УДК 364-787.2-056.24 ББКС993.3 ГСНТИ1
А. 3. Свердлов Санкт-Петербург, Россия
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. На основе обобщения многолетнего опыта работы культурно -досугового отделения в Межрегиональном реабилитационном центре Всероссийского общества глухих показано значение самодеятельной театральной деятельности как важного фактора социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха.
Ключевые слова: реабилитация, социокультурная реабилитация, досуго-вая деятельность, театральная деятельность, лица с нарушениями слуха, глухие, жесто-мимическая речь
Сведения об авторе: Свердлов Абрам Залманович, доктор педагогических наук.
Место работы: профессор кафедры основ коррекционной педагогики Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Контактная информация: 191186.
E-mail: [email protected].
Одной из основных задач развития современного общества является социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Социальная интеграция предполагает предоставление данной категории населения равных прав и реальных возможностей совместного участия с другими членами общества во
4.29.27 Код ВАК 13.00.03
A. Z. Sverdlov Saint Petersburg, Russia
SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF PERSONS WITH HEARING DISORDERS BY MEANS OF AMATEUR
THEATRICAL ACTIVITY
Abstract. The article demonstrates the importance of amateur theatrical activity as a major factor of socio-cultural rehabilitation of people with hearing disorders on the basis of long-term experience of work in the amusement and recreation department of the Regional rehabilitation centre of the All-Russian Society for the Deaf.
Key words: rehabilitation, socio-cultural rehabilitation, recreation activity, amateur theatrical activity, persons with hearing disorders, the deaf, gesture speech.
About the author: Sverdlov Abram Zalmanovich, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Department of Foundations of Correctional Pedagogy, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg). Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48.
всех видах и формах социокультурной жизни (образование, досуг, трудовая, общественно-политическая деятельность и др.) в условиях, компенсирующих ограничения их возможностей [4]. Одним из главных факторов включения людей с ограниченными возможностями здоровья в широкие социокультурные отношения является социальная
© Свердлов А. 3., 2015
66
Специальное образование. 2015. № 1
политика государства, приоритетным направлением которой становится реабилитация.
В комплексе реабилитационных мероприятий особое место занимает социокультурная реабилитация, которая сегодня является одной из наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики, а также объектом повышенного внимания исследователей в области социально-культурной деятельности инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий. Определяя сущностные характеристики социокультурной реабилитации, исследователи понимают данное направление реабилитации как сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, направленный на удовлетворение потребности инвалидов в получении информации, социокультурных услуг, потребности в самореализации, участия в доступных видах творчества [9]. Социально-культурная реабилитация рассматривается также и как адресная, личностная помощь инвалиду, выявление его духовных интересов и потребностей, поиск и мобилизация имеющихся у человека резервов, которые в конечном счете помогут ему раскрыть свои возможности, интегрироваться в окружающую социально-культурную среду — в досуге, общении, творчестве [8].
Одна из задач социокультурной реабилитации — приобщение инвалидов разных возрастных категорий к культурным, духовно-нрав-
ственным ценностям, к здоровому образу жизни на основе включения в мир искусства и культуры. В качестве одного из главных компонентов данной задачи рассматривается культурно-досуговая деятельность [7]. Содержание культурно-досуговой деятельности дает человеку возможность испытывать чувства и переживания посредством разнообразных занятий в свободное время и тем самым удовлетворять свои потребности в осмыслении воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания и оценки [1]. Организация досуговой деятельности (отдых, праздники, самообразование, творчество и пр.) представляет особую значимость для инвалидов в связи с их жизненными ограничениями, трудностями коммуникативной деятельности, обусловленными наличием дефектов физического и психического развития. При этом включение человека в разные виды творческой деятельности рассматривается как наиболее значимый вид организации досуговой деятельности, к которой относится театрализованная деятельность [5].
Театрализованные формы досуговой деятельности выполняют разнообразные функции: информационную, воспитательную, образовательную, релаксационную (снятие напряжения, тревожности и пр.), функцию социализации [6], что представляет особую значимость для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов раз-
Специальное образование. 2015. № 1
67
ных категорий. Театр по своей природе объединяет в себе разные виды искусства (литература, музыка, хореография, вокал и др.), организация досуговой театрализованной деятельности имеет большое значение для развития разных сфер личности участников любительских спектаклей (познавательной, коммуникативной, эмоциональной и др.). Об этом свидетельствует и обобщение многолетнего авторского опыта работы культурно-досугового отделения в Межрегиональном реабилитационном центре Всероссийского общества глухих.
Опыт работы самодеятельных театральных коллективов инвалидов по слуху опровергает распространенное представление о том, что сложные, неоднозначные художественные литературные произведения неприемлемы для постановки в данных коллективах. На наш взгляд, данный подход к подбору репертуара неслышащих исполнителей существенно ограничивает их потенциальные возможности. Все литературные произведения (пьесы, рассказы и др.), поставленные на сцене Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха, носят действенный характер, затрагивают глубокие мировоззренческие проблемы, раскрывают тонкие нюансы психологических характеристик персонажей литературных произведений. Репертуар любительских театров должен способствовать развитию мировоззренческих установок не-слышащего, развивать его способность критически воспринимать
социальные явления, неоднозначность жизненных ситуаций и пр. Наш опыт работы показывает, что инвалидам по слуху могут быть доступны драматические произведения любых жанров: от глубоко психологических до предельно тенденциозных, от социально заостренных с ярко выраженным гражданственным пафосом до сатирических, комедийных и открыто пародийных. Об этом свидетельствует перечень произведений, входящих в репертуар любительских театров инвалидов по слуху, который представлен следующими отечественными и зарубежными литературными произведениями: М. Карим, «Не бросай огонь, Прометей!»; Ф. Лорка, «Дом Бернарды Альбы»; А. Островский, «Гроза»; Б. Горбатов, «Одна ночь»; А. Салынский, «Молва»; Б. Брехт, «Винтовки Тересы Каррар»; А. Миллер, «Смерть Коммивояжера»; А. Галин, «Звезды на утреннем небе»; А. Дуда-рев, «Свалка»; В. Кудрявцев, «Иван и Мадонна»; В. Тендряков, «Пара-ня»; П. Мериме, «Маттео Фалько-не», «Небо и Ад», «Искушение Святого Антония», «Карета святых даров»; М. Горький, «Челкаш»; М. Сервантес, «Судья по бракоразводным делам», «Саламанская пещера»; В. Маяковский, «Клоп», «Баня»; сказки А. С. Пушкина «О Попе и работнике его Балде», «О Золотом Петушке»; Н. Некрасов, «Генерал Топтыгин»; Н. Лесков, «Левша»; К. Чуковский, «Муха-Цокотуха»; М. Зощенко, «Нервные люди»; Л. Устинов, «Старомодные чудеса» и многие другие.
68
Специальное образование. 2015. № 1
Организация театральной деятельности инвалидов по слуху предполагает учет специфических особенностей их познавательной, коммуникативной деятельности, эмоциональной сферы личности, опирается на компенсаторные возможности людей с нарушением слуха, использование возможностей их зрительной, осязательной, вибрационной чувствительности, письменной речи. Одним из важных принципов самодеятельных театров для людей с нарушениями слуха является взаимодействие специалистов разного профиля — логопедов, преподавателей жесто-мимической речи, психологии, русского языка, специалистов в области театральных дисциплин.
Особое внимание в постановке спектакля уделяется подготовительному этапу, работе над текстом литературного произведения («застольному» периоду), литературному анализу произведений. Важным условием работы над постановкой спектакля с участием инвалидов по слуху является систематическое проведение уроков режиссуры слышащего педагога с глухими исполнителями. Уроки режиссуры помогают неслышаще-му исполнителю разобраться в мотивах поведения того или иного персонажа, увидеть за одиночным фактом причинно-следственную связь явлений, через логику поступков подойти к насыщенной эмоциональной жизни персонажа. Слышащий преподаватель подводит глухого учащегося к пониманию жизни воплощаемого им на
сцене героя через ассоциации, связанные с ситуациями, увиденными или пережитыми самими исполнителями в реальной жизни. Это имеет особое значение для определения нравственных позиций, помогает приобщаться опосредованно к сложным социальным проблемам. На уроках режиссуры при анализе пьесы А. Н. Островского «Гроза» учащимся предлагается оценить одно и то же явление, например, сцену у церкви в момент признания Екатерины, глазами всех персонажей. Подробный разбор литературного произведения не должен сводиться к шаблонным определениям характеристик того или иного персонажа, к расхожим моделям-клише (плохой — хороший, добрый — злой). Неслышащий должен осознавать всю неоднозначность действительности, сложность психологического портрета конкретного героя, сочетающего в себе подчас полярные, взаимоисключающие черты, которые раскрываются в зависимости от предлагаемых обстоятельств, от поступков других персонажей и пр.
В процессе работы над постановкой спектакля очень важно добиться единства между драматургическим материалом, устной речью и зрительными ассоциациями. В режиссерской работе педагог должен ориентироваться на действенно-зримый характер произведения. Основной упор на режиссерских занятиях со стороны слышащего педагога делается на зрительное восприятие глухими окружающего мира. В то же время особое
Специальное образование. 2015. № 1
69
значение приобретают пластические средства, основные на кинестетических ощущениях. Это в существенной степени помогает созданию зримых картин мизансцен. Неслышащим предлагаются основные и побочные образные мизансцены, которые в пластической форме могут выражать авторскую мысль. Каждый урок на сцене связан с динамичным, театральным действием, он представляет не только объяснение сути пьесы с помощью мастера выразительной образной жестовой речи, но и умение отработать вместе с неслыша-щими весь спектакль в пластическом, действенном аспекте. На основе вибрационных ощущений, имеющих для инвалидов по слуху большое компенсаторное значение, исполнители добиваются замечательных успехов в танцах различных жанров, в жестовом пении, в пластичных пантомимах и др. Важное значение в постановке спектакля имеет подчинение светового и музыкального оформления основной идее художественного произведения. Таким образом, компенсаторные возможности инвалидов по слуху, связанные с использованием сохранных анализаторных систем, помогают разобраться в социально-психологических качествах персонажа, в мотивах его поведения, увидеть за одиночным фактом причинно-следственные явления, через логику поступков подойти к насыщенной эмоциональной жизни персонажа.
Известно, что существенной проблемой лиц с нарушениями
слуха является недостаточно развитая способность понимания эмоциональных состояний другого человека. Как показывают исследования, для неслышащих характерны трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении переживаний, характера отношений между персонажами, недостаточная способность к сопереживанию тем или иным литературным героям. Все это обедняет мир переживаний лиц с нарушениями слуха, создает трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает складывающиеся межличностные отношения [3]. Театрализованная деятельность имеет несомненное значение для развития эмоциональной сферы личности неслышащих исполнителей. В театрализованных действиях проецируются разнообразные жизненные проблемы и переживания действующих лиц литературных произведений. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют человека переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий [2]. Отработанные через призму театральной образности, в реальной жизни многие проблемы и переживания воспринимаются неслышащими как имеющие возможность разрешения. Вживаясь в мир литературных героев, сценических персонажей, начиная жить их судьбами, инвалиды по слуху развивают в себе эмоциональную сопричастность к бедам,
70
Специальное образование. 2015. № 1
страданиям, радостям других людей. Понимание другого человека будет более успешным, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, и предполагает обобщение ранее наблюдаемых аналогичных состояний и их словесное обозначение. Поскольку эмоциональные состояния проявляются в мимике, жестах, пантомимике, голосовых реакциях, разбор литературных произведений осуществляется в единстве с работой над образной жесто-мимиче-ской речью, выразительностью реплик персонажей.
При постановке спектаклей с участием инвалидов по слуху возникают трудности, требующие особого внимания педагогов. Например, в работе над жесто-мимиче-ской речью возникают трудности при переводе текста на язык жестов в связи с необходимостью найти точный эквивалент речевому материалу, образно насыщенному, совпадающий с ним по глубине смысловых характеристик. В процессе работы с неслышащими исполнителями над композициями по произведениям таких поэтов, как А. Пушкин, Н. Некрасов, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, возникают проблемы, связанные с необходимостью донести через жесто-мимическую речь тончайшие нюансы индивидуальной поэтической манеры. В связи с этим очень важно найти взаимодействие образных мизансцен и словесных характеристик. Однако следует заметить, что
текстовой материал ни в коем случае не может быть дополнением к пластичным мизансценам. В то же время зримые картины не могут быть иллюстрацией к жесто-мими-ческой речи. Идеальный вариант в постановочном процессе — диалектическое взаимодействие жесто-мимической речи и образной зримой подачи театрализованного сценария. Педагогу важно также найти правильное интонирование исполнителя, которое помогает передать внутреннее состояние героя. Таким образом, занятия в театральных самодеятельных коллективах, освоение различных по жанровой принадлежности, тематике, характеру произведений воспитывают у лиц с нарушениями слуха умение с помощью мимики, жестикуляции, позы передавать их эмоциональное содержание. Это в конечном итоге формирует навыки адекватного выражения собственных эмоций.
Многообразие жанров способствует также формированию самостоятельного мышления неслыша-щих исполнителей; каждый вид художественного творчества, используемый в культурно-досуговой деятельности инвалидов по слуху, оказывает свое специфическое воздействие на их духовный и интеллектуальный мир. Например, жанр балаганного, площадного зрелища органично вписывается в специфику восприятия глухими явлений окружающего мира, требует от не-слышащего исполнителя предельной душевной открытости. Блистательная игра скоморохов, наряду с импровизационными способностя-
Специальное образование. 2015. № 1
71
ми, требует умения владеть своим голосом. Участники художественной самодеятельности, работающие в жанре балаганного театра, с помощью голоса и образной жесто-мимической речи должны суметь передать характеристики персонажей (вкрадчивость, коварство, лицемерие, трусость в характере Попа из спектакля по известной сказке
A. С. Пушкина; властолюбие, сластолюбие царя Додона, безудержную удаль, находчивость работника Балды и пр.). Не менее сложные интеллектуальные, творческие задачи возникают перед неслыша-щими исполнителями в процессе постановки таких представлений, как спектакль «Левша» по Н. Лескову, «Легенда о дивном гудочке» Н. Шергина, «Кощей Бессмертный»
B. Белова, «Мистер-Твистер» С. Маршака, «Все мыши любят сыр», «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Данные произведения позволяют исполнителям не только раскрыть свой актерский талант, добиться определенных результатов в устной речи, но и способствуют раскрепощению участников инсценировок, снятию их напряженности.
Таким образом, используемые в досуговой театральной деятельности технологии интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты. Досуговая театрализованная деятельность является не только важным средством расширения кругозора инвалидов по слуху, приобщения их к культурным и духовным ценностям, фор-
мирования гражданской позиции. Включенность в досуговую театрализованную деятельность способствует сенсибилизации чувствительности сохранных и нарушенных анализаторных систем, является важным фактором компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, обусловленных наличием первичного дефекта. Уроки режиссуры и актерского мастерства таят в себе большие возможности для совершенствования речевого развития неслышащих благодаря постоянно возникающим ситуациям, в которых остро ощущается потребность в новом слове, термине, словосочетании. Работа над постановкой литературных произведений дает возможность активизировать эмоциональный словарь неслыша-шего, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй, диалогическую речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, важным средством расширения возможности выражения собственных эмоций и чувств, расширения социального опыта.
Художественное творчество, органично входящее в систему культурно-досуговой деятельности глухих индивидов, является одним из действенных, значимых факторов в сфере нравственно-эстетического воспитания личности. Особая роль культуры в развитии и самореализации личности, позитивный опыт работы по организации досуговой театрализованной деятельности инвалидов по слуху позволяют рас-
72
Специальное образование. 2015. № 1
сматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в системе реабилитации инвалидов по слуху. В то же время особую актуальность представляет дальнейшее изучение психолого-педагогических и компенсаторных возможностей культурно-досуговой деятельности инвалидов по слуху, значения самодеятельной театральной деятельности для развития адаптационно-реабилитационного потенциала таких инвалидов.
Литература
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досу-говая деятельность: теория и практика организации. — М., 2006.
2. Ариарский, М. А. Досуговая деятельность как ресурс социально-культурной интеграции инвалидов / М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева — М., 1999.
3. Богданова, Т. П. Сурдопсихоло-гия / Т. П. Богданова. — М. : Академия, 2002.
4. Волкова, И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения / И. П. Волкова. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
5. Дашкова, О. С. Организация до-суговой деятельности / О. С. Дашкова. — М., 2006
6. Жарков, А. Д. Технология куль-турно-досуговой деятельности : учеб.-метод. пособие /А. Д. Жарков. — М., 2002.
7. Киселева, Т. Т. Основы социально-культурной деятельности : учеб. пособие / Т. Т. Киселева, Ю. Д. Кра-сильников. — М. : МГУК, 1995.
8. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Сви-стунова, В. В. Чешехина ; под ред. Т. В. Зозули. — М. : Академия, 2005.
9. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие. — 2-е изд. / Е. И. Холостова. — М. : Дашков и К, 2008.
Специальное образование. 2015. № 1
73