СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯЖИЗНЕННОГО ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Л.Т. Рязанцева, к.б.н., Е.В. Иващенко, П.С. Куприенко, ФГБОУ ВПО Воронежский государственный
технический университет
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей. Статистический анализ опасностей показывает, что последнее десятилетие характеризуется такими негативными явлениями как: угрожающее снижение численности населения, существование значительной его части за чертой бедности, непрерывное участие в военных конфликтах, рост преступности, крушение нравственных идеалов, рост наркомании и алкоголизма, прежде всего, в молодежной среде. Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования безопасного поведения, является одной из важнейших проблем современности. Данная проблема приобретает особо значимый характер в подростковой среде, так как именно этот возрастной период, вследствие физиологических и психологических изменений, является наиболее склонным к неоправданным рискам в повседневной жизни. Поэтому в силу психологических особенностей подросткового возраста (сенситивные периоды, потребность в познании окружающего, формирование самосознания и жизненных ценностей) возникает необходимость и значимость комплексной работы по формированию безопасного поведения именно на данном этапе развития.
Процесс воспитания и достижение целей воспитания всецело зависят от типа воспитательного процесса в семье, основанного на подходах и методах воспитательного взаимодействия и влияния родителей на личность ребенка. Положительные типы родительских отношений рождают положительные типы воспитательного процесса [1].
Человечество постоянно заботится о воспитании и обучении личности, гармонично развивающейся в конкретных социальных условиях. Обобщая идеи о закономерностях развития личности безопасного типа поведения, можно отметить, что эволюционный процесс развития общества определяет требования к личностным качествам человека, гармонично действующего в обществе, т.е. к качествам личности безопасного типа.
Учитывая, что, как правило, источники опасности носят комбинированный характер, необходим инструмент для формирования у человека комплексного механизма готовности к безопасной для себя и
окружающих жизнедеятельности. Таким инструментом является образовательная система государства.
Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность формировать условия для безопасного поведения личности.
Обучение личности безопасного типа поведения реализуется в развитии многих ее свойств, качеств и ресурсов. Доминантным направлением в данном педагогическом процессе является развитие исследовательской инициативности и регуляторного опыта.
Для того чтобы понять значение в системе безопасности жизнедеятельности данных категорий, раскроем структуру и сущность каждой из них. Под инициативностью в системе безопасности жизнедеятельности понимается комплексное образование, включающее: активное творческое отношение личности к миру, основанное на внутреннем, добровольном побуждении к изобретению новых способов безопасных действий и видов безопасной жизнедеятельности; способность к этим самостоятельным начинаниям и творческому безопасному мышлению.
Исследовательская инициативность — это активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе и неожиданных, непрогнозировавшихся, результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания [2].
Понятие исследовательской инициативности связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: «интеллектуальная активность», «познавательная активность», «креативность», «любознательность» и «исследовательское поведение».
Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении навыкам, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности безопасного типа поведения (ЛБТП). В этом отношении исследовательская активность находится в одном раду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.
Формирование и развитие исследовательской инициативности ЛБТ происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте. С одной стороны, практическое исследование новых неизвестных объектов часто сопряжено с различными опасностями и для ребенка, и для взрослого (возможность травм и даже гибели). Поэтому управление формированием исследовательских способностей ЛБТП требует контроля и жестких ограничений, связанных с безопасностью, соблюдением
этических норм, знанием педагогической технологии формирования ЛБТП. С другой стороны, социальный заказ на творческое исследовательское поведение, необходимое в постоянно обновляющихся и усложняющихся условиях, требует максимально полной свободы практических и интеллектуальных действий ЛБТП.
Для овладения ЛБТП этими объективно различными областями реальности требуются существенно отличающиеся между собой стратегии и средства. Каждая группа средств, адекватных для области своего типа, имеет свои возможности и ограничения. В целом обе группы дополняют друг друга.
Общих правил эффективного исследования сложных систем нет, а неизменные структуры и алгоритмы деятельности носят здесь частный и ограниченный характер. Объективная невозможность универсальных точных предписаний однозначно приводить к заданному результату означает свободу выбора и объективную необходимость творческого поиска ЛБТП.
Необходимым условием эффективного исследования сложных динамических систем являются разнообразные п о и с к о в ы е п р о б ы — реальные взаимодействия с системой. Их результаты не могут быть предсказаны полностью, исчерпывающим образом.
Основными эмоциональными состояниями любого человека при исследовании сложных систем являются сомнение, неуверенность, готовность принять двоякие (прогнозировавшиеся и непрогнозировавшиеся) результаты действий и т.д.
Мотивационной основой успешного исследования сложных систем ЛБТП является ее творческая активность, проявляющаяся в стремлении к новым объектам, целям, гипотезам, методам, результатам, не укладывающимся в рамки прежних утилитарно- практических и познавательных схем, к выходу за ограничения, наложенные на любой из компонентов деятельности.
Учет вышеперечисленных положений необходим при организации обучения личности безопасного типа поведения в сложной меняющейся реальности.
Список использованной литературы:
1. Михайлов Л.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения / Л.А. Михайлов, Е.Л. Шевченко, Ю.В. Громов. Москва, 2010. 274 с.
2. Андреева Н.В. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении / Н.В. Андреева, Х.М. Асеев, В.И. Беляев. Москва, 2006. 192 с.