Научная статья на тему 'Социологический анализ эффективности реализации социальных услуг посредством электронного правительства'

Социологический анализ эффективности реализации социальных услуг посредством электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая коммуникация / массовая коммуникация / связи с общественностью / электронное правительство / открытое правительство / political communication / mass communication / public relations / e-government / open government

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Надежда Сергеевна, Моисеева Ольга Александровна

Целью исследования является анализ современных механизмов коммуникации государства и общества, на примере «Электронного правительства» и оценка эффективности данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества. Основными задачи исследования являются выявление и анализ особенности работы российского «Электронного правительства» в сравнении с международными аналогами, рассмотрение его роли в решении повседневных проблем граждан, выявление сильных и слабых сторон. Исследование нового вида диалога государства и общества позволит решить целый комплекс задач, начиная с рассмотрения меняющегося имиджа власти в глазах общества, проблемы компьютеризации населения и заканчивая анализом наиболее востребованных услуг населением на портале «Электронное правительство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Надежда Сергеевна, Моисеева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the study is to analyze modern communication mechanisms of the state and society, on the example of “e-government” and the evaluation of the effectiveness of this mechanism in the process of changing demands of society. The main objectives of the study are to identify and analyze the features of Russia’s “e-government” in comparison with international peers, review its role in solving everyday problems of citizens, identifying strengths and weaknesses. Study of a new kind of dialogue between the state and society will solve the whole complex of problems, starting with the consideration of changing the image of power in the eyes of society, the problems of the computerization of the population and ending with an analysis of the most popular services on the public portal “Electronic Government”.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ эффективности реализации социальных услуг посредством электронного правительства»

126

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Помимо содержащихся в приведенной схеме, Парсонс указывает на такие структурные компоненты действия, как: мотивы, стимулы, результаты, факторы социальной среды, в контексте и под влиянием которой люди совершают поступки и выстраивают определенную линию поведения [5,C.451-452 ].

Таким образом, задавшись целью исследовать качество личностного потенциала городской производственной молодежи, развивающегося под воздействием множества различных факторов, необходимо очертить концептуальные рамки исследования, базирующиеся на полипарадигмальном подходе. Теории социального действия и деятельностного подхода являются основополагающей, отправной методологической точкой отсчета в подобном исследовании

Список литературы

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / П.Л.Бергер. - М.: Аспект Пресс, 1996

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М.

Избранные произведения / М.Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - С. 628 - 630.

3. Парсонс Т Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т.Парсонс // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1994. - С. 449.

4. Парсонс, Толкотт - [Электронный ресурс]

URL:https://ru.wikipedia.org/w/%D0%9F%D0%B0%D1%80 %D1%81%D0%BE%D0%BD%D1%81,_%D0%A2%D0%BE %D0%BB%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%82 - 11.11.15.

5. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т.Парсонс // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. - М., 1994. - С. 451-452.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО

ПРАВИТЕЛЬСТВА

Виноградова Надежда Сергеевна

канд. полит. наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламные технологии МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ), г.Москва,

Моисеева Ольга Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламные технологии МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ), г.Москва,

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является анализ современных механизмов коммуникации государства и общества, на примере «Электронного правительства» и оценка эффективности данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества. Основными задачи исследования являются выявление и анализ особенности работы российского «Электронного правительства» в сравнении с международными аналогами, рассмотрение его роли в решении повседневных проблем граждан, выявление сильных и слабых сторон. Исследование нового вида диалога государства и общества позволит решить целый комплекс задач, начиная с рассмотрения меняющегося имиджа власти в глазах общества, проблемы компьютеризации населения и заканчивая анализом наиболее востребованных услуг населением на портале «Электронное правительство». ABSTRACT

The aim of the study is to analyze modern communication mechanisms of the state and society, on the example of “e-government” and the evaluation of the effectiveness of this mechanism in the process of changing demands of society. The main objectives of the study are to identify and analyze the features of Russia’s “e-government” in comparison with international peers, review its role in solving everyday problems of citizens, identifying strengths and weaknesses. Study of a new kind of dialogue between the state and society will solve the whole complex ofproblems, starting with the consideration of changing the image ofpower in the eyes of society, the problems of the computerization of the population and ending with an analysis of the most popular services on the public portal “Electronic Government”.

Ключевые слова: политическая коммуникация, массовая коммуникация, связи с общественностью, электронное правительство, открытое правительство

Keywords: political communication, mass communication, public relations, e-government, open government.

С появлением и широким распространением информационно-коммуникационных технологий темп жизнедеятельности людей заметно ускорился, появились новые отрасли промышленности, новые технологии управления. Кроме того растет уровень давления общества на государство. В основе этого давления лежат требования социальной справедливости, эффективного управления, расширения гражданского участия, прозрачности и

упрощения системы взаимодействия общества и государства. Так же повышается давление из вне. В мировом сообществе превалирует идея демократии с равными правами и свободами для всех граждан демократического государства, что является риском и вызовом для целостности той или иной общности. Снижается уровень доверия общества к государственной власти, как силе способной справляется с глобальными вызовами и экономической нестабильностью.

127

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Становится важным не только процесс управления, но и система коммуникации между обществом и государством [1].

Целью нашего исследования является анализ современных механизмов коммуникации государства и общества на примере «Электронного правительства» и оценка эффективности данного механизма в процессе изменяющихся запросов общества. Основными задачи исследования являются выявление и анализ особенности работы российского «Электронного правительства» в сравнении с международными аналогами, рассмотрение его роли в решении повседневных проблем граждан, выявление сильных и слабых сторон. Исследование нового вида диалога государства и общества позволит решить целый комплекс задач, начиная с рассмотрения меняющегося имиджа власти в глазах общества, проблемы компьютеризации населения и заканчивая анализом наиболее востребованных услуг населением на портале «Электронное правительство» [1].

С целью выявления эффективности реализации социальных услуг, предоставляемых населению, их качества и наличие обратного эффекта нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Для данного исследования использовалась выборка методом «снежного кома», ограниченная критериальным методом.

Исследование проводилось на улицах города Санкт-Петербург. В опросе приняли участие 100 респондентов, выбранных случайным образом, без заданных стартовых условий.

В опросе приняли участие 68 женщин и 32 мужчины.

Среди опрошенных велико число лиц со средним (полным и неполным) образованием - 30%, что во многом определялось наличием школьников среди респондентов, средним специальным и неполным высшим образованием (студенты) - по 25%, а также лиц с высшим образованием - 20%.

Обращаясь к социальному статусу опрошенных, следует отметить доминирование наемных работников и учащихся. Минимально количество пенсионеров, что характерно для тех возвратных групп, которые представлены в случайной выборке.

Возраст основной части респондентов (34%) составляет 25-40 лет. 28 человек находятся в возрастной группе от 40 до 55 лет, 15 - в группе старше 55 лет, остальные - младше 25 лет.

При ответе на вопрос о пользовании социальными услугами, респонденты в большинстве случаев отвечали отрицательно (45%), 23% опрошенных пользуются

ими очень редко, 8 человек пользуются иногда, 12 человек пользуются ими часто. Остальные опрошенные затруднились ответить (не все смогли объяснить, что входит в категорию социальных услуг.

На вопрос об изменениях социальных услуг большая часть респондентов ответила, что знакома с ними без особых подробностей (61%). Четверть респондентов знакомы с подробностями реформирования сферы социальных услуг, для 14% участников опроса информация оказалась новой.

При ответе на вопрос «Как Вы относитесь к тому, что государство активизирует процесс передачи части функций по оказанию социальных услуг негосударственному сектору - бизнесу и НКО?» было выявлено, что основная часть респондентов относится или положительно (40%), или скорее положительно (42%), что говорит о поддержки населением проводимых в России мероприятий по изменению статуса предоставления социальных услуг.

Отрицательное отношение к происходящим процессам высказали 7% опрошенных, 1 человек затруднился ответить на вопрос.

Респонденты указали на необходимость расширения предоставляемых государством социальных услуг и степени их доступности населению. В устных комментариях лица, принимавшие участие в опросе, заявляли, что именно появление новых форм предоставления социальных услуг, в том числе и коммерческих, позволит не только увеличить доступность их для населения, но и повысит качество предоставляемых социальных услуг. Так, о необходимости повышения доступности предоставляемых государственных услуг заявили 67% опрошенных.

Для определения степени готовности населения к новым условиям предоставления государственных социальных услуг нами был задан вопрос о степени доверия населения к частному капиталу в сфере предоставления социальных услуг. Из полученных в результате опроса данных видно, что нововведение не пользуется большой популярностью среди населения, поскольку большая часть респондентов (63%) считают, что частный бизнес не в состоянии понять потребности простого человека, и не будут столь же эффективны, как государственные или муниципальные органы государственной власти. Хотя претензий к ним также достаточно. 68% населения недовольны качеством предоставляемых в государственных и муниципальных центрах социальных услуг, считая, что государство в данном случае не справляется с возложенными на него обязательствами по социальной поддержке населения. Из этого можно сделать вывод о том, что необходимость реформ назрела, но население не имеет достаточной информации о том, в каком направлении будет действовать частный бизнес при предоставлении социальных услуг населению. Решением этой проблемы должна стать информационная пропаганда, решаемая в рамках, например, социальной рекламы.

Для определения уровня готовности населения к нововведениям в сфере предоставления социальных услуг нам был задан вопрос о возможности получения государственных и социальных услуг, не выходя из дома, через Интернет. Мнения респондентов были неоднозначны. Так, основная часть лиц пенсионного возраста выразилась неодобрительно по отношению к данному предложению. Поскольку считает, что электронные средства передачи информации не являются безопасными. Молодое поколение более позитивно встретила данное предложение. Исходя из соотношений в возрастном составе большая часть респондентов посчитала, что это удачное нововведение, трое затруднились ответить, остальные высказались негативно (23%).

Таким образом, проведенное исследование показало низкий уровень информированности населения Санкт-Петербурга о социальных услугах, предоставляемых населению. В связи с этим возникает острая необходимость расширить знания петербуржцев о наличии данных услуг и предоставлении информации в виде, например социальной рекламы.

Во-первых, электронное правительство является способом организации государственной власти, основанном на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Во-вторых,огромнуюрольвповышениивключенности людей в информационное пространство, несомненно, сыграло развитие мобильных телекоммуникаций.

128

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Трансформирующее воздействие доступных мобильных телефонов с трудом может быть переоценено. При этом для более системного описание возможно выделение его различных аспектов, в том числе межличностных, социальных, экономических и политических.

По итогам 2012 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта - в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. Сравнительный анализ мобильных сервисов показал, что наиболее приемлемым видом мультимедийных услуг является СМС [3].

В-третьих, опираясь на международный опыт можно говорить о перспективах мобильного правительства в России и наличии достаточного количества инструментов как технических, так и правовых для его реализации. С целью более эффективного развития мобильного правительства в России необходимо формирование государственной политики, направленной на повсеместную поддержку реализации программы мобильного правительства, развитие программы на локальном уровне, а также быстрая адаптация мобильных сервисов к изменению законодательства, развитию общества, изменяющимся социально-экономическим условиям.

Анализируя реализацию различных проектов в сфере мобильного правительства можно сделать вывод о том, что одним из ключевых факторов успеха ее реализации является правильно выстроенная схема государственно-частного партнерства, которое позволит сделать проект выгодным для всех участвующих сторон. Данный вывод подтверждается и многочисленными примерами из опыта зарубежных государств. Привлечение частных ИТ-компаний позволяет избежать значительных единовременных инвестиций в технологическую инфраструктуру и постоянных затрат на ее поддержание, связанных, например, с расширением штата ИТ-специалистов органов власти.

С другой стороны, партнерство государственных и частных организаций в данном случае касается лишь организации взаимодействия государства с потребителями его услуг (front-office). Соответственно, для успешного использования мобильного интерфейса необходимо существование и соответствующего уровня развития информационных систем самих органов власти (backoffice). Так, например, для распространения информации о движении городского транспорта необходимо, чтобы такая информация существовала в явном виде в соответствующих базах данных. Таким образом, мы можем говорить о справедливости подхода к мобильному правительству лишь как к надстройке над электронным правительством. По сути, речь идет лишь о более полной реализации принципа одного окна и многоканального доступа к государственным услугам.

Из этого следует и содержательный вывод относительно перспектив и факторов реализации мобильного правительства в России. С одной стороны, спрос на мобильные государственные услуги является достаточно высоким, что связано с высоким уровнем распространения мобильной связи и менее острой проблемой цифрового неравенства (по сравнению с «традиционным» электронным правительством). В то же время, проблемы «стороны предложения», характерные для электронного правительства, в полной степени распространяются и на мобильные государственные услуги и, видимо, именно слабая готовность самих органов государственной власти является основным сдерживающим фактором в этой области. Тем

не менее, реализация простых мобильных услуг, таких как информационные смс-рассылки или смс-заявки со стороны получателей услуг, не представляется слишком сложной. Значение же постепенного распространения мобильных услуг - как психологическое, так и функциональное - сложно переоценить.

В-четвертых, предоставление социальных услуг является важнейшим компонентом социального развития государства и поддержки населения. В этом процессе необходимо осуществлять коммуникации с населением, которое является потребителем данной услуги для обоснования реформ, их причин и возможных последствий. Без активного взаимодействия с населением не будет происходить поддержка новых услуг и форм и предоставления, что снизить эффективность реформирования отрасли и получить негативное отношение населения к нововведениям.

В-пятых, проведенный анализ показал, что население информировано о наличии изменений в современной систем предоставления социальных услуг. Большая часть из опрошенных относится к нововведениям положительно но при этом отмечает низкую активность пользования данными видами услуг. Респонденты признаются, что не имеют достаточно информации, получаемой из средств массовой коммуникации о нововведениях и изменениях в сфере предоставления социальных услуг, какие последствия это может иметь, также они не отличаются активным пользованием информационного пространства для получении дополнительных социальных услуг удаленно, в виде запроса через сеть Интернет, лица старшего поколения не доверяют электронным ресурсам в качестве достоверного посредника между собой и органами государственной власти.

Имеет место низкий уровень информированности населения о предоставляемых социальных услугах, что обусловлено как недостаточным освещением данной информации в средствах массовой коммуникации, а также недостаточно активное использование населением, особенно старшей возрастной группы. При этом население испытывает потребность в получении данных услуг.

В-шестых, на основании социологического опроса было выявлено, что необходимо повысить привлекательность социальных услуг и уровень информированности населения о данной категории предоставляемого сервиса. В качестве одного из наиболее эффективных инструментов реализации этого положения выступает социальная реклама. Которая позволяет активно использовать инструменты связей с общественностью, формирования положительного имиджа предоставляемых социальных услуг, просто информирования населения о наличии новой услуги, в которой заинтересованы сами жители [2].

Список литературы:

• Виноградова Н.С., Моисеева О.А. «Электронное правительство» в современной коммуникации: исследование феномена [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// mgutm.m/jumal/tehnologii_21veka/em8_chat1/section5/3.pdf

• Виноградова Н.С., Моисеева О.А. Открытое правительство и «Электронное правительство» в мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mgutm.ru/ jurnal/tehnologii_21veka/eni8_chat2/section5/2.pdf

• Измерение эффективности электронного правительства: из доклада ООН «Электронное правительство [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pandia.ru/

129

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

text/78/448/60869.php

• Виноградова Н.С., Моисеева О.А. Open Government and “EGovemment” in Russia/ Открытое правительство и «электронное правительство» в России Sociology Study, January 2015, Vol. 5, No. 1, P. 29-38.

• Виноградова Н.С., Моисеева О.А. Исторический

и социально - политический аспект «Электронного правительства» в информационном обществе как нового вида связей с общественностью /Historical and socio-political aspect of the «e-government» in the Information Society as a new kind of public relations Ценности и смыслы, №2, 2015 (стр.29-32)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТРУКТУРНОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Долбик-Воробей Татьяна Александровна

Канд. экон. наук, доцент кафедры «Статистика» Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Москва

Волобуева Екатерина Александровна

студентка Финансового Университета при Правительстве РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу демографических показателей старения населения в 2010-2014 гг.; рассматриваются факторы влияния на изменение динамики старения населения России в территориальном разрезе, используя методы структурного и динамического анализа.

ABSTRACT

The article is concerned with the analysis of demographic obsolescence of population in 2014; factors wich influence the changing in obsolescence dynamics in Russia are considered; we use a method of structural and dynamic analysis

Ключевые слова: старение населения, структурный анализ, динамический анализ, демографический прогноз, демографическая политика, пенсионное обеспечение.

Keywords: obscelence, structural analysis, dynamic analysis, population forecast, population policy, pension provision

В условиях стремительно растущей мировой глобализации наиболее важной составляющей любого государства стала экономика, без которой невозможно его существование и динамика. Среди множества факторов, влияющих на экономику, основополагающими являются демографические показатели, потому как население - это ядро любой экономики. Одним из первых стоит фактор старения населения.

На сегодняшний день общемировой демографической тенденцией непосредственно является увеличение доли взрослого населения, по оперативным данным ООН пик наблюдался в 2011 году. Россия не исключение, даже наоборот, это одна из стран-лидеров по удельному весу пожилых людей. В перспективе масштабы старения населения России приобретут еще больший характер.

Говоря о старении в общем смысле, можно выделить два типа старения. «Старение снизу» - это увеличение доли старших возрастных групп в результате сокращения абсолютной численности и доли детей; «старение сверху» - увеличение доли старших возрастных групп из-за увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости. В России четко выраженно «старение сверху». Как можно судить по официальным данным Росстата наблюдается стабильное увеличение средней продолжительности жизни мужчин и женщин, соответственно 63,09 и 74,88 лет в 2010 году и 65,29 и 76,47 лет в 2014 году.

Данная демографическая тенденция России может быть вызвана низким уровнем рождаемости, повышением

уровня жизни населения: улучшением уровня медицинских услуг, отдыха, образования и другими.

В РФ активно проводилась и продолжает проводиться демографическая политика, целью которой является улучшение качества жизни, внедрение новых технологий в медицину, обеспечение здравоохранения людям пожилого возраста. Результатом этого стало снижение смертности за последние пять лет по федеральным округам с 14,2 до 13,1 промилле. Активные государственные меры повысили рождаемость примерно на 0,8 промилле (2010 год - 12,5 промилле, 2014 год - 13,3 промилле) в территориальном разрезе. Также стоит учесть активные процессы миграции, коренным образом влияющие на разрозненность коэффициента старения по РФ и отдельно по федеральным округам.

По последнему прогнозу Росстата с 2016 года естественное движение населения по низкому уровню будет снижаться, по среднему и высокому, соответственно с 2018 и 2021 гг. По среднему варианту прогноза предполагается снижение рождаемости в 2030 году на 3,5%о, достигнув 9,6%о, а смертности, соответственно увеличится с 12,5% до 13,0%. По-прежнему положительной на этот период останется динамика суммарного коэффициента рождаемости (с 1,768 до 1,770 рождений).

Стоит отметить, что по оценкам специалистов во всех вариантах прогнозов средняя продолжительность предстоящей жизни будет увеличиваться. ООН предлагает следующую шкалу демографического старения населения: если доля лиц от 65 лет и старше в общей численности населения меньше 4% - население молодое; 4-7% - население на пороге старости; 7% и более - население старое. Эта шкала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.