Научная статья на тему 'Социокультурные последствия развития нанотехнологии: социально-философский аспект'

Социокультурные последствия развития нанотехнологии: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
768
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / МЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРИНЦИП АНТРОПНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ / ПРИНЦИП ПРАКТИЧЕСКОГО БЕССМЕРТИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кулькова Елена Петровна

В начале XXI столетия бурно развивается нанотехнология (нанотехнологии) одна из высокотехнологичных отраслей современной науки и техники, которая занимается исследованием атомов и молекул и созданием из них различного рода искусственных изделий. Достижения в области этой самой высокой технологии неизбежно ведут к революции в медицине, электронике, искусственном интеллекте, промышленности и в других сферах человеческой деятельности. Другими словами, нанотехнология это путь к созданию новой цивилизации с присущими ей набором ценностей и идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-CULTURAL CONSEQUENCES OF DEVELOPMENT NANOTECHNOLOGY: SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ASPECT

In the beginning of XXI century roughly develops nanotechnology one of hi-tech branches of a modern science and technics who is engaged in research of atoms and molecules and creation from them a various sort of artificial products. Achievements in the field of this highest technology inevitably conduct to revolution in medicine, electronics, an artificial intellect, the industry and in other spheres of human activity. In other words, nanotechnology is a way to creation of a new civilization with inherent in it a set of values and ideals.

Текст научной работы на тему «Социокультурные последствия развития нанотехнологии: социально-философский аспект»

УДК 304.2

Е. П. КУЛЬКОВА

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ НАНОТЕХНОЛОГИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В начале XXI столетия бурно развивается нанотехнология (нанотехнологии) - одна из высокотехнологичных отраслей современной науки и техники, которая занимается исследованием атомов и молекул и созданием из них различного рода искусственных изделий. Достижения в области этой самой высокой технологии неизбежно ведут к революции в медицине, электронике, искусственном интеллекте, промышленности и в других сферах человеческой деятельности. Другими словами, нанотехнология - это путь к созданию новой цивилизации с присущими ей набором ценностей и идеалов.

Ключевые слова : нанотехнологии , социокультурные последствия, ментальный кластер, принцип антропной децентрализации, принцип практического бессмертия.

Введение. Согласно прогнозам многих исследователей, «именно развитие нанотехнологий определит облик XXI века, подобно тому, как открытие атомной энергии, изобретение лазера и транзистора определило облик XX столетия»[1]. Нанотехнология занимает одно из ведущих мест в ряду научных дисциплин, способствуя бурному развитию научно-технического прогресса и решению глобальных проблем современности. Нанотехнология сегодня рассматривается не только в качестве одной из научных дисциплин, но и как ключевая высокая технология будущего, которая представляет собой направленное конструирование изделий с заданными свойствами путем манипуляции атомами и молекулами. Происходит развитие нанотехнологии как метода получения знаний в фундаментальных исследованиях, она представляет собой мощную технологию, становясь самостоятельной силой направленного воздействия на природу, общество и человека.

Нанотехнология как совокупность принципов и представлений, которая в условиях техногенной цивилизации способна оказывать влияние на формирование ценностей и мировоззренческих установок людей. Адекватным и эвристическим концептуально-методологическим инструментарием исследования особенностей социокультурных последствий развития нанотехнологии является использование ряда подходов, концепций, принципов и теорий. Первая концептуально-методологическая основа социально-философского исследования социокультурных последствий нанотехнологии - это цивилизационный подход,

вторая представляет собой интегральную концепцию культуры Э.А.Орло-вой, третьей выступает сама идея этой высокой технологии, которая позволяет рассматривать данную технологию как технологию молекулярноатомного уровня, позволяющую выработать функциональные соединения и элементы необычно малых размеров, как производственную технологию будущего, обеспечивающую недорогие средства для полного контроля над структурой вещества, четвертая вытекает из анализа проблемного поля, сложившегося в современной социальной философии и оказывается концепцией информационно-сетевого общества М. Кастельса (нанотехнология рассматривается как высокая технология информационного общества), пятой концептуально-методологической основой исследования социокультурных последствий развития нанотехнологии выступает теория социального конструирования реальности, т.е. нанотехнология дает возможность внедрять в сознание человека ту или иную символическую программу деятельности, следовательно, она является социальной технологией.

Социально-философский анализ социокультуных последствий развития нанотехнологии показывает, какими способами она проникает в сферу общественных представлений. В рамках концепции техногенной цивилизации, технология есть социокультурный феномен, оказывающий влияние как на общественное бытие, так и на общественное сознание людей. С этой точки зрения нанотехнология рассматривается как теоретический кластер - совокупность принципов и представлений, - проникающих в сферу общественного сознания. Этот теоретический кластер получает признание или отторжение благодаря способам социальной трансляции, которые можно выделить как социокультурные каналы проникновения нанотехнологии в общественное сознание. Выделяется несколько таких каналов: правительственные решения и постановления, научные конференции, выставки и экспозиции, учебные пособия и научные издания, журналы, публицистика, компьютерные игры, научно-фантастические произведения, Интернет и сайты по нанотехнологии, CD диски с информацией по нанотехнологии, телевизионные программы и передачи, посвящённые нанотехнологии.

Поскольку общественное сознание представляет собой сложный, дифференцированный объект, включающий в себя срезы обыденного и теоретического сознания, то необходимо определить, какие принципы и представления содержит в себе нанотехнология, какие представления она транслирует, проникая в общественное сознание. Поэтому вводится новое концептуальное представление о нанотехнологии, каковым является ментальный кластер этой высокой технологии. Нанотехнологию следует рассмотреть как кластер, но не технологического или социотехниче-

ского порядка, а как ментальный кластер или комплексное представление, содержащее ряд принципов, представлений, мифологем, идеоло-гем. Соединение этих принципов в одно целое и производит тот взрывной интерес, который привлекает нанотехнология на уровне общественного сознания. Нанотехнология в качестве ментального кластера влечет за собой проекции себя на социальную реальность и появление концепций общества развитой нанотехнологии. Рассмотрение нанотехнологии в качестве ментального кластера общественного сознания позволяет показать негативные и позитивные перспективы его проекции на социальную реальность.

Социокультурные последствия нанотехнологии. Социокультурные последствия развития нанотехнологии обусловлены ее особенностями, которые вытекают из того существенного обстоятельства, что в этой высокой технологии переплетаются три типа технологии, а именно: нанотехнология является высокой технологией особого рода, которая представляет собою и технологию практической деятельности, создания материальных объектов, обращенных на природный мир, и психотехнологию, направленную на внутренний мир индивида, и социальную технологию, используемую для конструирования социального мира, что выражается в спектре возможностей ее применения. Рассмотрение данного спектра показывает, что не всегда можно выделить в чистом виде нанотехнологии как технологию практической деятельности, как психотехнологию, как социальную технологи, что эти типы нанотехнологии взаимопроникают друг в друга.

Социально-философский анализ результатов внедрения нанотехнологии показывает прежде всего ее конструктивный и деструктивный характер социальных последствия, связанный с противоречивой природой социума, который проявляется в военной области и информационной сфере, экологии, энергетике и повседневной жизни. В настоящее время нанотехнология вызывает особый интерес благодаря многоликости, противоречивости и непредсказуемости ее социальных последствий при воплощении идей на практике. Подобно любой технологии нанотехнология при ее внедрении влечет за собой конструктивные и деструктивные социальные (и культурные) последствия, специфика которых связана с возможностью нанотехнологии преобразовывать физический мир на атомномолекулярном уровне. В отношении нанотехнологии данное положение сейчас является особенно важным, потому что она оказывается «следующей промышленной революцией».

Социальные последствия внедрения нанотехнологии состоят в изменении форм коммуникации и возникновении новых социальных форм, построенных на новых возможностях нейроинтерфейсов и вирту-

альной реальности. В сфере коммуникации сращивание человека с машиной предполагает новые социальные формы с участием мощного искусственного интеллекта. Новый способ технологического производства снизу вверх исключает физический труд человека и целые технологические цепочки. Суть нанотехнологии - в появлении молекулярных машин на неорганической основе, что произведёт переворот в способе производства материальных благ ранее невиданных и исторически беспрецедентных масштабов. Анализ социальных последствий развития нанотехнологии показывает изменения в социально значимых сферах, что позволяет выявить контуры будущего общества и отношение проблемам человеческого существования в условиях постиндустриального социума.

Культурные эффекты внедрения нанотехнологии связаны с новыми этическими вопросами, а также с возможными последствиями в изменении образа жизни людей и их культурных представлений. Технологии влияют на мировосприятие современного человека, поскольку благодаря им пополняются наши практические представления о веществе, энергии и формах существования материи. Наша эпоха характеризуется тем, что бытие теперь истолковывается иначе, а виртуальная реальность рассматривается как его ипостась. Это эпоха господства высоких информационных технологий, которые все более становятся связанными с нанотехнологиями, и их проникновения в жизнь человечества.

С информационными концепциями мироздания сопряжены идеи нанотехнологии, входящие в ее ментальный кластер. Проникновение описывающих поведение атомов и молекул законов квантовой механики в мир, соразмерный бытию человеческого сознания, т.е. в макромир, становится важным технологическим достижением. Появление нанотехнологии характеризуется её способностью проникать во все сферы человеческой деятельности и социокультурной реальности. Нанотехнология находится у самой границы живого и неживого, что определяет новое отношение к конечному способу человеческого существования - смертности как фундаментального основания всех социокультурных систем. Возможность создания наносуперкомпьютеров и переделка природной составляющей воспринимаемой реальности выстраивает новое отношение человеческого сознания и технологически конструируемого чувственного бытия.

Этические вопросы связанные с нанотехнологией. Другим важным культурным эффектом внедрения нанотехнологии в жизнедеятельность социума станет вытеснение традиционной формы религиозного мировоззрения из сферы общественного сознания, хотя может появиться нанорелигия, вступающая в конфликт с традиционными религиями. Полный контроль над временем своей жизни и новая ситуация зависимости смер-

ти от желания человека, отсутствие старения и страдания от неизлечимых болезней увеличит уверенность человека в своих силах. В результате будет разрушаться психологическое основание религиозного мировоззрения - ощущение бессилия перед силами природы и временем.

Внедренные в мозг человека нанороботы (нейрочипы, импланты) будут лечить различного рода болезни, однако их можно будет использовать для программирования поведения и деятельности человека. Поэтому необходим прежде всего этический контроль применения нанотехнологии на основе принципов светского этического кодекса, предложенного Далай-Ламой в его знаменитой книге «Этика в новом тысячелетии». Развитие и внедрение нанотехнологии ставит по-новому этические вопросы, обусловленные освоением атомного и молекулярного уровня вещества. Центральным этическим вопросом, связанным с развитием нанотехнологии, является вопрос о том, что составляет собственно человеческий способ бытия и каковы те границы, выйдя за которые технологически, человек перестанет быть тем, чем он является с физиологической и морально-этической точек зрения.

В общем плане развитие и внедрение нанотехнологии ставит ряд этических вопросов, которые органически связаны с осуществлением возможных проектов. Список таких проектов является достаточно обширным и внушительным: полное описание процессов мышления и осознания действительности мозгом человека; значительное увеличение объема и эффективности человеческой памяти; создание на основе нанотехнологии имплантируемых органов; замедление процессов старения или даже возможность омоложения человеческого организма; разработка интерфейсов типа (мозг/мозг) или (мозг/ЭВМ); создание роботов и других устройств, обладающих хотя бы частичной индивидуальностью; возможность моделирования на компьютере социальных процессов и управления такими процессами и т.д. Наряду с появлением такого порядка этических проблем, порожденных данными проектами, произойдёт трансформация тех этических ценностей, которых многие люди придерживаются теперь. Развитие и внедрение нанотехнологии приведет к культурному эффекту, состоящему в усилении позиций одних этических ценностей и девальвации других.

Следующим культурным эффектом развития и внедрения нанотехнологии является возникновение такого нового культурного движения, как трансгуманизм. Молекулярная нанотехнология обладает достаточным потенциалом, чтобы создать изобилие ресурсов для каждого человека и предоставить нам полный контроль над биохимическими процессами в наших телах, позволив нам избавиться от болезней. Посредством перестройки или фармакологической стимуляции центров удоволь-

ствия в мозгу мы сможем испытывать больший спектр эмоций, бесконечное счастье и неограниченные по интенсивности радостные переживания каждый день. Трансгуманисты видят и темную сторону будущего развития, признавая, что некоторые из таких технологий способны нанести человеческой жизни большой вред, само выживание нашего вида может оказаться под вопросом. Хотя эти возможности и не являются радикальными, их всерьез рассматривает растущее число ученых и научно грамотных философов и социальных мыслителей. Нанотехнология понимается в трансгуманизме как трансчеловеческая технология, однако такое представление подвергается вполне обоснованному критическому анализу.

Социокультурные перспективы, обусловленные развитием нанотехнологии, можно выявить на основе теории информационного общества и ментального кластера нанотехнологии. Эти концептуально-методологические основы позволяют спрогнозировать некоторые возможные изменения в образе жизни человека, вызванные дальнейшим развитием нанотехнологии. Нанотехнология является катализатором выхода информации на новый уровень существования человека и общества. Эта технология придает информации статус всеобщего эквивалента коммуникации благодаря её манипуляциям на наноразмерном уровне живой и неживой природы.

Доступность нейроинтерфейсов на базе нанотехнологий приведёт к объединению человека и машин на качественно новом уровне. Изменится степень виртуализации сознания людей и социальных отношений, проникновение виртуальных технологий в чувственность человека создаст ситуацию гибридной реальности, когда, например, информация об инфраструктуре города для туристов будет непосредственно появляться перед глазами в виде текстов или символов, а каждое здание будет иметь встроенный компьютер, интерактивно взаимодействующий с тем же туристом. Большое количество дешёвого искусственного интеллекта создаст ситуацию, когда большинство товаров длительного пользования будут обладать встроенным искусственным интеллектом, что приведёт к ситуации, когда товары сами смогут обмениваться информацией о поломках, ценах на услуги и апгрейдах. Огромную часть Интернет-трафика составят коммуникации искусственного интеллекта.

Заключение. Виртуализация социальных отношений уже активно развивается, причем в перспективе нанотехнология создаст новый тип социальной общности, построенный на гибридной реальности, когда коммуникация приведет к стиранию грани между виртуальной личностью человека и её физической локализованностью в теле. Однако виртуальный мир социальных сетей ведёт к эгоцентризму и поглощённости самим собой, своими мыслями и это влечёт за собой утрату связи индивида с реальным

миром. Поэтому можно говорить о смене пространственных представлений о физических границах общения и идентификации. Данное изменение коснется статуса присутствия человека в среде коммуникации, когда присутствие станет осознаваться одновременно как реальное и виртуальное, что представляет собою совершенно новый феномен человеческого существования (пока эта граница существует весьма чётко).

Направленная коррекция генома человека и введение имплантатов приведёт к новому типу идентификации личности в культурном контексте. Эта новая культурная идентичность будет результатом продления жизни на неопределённый срок, а также удаления политических, культурных, биологических, и психологических пределов самореализации человека. Виртуальная реальность полной информационной загрузки в соединении с возможностью «расширения памяти» и изменения сознания может дать эффект распределённой личности.

Изменение биологических и физиологических свойств организма приведёт к созданию искусственного тела и пересмотру понимания природы человека, что вызовет изменение ценностных приоритетов человеческого способа существования, определяемых природной формой человеческого существования. Появление неприродной формы человека поставит проблему социальной дискриминации «человека природного» «человеком искусственным», превосходящим первого по свойствам и способностям. Создание искусственного тела приведёт к исчезновению границы между человеком и окружающей средой, поскольку такое искусственное тело само может быть приспособлено к любой среде.

Возможность создания искусственного тела подводит к ряду проблем, таким как оспаривание тезиса об исключительном статусе человеческого тела как носителя и хранителя человеческого сознания. Заложенный в самой нанотехнологии принцип антропной децентрализации, предполагает крушение исключительности человеческой формы разумности, основанной на общепринятом антропоцентрическом взгляде на мир, где человек - это вершина и смысл творения. Другим следствием оказывается принцип практического бессмертия и восстановления идеи невозможности встречи со смертью: человек будет использовать нанороботов в своём теле, чтобы не иметь болезней и оставаться здоровым бесконечно долго. Это будет означать обретение практического индивидуального бессмертия, что означает осознание ошибочности некоторых природных процессов и их нежелательности для человека. Сама смерть начинает пониматься как обратимый процесс клеточного повреждения, которое может быть устранено с помощью молекулярного ремонта, осуществляемого нанороботами, причём примером служат существующие в природе ремонтные системы ДНК.

Здесь возникает дискуссионная проблема о кардинальном изменении смысла человеческой жизни под воздействием нанотехнологии, так как существует традиционная, телеологическая точка зрения, что эти изменения не могут зависеть от технологии вообще, причем смысл жизни носит сакральный характер. В плане нашей проблематики существенным является то, что смысл человеческой жизни - это представление о том, для чего человек существует, это представление культурно обусловлено, причем у индивида имеется выбор из ряда сценариев смысла жизни в условиях современного общества. Развитие нанотехнологии (и технологии вообще) оказывает влияние на мировоззрение, а через него и на сам смысл человеческой жизни как «вечную» мировоззренческую проблему. Нанотехнология предлагает человеку практическое бессмертие, что в немалой степени изменяет смысл человеческой жизни.

Феномен практического бессмертия обусловлен тем, что информационные технологии и нанотехнологии меняют также представления о времени и пространстве на уровне самосознания культуры. Практическое бессмертие есть разрыв биологического времени, уход от цикличности и отказ от смерти. Нанороботы, ремонтирующие ДНК, останавливают биологическое время в текущем физическом. Поэтому человек оказывается уже не виртуально, а реально присутствующим в этом разрыве между остановленным биологическим и текущим физическим временем. Это изменит образ жизни человека, поставив его в зависимость от технологических процедур ремонта и восстановления тела. Но такое бессмертие может быть использовано как инструмент власти. Отлучение от бессмертия и отказ в доступе к бессмертию станут новым инструментом манипулирования человеком. Страх потери бессмертия или в отказе доступа к нему прочно укоренится в новой культуре, заменив собой страх смерти. Общим культурным последствием наномедицины станет «секуляризация вечности» в общественном сознании, связанная с радикальным увеличением продолжительности жизни и отделением биологического старения от социальной смерти. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований социальных, культурных, правовых, этических, экологических проблем социокультурных последствий развития нанотехнологии.

Библиографический список

1. Алферов Ж.И. Наноматериалы и нанотехнологии / Ж.И. Алферов, П.С.Копьев, Р.А.Сурис, А.Л.Асеев, С.В.Гапонов, В.И.Панов, Э.А.Полто-рацкий, Н.Н. Сибельдин //Нано- и микросистемная техника. От

исследований к разработке: Сб. статей / Под ред. д.т.н., проф. П.П. Мальцева. - М., 2005. - С.19.

Материал поступил в редакцию 14.05.08.

E. P. KULKOVA

SOCIALLY-CULTURAL CONSEQUENCES OF DEVELOPMENT NANOTECHNOLOGY: SOCIALLY-PHILOSOPHICAL ASPECT

In the beginning of XXI century roughly develops nanotechnology - one of hi-tech branches of a modern science and technics who is engaged in research of atoms and molecules and creation from them a various sort of artificial products. Achievements in the field of this highest technology inevitably conduct to revolution in medicine, electronics, an artificial intellect, the industry and in other spheres of human activity. In other words, nanotechnology is a way to creation of a new civilization with inherent in it a set of values and ideals.

КУЛЬКОВА Елена Петровна, доцент (2005) кафедры «Экономика» ДГТУ, кандидат философских наук (2007). Окончила РИСХМ (1990) специальность: «Экономика и управление на предприятиях машиностроения». Научные интересы: коммерческая логистика, экономика недвижимости, социокультурные последствия нанотехнологий.

Автор трех учебных пособий, более 10 научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.