Научная статья на тему 'Социокультурный контент «Общественного телевидения России»'

Социокультурный контент «Общественного телевидения России» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1170
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / PUBLIC TELEVISION / ФОРМАТ / FORMAT / НОВОСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / NEWS PROGRAMMES / КОНТЕНТ / CONTENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ / THE CONCEPT OF TELEVISION BROADCASTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрова Марина Валерьевна, Пинус Марина Михайловна

За короткий срок своего существования общественный телеканал уже успел обзавестись постоянными заинтересованными зрителями и постоянными критиками своей работы. Но, что еще более важно, сформирован телеконтент и выработан общий концепт телеканала. Сегодня ОТР можно рассматривать на федеральном уровне не просто как набор телепрограмм, расставленных в сетке вещания, а как целостный проект со своими миссией и задачами. Основными задачами телевизионный канал ставит перед собой развитие гражданского общества и пропаганду общечеловеческих ценностей. Статус «общественный» накладывает на телеканал ОТР внутренние ограничения в использовании форматов программ. Таким образом, программирование на ОТР опирается на две основные характеристики: «общественный» и «образовательный», что отражается в содержании вещания исследуемого СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural Content of "Public Television of Russia"

Within a short period of its existence, the public broadcaster has already managed to get a permanent interested audience and constant criticism of their work. But what is more important, TV content is generated and a common concept of the channel is developed. OTP can be regarded nowadays at the federal level, not just as a set of TV programmes arranged in the broadcasting schedule and as a complete project with its mission and objectives. The main objectives of the TV channel are the development of civil society and the promotion of human values. The status of "public" gives the channel OTP inherent limitations in the use of programme formats. Thus, programming on the OTP relies on two basic characteristics: "public" and "education", which is reflected in the content of the broadcast media studied in the article.

Текст научной работы на тему «Социокультурный контент «Общественного телевидения России»»

УДК 008.009

М. В. Петрова, М. М. Пинус

Социокультурный контент «Общественного телевидения России»

За короткий срок своего существования общественный телеканал уже успел обзавестись постоянными заинтересованными зрителями и постоянными критиками своей работы. Но, что еще более важно, сформирован телеконтент и выработан общий концепт телеканала. Сегодня ОТР можно рассматривать на федеральном уровне не просто как набор телепрограмм, расставленных в сетке вещания, а как целостный проект со своими миссией и задачами. Основными задачами телевизионный канал ставит перед собой развитие гражданского общества и пропаганду общечеловеческих ценностей.

Статус «общественный» накладывает на телеканал ОТР внутренние ограничения в использовании форматов программ. Таким образом, программирование на ОТР опирается на две основные характеристики: «общественный» и «образовательный», что отражается в содержании вещания исследуемого СМИ.

Ключевые слова: общественное телевидение, формат, новостные программы, контент, социализация, просвещение, концепция телевизионного вещания.

M. V. Petrova, M. M. Pinus

Sociocultural Content of "Public Television of Russia"

Within a short period of its existence, the public broadcaster has already managed to get a permanent interested audience and constant criticism of their work. But what is more important, TV content is generated and a common concept of the channel is developed. OTP can be regarded nowadays at the federal level, not just as a set of TV programmes arranged in the broadcasting schedule and as a complete project with its mission and objectives. The main objectives of the TV channel are the development of civil society and the promotion of human values.

The status of "public" gives the channel OTP inherent limitations in the use of programme formats. Thus, programming on the OTP relies on two basic characteristics: "public" and "education", which is reflected in the content of the broadcast media studied in the article.

Keywords: public television, format, news programmes, content, socialization, education, the concept of television broadcasting.

Порядка 90 лет существует общественное телевидение в мировой телевизионной практике. Российскому общественному телевидению как телеканалу и как явлению 19 мая 2014 г. исполнился ровно год. За этот короткий срок телеканал уже успел обзавестись постоянными заинтересованными зрителями и постоянными критиками своей работы. Но, что еще более важно, сформирован телеконтент и выработан общий концепт телеканала. Сегодня ОТР можно рассматривать на федеральном уровне не просто как набор телепрограмм, расставленных в сетке вещания, а как целостный проект со своими миссией и задачами.

Все средства массовой информации вне зависимости от их политики вещания должны отвечать требованиям так называемого системного подхода. Иными словами - выполнять возложен-

© Петрова М. В., Пинус М. М., 2015

ные на них социальные функции по информированию, рекреации, культурному просвещению, социализации и так далее.

Однако современное телевидение редко выдерживает баланс в выполнении этих функций. Таким образом, один телеканал больше тяготеет к информационному вещанию, другой - к развлекательному, а третий - к аналитическому, и это зависит не только от предпочтений учредителя. Многие факторы вкупе влияют на формирование образа канала, в том числе и технические. Такие, например, как частота вещания, охват территории, возможность устраивать свое программное производство.

Сегодня телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. И эта медиа-функция утрируется, когда речь заходит о рос-

сийском общественном телевидении. Ведь ОТР -это не просто информационный или развлекательный канал. Основными задачами он ставит перед собой развитие гражданского общества и пропаганду общечеловеческих ценностей. Однако насколько приписываемые ОТР социальные функции и качества соответствует действительности? Для этого и необходимо провести анализ формата телеканала.

Применительно к телевидению формула формата выглядит следующим образом: «субъект управления - ТВ - объект управления». Таким образом, типоформирующими факторами для телевидения будут являться учредитель, телеканал и зритель. Подспудно эти факторы являются и элементами информационно-

коммуникативного пространства.

Все три элемента находятся в неразрывной связи и взаимном влиянии. Так, именно учредитель определяет концепцию телевизионного вещания, которое, между тем, влияет на выбор аудиторной группы и также, в значительной степени, определяется ею.

В случае ОТР схема учредитель - телеканал - зритель не выглядит простой и прозрачной, начиная с определения фигуры учредителя. Телеканал был создан по указу президента РФ Д. А. Медведева как автономная некоммерческая организация с высшим органом его управления Наблюдательным советом. Исходя из этого, учредителем является государство. Ведь именно оно подало идею создания нового СМИ, занялось его финансированием и до сих пор продолжает финансово поддерживать ОТР. Ежегодно на нужды Общественного телевидения России государством выделяется порядка 1,5 млрд рублей. И, по признанию директора телекомпании А. И. Лысенко, «эти деньги в рамках функционирования телеканала с собственным программным производством буквально ничтожны» [4]. Также государственный аппарат принимает решения о найме руководства. Члены высшего органа управления ОТР Наблюдательного совета назначаются на трехлетний срок Общественным советом, состав которого, в свою очередь, утверждается президентом России из кандидатур, нашедших одобрение в Общественной палате РФ. Таким образом, можно сделать вывод, что государство берет на себя все функции учредителя.

ОТР не ставит себе целью конкурировать с популярными развлекательными телеканалами. На Общественном телевидении нет рекламы, а значит, нет необходимости погони за рейтингами

и привлечением рекламодателей. Поэтому телеканал создает свой контент для членов зрительских групп «знатоки» (нуждающиеся в аналитическом, научном, развивающем телеконтенте, который поможет им продемонстрировать окружающим наличие собственного мнения, компетентность, владение ситуацией. Отдают предпочтение аналитике, полемике, познавательным, научно-популярным и историческим программам, кино «не для всех»), «принимающие решения» (делают выбор в пользу официального информационного телевидения, позволяющего им тем самым как бы приобщиться к власти, знать детали экономической, политической, социальной ситуации, принадлежать к определенной статусной группе).

В сетке вещания ОТР наиболее востребованными способами подачи материала являются беседа или дискуссия. Это студийные программы с приглашенными гостями-специалистами в той или иной сфере общественной жизни («Студия «Здоровье», «Школа 21 век», «Прав?Да!»).

Анализируя соотношение частоты выхода в эфир и жанровой принадлежности программ телеканала, можно резюмировать, что лидируют информационные и аналитические жанры телепублицистики. ОТР нацелен на узкий сегмент аудитории, которой интересны общественно-политические и социальные проблемы. При этом на ОТР нет медийных, растиражированных ведущих. Программы, по сути, не являются авторскими, к чему тяготеет сегодняшнее телевидение в целом («Неделя с Марианной Максимовской», «Воскресные "Время" с Ирадой Зейналовой», «Женский взгляд с Оксаной Пушкиной»). Программы ОТР выглядят как простая по форме подача информации в разных вариациях и журналистских жанрах.

Стоит отметить, что, безусловно, основной организующей составляющей сетки вещания на телеканале стандартно являются новостные выпуски. Шесть раз в день зритель может следить за происходящим в стране и мире. На федеральных каналах достаточно давно оформилась тенденция, говоря о Российской действительности, отдавать предпочтения событиям, происходящим в Москве, и мало внимания уделять регионам. ОТР переломило эту ситуацию. Анатолий Лысенко, генеральный директор Общественного телевидения, в интервью газете «Известия» подчеркивал, что выпуски новостей на ОТР «адресованы простому зрителю» и этим отличаются от подобных программ на других каналах: «Нам казалось, что есть ниша, которая не заполнена, -

региональные новости. Но такого масштабного интереса к нашим новостным программам мы не ожидали. Очень довольны, что интерес к жизни за МКАД выше интереса к жизни в пределах Садового кольца» [3].

В рамках новостной программы есть отдельно выделенный блок под названием «С востока на запад», посвященный только региональным новостям без фильтрации по их важности и федеральному значению.

При этом, как показала статистика зрительских предпочтений, вопреки ожиданиям, познавательные программы находятся на последнем месте по зрительским предпочтениям среди всех программ ОТР. Анатолий Лысенко предполагает, что познавательные программы оказались не столь привлекательны для посетителей сайта из-за излишней сложности содержания. По его мнению, «чтобы привлечь зрителя, передачи должны быть более популярными, а не такими академичными» [3].

Ток-шоу сегодня - это неотъемлемый элемент в программе любого телеканала. Острая дискуссия, провокационная тема, неожиданные герои, журналист «с именем» в качестве ведущего -отличают такие программы на большинстве телеканалов. Однако на ОТР ток-шоу «Прав?Да!» выглядит несколько скромнее. Во-первых, следует отметить, что это единственное ток-шоу на телеканале, при этом оно не носит развлекательного характера. Темы для разговоров актуальные, но назвать их острыми, наболевшими, требующими незамедлительного решения отнюдь нельзя. Интересным и новым кажется подход, когда центральной фигурой программы становится приглашенный гость - телережиссер Сергей Урсуляк, экономист и бывший министр экономики Евгений Ясин или экономист РАН Руслан Гринберг. Да, сам прием не нов в телевизионной практике, но на других отечественных телеканалах «хедлайнерами» ток-шоу обычно заявляют звезд-юбиляров или героев, попавших в экстраординарную ситуацию.

Однако сценарный ход с приглашением гостя в студии ток-шоу явно требует доработки. Когда в программе «Прав?Да!» появляется главный герой, кажется, что остальные приглашенные гости лишние, не понятно, какую роль они должны играть по заложенной режиссерами драматургии, если диалог в основном строится между главным гостем и ведущим.

Проект «Прав?Да!», хоть и далек от изначального жанра, придуманного еще в прошлом веке Филом Донахью, все же соответствует ос-

новным параметрам ток-шоу. Здесь есть дискуссия в рамках заданной темы, гости либо небезразличны обсуждаемой проблеме, либо являются консультантами по вопросу. Ведущий - человек эрудированный и известный журналист, способный вести шоу и импровизировать на ходу.

Аналитические и новостные блоки на ОТР требуют перемежения с развлекательным контентом. И статус общественного телевидения не ставит табу на развлекательные программы, ведь зарубежные общественные каналы не отказываются от развлекательного сегмента. На британском BBC есть целая дирекция, занимающаяся выпуском и разработкой сценариев развлекательных телепередач.

Выбор «развлечений» на ОТР скуден. К развлекательным можно отнести лишь 4 программы - «Социальная сеть 2.0», «Уроки русского. Чтения», сериал «Адъютанты любви» и блоки игрового кино преимущественно по выходным дням. Беря на вооружение изобретенный BBC формат чтений, когда литературное произведение с экрана читают известные актеры, ОТР полностью отказывается от юмористических шоу, викторин, спортивных программ (не считая пятнадцатиминутных репортажей «Спортивный регион», носящих явный пропагандистский характер). На ОТР нет популярных сегодня рейтинговых ситкомов, нет реалити-шоу и абсолютно нет интерактива. Отсутствуют форматы, в которых зрители могли бы принимать непосредственное участие.

Тотальный отказ от развлекательных программ не делает канал более привлекательным для элитарного зрителя, ведь даже эта часть аудитории сегодня все чаще включает телевизор в поисках программ для отдыха. Нежелание искать «умные» формы развлекательных программ делает ОТР консервативным и непривлекательным для зрителя. Тем более, пример других федеральных и кабельных телеканалов доказывает, что можно работать в рамках развлекательного шоу и не переходить за черту пошлости и откровенной вульгарности. Телеканал «Культура» с ежедневной программой «Правила жизни», «обывательски» рассказывающей о традициях и обычаях, истории норм и правил нашей жизни, или интернет-телевидение «Дождь» с циклом программ о еде и путешествиях «Foodie».

При явном разнообразии форматов, использованных телекомпанией ОТР в эфире большинство программ тяготеет к аналитическим и информационным жанрам телепублицистики. При этом российское общественное телевидение отказыва-

ется от развлекательных, рекреативных форм в пользу культурно-просветительских и информационных.

ОТР формирует свое эфирное пространство согласно представлениям о роли и функциях общественного телевидения. Статус «общественный» накладывает на телеканал ОТР внутренние ограничения в использовании форматов программ. Таким образом, программирование на ОТР опирается на две основные характеристики - «общественный» и «образовательный», -что отражается в содержании вещания исследуемого СМИ.

Таким образом, на ОТР представлены три основных категории телепрограмм:

- телепередачи, которые не желают спонсировать рекламодатели и которые по этой причине не имеют шансов появиться на коммерческом телевидении. Этот блок включает образовательные, информационные, публицистические передачи, в подготовке и трансляции которых заинтересованы различные общественные группы, а также низкорейтинговые программы, «отбракованные» редакциями коммерческих станций. Несмотря на низкорейтинговость таких программ для других федеральных ТВ, этот контент представляет собой передачи с высоким профессиональным уровнем и предлагает аудитории набор содержательных научно-популярных и публицистических программ, посвященных острым общественным проблемам;

- передачи прямого обучающего назначения, предназначенные для непосредственного использования в образовательном процессе (в классе, аудитории колледжа, университета, при дистанционном самообразовании), иллюстрирующие и расширяющие содержание текстового учебного материала;

- передачи, способствующие развитию личности, удовлетворению ее духовных и творческих способностей, воспитанию стремления к овладению знаниями.

Жанрово весь телеконтент «Общественного телевидения России» можно разделить на три большие группы: новостные программы, аналитика и художественные передачи. В программе присутствуют типичные для большинства передач новостей структурные элементы: анонс, видеосюжеты, видео «без закадра», прямые включения (редко). Новостные передачи транслируются в режиме прямого эфира из московской студии. В программе существуют тематические блоки - мировые новости, новости экономики, рубрика «С востока на запад» - региональные

новости, новости технологий, культуры и обзор региональной прессы. Введение в новостные передачи рубрик не является новшеством и используется большинством отечественных и зарубежных телеканалов, однако на ОТР деления на рубрики не носят условный характер. Один тематический блок отделяется от другого заставкой, зачастую меняется диктор. Так, за новости культуры отвечает Антон Алфимов, а за событиями морового уровня следит Марина Калинина.

Особый интерес вызывает рубрика «С востока на запад», посвященная жизни в регионах России. Это выделяет ОТР среди конкурентов, ведь федеральные новости на ТВ все больше времени уделяют событиям, происходящим в Москве и приближенных к ней городах. Интерес к программам ОТР его создатели связывают с тем, что их новости - «рассказ о нормальной жизни людей» [1]. Около 10 минут из 20 отведенных на программу принадлежат рубрике «С востока на запад». Новости этого информационного блока не касаются политики и экономики регионов, они все чаще затрагивают вопросы дорожно-городского хозяйства, сельхоз- и промышленных отраслей, проблемы ЖКХ, а также культуру и экологию.

Однако эта рубрика в рамках общей смысловой структуры и драматургии программы вызывает вопросы. Темы, которые в ней затрагиваются, скорее тяготеют к «интертейменту» (род медийных материалов с чисто развлекательными сюжетами) или «хьюмен тач» (неновостные события), а значит их информационная ценность минимальна. А с учетом того, что ОТР в целом продолжает придерживаться политики «хороших новостей», как выразился генеральный директор телеканала, «в новостях у них и сегодня все спокойно», то выпуск новостей в целом нередко не отвечает таким основным критериям, как масштабность, своевременность и известность [2].

Недостаток финансирования не позволяет иметь собственную большую корреспондентскую сеть. Из-за нехватки персонала у ОТР нет возможности показать разнообразие информационных жанров в рамках новостей. В программе большую часть времени работает только диктор, озвучивая видео своим голосом в прямом эфире («без закадра»/«БЗ»). Сюжеты, как правило, -работа стрингеров в регионах и о регионах. Репортажи также редки на ОТР, но это происходит скорее из-за отсутствия таких тем в программе, которые требуют оперативности и активного участия репортера в событии. Репортажная съемка на ОТР ведется только в рубрике «Малые

города России». Тема таких репортажей необычна для информационно-новостных программ, так как в них нет как таковой новости, факта, события. Сюжеты о жизни в глубинке можно показать в ближайшем выпуске или через месяц, от этого они не потеряют своей актуальности. «Малые города России» в новостях фактически является программой в программе.

Если репортаж диктует свои условия и журналист должен как можно чаще появляться в кадре, то авторы сюжетов на ОТР не включает в свой видеоряд стендапы. Таким образом, не происходит персонификации, теряется весомое преимущество телевидения перед печатью - идентификация журналиста с его произведением.

Тематическая база новостного производства несколько ограничена по сравнению с другими телеканалами:

- изменения в экономике;

- изменения в политике;

- «круглые столы», конференции, семинары, симпозиумы, встречи;

- частные проекты и предприятия;

- деятельность организаций и структур различного направления;

- культура;

- свободное время, уикенд, отдых (отпуск);

- спортивные события и достижения;

- компьютеры и интернет.

Исключено использование в качестве инфо-повода скандалов, конфликтов, жизнь медийных людей, криминальные события, судебные заседания.

На ОТР присутствует блок аналитической информации в рамках новостей. Это авторская рубрика «Комментарий» с Сергеем Лесковым. У жанра авторского комментария есть предшественники. На «Первом канале» в новостной редакции несколько лет подряд выходит обозрение известного колумниста Михаила Леонтьева «Однако». ОТР удачно адаптировал этот формат так, что он стал украшением новостной программы. Сергей Лесков, по совместительству обозреватель газеты «Известия», достаточно красноречив, логичен, убедителен и в качестве телеколумниста. Темы рубрики всегда неожиданны, но при этом актуальны. Когда ситуация на Украине вышла на первые позиции во всех новостных лентах, на ОТР избегали повторений с другими канала и вели разговор на другие темы. Последующие выпуски новостей повторяют информацию предыдущих. Как правило, не меняется ни видеоряд, ни текстовое сопровождение. Часто

новости переходят из одной рубрики в другую в течение дня.

Помимо ежедневных новостных передач, в выходные дни на ОТР выходят специальные выпуски новостей. В субботу журналисты подводят итоги прошедшей недели в вечернем выпуске -«Новости за неделю». Их хронометраж увеличен вдвое, по сравнению с обычными новостями, и составляет 40 минут. У передачи есть бессменный ведущий - программный директор «Радио 7» Константин Чуриков. Для съемок используется та же студия, откуда идет вещание ежедневных новостей.

Контент «Новостей за неделю» полностью соответствует информационным сюжетам ежедневных новостей. Субботние новости по типу новостного производства относятся к повествовательным, когда отбор фактов предполагает позицию журналиста-ньюзмейкера, при которой он максимально идентифицирует себя с потенциальным зрителем, постоянно думая о том, что может быть ему интересно. Эту позицию можно сформулировать кратко: «отбирай то, что будет интересно». По существу, «Новости за неделю» демонстрируют все самое важное, что было показано зрителям в течение прошедших пяти дней. Видео и текст при этом не претерпевают изменений. Однако виденные ранее телесюжеты в субботнем выпуске подкреплены экспертной базой. Журналист в студии обсуждает с гостем проблемные сюжеты.

В «Новостях за неделю» также используются рубрики. Постоянными можно назвать «Новости экономики», «Региональная пресса» и «Общественники». В последней зрителей знакомят с обязанностями людей, занимающих государственные посты и работающих в общественных организациях и советах.

Новости ОТР, будь то ежедневные или итоговые программы, тяготеют к региональной тематике. Ее количество в соотношении с общенациональными и мировыми новостями значительно выше. Безусловно, это является отличительным знаком «Общественного телевидения России».

Особое место на телеканале уделено аналитике. Аналитическая публицистика вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, дает им социально-политическую оценку, при этом отвечая на главные профессиональные вопросы - как? почему? с какой целью? Таким образом, факт в аналитической журналистике становится не только объектом и целью, но и сред-

ством обоснования позиции журналиста, аргументом в цепи выстраиваемых им доказательств.

Несмотря на востребованность и популярность аналитики на ТВ, примечательной чертой отечественного общественного телевидения является его нацеленность скорее на сообщение новостей, чем на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов и ситуаций. Выше было отмечено, что на «Общественном телевидении России» нет недостатка в новостных программах, при этом аналитика представлена в вещательной сетке довольно слабо. Лишь несколько программ полностью соответствуют критериям аналитических передач.

Примером реализации аналитики на канале может служить программа «Прав?Да!». Сказать, что в программе происходит так характерный для ток-шоу обмен мнениями, нельзя. Автор передачи Павел Шеремет строго цензурирует речь гостей и практически не дает высказываться тем, чьи мнения не совпадают с его представлениями о предмете. Так программа волей-неволей получает оттенок пропагандистской.

Сделав ставку на самые проблемные сферы политической, бытовой и социальной российской действительности, ОТР обеспечило своим аналитическим программам высокий рейтинг и среди массового, и среди так называемого элитарного зрителя. Ведь вопросы, разбираемые во всех аналитических программах, без преувеличения касаются каждого.

«Общественному телевидению России» во многом повезло, что телеканал не относится к коммерческим СМИ и в выборе телеконтента может руководствоваться качеством продукта, а не его возможной популярностью среди аудитории. Поэтому на ОТР остаются востребованными и художественно-публицистические жанры.

В современных рыночных условиях многие телеканалы вынуждены отказываться от художественно-публицистических жанров либо сокращать эфирное время под эти программы, отдавать под их трансляцию ночной эфир. Причина в том, что подобные жанры, как правило, являются не злободневными произведениями, а скорее чем-то для души, для отдыха и развлечения, для эмоций, а поэтому часто считаются неформатными. Но при таком вторичном положении художественные жанры журналистики требуют высочайшего литературного и режиссерского мастерства.

На ОТР есть несколько программ, отвечающих всем правилам художественной публици-

стики. Это «Уроки русского. Чтения» и «Культурный обмен».

В первом случае перед нами интересный жанр, некогда практиковавшийся только на радио, а затем перекочевавший на телевизионное пространство, - жанр чтения. В случае ОТР его можно назвать и экранизацией, так как речь диктора здесь сопровождается мультипликационными роликами.

«Уроки русского. Чтения» - один из немногих проектов, которые ОТР покупает на стороне. Производитель этой программы - телекомпания АТУ. Впервые цикл программ «Уроки русского. Чтения» был создан в 2000-2005 гг. Тогда произведения русских классиков читали Олег и Михаил Ефремовы, Алла Демидова, Сергей Мако-вецкий, Борис Плотников. В 2013 г. АТУ возобновило производство программы. В новой версии телепроекта расширился состав актеров и произведений, которые они читают. Плюс проекта в том, что он не имеет ограничений по возрасту. «Уроки русского. Чтения» будут интересны как детям, так и пожилым людям.

Вторая художественно-публицистическая программа ОТР «Культурный обмен с Сергеем Николаевичем» перекачивала на общественное телевидение с телеканала «ТВЦ» вместе со всей редакторской группой. На «ТВЦ» программа выходила до конца 2012 г. На ОТР проект появился с обновленной концепцией. Теперь «Культурный обмен» рассказывает о культурных событиях по всей стране (региональная тематика в принципе характерна для ОТР в целом): театральных постановках, выставках, концертах и фестивалях. Но стержень программы остался прежним - интервью один на один с гостем в студии. В программу в качестве элементов включены репортажи из разных частей страны и интервью с деятелями культуры. Авторы называют такие нововведения попыткой выйти за пределы Садового кольца, Москвы и Санкт-Петербурга. Может показаться странным, что ОТР снимает новые выпуски и запускает на своей эфирной территории программы, некогда ставшие популярными на других каналах. Однако этому есть логическое объяснение. Гендиректор ОТР Анатолий Лысенко давно работает в телеиндустрии и является не только автором многих программа на современном ТВ, но и их правообладателем. Таким образом, идеи своих прошлых программ он вправе воплощать на новом, вверенном ему, телеканале.

Обобщив результаты годичного наблюдения за становлением контента канала, можно констатировать, что телеканал наконец-то обрел свое

«лицо». ОТР после долгих исканий определился с концепцией канала, форматом передач, целевым зрителем, планами на будущее. И, действительно, канал в прямом смысле этого слова «обрел лицо» - на ОТР появились известные журналисты со своими авторскими проектами: Павел Шеремет с ток-шоу «Прав? Да!», Сергей Николаевич и его передача «Культурный обмен». Так со временем «Общественное телевидение России» стало все явственней отличаться от привычных зрителю федеральных каналов.

Очевидна тенденция ОТР к тотальному отказу от таких рейтинговых и популярных форматов, как ситкомы и реалити-шоу, в пользу форматов, укладывающихся в жанры информационной и аналитической телепублицистики. «Общественное телевидение России», имея свое телепроизводство, не генерирует новых форматов. Как правило, на телеканале программы выходят в зарекомендовавших себя форматах, но с новыми авторскими элементами.

Особый интерес представляют блоки новостей на ОТР. Кажется, канал пытается найти свое особое место в информационном телепотоке и на этом поприще достиг весьма весомых результатов. Согласно статистических данных, зрители ОТР больше всего жалуют новости на телеканале. Такая зрительская любовь объясняется ориентацией на региональную тематику в новостных выпусках.

По итогам наблюдений выяснилось, что информационные программы составляют канву вещания на общественном телеканале. Аналитические программы выходят на ОТР ежедневно, и их качество во многом не уступает конкурентным федеральным программам. Аналитика на ОТР носит ярко выраженный исследовательский характер, непосредственно затрагивает внутриполитические проблемы общего процесса модернизации нашей страны. Однако есть здесь и существенные недостатки. Аналитика практически отсутствует в новостных выпусках.

Художественной публицистике также нашлось место на «Общественном телевидении России». Программы, выполнение в публицистическом жанре, на ОТР отличает все та же региональная проблематика, красной нитью проходящая через весь контент вешания на телеканале. Таким образом, сегодня нельзя говорить о существующей модели телеканала как об идеальной, не требующей изменений и доработок.

Библиографический список

1. Альперина, С. Не штормило на канале? [Электронный ресурс] / С. Альперина. -2014.04.02 - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/05/18/lisenko-site.html, свободный. Проверено 27.05.2014

2. Ахмадиева, А. Зрители «Общественного телевидения» предпочитают новости. [Электронный ресурс] / А. Ахмадиева. -2014.04.02 - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/552988, свободный. Проверено 27.05.2014

3. Бабич, Н. С. Эволюция типологического метода в западной социологии XX века [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. соц. наук // Официальный сайт ИС РАН / Н. С. Бабич. - 2010. Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html?id=1737, свободный. Проверено 27.05.2014

4. Сумленный, С. С. Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы [Текст] / С. С. Сумленный // Россия и мир в новом веке. - 2010. - № 3. - С. 40-54.

Bibliograficheskij spisok

1. Al'perina, S. Ne shtormilo na kanale? [Jelektronnyj resurs] / S. Al'perina. - 2014.04.02 -Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/05/18/lisenko-site.html, svobodnyj. Provereno 27.05.2014

2. Ahmadieva, A. Zriteli «Obshhestvennogo televidenija» predpochitajut novosti. [Jelektronnyj resurs] / A. Ahmadieva. - 2014.04.02 - Rezhim dostupa: http://izvestia.ru/news/552988, svobodnyj. Provereno 27.05.2014

3. Babich, N. S. Jevoljucija tipologicheskogo metoda v zapadnoj sociologii XX veka [Jelektronnyj resurs] : avtoref. dis. ... kand. soc. nauk // Oficial'nyj sajt IS RAN / N. S. Babich. - 2010. Rezhim dostupa: http://www.isras.ru/publ.html?id=1737, svobodnyj. Provereno 27.05.2014

4. Sumlennyj, S. S. Obshhestvennoe televidenie v Rossii i mire: problemy i perspektivy [Tekst] / S. S. Sumlennyj // Rossija i mir v novom veke. -2010. - № 3. - S. 40-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.