Научная статья на тему 'Социокультурные факторы укрепления национальной идентичности'

Социокультурные факторы укрепления национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
821
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОСНОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / SOCIO-CULTURAL BASIS / SOCIOCULTURAL PROCESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маргулян Яков Аронович

Национальная идентичность в социологическом контексте представляет собой социокультурный феномен, предполагающий сознательное самоопределение личности на основе его принадлежностью к определенной нации. Национальная идентичность не является прирожденной, устоявшейся характеристикой. Это сложное, многоуровневое явление, формирующееся и динамично развивающееся под воздействием различных факторов. Одним из фундаментальных компонентов национальной идентичности является социокультурное основание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural factors of strengthening of national identity

National identity in a sociological context, is a socio-cultural phenomenon, involving the conscious self-Identification of a personality based on his belonging to a particular nation. National identity is not born, established characteristics. This is a complex, multi-layered phenomenon, emerging and rapidly developing under the influence of various factors. One of the fundamental components of national identity is a social and cultural base.

Текст научной работы на тему «Социокультурные факторы укрепления национальной идентичности»

УДК 316.347

Я. А. Маргулян

Социокультурные факторы укрепления национальной идентичности

Национальная идентичность в социологическом контексте представляет собой социокультурный феномен, предполагающий сознательное самоопределение личности на основе его принадлежностью к определенной нации. Национальная идентичность не является прирожденной, устоявшейся характеристикой. Это сложное, многоуровневое явление, формирующееся и динамично развивающееся под воздействием различных факторов. Одним из фундаментальных компонентов национальной идентичности является социокультурное основание.

Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность, социокультурное основание, социокультурный процесс

Yakov A. Margulan

Socio-cultural factors of strengthening of national identity

National identity in a sociological context, is a socio-cultural phenomenon, involving the conscious self-Identification of a personality based on his belonging to a particular nation. National identity is not born, established characteristics. This is a complex, multi-layered phenomenon, emerging and rapidly developing under the influence of various factors. One of the fundamental components of national identity is a social and cultural base.

Keywords: identity, national identity, socio-cultural basis, sociocultural process

В условиях функционирования российского многонационального государства, существующего в рамках происходящих глобализационных процессов и являющегося центром притяжения миграционных потоков, проблема исследования и укрепления национальной идентичности становится важной и актуальной. Тем более, что в ряде бывших республик Советского Союза возрождение национальной идентичности происходит на фоне усиления национализма и сепаратизма, приобретая экстремистскую направленность и непосредственно угрожая национальной безопасности нашей страны. Анализ социокультурных оснований национальной идентичности дает возможность определения магистральных направлений исследования феномена идентичности, а также эффективного прогнозирования и описания социальных процессов, происходящих в современном российском трансформирующемся обществе.

Введенная в научный оборот американским психологом Э. Эриксоном во второй половине XX века, проблема идентичности является объектом междисциплинарного исследования. Так, в психологии идентичность рассматривается в контексте структуры личности, как психические механизмы процесса идентификации,

170

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

обретения новых форм поведения (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Х. Левин, Э. Маккоби, П. Муссен, Л. Pay, Р. Сиэрса, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, Ж. Лакан, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Д. Маттесон, Дж. Колеман, А. Ватерман и др.). В философии феномен идентичности связывается с тождеством бытия и сознания, развитием категории «индивидуальность, воздействием коммуникации на формирование структур идентичности (Т. Адорно, Л. Витгенштейн, В. Гумбольдт, Ж. Делез, С. Кьеркегор, М. Хорк-хаймер, Ю. Хабермас, У. Эко и др.). В социологии исследование идентичности осуществляется в рамках социального характера функционирования личности, как результат социализации, применения социальных механизмов самоопределения (Х. Беккер, П. Бергер, П. Бурдье, И. Гоффман, Т. Лукман, Р. Мертон, Р. Тернер, и др.).

Национальная идентичность в социологическом контексте представляет собой сложный социокультурный феномен, предполагающий сознательное самоопределение личности на основе национальных, культурных, социальных, религиозных, государственных, политических, лингвистических признаков, территориальной принадлежности и принятия свойственных данным группам социальных норм, ценностей и моделей поведения. Она проявляется в сознании людей при ориентации на поступки определенной направленности, в интенсивности проявления социальной активности, готовности к принятию и выполнению определенных социальных ролей и гражданских обязанностей, обеспечивающих реализацию своего потенциала в национальных или государственных интересах.

По своей структуре, национальная идентичность включает: во-первых, установленные личностью основополагающие, устойчивые черты, составляющие своеобразие социума, а также социально-психологические чувства осмысления и переживания личностью своей принадлежности к нации, культурному пространству данного региона, страны, государства. Во-вторых, выделение из социума других личностей, являющихся носителями аналогичных социокультурных и национальных признаков и соотнесение этих признаков с сущностными характеристиками данной личности. В-третьих, признание индивида «своим» со стороны национально-этнической общности, объединенной общими признаками.

Национальная идентичность не является прирожденной, устоявшейся характеристикой. Это сложное, многоуровневое явление, формирующееся и динамично развивающееся под воздействием политических, национально-исторических, социально-культурных, этнических, религиозных и других факторов. Следует согласиться с мнением К. С. Гаджиева, который считает, что национальная идентичность «интегрирует в себя внутренние и внешние составляющие. Для нее особенно важно соответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, проявления и сущности. Внутреннее ощущение идентичности подразумевает сущностную тождественность, родственность, общую основу, единое начало»1.

Одним из фундаментальных компонентов национальной идентичности является социокультурное основание, включающее культурные универсалии, мировоз-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

171

Раздел I. Социологический анализ культуры

зренческие основы (общий язык, коллективную историческую память, религиозные и научные представления), социальные и культурные нормы, национальный характер и менталитет, национальные ценности и интересы, национальное самосознание и этнонациональные образы, национальные традиции и мифы, символы, идеалы и стереотипы поведения. В. А. Ядов отмечает, что «...самоидентификация человеческих индивидов является во всех ее проявлениях социальной, т. е. определяется свойствами культуры»2.

По своей природе социокультурный процесс противоречив, поскольку включает две различные тенденции: к сохранению и развитию. Сохранение социокультурных ценностей, исторических традиций и норм обеспечивает социализацию личности, межпоколенное взаимодействие и трансляцию духовности, активное воспроизводство социума. Развитие данного процесса, происходящее под воздействием разнообразных факторов, позволяет, с одной стороны, осуществлять прогрессивные социокультурные трансформации, с другой стороны, негативно влиять на их функционирование. Так, в условиях стабильного исторического развития социокультурное основание позволяет нации укреплять свое единство, расширять международные контакты, совершенствовать качество жизни своих граждан, их духовное и социальное развитие.

Однако в периоды крупномасштабных социальных потрясений происходит серьезная эрозия социокультурных компонентов. Искажается память о прошлом, трансформируются исторические традиции, засоряется язык, формируется мировоззренческая «разруха в головах», усиливается противоречивость и турбулентность ценностных ориентации, отражающих национально-культурное самосознание людей, расширяется поиск и конструирование образа врага, происходит разочарование в господствующих идеалах и ценностях и, как следствие, падение доверия к политическим институтам власти. Исторический опыт постсоветских стран (республик Прибалтики, Грузии, Украины, Молдовы) полностью подтверждает данные тезисы. Как правило, такие крупномасштабные социальные потрясения приводят не только к социальным революциям и сменам политических режимов, но и вызывают кризисы национальной идентичности, особенно у молодежи.

Данные тенденции проявляются и в формировании национальной идентичности мигрантов. С одной стороны, происходит сохранение устоявшихся мировоззренческих принципов, культурных норм, традиций и ценностей своей этнокультурной группы. С другой стороны, под воздействием внешних и внутренних условий, связанных с переездом в другую страну, происходит самоидентификация личности с новым государством и его культурной средой. Например, в Санкт-Петербурге это характерно для многих представителей армянской диаспоры, которая имеет почти 300-летнюю историю. В начале 30-х гг. XVIII века в Санкт-Петербурге уже существовала Армянская улица в районе 3-й линии В. О. и Среднего проспекта. А спустя всего семь лет после основания города, в 1710 г., здесь уже существова-

172 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

ли «армянские конторы». Петр I по заслугам оценил преданность армян и издал указ, постановляющий «честной армянский народ ради христианства содержать в особливой милости». Сегодня значительная часть мигрантов из Армении имеют свой бизнес в снабжении, торговле, строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, работают в образовании, здравоохранении, науке. Они бережно сохраняют свою национальную культуру, язык, традиции и ценностные ориентации. В тоже время, многие поколения проживающих на территории российского государства армян адаптировались к новой исторической реальности, полностью самоиденти-фицировались с этой культурной средой и стали патриотами России.

Национальная идентичность складывается, функционирует и трансформируется под воздействием многообразных внутренних и внешних факторов: пространственно-географических, исторических, политических, экономических, социальных, духовных, правовых, религиозных, идеологических и т. д. Ее формирование осуществляется в процессе социализации и имеет институционализированный характер, поскольку развиваемые ценности, нормы и стандарты поведения обусловлены влиянием различных социальных институтов, к числу которых относится семья, образование и воспитание, церковь, средства массовой информации.

Социокультурные факторы связаны с глобализационными процессами, активно влияющими на трансформацию различных сфер общественной жизни государств и народов. Сюда относятся стремительно развивающиеся информационные коммуникации, приводящие к формированию и распространению общецивилизационного общества знания, макроэкономические и технологические трансформации, нарастающие потоки миграции, усиление социальной мобильности населения многих стран мира. Эти процессы не только способствуют экономической и социокультурной интеграции стран и народов, но и значительно повышают риск исчезновения или маргинализации значительного количества языков, не находящих места в современном мире вследствие своей невостребованности, поскольку именно язык выступает важнейшим компонентом национальной идентичности. Следует согласиться с мнением А. В. Филатова, отмечающего, что язык - это «орудие и материал мышления, главное средство самовыражения, идентификации и развития личности... Весь интеллектуальный и духовный арсенал человека сформирован, закреплен и представлен на родном языке»3.

Именно язык является основой существования этнической общности, символом сохранения этнокультурной самобытности народа, способствует социализации личности в определенной социокультурной среде, т. к. личность, становясь носителем этого языка, как правило, выстраивает и свою национальную идентичность на языковой основе. Поэтому важнейшее значение приобретает потребность в «языковом» обеспечении той модели национальной идентичности, которая утверждается в российском государстве.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

173

Раздел I. Социологический анализ культуры

Важнейшим фактором, влияющим на укрепление национальной идентичности, выступает понимание геокультурного статуса национального государства в мире, определяющим место данной культуры в общемировой культурной сокровищнице и положение, которое оно занимает в культурном взаимодействии с другими народами. Данное понимание складывается, как правило, в результате направленного идеологического воздействия, осуществляемого политической элитой, конструирующей соответствующий ее представлениям образ национальной идентичности. По мнению Р. Эриксона «идеология предоставляет людям упрощенные, но четкие ответы на вопросы: «Кто я?», «Куда иду?». Утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщим хаосом и неуважением, недоверием к тем, кто формирует совокупность социальных правил»4.

Социокультурные факторы активно воздействуют на устойчивость национальной идентичности, трансформируют или сохраняют национальный характер и менталитет индивидов и социумов. Эта устойчивость во многом зависит от прочности мировоззренческих установок, связанных с сохранением языка, национальных и религиозных традиций, культурных норм, коллективной памяти, осознания людьми своих долговременных и ситуативных национальных интересов.

Наиболее влиятельными конструктами формирования национальной идентичности в современном обществе выступают разнообразные информационные технологии и средства массовой коммуникации. Они обеспечивают формирование в обществе соответствующего мировоззрения, социализацию молодого поколения, осознание членами нации долговременных и ситуативных национальных интересов, сохраняют социокультурную память и исторический опыт, управляют массовым сознанием посредством мифологизации и символизации.

В целом, данные факторы, с одной стороны, способствуют интенсификации многообразных транснациональных связей и взаимодействий, формированию и укреплению национальной культуры, национальной идеологии, национальных интересов и национальной безопасности, с другой стороны, могут привести к размыванию национальной идентичности, ксенофобии, усилению националистических и шовинистических взглядов и настроений.

Примечания

1 Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концепт. аспект // Вопр. филос. 2014. № 1.

2 Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Психология самосознания: хрестоматия. Самара, 2003. С. 589.

3 Филатов А. В. Еще раз о родном языке // Рус. яз., лит., культура в шк. и вузе. 2011. № 1. С. 6.

4 Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Ленато, 1996. С. 85.

174

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.