Научная статья на тему 'Социокультурное пространство евразийства в оценках экспертов'

Социокультурное пространство евразийства в оценках экспертов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / СЛАВЯНСКИЙ МИР / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EURASIANISM / SOCIAL AND CULTURAL SPACE / THE EURASIANISM IDEOLOGY / SLAVIC WORLD / AN EXPERT POLL / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гуслякова Л.Г., Григорьев С.И., Говорухина Г.В.

На основе анализа результатов международного опроса, проведенного авторами в 2012 г., вы-явлены отношение экспертов к евразийству и оценка его значения для развития социокультурного пространства славянского мира. Авторы отмечают: сосуществование различных подходов к пониманию феномена евразий-ства обуславливает необходимость разработки уточнённой стратегии дальнейшего исследования евразийства в целом и особенностей культур стран Евразии в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EURASIANISM’S SOCIAL AND CULTURAL SPACE IN THE EXPERTS’ ASSESSMENTS

The philosophy of the Eurasianism and state policy inspired by the Eurasianists’ ideas show themself again at the turn of the 20th and 21st centuries. Scientific research led at this field determined by two key framework of factors: firstly, by deepening of re-search in global and local risks of the mankind’s self-destruction; secondly, by changes came out of the hu manity’s transit to a new type of a civilizational devel-opment to a society of a civilization managed by so-cial and natural evolution. At the present day, there are different variants of reading the “Eurasianism” concept. The article presents some results of the research work aimed at finding out experts’ assessment of the Eurasianism’s role in Slavic ethnoses’ development, in development of the Slavic world in general, as well as its influence on ideology and policy of the Eurasianism. The research let the au-thors to solve the set of tasks touched with today’s Rus-sia’s people’s perception of the Eurasianism. In the 21st century, Russia is in search of right way of state and ethnical development, so-called “the third way”. The paper gives a sense of experts’ views on a question of the Eurasianism’s place in today’s Russia’s ideological landscape. The expert poll clears up levels of specialists’ lik-ing and disliking of the Eurasianism’s philosophy and ideology which are on the agenda again; that claims a need to continue studies of this question (in Russia, in Ukraine, in Belorussia). Comparison of the experts’ as-sessments towards the Eurasianism’s ideology with the one given by peoples who live in Slavic countries would let the specialists to elaborate a strategy of good partner-ship between the actors of social and cultural space of the Slavic world.

Текст научной работы на тему «Социокультурное пространство евразийства в оценках экспертов»

The author pays special attention to influence of Dmitri Mendeleev's views on Russia's future that were accepted by the Eurasianists: in particular on building the Russia's economy upon terms of community spirit and of separate undertaking. Mendeleev strongly believed in combination of typical for Russia co-operative household and a private undertaking. These Mendeleev's views reflected in the Eurasianists' economic convictions.

The author concludes: Dmitri Mendeleev famous mostly as successful naturalist was able to generate and clearly tell down some social and humanitarian views that had deep influence on the Eurasianism doctrine.

Key words: geographical determinism, medial continent, geopolitical space, a cultural identity, Russia's social and economic development.

References

1. Savitskii P. N. Izbrannoe [Selected]. Moscow, 2010. 776 p. [In Russ.].

2. Mendeleev D. I. K poznaniyu Rossii [To the Comprehension of Russia]. URL: http://az.lib.ru/rn/men-deleew_d_i/text_1906_k_poznaniu_rossii. shtml (18.01.2018). [In Russ.].

3. Mendeleev D. I. Zavetnye mysli [Precious Thoughts]. URL: http://az.lib.ru/rn/mendeleew_d_i/text_ 1905_zavetnye_mysli.shtml (8.03.2018). [In Russ.].

4. Savitskii P. N. Evrazijstvo kak istoricheskij za-mysel [The Eurasianism as Historical Project]. URL: http://gumilevica.kulichki.net (13.02.2018). [In Russ.].

УДК 32.019.52::[316.324.8:316.75](4/5) Б01: 10.32340/2541-772Х-2018-1-8-11

Л. Г. Гуслякова, доктор социологических наук, профессор, международный магистр социальной работы Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

guslyakova@mail.ru

С. И. Григорьев, доктор социологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования (Москва, Россия)

garry_2005@mail.ru

Г. В. Говорухина, кандидат социологических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

govorgv@gmail.com

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРАЗИЙСТВА В ОЦЕНКАХ ЭКСПЕРТОВ

Аннотация. На основе анализа результатов международного опроса, проведенного авторами в 2012 г., выявлены отношение экспертов к евразийству и оценка его значения для развития социокультурного пространства славянского мира. Авторы отмечают: сосуществование различных подходов к пониманию феномена евразийства обуславливает необходимость разработки уточнённой стратегии дальнейшего исследования евразийства в целом и особенностей культур стран Евразии в частности.

Ключевые слова: евразийство, социокультурное пространство, евразийская идеология, славянский мир, экспертный опрос, национально-государственная безопасность.

Евразийская идеология и политика, евразийские исследования ученых и педагогов на рубеже ХХ-ХХ1 веков вновь еще более масштабно заявили о себе. Они были стимулированы, очевидно, в главном двумя основными группами факторов и условий современного общественного развития: во-первых, углублением и продолжением исследований глобальных и локальных рисков возможного самоуничтожения человечества в его нынешнем развитии; во-вторых, теми признанными явлениями, изменения которых нарастают в условиях возникновения переходного периода человечества к новому типу цивилизационного развития, к обществу цивилизации управляемой социоприродной эволюции, где формируются новые отношения

между людьми и социальными институтами, новая взаимозависимость людей по поводу собственности и власти, современные формы их организации.

В настоящее время в развитии национальных государств как больших общественных систем сочетаются интернационализм, поликультурализм и культурный национализм, патриотизм, сохранивший государственность, а также основы международного, межгосударственного сотрудничества. В последней трети ХХ века убедительно проявилась закономерность сочетания этих тенденций. В частности, на фоне эволюции глобализма, активизации международных информационно-коммуникационных связей и финансового, политического сотрудничества, развития транснациональных корпораций и общественных

организаций возникло более 70 новых национальных государств, сохранивших этнокультурную идентичность своих народов, их социальную безопасность и суверенитет.

В таких условиях идеология евразийства, учитывающая особенности культур стран Евразии, близких по ментальности и их жизненному пространству, стала мощным средством реализации мировых и национальных, а также региональных процессов прогрессивного общественного и личностного развития. Сохраняя народы и государства Евразии, их культуры и жизненный потенциал, евразийская идеология стимулирует прогрессивное международное, глобальное развитие, обеспечивает его безопасность. Развитие России в XXI веке стратегически и локально-регионально, национально-культурно связано именно с этим.

В настоящее время существуют различные трактовки понимания евразийства [1-4 и др.]. Целью исследования, проводимого нами с 2012 года в России под эгидой Международного фонда славянской письменности и культуры в рамках международного проекта «Евразийская идеология для России и славянского социокультурного пространства», стало выявление оценок экспертами роли евразийства в развитии славянских народов, славянского мира в целом, а также его влияния на идеологию и политику евразийства [5-6].

Это исследование позволило решить целый ряд задач, касающихся оценки восприятия и использования евразийской идеологии в современной России, где решается стратегически значимый вопрос поиска оптимального национально-государственного пути развития в XXI веке, так называемого «третьего пути», который не является ни капитализмом, ни социализмом, ни западным и ни восточным вариантом общественного прогресса. Он должен стать «евразийским», что требует развития и применения соответствующей идеологии и политики, адекватной социокультурным основам народов Евразии, их культур.

При решении поставленных задач были получены результаты, раскрывающие характер оценок роли евразийства, данных экспертами. Так, на вопрос: «Как Вы оцениваете в главном значимость евразийской идеологии для развития современного славянского мира?», - были выявлены следующие распределения экспертных оценок:

- это очень важное основание единения народов славянских стран (23 %);

- это достаточно значимое явление, фактор единения стран и народов славянского мира (17 %);

- эта идеология может иметь и уже имеет как позитивные, так и негативные результаты влияния ан развитие славянского мира (19 %);

- это - относительно слабый, малозначительный фактор для развития стран и народов славянского мира (13 %);

- это - весьма вредное для современного славянства идейно-политическое течение современности (8 %);

- другое (2 %);

- трудно сказать (3 %).

По преимуществу, позитивные оценки в данном распределении, как можно заметить, дают 40 % участников экспертного опроса. Еще 19 % экспертов дали на этот вопрос противоречивые оценки, в которых предполагается возможность как позитивных, так и негативных результатов использования евразийской идеологии в славянском мире. Таким образом, при вполне определенном доминировании количества тех, кто позитивно оценивает ее роль в славянском мире (40 %) нельзя не видеть и не учитывать того, что доля экспертов, относящихся к ней, по преимуществу, критически (21 %) или противоречиво (19 %) тоже велика. В этой связи принципиально важно учитывать мотивацию позитивных и отрицательных экспертных оценок идеологии евразийства в славянском мире.

В контексте осмысления данной проблематики существенно значимы результаты оценки экспертами отношения большинства населения России к идее евразийства, единения народов и государств Евразии. Эти оценки выглядят следующим образом:

- однозначно положительно - 20 %;

- главным образом, чаще положительно -18 %;

- противоречиво, в чем-то положительно, в чем-то нет - 20 %;

- главным образом, отрицательно - 16 %;

- однозначно отрицательно - 8 %;

- другое - 2 %;

- трудно сказать - 16 %.

Такое распределение экспертных оценок свидетельствует о доминировании позитивного отношения населения современной России к евразийской идеологии - такое отношение выразили 38 % опрошенных экспертов. Еще 20 % участников констатировали противоречивое отношение жителей современной России к евразийству; отрицательное отношение к евразийству отметили 24 % опрошенных, еще 16 % из них затруднились с ответом. Эти данные обозначили проблемный характер развития представлений населения России об евразийстве.

При этом очевидно, что евразийская идеология, как свидетельствует наше экспертное исследование, имеет не только сторонников, но и противников. Это, как и другие результаты исследования, может и должно использоваться не только наукой, но и практикой. При этом мы обязаны учитывать основные условия и факторы современного развития России, которые препятствуют развитию евразийской идеологии в нашей стране, ее использованию в разработке и реализации

«третьего пути» развития российского общества в XXI столетии.

В частности, мы должны, как минимум, учитывать тот факт, что развитию евразийской идеологии в современной России противодействуют следующие причины: во-первых, прозападный характер радикальных либерально-рыночных реформ последнего 20-летия, а также наличие сегодня в России активных политических групп прозападной ориентации, дискредитирующих, отрицающих целесообразность евразийской идеологии; во-вторых, нельзя не учитывать сохраняющиеся левосоциалистические группировки глобально-интернационалистической ориентации, которые также выступают против евразийства и соответствующей идеологии и стратегии развития российского общества; в-третьих, рост массовости индифферентных масс, выживающих в условиях бедности, ухода современного российского государства из социальной сферы. Они игнорируют евразийство и его идеологию по причине ухода из политики, общественной жизни только в быт, в сферу выживания, сохранения физического существования; в-четвертых, разнообразие трактовок евразийства, его концептуального обоснования, что порождает разобщенность не только в среде интеллектуалов, интеллигенции, но и политиков, населения страны в целом; и др. Все это и многое другое следует учитывать и корректировать в прогрессивном направлении развития России, в интересах ее обеспечения национально-государственной безопасности.

Таким образом, проведенный в России экспертный опрос выявил вполне определенные масштабы симпатий и антипатий, критического настроя экспертов к евразийству, евразийской идеологии, о которой активно вновь заговорили в последние годы, что требует дальнейшего исследования этой

проблематики в России, на Украине и Белоруссии. Сопоставление оценок евразийской идеологии экспертами и населением славянских стран позволит разработать стратегию оптимизации сотрудничества субъектов социокультурного пространства славянского мира.

Список литературы

1. Дугин А. Г. Евразийский путь как национальная идея // Евразийское обозрение. 2003. № 9. [Б. е.].

2. Мисонжников Б. Я. Евразийство: речная гладь и пороги (медиумический фактор решения проблем) // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Будущее Евразии (медийно-политический дискурс). Санкт-Петербург, 2018. С. 26-35.

3. Фарбер В. А. Евразийская интеграция как фактор укрепления экономической безопасности России // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Будущее Евразии (медийно-политический дискурс). Санкт-Петербург, 2018. С. 60-63.

4. Флоровский Г. В. Евразийский соблазн // Новый мир. 1991. № 1. С. 180-182.

5. Гуслякова Л. Г., Григорьев С. И., Говорухина Г. В. Евразийская идеология в оценках экспертов // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. Будущее Евразии (медийно-политический дискурс). Санкт-Петербург, 2018. С. 14-17.

6. Евразийская идеология и «третий путь» социального развития России: контекст современного славянского социокультурного пространства (материалы всероссийского экспертного опроса по программе международного проекта). Москва, 2012. 63 с.

Liudmila G. Guslyakova, Doctor of Sociology Sciences, International Master of Social Work, Professor

Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

guslyakova@mail.ru

Sviatoslav I. Grigoriev, Doctor of Sociology Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education Institute of Artistic Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)

garry_2005@mail.ru

Galina V. Govorukhina, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

govorgv@gmail.com

THE EURASIANISM'S SOCIAL AND CULTURAL SPACE IN THE EXPERTS' ASSESSMENTS

Summary. The philosophy of the Eurasianism and state policy inspired by the Eurasianists' ideas show themself again at the turn of the 20th and 21st centuries. Scientific research led at this field determined by two key framework of factors: firstly, by deepening of research in global and local risks of the mankind's self-destruction; secondly, by changes came out of the hu-

manity's transit to a new type of a civilizational development - to a society of a civilization managed by social and natural evolution.

At the present day, there are different variants of reading the "Eurasianism" concept. The article presents some results of the research work aimed at finding out experts' assessment of the Eurasianism's role in Slavic

ethnoses' development, in development of the Slavic world in general, as well as its influence on ideology and policy of the Eurasianism. The research let the authors to solve the set of tasks touched with today's Russia's people's perception of the Eurasianism. In the 21st century, Russia is in search of right way of state and ethnical development, so-called "the third way". The paper gives a sense of experts' views on a question of the Eurasianism's place in today's Russia's ideological landscape.

The expert poll clears up levels of specialists' liking and disliking of the Eurasianism's philosophy and ideology which are on the agenda again; that claims a need to continue studies of this question (in Russia, in Ukraine, in Belorussia). Comparison of the experts' assessments towards the Eurasianism's ideology with the one given by peoples who live in Slavic countries would let the specialists to elaborate a strategy of good partnership between the actors of social and cultural space of the Slavic world.

Key words: The Eurasianism, social and cultural space, the Eurasianism ideology, Slavic World, an expert poll, national security.

References

1. Dugin A. G. Evrazijskij put' kak nacional'naya ideya [The Eurasian Path as a National Purpose and Direction] // Evrazijskoe obozrenie [The Eurasian Review]. 2003. No. 9. [No inf.]. [In Russ.].

2. Misonzhnikov B. Ya. Evrazijstvo: rechnaya glad' i porogi (mediumicheskij faktor resheniya problem) [The Eurasianism: a River's Smooth Surface and Rapids] // Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnyh processov. Budushchee Evrazii

(medijno-politicheskij diskurs) [Today's Periodical Press in a Context of Communicative Processes. The Eurasia's Future (Media and Political Discourse)]. Saint-Petersburg, 2018. Pp. 26-35. [In Russ].

3. Farber V. A. Evrazijskaya integraciya kak faktor ukrepleniya ehkonomicheskoj bezopasnosti Rossii [The Eurasian Integration as a Condition for Strengthening Russia's Economic Safety] // Sovremennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommunikativnyh processov. Budush-chee Evrazii (medijno-politicheskij diskurs) [Today's Periodical Press in a Context of Communicative Processes. The Eurasia's Future (Media and Political Discourse)]. Saint-Petersburg, 2018. Pp. 60-63. [In Russ.].

4. Florovskij G. V. Evrazijskij soblazn [The Eurasian Temptaion] // Novyj mir [The New World]. 1991. No. 1. Pp. 180-182 (?). [In Russ.].

5. Guslyakova L. G., Grigoriev S. I., Govoruhina G. V. Evrazijskaya ideologiya v ocenkah ehkspertov [The Eurasianism Ideology in Experts' assessment] // Sov-remennaya periodicheskaya pechat' v kontekste kommu-nikativnyh processov. Budushchee Evrazii (medijno-politicheskij diskurs) [Today's Periodical Press in a Context of Communicative Processes. The Eurasia's Future (Media and Political Discourse)]. Saint-Petersburg, 2018. Pp. 14-17. [In Russ.].

6. Evrazijskaya ideologiya i "tretij put'" so-cial'nogo razvitiya Rossii: kontekst sovremennogo slavyanskogo sociokul'turnogo prostranstva (materialy vserossijskogo ehkspertnogo oprosa po programme mezhdunarodnogo proekta) [Eurasian Ideology and the "Third Tay" of Russia's Social Development: Context of the Modern Slavic Social and Cultural Space (materials of the all-Russian Expert Survey on the International Project Program)]. Moscow, 2012. 63 p. [In Russ.].

УДК 130.2:159.922.4(4/5)

Б01: 10.32340/2541-772Х-2018-1-11-15

В. И. Матис, доктор педагогических наук, профессор Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

vmatis@rambler.ru

РОЛЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ПОЛИКУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье на основе поликультурного подхода в образовании и культурной сфере представлены условия формирования евразийского культурного пространства, охарактеризована его структура, где совокупность национальных культур - это проявление и выражение интересов всех этнических культур в общей культуре. Евразийская культура, обогащаясь национальными особенностями народов региона, представляет собой не механистическое соединение, а интеграцию различных культур. Интеграция заключается в сохранении в евразийской культуре самых важных и определяющих особенностей национальной культуры.

Ключевые слова: евразийская культура; поликультурное сообщество; картина мира; глобализацион-ные процессы; взаимообогащение культур; этнопедагогические особенности; межкультурное сотрудничество; культура межнационального общения; модели поликультурного общества; социально-культурные условия; компоненты евразийского культурного пространства; задачи формирования евразийской культуры; знаниевый, мировоззренческий, поведенческий компоненты формирования культуры межнационального общения; межкультурные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.