Научная статья на тему 'Социокультурные ценности в новостных и информационных программах регионального телевидения (тв «Кварц», Подольский район)'

Социокультурные ценности в новостных и информационных программах регионального телевидения (тв «Кварц», Подольский район) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
249
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НОВОСТНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / REGIONAL AND CENTRAL TELEVISION / SOCIOCULTURAL VALUES / NEWS AND INFORMATION PROGRAMS / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Широбоков Александр Николаевич, Бахус Алексей Олегович

В статье рассматриваются социокультурные ценности регионального телевидения на материале новостных программ ТВ «Кварц» Подольского района Московской области. Для анализа были отобраны ценности, которые наиболее часто называются в новостных и информационных программах. Был проведен сравнительно-сопоставительный анализ социокультурной политики телекомпании «Кварц» и одного из центральных каналов Россия 1. Представлены результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural values in news and information programs of regional television (TV «Quartz», Podolsk region)

In the article sociocultural values of regional television are considered based on the material of news programs of TV Quartz (Podolsk region, Moscow area). For the analysis values were selected which most often are called in news and information programs. The comparative analysis of sociocultural policy of TV Kvarts company and one of the central channels (RTR) was carried out. Results of research are presented.

Текст научной работы на тему «Социокультурные ценности в новостных и информационных программах регионального телевидения (тв «Кварц», Подольский район)»

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В НОВОСТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ (ТВ «Кварц», Подольский район)

А.Н. Широбоков, А.О. Бахус

Российский университет дружбы наро, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Роса

В статье рассматриваются социокультурные ценност новостных программ ТВ «Кварц»» Подольского района браны ценности, которые наиболее часто называют Был проведен сравнительно-сопоставительный а: «Кварц» и одного из центральных каналов Р<

Ключевые слова: региональное и цент телевидение, социокультурные ценности, но

востные и информационные программист льный анализ.

ного телевидения на материале ласти. Для анализа были ото-и информационных программах. льтурной политики телекомпании тавлены результаты исследования.

стном телеэкране находит онажоторую обусловил ряд факт^ льтурных и демографически: Подольский район явл и муниципальным образов; ный центр — город Подоль Подольский муниципальный р

Региональное телевидение благодаря своим структурно-ф характеристикам является одним из хранителей и ретрансляторов ных ценностей. Телестудия «Кварц» (Подольский район Мосшвс зволяет проанализировать^рвцесс все более широкого блемам, созвуч

С точки зре1 дения По ковных пров

рактерную

ьным льтур-асти) поемам и про-

ициям и культурным нормам российского народа. тия, структуры и функционирования местного телеви-он является достаточно типичным представителем подмос-. Поэтому изучение особеннрстей^оииокультурной политики, студией, поможет в определениоу^ере выяснить ситуацию, хая многих нестоличных теле^оЯЛантй России.

ся специфика Подольского рай-фических, политических, историко-

дминистративно-территориальной единицей Московской области. Его административ-рый не входит в состав района. Кроме того, он окружает территорию не входящих в его состав городов областного подчинения Климовска, Щербинки и Троицка. Площадь района составляет 106 254 га, или 1063 км2. Исторические корни современного района уходят к известному с середины XVI в. расположенному на берегах реки Пахры селу Подол, в котором значилось 27 дворов с 250 жителями. Упоминается в летописях и деревянная церковь Воскресения Христова, со временем перестроенная в белокаменную (этот храм восстановлен в наши дни) [1].

5 октября 1781 г. по именному Указу, данному Сенату Екатериной II, было повелено создать Подольский уезд, переименовать село Подол в город Подольск. Важную роль для развития уезда имело строительство в 1844—1847 гг. государственного (казенного) Варшавского (Брест-Литовского) тракта.

С отменой в 1861 г. крепостного права создаются условия для развития промышленности: строятся железные дороги, фабрики и заводы, административные и жилые дома; формируется промышленный район с административным центром в г. Подольске. Подольский район образован в 1929 г. В августе 2011 г. опубликован проект, согласно которому большинство муниципальных образований, входящих в состав района, могут быть переданы Москве. На территории^ошльского района расположено 219 населенных пунктов, в которых прож^в^т^Т®^ тыс. человек (11,9 тыс. городского населения и 66,3 тыс. — сельского)

Современная экономика района представлена 1932предприятиями и организациями, среди которых Подольский завод цветных металлов^раснопахорский завод изделий из металлических порошков, пищевой кярбинат «Подольский», Крестовский пушно-меховой комплекс и др. Крупншшке^ельскохозяйственные предприятия «Кленово-Чегодаево», ОПХ «Дуврбрицы»шуниципальное предприятие «Сынково», «Знамя Подмосковья»; вдергвне^рфьино — фармацевтический производственный комплекс «Сердикс»^омЛанйи^<Сервье», а в деревне Яковле-во — Яковлевская чаеразвесочная фабрика.

Основное направление сельскохозяйственного производства района — молочное животноводство. На западе^айонь^возле деревни Рыжово расположен 'крупный автоматизированный мелочный комплекс «Рыжово». В ажнейшие^ЮпРлни-тельные отрасли представлены производством картофеля, мяса крупного рогатого скота и зерна.

В районе также производится камвольная пряжа, цельномолочная продукция, комбикорма, металлический порошок, свинцовые и цинковые сплавы, вторичный алюминий.

Из досГопримеивтельностей района наиболй1*ин1ер1вны Церковь Знамения Пресвятшиогородицы в Дубровицах, усадьба^вановское, усадьба Д.И. Филип-пова^архитектЬр Н.А. Эйхенвальд, 1904^?), Усадьба Остафьево, Вороновская этиmнBЯ^Ьлерея в Подольске, ЩаповскинУрганный зал [1]. Существующая в Подольском районе наземная сеть телерадиовещания пред-стачняет собой единый комплекс, иоторый^беспечивает охват населения программой Первого канала на 100%, программой канала Россия 1 на 97,2%, программой НТВ на 51,2%, регионалВн^ойтцаТраммой ТВ «Кварц» на 73,6%. К началу 2000-х гг. во всех населенных пунктах Подольского района не принималась вторая программа центрального телевидения Россия 1, в 54 населенных пунктах края не было вещания программ ТВ «Кварц».

С учетом сложившейся ситуации в январе 1999 г. решением администрации Подольского района была утверждена концепция развития распределительной телерадиовещательной сети, целью которой является стопроцентный охват населенных пунктов района качественным вещанием второго канала Россия 1, а также возможность приема программ ТВ «Кварц».

В марте 2003 г. постановлением администрации Подольского района утвержден план мероприятий по созданию интегрированной сети спутниковой связи и развитию телекоммуникационной инфраструктуры. Реализация плана позволила,

в частности, добиться охвата региональным телевизионным вещанием до 95% территории района.

В качестве основного метода исследования социокультурных ценностей, лежащих в основе вещательной политики регионального телевидения «Кварц», был избран контент-анализ, который позволяет выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели реальнойкисоответст-вуют тому, что происходит в обществе [2]. ^^ ^^

Для начала была сделана репрезентативная выборка^изтелекомпаний, которые доступны зрителям Подольска и Подольского районСУч и™ в ал ись следующие характеристики: ареал распространения, объемжещащя^в неделю (программы только собственного производства), тематическое^изнообразие передач. Для того чтобы получить наиболее полное представление об особенностях местных телевещателей, для анализа были взяты программы, подготовленные студией «Кварц», а также частично студиями «Чехов^вВк»^ «ТВК Климовск».

Естественно, что в более крупныхЧавелшных пунктах как центральные, так и местные телекомпании представлены в|рольшем количестве и разнообразии (табл. 1).

аблица 1

Количе в I

нтральных и местных телекомпан >|х пунктах Подольского района

Населенный пункт

Подольск

Количество центральных телекомпаний

10

Щербинка Климовск

одольске на девяти кан аний (Первый канал, канал ГВ, MTV, 7ТВ), при этом остальные телеканалы на] щают две местные телекомпа В других населенных пу нее»: везде транслирую

ходят десять центральных те-СТС, ТВС, ТНТ, НТВ, «Культура», 7ТВ закупаются лишь отдельные переда-лируются из Москвы. В Подольске ве-:<Кварц», ТВК «Климовск»). айона телевизионная жизнь гораздо «скром-канал, канал Россия 1, НТВ. Канал ТНТ вещает во всех населенных пунктахрайона; программы РЕН ТВ и ТВЦ имеют возможность смотреть лишь жители Подольска и Чехова; каналы СТС, ТВС и отдельные передачи 7ТВ доступны только в Подольске, Климовске и Чехове.

Местное производство также небогато: во всех населенных пунктах вещают одна-три местные телекомпании. Они выходят в эфир 6—7 раз в неделю, но объем вещания при этом невелик. Несомненным лидером по этому показателю является ТВ «Кварц», имеющая в Подольске и прилегающих территориях на пятом и седьмом каналах вещания в совокупности около 30,7 часа в неделю, а в остальных городах — около 16,8 часа. Стоит отметить, что студии, даже имея вполне «приличный» выход в эфир, вынуждены заполнять его рекламой либо заказными реклам-

но-коммерческими сюжетами. Компании иногда эксплуатируют эфир концертами по заявкам (что, впрочем, является одним из способов выживания), но наряду с этим они занимаются производством качественных, интересных программ.

На фоне активного развития систем телерадиовещания на информационном пространстве района заметно резкое отставание объема местного вещания от вещания общероссийских каналов (табл. 2).

▲ Л. Ж '

Таблица 2

Объем вещания центральных и местных телеком' в населенных пунктах Подольского района

паний

вещания

Таб

Подольск Щербинка Чехов Троицк

Объем вещ. центр-х каналов в неделю, ч 461,8 357^ Х_319,9 235,2 300,4

Объем вещ. местных каналов в неделю, ч 113,5 624/133,4 21,8 26,5

Объем центр, ТВ > мест, в нед. раз 4,1 9,9 10,8 113

Центр. ТВ в среднем в будний день, ч 66,7 V 49,2 34,3 44,7

Мест. ТВ в среднем в будний день, ч 17,5 ^ 5,6 4 4,4

Объем центр. ТВ > мест., в буд. день, раз 8,8 8,6 10,1

Центр. ТВ в среднем в вых. день, ч т I 150,5 42 31,8 38,5

Мест. ТВ в среднем в вых. день. ч ¿1з V 2,8 2 2,3

Объем центр. ТВ > мест, в вых. день, раз^ 4,6 15 15,9^

Если в Подольске центральные каналы по объему вещания цреводходвгрмест-ные в 4,1 раза, то в Троицке^—в^2,5 раза. К Подольску наиболееприближены Климовск и Чехов —'приблизительно в 5 раз; телевизионна^жизчЬ^остальных городов занимает промежуточное положение. Кроме того, также заметны колебания объемов вещания течение недели: по выходным разница традиционно больше. В ПодолЫкевсреднестатистический буднийдень^овокупный объем вещания центрчльньщканалов превосходит совокупн«иЧбъ£м вещания местных — в З^^раза, внЪходной — в 4,9 раза. Самой^«вкрощрой» опять является телеви-

стные телестудии заключили договоры с центральными каналами, и их ассматривать как пример того самого сотрудничества, к которому, собст-и должно стремиться тел^визирнноехообщество. Формы сотрудничества региональных и московских телевещателей самые различные. Подольская и климовская телекомпании полностью транслируют центральные программы, «врезая»^ сетку вещания свои рекламные блоки, сводки погоды и отдельные коммерческие передачи. Они также закупают у центральных каналов художественные фильмы, сериалы, научно-познавательные и развлекательные программы, «разбавляя» ими собственные передачи. Их собственная продукция отличается богатым содержательным и жанровым разнообразием.

В Подольском районе местное телевидение имеет и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру.

Анализ показывает, что по широте представленных тем и глубине их раскрытия местные программы отличаются разнообразием. Есть серьезные передачи на экономические и политические темы местного значения: «Диалог» и «Новости».

Среди центральных каналов для анализа был выбран государственный канал Россия 1 как отражающий социокультурную политику государства в целом.

Затем был проведен конкретный анализ содержательного наполнения местных и центральных телевизионных программ, выявлены те социокультурные ценности, которые наиболее часто встречаются в программах местного телевидения. В качестве единиц анализа были взяты аудиовизуальные фрагминГышередач, посвященные какой-либо ценностной характеристике. Единицам^анализа выступали как вербальные, так и невербальные конструкции. В качестве первых учитывались конкретные высказывания, «крылатые» слова и выражения, словесные обороты и т.д., содержащие социокультурную ценность (напрЕм!р^«без труда не вынешь и рыбку из пруда»; «Я, как патриот, считаю, чтоТРоссиявыйдет из кризиса»). Невербальные единицы анализа — это знаки и образИ^а которыми встают определенные ассоциации (например, человек у^танка^—^руд; гордо развивающийся российский флаг — патриотизм).

Из всего спектра выделяемых цаннос11ей^*яанализа были отобраны наиболее часто называемые, причем 27 изжих^бозЛчены как «позитивные социокультурные ценности», а остальные семь — как «негативные ценности». Но сразу же стоит оговориться, что ряд категорий, используемых в данном анализе в качестве ценностей, носят относительрыйяарактер: ^

— категория «единение людей (соборность)» — «единени!»^! случайно вынесено на первое место: соборность предполагает прежде всего единение людей в Боге. В данномтслучаеучитывается более упрощенный, «приземленный» вариант — объединеняЛюдей (не механическое, а духовное) для решения определенных задач;

атегория «память народа, традиционность». В данном случае учитывается бла дарность предкам, уважение к славным деяниям героев, верность традициям и с емление связать прошлое, настоящее # будущее в одну неразрывную це-поч ;

категория «надежда на хорошее будущее (оптимизм)» идет несколько зазрез с такой ценностью роса^скоП^арода, как «идеал хорошего видится не в будущем, а в другом местеСоднако вера в возможность улучшения остается в любом случае, поэтому^ИтегЯ^и^учитывается как безусловная ценность;

— «важность талантагШифцссионализма человека в своем деле» также не является социокультурной ценностью в чистом виде, однако может рассматриваться как составляющая «углубленного» человека.

В качестве негативных ценностей были выделены:

— пессимистические настроения и идеи;

— потребительские ценности: «деньги, примат материального», «потребительское отношение к жизни» (желание получить большее, не прилагая каких-либо усилий; стремление к праздным удовольствиям);

— антиценности (смерть, зло, насилие).

Было признано нецелесообразным отслеживать количество ценностных характеристик в единицу времени: были бы получены нерепрезентативные данные.

Это связано с тем, что при посвящении, к примеру, получасовой передачи военно-патриотическому воспитанию молодежи такие ценности, как «патриотизм», «долг перед Родиной», «память народа», муссировались бы в течение тридцати минут, получив, естественно, максимальный количественный показатель, но «не засветившись» при этом ни в одной другой программе за весь анализируемый период.

Поэтому вместо временного отрезка (час, минута) был взят сВЖер^переда-ча, выступление, рубрика и т.д.) как законченное журналистское произведение, а упомянутая даже многократно ценность засчитывалась лишь^йНн^аз. Это позволило зафиксировать весь спектр ценностных характеристик(как позитивных, так и негативных) в рамках одного телевизионного сюж

Исследование анализа деятельности телекомпании «кварц» проводились авторами в течении длительного промежутка времши^рколопяти лет). Однако для проведения подробного контент-анализа был взят промежуток в шесть месяцев. При выборе временного промежутка исследования учитывался опыт отечественных и зарубежных исследований, который показывает, что для анализа деятельности студий телевидения данныйц^кЬ можнр считать репрезентативным.

Подобный период выступает в качестве организационного принципа вещания подавляющего большинства телестанций, при этом количество транслируемых ценностей, вообще их наличреилжотсутствие — явление достаточно перманентное (идейная политика вещания, «завязанная» на ментальных характеристиках аудитории, не меняется с годами, сезонные колебания как таковые практически

Основное тре боИние, предъявляе м о е ко вре м ен#исс лед о вания, — типичность передачу точки прения повседневной работы телевидения, т.е. предполагается, что в этот период не происходит ни крупномасштабных потрясений, ни чрезвычайных ситуаций, которые могли бы внести изменения в содержание или периошчностьпрограмм.

± Анализировались почти все сюжеты^самостоятельно подготавливаемые телекомпанией в течение этого периода. Исключение составили повторы программ, «Пщгноз погоды», «Поздравления», «Телемагазин», откровенно заказные пере-чи и агитационные программы в предвыборный период.

Таким образом, в ходе проведенного исследования были получены результаты, подтверждающие, что на периферии чаще, чем на центральных каналах, обращаются к исконно российс^м культурным ценностям. Местные телекомпании, «завязанные» на потребностях и интересах своей аудитории, отражают ее чаяния и, в свою очередь, укрепляют их. Ведь именно от самого документалиста зависит картина мира, которую он представляет аудитории, и то, кого он выбирает в свои герои из тех, кто окружает его в реальной жизни.

У телекомпаний выделенные социокультурные характеристики упомянуты разное количество раз, поэтому по количеству упоминаний можно выделить занимаемые данными ценностями позиции (рейтинг социокультурных ценностей). Иерархия ценностей соблюдена в соответствии со шкалой А. Маслоу [3]. При анализе контента ТВ «Кварц» и Россия 1 были выбраны временные отрезки вещания

(февраль, апрель и июнь 2011 г.), в которых выделялось количество упоминаний о темах, приводимых в графе «Позитивные ценности». Затем вычислялся средний арифметический показатель, приводимый в двух последних графах.

Таблица 3

Рейтинг социокультурных ценностей, транслируемых каналом Россия 1 и телекомпанией «Кварц» Подольского района

Приведенный рейтинг показывает, какие приоритеты в своей деятельности расставляют региональные журналисты ТВ «Кварц», какими ценностями в основном наполняется социокультурное пространство региона. Однако стоит отметить, что этот процесс можно контролировать и направлять. Политику социокультурного наполнения информационного пространства можно и нужно продумывать, грамотно выстраивать. Очень многое в данном процессе зависит от гражданской позиции населения, от общественных инициатив, однако наиболее успешно эти

механизмы срабатывают там, где существует всесторонняя поддержка властных структур.

Таким образом, духовная жизнь Подольского района богата и разнообразна. Мирное сосуществование различных культурных проявлений обеспечивает стабильность и глубину социальных связей. И все это находит отражение на региональном телеэкране, который демонстрирует широкий спектр соцВйкультурных ценностей российского народа. Немаловажную роль играет и четко^родуманная политика местных властных структур. Ведь только при грамотномЧегулировании содержательного наполнения информационного пространства можно добиться наибольшего результата. Все это в совокупности позволяет региональному телевидению выступать хранителем социокультурных^нносГей России.

литерат

[1] Виртуальный путеводитель по По дм 2_28_reg.html

[2] Лапин Н.И. Социокультурный по, левидения // Социс. — 2003. —— СР3—12.

[3] Маслоу А. Новые рубежи человеческий, природы / Пер. с англ. — М.: См

|bio..^#URL: http://www.podmoskove.ru/ ально-функциональные структуры те-

Iteratura

dmoskove.r

ve.ru/2_28_r

[1] Virtualny putevodltefpO^odmoskovy. — URL: http://www.podm05kove.ru2_28_reg.html

[2] Lapin N.I. SociocUfturnyPodhod i societalno-fUnkcionalnye strukfury tHevidenya // Socis. —

2003. — № 7. — СТ3—12. я .

[3] Maslou A. Novye rubegi chelovecheskoy prirody / Per. s angl^— Мт

— M#cow: Smisl, 2009.

SOCIOCULTU INFORMATION PF (TV

A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 IN NEWS

lmSof regional television

Odolsk region)

)okov, A.O. Bakhus

Peoples*¥nendship University of Russia

Mikluho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198

In the article sociocultural values of regional television are considered based on the material of news programs of TV Quartz (Podolsk region, Moscow area). For the analysis values were selected which most often are called in news and information programs. The comparative analysis of sociocultural policy of TV Kvarts company and one of the central channels (RTR) was carried out. Results of research are presented.

Key words: Regional and central television, sociocultural values, news and information programs, comparative analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.