Научная статья на тему 'Социокультурное значение спорта в средствах массовой информации'

Социокультурное значение спорта в средствах массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2738
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / MASS MEDIA / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS / SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мельникова E. Н., Ворожко Ю. В.

Авторы обращаются к проблемам освещения спорта в средствах массовой информации, определяют тенденции и проблемы развития СМИ в современных условиях. Статья опирается на различные литературные источники и опыт практической деятельности авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural value of sports in mass media

Authors address to problems of coverage of sports in mass media, find out tendencies and problems of development of mass-media in modern conditions. The article is based on various references and experience of practical activities of authors.

Текст научной работы на тему «Социокультурное значение спорта в средствах массовой информации»

темы взаимодействия всех служб и структур, что поможет более качественно подготовиться к проведению масштабного спортивного события в России.

Универсиада в Казани укрепит внешнюю политику России, расширит её международные контакты, даст экономический, социальный и статусный эффект для страны, будет способствовать продвижению её современного имиджа.

Всемирная Универсиада 2013 года в Казани должна дать новый импульс развитию студенческого спорта. К старту Универсиады необходимо подойти с четкой системой студенческого спорта страны.

Реализация комплекса предлагаемых мер позволит добиться выполнения показателей Стратегии развития физической культуры и к 2020 году привлечь до 80 процентов студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом и успешно выступить студентам-спортсменам на крупнейших международных соревнованиях.

Библиографический список

1. Лапочкин, С. В. Студенческий спорт и спортивное наследие / С. В. Лапочкин, И. Ш. Мутаева // Теория и практика физкультуры. - 2009. - № 11. - С. 24-26.

2. Бариев, М. М. Вестник Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан / М. М.Бариев // М-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ. — Казань : РЦМИПП, 2008. - Вып. 9.

3. Евсеев, С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы / С. П. Евсеев. - СПб., 2007. - 144 с.

4. Иванова, К. В. В Казани подвели итоги двухлетней подготовки к Универсиаде-2013. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : www.tatar-intorm.ru/news/universiada/

5. Матыцин, О. В. Казань готова к Универсиаде-2013 / О. В. Матыцин // Теория и практика физ. культуры. — 2008. — № 3. - С. 83-84.

ПАСМУРОВ Анатолий Григорьевич, аспирант кафедры теории методики гимнастики и плавания. Адрес для переписки: г. Набережные Челны, ул. Некрасова, 4.

Статья поступила в редакцию 16.02.2010 г. © А. Г. Пасмуров

УДК 796/799 Е. Н. МЕЛЬНИКОВА

Ю. В. ВОРОЖКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА В СРЕДСТВАХ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ_

Авторы обращаются к проблемам освещения спорта в средствах массовой информации, определяют тенденции и проблемы развития СМИ в современных условиях. Статья опирается на различные литературные источники и опыт практической деятельности авторов.

Ключевые слова: средства массовой информации, физическая культура и спорт, социокультурное явление, общественное мнение.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как сферы человеческой деятельности и феномена культуры. Неоспоримым фактом современной цивилизации стал колоссальный рост интереса к спорту высших достижений. Процессы глобализации, наряду с другими факторами, были стимулированы и развитием современного спорта, который стал своего рода «уничтожителем» границ.

Спорт, являясь неотрывной частью культуры, несет в себе особые культурные коды, вырабатывает свою систему культурных символов и знаков, отражающих характер ценностных ориентаций, идеологических установок, типичных для сферы спорта в каждую социально-историческую эпоху. Особое значение в формировании и распространении этой системы имеют средства массовой информации (далее СМИ), благодаря которым все более очевидным

фактом становится стремительное изменение и самого феномена спорта, и его позиционирования в средствах массовой информации. Спорт как сфера социальной и культурной деятельности людей оказывается в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния с такими важнейшими сферами человеческой жизнедеятельности, как политика, идеология, бизнес (в том числе шоу-бизнес), искусство и пр. Меняются идеология, психология и этика современного спорта, что находит широкое отражение в СМИ [1].

Цель нашей работы выявить взаимовлияние спорта и средств массовой информации друг на друга.

В наше время отмечается серьезное несовпадение между видением спорта основной частью общества с представлениями и понятиями почти столетней давности (концепция спорта Пьера де Кубертена) и современными явлениями и процессами, происходящими в спорте и отражаемыми СМИ [2].

Первые спортивные обзоры появились в 1733 году, когда Бостонская газета перепечатала репортаж из британских газет о чемпионате по боксу в Англии. Первая британская спортивная публикация вышла в 1801 году, вслед за тем, с 1819 года, появилась и периодическая спортивная пресса. Издание со странным названием «Американский фермер» освещало результаты состязаний по охоте, рыболовству, стрельбе и велосипедному спорту, а также включало некоторые эссе о философии и спорте. «Дух времени» начал в 1831 году печатать рекламные объявления, и любой спортсмен мог публично вызвать другого на бокс или состязание в беге. Американские газеты в 1850-х годах начали регулярно публиковать спортивные репортажи, в частности о крикете и конных соревнованиях, а в 1860-х годах — репортажи о бейсболе. Именно тогда Генри Чадвик изобрел подсчет очков и забитых мячей, и фанатам стало легче сравнивать результаты прошлых игр с последующими (Rader, 1984). К 1890 году в большинстве ежедневных газет существовал раздел спорта. Первый подробный спортивный репортаж появился в 1889 году, когда «Нью-Йорк Сан» (New York Sun) отвела три колонки под описание игры в футбол между Гарвардом и Принстоном (Loy, Mc-Pherson & Kenyon, 1978) В 20-х годах XX века крупные ежедневные газеты начали вкладывать деньги в спортивные соревнования, так, «Чикаго трибьюн» (Chicago Tribune) рекламировала боксерскую программу «Золотые перчатки». В начале XX века прессу охватило поэтическое настроение. Вот как писал Грант-ланд Раис о разгроме «армии Нотр-Дама»: «Вытянувшись на фоне серо-голубого октябрьского неба, четыре всадника снова помчались вперед...» Другие спортивные обозреватели того времени увлекались изобретением красочных прозвищ, например, Бейб Рут называли «царицей удара». Придумывались разные спортивные мифы, как, например, миф о происхождении бейсбола. В печатных СМИ спортивная журналистика и сейчас по-прежнему играет важную стратегическую роль [3].

Журналы попозже включились в игру и стали тоже писать о спорте, однако быстро стали «хорошими игроками». «Спортс иллюстрейтид» (Sports Illustrated), тираж которого составляет 3 миллиона (Lever & Wheeler, 1993), с 1954 года стал самым популярным и читаемым журналом. Многие более новые и специализированные спортивные журналы пишут об отдельных видах спорта, в том числе о таких, которые мало показывают по телевизору и пишут о них в газетах (Dirt Bike, Cycle News, National Dragster). В целом читательскую аудиторию спортивных журналов преимущественно составляют мужчины, представители среднего класса и хорошо образованные люди, хотя эти данные варьируются в зависимости от вида спорта. На наш взгляд, отличительной чертой современного общества является постоянная потребность в качественной, достоверной и оперативной информации, поэтому мы можем говорить о переходе общества на новую ступень развития и превращение его в информационное общество.

До 80-х годов XX в. представители спорта действовали разрозненно, хотя решали общую задачу — как можно больше привлечь внимание общественности к спортивным событиям. Такая несогласованность, а порой и непонимание стоящих перед каждым целей зачастую отрицательно сказывалось на отношении населения как к спорту, так и к прессе, радио и телевидению.

Важно отметить, что серьезному комплексному анализу деятельность СМИ была подвергнута на орга-

низованном по инициативе Международного олимпийского комитета (далее МОК) I Международном симпозиуме «Спорт, СМИ, олимпизм» (1986 г.), на котором впервые была дана всесторонняя оценка огромного влияния СМИ на развитие олимпийского спорта, характера взаимоотношений прессы со спортом, перспектив развития их взаимовыгодного сотрудничества. Были отмечены и опасные тенденции в деятельности СМИ, а также проблемы спорта, затрагивающие интересы средств массовой информации и затрудняющие пропаганду чисто спортивных, а также гуманистических и морально-этических ценностей спорта.

На олимпийском конгрессе столетия, проведенном в 1994 году в Париже, было даже выделено специальное направление — «Спорт и СМИ». На этом конгрессе были затронуты различные аспекты взаимосвязи спорта и прессы, радио, телевидения. Отмечалось, что пропаганда спорта за последние сто лет развивалась успешно благодаря позитивной и конструктивной помощи средств массовой информации, и мы не можем не согласиться с этой позицией [4].

Мощную поддержку со стороны прессы получил в свое время Пьер де Кубертен, и эта поддержка в истории современного олимпийского спорта была оказана не только Играм самим по себе, но и идеологии олимпийских традиций, которые всегда были и должны оставаться тесно связанными с этическими и моральными аспектами спорта, с образованием, здравоохранением, воспитанием и др.

Однако в деятельности прессы, радио и телевидения одновременно накопилось много сложностей, недостатков и проблем, противоречащих интересам спортсменов, спортивных организаций, любителей олимпийского спорта, да и самих средств массовой информации. Кратко остановимся на основных из них.

На наш взгляд, нездоровое внимание многих журналистов ко всякого рода сенсационным и скандальным спортивным и околоспортивным фактам способно серьезно сместить акценты и способствовать непропорциональному и искаженному восприятию многих событий и явлений олимпийского спорта.

Итальянский марафонец Дорандо Пиетри, первым закончивший забег на играх IV Олимпиады (1908 г.), но при посторонней помощи (этого спортсмена, находившегося в почти бессознательном состоянии, поддержали два человека, которые помогли ему пересечь линию финиша), был дисквалифицирован и лишен золотой медали. Пресса раздула скандал, привлекший внимание огромного количества людей, благодаря чему популярность Д. Пиетри во всем мире резко возросла. В то же время мало кто помнит имена бегунов-марафонцев, ставших олимпийскими чемпионами на Играх разных Олимпиад.

Скандальной ситуации после неожиданной дисквалификации (по результатам допинг-контроля) рекордсмена и чемпиона мира в беге на 100 м канадца Бена Джонсона на Играх XXIV Олимпиады в Сеуле (1988 г.) были посвящены тысячи публикаций. Журналисты и телекомментаторы назвали этот случай «самым большим скандалом XX века», «олимпийским Уотергейтом». И в то же время почти не получил освещения значительно более существенный случай, связанный с проблемой допинга в спорте: прошло незамеченным высказывание английского десятиборца Ф. Томпсона, который, по утверждению югославского журналиста А.Тиянча, заявил, что в Сеуле более восьмидесяти процентов американских и двадцати пяти процентов британских легкоатлетов для улучше-

ния своих результатов использовали химические препараты.

Более того, даже сегодня любое упоминание фамилии Джонсон в связи с проблемами легкой атлетики чаще ассоциируется со скандально «прославившемся» Беном, а не с его однофамильцем Майклом — уникальным спринтером, обладателем пяти золотых медалей на трех Играх Олимпиад и автором феноменального мирового рекорда на дистанции 200 м (19,32 с), а также мирового рекорда в беге на 400 м (43,18 с).

Анализ освещения прессой, телевидением и радио разных стран главных действующих лиц олимпийского спорта — спортсменов и тренеров — показывает, что, несмотря на многообразие телепрограмм и спортивных репортажей в газетах и журналах, им присуща определенная стереотипность. Чаще всего репортеры стараются взять интервью у олимпийского чемпиона сразу после финиша, показав его с флагом своей страны. Следует отметить, что и в этом церемониале появились определенные трудности. Если раньше аккредитованный на Играх журналист из страны, спортсмен которой выиграл олимпийскую медаль, мог без особых усилий тут же взять интервью у победителя, то сегодня это сделать сразу после финиша практически невозможно. Такое право дается репортерам, прежде всего той телекомпании, которая купила эксклюзивное право на трансляцию Олимпийских игр, то есть американским телевизионщикам.

О том, что телекомпании пользуются своими правами далеко не всегда в интересах мирового олимпийского движения, убедительно свидетельствовал опыт освещения Игр XXVI Олимпиады в Атланте. К сожалению, телекомпании думали не о всестороннем показе соревнований, не о пропорциональном внимании к различным видам спорта, победителям и призерам, а больше заботились о пропаганде спортсменов, притом не только победителей, но и тех, кто показал довольно посредственные результаты. Американским спортсменам — победителям Игр в Атланте — было отведено намного больше экранного времени, чем представителям других стран. Например, чемпиону Игр в вольной борьбе из США Курту Энглу (весовая категория до 100 кг), победа которому над явно более активным спортсменом из Ирана Аббасом Джадиди достались в результате грубой судейской ошибки при ничейном счете 1:1, было уделено в пять раз больше экранного времени, чем уникальному спортсмену из России Александру Карелину, выигравшему на тех же Играх 1996 года в греко-римской борьбе золотую олимпийскую медаль в третий раз [5].

Одной из проблем современного олимпийского спорта является явно непропорциональное внимание средств массовой информации к различным видам спорта, от трех до шести — восьми видов спорта занимают более 80 — 90 процентов экранного времени, отводимого на спортивные программы. И дело здесь не только в огромной популярности одних видов спорта и меньшей — других, но и в неумении представителей СМИ профессионально разбираться во всех видах олимпийского спорта, незнании их истории. Лучших представителей, особенностей техники и тактики, тонкостей соревновательной борьбы и много другого. Только зная все это, журналист способен развивать спортивные вкусы публики, активно влиять на формирование широкого интереса к современному спорту [6].

Как отмечает С. А. Михайлов, к сожалению, не все спортивные журналисты способны выполнять работу на надлежащем профессиональном уровне.

Наглядной негативной иллюстрацией стали не очень профессиональные, мягко говоря (с точки зрения знания специфики и терминологии видов спорта, их нюансов и ведущих спортсменов), телерепортажи ряда журналистов Украинского телевидения, освещавших спортивные соревнования и другие события Игр XXVII Олимпиады, проходивших в 2000 г. в Сиднее, и XIX зимних Олимпийских игр, состоявшихся в 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. Зато те же телекомментаторы неоднократно (порой в самые напряженные моменты олимпийских соревнований) отвлекались на рекламу тех или иных фирм-спонсоров (увы, это — суровые реалии нынешнего состояния телевидения), а во время репортажей с XIX зимних Олимпийских игр-2002 в Солт-Лейк-Сити — еще и на повторявшиеся с навязчивой частотой напоминания о том, что трансляция осуществляется при поддержке одного из политических блоков (как раз в то время в Украине велась предвыборная кампания к парламентским выборам).

Эти изменения, порожденные как собственной логикой развития спорта, так и общими тенденциями в современной социокультурной ситуации, требуют серьезного философского, социологического, культурологического осмысления. Особое место здесь должны занять исследования отражения спортивной реальности в текстах массовой информации.

Что касается такой специфической сферы коммуникации, как информационное обеспечение и освещение спорта, то системное изучение ее характера и особенностей в нашей стране долгое время не проводилось. Научные работы и диссертационные исследования по проблемам спортивных СМИ (И. Н. Акра-мовского, В. Ф. Асаулова, В. Ф. Веселова, П. А. Виноградова, Е. Ф. Долгополовой, Ж. В. Кудрявцевой, Т. Е. Лейе, А. В. Оганесян, В. С. Родиченко и др.) рассматривали спортивные СМИ преимущественно не как самостоятельный объект, а как один из аспектов при изучении педагогической, социологической, управленческой и других сфер спортивной деятельности.

Также имеется ряд работ Г. В. Дивиной, П. А. Виноградовым, С. И. Гуськовым и др., где говорится о мнеобходимости формирования системы ценностей, норм и идеалов посредством освещения спорта в СМИ, а также теоретическом обосновании данного процесса.

Давно известно: то, что не попало в каналы массовой коммуникации, в современном мире почти не оказывает влияния на развитие общества. В современной ситуации «информационной эпохи» институт СМИ выступает одним из субъектов организации жизненного пространства человека, в том числе его ценностной структуры [7].

Когда люди думают о спорте, они, прежде всего, думают о том, что показывают по телевизору. Для большинства людей представления о спорте, полученные в результате просмотра спортивных передач, и есть спорт. Спортивные СМИ служат для нас источником знания о группах людей, социальных ценностях, товарах, точно так же нам рассказывают о спорте, учат играть, учат смотреть. Большое количество спортивных репортажей и трансляций в СМИ говорит о важном значении спорта в нашей жизни и не менее важном значении СМИ в жизни спорта. Что касается нашей области: здесь можно говорить о недостаточном количестве печатных средств массовой информации, а следовательно, о недостаточной и неполноценной информированности нашего общества. Предстоит еще многое сделать в области СМИ, чтобы читатели и слушатели стали безоговорочно доверять четвертой ветви власти.

Библиографический список

1. Бородина, С. Д. Коммуникационная культура : науч.-прак. пособие / С. Д. Бородина. — М. : Либерия-Бибинформ, 2008. — 128 с.

2. Интеллектуальный вектор развития спортивной культуры : монография / В. В. Рыбаков. — Челябинск : Изд-во Урал-ГАФК, 2001. - 220 с.

3. Трифонов, Ю. Бесконечные игры / Ю. Трифонов. — М., 1989. — 475 с.

4. Мильштейн, О. А. Олимпийская сага: олимпионики, жрецы, пилигримы (историко-социологические очерки) / О. А. Мильштейн. — М., 2001. — 744 с.

5. Куле, К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия / К. Куле. — М., 2004. — 256 с.

6. Корконосенко, В. С. Основы творческой деятельности журналиста / В. С. Корконосенко. — М., 2000. — 272 с.

7. Информационная культура: теория, методика, практика : сб. ст. / Междунар. акад. информатизации, Краснодар. регион. отделениение, Краснодар. гос. акад. культуры и искусств, каф. информ. культуры ; [Науч. редакторы И. И. Горлова, А. Н. Дула-това]. — Краснодар, 1998. — 182 с.

МЕЛЬНИКОВА Евгения Николаевна, аспирантка кафедры философии и истории. ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.

Адрес для переписки: e-mail: jone4ka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.01.2010 г. © Е. Н. Мельникова, Ю. В. Ворожко

УДК 796.011 Н. В. АРНСТ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Формирование спортивной культуры, через занятия одним или несколькими видами спорта, позволяет раскрыть и реализовать реальные и потенциальные возможности, является перспективным средством приобщения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни.

Ключевые слова: спортивная культура, студенты, физическое воспитание, спорт, мотивация, учебно-тренировочный процесс.

Формирование спортивной культуры, повышение физической подготовленности, системные занятия спортом являются важной составляющей конкурентоспособности молодежи в современных условиях жизнедеятельности. В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовленности молодежи в процессе обучения в вузе, что говорит о необходимости коррекции существующего традиционного подхода физического воспитания студентов.

Отсутствие у большинства студентов необходимой мотивации к системным занятиям физической культурой и спортом еще больше усугубляет создавшееся негативное положение. В связи с этим назрела проблема поиска нетрадиционных технологий и подходов активизации двигательной деятельности и формирование устойчивой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом.

В большинстве вузов организация процесса физического воспитания и распределение студентов в учебные группы проходит без учета интересов и потребностей в двигательной деятельности самих студентов, что приводит к снижению мотивации и часто сопровождается ухудшением динамики двигательной подготовленности. Увеличивается количество учебных занятий, пропущенных студентами по болезням и без уважительных причин. Это значи-

тельно снижает показатели общей успеваемости студентов и уровень физической подготовленности [1].

Причин негативного влияния на состояние здоровья студенческой молодежи много: это и снижение уровня жизни, ухудшение условий труда и отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания и др. Следует учитывать тот факт, что 90% молодежи ориентированы на умеренную по объему и интенсивности физкультурную деятельность, но не на активную спортивную деятельность. Как следствие, уровень развития физических качеств снижается в процессе обучения в вузе. Наряду с этим, уменьшение количества часов на физическое воспитание на старших курсах также приводит к снижению физической активности.

Ориентация студентов в выборе физкультурной деятельности подобно спортивному отбору зависит от соответствующей индивидуальной предрасположенности к занятиям физическими упражнениями определенной направленности. Улучшение мотивации к занятиям физической культурой во многом зависит от положительной динамики в совершенствовании индивидуальных двигательных возможностей студента [2].

Ухудшение состояния здоровья и двигательной подготовленности студенческой молодежи обязывает обратить особое внимание на совершенствова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.