Научная статья на тему 'Социокультурная среда вуза как условие формирования компетенций обучающихся (на примере формирования экологической компетентности обучающихся укрупненной группы 38. 00. 00 «Экономика и управление»)'

Социокультурная среда вуза как условие формирования компетенций обучающихся (на примере формирования экологической компетентности обучающихся укрупненной группы 38. 00. 00 «Экономика и управление») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CIVILIZATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMPETENCE APPROACH / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / CORPORATE PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Оксана Юрьевна

Образование в интересах устойчивого развития основано на принципах повышения осведомленности человека в вопросах состояния окружающей среды, понимании принципов устойчивого развития, понимании ответственности личности за использование ресурсов, управлении отдельными отраслями хозяйства на основе экологических знаний. В связи с чем необходимо усиление в образовательной программе укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление» экологической составляющей концепции устойчивого развития. В результате проведенного исследования была сформулирована авторская трактовка экологической компетентности как способности человека действовать и принимать решения в рамках экологического контекста, понимать свое положение в этом контексте, уметь мыслить и действовать на глобальном уровне, предвидеть долгосрочные и косвенные последствия своих действий, способствовать устойчивому развитию общества в различных аспектах своей жизнедеятельности. Формирование экологической компетентности предполагает последовательную интеграцию различных видов деятельности в социокультурной среде вуза: включение в учебные планы дисциплин экологической направленности и увеличение доли интерактивных педагогических технологий в образовательной деятельности; вовлечение студентов в решение социальноэкологических проблем местного, государственного и международного уровня в рамках внеучебной культуросообразной деятельности; формирование способности к самостоятельному анализу экономических, социальных и экологических проблем и практической деятельности по их решению с позиций устойчивого развития в контексте научно-исследовательской деятельности. В статье рассмотрена структура социокультурной среды, способствующая формированию компетенций обучающихся. Описан механизм формирования экологической компетентности обучающихся в вузе экономического профиля. Проведенное исследование является примером реализации идей устойчивого развития на региональном уровне и решением социально-значимой проблемы, связанной с формированием системы экологической подготовки обучающихся укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление» в контексте устойчивого развития. Представленный подход мотивирует студентов на деятельность в интересах устойчивого развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS A CONDITION OF FORMATION COMPETENCE OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF ECOLOGICAL COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS TRAINING DIRECTION 38.00.00 “ECONOMICS AND MANAGEMENT”)

Education for sustainable development is based on an understanding of environmental issues, personal responsibility for the use of resources, management of individual sectors of the economy based on ecological knowledge. There is a need improve the environmental dimension of sustainable development concept in the educational program of preparation direction 38.00.00 "Economics and Management". In the study was formulated by the author's interpretation of ecological competence as a person's ability to act and take decisions within the environmental context, be able to think and act on a global level to anticipate the longterm and indirect consequences of their actions. In order to promote sustainable development of the society in various aspects of their life. Formation of ecological competence involves the consistent integration of various activities in the socio-cultural environment of high school: inclusion in the curriculum of environmental disciplines and use of interactive learning technologies in the educational activity; involvement of students in solving social and environmental issues of local, national and international level in the framework of extra-curricular culture-educational activity; the formation of the ability to analyze the economic, social and environmental problems from the standpoint of sustainable development in the implementation of the research activities. The article describes the structure of the socio-cultural environment, the mechanism of formation of ecological competence students in economic high school. This study is an example of the implementation of the ideas of sustainable development at the regional level. The presented approach motivates students to work for sustainable development.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда вуза как условие формирования компетенций обучающихся (на примере формирования экологической компетентности обучающихся укрупненной группы 38. 00. 00 «Экономика и управление»)»

УДК 378.184

МЕЛЬНИКОВА Оксана Юрьевна, Омский экономический институт, г. Омск, Россия meloksana@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ 38.00.00 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»)

Образование в интересах устойчивого развития основано на принципах повышения осведомленности человека в вопросах состояния окружающей среды, понимании принципов устойчивого развития, понимании ответственности личности за использование ресурсов, управлении отдельными отраслями хозяйства на основе экологических знаний. В связи с чем необходимо усиление в образовательной программе укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление» экологической составляющей концепции устойчивого развития. В результате проведенного исследования была сформулирована авторская трактовка экологической компетентности как способности человека действовать и принимать решения в рамках экологического контекста, понимать свое положение в этом контексте, уметь мыслить и действовать на глобальном уровне, предвидеть долгосрочные и косвенные последствия своих действий, способствовать устойчивому развитию общества в различных аспектах своей жизнедеятельности. Формирование экологической компетентности предполагает последовательную интеграцию различных видов деятельности в социокультурной среде вуза: включение в учебные планы дисциплин экологической направленности и увеличение доли интерактивных педагогических технологий в образовательной деятельности; вовлечение студентов в решение социально-экологических проблем местного, государственного и международного уровня в рамках внеучебной культуро-сообразной деятельности; формирование способности к самостоятельному анализу экономических, социальных и экологических проблем и практической деятельности по их решению с позиций устойчивого развития в контексте научно-исследовательской деятельности. В статье рассмотрена структура социокультурной среды, способствующая формированию компетенций обучающихся. Описан механизм формирования экологической компетентности обучающихся в вузе экономического профиля. Проведенное исследование является примером реализации идей устойчивого развития на региональном уровне и решением социально-значимой проблемы, связанной с формированием системы экологической подготовки обучающихся укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление» в контексте устойчивого развития. Представленный подход мотивирует студентов на деятельность в интересах устойчивого развития

Ключевые слова: концепция устойчивого развития цивилизации, образование для устойчивого развития, компе-тентностный подход, социокультурная среда вуза, экологическая компетентность, корпоративные проекты.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-171-176

MELNIKOVA Oksana Y., Omsk Economic Institute, Omsk, Russia meloksana@mail.ru

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL AS A CONDITION OF FORMATION COMPETENCE OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF ECOLOGICAL COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS TRAINING DIRECTION 38.00.00 "ECONOMICS AND

MANAGEMENT")

Education for sustainable development is based on an understanding of environmental issues, personal responsibility for the use of resources, management of individual sectors of the economy based on ecological knowledge. There is a need improve the environmental dimension of sustainable development concept in the educational program of preparation direction 38.00.00 "Economics and Management". In the study was formulated by the author's interpretation of ecological competence as a person's ability to act and take decisions within the environmental context, be able to think and act on a global level to anticipate the long-term and indirect consequences of their actions. In order to promote sustainable development of the society in various aspects of their life. Formation of ecological competence involves the consistent integration of various activities in the socio-cultural environment of high school: inclusion in the curriculum of environmental disciplines and use of interactive learning technologies in the educational activity; involvement of students in solving social and environmental issues of local, national and international level in the framework of extra-curricular culture-educational activity; the formation of the ability to analyze the economic, social and environmental problems from the standpoint of sustainable development in the implementation of the research activities. The article describes the structure of the socio-cultural environment, the mechanism of formation of ecological competence students in economic high school. This study is an example of the implementation of the ideas of sustainable development at the regional level. The presented approach motivates students to work for sustainable development.

Keywords: concept of sustainable development of civilization, education for sustainable development, competence approach , socio-cultural environment of high school, environmental competence, corporate projects

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1] отмечена необходимость учитывать экологический фактор при переходе от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития экономики страны. Большое внимание уделено формированию к 2020 г. сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентноспособ-ных производств. Эти цели должны быть отражены в современных моделях образования при переходе к постиндустриальному уровню развития российского общества. В связи с чем Феде-

ральные Государственные образовательные стандарты укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление» должны быть пересмотрены в соответствии с целями экономического развития страны и с учетом вектора цивилизационного развития. Мы рассматриваем устойчивое развитие в его классической интерпретации, как совокупность экономической, социальной и экологической составляющей, следовательно, необходимо усиление экологического аспекта в образовательной программе подготовки бакалавров укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление».

В основных документах концепции устойчивого развития цивилизации экономической составляющей придается большое значение и отмечается, что она тесно связана с экологическим аспектом, с вопросами сохранения биосферы, что отмечено в декларациях по итогам проходивших конференций ООН: Стокгольмской, Рио-де-Жанейрской, Йоханнесбургской. В рамках проведения конференции «Рио +20» большое внимание уделялось внедрению принципов зеленой экономики. ЮНЕП определяет «зеленую» экономику «...как такую экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение. В самом простом понимании «зеленая» экономика — это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества» [2]. В тексте основного документа «Будущее, которое мы хотим» отмечается: «Мы призываем все страны рассматривать осуществление стратегий развития "зеленой" экономики в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты таким образом, чтобы это стимулировало поддержание поступательного, всеохватного и справедливого экономического роста и создание рабочих мест, особенно для женщин, молодежи и малоимущих слоев населения. В этой связи мы отмечаем важность обучения работников необходимым навыкам, в том числе с помощью образования и укрепления потенциала, и предоставления им необходимых гарантий в области социальной защиты и медицинского обслуживания. Поэтому мы призываем все заинтересованные стороны, включая деловые и промышленные круги, способствовать этому сообразно обстоятельствам» [3]. В связи с этим актуальным становится адаптация мировых тенденций на региональном уровне. Современные образовательные стандарты (ФГОС ВО) уделяют вопросам создания условий для всестороннего развития личности достаточно большое внимание, отражая тем самым мировые тенденции. В Проекте среднесрочной стратегии развития ЮНЕСКО (2014-2021 гг.) одной из стратегических целей является «Расширение прав и возможностей учащихся с целью воспитания творческой и ответственной глобальной гражданственности» [4].

Основным средством достижения данной цели выступает специальным образом организованная социокультурная среда образовательной организации, в которой сосредоточен накопленный поколениями опыт корпоративной культуры, включающий в себя научную этику, взаимодействие различных воспитательных направлений, отношение с внешними партнерами вуза, построение деловых отношений, культуру контактов, различные интересы и увлечения представителей институтского сообщества. Такая среда призвана содействовать приобретению актуальных навыков, необходимых для нахождения ответов на местные и глобальные вызовы (в соответствии с концепцией ЮНЕСКО). На рисунке 1 представлены элементы социокультурной среды вуза.

Рис. 1. Структура социокультурной среды вуза

Pic. 1. The structure of the socio-cultural environment of high school

Исходя из анализа документов ООН, ЮНЕСКО, а также ФГОС ВО, можно отметить, что социокультурная среда вуза представляет собой многоуровневое интегральное образование, которое базируется на принципах образования для устойчивого развития, принципах инклюзивного образования и системно-синергетическом подходе.

Основная составляющая социокультурной среды вуза - это учебный процесс как ведущий вид деятельности образовательного учреждения

Следующий элемент - воспитательная работа. Утверждение в обществе приоритета социальных ценностей, прав и свобод личности, ее способности к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности и профессиональной компетенции диктует необходимость усиления воспитательной деятельности в вузе. В ОмЭИ воспитательная работа является важнейшим элементом социокультурной среды и осуществляется непрерывно как в ходе учебного процесса, так и во внеурочное время.

В процессе реализации воспитательной работы в ОмЭИ обучающиеся приобщаются к корпоративной культуре, традициям института. Корпоративная культура выступает как элемент социокультурной среды вуза и включает в себя: Миссию Омского экономического института, корпоративную символику (герб, гимн, института), корпоративный кодекс, традиции учебного заведения (корпоративные праздники, акции), музей ОмЭИ [5].

Еще одна немаловажная составляющая социокультурной среды вуза - это научно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность обучающихся, интегрируемая в научно-исследовательскую деятельность института, осуществляется в рамках приоритетных направлений научных исследований.

Такой элемент социокультурной среды как информационно-коммуникационная среда в ОмЭи представлен взаимодействием собственных СМИ (терепередача, газета «Вузовские параллели», научно-практический журнал «Инновационное образование и экономика», официальный сайт ОмЭИ) и внешних информационных ресурсов.

Коммуникации с внешними партнерами осуществляются как правило при непосредственном участии структур студенческого самоуправления ОмЭИ, которое представлено Советом обучающихся (Студенческим советом), (в т.ч. студенческими активами факультетов), старостами факультетов, студенческим отрядом охраны правопорядка (СООП), студенческим экологическим отрядом. Представители Студенческого совета ОмЭИ, являясь членами городского Студсовета, участвуют регулярно в совещаниях, проводимых Департаментом по молодежной политике города, что дает возможность своевременно получать информацию о значимых мероприятиях в рамках реализации городской молодежной политики.

Рассмотрим подробнее механизм формирования экологической компетентности обучающихся укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление» Омского экономического института как реализацию корпоративного проекта в социокультурной среде вуза. Профессиональная деятельность современного хозяйственника напрямую связана с благополучием биосферы и человека как ее компонента. В связи с этим выпускники должны не только владеть соответствующим набором знаний и умений, но и видеть перспективы и тенденции принимаемых профессиональных решений, уметь ориентироваться в быстроменяющихся условиях, мыслить с точки зрения сохранения здоровья и благополучия будущих поколений [6]. Механизм реализации данного корпоративного проекта включает ряд связанных между собой элементов (таблица 1). В соответствии с поставленными целями и задачами определяется перечень мероприятий корпоративного проекта, разрабатывается их содержание. В рамках формирования экологической компетентности обучающихся создается план, который составляется на учебный год и может меняться в зависимости от интересов обучающихся, требований рынка образовательных услуг и др.

Элементы социокультурной среды вуза Мероприятия, направленные на формирование экологической компетентности обучающихся

Учебный процесс Включение дисциплин экологической направленности в образовательную программу: Теория естественнонаучного мировоззрения, Экологическая безопасность, Экологические основы природопользования

Научная деятельность Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу: Международная научно-практическая конференция «Всемирный день охраны окружающей среды» (Экологические чтения), конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу, гранты студентам ОмЭИ

Воспитательная работа Проведение экологических праздников: День черемухи, День птиц, День фонтана. Проведение мероприятий в соответствии с годовым планом работы: участие в акциях, флешмобах, проведение выставок и т.д.

Корпоративная культура Создание эколого-культурологических ландшафтов института

Коммуникации с партнерами Деятельность студенческого экологического отряда (в составе Совета обучающихся)

Таблица 1 Формирование экологической компетентности обучающихся в социокультурной среде вуза

Table 1 Formation of ecological competence of students in socio- cultural environment of high

school

Для примера рассмотрим такое мероприятие как создание эколого-культурологического ландшафта института. Для развития территории природного комплекса института создан дендропарк, основная цель создания которого - сохранение разнообразных видов деревьев и кустарников для наиболее эффективного научного, культурного, рекреационного и другого использования, внедрение новых видов растений в озеленение территории.

Это долгосрочный проект, в рамках которого осуществляется экологическое обоснование выбора видов древесных растений; проведение конкурса среди студентов на лучшее архитектурно-ландшафтное решение территории, а также реализация проекта-победителя. Ландшафтному дизайну территории отводится одна из центральных ролей в воспитательном процессе - просветительская, поэтому в рамках развития проекта организуются экскурсии по территории института. У обучающихся формируется не только умение видеть красоту окружающего мира, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление природы, вести здоровый образ жизни.

На территории ОмЭИ в соответствии с решением Совета ректоров в рамках Городской карты проектов «Омск - город возможностей для молодежи» создан студенческий сквер, который основной целью имеет развитие социальной и творческой активности обучающихся, сохранение и приумножение традиций вуза, а также воспитание экологической культуры обучающихся, создание комфортного пространства культурного досуга и отдыха обчающихся и сотрудников ОмЭИ.

На территории сквера расположены объекты социально-культурного назначения, выполняющие просветительские, гражданско-патриотические, духовно-нравственные, экологические воспитательные функции вуза:

• Аллея выпускников ОмЭИ - деревья и кустарники, посаженные выпускными группами на территории сквера в благодарность и приверженность учебному заведению. Место последующих встреч выпускников разных лет.

• Камень желаний, как символ стойкости, стремления студентов обучаться в течение всей жизни, а также связи всех поколений студентов и выпускников института.

• Фонтан, призванный заряжать студентов своей активностью, упорством, создавать благоприятный микроклимат. Место кратковременной психологической разгрузки, продуктивного отдыха.

• Фигура совы - одна из традиционных эмблем вуза, как символ мудрости и книжной эрудиции, проницательности и интеллигентности.

Конкретные черты образа института (газоны, клумбы и зеленые уголки, фонтан, архитектурная группа и т.д.) могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с эстетической красотой окружающей территории. Узнаваемый облик института, пейзажи центральной площади, используемые в оформлении сайта, способствуют эстетическому восприятию учебного заведения.

Таким образом, в процессе социализации личности осуществляется последовательное движение обучающихся через совокупность избранных мероприятий и проектов в течение всего периода обучения по образовательной программе, обеспечивается формирование обще-

культурных и профессиональных компетенций, развитие личностного потенциала. Созданная в ОмЭИ социокультурная среда имеет гуманистическую направленность, соответствует требованиям цивилизационного развития, условиям ФГОС ВО, принципам гуманитаризации высшего образования и компетентностного подхода, обеспечивает благоприятную среду и комфортные условия осуществления образовательной деятельности вуза.

Необходимость подготовки профессионалов, владеющих специфическими методами и инструментарием управления инновациями, руководителей новой формации - вот основная задача образовательных учреждений экономической направленности. Создание социокультурной среды вуза, в которой используются одновременно теоретические основы и практические навыки, выработаны общие ориентиры территориальной, экономической, социальной безопасности между Евросоюзом и Россией, подтверждает актуальность построения единой образовательной модели в рамках Болонского процесса для достижения устойчивого развития общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - обобщающий доклад для представителей властных структур [Электронный ресурс]: НП «ЮНЕПКОМ» Российский национальный комитет содействия программе ООН по окружающей среде, 2011 г. URL: http://www.un.org/ru/development/sustainable/ger_synthesis.pdf (Дата обращения 15.03.2016).

3. Будущее, которое мы хотим [Электронный ресурс]: Организация объединенных наций URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/LTD/N12/436/90/PDF/N1243690.pdf?OpenElement (Дата обращения 21.02.2016).

4. Проект среднесрочной стратегии развития ЮНЕСКО (2014-2021 гг.) [Электронный ресурс]: URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002200/220031 R.pdf (Дата обращения 12.02.2016).

5. Макорина Л.А. Корпоративная культура образовательного учреждения // Экономика, образование и право: вопросы теории и практики: сборник материалов международной научно-практической конференции. Омск, 15 сентября 2011 г. - Омск: АНО ВПО «Омский экономический институт», 2011. - С. 56-62.

6. Melnikova O.Y., Baranovsky A.I. Competitiveness of Higher Education in the Context of Sustainable Development Concept (2014) World Applied Sciences Journal 30 (1). P. 35-38.

REFERENCES

1. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF at 17.11.2008 N 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» [RF Government Decree from 17.11.2008 № 1662-g «On the Concept of the Russian Federation long-term socio-economic development for the period till 2020»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed 16 March 2016).

2. UNEP Green Economy (2016), Available at: http://cifal.pl/2011/03/unep-report-towards-a-green-economy-pathways-to-sustainable-development-and-poverty-eradication/?lang=en Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication, Available at:

http://www.unep.org/greeneconomy/GreenEconomyReport/tabid/29846/Default.aspx (accessed 10 March 2016).

3. Resolution adopted by the General Assembly on 27 July 2012. Available at: https://documentsddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/476/10/PDF/N1147610.pdf?OpenElement (accessed 7 February 2016).

4. Draft UNESCO medium-term development strategy (2014-2021), Available at: http://wpf-unesco.org/eng/220031e.pdf (accessed 12 February 2016).

5. Makorina L.A. Organizational culture of educational institution [ Korporativnaja kul'tura obrazovatel'nogo uchrezhdeni-ja] Jekonomika, obrazovanie i pravo: voprosy teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii (Economy, Education and Law: Theory and Practice: Proceedings of the international scientific-practical conference). Omsk, 2011. Pp. 56-62.

6. Melnikova O.Y., Baranovsky A.I. Competitiveness of Higher Education in the Context of Sustainable Development Concept (2014) World Applied Sciences Journal 30 (1), Pp. 35-38.

Информация об авторе

Мельникова Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра экологии и естественнонаучных дисциплин, Омский экономический институт, г. Омск, Россия meloksana@mail.ru

Information about the author

Melnikova Oksana Y., Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor, Department of Environment and Natural Sciences, Omsk Economic Institute, Omsk, Russia meloksana@mail.ru

Получена: 21.04.2016

Для цитирования статьи: Мельникова О.Ю. Социокультурная среда вуза как условие формирования компетенций обучающихся (на примере формирования экологической компетентности обучающихся укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление»). Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с. 171-176.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-171-176

Received: 21.04.2016

For article citation: Melnikova O.Y. Socio-cultural environment of high school as a condition of formation competence of students (on the example of ecological competence formation of students training direction 38.00.00 "Economics and Management"). [Sotsiokul'turnaya sreda vuza kak uslovie formirovaniya kompetentsiy obuchayushchikhsya (na primere formirovaniya ekologicheskoy kompetentnosti obuchayush-chikhsya ukrupnennoy gruppy 38.00.00 «Ekonomika i upravlenie»)]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 171-176. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-171-176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.