Научная статья на тему 'Социокультурный комплекс как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений'

Социокультурный комплекс как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛЬ СКК / СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СКК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голодяев Юрий Александрович

Рассматривается влияние на социализацию учащихся школ такой интегративной образовательной модели, как социокультурный комплекс (СКК). Дано авторское определение СКК, описаны основные характеристики социализирующего потенциала социокультурного комплекса. Представлена авторская модель СКК, нацеленная на педагогически управляемую социализацию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный комплекс как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений»

УДК 373.1

Ю. А. Голодяев

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Рассматривается влияние на социализацию учащихся школ такой интегративной образовательной модели, как социокультурный комплекс (СКК). Дано авторское определение СКК, описаны основные характеристики социализирующего потенциала социокультурного комплекса. Представлена авторская модель СКК, нацеленная на педагогически управляемую социализацию школьников.

Ключевые слова: социализация личности, социокультурный комплекс, модель СКК, социализирующий потенциал СКК.

Abstract. The article considers the influence on high school pupils’ socialization by an integrative educational model known as the socio-cultural complex (SCS). The author determines SCS and describes general characteristics of SCS’s socializing potential. The article also introduces an author’s model of SCS dedicated to pedagogically controlled socialization of pupils.

Key words: socialization of an individual, socio-cultural complex, SCS model, SCS’s socializing potential.

Наиболее перспективные направления развития образования сегодня связаны с реализацией идей интеграции, преемственности и непрерывности. Последние государственные документы стратегического формата по образованию указывают на необходимость развития открытых моделей воспитательных систем, построенных на принципах социального партнерства, что позволит реализовать воспитательный потенциал всех социальных институтов. Современная «открытая» школа признается важнейшим фактором и центром взаимодействия образовательного учреждения с социокультурной средой в целях социализации личности, а ее социально-педагогическая функция -важнейшим условием эффективности данного взаимодействия.

В этой связи явным является противоречие между актуальностью интеграционных процессов на всех уровнях образовательной деятельности и дефицитом теоретических и методических разработок по проблемам такой интеграции в формате социокультурного комплекса. Ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемам социализации человека, довольно обширен. Однако работ, посвященных специфике социализации детей и подростков в условиях интеграции образовательных систем, крайне мало. Исследований по проблеме социализирующих возможностей социокультурного комплекса (СКК) в отечественной педагогике не проводилось вообще, при очевидности того факта, что один из важнейших потенциалов СКК - социализирующий. При этом в образовательной практике СКК успешно функционируют во всех регионах России, что связано с педагогической, экономической и социальной эффективностью данной формы педагогической интеграции.

Нами принято определение социализации, сформулированное с социально-педагогических позиций: социализация - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизвод-

ства культуры общества [1]. Социализация личности происходит в неразрывной диалектической связи с процессом ее индивидуализации. Мы рассматриваем учащегося не только как социализируемого, но и как социализирующегося субъекта. Социализация выступает как в качестве сознательного целенаправленного воздействия на формирование личности (воспитание), так и в качестве объективного стихийно-спонтанного процесса трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте.

Предпосылки появления и развития СКК возникли вместе с активизацией процессов децентрализации, национализации, регионализации, муниципализации, диверсификации образования. Особенно плодотворным для возникновения социокультурных комплексов явился процесс муниципализации образования, а также переход от государственно-патерналистской парадигмы образования к гражданской.

Решением Пензенской городской думы (№ 787-40/4 от 26 октября 2007 г.) была утверждена долгосрочная целевая программа «Школа - системообразующий модуль социокультурного комплекса», разработанная по инициативе и при активном участии автора. Целью Программы, реализуемой на межведомственной основе, является интеграция усилий учреждений образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, культуры, социальной защиты для решения социально значимых задач развития микрорайона и реализации разнообразных программ для детей и взрослых. Программа способствует реализации базовой идеи развития муниципальной системы образования - создание единого открытого воспитательного пространства. В процессе реализации Программы предполагается сформировать школу, которая стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным, ресурсным центром микрорайона.

Поскольку в научной литературе нами не обнаружено дефиниции понятия «социокультурный комплекс», было проанализировано множество вариантов «Положения о социокультурном комплексе» регионального и муниципального уровней и сделан вывод об их большой однородности, особенно в части трактовки сущности и целей СКК. Чаще всего социокультурный образовательный комплекс определяется как образовательная организация, представляющая собой интеграцию общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования и обладающая разветвленной сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии. Чуть реже в документах встречается иная форма трактовки: социокультурный комплекс является постоянно действующим объединением учреждений образования, социальной сферы, общественных и других организаций, осуществляющих образовательную, воспитательную, культурно-оздоровительную и профилактическую работу среди детей, молодежи, взрослого населения. Нам представляется более объемно схватывающей социализирующие возможности СКК вторая его трактовка, поскольку в ней конституируется более представительный ряд участников СКК, а также более масштабно заявлены его функции. Кроме того, в этой трактовке нет «школоцентризма», который очевиден в первом определении.

Категорийный и семантический анализ дефиниций понятий, изученных нами в связи с феноменом СКК, позволил выделить его ключевые аспекты и сформулировать авторское определение понятия «социокультурный комплекс» в контексте решения задач социализации учащихся общеобразовательных учреждений. В нашем определении социокультурный комплекс - это открытый образовательный институт, интегрирующий на основе социального партнерства деятельность субъектов социокультурной сферы микросоциума, продуцирующий синергетические эффекты в ходе педагогически организованных влияний на социализацию личности и являющийся оптимальным способом использования социокультурного потенциала данной территории в решении задач педагогически управляемой социализации учащихся общеобразовательных школ. Процесс социализации учащихся общеобразовательных школ в условиях социокультурного комплекса представляет собой педагогически регулируемый и координируемый процесс включения учащихся в различные виды деятельности, стимулирования их активности на основе интеграции воспитательных усилий учреждений и организаций, входящих в СКК, использования разнообразных технологий образовательной, воспитательной и социально-культурной деятельности.

Будучи по организационным параметрам социально-педагогической системой, СКК по сущностным признакам является в то же время системой воспитательной. СКК как коллективный педагогический субъект выполняет функции: социализации; индивидуализации; аксиологическую; познавательно-информационную; культуротворческую; интеграции; фасилитации; анимации; компенсации; обеспечения социально-психологической принадлежности; обмена инфраструктурными ресурсами. Аксиологическую функцию СКК мы считаем важнейшей, поскольку кризис системы социализации в современной России проявляется наиболее остро именно в сфере ценностной трансляции.

Расширение перечня функций воспитательной системы СКК по сравнению с воспитательной системой школы обоснованно с точки зрения масштабности, сложности первой и ее выраженной интегративной природы. Ее сложность обусловлена большим количеством элементов и связей между ними, полиструктурностью и качественной сложностью самой системы и составляющих ее компонентов. По нашему мнению, один из важнейших эффектов деятельности СКК - синергетический. Синергия - суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующихся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы (результат работы СКК больше суммы результатов каждого субъекта СКК, т.е. 2 + 2 равно не 4, а 5).

В теоретическом исследовании нами выявлен многоплановый социализирующий потенциал социокультурного комплекса, который связан с тем, что СКК:

- с достаточной полнотой реализует идеи интеграции, преемственности и непрерывности в образовании;

- является социально-педагогическим явлением, интегрируя деятельность образовательных и социально-культурных институтов и развивая целенаправленные социально-педагогические коммуникации;

- способствует становлению школы как открытой образовательной системы;

- позволяет использовать широкий диапазон технологий - образовательных, культуротворческих, рекреативных и других для трансляции учащимся базовых культурных ценностей;

- активно продуцирует синергетические воспитательные эффекты в образовательном пространстве;

- дает возможность социально-педагогическому сопровождению развития учащихся быть поистине комплексным и непрерывным;

- содействует переходу от государственно-патерналистской парадигмы образования к гражданской;

- позволяет создать инфраструктуру, способствующую обеспечению социальных и образовательных потребностей населения, развитию местного самоуправления;

- предоставляет более широкие, по сравнению с массовой школой, возможности для привлечения ресурсов и эффективного их использования;

- обладает большим потенциалом в реализации компетентностного подхода в образовании.

Нами разработана и апробирована в восьми СКК г. Пензы модель социокультурного комплекса как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений, представляющая собой систему взаимосвязанных уровней (блоков) - целевого, организационного, функционального, содержательного (представлен двумя уровнями: уровнем воспитательной системы СКК и уровнем личности), диагностико-результативного. Ведущей идеей модели социокультурного комплекса явилась гуманистическая парадигма, сущность которой наилучшим образом сформулировал Ш. А. Амонашвили: «очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса» [2, с. 58].

Разработка и внедрение модели (рис. 1) основывались на этапах развития взаимодействия субъектов создаваемых СКК: 1) «сближение», 2) «взаимодействие» для достижения единой интегральной цели, 3) «взаимопроникновение» и «органическая связь». Механизм реализации модели выбирался, с одной стороны, с учетом имеющегося ресурсного уровня конкретной территории и профиля, статуса образовательного учреждения, инициирующего создание СКК, с другой - с учетом социального заказа, тех потребностей жителей микрорайона, которые могут быть удовлетворены социальными партнерами в структуре СКК.

При организации диагностических процедур, призванных фиксировать эффективность разработанной модели СКК, был избран ряд методов, которые могли бы комплексно «схватить» изменения, свидетельствующие о такой эффективности. В этот комплекс вошли: «Методика для изучения социализиро-ванности личности учащихся» М. И. Рожкова; авторская анкета для оценки состояния воспитательной системы СКК сотрудниками социокультурного комплекса; авторская анкета для изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и СКК в целом; метод экспертных оценок.

Количественный и качественный анализ результатов первичной и итоговой диагностик показал, что разработанная и апробированная модель явилась эффективной как в плане повышения уровня социализированности учащихся ОУ, так и в отношении других индикатирующих эффективность деятельности СКК показателей, отразившихся: количественном росте субъектов

СКК; появлении новых форм взаимодействия между ними на паритетных началах; расширении количества видов деятельности, в которую включаются учащиеся, и, соответственно, расширении «поля их социализации»; активизации социально-инициативных процессов среди населения микрорайона; гуманизации воспитательных установок взрослых субъектов СКК; росте удовлетворенности субъектов СКК и изменении имиджа СКК в восприятии социума.

Цель: социализация учащихся общеобразовательных учреждений в условиях СКК комплекса

Принципы: системности, интегративности, культуросообразности, вариативности, мультипликативности, эмерджентности, субъектности инноваций

Организационный блок

подсистема

менеджмента

подсистема

ресурсов

технологическая

подсистема

т

социально-

психологическая

личностная

подсистема

Функциональный блок: социализирующая, воспитательно-образовательная, аксиологическая, рекреационно-досуговая, оздоровительная, оптимизационно-коммуникативная, психолого-реабилитационная, интеграционная функции

Содержательный блок

Уровень воспитательной системы СКК:

- расширение образовательно-воспитательного потенциала окружающей среды при реализации образовательных, культуротворческих, анимационных и др. технологий;

- интеграция ресурсов в организации образовательной, коммуникативной, здоровьесберегающей, культуротворческой, добровольческой, досуговой

^деятельности учащихся

Уровень личности учащегося ОУ

Компоненты системы социализации:

- когнитивный;

- коммуникативный;

- деятельностный;

-эмоциональный;

- коррекционный;

- самоуправления

Диагностико-результативный блок:

изменения в показателях социализированности учащихся; рост удовлетворенности субъектов СКК

Организационно-педагогические условия эффективного социализирующего влияния деятельности СКК на учащихся общеобразовательных школ I ' I

Реализация принципа государственнообщественного управления в деятельности СКК

Использование в работе СКК базовых идей концепции общественноориентированного образования

Развитие субъектности воспитанника как фактора становления его социальной компетентности

Непрерывность социальнопедагогического сопровождения социализации учащихся в интегративном пространстве СКК

Специальная подготовка педагогов к работе в условиях СКК

Результат: социально-компетентная личность учащегося общеобразовательного учреждения

Рис. 1. Модель социокультурного комплекса как фактора социализации учащихся общеобразовательных школ

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия эффективности социализирующего влияния деятельности СКК на учащихся общеобразовательных учреждений:

- реализация принципа государственно-общественного управления в деятельности СКК;

- использование в работе СКК базовых идей концепции общественноориентированного образования;

- развитие субъектности воспитанника как фактора становления его социальной компетентности в условиях СКК;

- непрерывность социально-педагогического сопровождения социализации учащихся в интегративном пространстве социокультурного комплекса;

- специальная подготовка педагогов к работе в условиях СКК.

Мы понимаем социально-педагогическое сопровождение процесса социализации учащихся общеобразовательных учреждений в условиях СКК как систему согласованной профессиональной деятельности субъектов СКК, направленную на создание условий для эмоционального благополучия учащегося, обеспечение его базовых потребностей, успешное развитие, воспитание и обучение, а также на оказание помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, выбором досуговой сферы самореализации, самоопределением.

В ходе опытно-экспериментальной работы по инициативе автора был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на оптимизацию функционирования социокультурных комплексов в рамках муниципалитета. В настоящее время реализация модели СКК как фактора социализации учащихся общеобразовательных учреждений, претерпевая некоторые корректировки вследствие рефлексии получаемых в ходе регулярной диагностики результатов, продолжается.

Образование с позиций социокультурного подхода является частью культурно-исторической практики, исполняя роль опоры, транслятора культуры. Мы разделяем взгляды тех, кто считает, что необходимо рассматривать педагогическую деятельность в социокультурном аспекте. Справедливо и то, что организация образовательной деятельности в форме изолированного социокультурного института не отвечает вызовам современной ситуации. Необходима организация образовательной деятельности как практики развития человеческого потенциала в форме открытого социокультурного института, интегрирующего различные формы деятельности, обеспечивающие развитие целостных антропологических характеристик личности, как появление условий для формирования у нее современной, открытой и рефлексивной картины мира, индивидуальных образовательных и жизненных стратегий.

Список литературы

1. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2006. -304 с.

2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амона-швили. - М. : Изд. дом Амонашвили Ш., 2001. - 461 с.

Голодяев Юрий Александрович начальник Управления образования г. Пензы

Golodyaev Yuriy Alexandrovich Head of the Education Administration of Penza

E-mail: golodyaev@guedu.ru

УДК 373.1 Голодяев, Ю. А.

Социокультурный комплекс как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. А. Голодяев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. -

№ 3 (23). - С. 114-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.