работа тем, что требует напряжения мысли, интеллектуальной нацеленности, 8,7% - возможностью быть на виду, чувствовать, что ты чего-то достиг.

Главное, чем не удовлетворены учителя - это низкой зарплатой. Только 4,1% опрошенных считают, что у них хорошая зарплата. Пятнадцать лет назад этот показатель равнялся 1,4%.

О своем нынешнем материальном положении учителя сообщили следующее:

«денег до зарплаты не хватает» - 39,5%, «на повседневные расходы денег достаточно, но покупка одежды вызывает затруднения» - 24,3%, «денег в основном хватает, но для покупки дорогих товаров пользуюсь кредитом или беру в долг» - 32,3%, «в настоящее время могу ни в чем себе не отказывать» - 2,65%. В связи с материальными трудностями в настоящее время, как и полтора десятилетия назад, каждый третий учитель Бурятии работает на стороне. Это, как показывает практика, в большинстве случаев негативно сказывается на его основной работе. Нередко затрудняет повышение квалификации, мешает профессиональному росту.

Хотелось бы, чтобы правительство страны серьезно подумало о положении учительства, чтобы от обещаний перешло к делу и не в преддверии выборов, авансируя голоса избирателей, а постоянно заботилось об этой категории своих граждан. Вряд ли есть будущее у государства, в

котором одни получают в месяц 7-8 тысяч рублей за свой нелегкий труд, а другие - по миллиону, а то и десятки миллионов. Пора от политики подкупа одних и нищенских подачек другим перейти к политике справедливого цивилизованного распределения по труду. Неслучайно, как показало исследование, 10,1% опрошенных учителей, судя по их признанию, чувствуют себя как специалисты в положении «лишних» людей, 30,6% иногда чувствуют в таком положении. Правда, 15 лет назад этот суммарный показатель равнялся 63,7%. С этим чувством учительства связано другое - тревога в перспективе остаться без работы. Их доля составляет 28,0%. Кроме того, 22,4% подчеркнули, что их иногда тревожит такая перспектива. Кстати, эта проблема, судя по ответам респондентов, вызывает еще большую озабоченность у инженеров, специалистов сельского хозяйства, культпросветработников.

Как уже отмечалось, профессионализм, компетентность - главное условие успешной деятельности учителя. Педагог, не обладающий этими качествами, лишен возможности удовлетворять потребности своих учеников. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте. «Учитель живет до тех пор, - писал К. Д. Ушин-ский, - пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Забота учителя о своих знаниях, эрудиции, технологии формирования интереса у учащихся к постоянному поиску и овладению ими необходимыми знаниями, общекультурными навыками сегодня в век телевидения, Интернета приобретает особое значение. В этих условиях в значительной мере видоизменяются функции и роль самого учителя.

Как же учителя оценивают свои профессиональные знания? 42,65% опрошенных считают, что они обладают достаточными знаниями для выполнения своей работы, должностных обязанностей, 21,7% ответили, что у них таких знаний недостаточно, 33,0% полагают, что не все-

гда бывает достаточно знаний. В то же время 85,3% ответили, что они испытывают потребность в повышении квалификации. Наибольшее количество опрошенных (41,45%) отметили, что им нужны знания по своей специальности, 24,6% - для работы на персональном компьютере, 21,7% - в области экономики и маркетинга, 20,7% - по работе с людьми, руководству коллективом и др. Часть учителей нуждается в знаниях по психологии. Видимо, руководители школ, органы народного образования должны помочь учителям в реализации этих потребностей.

Впрочем, нельзя на основе приведенных данных думать, что педагоги не повышают своей квалификации. Если иметь в виду только институциональные формы, то в течение последних пяти лет повысили свою квалификацию 85% опрошенных учителей (к 1995 г. за аналогичный период повысили квалификацию всего 23,9%). Они проходили учебу в институтах, на факультетах, курсах повышения квалификации. Некоторые выезжали за рубеж. 13,7% не сумели этого сделать.

Судя по оценке учителями уровня своей компетентности и потребностей, видимо, есть необходимость более строго строить систему повышения квалификации, более дифференцированно, с учетом потребностей и интересов каждого. К тому же надо иметь ввиду, что особую роль играет самообразование: изучение новой литературы, опыта, достижений в области науки, технологии обучения. Думается, что глубоко прав был Д.И. Писарев, подчеркивавший, что «настоящее образование есть только самообразование».

Учительство всегда отличалось своим неравнодушным отношением к проблемам общества. Являлось и является своеобразным индикатором общественного мнения о переменах, происходящих в нем.

Как оно оценивает современное общество, что в нем принимает, а что отвергает, что вызывает тревогу? В современном, постсоветском обществе учителям импонирует возможность быть хозяином своей судьбы - 24,8% (хотя, как мы видим, многие не уверены в завтрашнем дне, испытывают страх лишиться работы), отсутствие политического, идеологического диктата -22,4%, возможность бывать за границей - 21,9%, свободно высказывать свои мысли - 20,5%, свобода творчества - 18,55%, возможность стать состоятельным, богатым - 7,0% (заметим - с учительской-то зарплатой), возможность сделать политическую карьеру - 2,2%.

А что больше всего тревожит учителей в современном обществе? Оказывается - коррупция государственных чиновников - 57,8%, бедность и нищета - 53,25%, потеря нравственных ориентиров в обществе - 49,2%, преступность -47,5%, развал народного хозяйства страны -37,8%, неуважение к истории страны - 32,8%, стремление государства отнять у народа льготы

- 18,8%, перспектива стать сырьевым придатком ведущих держав мира - 15,9%, утрата статуса великой могучей мировой державы - 15,7%, угроза утраты самобытной национальной культуры - 13,5%, ослабление обороноспособности страны - 12,05%. Как видим, учительство весьма критично оценивает реалии современного российского общества. Видит в нем больше изъянов, чем положительного.

Представляет интерес учительский взгляд на прошлое страны, наиболее значимые, поворотные события в истории ее народа, нации.

Так, на вопрос анкеты, «Какие исторические события сыграли, на Ваш взгляд, решающую положительную роль в развитии Вашего народа?» 63,1% опрошенных ответили: вхождение Бурятии в состав России, 44,6% - победа в Великой Отечественной войне, 23,9% - избрание Президентом России В.В. Путина, его деятельность, 23,1% - образование Бурятской АССР в 1923 г., столько же - индустриализация республики, 19,5% - Октябрьская революция 1917 г. (9,4% считают, что она сыграла отрицательную роль), 16,1% -принятие Декларации о государственном суверенитете Бурятии, 12,8% - выборы Президента Бурятии, 11,8% - избрание Президентом России Д.А. Медведева, его деятельность, столько же - избрание Президентом Бурятии В.В. Наговицына, его деятельность, 11,6%

- коллективизация сельского хозяйства, 7,0% -избрание Президентом Бурятии Л.В. Потапова, его деятельность. Кстати, у работников административно-управленческого персонала, юристов данный показатель Л.В. Потапова равняется 12,6%, у работников литературы и искусства -12,5%, у культпросветработников - 10,3%.

Решающую же отрицательную роль в жизни народа сыграли такие исторические события, как приватизация государственной собственности - 30,6% (3,1% оценивают положительно), ликвидация колхозного строя - 29,2% (1,45% оценивают положительно), перестройка 1985 г. под руководством М.С. Горбачева - 27,5% (4,6% оценивают положительно), распад СССР и образование Российского государства - 27,0% (4,3% оценивают положительно), приход к власти демократов во главе с Б.Н. Ельциным - 20,2%

(2,65% оценивают положительно), роспуск КПСС - 8,2% (3,9% оценивают положительно).

В отличие от немалого количества ученых, журналистов, деятелей культуры, которые советский период в истории нашей страны видят только в черном цвете, изображают как время репрессий, ГУЛАГов, застоя, как некий выкидыш истории, учителя Бурятии в основной своей массе, думается, весьма взвешенно оценивают это время. 27,95% респондентов считают, что за годы Советской власти народ добился большого прогресса в своем развитии, 38,3% - сделал значительный шаг в движении вперед, 21,45% -достиг некоторых положительных результатов. 1,9% утверждают, что все осталось на прежнем уровне. Только 7,5% опрошенных полагают, что народ за советское время скорее больше потерял, чем достиг, или даже оказался отброшенным далеко назад.

Положительно в целом оценивая советское время, учителя в основной своей массе вряд ли хотели бы вернуться в то общество. Об этом можно судить по ответам на вопрос «Считаете ли Вы, что народ в настоящее время имеет больше возможностей для своего развития, чем в годы Советской власти?». 26,0% ответили «безусловно, больше», 28,7% - «наверное, больше», 12,3% - «какими были, такими и остались возможности». Лишь 18% считают, что возможностей стало меньше, 13,0% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

Говоря о возможностях развития страны, республики, своей нации, респонденты, надо полагать, не отделяли их от своих личных возможностей. Как известно, возможности - это не что-то абстрактное. Возможность всегда связывается с решением каких-то конкретных задач. У учителей главные задачи, кредо их жизни определяются тем, что составляет смысл жизни. Смысл жизни, как явствует из ответов на данный вопрос, заключается в создании и сохранении хорошей семьи - 68,2%, добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей - 31,8%, в финансовой независимости -столько же, устроенном быте, комфорте -26,75%, в том, чтобы любить и быть любимым (-ой) - 20,7%, в творчестве, создании нового -17,1%, в служении идеалам добра, в борьбе за справедливость - 8,4%, в бескорыстном служении людям - 6,0%, в получении от жизни как можно больше удовольствий - 5,8%. Как видим, учителя видят смысл своей жизни, прежде всего, в хорошей семье и в добросовестной профессиональной деятельности, в следовании высоким нравственным ценностям. Думается, что это

если не идеальная, то близкая к идеалу модель смысла жизни в современных условиях.

Со смыслом жизни теснейшим образом связаны представления о благополучной счастливой жизни. Вполне естественно, что у большинства респондентов это представление совпадает с понятием крепкой, дружной семьи - 73,7%, хорошего здоровья - 65,5%, материального благополучия - 54,5%, интересной работы - 50,8%. 36,1% связывают счастливую жизнь с уважением людей, 34,9% - с получением образования, 29,6% - с наличием надежных друзей, 23,1% - с процветанием России.

Осуществление того, что составляет смысл жизни, благополучие зависит, прежде всего, от самого человека. Каждый человек - кузнец собственного счастья. В то же время счастье каждого отдельного человека во многом зависит от благополучия общества в целом, от политики, которая вырабатывается и реализуется в обществе, от участия в ней человека. Ничто само по себе не происходит, надо творить, создавать, отстаивать, надо бороться. В этой связи далеко не праздным является вопрос об участии учите -лей в политической жизни страны, своей республики. Опрос показал, что абсолютное большинство учителей не принимают никакого участия в политической жизни. 46,0% респондентов ответили, что у них нет возможности влиять на политические события в стране, 12,3% - политика их не интересует, 16,1% - в последнее время разочаровались в политике и перестали участвовать в ней. Лишь только 16,9% отметили, что они всегда принимают участие в общественно-политической жизни страны. 4,6% считают, что сейчас открылась возможность участия в политической жизни и начали в ней участвовать. В ответах учителей сквозит скептическое, если не негативное отношение учительства к проводимой в стране политике. В одной из анкет было написано: «Участвуй или не участвуй - ничего не изменится».

Это же нашло свое отражение и в отношении к существующим политическим партиям. 31,8% учителей указали, что у них вызывает больше доверия партия «Единая Россия», 10,1% -

«Справедливая Россия», 9% - КПРФ, 2,65% -ЛДПР, 1% - СПС, 1% - «Яблоко». А 42,65% ответили, что у них никакая партия не вызывает доверия.

Нам представляется, что безучастным в политике быть нельзя. Нужно отстаивать те политические идеи, программы, которые выражают интересы народа, людей труда, самого учителя. В этой связи нелишне напомнить слова французского писателя и политика Шарля Монта-

лембера: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами».

И последнее, на чем хотелось бы остановиться. Это о том, как учителя проводят свое свободное время, что читают, смотрят, слушают.

Исследования показывают, что учителя предпочитают проводить свободное время в кругу семьи - 69,9%. 35,9% выезжают отдыхать на природу, 28,2% отдыхают в обществе своих друзей, 22,4% читают художественную литературу, 17,6% посещают театр, 14,9% смотрят ТВ, 14,0% время проводят на даче, 10,6% ходят за ягодами, грибами, 9,9% занимаются спортом, 9,6% работают на компьютере.

Что касается чтения литературы, то учителя предпочитают русскую классику и современную литературу. Многие читают произведения бурятских авторов, особенно учителя титульной нации. Из литературных жанров педагогов больше интересуют художественные, исторические произведения, детективы, публицистика.

Часть свободного времени учителей занимает просмотр телепередач. 10,4% респондентов уделяют «общению» с телевизором около получаса, 23,4% - от получаса до часа, 27,7% - от 1 часа до 1,5 часа, 20,7% - от 1,5 до 2 часов, 6,5% - от 2 до 2,5 часов, 5,3% - от 2,5 до 3 часов. Учителя смотрят разные программы, что свидетельствует о многообразии их интересов. 54,9% отдают предпочтение информационным программам, 52,5% - смотрят отечественные художественные фильмы, 29,4% - научно-популярные передачи, 27,95% - программы о путешествиях, 24,5 - исторические передачи, 21,7% - аналитические

программы, 19,8% - передачи о культуре и искусстве, 17,35% - зарубежные художественные фильмы, 17,1 - музыкально-развлекательные программы. Сравнительно немногих интересуют американские молодежные сериалы, игровые программы, мультфильмы, реалити-шоу, эротические программы.

В телевизионных передачах учителей, прежде всего, привлекают вопросы образования, экономики, политики, безопасности личности, истории. В меньшей мере интересуют темы театра, трудоустройства, любви, карьеры, бизнеса.

Что касается отношения учительства к религии, то здесь такая картина. Глубоко верующими считают себя 3,9% респондентов. Относят себя к верующим 54,9%. Не могут назвать себя верующими, но хотят приобщиться к вере -12,8%. 15,2% сообщили, что не могут дать определенного ответа, так как вопрос о вере ими не решен. 4,8% ответили, что они неверующие, атеисты.

Таковы некоторые составляющие социологического портрета нынешнего учителя. Он вполне современен.

Сведения об авторах Осинский Иван Иосифович - доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: intellige2007 @rambler.ru.

Data on authors Osinsky Ivan Iosifovich - doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: intellige2007 @rambler.ru.

УДК 316.334.55 О.Ж. Гончикдоржиева

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БУРЯТИИ

В статье рассматриваются проблемы социального развития сельского пространства Бурятии. Автор анализирует общественное мнение сельских жителей о современных социально-экономических процессах. Ключевые слова' социальная структура, уровень жизни, бедность.

O.Zh. Gonchikdorzhieva

THE PRESENT STATE OF SOCIOECONOMIC SITUATION OF RURAL POPULATION IN BURYATIA

The article considers the problems of social development of rural area of Buryatia. The author analyzes the public opinion of rural residents on the modern socioeconomic processes.

Keywords: social structure, living standards, poverty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.