Научная статья на тему 'Социокультурные условия формирования позитивного восприятия органов внутренних дел современным гражданским обществом'

Социокультурные условия формирования позитивного восприятия органов внутренних дел современным гражданским обществом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
349
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИМИДЖ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / CIVIL SOCIETY / IMAGE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / LEGAL MENTALITY / SOCIAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазицкий Сергей Леонидович

Данная статья посвящена исследованию степени доверия гражданского общества правоохранительной системе в современной российской действительности. Автором представлен теоретический анализ специфики влияния имиджа представителей органов внутренних дел на эффективность их взаимодействия с населением России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural conditions of formation of positive perception of law-enforcement agencies by modern civil society

This paper examines the degree of trust of civil society to law-enforcement system in modern Russian reality. The author makes the theoretical analysis of influence of image of representatives of law-enforcement agencies on efficiency of their interaction with the population of Russia.

Текст научной работы на тему «Социокультурные условия формирования позитивного восприятия органов внутренних дел современным гражданским обществом»

УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 Л 17

С.Л. Лазицкий,

кандидат социологических наук, начальник кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: + 79034490345, e-mail: alexandr01.87@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОВРЕМЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ

(Рецензирована)

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию степени доверия гражданского общества правоохранительной системе в современной российской действительности. Автором представлен теоретический анализ специфики влияния имиджа представителей органов внутренних дел на эффективность их взаимодействия с населением России.

Ключевые слова: гражданское общество, имидж, правоохранительные органы, правовой менталитет, социальные конфликты.

S.L. Lazitsky,

Candidate of Sociology, Chief of Department of Tactical Special Training of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: +79034490345, e-mail: alexandr01.87@mail.ru

SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF POSITIVE PERCEPTION OF LAW-ENFORCEMENT AGENCIES BY MODERN CIVIL SOCIETY

Abstract. This paper examines the degree of trust of civil society to law-enforcement system in modern Russian reality. The author makes the theoretical analysis of influence of image of representatives of law-enforcement agencies on efficiency of their interaction with the population of Russia.

Keywords: civil society, image, law enforcement agencies, legal mentality, social conflicts.

Правоохранительные структуры играют важную роль в функционировании современных обществ, особенно в период глубоких и длительных социальных трансформаций. Обострение разного рода конфликтов, усиление нетерпимости и агрессивности у членов социума, разрушение привычных форм жизнеустройства и прочие атрибуты эпохи перемен предъявляют повышенные требования к личностным

и профессиональным характеристикам сотрудников правоохранительных органов.

Вместе с тем, качество их работы как таковое не может быть оценено само по себе - и без личности сотрудника, а также в отрыве от социокультурных характеристик общества и сложившихся в нем традиций взаимоотношения населения с представителями правоохранительных органов. Эти взаимоотношения

во многом определяются устоявшимися стереотипами восприятия правоохранительных структур в конкретном социуме.

Данный тип взаимоотношений представляет собой сложную динамическую систему взаимосвязей и взаимозависимостей полиции и населения, подверженную влиянию различных факторов. Многоплановость причин и последствий, определяющих характер указанных выше отношений, требует объективизации и расстановки приоритетов, рейтинг которых впоследствии может стать катализатором изменений во взаимоотношениях органов внутренних дел с гражданским обществом.

Необходимо отметить, что отношения между населением и органами правопорядка представляют собой многовековую проблему. Особую остроту она приобретает в эпоху социальных катаклизмов, потрясений, революционных изменений. В XX веке импульс обострения данной проблеме придала Вторая мировая война, прямо и косвенно обеспечившая рост преступности, страх человека перед ней, социальную панику перед преступным беззаконием - факторами, получившими статус национального бедствия.

Острота данной проблемы в современной России может быть объяснена с позиции переживания перехода к новому и непонятному для большинства россиян образу жизни эпохи «воинствующего капитализма», деформировавшего в сознании социума абсолютное число общечеловеческих ценностей. Общим результатом анализа отражения криминальной ситуации в стране в средствах массовой информации (Интернет, периодические издания, публицистика, художественная литература и др.) может быть ряд штрихов к портрету сотрудников органов внутренних дел (ОВД) в глазах населения:

- отсутствие эффективных способов защиты граждан и их законных интересов;

- коррумпированность (наряду с коррумпированностью властных структур);

- противоправные действия сотрудников ОВД в отношении граждан [1].

Необходимо также констатировать тот факт, что усилению критики, бесспорно, способствует социальная напряженность, существующая в социуме в настоящий момент. Критические оценки деятельности институтов власти автоматически переносятся и на органы внутренних дел как на ее структурное звено. В то же время среди граждан продолжают существовать стереотипы, что полиция - единственная сила, при помощи которой можно регулировать уровень преступности, и вся вина за ее рост лежит именно на органах правопорядка.

Вместе с тем, в современных условиях высокой динамики формирования идентичности основных социальных институтов и государственных правовых механизмов бесспорным становится тот факт, что обеспечение населению все большего правового суверенитета и сокращение репрессивного инструментария воспроизводства власти в социуме актуализирует поиск новых методов и моделей легитимации власти, обеспечения общественного правопорядка и соблюдения законности. Пожалуй, одной из ключевых подобных моделей становится целенаправленное формирование у граждан устойчивого правосознания и отношения к правопорядку. В данном контексте одну из важнейших ролей играет формирование позитивного отношения социума к институтам, призванным обеспечить реализацию права в государстве, - к правоохранительным органам.

Необходимо отметить, что определенная и довольно устойчивая оценка деятельности правоохранительных органов, их представителей и системы в целом существовала

постоянно. Однако именно на современном этапе актуализировался вопрос исследования эффективных механизмов воздействия на общественное восприятие. Речь идет о необходимости целенаправленного формирования в общественном сознании позитивного имиджа органов внутренних дел.

Под имиджем органов внутренних дел подразумевается эмоционально окрашенный образ силового ведомства, создаваемый средствами массовой информации и оказывающий психологическое воздействие на различные социальные группы. Поскольку формирование имиджа - создание образа, то этот процесс должен базироваться на глубинной, эмоциональной, «ар-хетипической сфере человеческой психики» [2].

Как отмечал К. Юнг, «сознание - это еще не вся психика», из этого следует, что процесс создания образа может происходить как в сознании, так и в подсознании [3].

В одной из своих работ С.И. Трифонова пишет: «На первом этапе формирования авторитета власти необходимо создание его положительного имиджа, поскольку имидж блокирует рациональное познание объекта и в то же время своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия» [4].

Таким образом, в контексте исследования эффективных механизмов воздействия на общественное восприятие, позитивно направленной тенденцией развития ОВД в области повышения имиджа является ориентация на гласность и демократизацию, лояльность, быстрая адаптация структуры на запросы социально-экономических трансформаций. В настоящее время это перенос воздействия с властной на социальную (гражданскую) систему.

Исходя из опыта прошлых десятилетий, эффективность деятельности

правоохранительной системы напрямую зависит от взаимодействия с обществом, на основе чего впоследствии формируется имидж сотрудников ОВД. Отметим, что одной из ключевых задач имиджа является формирование и поддержание положительного восприятия как сотрудников, так и в целом системы правоохраны.

В то же время на пути формирования положительного имиджа существует ряд трудностей:

1. Нет чётко оформленной аудитории, оценивающей имидж сотрудников ОВД. Круг общения сотрудников не имеет оформленных границ, поскольку включает все слои общества, а также различные стороны жизни конкретных граждан. Согласно нормативно-правовым актам, сотруднику полагается вести себя доброжелательно, открыто, внимательно, с чувством собственного достоинства, корректно с гражданами независимо от их служебного и социального положения.

2. Общение граждан с сотрудниками происходит преимущественно в условиях конфликтной ситуации, где сотрудник обязан действовать в соответствии с законом и в условиях тяжёлой психоэмоциональной обстановки сохранять выдержку.

3. Деятельность представителей власти находится под пристальным социальным контролем, т.е. носит публичный характер. Любое действие / бездействие, манера общения и внешний вид сотрудника, безусловно, оценивается окружающими. Данное обстоятельство должно учитываться правозащитником, поскольку умение грамотно действовать на публике значительно повышает престиж не только конкретного сотрудника, но и службы в целом.

4. Имидж сотрудника зависит от самоимиджа, т.е. от внутренней самоидентификации и самореализации в выбранной профессиональной общности.

Необходимо отметить, что на современном этапе реформирования правоохранительной власти средства массовой информации усилили внимание общественности к правоохранительным вопросам. Информация мгновенно распространяется через социальные сети. Любой проступок сотрудника правоохранительного органа вызывает широкий резонанс, формируя недоверие и снижая престиж всей правоохранительной системы. Отрицательный пример одного сотрудника создаёт устойчивое неприятие и не может быть нейтрализован многочисленными положительными примерами представителей органов правопорядка, это связано с тем, что общество

воспринимает их деятельность как ожидаемую норму [5].

Обобщая результаты данного исследования, можно сделать вывод о том, что формирование положительного имиджа органов правопорядка является одной из важнейших задач государственных институтов, поскольку эффективность работы полиции зачастую прямо зависит от содействия населения, начиная с предоставления информации о возможных правонарушениях, свидетельских показаний и заканчивая предоставлением в распоряжение милиции технических средств (автомобиля, телефона и т.д.), необходимых для задержания преступника.

Примечания:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2001. 464 с.

2. Бондаренко Т.А. Авторитет сотрудника милиции: социально-психологические предпосылки его формирования в процессе первоначальной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 22 с.

3. Юнг. К. Сознание и бессознательное: пер. с англ. СПб, 1997.

4. Трифонова С.И. Психологические условия формирования авторитета власти в общественном сознании: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

5. Совершенствование политкультурного воспитания сотрудников ОВД: науч.-практ. пособие / под общ. ред. Н.П. Маюрова. СПб: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та МВД России, 2011. 116 с.

References:

1. Grishina N.V. Psychology of conflict. - SPb: Piter, 2001. - 464 pp.

2. Bondarenko T.A. The authority of a police officer: socio-psychological preconditions of its formation in the process of initial training: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree / T.A. Bondarenko. - M., 2002. 22 pp.

3. Jung C. Consciousness and unconsciousness. / Transl. from English. SPb, 1997.

4. Trifonova S.I. Psychological conditions of formation of the authority of the power in the public consciousness: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. M., 1997.

5. Improvement of the polycultural education of law enforcement officers: a manual / Ed. by N.P. Mayurova - SPb: Publishing house of the SPb University of the MIA of Russia, 2011. - 116 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.