Научная статья на тему 'Социологический анализ представления студентов об информационном обществе'

Социологический анализ представления студентов об информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
662
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ / NOTIONS OF STUDENTS ABOUT THE INFORMATION SOCIETY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / SOCIO-ECONOMIC SPHERE / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / SOCIO-PROFESSIONAL STRUCTURE OF THE INFORMATION SOCIETY / ТИПЫ / TYPES / УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ / LEVELS OF STUDENTS'' NOTIONS ABOUT THE INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стегний В.Н., Ермаков М.А.

Анализируется представление студентов об информационном обществе с точки зрения социального будущего. Дается эмпирическое определение информационного общества. На основе данных конкретно-социологического исследования рассматриваются представления студентов о таких элементах социально-экономической сферы, как социально-экономическая структура, сфера труда, частная собственность, структура потребления, отношения к информации. В социально-профессиональной структуре выделяются представления об основных направлениях подготовки специалистов, структуре профессий, ориентации на них, компетентностной модели специалиста, факторах, определяющих данные представления, видах деятельности. Выделены типы, уровни представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE STUDENTS’ notions ABOUT THE INFORMATION SOCIETY

The paper analyzes the notions of students on information society from the point of view of the social future. The empirical definition of the information society is given. Based on the data of a concrete sociological research, the authors reveal the students' notions about such elements of the socio-economic sphere as socio-economic structure, employment, private property, consumption patterns, attitudes towards information. In the socio-professional structure there are the notions about the major vocational programmes, structure of professions, focusing on them, competence model of the specialist, determinants of these representations, activities. The levels and types of the notions are determined.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ представления студентов об информационном обществе»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.77:004

В.Н. Стегний, М.А. Ермаков

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Анализируется представление студентов об информационном обществе с точки зрения социального будущего. Дается эмпирическое определение информационного общества. На основе данных конкретно-социологического исследования рассматриваются представления студентов о таких элементах социально-экономической сферы, как социально-экономическая структура, сфера труда, частная собственность, структура потребления, отношения к информации. В социально-профессиональной структуре выделяются представления об основных направлениях подготовки специалистов, структуре профессий, ориентации на них, компетентностной модели специалиста, факторах, определяющих данные представления, видах деятельности. Выделены типы, уровни представлений.

Ключевые слова: информационное общество, представления студентов об информационном обществе; социально-экономическая сфера, социально-профессиональная структура информационного общества; типы, уровни представлений студентов об информационном обществе.

В концепции информационного общества выделяют ряд аспектов [1, с. 33-34]: современная стадия его развития понимается как общество знаний и информации. Труд и капитал, характерные для индустриального общества, дополняются на этой стадии информацией и знаниями. Причем информация и знания становятся главными ценностями современного общества [2], Хотя в системе рыночного общества знания и информация рассматриваются как товар.

Знания и информация пронизывают все сферы общественной жизни: производственную, техническую, экономическую, экологическую, социальную, политическую, управленческую, сервисную и т.д. Они являются вертикальным срезом общества. Особую роль в этом обществе играет не столько знание и информация, сколько их недостаток или избыток. Для личности

© Стегний В.Н., Ермаков М.А., 2016

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

Ермаков Михаил Александрович - аспирант кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: socio@pstu.ru.

данного общества такая компетенция, как умение ориентироваться в стремительном потоке информации и знаний, становится определяющей в ее деятельности [3, с. 9-10]. Поэтому предметом нашего анализа в данном случае является не само информационное общество, а представления, информированность личности о нем. Рассмотрим это на примере студентов одного вуза1.

Теоретическое понимание студентами информационного общества при проведении конкретно-социологического исследования необходимо свести к операциональной характеристике его содержания и структуры [4, с. 15-16].

Взяв за основу исследования информированность студента об информационном обществе, т.е. то, как он трактует ее содержание и направленность, фиксируем в анализе:

• осведомленность студента об информационном обществе, характеризуемую объемом информации о нем;

• избирательность студента в отношении информации об информационном обществе, характеризуемую конкретным содержанием и направленностью;

• степень активного отношения к информационному обществу, характеризуемую учебной, общественно-политической, духовной активностью студента;

• степень влияния информированности студента об информационном обществе на его поведение, ценности, мировоззрение.

Рассмотреть представления студентов о всех сферах жизнедеятельности информационного общества в одной статье невозможно, поэтому остановимся на двух сферах: социально-экономической и социально-профессиональной.

Представление о социально-экономической сфере рассматривается через следующие элементы. Характеризуя социально-экономическую структуру информационного общества, большинство студентов (50,9 %) склонились к позиции, что в данном обществе «средний слой» будет преобладающим. Часть опрошенных (20 %) высказали мнение, что общество будет наиболее дифференцировано: различия между богатыми и бедными будут расти. Как общество «всеобщего благополучия», где каждый может позволить себе все, что захочет посттрансформационный период представляет только 17 % от общего числа опрошенных. Применительно к полученным результатам отметим, что позиция студентов вписывается в точку зрения современного гражданина: «...не отрицая необходимости глубокой дифференциации доходов для успешного экономического развития, россияне хотят, чтобы подобная дифференциация по своим масштабам и основаниям неравенства отвечала их понятиям о справедливости. население страны в целом проявляет достаточно высокую толерантность к тем видам социального неравенства, которые

1 Социологическое исследование проводилось среди студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета в 2012 году (было опрошено 799 чел.).

представляются им справедливыми» [5, с. 61]. Тем самым доминирующей точкой зрения является признание естественности дифференциации социально-экономической структуры, но с доминированием среднего класса, являющегося для респондентов своеобразным эталоном статуса для личности информационного общества. Более того, предположительно, большинство студентов рассматривают в качестве оптимальной перспективы для себя именно статусную позицию. В данном контексте сильная раздробленность полюсов социальной иерархии не представляется для современной личности негативным явлением, напротив, для подавляющего большинства стремление к полной уравниловке рассматривается как противоестественное явление, способствующее установлению «несправедливой» структуры информационного общества.

С социально-экономической структурой связана сфера труда, так как в основе деления общества на группы лежит закон разделения труда. Среди опрошенных 50,4 % считают, что разделение труда усилится, развитие получит тенденция к предельной специализации. Современный рынок труда формирует социальный запрос на узкоквалифицированные кадры, а система высшего образования в свою очередь проецирует данный вопрос на будущих специалистов - студентов. Другая часть опрошенных (26,3 %) считает, что разделение труда не изменится по сравнению с индустриальным обществом.

Вместе с тем при ориентации на будущее информационное общество у студентов достаточно четко прослеживается установка на высокий статусный труд, который в отличие от аналогичного труда в индустриальном обществе будет отличаться уровнем образования специалиста (27,8 %) и средствами труда (22,8 %). Таким образом, студентами рассматриваются перспективы изменения социальной структуры информационного общества с позиции двух тенденций: изменения в средствах труда и проецируемой данными изменениями - трансформации системы образования.

Изменения в сфере труда студенты связывают с изменением его содержания и характера. Заменит ли машина человека в тяжелом труде в информационном обществе, данный показатель не был однозначно оценен респондентами. Тем не менее наиболее вероятно, по мнению студентов, что «некоторую долю труда будут выполнять машины, но сохранится ряд профессий, где человеческий труд будет преобладающим», 35,4 % респондентов отметили именно данный вариант, тех же, кто считает, что «человек всю трудоемкую и опасную работу возложит на машину», набралось 27,5 %. Такой разброс оценок может объясняться различиями сфер деятельности, которые подразумевались респондентами.

Весьма интересными оказались представления студентов о частной собственности. Здесь фиксируется предельный разброс мнений. Их представления разделились между противоположными вариантами ответов: а) «частная

собственность лишится своих отрицательных характеристик, превратится в индивидуализированную»; б) «частная собственность вытеснит все остальные формы собственности»; в) ее роль «не изменится по сравнению с индустриальным обществом». Возможной причиной подобного разброса представлений является несформированная система взглядов именно по этому вопросу. Такое положение могло быть вызвано недостаточной информированностью студентов в области экономической теории, относительно категории «собственность».

У студентов фиксируются определенные представления о потребительском отношении в информационном обществе. Здесь они разделились на две почти равноценные группы. Одни (48,8 %) считают, что по сравнению с индустриальным обществом структура потребления станет еще более дифференцированной для различных слоев общества. Другие (40,8 %) считают, что информационное общество будет охарактеризовано как общество тотального потребления. Данные позиции студентов, по сути, не противоречат друг другу и могут быть использованы как взаимополагающие.

Существенным показателем представления студентов об информационном обществе является владение информацией в нем. Фразу о том, что «тот, кто владеет информацией, тот владеет миром», считает правильной подавляющее большинство респондентов (78,6 %). Такое понимание ее роли свидетельствует о переходе в статус базового, основополагающего ресурса информационного общества. Вместе с тем 10 % студентов затруднились ответить на этот вопрос, что для данной группы достаточно много.

Разделяемая большинством респондентов позиция, которая декларирует увеличение значимости информации как базового ресурса общества, - тенденция, являющаяся основным иллюстратором протекающего процесса перехода к информационному обществу. Точка зрения, отрицающая повышение роли информации как базового ресурса, также имеет место. Наличие этих противоположных тенденций можно рассматривать как противоречивость, норму для фундаментального процесса, имеющего длительный период протекания, находящегося под действием многих факторов. Группа затруднившихся с ответом - маргинальная категория, потенциально свидетельствующая о присутствии конфликтности среди респондентов, вызванной совмещением ориентаций на дотрансформационный и посттрансформационный периоды развития общества, что может являться причиной сбоев в адаптационных стратегиях поведения.

Среди представлений студентов об информационном обществе определенное место занимают их ориентации на социально-профессиональную структуру в нем. Студенты четко выделяли два стратегических направления подготовки специалистов: 1) направление, связанное с информационными технологиями, - 39 %; 2) направление, связанное с повышением интереса

к инженерно-техническим направлениям подготовки, - 29 %. Данная группа мотивирует свой выбор растущим уровнем научно-технического прогресса в информационном обществе и отсюда, как следствие, возрастающей потребностью в инженерно-технических кадрах для реализации технических проектов.

Исходя из основных направлений подготовки специалистов, студенты выделили преобладающие профессии в информационном обществе. По мнению респондентов это будут профессии, связанные: с развитием и производством информационных технологий - 61,5 %; со сферой экономики (предпринимательство, торговля, финансы, материально-техническая база) -32,5 %; с социальной сферой (образование, здравоохранение, медицина, социальная защита) - 27 %. Наименее популярными будут рабочие профессии. Их роль в будущем отметил лишь каждый десятый среди опрошенных.

В данных представлениях студентов проявляется пролонгация закономерных для настоящего периода развития тенденций, изменения статуса отдельных групп профессий. Так, наиболее престижная до последнего времени экономическая сфера во многом на сегодняшний день сравнялась по популярности со сферой 1Т-технологий, которая приобретает особую актуальность в последнее десятилетие и имеет большой ресурс развития в перспективе. Данная точка зрения нашла отражение в представлении студентов относительно доминирования сферы 1Т-технологий в социально-профессиональной структуре информационного общества. Также закономерным выглядит признание снижения востребованности рабочих профессий, статус которых снизился на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Причем данные особенности отличают именно ситуацию в России, в странах Запада предписанная студентами для информационного общества схема социальной структуры имеет приближенный к завершенности вид уже сегодня. Исходя из этого можно предположить, что отдельные характеристики информационного общества выводятся студентами на основе сравнения с более развитыми странами.

Вопросы анализа профессионального выбора молодежью в современной России весьма актуальны. На основе данного анализа можно судить о сфор-мированности социальных представлений современной личности, о тенденциях развития экономики, которые она и вписывает в предпочтительность тех или иных видов профессиональной деятельности, создавая тем самым определенный спрос на соответствующие направления вузовской подготовки. Результаты исследований свидетельствуют об уровне сбалансированности рынка труда и образовательных институтов.

Сравнение наших исследований с данными Института социологии РАН позволяет оценить, в какой степени пермские студенты солидарны с позицией «среднего» гражданина России. С точки зрения важности сопоставления результатов интерес для нас представляют отмеченные россиянами области

профессиональной деятельности, которые они предпочитают для своих детей, так как в этом случае речь идет о прогнозируемом периоде, в который респонденты вписывают свое видение результатов трансформации экономической отрасли и, как следствие, социально-профессиональной структуры. «Мечтая о работе для своих детей, большинство опрошенных сходится во мнении, что наиболее подходящими для них являются сфера образования, науки, здравоохранения, культуры, а также финансовая деятельность (по 29 % соответственно). На втором месте по значимости - работа в органах государственного и муниципального управления - 24 %. Третью позицию занимает область 1Т-технологий и связи - 21 %» [5, с. 148].

Опираясь на результаты данного исследования, можно судить о множественности точек соприкосновения экономического и социального направлений занятости. В то же время пермские студенты несколько меньше ориентированы на выбор сферы управления (государственная и муниципальная власть), чем россияне в целом (17 % против 24 % соответственно). Но при сравнении результатов двух исследований наблюдается и значительное несовпадение, которое касается сферы информационных технологий (1Т). Данный параметр у респондентов общероссийского исследования занимает первую рейтинговую строчку: 61,5 % отметили 1Т как перспективную сферу занятости в прогнозируемом будущем.

Подобные расхождения в эмпирических данных вызваны особенностями восприятия объекта исследования, проводимого среди студентов ПНИПУ. В целом молодежь можно считать более восприимчивой к изменениям и ориентированной на перспективу. В дополнение к этому на студенческую молодежь оказывает специфическое воздействие социальный институт высшей школы. Осуществляемая высшей школой направленная социализация неразрывно связана с формированием адекватной компетентностной модели личности. Одной из составляющих подобной компетентностной модели сегодня является информационно-коммуникативная компетентность. Повышенное внимание со стороны отдельных сфер общества к 1Т и направленное воздействие со стороны высшей школы проявляется в соответствующих представлениях студенчества. Пролонгации данных тенденций на перспективу в представлениях студентов формируют соответственную статусно-ролевую структуру «нового рынка труда», в которой значимость специалистов, связанных с 1Т, ставит их на вершину социальной иерархии и обусловливает преобладающий спрос на данных работников.

Характеризуя сферы трудоустройства в информационном обществе, студенты считают, что престиж деятельности в этом обществе будет определяться следующими факторами: высокой оплатой рабочей деятельности - 54,4 %; перспективой карьерного роста - 51,1 %; престижностью работы - 33,3 %; ролью саморазвития для работника - 33,0 %; творчеством, креативностью -

28,9 %. Следовательно, в основе выбора вида деятельности в будущем будет не один фактор, а целая система.

С престижностью видов деятельности в информационном обществе студенты взаимоувязывают предпочитаемые в нем виды деятельности. Для работника такого общества наиболее предпочитаемой будет: свободно организованная деятельность, основанная на творчестве, с гибким режимом работы и максимальной включенностью в работу с целью продвижения по карьерной лестнице и увеличения заработка - 41,1 %; деятельность связанная с четким графиком работы и фиксированной заработной платой, - 23,2 %. Такая позиция отражает средневзвешенный подход работника индустриального общества.

Анализируя представление студентов о социально-экономической и социально-профессиональной структурах информационного общества, следует отметить, что в них отражаются основные тенденции развития этих структур в современном обществе [6].

Социологический анализ представлений респондентов о профессиональной дифференциации информационного общества позволяет сделать вывод о том, что ключевым направлением в вузе, с точки зрения повышенного спроса, становится сфера, связанная с информационными технологиями; помимо этого сама трудовая деятельность подготовленного работника в значительной степени организована и основана на творческом начале, креативности. Что же касается материальных ценностей работника информационного общества, то они согласно мнениям респондентов не исчезают, а лишь отходят на второй план вследствие более благополучного положения населения в целом (средний слой будет преобладающим). В то же время уровень оплаты по-прежнему остается одной из наиболее значимых детерминант, обусловливающих престижность трудовой деятельности.

Представления студентов об информационном обществе, с точки зрения полноты информации о нем, можно квалифицировать следующими уровнями.

I уровень. Высшая ступень информированности об информационном обществе, когда представления о нем основаны на научной информации, содержание которой фиксирует единство общего, особенного, единичного в будущем обществе. У такого студента представления об информационном обществе взаимосвязаны с его активной деятельностью.

II уровень. Характеризуется представлениями, в которых фиксируется определенный разрыв единства общего, особенного, единичного в структуре знаний об информационном обществе. На этом уровне в представлении об информационном обществе большое место занимает обыденное сознание. Студент располагает определенной теоретической информацией, но сравнительно слабо увязывает ее со своей практической деятельностью.

III уровень. Представления студентов характеризуются нечеткой, путанной информацией об информационном обществе, понимания его неконкретно, слабо увязано с практической деятельностью.

IV уровень. В представлениях этих студентов отмечается такое своеобразное явление, когда между содержанием вопроса и ответом устанавливается тождество (А=А). Чаще всего в ответе на вопрос они используют материалы самого вопроса. Сказать что-то конкретное о представлениях этих студентов об информационном обществе невозможно, так как они в своих ответах не дают прироста информации. Они просто используют вопрос как источник информации.

Vуровень. Констатируется либо отсутствие представлений об информационном обществе, либо безразличие к нему. Сопоставляя представления студентов об информационном обществе с прогностическими моделями развития российского общества, фиксируем конкретную взаимосвязь между ними, свидетельствующую о том, что их представления основаны на тенденциях развития как современного, так и будущего российского общества [7, с. 8-11].

Характеризуя представления студентов об информационном обществе, фиксируем, что они основаны на их осознании своего социального будущего. Их представлениям присуще такое качество личности современного общества, как социальная прогностическая ориентация. Она находится в основе их настоящей и будущей деятельности.

Настоящая статья подготовлена в рамках работ, выполняемых по гранту РГНФ № 15-13-5001 «Молодежные страты в структуре социумов городских агломераций Прикамья: тенденции и перспективы социальной политики (на примере г. Перми)».

Список литературы

1. Бахман Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. - М.: Логос, 2010. - 248 с.

2. Ермаков М.А. «Человек информационный»: трансформация системы ценностей // Личность в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. проф. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - С. 36-52.

3. Стегний В.Н. Особенности функционирования личности в информационном обществе: отношение к информации // Личность в информационно-инновационном обществе: моногр. / под ред. проф. В.Н. Стегния. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - С. 8-26.

4. Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего: моногр. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 152 с.

5. О чем мечтают россияне: идеал и реальность / под ред. М.К. Горшкова. - М.: Весь мир, 2013. - 400 с.

6. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теория и реальность / Ин-т социологии РАН. - М.: Новый хронограф, 2014. - 408 с.

7. Стегний В.Н. Прогнозирование будущей социальной модели развития России // Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. - 2010. - № 5 (24). - С. 5-13.

Получено 11.01.2016

V.N. Stegniy, M.A. Ermakov

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF THE STUDENTS' NOTIONS ABOUT THE INFORMATION SOCIETY

The paper analyzes the notions of students on information society from the point of view of the social future. The empirical definition of the information society is given. Based on the data of a concrete sociological research, the authors reveal the students' notions about such elements of the socioeconomic sphere as socio-economic structure, employment, private property, consumption patterns, attitudes towards information. In the socio-professional structure there are the notions about the major vocational programmes, structure of professions, focusing on them, competence model of the specialist, determinants of these representations, activities. The levels and types of the notions are determined.

Keywords: information society, notions of students about the information society, socio-economic sphere, socio-professional structure of the information society, types, levels of students' notions about the information society.

Stegniy Vasiliy Nikolaevich - Doctor of Social Sciences, Professor, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@pstu.ru.

Ermakov Mikhail Aleksandrovich - Postgraduate Student, Dept. of Social and Political Sciences, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: socio@pstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.