Научная статья на тему 'Социокультурные расколы электорального пространства России (на материалах Краснодарского края)'

Социокультурные расколы электорального пространства России (на материалах Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
415
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РАСКОЛ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ELECTORATE / SOCIAL-AND-CULTURAL DISSENT / MODERN RUSSIA / KRASNODAR KRAI

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дейнека Александр Иванович

В статье определены социокультурные размежевания электората в Краснодарском крае (1993-2008 гг.). Установлены эффекты социокультурных факторов голосования на федеральных выборах. Выявлены различия электоральных ориентаций на Черноморском побережье, в крупных городах и сельских районах Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные расколы электорального пространства России (на материалах Краснодарского края)»

© Дейнека А.И., 2010

УДК 342.843(470.620)

ББК 66.3(2Рос)68

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РАСКОЛЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

А.И. Дейнека

В статье определены социокультурные размежевания электората в Краснодарском крае (1993-2008 гг.). Установлены эффекты социокультурных факторов голосования на федеральных выборах. Выявлены различия электоральных ориентаций на Черноморском побережье, в крупных городах и сельских районах Кубани.

Ключевые слова: электоральное пространство, социокультурный раскол, современная Россия, Краснодарский край.

Актуальность исследования социокультурных расколов электорального пространства Кубани состоит в том, что долгосрочные факторы ориентаций избирателей остаются значимыми в регионах с преобладанием патриархальной либо подданнической политической культуры [1; 5; 13; 18]. Электоральное поведение в регионах России является одной из важных форм политического участия граждан, индикатором их политического сознания, в том числе ориентаций и установок демократического характера [15, с. 119].

Электоральное поведение, согласно нашей гипотезе, можно рассматривать как целенаправленную деятельность избирателей и их объединений по вопросам участия в выборах. Эта деятельность охватывает весь электоральный цикл, а не только период избирательных компаний. Электоральное поведение включает в себя и действия субъектов политики, и феномены их сознания, определяющие отношение к выборам.

Цель статьи - установить проявления социокультурных расколов электорального пространства Кубани в избирательных кампаниях постсоветского периода. Теоретической основой работы стала модель социокуль-

турных размежеваний С. Липсета и С. Рокка-на [9, с. 204-208].

Структура электорального пространства формируется под влиянием совокупности разнородных факторов. В политической науке принято выделять три теоретических подхода к электоральному поведению: социологический, социально-психологический, экономический [17]. В рамках социологического подхода, полагаем, следует выделить четыре группы факторов, определяющих механизмы электорального поведения: социальные (набор социальных и демографических характеристик, социальный и профессиональный статус, образовательный уровень, место проживания, возраст, пол и т. д.), социально-психологические (реакции на обстановку, в которой оказалось общество и которая, в свою очередь, неразрывно связана с предварительно сложившимися политическими ориентациями как самого индивида, так и наиболее авторитетных для него референтных групп), манипуля-тивные (обработка индивида и его непосредственного окружения с помощью современных избирательных технологий) и индивидуально-психологические (производные от устойчиво-характерологических черт индивидуальной психики).

Среди базовых и долговременных факторов С.М. Липсет и С. Роккан выделяли связанные с социальной дифференциацией элек-

тората по линиям так называемых расколов или «размежеваний» («cleavages») [9, с. 204208]. Последние носят устойчивый характер и определяют алгоритм, в пределах которого может осуществляться перераспределение голосов за различные политические силы. Расколы могут быть социально-экономическими (богатые против бедных), территориальными (периферия против центра) и демографическими (представители пожилых возрастов против молодежи), основываться на различиях в ориентациях культуры и религиозности, опыте политического участия.

В 1990-х гг. в периферийных с точки зрения социально-экономического развития регионах России существовал ярко выраженный полюс поддержки левоконсервативных оппозиционных сил. Принадлежность к данной электоральной культуре была характерна для консервативных южных регионов России с высокой долей сельского населения, например, для Краснодарского края, где доля горожан лишь немногим превышает 53 % населения [10, с. 296-308; 3, с. 14-17].

Характер политического процесса в Краснодарском крае и векторы его развития, электоральный процесс региона и расстановка сил в его территориальных избирательных округах во многом обусловлены историческим своеобразием региона, спецификой ориентаций его политической культуры, особенностями политических институтов [2, с. 152-164].

Кубань - густонаселенный по российским меркам регион. На президентских выборах 2008 г. правом голоса обладали 3,9 млн чел., что составляет третье место по численности в стране. На федеральных парламентских выборах, когда они проходили по смешанной системе, создавалось от 7 до 8 одномандатных округов в крае (482 тыс. чел. на округ) [там же, с. 152-154]. Среди социокультурных параметров избирателей следует назвать низкий уровень урбанизации (53 % против 72 % по стране), пожилой возраст электората (18-е место среди регионов РФ), ярко выраженные этнические и историко-культурные различия [8, с. 10, 14, 18]. Степной север и предгорный восток края традиционно заселен потомками казаков, доминирует русское население. В предгорных районах юго-запа-

да, на Черноморском побережье и в крупных городах состав избирателей полиэтничный, казачество не имеет традиционного влияния. Важным фактором политических конфликтов является неконтролируемая миграция.

Краснодарский край условно можно разделить на две зоны, неравные и по размеру, и по экономическому потенциалу. Первая - Азово-Черноморская полоса с ее туристической индустрией и мощными портами. Объекты курортно-рекреационного характера, как и морские порты, представляют собой тот сектор российской экономики, который характеризуется быстрым оборотом финансовых активов, а потому, особенно в условиях российской нестабильности, наиболее привлекателен для инвестиций. К ней тяготеет и административный центр края, г. Краснодар [14, с. 86-92]. Вторая - внутренние степные сельскохозяйственные районы. На разнообразие и неоднородность региона накладывает отпечаток и его этнический состав. Этнокультурные сообщества достаточно четко структурируются. В составе русского населения (84 % жителей края) политически активно казачество. В крае сложилась одна из самых больших армянских диаспор в России (300 тыс. чел., то есть 6 % населения) [8, с. 8, 12, 16]. Активно проявляют себя политически адыгейская, дагестанская и чеченская диаспоры.

Поскольку в экономическом аспекте причерноморская полоса могла бы обойтись и без сельских депрессивных районов севера Кубани, то элиты Сочи, Новороссийска, Туапсе краевой политический процесс в 1990-х гг. интересовал лишь постольку, поскольку у них могла возникнуть необходимость защищать свои экономические позиции от вмешательств со стороны региональной власти [14, с. 61]. Власть на уровне края, в сущности, принадлежит элитной группировке, которая связана с сельскими районами и сельскохозяйственным производством, что вошло в резонанс с давней и прочной традицией политического консерватизма в Краснодарском крае.

Политологи в связи с нестабильностью партийной системы и ориентаций избирателей предлагают выделить «идеологические направления» электората: национал-консерваторов, либералов, центристов, левоцентристов, коммунистов [17, с. 122].

По подсчетам в Краснодарском крае [2, с. 155-156], влияние национал-консерваторов на думских выборах колебалось весьма резко. В 1993 г. они получили 24,8 % голосов (ЛДПР), в 1995 г. - 21,8 % (ЛДПР и Конгресс русских общин), в 1999 г. - 4,8 % (ЛДПР), в

2003 г. - 12,4 % (ЛДПР) и в 2007 г. - 10 % (ЛДПР). Следует отметить, что часть данного электората в 1999 г. голосовала за блок «Единство», а в 2003 и 2007 гг. - за «Родину» и партию «Справедливая Россия». Влияние центристов в 1990-х гг. оставалось слабым (6,8 % за ДВР и «Наш дом - Россия»), а выросло благодаря курсу реформ В.В. Путина (32,8 % в 1999 г., 38,3 % в 2003 г. и 63 % в 2007 г.) [7]. Коммунистический электорат имеет на Кубани повышенное влияние (16,4 % в 1993 г., 30,7 % в 1995 г., 36,9 % в 1999 г. и 17,2 % в 2003 г.). Либеральные партии и блоки располагают слабой электоральной базой. В 1993 г. за «Яблоко» и «Выбор России», другие партии этого спектра голосовали 26,9 % жителей края. Но уже в 1995 г. рейтинг либералов упал до 6,5 %, в 1999 г. несколько вырос до 10,7 % (СПС и «Яблоко»), в 2000-х гг. они превращаются в маргинальную прослойку избирателей (3-5 %) [4, с. 161-162; 11, с. 382-434].

Таким образом, для электората Краснодарского края характерно преобладание консервативно-этатистских и левосоциалистических взглядов, а их партийное выражение весьма неустойчиво.

В электоральном отношении Кубань 1990-х гг. можно было поделить на три пространственных ареала: степную Кубань, побережье, крупные города и промышленные центры. В первой из них достаточно сильны лево-оппозиционные настроения. Во второй части «демократический» и «реформистский» электорат представляет собой достаточно серьезную силу, способную при высоком уровне мобилизации определить исход предстоящих выборов. Влияние местных лидеров зачастую вполне сопоставимо с позициями губернатора. Третья часть - зона смешанного электората.

Степная часть Кубани, представленная Армавирским, Каневским и Тихорецким избирательными округами, по выборам в Государственную думу РФ является наиболее

«красной». Местные избиратели демонстрируют четкую тенденцию поддержки левых и националистических партий и движений. Степная часть края имеет четко выраженную аграрную специализацию. Города этой территории по социально-экономической инфраструктуре во многом сориентированы на АПК, в то время как прочая промышленность находится преимущественно в упадке. На президентских выборах 1996 г. здесь лидировал Г. Зюганов, набрав вдвое больше голосов, чем Б. Ельцин [11, с. 419-424]. В целом ряде районов данной части Кубани показатели Б. Ельцина сопоставимы с результатами А. Лебедя в первом туре, а зачастую и идентичны им. Как и во всех регионах России, с 2003 г. партия «Единая Россия» является бесспорным лидером. Среди оппозиционных партий преобладают по влиянию на парламентских выборах

2003 и 2007 гг. в этих округах КПРФ и ЛДПР. Причем в целом ряде районов показатели ЛДПР и Компартии сравнялись [12].

В конце 1990-х гг. на общефедеральном уровне уменьшилась политическая поляризация. Произошло «смещение» партий и кандидатов власти в сторону консервативного полюса. А сектор «партии власти» и национально-патриотический сектор предстали в качестве идеологически близкого электората. Это обеспечило победу на выборах 2000 г. кандидату в Президенты РФ В.В. Путину не только в индустриальных русских, но и в полиэт-ничных и аграрных регионах - традиционной вотчине левоконсервативных сил [там же]. Краснодарский край не стал исключением.

По итогам выборов губернатора 2000 г. при поддержке бывшего губернатора Н.И. Кондратенко, идеологически противопоставлявшего себя федеральной власти, выиграл А.Н. Ткачев, набрав более 80 % голосов [10, с. 299-307]. После чего раскол «центр - периферия», который постоянно использовал на выборах бывший губернатор, апеллируя к необходимости защиты региональных интересов, отошел на второй план.

Накануне губернаторских выборов

2004 г. А.Н. Ткачев вышел из КПРФ и вступил в партию «Единая Россия». За последние несколько лет он добился избрания своих сторонников на должности мэров практически во всех крупнейших городах края, в том числе

Краснодаре, Новороссийске и Сочи [16, с. 176]. В этом сыграла свою роль еще одна важная характеристика электорального поведения кубанцев - голосовать в соответствии с позицией местных и региональных властей, характерная для периферийных и аграрных регионов страны.

Анализ результатов голосования избирателей Краснодарского края в постсоветский период позволяет сделать вывод о том, что к существенным характеристикам электоральной культуры продолжает относиться доминирование этатистского (традиционного) типа голосования; выраженность внутрирегиональных различий голосования; значительный уровень персонифицированного типа голосования; значительный вес возрастного фактора голосования. Аналогичный вывод позволяет сделать анализ, основанный на сопоставлении результатов голосования на выборах федерального уровня и социальной структуры электората края. При этом в пользу утверждения об отсутствии кардинальных изменений в расколах электорального пространства также говорит тот факт, что на фоне повсеместно высокой поддержки партии власти территориальная дифференциация электорального поведения населения хотя и сократилась, но не потеряла актуальности [6]. В настоящее время, хотя и в менее выраженной форме, сохранились расколы электорального пространства «город -село», «центр - периферия». Это связано с тем, что предпочтения избирателей, тесно связанные с их социально-экономическими, социокультурными и демографическими характеристиками, менее подвижны, чем спектр политических партий и предлагаемых избирателям политических идей. На общероссийском уровне партисипаторная электоральная культура отличает, прежде всего, столичные города и административные центры регионов с населением свыше 200 тыс. жителей, а патриархальная и подданническая культура - аграрные и пере-фирийные регионы. Таким образом, произошедшие в электоральном пространстве России и Краснодарского края изменения связаны не столько с преобразованием политической культуры или смещением расколов электорального пространства, сколько с изменением политических маркеров (программных заявлений) и персональным составом российской политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахременко, А. С. Электоральные структуры и социальные размежевания в регионах России / А. С. Ахременко, А. В. Анисимова,

В. В. Горбатова [и др.] // Политические практики. - 2007. - № 2 (5). - С. 14-22.

2. Баранов, А. В. Взаимодействие акторов региональных политических процессов в постсоветской России / А. В. Баранов. - М. : Соц.-полит. мысль, 2007. - 191 с.

3. Близняк, Р. З. Региональный электоральный процесс (на примере Краснодарского края) : авто-реф. дис. ... канд. полит. наук / Р. З. Близняк. -Краснодар : Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2003. - 23 с.

4. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

2003. Электоральная статистика / под общ. ред. А. А. Вешнякова, О. К. Застрожной. - М. : Весь мир,

2004. - 316 с.

5. Гельман, В. Я. Россия регионов: трансформация политических режимов / В. Я. Гельман ; общ. ред.: В. Я. Гельман, С. И. Рыженков, М. Бри. - М. : Весь мир : Berliner Debatte Wissenschaftsverl., 2000. - 376 c.

6. Гришин, Н. В. Электоральные расколы на Юге России: к вопросу об их наличии / Н. В. Гришин // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - Астрахань, 2009. - № 2 (19). - С. 39-42.

7. Гудков Л. Российские выборы: время «серых» / Л. Гудков, Б. Дубин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2000. - № 2. - С. 17-29.

8. Итоги всероссийской переписи населения 2002 года по Краснодарскому краю. Официальное издание : в 13 т. / руководитель РГ В. В. Андреев. - Краснодар : Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Краснод. краю, 2005. - Т. 4. - 455 с.

9. Липсет, С. Структуры размежеваний, партийные системы и предпочтения избирателей. Предварительные замечания / С. Липсет, С. Роккан // Политическая наука. Социально-политические размежевания и консолидация партийных систем. -М. : ИНИОН РАН : РАПН, 2004. - С. 204-234.

10. Магомедов, А К. От Ельцина к Путину: Кремль и региональная Россия (на примере Ульяновской области и Краснодарского края) / А. К. Магомедов, М. М. Кириченко // Феномен Владимира Путина и российские регионы: победа неожиданная или закономерная? : сб. ст. - М. : Материк, 2004. - С. 267-311.

11. Политический альманах России, 1997 / под ред. М. Макфола, Н. Петрова. - М. : Моск. центр Карнеги, 1998. - Т. 1: Выборы и политическое развитие. - 642 с.

12. Сайт Избирательной комиссии Краснодарского края. - Электрон. текстовые дан. - Режим

доступа: http://izbirkom.krasnodar.info (дата обращения: 23.02.2010).

13. Силаев, Н. Ультраконсервативная модель России / Н. Силаев // Эксперт. - 2006. - 9-15 окт. (№ 37). - С. 16-18.

14. Топорова, С. В. Мотивации электорального поведения горожан Краснодарского края (политико-культурный аспект) / С. В. Топорова. - Ставрополь : Базис, 2006. - 104 с.

15. Туровский, Р Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений / Р Ф. Туровский. - 2-е изд. -М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 399, 1 с.

16. Туровский Р. Ф. Эволюция и проблемы обновления российской региональной элиты / Р. Ф. Туровский // Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2004. -

С. 162-187.

17. Шевченко, Ю. Д. Поведение избирателей в России: основные подходы / Ю. Д. Шевченко // Выборы в посткоммунистических обществах : пробл.-темат. сб. - М. : ИНИОН РАН, 2000. - С. 111-136.

18. Эволюция электорального ландшафта / под ред. А. А. Сидоренко. - М. : КомКнига, 2005. - 168 с.

SOCIAL-AND-CULTURAL DISSENTS OF ELECTORATE IN RUSSIA (ON EXAMPLE OF KRASNODAR KRAI)

A.I. Deyneka

In this article the social-cultural dissents of electorate in Krasnodar Krai (1993-2008) are determined in terms of social-and-cultural factors influencing voting in federal elections, differences of electoral orientations at the Black Sea Coast and in the cities and rural areas of Kuban.

Key words: electorate, social-and-cultural dissent, modern Russia, Krasnodar Krai.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.