Научная статья на тему 'Социологические аспекты формирования жизненного опыта безопасного существования личности'

Социологические аспекты формирования жизненного опыта безопасного существования личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рязанцева Л.Т., Иващенко Е.В., Куприенко П.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологические аспекты формирования жизненного опыта безопасного существования личности»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯЖИЗНЕННОГО ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Л.Т. Рязанцева, к.б.н., Е.В. Иващенко, П.С. Куприенко, ФГБОУ ВПО Воронежский государственный

технический университет

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей. Статистический анализ опасностей показывает, что последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, существование значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие в военных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде. Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования безопасного поведения, является одной из важнейших проблем современности. Данная проблема приобретает особо значимый характер в подростковой среде, так как именно этот возрастной период, вследствие физиологических и психологических изменений, является наиболее склонным к неоправданным рискам в повседневной жизни. Поэтому в силу психологических особенностей подросткового возраста (сенситивные периоды, потребность в познании окружающего, формирование самосознания и жизненных ценностей) возникает необходимость и значимость комплексной работы по формированию безопасного поведения именно на данном этапе развития.

Процесс воспитания и достижение целей воспитания всецело зависят от типа воспитательного процесса в семье, основанного на подходах и методах воспитательного взаимодействия и влияния родителей на личность ребенка. Положительные типы родительских отношений рождают положительные типы воспитательного процесса [1].

Человечество постоянно заботится о воспитании и обучении личности, гармонично развивающейся в конкретных социальных условиях. Обобщая идеи о закономерностях развития личности безопасного типа поведения, можно отметить, что эволюционный процесс развития общества определяет требования к личностным качествам человека, гармонично действующего в обществе, т.е. к качествам личности безопасного типа.

Учитывая, что, как правило, источники опасности носят комбинированный характер, необходим инструмент для формирования у человека комплексного механизма готовности к безопасной для себя и

окружающих жизнедеятельности. Таким инструментом является образовательная система государства.

Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность формировать условия для безопасного поведения личности.

Обучение личности безопасного типа поведения реализуется в развитии многих ее свойств, качеств и ресурсов. Доминантным направлением в данном педагогическом процессе является развитие исследовательской инициативности и регуляторного опыта.

Для того чтобы понять значение в системе безопасности жизнедеятельности данных категорий, раскроем структуру и сущность каждой из них. Под инициативностью в системе безопасности жизнедеятельности понимается комплексное образование, включающее: активное творческое отношение личности к миру, основанное на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов безопасных действий и видов безопасной жизнедеятельности; способность к этим самостоятельным начинаниям и творческому безопасному мышлению.

Исследовательская инициативность — это активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе и неожиданных, непрогнозировавшихся, результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания [2].

Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: «интеллектуальная активность», «познавательная активность», «креативность», «любознательность» и «исследовательское поведение».

Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении навыкам, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности безопасного типа поведения (ЛБТП). В этом отношении исследовательская активность находится в одном раду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.

Формирование и развитие исследовательской инициативности ЛБТ происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте. С одной стороны, практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с различными опасностями и для ребенка, и для взрослого (возможность травм и даже гибели). Поэтому управление формированием исследовательских способностей ЛБТП требует контроля и жестких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением

этических норм, знанием педагогической технологии формирования ЛБТП. С другой стороны, социальный заказ на творческое исследовательское поведение, необходимое в постоянно обновляющихся и усложняющихся условиях, требует максимально полной свободы практических и интеллектуальных действий ЛБТП.

Для овладения ЛБТП этими объективно различными областями реальности требуются существенно отличающиеся между собой стратегии и средства. Каждая группа средств, адекватных для области своего типа, имеет свои возможности и ограничения. В целом обе группы дополняют друг друга.

Общих правил эффективного исследования сложных систем нет, а неизменные структуры и алгоритмы деятельности носят здесь частный и ограниченный характер. Объективная невозможность универсальных точных предписаний однозначно приводить к заданному результату означает свободу выбора и объективную необходимость творческого поиска ЛБТП.

Необходимым условием эффективного исследования сложных динамических систем являются разнообразные п о и с к о в ы е п р о б ы — реальные взаимодействия с системой. Их результаты не могут быть предсказаны полностью, исчерпывающим образом.

Основными эмоциональными состояниями любого человека при исследовании сложных систем являются сомнение, неуверенность, готовность принять двоякие (прогнозировавшиеся и непрогнозировавшиеся) результаты действий и т.д.

Мотивационной основой успешного исследования сложных систем ЛБТП является ее творческая активность, проявляющаяся в стремлении к новым объектам, целям, гипотезам, методам, результатам, не укладывающимся в рамки прежних утилитарно- практических и познавательных схем, к выходу за ограничения, наложенные на любой из компонентов деятельности.

Учет вышеперечисленных положений необходим при организации обучения личности безопасного типа поведения в сложной меняющейся реальности.

Список использованной литературы:

1. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов. Москва, 2010. 274 с.

2. Андреева Н.В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении / Н.В. Андреева, Х.М. Асеев, В.И. Беляев. Москва, 2006. 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.