Научная статья на тему 'Социокультурная реабилитация инвалидов как элемент социальной политики (на примере республики Марий Эл)'

Социокультурная реабилитация инвалидов как элемент социальной политики (на примере республики Марий Эл) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2336
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Низова Людмила Михайловна, Мухаметшина Чулпан Магфулловна

Исследуется проблема социокультурной реабилитации инвалидов как комплекс мероприятий с целью повышения уровня культурной компетенции, реализации их культурных интересов и запросов и интеграции в социум. Раскрыты институциональные формы и методы государственного регулирования доступа инвалидов к культурным ценностям на основе нормативно-правовых актов и структуры управления учреждениями культуры в стране. Обобщен опыт социокультурной реабилитации инвалидов на примере Республики Марий Эл. На основе мониторинга и социологического исследования выявлены приоритеты, проблемы и пути повышения социокультурной реабилитации как элемента социальной политики. В настоящее время социокультурные аспекты государственной политики не охватывают весь спектр проблем, связанных с интеграцией людей с инвалидностью. Остались без внимания вопросы культурной компетенции и приобретения навыков культурной активности. На примере Республики Марий Эл актуализирована роль системы управления сферой культуры с использованием интерактивных форм доступности инвалидов, учитывая их психофизическое состояние здоровья. Доказательством этому является опыт деятельности Республиканской библиотеки для слепых и Национального музея Т. Евсеева. Ранжирование мнений респондентов позволили раскрыть проблемы высокой социальной зависимости, вынужденной изоляции инвалидов, равнодушного отношения к ним в массовом сознании граждан, уменьшение сети публичных библиотек, снижение количества клубных формирований для молодежи, недостаточное укрепление материально-технической базы сельских и районных домов культуры, снижение читабельности и др. Авторами разработаны основные составляющие институциональной среды социокультурной реабилитации инвалидов, которые позволяют активизировать роль учреждений культуры в организации социализирующего досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная реабилитация инвалидов как элемент социальной политики (на примере республики Марий Эл)»

УДК 364 (470.343) ББК 60.9

Л.М. Низова, Ч.М. Мухаметшина

социокультурная реабилитация инвалидов как элемент социальной Политики (на примере республики марий эл)

Исследуется проблема социокультурной реабилитации инвалидов как комплекс мероприятий с целью повышения уровня культурной компетенции, реализации их культурных интересов и запросов и интеграции в социум. Раскрыты институциональные формы и методы государственного регулирования доступа инвалидов к культурным ценностям на основе нормативно-правовых актов и структуры управления учреждениями культуры в стране. Обобщен опыт социокультурной реабилитации инвалидов на примере Республики Марий Эл. На основе мониторинга и социологического исследования выявлены приоритеты, проблемы и пути повышения социокультурной реабилитации как элемента социальной политики. В настоящее время социокультурные аспекты государственной политики не охватывают весь спектр проблем, связанных с интеграцией людей с инвалидностью. Остались без внимания вопросы культурной компетенции и приобретения навыков культурной активности. На примере Республики Марий Эл актуализирована роль системы управления сферой культуры с использованием интерактивных форм доступности инвалидов, учитывая их психофизическое состояние здоровья. Доказательством этому является опыт деятельности Республиканской библиотеки для слепых и Национального музея Т. Евсеева. Ранжирование мнений респондентов позволили раскрыть проблемы высокой социальной зависимости, вынужденной изоляции инвалидов, равнодушного отношения к ним в массовом сознании граждан, уменьшение сети публичных библиотек, снижение количества клубных формирований для молодежи, недостаточное укрепление материально-технической базы сельских и районных домов культуры, снижение читабельности и др. Авторами разработаны основные составляющие институциональной среды социокультурной реабилитации инвалидов, которые позволяют активизировать роль учреждений культуры в организации социализирующего досуга.

Ключевые слова:

инвалид, интеграция, социализация, социальная политика, социокультурная реабилитация.

Низова Л.М., Мухаметшина Ч.М Социокультурная реабилитация инвалидов как элемент социальной политики (на примере Республики Марий Эл) // Общество. Среда. Развитие. - 2017, № 2. - С. 42-48.

© Низова Людмила Михайловна - доктор экономических наук, профессор, Поволжский государственный технологический

университет, Йошкар-Ола; e-mail: nizova@yandex.ru © Мухаметшина Чулпан Магфулловна - студентка, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола; e-mail: m.chulpan95@mail.ru

О

Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как особая проблема современности. Инвалиды составляют специфическую социально-демографическую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. В мире свыше 1 млрд инвалидов, что составляет 15% населения, в Российской Федерации - почти 13 млн инвалидов или 9% населения.

В современной культурологии в наиболее общем виде культура предстает как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений. Культура является качественной характеристикой развития человека и общества [1].

Поэтому далеко не случайно данные вопросы находятся в центре исследования таких ученых, как П. Бурдье, И. Гофмана (социокультурные обоснования форм социальной мобильности) и Т.И. Черняева, Н.В. Шапкина, С.В. Степухович, Е.Р. Ярская-Смирнова (развивают социокультурный подход к проблеме инвалидности) и др.

Одно из первых определений понятия «культурная политика» было ведено в оборот на круглом столе ЮНЕСКО в Монако, в 1967 году. Под политикой в сфере культуры понимался комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры [8]. Роль государства в культурной политике осуществляется по трем направлениям: харизматическая политика, политика культурного

самовыражения и политика доступности, что имеет особое значение для граждан с ограниченными возможностями.

Рост инвалидизации населения имеет место и в Республике Марий Эл (РМЭ): в настоящее время насчитывается 70,6 тыс. инвалидов или каждый девятый житель субъекта. Практически все они нуждаются в реабилитации и создании благоприятного климата в обществе при решении проблем социального, культурного, экономического и бытового характера.

Сфера культуры является образовательным и реабилитационным средством для инвалидов, обеспечивающим развитие разнообразных познавательных навыков, т.е. она имеет особое значение в проведении социокультурной реабилитации. Существует несколько толкований социокультурной реабилитации. По мнению Л.В. Мерцаловой, это комплекс мероприятий и процессов, имеющий целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов [7].

По мнению Ю.И. Демченко, «социально-культурная реабилитация - комплекс мероприятий, включающих культурологический механизм направленный на возвращение, создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре инвалид становится частью культурного сообщества» [2].

В современной России стала очевидной необходимость изменения оснований и принципов построения социокультурной политики в отношении инвалидов [10].

Социокультурная реабилитация инвалидов рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, ее можно представлять как специфическое средство культуры и искусства, рекомендуемое инвалиду в индивидуальной программе реабилитации (абилитации). А с другой стороны, следует иметь в виду, что приобщение к ценностям культуры, участие в общих культурно-до-суговых и культурно-массовых мероприятиях способствуют включению инвалидов в социум, что носит для инвалидов общий реабилитационный характер.

Распространенными формами социокультурной реабилитации являются: посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, просмотр телепередач, а специфическими методами - арт-терапия,

библиотерапия, эстетотерапия, музыкоте-рапия, гарденотерапия, туротерапия, ип-потерапия и др.

Социокультурное предубеждение глубоко укоренено в клинической практике и тех учреждениях, которые проводят экспертизу здоровья, обучение и реабилитацию инвалидов [9].

Исследование показало, что социокультурной реабилитации инвалидов на фоне других реабилитационных мер уделяется пока недостаточное внимание, как и всей культуре в целом. Такая оценка дана Президентом России В.В. Путиным в предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России»: «Надо признать, в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. По сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений - упало» [5]. При этом он видит главную причину в высокой платности учреждений культуры, призывая общество обратить внимание именно на проблемы в этой сфере.

институциональные основы обеспечения доступа инвалидов к культурным ценностям

Государственная политика в области развития культуры ориентируется на статью 30 Конвенции о правах инвалидов, в которой говорится, что инвалиды должны иметь доступ к местам культурных мероприятий или услугам, театрам, музеям, иметь право на признание и поддержку их культурной и языковой самобытности. Согласно статье 44 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В оценке правовой базы социокультурной политики в отношении инвалидов представляются важными «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1. Несмотря на то, что в данном документе признана основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, в нем отсутствуют меры, направленные на создание особых условий возможности полноценного культурного участия именно для инвалидов как особой социальной категории.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает неотъемлемость прав каждого человека на культурную деятельность, на все виды творческой

деятельности, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей. Он также регламентирует обязательный доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов. Однако, не умаляя важности этих положений, в данном документе не предусмотрены необходимость создания инвалидам особых условий для участия в культурной деятельности.

В Федеральном законе от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» одной из целей создания музеев в стране объявлена просветительская и образовательная деятельность. Вместе с тем, и в этот документ пока не внесены положения, касающиеся особенностей обслуживания инвалидов, создания условий для обеспечения их доступа в музеи. Все это говорит о том, что в действующих законодательных актах содержаться недостаточно правовых норм, определяющих путь развития культурной деятельности в сфере социокультурной реабилитации инвалидов.

Наряду с этим авторское исследование показало, что вопросы особого отношения к инвалидам отражены в Федеральном законе от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле». В нем предусмотрено развитие библиотечного дела на основе принципа всеобщей доступности к информации и культурным ценностям, в том числе закреплены права особых групп пользователей. Лица с физическими недостатками, в том числе слепые и слабовидящие, имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных и других общественных библиотеках. Кроме того, пользователи библиотек, которые не могут их посещать из-за физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные и вне-стационарные формы обслуживания. Органам государственной власти и местного самоуправления предписано создавать специализированные библиотеки по обслуживанию особых групп пользователей, в том числе слепых и слабовидящих.

Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, установлено, что «государствам следует обеспечивать, чтобы инва-

лиды имели возможность использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал». Особое внимание в Стандартных правилах уделено содействию доступности для инвалидов театров, музеев, кинотеатров, библиотек и использованию специальных технических средств в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам, театральным постановкам.

В настоящее время ведется работа по приспособлению учреждений культуры для приема и обслуживания инвалидов. В России действует государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, которая предусматривает реализацию комплекса мероприятий по предоставлению беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам.

Исследование позволило выявить наличие следующих проблем:

- недостаточно высокое качество предоставления инвалидам услуг реабилитации;

- высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов;

- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан;

- недостаточная материально-техническая база учреждений, обслуживающих инвалидов.

Учитывая остроту проблем, Министерство культуры РФ приняло приказ от 9 сентября 2015 г. №2400 «Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения». В нем предусмотрены меры, адресованные конкретным видам учреждений культуры: музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения.

Резюмируя институциональные основы обеспечения доступа инвалидов к культурным ценностям, авторами предложена институциональная среда социокультурной реабилитации, которая находится под воздействием экономических, социальных, правовых и экономических факторов. Система управления включает формальные и неформальные институты. К формальным относятся: институт государства, правовые акты, учреждения культуры, образовательные и общественные организации. Система неформальных правил представлена этническими и социально-психологическими институтами, к которым относятся традиции и обычаи занятости отдельных народов (рис. 1).

Рис. 1. Основные составляющие институциональной среды социокультурной реабилитации инвалидов.

Разработка социально-правового аспекта интеграции инвалидов в общество реализуется на практике с учетом территориальных особенностей.

Роль учреждений культуры Республики марий Эл в социокультурной реабилитации инвалидов

Реализуя полномочия, определенные Конституцией РФ, Республика Марий Эл приняла ряд законодательных актов, которые определяют направления управления сферой культуры. В целях создания равных прав и свобод в области культуры, в первую очередь для инвалидов, в Закон РМЭ № 85-III «О культуре» 22 октября 2015 г. внесены существенные изменения:

- статья 30, часть 2, абзац десятый: «обеспечить условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов»;

- статья 39, часть первая, абзац девятый: «обеспечение условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства...».

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» на 20112020 годы на объектах культуры выполнены работы по обеспечению доступности к месту предоставления услуги, устройству подъемника, пандусов, кнопки вызова персонала, установке видеодомофона на входную дверь, устройству пассажирского лифта, ремонту санузла, расширению дверных проемов.

Кроме этого, в рекламной компании, направленной на изменение отношения населения к проблемам инвалидов, про-

ведена работа по изготовлению и трансляции видео- и аудиороликов на телевизионных каналах, станциях радиовещания и республиканских печатных средствах массовой информации.

Структура управления развитием культуры в республике носит многоступенчатый характер. Сеть учреждений культуры включает почти 1,5 тыс. различных видов учреждений и организаций.

В последние годы инфраструктура сферы культуры пополнилась новыми учреждениями: Марийский национальный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева; Республиканский театр кукол; Музей детства; Республиканская детско-юношеская библиотека им. В.Х. Колумба, научно-методический центр творчества и культур-но-досуговой деятельности.

Важным инструментом культурной политики является реализация государственных программ. Финансовые ресурсы выделяются для создания социокультурного центра реабилитации инвалидов по зрению, для обеспечения оборудованием Республиканской библиотеке для слепых (приобретение тифло- и компьютерной техники, специальной методической литературы), обеспечение современного субтитрирования передач республиканского телевидения.

Авторский мониторинг показал, неоднозначную динамику посещений культурных учреждений. Так, удельный вес посетителей музеев за последние восемь лет вырос на 30,6%, в театрах и филармониях посещаемость выросла на 22,9%, что объ- ¡5 ясняется внедрением новых программ и ц. форм их реализации (рис. 2). ^

46

о

Количество участников центров национальных культур увеличилось почти вдвое - на 83,8% (рис. 3).

В то же время исследование позволило выявить следующие проблемы:

- численностьпо-сетителей за восемь лет в библиотеках имеет тенденцию к снижению на 19,0%. Причинами этому, по мнению авторов, является сокращение финансирования, направленного на увеличение книжного фонда, развитие электронных носителей информации (рис. 3);

- уменьшение сети публичных библиотек (25,5%);

- снижение количества клубных формирований для молодежи;

- недостаточное укрепление материально-технической базы сельских и районных домов культуры.

Но в целях обоб-

350

300

250

100

50

292

297.4

313.3 313.7

,325

336.4

265

221,7

289,7

■ Посещаемость музеев, тыс. чел. посещаемость театров и филармонии, тыс. чел, Рис. 2. Динамика посещаемости музеев, театров и филармонии в РМЭ, тыс. чел.

120

100

30

60

40

20

126

77,6

43,4

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

♦ Посещаемость культурно-досуговыхмероприятий в центрах национальной культуры, тыс. чел.

^^Числозарегистрированных пользователей библиотек, тыс.чел.

Рис. 3. Динамика посещаемости центров национальной культуры и зарегистрированных пользователей библиотек в РМЭ, тыс. чел.

щения практики деятельности учреждений культуры с инвалидами и проведения их социокультурной реабилитации, по-нашему мнению, целесообразно обобщить опыт работы наиболее популярных учреждений культуры среди инвалидов.

Особую значимость в социокультурной реабилитации инвалидов имеет деятельность Республиканской библиотеки для слепых [4]. Главным направлением ее деятельности является оказание помощи незрячим читателям в обретении статуса человека не с ограниченными, а с уникальными возможностями. Библиотека систематически проводит:

- мероприятия по госпрограмме РМЭ «Социальная поддержка граждан на 20132020 годы» («Доступная среда» на 20112020 годы);

- пополнение и развитие библиотечных фондов на специальных форматах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перевод фонда аудиокниг на цифровых носителях в спецформат для прослушивания на флэш-картах.

На ее базе в настоящее время создается социокультурный центр реабилитации инвалидов. В целях социокультурной и трудовой реабилитации, повышении конкурентоспособности инвалидов по зрению в тифлоинформационном центре организованы курсы по современным адаптивным компьютерным технологиям, программным средствам, работе в интернете [6].

В рамках социокультурной реабилитации особым спросом среди инвалидов по зрению пользуются: интеллектуальные игры; литературно-музыкальная композиции; праздник семьи «Семья - как много в этом слове!»; литературная гостиная «Золотая осень жизни» и др.

В целях привития любви к книге данная библиотека наряду с общими меропри-

ятиями проводит индивидуальную работу с инвалидами в зависимости от их психофизического состояния: акции «Библиопо-мощь на дому» и «Подари ребенку книгу»; республиканские конкурсы на лучшего чтеца по системе Брайля, «Читатель года», на лучшего читателя детской и юношеской книги на специальных форматах; дни открытых дверей (запиши друга в библиотеку, верни книгу в библиотеку, пополним вместе фонд библиотеки).

Всего за 2015 год в Республиканской библиотеке для слепых проведено: 68 мероприятий, посетило их 868 читателей; оформлено 42 книжных выставок; выполнено 410 библиотечно-библиографических справок; подготовлено и направлено почти 3,4 тыс. методических материалов в библиотечные пункты. Кроме этого, библиотека обслужила более 550 читателя-инвалида, в т.ч. получивших тифломагнитофоны и тифлофлэшплеера по программе ИПР (индивидуальная программа реабилитации) для прослушивания «говорящих» книг на аудиокассетах и флэш-картах - свыше 270 пользователей; поставлено на индивидуальную информацию почти 60 абонентов, поставлено на групповую информацию -14 абонентов.

Вторым примером эффективной социокультурной реабилитации инвалидов является деятельность Национального музея имени Т. Евсеева [4]. Он является не только учреждением общего просвещения людей, но и реализует специальные образовательные, культурные, музыкально-театрализованные представления, программы и экскурсии для инвалидов. В многочисленных благотворительных акциях для льготных категорий посетителей было обслужено более 3,6 тыс. чел., из которых каждый девятый имеет статус инвалида. Так, за 2015 год музей посетили более 370 инвалидов, из них 320 детей-инвалидов.

Для детей-инвалидов, воспитанников детских домов, школ-интернатов, кор-рекционных школ, реабилитационного центра, пациентов Центральной детской республиканской больницы, детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пенсионеров ОДП «Ветеран» музей проводит музейно-образовательные программы и экскурсии.

Однако решение данных вопросов вызывают большие финансовые трудности. Поэтому не случайно министр культуры РФ В. Р. Мединский высказал мнение о необходимости развития меценатства и механизма применения закона в этой сфере. [3]

Выводы

В целях выявления приоритетов, проблем и трудностей, их причин и определения мер по их устранению нами проведено социологическое исследование среди молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет на базе Комплексного центра социального обслуживания населения в городе Йошкар-Оле. Оно показало следующее.

Во-первых, основная часть респондентов-инвалидов (90%) удовлетворены степенью разнообразия проводимых социокультурных мероприятий в учреждениях культуры республики и лишь 10% считают, что их необходимо разнообразить.

Во-вторых, 95% инвалидов удовлетворены деятельностью специалистов учреждений культуры республики, лишь 5% отметили невнимательное отношение специалистов по отношению к ним.

В-третьих, на фоне положительных изменений в сфере культуры, две третьи инвалидов (67%) считают, что некоторые досуговые учреждения являются недоступными: в республике отсутствуют специально оборудованные для инвалидов учреждения культуры (30%), недостаточное транспортное обслуживание (25%), дороговизна услуг (12%). При этом, несмотря на низкую доступность учреждений, 75% инвалидов посещают культурные учреждения довольно часто, каждый месяц и лишь 25% - несколько раз в год.

В-четвертых, большинство респондентов (85%) внесли предложения о развитии инклюзивных форм услуг, т.е. проведение совместных со здоровыми людьми мероприятий в учреждениях культуры республики.

В ходе экспертного опроса специалисты учреждений культуры республики выразили пожелания в улучшении доступности учреждений культуры для посещения инвалидов и высказали конкретные требования по ее совершенствованию: установить интерактивные доски, плазменные экраны, аудиовизуальный комплекс (90%), поставить дополнительные перила (75%). Среди инновационных форм культурной работы с инвалидами специалисты отметили необходимость использования технологий арттерапии, сказкотерапии, мастер-классов, интерактивных форм работ (68%).

По поводу возникновения трудностей при работе с инвалидами мнение сотрудников разделилось: 70% опрошенных не испытывают трудностей, а 30% видят проблемы в чрезмерной интенсивности проведения мероприятий, что зачастую ведет к физической и умственной перегрузке инвалида.

Для улучшения условий обслуживания инвалидов сотрудники учреждений культуры внесли предложения: организовать адресные программы (выездные лекции, экспозиции), увеличить финансирование культурных программ, разработать новые проекты социокультурной реабилитации инвалидов. По мнению авторов, предложение об адресности имеет практическую значимость, так как инвалиды имеют, как известно, различные возможности, связанные с состоянием здоровья, они нуждаются в различных формах социокультурной реабилитации. В рамках проекта социокультурной реабилитации инвалидов авторы считали бы целесообразным начать эту работу с детского возраста под названием (лозунгом) «Одаренные дети-инвалиды в сфере музыкального и художественного творчества». Для решения вышеназванных мер с учетом их финансирования необходим механизм развития социального партнерства на основе создания Попечительского совета при Министерстве культуры, печати и по делам национальностей в Республике Марий Эл.

На завершающем этапе исследования респондентам была предоставлена возможность высказаться по поводу своего личного видения реабилитационной работы с инвалидами. Специалисты высказали желание в проведении кружковых работ на базе школ, учреждений культуры, в предоставлении специально оборудованного помещения для занятий с инвалидами; в разработке специальных программ, рассчитанных на отдельные виды заболеваний; в предоставлении транспортных средств для выездных программ и мероприятий.

Обобщив опыт практических технологий социокультурной реабилитации инвалидов, считаем целесообразным создать дополнительные условия для их участия в культурной жизни общества:

- обеспечить безбарьерный доступ инвалидов в учреждения культуры, разработав порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ (установить мнемосхемы, рельефные стрелки, предусмотреть надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом);

- проводить круглые столы с заинтересованными лицами и представителями учреждений социальной защиты населения и культуры по вопросам социокультурной реабилитации инвалидов;

- использовать различные формы для совместных творческих занятий здоровых людей и инвалидов в форме инклюзии;

- проводить специализированные занятия для сотрудников учреждений, направленных на повышение их уровня знаний, профессионального мастерства, умение найти индивидуальный подход к каждому инвалиду;

- формировать благоприятное общественное мнение в отношении инвалидов на основе доверия, поддержки и взаимоуважения.

Все это, по мнению авторов, позволит реализовать задачу социокультурной реабилитации инвалидов как элемента социальной политики, что перекликается с летучим афоризмом древнегреческого философа Сократа: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

о

Список литературы:

[1] Агапова Т.В. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014, № 5. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/kultura-kak-sovokupnost-materialnyh-i-duhovnyh-tsennostey

[2] Демченко Ю.И. Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов // Молодой ученый. - 2015, № 11. - С. 1879-1881. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// moluch.ru/archive/91/19099/

[3] Мединский В.Р. // Международная информационная группа «Интерфакс». - 2016. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.interfax.ru/culture/538002 (23.01.2017)

[4] Мухаметшина Ч.М., Низова Л.М. Роль культуры в реабилитации граждан с ограниченными возможностями // Вестник Межрегионального открытого социального института. - 2016, № 2 (4). - С. 120-123.

[5] Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/25833/2807793/ (15.12.2016)

[6] Низова Л.М. Социальная реабилитация и интеграция инвалидов в общество (на мезоэкономическом уровне). - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. - 208 с.

[7] Мерцалова Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. - С. 144-151.

[8] Чумаков В.И., Щекин Г.Ю. Основы социальной политики. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. - 2013.

[9] Ярская-Смирнова Е.Р., Карпова Г. Социокультурная политика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению // Образование для всех: политика и практика инклюзии : сб. науч. ст. и науч.-метод. материалов. - Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2008. - С. 24-30.

[10] Ярская-Смирнова Е.Р.Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. - 1999, № 4. - С. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.