Научная статья на тему 'Социокультурная среда региона как фактор формирования интеллектуального потенциала'

Социокультурная среда региона как фактор формирования интеллектуального потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1451
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / INTELLECTUAL POTENTIAL / CULTURAL POTENTIAL / EDUCATIONAL AND CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьева Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены проблемы сохранения и развития интеллектуального потенциала населения в социокультурном аспекте, а также социокультурные условия региона, в которых он формируется. Обосновывается необходимость поиска новых форм взаимодействия образовательных и культурных учреждений для включения населения в процессы самообразования и наращивания собственного интеллектуального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-cultural environment as a factor in the formation of the territory's intellectual potential

The article deals with the problem of conservation and development of intellectual potential of the population in socio-cultural aspect, as well as socio-cultural conditions of the region in which it is formed. The necessity of fi nding new forms of interaction between educational and cultural institutions to include population in the processes of self-education and build their own intellectual potential is proved.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда региона как фактор формирования интеллектуального потенциала»

Социальные аспекты регионального развития

УДК 316.7(470.12)

© Т.С. Соловьева

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕГИОНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

В статье рассмотрены проблемы сохранения и развития интеллектуального потенциала населения в социокультурном аспекте, а также социокультурные условия региона, в которых он формируется. Обосновывается необходимость поиска новых форм взаимодействия образовательных и культурных учреждений для включения населения в процессы самообразования и наращивания собственного интеллектуального потенциала.

Социокультурная среда, интеллектуальный потенциал, культурный потенциал, учреждения образования и культуры.

В настоящее время перед Россией стоит задача сохранения и роста интеллектуального потенциала, без которого невозможно дальнейшее развитие страны по инновационному пути, обозначенному в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 в качестве целевого ориентира.

Очевидно, что инновационное развитие даст шанс России занять достойное место в глобальном экономическом

1 О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября

2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 47. - Ст. 5489.

СОЛОВЬЕВА Татьяна Сергеевна ст. лаборант ИСЭРТ РАН common@vscc.as.ru

пространстве. Вместе с тем подчеркнём, что осуществить переход на инновационный путь развития страна может только путём активизации и наращивания интеллектуального потенциала, который сегодня, в силу сырьевого характера экономики России, востребован весьма незначительно [6].

Существует множество подходов к понятию «интеллектуальный потенциал», которые могут быть обобщены: экономический, социальный, социально-экономический [5]. На наш взгляд, наиболее ёмким является определение понятия интеллектуального потенциала «как совокупности человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях интеллектуальной жизни общества - науке и образовании», предложенное В.К. Левашовым [7].

Среди методологических подходов к пониманию природы интеллекта выделяется социокультурный, при котором

интеллект рассматривается как результат социализации и влияния культуры2. Так, А. С. Ахиезер рассматривает социокультурную среду как уровень творческого потенциала окружающих субъекта людей, их рефлексии, характеризуемую масштабом частной инициативы, сложившимся шагом новизны, мощностью и характером инноваций, содержанием господствующих ценностей, нравственных идеалов [2].

Оценивая роль социокультурного фактора, Н.М. Плискевич пишет, что «за последнее десятилетие отечественные реформаторы так и не осознали необходимости серьёзного учёта этого фактора при принятии конкретных решений. Даже не был поставлен вопрос о важности изучения родной «почвы», выделения в ней элементов, которые необходимо нейтрализовать (или хотя бы получить представление о характере негативной реакции, чтобы учесть её в своих действиях), так и элементов, точечные воздействия на которые способны существенно расширить поле для либеральных преобразований» [9].

С нашей точки зрения культурно -нравственный потенциал населения является одним из базовых, опорных признаков устойчивости положительного опыта, который активизирует интеллектуальный потенциал.

В пространстве социокультурной среды действует множество творческих образований - социальных институтов: учреждений дополнительного образования, библиотек, музеев, театров, учреждений культурно-досугового комплекса и др.

Возможность гармоничного включения молодёжи в социальную деятельность, направленную на рост личностных достижений, комфорт в общении и совместной

2 Burner J.S. The Culture of Education. Cambr., Mass.: Harvard University Press, 1996; Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. - М.: Прогресс, 1977; Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. - М.: Педагогика, 1982.

творческой работе и в итоге на формирование интеллектуального потенциала, предоставляют учреждения дополнительного образования.

В период с 2005 по 2008 г. в России сокращалось как число учреждений дополнительного образования (2005 г. -8876 ед.; 2008 г. - 8762 ед.3), так и их посещаемость населением (2005 г. - 8443,7 тыс. чел.; 2008 г. - 8275,4 тыс. чел.4). Аналогичная динамика наблюдалась и в образовательной системе Вологодской области (2005 г. - 85 ед.; 2008 г. - 83 ед.5; 2005 г. -64,7 тыс. чел.; 2008 г. - 62,8 тыс. чел.6 соответственно). Отмечается тенденция к снижению в регионе числа объединений учреждений дополнительного образования: технического творчества - на 26%, спортивных - 22%, художественного творчества -на 14%, что отражает и общероссийскую ситуацию (табл. 1). В то же время всё более популярными среди детей становятся эко л ого-биологические объединения: их количество увеличилось на 11%, а посещаемость - на 32%. Это связано, с одной стороны, с большой целенаправленной методической работой данных учреждений по привлечению детей в свои стены, с другой - с заинтересованностью вузов области в привлечении молодёжи к научно-исследовательской деятельности, в развитии которой активное участие принимают и учреждения дополнительного образования. Несмотря на сокращение числа учреждений художественной направленности, их предпочитает посещать большая часть населения. Маловостребованными остаются объединения технического творчества, спортивно-технические клубы и организации.

3 Социальное положение и уровень жизни населения России / Росстат. - М., 2009. - С. 370.

4 Там же.

5 Образование в Вологодской области в 2005 -

2009 годах: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. -С. 29-30.

6 Там же.

Таблица 1. Показатели деятельности объединений учреждений дополнительного образования Вологодской области

Вид объединения 2005 г. 2008 г. Прирост / снижение, в %

Число объединений, ед. Численность обучающихся, чел. Число объединений, ед. Численность обучающихся, чел. Число объединений, ед. Численность обучающихся, чел.

Всего объединений 4 683 64 731 4 257 62 817 91 97

Технического творчества 186 2 383 136 1 705 74 72

Спортивно-технические 59 838 56 1 005 95 120

Эколого-биологические 199 2 569 220 3 383 111 132

Туристско-краеведческие 283 3 835 272 3 566 96 93

Спортивные 1 145 17 068 889 14 150 78 83

Художественного творчества 1 852 24 154 1600 23 073 86 96

Культурологические 304 4 460 308 4 532 101 102

Другие 655 9 424 776 11 403 118 121

Источник: Образование в Вологодской области в 2005 - 2009 годах: стат.сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010. - С. 30.

Таблица 2. Показатели развития сферы досуга в Вологодской области

1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2008 г. к 1990 г., %

Библиотеки

Число массовых библиотек 889 764 733 711 682 77

Число пользователей, тыс. человек 645 592 542 84

Библиотечный фонд на 1000 чел. нас., экз. 9 506 8 258 7 943 7 721 7 425 78

То же по СЗФО 9 251 9 092 9 149 8 802 95

То же по РФ 7 439 6 989 6 843 6 639 89

Театры

Число профессиональных театров 3 5 6 6 6 200

Число посещений в среднем на 1000 чел. нас. 319 140 146 127 179 56

То же по СЗФО 320 339 291 289 90

То же по РФ 213 210 196 214 100

Музеи

Число музеев 21 26 26 28 28 133

Число посещений в среднем на 1000 чел. нас. 534 654 840 915 171

То же по СЗФО 1 280 1 550 1 625 1 815 141

То же по РФ 508 499 528 569 112

Источники: Статистический ежегодник Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009. - С. 129; Основные показатели развития регионов Северо-Западного федерального округа: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2009. - С. 90-91.

Развитие интеллектуального потенциала страны напрямую зависит от уровня знаний и уровня культуры её граждан. Именно поэтому так важно то, какую литературу читает население, насколько хорошо оно информировано в тех или иных вопросах, какие учреждения культуры посещает.

Культурный потенциал Вологодской области огромен - более 3500 объектов культурного наследия (из них 757 включены в официальные списки памятников истории и культуры и находятся под

государственной охраной, 214 памятников имеют статус федерального значения, 543 - относятся к категории регионального значения), 6 профессиональных театров, 28 музеев, 682 массовые библиотеки, 301 учреждение клубного типа7.

Тем не менее нужно отметить, что в период 1990 - 2008 гг. произошло значительное сокращение (на 23%) числа массовых библиотек, а также их фондов (на 22%), что отражает региональные и общероссийские тенденции (табл. 2).

7 По состоянию на 2008 год.

Таблица 3. Культурно-образовательная деятельность Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. И.В. Бабушкина

Мероприятия 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Вечера, встречи количество 47 57 86 55

посещений 6 709 4 912 5 826 4 858

Конференции, однодневные количество 35 61 66 56

семинары, круглые столы посещений 955 1 648 2 475 2 335

Многодневные семинары, количество 41 26 21 36

учебные курсы посещений 438 475 548 825

количество - 3 4 4

Клубы занятий - 43 164 87

посещений - 592 1 073 993

Экскурсии количество 25 29 57 41

посещений 500 554 548 1 237

Презентации библиотеки количество - 14 7 -

посещений - 438 - -

Источник: Отчёт о деятельности ВОУНБ за 2008 год. - С. 19.

Однако важно не только наличие тех или иных культурных учреждений, но и их востребованность. В Вологодской области посещаемость этих объектов культуры невелика. Так, число читателей в библиотеках за период с 2000 по 2008 год сократилось на 16%. Это является общероссийской тенденцией и связано не только с демографической ситуацией в стране в целом, но и с необходимостью дальнейшей модернизации материальнотехнической базы библиотек (расширение компьютерного парка, внедрение автоматизированных интеграционных библиотечных систем, рост библиотечных фондов и т.д.). Кроме того, развитие информационных и сетевых технологий даёт возможность пользоваться библиотечными информационными ресурсами без непосредственного посещения библиотек. В частности, в 2008 г. к шеЬ-сайту Вологодской областной универсальной научной библиотеки им И.В. Бабушкина (ВОНУБ) обратились 555,6 тыс. человек, что на 23% больше, чем в 2007 г.8

Библиотеки являются одним из основных ресурсов развития интеллектуального потенциала. Удовлетворяя потреб-

8 Отчёт о деятельности Департамента культуры и учреждений культуры Вологодской области за 2008 год. - С. 33.

ности в информации, знании и образовании, библиотеки содействуют росту духовных и интеллектуальных сил человека, способствуют удовлетворению профессиональных потребностей, что выражается в росте квалификации, повышении производительности труда, создании дополнительного общественного продукта и увеличении показателей ВВП страны [8]. Возникающее таким образом новое знание увеличивает интеллектуальный потенциал общества.

Существует множество форм взаимодействия библиотек с образовательными и иными учреждениями, способствующих развитию интеллектуального потенциала и осуществляемых библиотеками области. Это и различные конференции, семинары, круглые столы, учебные курсы, экскурсии, выставки, вечера и т.д. Одной только ВОУНБ за 2008 г. было проведено свыше 200 мероприятий (табл. 3). Причём за последние годы увеличилось не только количество мероприятий, но и их посещаемость.

Детскими и юношескими библиотекам области проводится множество творческих конкурсов и программ. В 2008 г. на базе районных детских библиотек, в рамках реализации проекта «Детская библиотека -пространство правовых знаний», открыто

Таблица 4. Посещаемость культурно-развлекательных учреждений населением Вологодской области в 2008 году (в % от числа опрошенных)

Объект культуры Раз в неделю Раз в месяц Раз в полгода Реже чем раз в год Затрудняюсь ответить Отказ от ответа

Библиотека 8,1 11,7 9,8 17,5 47,1 5,9

Театр 0,7 3,7 10,2 20,7 55,6 9,1

Цирк 0,5 1,1 5,4 21,1 61,7 10,1

Музей 0,5 2,8 9,9 24,0 54,9 7,9

Стадион 4,3 5,0 9,9 17,0 53,8 10,0

Клуб по интересам 3,6 7,7 6,1 12,7 59,9 10,0

Дискотека 5,7 8,0 6,6 11,9 58,2 9,6

Кинотеатр 1,9 8,7 13,9 16,7 50,3 8,6

четыре детских информационно-правовых центра. Областной универсальной научной библиотекой организована межрегиональная творческая лаборатория «Экология. Культура. Образование».

Посещаемость музеев хотя и возросла, но остаётся ниже таковой по СЗФО и стране в целом, а посещаемость театральных постановок снизилась на 44% (см. табл. 2). Среди учреждений культурно-досугового типа наиболее популярными являются клубные формирования хореографического (их посещает 8,9 тыс. чел.), хорового (4,8 тыс. чел.) и театрального (4,6 тыс. чел.) направлений.

Судя по результатам анкетирования9, население чаще всего посещает библиотеки, дискотеки и кинотеатры (табл. 4). Большая часть жителей области предпочитает пассивное времяпрепровождение и ходит в учреждения культуры и спорта реже чем один раз в год.

Как показывает анализ данных опроса, социальный портрет, например, читателя библиотеки выглядит так: это

9 Опрос проводился в 2008 г. В выборке участвовали гг. Вологда, Череповец, а также Грязовецкий, Никольский, Тарногский, Великоустюгский, Бабаевский, Вожегодский, Кирилловский, Шекснинский районы. Объём выборочной совокупности составил 1500 человек. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населённых пунктов различных типов (сельские населённые пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Ошибка выборки составляет 3%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

женщина среднего возраста, проживающая в крупном городе, имеющая высшее образование. Кроме того, выяснилось, что хотя учащиеся и студенты являются определяющей для библиотек группой читателей, однако они составляют лишь временный контингент, так как покидают их по завершении учёбы. Многие люди объясняют это повышенной занятостью и усталостью после работы, отсутствием свободного времени. Таким образом, библиотека не успевает полностью реализовать свои долгосрочные цели по развитию интеллектуальных и творческих способностей населения.

В структуре читательских предпочтений жителей области преобладают газеты и журналы (31%), а также литература, связанная с их профессиональной деятельностью (19%). Сельское население в свободное от работы время чаще читает газеты (30%) и любовные романы (20%). В районных центрах предпочитают чтение фантастики (20%) и русской литературы (10%). В Вологде и Череповце круг читательских ориентаций представлен русской литературой (27%), газетами и журналами (26%), книгами по роду деятельности (18%). Стоит отметить возросший интерес населения к масс-культурным жанрам - детективам, любовным романам, фантастике и некоторое падение спроса на научную и специальную литературу.

Литературные предпочтения населения Вологодской области

(согласно стратификации; частота упоминаний, в %)

160

140-

120-

100-

80-

60-

40-

20-

Высокостатусные

Не люблю читать По работе Фантастика

Зарубежная литература

Руководители

Эксперты

Реалисты

Низкостатусные

Среднее значение

Нет времени

■ Эзотерика, культура, философия

■ Любовные романы Русская литература

С Газеты, журналы

■ Детективы

■ Исторические романы

■ Сказки

0

Сопоставительный анализ показал изменение читательских предпочтений в зависимости от социального статуса10. Выявлено, что, как правило, для «руководителей» (имеют среднее специальное образование, по уровню доходов относят себя к «обеспеченным», имеют подчинённых), «реалистов» (имеют среднее специальное образование, по уровню доходов относят себя к «обеспеченным», не имеют подчинённых), «низкостатусных» (имеют среднее общее образование, относят себя к «бедным», не имеют подчинённых) не характерна любовь к чтению, что, в общем, выразилось в уровне образования (не выше среднего специального; рисунок).

«Высокостатусные» (имеют высшее образование, по уровню дохода относят

10 Более подробное описание см.: Социокультурные аспекты развития территории / А.А. Шабунова, К.А. Гулин, Н.А. Окулова, Т.С. Соловьева. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - С. 30-33.

себя к «зажиточным», имеют подчинённых) чаще других уделяют время чтению газет и журналов, культурной, философской и художественной литературы. «Руководители», так же как и «высокостатусные», просматривают прессу и специальные издания по профилю своей работы, предпочитая в свободное время читать лёгкую литературу. «Эксперты» склонны к чтению русской художественной и профессиональной литературы. «Реалисты» чаще читают книги фантастического жанра, «низкостатусные» - газеты и журналы.

Исследование по проекту «Социокультурный портрет Вологодской области: традиции и современность» позволило сформировать портрет среднего посетителя музеев области: житель крупного города (Вологда, Череповец), от 30 до 50 лет, работающий в сфере образования или здравоохранения. Посещаемость музеев в районах области, особен-

но в сельской местности, крайне низкая: 44% населения посещает их реже чем один раз в год. Углублённые интервью показали, что жители не ходят в музеи или по причине дефицита времени, или потому, что просто некуда идти (либо в населённом пункте вообще нет музея, либо он есть, но экспозиции и выставки, представленные в нем, они уже многократно посещали).

Музеи, являясь важными ресурсами сохранения и развития интеллектуального потенциала населения, в настоящее время выполняют не только информационную функцию, но и несут ответственность за формирование исторического, эстетического и профессионального самосознания, за профессиональное самоопределение. Посредством деятельности музея происходит развитие творческого начала, фантазии и мышления личности, лучше усваивается материал по многим предметам. Музей может оказать помощь в воспитании творческого человека, передав ему эстетический, исторический и социальный опыт, устойчивую потребность в познании и искусстве.

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей- заповедник активно берет на себя миссию учреждения, интегрированного в систему традиционных образовательных структур. Многие экскурсии включены в учебные программы детских садов, школ, училищ, техникумов, институтов, поскольку коллекции музея способствуют оптимизации современного образовательного процесса: подлинность музейной информации придаёт полученным знаниям особую убедительность и достоверность. Кроме того, Вологодский музей-заповедник предлагает учебным заведениям города и области комплексные долговременные учебно-образовательные программы, основанные на музейной педагогике, для младших

школьников и старшеклассников (программа «Человек и природа, человек и семья в народной культуре» для учащихся начальных классов, рассчитанная на два года обучения; творческая школа для старшеклассников «Введение в музейную профессию. Экскурсоведение»; программа «Мировая художественная культура» для 5 - 11 классов)11. Однако с каждым годом количество образовательных программ, проводимых музеями области, со-кращается12 (2005 г. - 103; 2007 г. - 100; 2008 г. - 97), что не может не вызывать беспокойство.

Культурные учреждения области работают и с одарёнными детьми. По инициативе Губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева был учреждён областной фестиваль детского и юношеского творчества «Любовь моя - Вологодчина», который в 2008 г. собрал более 1200 участников в возрасте от 5 до 17 лет. В 2008 г. Департамент культуры области финансировал поездку делегации в составе 14 человек для участия в Дельфийских играх России «В семье - наше будущее!» (г. Новосибирск), дипломантами которых стали 2 учащихся учреждений культуры региона. В октябре 2008 г., также при финансовой поддержке Департамента культуры, выпускники Вологодского областного музыкального колледжа приняли участие в Международном конкурсе «Кубок мира» (г. Глазго, Великобритания), по итогам которого вошли в семёрку лучших ансамблей мира.

В рамках областной целевой программы «Развитие системы образования в Вологодской области на 2007 - 2010 годы» в 2008 г. были премированы 50 учащихся

11 Материалы об экскурсионно-просветительской деятельности музея-заповедника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М;р://»'»ж vologdamuseum.гu/content?id=84

12 Отчёт о деятельности Департамента культуры и учреждений культуры Вологодской области за 2008 год. - С. 28.

детских школ искусств области. Премию Министерства культуры Российской Федерации «Молодые дарования России» получили 7 учащихся школ искусств и учреждений среднего профессионального образования. В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» лауреатами Государственной премии по поддержке талантливой молодёжи удостоены 4 ученика детских школ искусств области13.

Культурные учреждения могут представлять собой площадку по реализации и удовлетворению культурно-образовательных потребностей как учащихся, так и взрослого населения. Это и организация дополнительного образования, досуга (различные мероприятия, конкурсы, праздники), и социальная деятельность (трудовые отряды, помощь ветеранам). Музеи, библиотеки и другие учреждения культуры Вологодской области практикуют многие формы работы с её жителями, однако посещаемость этих учреждений год от года снижается. Поэтому необходимо искать новые способы привлечения в них населения, и прежде всего детей и юношества. Для этого можно использовать опыт других регионов (создание учебно-и научно-методических центров на базе музеев и библиотек [3], позиционирование библиотек и музеев как интеллектуальных центров региона14, как информационных интеллект-центров15, как инновационных центров знаний16 и др.),

13 Там же. - С. 46.

14 Концепция обслуживания детей и юношества государственными и муниципальными библиотеками Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teenbook.ru/ vzгosl/biblioteka/ofitsialno/1298/

15 Данная модель реализуется на базе Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино, г. Москва.

16 Концепция развития Самарской областной универсальной научной библиотеки «Инновационный центр знаний» (2008 - 2020 гг.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.smr.ru/lib3/ razdel.php?216

в основе которого лежит создание библиотеки (музея) нового типа, обеспечивающей условия для развития интеллектуального потенциала региона и установления взаимодействия между различными образовательными, культурными и научными учреждениями.

Таким образом, хотя Вологодская область имеет высокий культурный потенциал и образовательный уровень, её население недоиспользует рассматриваемые ресурсы для развития собственного интеллектуального потенциала. Большинство жителей, закончив вуз, перестают совершенствовать свои знания и умения, предпочитая пассивные формы досуга. В условиях развивающегося общества такая инертность тормозит интеллектуальное развитие личности. Поэтому, начиная с семьи и школы, нужно прививать человеку стремление к самосовершенствованию.

Проекты и программы в сфере культуры и образования должны быть сориентированы на вовлечение как можно большего количества людей в участие в культурной и научной жизни и реализацию их творческих способностей [4]. Активная государственная культурная политика может обеспечить устойчивое воспроизводство актуальных культурных форм, способствовать распространению культурных инноваций среди максимально широкой аудитории, позволит достичь необходимого сочетания в культуре традиционного и инновационного начала. Следовательно, и государственная политика в области образования и культуры на всех уровнях должна строиться с учётом создания условий для развития и воспроизводства интеллектуального, и прежде всего творческого, потенциала общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аглямова, Г. Проблемы развития личности в условиях молодого города / Г. Агля-мова // Развитие личности. - 2004. - №1. - С. 224-241.

2. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Том II (Теория и методология): словарь / А.С. Ахиезер. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2005.

3. Балюк, Н.А. Музей и народное образование. Формы взаимодействия (концепция развития учебно-методического центра Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника) / Н.А. Балюк // Музей и общество на пороге XXI века: материалы научной конференции, посвященной 120-летию Омского государственного историко-краеведческого музея / отв. ред. П.П. Вибе. - Омск: Омский историко-краеведческий музей, Сибирский филиал Российского института культурологии, 1997. - С. 12-15.

4. Богатырева, Т.Г. Факторы культуры и образования в стратегиях развития российского общества [Электронный ресурс] / Т.Г. Богатырева. - Режим доступа: http://nasledie. гu/kyltyгa/4_4_2/aгticle.php?aгt=8

5. Кежун, Л.А. Интеллектуальный потенциал населения территории: теория и методология / Л.А. Кежун // Вестник Уральского института экономики, управления и права. -2009. - №6. - С. 94-104.

6. Кузнецов, М.И. Наукограды: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс развития России / М.И. Кузнецов // Устойчивое развитие. Наука и практика. - 2004. - №2. -С. 37-50.

7. Левашов, В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование / В.К. Левашов // Мониторинг общественного мнения. - 2008. -№ 3 (87). - С. 17-30.

8. Николаева, Л.А. Роль интеллектуально-информационной сферы деятельности в развитии сервисной экономики (на примере библиотечных услуг) / Л.А. Николаева, О.В. Лайчук // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 1(17). - С. 329-335.

9. Плискевич, Н.М. О массовом восприятии свободы [Электронный ресурс] / Н.М. Плискевич. - Режим доступа: http://www.ifgo.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.