УДК 316.35:378
Каратабан Ирина Асфаровна
Karataban Irina Asfarovna
соискатель кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета тел.: (928) 465-51-16
post-graduate student of chair of philosophy and sociology, Adyghe State University tel.: (928) 465-51-16
СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF PROCESS OF EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES IN MODERN RUSSIA
Аннотация:
The summary:
В современных экономических условиях возрастает роль профессиональных качеств, которые обеспечивают конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной карьеры. В связи с этой одной из важных задач является разработка новой системы трудоустройства, отвечающей современным условиям российского общества.
In the current economic conditions, the role of professional competencies that ensure competitiveness in the labour market, building a successful career increases. In this regard, one of the important tasks is the development of a new employment system, correspond-ing to the modern conditions of Russian society.
Ключевые слова:
трудоустройство, рынок труда, занятость, профессиональные качества.
Keywords:
employment, labour market, employment, professional qualities.
Задача теоретического и практического осмысления новых подходов к организации процесса трудоустройства выпускников вузов актуализируется в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.
Трансформация социально-экономических отношений в России сказалась на социальных функциях профессионального образования. Можно принять точку зрения социологов, занимающихся проблемами высшего профессионального образования, о том, что, сохраняя традиции и одновременно воспринимая инновации, реализуя основные функции, современная система образования обогащает их новыми характеристиками и механизмами осуществления [1]. Прежде всего это относится к профессиональной функции - развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда [2, с. 4]. Но, на основании данных социологических исследований, специалисты отмечают снижение этой функции и как следствие невостребованность выпускников на российском рынке труда [3, с. 57].
Новая система трудоустройства выпускников вузов должна быть одним из механизмов осуществления функции образования - профессиональной подготовки. Существующая система трудоустройства не выполняет своих функциональных обязанностей, и выпускники не находят своего места на рынке труда. Можно предположить, что выходом из данного положения станет включение вуза в процесс трудоустройства. Требованием времени является наличие наравне с дипломом об окончании вуза у выпускников и таких личностных качеств, как инициативность, лидерство, ответственность, умение трудоустраиваться самостоятельно [4], поэтому необходимо не просто создание службы занятости при вузе, такая служба должна быть интегрирована в систему управления учебным процессом в вузе, чтобы годы обучения были направлены на развитие в студентах личностных и профессиональных качеств, которые впоследствии помогут им найти свое место на рынке труда. Для этого необходимо внести изменения на всех уровнях управления вузовской системой образования и создать новую систему взаимодействия вуза и рынка труда, адаптированную к современным условиям.
Анализ процесса становления системы трудоустройства выпускников вузов как организационноэкономического механизма взаимодействия вузов и экономики страны в части подготовки и распределения молодых специалистов показывает, что его можно подразделить на несколько этапов.
1-й этап - до 1989 г. - можно охарактеризовать как период планового, централизованного, обязательного распределения выпускников высшей школы. При этом молодой специалист имел социальноправовой статус, заключающийся в определенных гарантиях. Он имел право на предоставление жилья, стажировку, то есть социальную, профессиональную и психологическую адаптацию на рабочем месте.
2-й этап - с 1989 г. по 1992 г. - в это время трудоустройство выпускников профессиональной школы уже осуществлялось на основе договоров с отраслевыми министерствами, а затем и с непосредственными заказчиками.
3-й этап - с 1992 г. по 1999 г. - период, когда механизм планового распределения специалистов в условиях перехода к рыночной модели экономики перестал действовать, а новый еще не сформировался.
4-й этап - с 1999 г. до настоящего времени - формирование новой системы трудоустройства выпускников.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2011, № 3)
Переход молодежи от обучения к труду в современном обществе уже не зависит от индивидуальных характеристик и стремлений, а является результатом деятельности социальных сил, находящихся вне контроля молодых людей. Рассматривая особенности социальной интеграции молодежи в условиях неопределенности общества риска, каковым и является общество современной России, В.И. Чупров отмечал, что транзиция зависит большей частью от сочетания индивидуальных способностей молодых людей и возможностей преодоления внешних рисков и угроз [5, с. 67]. Первоначальный риск заложен уже в выборе профессии и носит индивидуальный характер, с одной стороны, а с другой - связан с динамикой всей экономической системы. Такой вид риска обусловлен безработицей, а не снижением активности субъекта рынка труда вследствие ошибочного выбора профессии, и является наиболее характерной особенностью всей функционирующей хозяйственной инфраструктуры и существующей системы профессионального образования [6, с. 48]. Растущий выпуск специалистов с высшим образованием в условиях сокращения спроса на этих специалистов, обусловленный снижением объемов производства, структурными изменениями в экономике, процессом конверсии, требует более пристального внимания к судьбе выпускников вузов. Государство продолжает вкладывать значительные средства в подготовку специалистов и вправе рассчитывать на то, что подготовленные кадры будут использоваться с достаточной степенью эффективности [7, с. 17].
Долгое время проблеме занятости молодых специалистов с высшим образованием в условиях рыночного хозяйства не уделялось должного внимания, хотя всегда был интерес к студенческой молодежи со стороны научного сообщества, так как студенчество попадает в центр внимания исследователей в наиболее кризисные периоды развития общества [8]. Вслед за Т.Э. Петровой можно рассматривать студенчество как неоднородную социокультурную общность потребителей услуг высшего профессионального образования, характеризующуюся разнообразием стилей жизнедеятельности.
Внимание социологов привлекали локальные проблемы студенчества отдельных регионов, изучались жизненные планы молодых людей, типы морального сознания студенчества, ценности и ценностные ориентации, мотивы поступления в высшую школу, социальный портрет первокурсника, проблемы высшего образования как социального института, а также эффективность учебного процесса.
Для поддержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии. Потребность в проведении профориентационной работы зависит от таких негативных явлений, имеющих место на рынке труда, как рост скрытой безработицы, сокращение численности занятого населения, увеличение периода безработицы. Причины перечисленных социально-экономических явлений коренятся в снижении количества экономически активного населения, в несоответствии некоторых выпускников вузов требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, в перенасыщении рынка труда незанятыми молодыми специалистами.
В 2010 г. среди студентов Майкопского государственного технологического университета был проведен опрос, направленный на сравнение успеваемости работающих и неработающих студентов.
Таблица 1 - Сравнение успеваемости работающих и неработающих студентов
Успеваемость Работающие студенты Неработающие студенты
Отличная 12 % 20 %
Хорошая 14 % 39 %
Удовлетворительная 39 % 21 %
Не всегда удовлетворительная 35 % 20 %
В опросе принимали 100 человек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у современных студентов сформирована потребность в услугах по трудоустройству, информированию о состоянии рынка труда, планированию карьеры и психологической поддержке. Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному обществу требуют от системы высшего профессионального образования как социокультурного института обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества, так как проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны, объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования.2003. № 4. С. 100 ; Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 55.
2. Болотин И.С., Джамалудинов Г.М. Социология высшей школы: монография. М., 2003.
3. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 8.
4. Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования. 1998. № 12. С. 100 Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 63 Пашинян И.А. Оптимизация процесса трудоустройства выпускников вузов в рыночных условиях: атореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2000.
5. Чупров В.И. и др. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
6. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда // Социс. 2000. № 12.
7. Пашинян И.А. Планирование карьеры. М., 2000.
8. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления. СПб., 2000. С. 3 ; Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятости молодежи. Улан-Удэ, 2000. С. 177.
1. Zborovskiy G.E., Shuklina E.A. Professional'noe obrazovanie i rynok truda // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. No. 4. P. 100 ; Sorokina N.D. Peremeny v obrazovanii i dinamika zhiznennyh strategiy studentov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. No. 8. P. 55.
2. Bolotin I.S., Dzhamaludinov G.M. Sotsiologiya vysshey shko-ly: monografiya. M., 2003.
3. Sorokina N.D. Peremeny v obrazovanii i dinamika zhiznennyh strategiy studentov // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. No. 8.
4. Merenkov A.V. Rynochney orientiry studenchestva // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1998. № 12. P. 100 Vishnevskiy Y.R., Shapko V.T. Student 90-h - sotsiokul'turnaya dinamika // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2000. No. 12. P. 63 Pashinyan I.A. Optimizatsiya protsessa trudoustroystva vypusknikov vuzov v rynochnyh usloviyah: atoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. M., 2000.
5. Chuprov V.I., et al. Molodezh' v obshchestve riska. M., 2001.
6. Mkrtchyan G.M., Chistyakov I.M. Molodezh' Moskvy na rynke truda // Sotsis. 2000. No. 12.
7. Pashinyan I.A. Planirovanie kar'ery. M., 2000.
8. Petrova T.E. Sotsiologiya studenchestva v Rossii: Etapy i zakonomernosti stanovleniya. SPb., 2000. P. 3 ; Chukreev P.A. Sotsial'nye tehnologii regulirovaniya zanyatosti mo-lodezhi. Ulan-Ude, 2000. P. 177.