Научная статья на тему 'Социологический анализ условий для обучения и их влияния на качество школьного образования: первые результаты'

Социологический анализ условий для обучения и их влияния на качество школьного образования: первые результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / QUALITY OF EDUCATION / INDEPENDENT ASSESSMENT / EDUCATIONAL QUALITY ASSESSMENT / THE KHABAROVSK TERRITORY / EDUCATION MANAGEMENT / SOCIOLOGICAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендель Анастасия Викторовна

В статье представлены результаты независимой оценки качества образования социологическими методами для выявления факторов и условий, созданных для обучения, которые влияют на успешную адаптацию 5-классников к обучению в основной школе и, соответственно, способствуют повышению качества общего образования в Хабаровском крае. Представлен инструментарий, разработанный в рамках исследования (психолого-педагогические методики для учащихся, анкеты для классных руководителей и родителей, программа для ввода, обработки и представления результатов исследования, рекомендации по проведению исследования и интерпретации его результатов), и ориентированный на оценку следующих блоков показателей: показатели готовности учащихся к обучению в основной школе; контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, характеристиками семей учащихся; показатели, характеризующие удовлетворенность родителей различными аспектами школьной жизни их ребёнка. Анализ результатов исследования проводится в сравнении с аналогичными данными исследования готовности первоклассников к обучению в школе. По результатам анкетирования родителей автором выделены проблемные моменты в организации образовательного пространства школами Хабаровского края; предложены рекомендации, направленные на повышение уровня удовлетворённости родителей качеством организации образовательного пространства в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендель Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of learning environment and its influence on the quality of school education: initial results

Тhe article presents the results of sociological analysis of the independent educational quality assessment to identify factors and conditions created for learning which affect the successful adaptation of 5-graders to the secondary school and contribute to improving the quality of General education in the Khabarovsk territory. The article presents the instruments that include: psychological and pedagogical methods for the students; questionnaires for teachers and parents; the program for input, processing and presentation of the research results; recommendations for the study and interpretation of the research results. These instruments focuses on the evaluation of following sets of indicators: indicators of readiness to study in the secondary school, contextual indicators related to the individual characteristics of students, specifics of the educational process, characteristics of the student families; indicators of the parents’ satisfaction with the different aspects of their child’s school life. The analysis of the research results is carried out in comparison with the similar data of the research of readiness of the 1-graders to study at school. According to the results of the survey of parents, the author highlighted the problematic aspects in organization of the educational space by schools of the Khabarovsk territory. It also offers a list of recommendations that can increase the satisfaction of parents with the quality of educational space in schools.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ условий для обучения и их влияния на качество школьного образования: первые результаты»

ЕЮ1 10.22394/1818-4049-2019-87-2-139-149 УДК 373.1

А. В. Мендель

Социологический анализ условий для обучения и их влияния на качество школьного образования:

первые результаты

В статье представлены результаты независимой оценки качества образования социологическими методами для выявления факторов и условий, созданных для обучения, которые влияют на успешную адаптацию 5-классников к обучению в основной школе и, соответственно, способствуют повышению качества общего образования в Хабаровс.кол1 крае. Представлен инструментарий, разработанный в рамках исследования (психолого-педагогические методики для учащихся, анкеты для классных руководителей и родителей, программа для ввода, обработки и представления результатов исследования, рекольендации по проведению исследования и интерпретации его результатов), и ориентированный на оценку следующих блоков показателей: показатели готовности учащихся к обучению в основной школе; контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, характеристиками семей учащихся; показатели, характеризующие удовлетворенность родителей различными аспектами школьной жизни их ребёнка. Анализ результатов исследования проводится в сравнении с аналогичными данными исследования готовности первоклассников к обучению в школе. По результатам анкетирования родителей автором выделены проблемные моменты в орга низации образовательного пространства школами Хабаровского края; предложены рекомендации, направленные на повышение уровня удовлетворённости родителей качеством организации образовательного пространства в школах.

Ключевые слова: качество образования, независимая оценка, оценка качества образования, Хабаровский край, управление образованием, социологическая оценка.

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями развития образования в Российской Федерации. Так, в мае 2018 г. Президентом РФ были определены основные цели развития системы образования в России до 2024 г. , одна из которых - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования.

В соответствии с указанной целью был разработан национальный проект «Образование», включающий ряд федеральных проектов, в том числе проект «Современная школа», результатом которого должна стать разработка методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных органи-

зациях на основе практики международных исследований качества подготовки о буч ающихся.

В настоящее время определение ведущих стран по качеству общего образования происходит на основе различных рейтингов. Приведем несколько примеров.

1) Индекс уровня образования в странах мира1. Рассчитывается как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование. В 2016 г. российская система образования находилась на 34 месте из 188 стран.

2) Рейтинг эффективности группы Пирсон2. Рассчитывается на основе уровня грамотности населения с учетом результатов стран в исследованиях PISA, TIMS S и PIRLS. В 2016 г. российская си-

1 Аналитический портал «Гуманитарные технологииРейтинг стран жира по уровню образования. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 16.04.2019).

Анастасия Викторовна Мендель - аспирант, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьев а-Амур ского, д. 33). E-mail: mendelanastasia(agmail.com

стема образования находилась на 34 месте из 50 стран.

По результатам международных и национальных мониторинговых исследований качества образования, российские четвероклассники демонстрируют стабильно высокие результаты3, те же исследования показывают значительное снижение образовательных результатов школьников при переходе в основную и старшую школу4.

В качестве факторов, влияющих на образовательные результаты, международные эксперты выделяют:

- согласованность международных и национальных стандартов общего образования;

- уровень профессиональных компетенций педагогов (подготовка педагогов, профессиональное развитие);

- личностные качества обучающихся (мотивация и интерес к обучению, вовлеченность в учебный процесс, самооценка своих учебных достижений, позитивная стратегия поведения);

Кроме этого, немаловажную роль для повышения качества обр азов ания играют условия осуществления образовательной деятельности организацией и уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг потребителей (учащихся и их родителей (законных представителей)).

Анализ региональной системы оценки качества образования подтверждает общероссийские тенденции снижения

образовательных результатов школьников при переходе из начальной школы в основную (рис. 1,2) [Мендель, Краен о ще-кова, 2018 ; Мендель, Кошман, 2018].

В связи с этим автором было проведено исследование, цель которого провести анализ результатов независимой оценки качества об разо вешня социологическими методами для выявления факторов и условий, влияющих на успешную адаптацию 5-классников к обучению в основной школе и их дальнейшее успешное обучение.

Задачи исследования:

1. Изучить и обобщить международный и отечественный исследовательский опыт независимой оценки качества образования.

2. Проанализировать результаты регионального мониторингового исследования уровня готовности к обучению в основной школе с использованием контекстной информации.

3. Выявить факторы социальной среды, оказывающие влияние на успешную адаптацию к обучению в основной школе.

4. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию школьного образования в Хабаровском крае.

Объект исследования — основное общее образование.

Предмет исследив алия - независимая оценка качества общего образования и уровня удовлетворенности родителей школьным обучением социологическими

2 Analiticheskij portal «Gumanitamye tekhnologiit. Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment. URL: https:/ / gtmarket. ти/ ratings/global-index-of-cognitive-skills-and-educational-attainment/ info.

3 Ковалева, Г.С., Баранова, В.Ю., Кошеленко, Н.Г. Международное сравнительное исследование PIRLS-201 б ¡РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Аналитический отчет. URL: http://centerоко. ти/puhlic.html (дата обращения: 16.04.2019) ; Результаты ^международного исследования TIMSS 2015, 4 класс. URL: http://centeroko.ru/puhlic.html (дата обращения: 16.04.2019) ; Аналитический отчет о проведении Национального исследования в 4 классах по предметам: «Русский языкл, «Математика», «Окружающий мир* (Часть 1, 2, 3, 4). URL: https://ujurw.eduniko.ru/nachalka (дата обращения: 16.04.2019).

4 Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). URL: http://centeroko.ru/puhlic.html (дата обращения: 16.04.2019) ; Результаты международного исследования T7MSS2015, 8 класс. URL: http://centeroko.ru/public, html (дата обращения: 16.04.2019) Результаты международного исследования TIMSS Advanced 2015, 11 класс. URL: http://centeroko. tu/puhlic.html (дата обращения: 16.04.2019) ; Аналитический отчет о проведении Национального исследования качества математического образования в 5-7 классах за 2014 год (Часть 1, 2). URL: https://www.eduniko.ru/ matematika (дата обращения: 16.04.2019) ; Аналитический отчет о проведении Национального исследования качества образования по биологии и химии в 10 классах (Часть 1, 2). URL: https://иш/w.eduniko.ru/biologiya-himiya (дата обращения: 16.04.2019).

■ 4 класс, 2016 "5 класс, 2017 год ■ 6 класс, 2018 год

50%

51%

Отметка

Рис. 1. Распределение участников Всероссийских проверочных работ по математике по полученным отметкаж {Хабаровский край, 2016 - 2018 гг.)

■ 4 класс, 2016 "5 класс, 2017 год "6 класс, 2018 год

49%

,44%

20% 20%

Рис. 2. Распределение участников Всероссийских проверочных работ по русскому языку по полученным отметкаж {Хабаровский край, 2016 - 2018 гг.)

методами.

Эмпирическая база исследования: - результаты регионального мониторингового исследования уровня готовности к обучению в основной школе (2018 г.).

Исследование проводилось в сентябре 2018 г. и носило пилотный характер.

Всего для участия в исследовании было заявлено 1620 пятиклассников из 29 образовательных организаций Хабаровского края.

В опросе в рамках исследования приняли участие 1156 родителей пятиклассников.

В ходе исследования также было проведено анкетирование 65 учителей - классных руководителей пятиклассников, участвовавших в исследовании.

- вторичный анализ результатов исследования готовности первоклассников к обучению в школе в Хабаровском крае в 2014 г.5

Методы исследования: анкетирование, статистический анализ, вторичный анализ данных, анализ документов.

Гипотеза исследования: на успешную адаптацию пятиклассников к обучению в основной школе влияют условия, создан -

5 Краевое государственное казенное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» КГКУ РЦОКО. URL: https://rcoko.khb.ru/oko/monitoring/noo/ 1-grade/readiness/

ные для обучения в семье; комфортность образовательной среды; качество образовательной среды; информированность родителей о школьном обучении их ребенка; безопасность образовательной среды; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Научно-практическая значимость результатов исследования:

1. Разработан инструментарий комплексной оценки адаптации пятиклассни-ковк обучению в основной школе, включающий:

- психолого-педагогические методики для учащихся;

- анкеты для классных руководителей;

- анкеты для родителей;

- программу для ввода, обработки и представления результатов и с след о в а-ния;

- рекомендации по проведению исследования;

- рекомендации по интерпретации результатов исследования.

2. Проведена независимая оценка уровня удовлетворенности родителей пятиклассников качеством организации образовательного пространства школами, определены «сильные» и «слабые» стороны школ.

3. Разработаны практические рекомендации для родителей, учителей и администрации образовательных организаций по поддержки пятиклассников в период адаптации к обучению в школе.

4. Разработаны рекомендации для работников школ по повышению уровня удовлетворённости родителей качеством организации образовательного пространства в школах.

Обобщенные показатели готовности к обучению в школе, которые использовались для разработки инструментария

Все рассматриваемые в исследовании показатели были разделены на три блока:

- показатели готовности учащихся к обучению в основной школе;

- контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, характеристиками семей учащихся;

- показатели, характеризующие удовлетворенность родителей различными аспектами школьной жизни их ребёнка.

Показатели готовности учащихся к обучению в школе включают учебную мотивацию школьника, самооценку, условия в семье для обучения, помощь ребенку в обучении.

В качестве контекстных показателей, которые используются для объяснения полученных в ходе исследования результатов, были выделены следующие:

1) характеристики классов (например, число учащихся в классе);

2) характеристики учащихся - демографические характеристики пятиклассников, участвовавших в эксперименте (возраст, пол);

3) характеристики учителей: демографические (пол, возраст); профессиональные (образование, стаж, квалификационная категория);

4) информация о семьях учащихся (возраст и уровень образования родителей учащихся; выбор школы, в которой обучается ребенок; загруженность школьников учебной и внеучебной работой).

Удовлетворенность родителей различными аспектами школьной жизни их ребёнка представлена 5 шкалами:

1) комфортность образовательной среды;

2) качество образовательной среды;

3) информированность родителей;

4) безопасность;

5) материально-техническое обеспечение.

Участники исследования

Всего для участия в исследовании было заявлено 1620 пятиклассников (51% -мальчики, 49% - девочки) из 29 образовательных организаций Хабаровского края. Информация о количестве участников по муниципальным районам/городским округам представлена в таблице 1.

Основная часть выборки (64%) - это учащиеся общеобразовательных школ городов и рабочих поселков края, 27% -учащиеся сельских школ, 9% - представители школ повышенного статуса (лицеи и гимназии).

Специальный отбор учащихся в 5-й класс проводился только в двух классах

Таблица 1

Участники регионального исследования

Муниципалитет Количество Количество

образовательных учащихся

организации

Амурский район 2 77

Бикинский район 1 38

Ванин с кий район 2 63

Верхнебуреииский район 1 66

Вяземский район 2 75

Комсомолеский район 2 53

Район им. Лазо 3 192

Нанайский район 1 66

Советско-Гаванский район 2 150

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солнечный район 2 85

Ульчский район 1 59

Хабаровский район 1 68

г. Комсомольск-на-Амуре 4 282

г. Хабаровск 5 346

Всего 29 1620

Источник: составлено автором.

одной школы Советско-Гаванского муниципального района — 40 чел. (2,5%).

По результатам анкетного опроса учителей, 4 учащихся (0,2%) испытывают трудности в понимании русского языка.

Большая часть участников исследования (88%) продолжили обучение в 5-м классе в той же школе, в которой окончили начальную, 7% детей пошли в другую школу по месту жительства и 3% - в школу, которую специально выбирали.

В опросе в рамках исследования приняли участие 1156 родителей пятиклассников, из них 1027 (89%) - матери, 80 (7%) - отцы, 36 (3%) - другие родственники. Основная часть родителей относится к возрастному диапазону 31-45 лет и имеет начальное/среднее профессиональное или высшее образование.

В ходе исследования также было проведено анкетирование 65 учителей -классных руководителей пятиклассников, участвовавших в исследовании. Среди опрошенных учителей большая часть - это педагоги старше 30 лет, имеющие высшее педагогическое образование, высшую или первую квалификационную категорию. Что касается педагогического стажа респондентов, то здесь лидируют учителя, проработавшие в школе 11 - 25 и 4 - 10 лет (28 и 25% соответственно}, далее сле-

дует группа педагогов, чей педагогический стаж менее 3 лет (22%) и 26 - 40 лет (18%).

Семья как ресурс школьной успешности ребенка

Не вызывает сомнения, что успешность в обучении, так же как и готовность ребенка к школе, определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе. Известно, что успешная адаптация первоклассников к обучению в школе зависит от помощи родителей на первом этапе школьной жизни и от сотрудничества родителей и учителя. То же можно сказать и о периоде адаптации пятиклассников к обучению в основной школе. Для организации эффективного взаимодействия с семьями обучающихся по оказанию поддержки детям классные руководители пятиклассников должны владеть информацией о семьях своих учеников.

При дальнейшем рассмотрении результатов исследования уровня готовности к обучению в основной школе необходимо отметить, что пятиклассники 2018 г. ранее уже принимали участие в подобном мониторинге в 2014 г. [Мендель, Хасанова, Симонова, 2018 ; Мендель, 2018. С. 90-96].

Поддержка семьей обучения ребенка

В исследовании готовности первоклассников к обучению в школе в 2014 г.

в ходе анкетирования родителей респондентам были заданы вопросы о соблюдении режима дня и создании условий для занятий . Аналогичные вопросы были заданы родителям пятиклассников и в начале 2018 — 2019 учебного года. Ответы на эти вопросы позволяют оценить условия, способствующие успешному вхождению ребенка в школьную жизнь.

На рисунке 3 видно, что в 5-м классе большинство семей стараются соблюдать режим дня ребенка, но практически половине опрошенных это удается с трудом, 21% семей успешно соблюдает режим дня.

Режим дня - одно из важных средств, позволяющих регулировать активность детей в течение дня, приспосабливаться к школьной жизни.

Правильно подобранный режим дня для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы является основным средством реабилитации.

По данным анкетного опроса родителей, большинство семей создают хорошие условия для обучения - около 80% пятиклассников имеют свою комнату, среди первоклассников таких 57%, а среди

50%

тех, у кого своей комнаты нет, 79% имеют «уголок школьника» — часть комнаты, обустроенной для занятий (рис. 4).

Однако 3% пятиклассников не имеют дома места для занятий. Такие дети должны быть выявлены с самого начала обучения, и семья должна получить помощь в создании условий для занятий. Если такой возможности нет, то для этих детей должны быть организованы специальные условия обучения в школе, компенсирующие отсутствие места для занятий дома.

Помощь ребенку в обучении

В отличие от первого класса, где в большинстве случаев домашнее задание носит условный характер, при обучении в основной и старшей школе ребенку (ученику) придется достаточно много сил отдавать самостоятельному обучению. В этом плане возможность поддержки семьей играет существенную роль в уверенности ребенка. Данные о том, как в семьях планируется помощь ученику, представлены в таблице 2.

По результатам анкетирования родителей, в основном матери планируют помогать пятиклассникам в обучение. Для сравнения приведем ответы на этот

40% 30% 20% 10%

Соблюдаем режим Стараемся, и часто Стараемся, но Нет. мы не придаем дня удается далеко не всегда этому большое

удается значение

о Начало 5-го класса (2018 г.) пНачало 1-го класса (2014 г.]

Рис. 3. Соблюдение режилш дня ребенка

79%

57%

В начале 5-го класса (2018 год) В начале 1-го класса (2014 год) Рис. 4. Наличие «уголка школьника» (своей комнаты)

Таблица 2

Помощь ребенку в обучении

Кто в основном оказывает ребенку поддержку в обучении? Доля ответов

Мама 83%

Папа 9%

Бабушка 5%

Дедушка 1%

Другие родственники 2%

Няня / надомный учитель /репетитор 0,4%

Источник: составлено авторам

вопрос группы респондентов в 2014 г., когда пятиклассники только начали свое обучение в школе (рис. 5).

Как видно из диаграммы на рисунке 3, к 5 классу дети получают помощь только от мамы либо остаются один на один с весьма тяжелой учебной нагрузкой. В такой ситуации классным руководителям совместно со школьными психологами необходимо провести беседы с родителями и объяснить, насколько важной в период адаптации к обучению в основной школе для детей является поддержка семьи.

«Загруженность» ребенка

Одним из важных аспектов успешной адаптации ребенка к обучению в основной школе является внеурочная и внеучебная нагрузка, а также наличие свободного времени у школьника.

Для выявления «загруженности» детей в анкете родителям предлагалось два вопроса, ответы на которые представлены в таблицах 3 и 4.

По данным анкетного опроса родителей три четверти пятиклассников тратят на дорогу до школы менее 1 часа. Это соотносится и с данными исследования

□ В начале 5-го класса (2018 год} i В начале 1-го класса (2014 год)

83%

89%

37%

9%

Мама

Папа

20%

8%

X

0,40% 5%

Другие родственники Няня/надомный учитель / репетитор

Рис. 5. Кто в основнол1 оказывает ребенку поддержку в обучении?

Таблица 3

«Загруженность» ребенка

Сколько примерно времени в обычный учебный день Ваш ребенок Нисколько Менее 1 часа 1-2 часа 2-3 часа Более 3 часов

тратит на дорогу в школу 20% 74% 3% 1% 0%

делает все уроки 0% 9% 50% 31% 8%

помогает «по хозяйству» 4% 54% 30% 7% 2%

свободное времяпрепровождение

общается очно 4% 19% 33% 21% 18%

общается онлайн 28% 37% 20% 7% 4%

гуляет 6% 21% 39% 21% 11%

занимается хобби 18% 27% 36% 12% 3%

проводит за компьютером 31% 36% 21% 7% 3%

ничего не делает/смотрит телевизор 18% 40% 26% 7% 4%

Источник: составлено авторам.

Таблица 4

«Загруженность» ребенка дополнительным образованием

Сколько примерно времени в обычную учебную неделю у ребенка уходит Нисколько Менее 1 часа 1-3 часа 3-5 часов Более 5 часов

на занятия спортом, посещение кружков, художественной школы и т.п. 19% 8% 31% 15% 23%

на дополнительные занятия с педагогом или репетитором 59% 7% 20% 5% 2%

Источник: составлено авторам.

2014 г., в котором 74% родителей отметили, что выбрали школу по месту жительства (около 90% из них продолжили обучение в тех же школах). Сомнение вызывает 20% ответов «нисколько», возможно родители имели в виду, что школа находится в шаговой доступности.

Почти 40% респондентов отмечают, что ежедневно на выполнение домашних заданий у детей уходит более 2 часов, в то время как по СанПин6 объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали 2 часов. Рекомендуем учителям обратить внимание на таких детей и в том случае, если это большинство класса, пересмотреть объем домашнего задания.

Отметим, что большинство пятиклассников (около 95%) ежедневно общаются со сверстниками и гуляют. Внимание классных руководителей совместно со школьными психологами и родителями должно быть направлено на детей, которые совсем не общаются со сверстниками и взрослыми.

Около 70% школьников ежедневно проводят время за компьютером, просмотром телепередач или общаясь в режиме онлайн. Родителям необходимо помнить о вредном влиянии такого времяпрепровождения на здоровье ребенка (в соответствии с СанПин дети этого возраста должны работать за компьютером не более 15 минут), а классным руководителям рекомендуется провести классные часы на тему: «Телевизор и компьютер в жизни школьника».

Более 80% детей имеют хобби, при

этом более половины уделяют любимому занятию больше одного часа в день.

Также более 80% пятиклассников посещают кружки, секции художественные школы и пр. Практически четверть детей уделяет дополнительным занятиям более 5 часов в неделю.

Отметим, что 40% школьников уже в 5-м классе дополнительно занимаются с педагогом или репетитором.

Такая занятость детей также влияет на успешную адаптацию школьников. Перенапряжение ребенка способствует ухудшению его здоровья, снижению интереса к учебной деятельности.

Удовлетворенность родителей школой

Ниже представлен анализ результатов исследования уровня удовлетворённости родителей качеством организации образовательного пространства школами, где обучаются учащиеся 5-х классов Хабаровского края.

Данное исследование имеет практическое значение. При наличии информации об уровне удовлетворённости организации образовательного пространства, можно увидеть «сильные» и «слабые» стороны школ Хабаровского края и наметить векторы развития.

Исследование проводилось с помощью специально разработанной анкеты. В анкетировании приняли участие 1156 родителей пятиклассников. В ходе исследования были получены следующие данные (рис. 6).

По данным рисунка 6 можно сделать вывод, что родители обучающихся пятых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. Ш 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Информированность родителей Комфортность образовательной среды

Безопасность Качество образовательной среды Материально-техническое обеспечение

78%

75%

67%

| 67% 63%

Рис. б. Удовлетворенность родителей школой

классов более удовлетворены комфортом образовательной среды и информированностью родителей по сравнению с остальными аспектами образовательной среды.

Анализируя статистические данные анкетирования родителей, можно выделить проблемные моменты в организации образовательного пространства школами Хабаровского края:

- низкий процент удовлетворённости родителей коллективом класса, его сплочённостью и заинтересованностью в учебе;

- большое количество родителей, озабоченных перегруженностью своих детей;

- большое количество родителей, озабоченных недостаточным удовлетворением интересов их детей во внеурочной деятельности школ;

- большое количество родителей, озабоченных недостаточной загруженностью их детей;

- выявлено некоторое беспокойство родителей по поводу поведения других учащихся;

- мнение родителей об оснащённости материально-технической базы школ Хабаровского края имеет средние показатели.

В процессе анализа проблемных зон выявилось противоречие в видении родителями загруженности их детей. Можно предположить, что речь идёт о высоком уровне загруженности учащихся домашними заданиями и нехватке занятости во внеурочное время в связи с недостаточным совпадением предлагаемых мероприятий по внеурочной деятельности с интересами их детей. Об этом также говорят данные анкетирования родителей

— более 80% пятиклассников посещают секции, кружки и пр. (табл. 4).

Исходя из результатов исследования, предлагаем рекомендации, направленные на повышение уровня удовлетворённости родителей качеством организации образовательного пространства в школах:

- классным руководителям провести мониторинг интересов, ценностей, увлечений учащихся своего класса;

- внести изменения в план воспитательной работы, классных часов, внеурочной деятельности соответственно полученным данным мониторинга интересов, ценностей, увлечений учащихся;

- внедрить в урочную деятельность формы работы с учащимися, способствующие сплочению классного коллектива, развитию умения работать в паре (группе), вызывающие интерес к изучению программного материала;

школьной службе психолого-педагогического сопровождения и/или школьной службе медиации изучить свойства опасения родителей по поводу поведения других учащихся, запрос на разрешение конфликтных ситуаций, получение информации участниками педагогического процесса о способах поведения в конфликте, при необходимости, организовать просветительскую и профилактическую работу по перечисленным запросам и способам самовыражения учащихся в школе;

руководителям образовательных организаций изучить потребности образовательной среды в материально-техштческом отношении и создать условия для удовлетворения выявленных запросов.

В результате проведения исследования была получена информация об условиях, влияющих на успешность адаптации пятиклассников к обучению в основной школе: условия для обучения в семье; комфортность образовательной среды; качество образовательной среды; информированность родителей о школьном обучении их ребенка; безопасность образовательной среды; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для выявления степени влияния тех или иных условий на успешность адаптации школьников и их дальнейшее успешное обучение в школе необходимо проведение второго этапа мониторингового исследования в конце учебного года, который запланирован на май 2019 г. Такой формат исследования позволит получить более полную информацию о процессе адаптации пятиклассников к обучению в основной школе, а также оценить эффективность работы учителей основной школы и педагогов-психологов.

Результаты мониторинга позволят принять обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования, а также оценить, насколько действенными оказались разработанные на первом этапе практические рекомендации для разных групп участников образовательного процесса.

Список литературы:

1. Мендель А. В., Краснощёкова С. В. Аналитическая справка по результатам проведения Всероссийских проверочных работ по математике в Хабаровском крае в 2018 году. URL: https://rcoko. khb.ru / files/ uploads /око/ verification_ work/2018_03/ma_4_5_6.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

2. Мендель А. В., Кошман А. В. Аналитическая справка по результатам проведения Всероссийских проверочных работ по русскому языку в Хабаровском крае в 2018 году. URL: https://rcoko. khb.ru/files/uploads/ oko/verification_ work/otchet_PY.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

3. Мендель А. В., Хасанова А. К., Симонова Е. В. Аналитический отчет. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе в Хабаровском крае в 2014 году. URL: https: / / rcoko.khb.ru/files/uploads/oko/ noo_l/Report_gotovnost_2014.pdf (дата обращения: 16.04.2019).

4. Мендель А. В. Независимая оценка как средство повышения качества дошкольного образования: социологический анализ / / Молодые ученые Хабаровскому краю. Материалы XX краевого конкурса молодых ученых и аспирантов (Хабаровск, 2018 г.). ООО «Принт», 2018. С. 90-96.

Библиографическое описание """""" "

Мендель А. В. Социологический анализ условий для обучения и их влияния на качество школьного образования: первые результаты / / Власть и управление на Восто-ке России. 2019. Ms 2 (87). С. 139-149. DPI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-139-149

Anastasiya V. Mendel - graduate student, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (33, Muravyev-Amurskiy Str., Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: mendelanastasia(agmail.com

Sociological analysis of learning environment and its influence on the quality of school education: initial results

The article presents the results of sociological analysis of the independent educational quality assessment to identify factors and conditions created for learning which affect the successful adaptation of 5-graders to the secondary school and contribute to improving the quality of General education in the Khabarovsk territory. The article presents the instruments that include: psychological and pedagogical methods for the students; questionnaires for teachers and parents; the program for input; processing and presentation of the research results; recommendations for the study and interpretation of the research results. These instruments focuses on the evaluation of following sets of indicators: indicators of readiness to study in the secondary school, contextual indicators related to the individual c ha racte ris tics of students, specifics of the educational process, characteristics of the student families; indicators of the parents' satisfaction with the different aspects of their child's school life. The analysis of the research results is carried out in comparison with the similar data of the research of readiness of the 1-graders to study at school. According to the results of the survey of parents, the author highlighted the problematic aspects in organization of the educational space by schools of the Khabarovsk territory. It also offers a list of recommendations that can increase the satisfaction of parents with the quality of educational space in schools.

Keywords: quality of education, independent assessment, educational quality assessment, the Khabarovsk territory, education management, sociological assessment.

References:

1. Mendel A. V., Krasnoshchyokova S. V. Analytical information on the results of the Ail-Russian verification work in Mathematics in the Khabarovsk territory in 2018. URL: https://rcoko.khb.ru/files/ uploads / oko / verification_work/ 2018_03 / ma_4_5_6.pdf (In Russian)

2. Mendel A. V., Koshman A. V. Analytical information on the results of the Ail-Russian verification work in Russian in the Khabarovsk territory in 2018. URL: https://rcoko.khb.ru/files/ uploads/oko/verification_work/otchet_ PY.pdf (In Russian)

3. Mendel A. V. Hasanova A. K.

Si mo nova E. V. Analytical report. The results of the research of the readiness of 1-graders for school in the Khabarovsk territory in 2014. URL: https://rcoko. khb.ru/files/uploads/oko/noo_l / Report_gotovnost_2014.pdf (In Russian)

4. Mendel A. V. Independent assessment as a means of improving the quality of preschool education: sociological analysis. Molodye uchenye Habarovskomu krayu. Materialy XX kraevogo konkursa molodyh uchenyh i aspirantov [Young scientists of the Khabarovsk Territory. Materials of the XX Regional Competition of Young Scientists and Postgraduates (Khabarovsk, 2018)], 2018, pp. 90-96. (In Russian)

Reference to the article-

VI end - ■ I A. V. Sociological analysis of learning environment and its influence on the quality of school education: initial results / / Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 2 (87). Pp. 139-149. DOI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-139-149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.