Научная статья на тему 'Социокультурная модель современного элитарного клуба'

Социокультурная модель современного элитарного клуба Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
649
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТАРНЫЙ КЛУБ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ELITE'S CLUB / SOCIOCULTURAL MODEL / ORGANIZATION AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Секретова Л. В.

На основе теоретического анализа и эмпирических исследований, актуальность которых обусловлена специфической ролью элитарных клубов в развитии элиты и общества в целом, предлагается социокультурная модель современного элитарного клуба, в которой конкретизируются его базовые элементы, клубообразующая структура, этапы развития, организационно-педагогические условия интеграции в социально-культурную среду региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL MODEL OF MODERN ELITE'S CLUB

Urgency of a researched problem is caused by a specific role which elite's clubs play on process of forming elite and society as a whole Studying of the theory of clubs and practice of clubbing has allowed create sociocultural model of modern elite's club The model includes basis elements, structure, development stages, organization and pedagogical conditions for integration elite's clubs in sociocultural environment

Текст научной работы на тему «Социокультурная модель современного элитарного клуба»

УДК 061.237

Л.В. Секретова, аспирант ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ

ЭЛИТАРНОГО КЛУБА

На основе теоретического анализа и эмпирических исследований, актуальность которых обусловлена специфической ролью элитарных клубов в развитии элиты и общества в целом, предлагается социокультурная модель современного элитарного клуба, в которой конкретизируются его базовые элементы, клубообразующая структура, этапы развития, организационно-педагогические условия интеграции в социально-культурную среду региона.

Ключевые слова: элитарный клуб, социокультурная модель, организационно-педагогические условия.

Модели и моделирование давно используются в технических областях, а в последнее время они начали применяться в экономике, политике и социальной сфере. «Моделирование» и «модель» - однокоренные слова, произошедшие от латинского «modulus», что в переводе означает «мера», «образец». Для характеристики понятия «модель» различные словари используют слова «тип», «образец», «предмет», «натурщик», «схема». Согласно «Толковому словарю русского языка», «модель» имеет пять значений [1, с. 361]; в «Словаре иностранных слов» указывается шесть значений, в том числе дается следующее определение: модель - это «схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе» [2, с. 325].

Трактовку понятия «модель» применительно к социальной сфере дает «Социологический энциклопедический словарь»: модель - это «мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты»; «символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах» [3, с. 186]. Таким образом, модель элитарного клуба должна представлять собой условный образ, в котором соединятся все типические черты элитарного клуба, в символической форме будет представлена его структура, показаны типы поведения и способы взаимодействия с социальной средой.

В.В. Краевский указывает, что «в наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество!) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью» [4, с. 107]. Назначение моделей -служить средством выявления и исследования закономерных связей, присущих социокультурной действительности. С учетом выявленных закономерностей может быть создан идеализированный объект как нормативная модель будущего социокультурного процесса. Практическая ценность такой модели будет состоять в том, что она послужит прообразом социокультурной деятельности, а исследователь получит «возможность разработать теоретически обоснованный проект, «сценарий» такой деятельности в виде учебных программ, методических рекомендаций и разработок, учебников и т.п.» [4, с. 121].

Под моделированием понимают «исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т.п.)» [2, с. 325], «построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования» [3, с. 186]. Итак, моделирование представ-

ляет как научный, так и практическим интерес для улучшения характеристик действующих элитарных клубов, а также облегчения процессов их создания, гармоничного развития в условиях современного социума.

Г.Н. Новикова рассматривает моделирование как один из ведущих методов социально-культурного прогнозирования и указывает на цели его применения: «Необходимость моделирования возникает, когда исследование самого объекта по тем или иным причинам невозможно - в силу значительной временной продолжительности, дороговизны проекта и т.п. Представляя собой многофункциональное исследование, моделирование применяется для уточнения характеристик существующих моделей или конструирования новых объектов» [5, с. 117 - 118].

Любое сложное явление можно понять, если видеть в нем систему, т.е. единое целое, части которого взаимосвязаны, вза-имозависят и взаимообусловливают друг друга, и клуб здесь не является исключением. Обычно различают компоненты (элементы) системы, структуру системы и способ (механизм) ее функционирования. Как известно, объединение в систему вызывает появление новых («системных») свойств, которых нет у составных частей поодиночке. Необходимо подчеркнуть, что именно в результате объединения отдельных личностей в рамках целостной клубной системы, их взаимодействия друг с другом в соответствии с их социальными клубными ролями, система элитарного клуба приобретает новые системные свойства, которые отсутствуют у отдельных личностей.

В теории социально-культурной деятельности имеют место примеры разработки моделей клубов. Так, в работе «Клубы вчера, сегодня, завтра...» представлены краткие методические рекомендации Э.А. Орловой и А.В. Каменца по созданию клубов для различных социальных групп. Авторы предлагают формы, способы, направления организации деятельности клубов и досуговых объединений, в том числе и элитарных, для аудитории, дифференцированной по профессиональным, образовательным и возрастным признакам. Логика авторов направлена от постановки проблемы, характеристики целевой аудитории к содержанию и формам работы. Э.А. Орлова и А.В. Каменец предлагают выстраивать алгоритм процесса моделирования следующим образом:

1. Описание социально-психологической характеристики группы.

2. Обобщение ее социально-культурных проблем.

3. Раскрытие потенциальных возможностей клубных учреждений в организации досуга данной возрастной группы [6].

Подробно описывая технологию организации инициативного клуба, В.В. Туев характеризует принципы организации, функции, стадии развития и организационные формы деятельности клуба. Его условная модель инициативного клуба включает в себя множество детально разработанных технологичес-

08012211

ких элементов: условия членства, процедуру открытия клуба, игру, символику, социально-педагогические условия организации и др. [7].

Моделирование элитарного клуба также предполагает описание его типологических свойств (черт, признаков). Рассмотрению типических признаков клуба (клубного объединения) уделялось значительное внимание в трудах Д.М. Генкина,

А.С. Запесоцкого, Б.Г Мосалева, А.В. Сасыхова и Ю.А. Стрельцова, Н. Смелзера, Е.И. Смирновой, В.В. Туева. Сформулированные ими признаки (свойства, черты) относятся к любому виду клуба как особой коммуникативно-досуговой общности.

Несомненно, элитарный клуб как общественное объединение обладает общими для всех видов объединений типичными чертами, признаками, свойствами и в то же время имеет и свои специфические свойства, составляющие в совокупности его элитарную сущность. Обобщив данные проведенных нами теоретических и эмпирических исследований, мы сформулировали 10 сущностных свойств элитарного клуба, перечень которых даем ниже:

1. Элитарный клуб - социокультурное ядро, инновационная группа, которая задает новые социокультурные направления межличностного общения.

2. В рамках элитарного клуба объединены представители высших слоев социальной структуры общества, они являют собой избранный круг людей; это творцы, ценители, знатоки в какой-либо области культуры, науки, искусства или иной сфере человеческой жизнедеятельности.

3. Члены элитарного клуба, как и сам элитарный клуб, обладают определенными атрибутами власти, влияния и престижа.

4. В рамках элитарного клуба вырабатываются и в дальнейшем становятся нормой новые стандарты в общении и этике поведения, которые затем транслируются и осваиваются в социуме.

5. Для членов элитарного клуба само времяпрепровождение в клубе является ценностью.

6. Доминирующим досуговым интересом в элитарном клубе является интерес к духовному общению с людьми определенного круга, который сочетается и с другими интересами: социальными, профессиональными и т.п.

7. Неотъемлемым атрибутом элитарного клуба является благотворительность, которая может иметь как материальное, так и духовное выражение в формах денежных пожертвований, аукционов, благотворительных балов, концертов, выставок, мастер-классов и др.

8. Элитарный клуб представляет собой достаточно устойчивую, самоуправляемую и саморегулирующуюся коммуникативную систему. Клуб имеет устав, регламентирующий правила организации клуба, его деятельности, условия членства, которые различными способами обеспечивают и защищают элитарность клуба.

9. Элитарные клубы имеют тенденцию к широкой интеграции, как по вертикали, так и по горизонтали.

10. Деятельность элитарного клуба оказывает существенное влияние на развитие культуры не только членов клуба, но и общества в целом; эта деятельность определяет векторы развития культуры общества.

На основании сущностных признаков элитарного клуба мы сформулировали его определение: элитарный клуб -это объединение людей избранного круга, обладающих атрибутами социального влияния и престижа, в рамках относительно закрытой группы, функционирующей как самоуправляемая и саморегулирующаяся система, удовлетворяющая комплекс духовных и иных потребностей ее участников, прежде всего, в общении и социокультурном творче-

стве, вырабатывающая инновационные импульсы, направляющие вектор развития культуры.

Для моделирования системы элитарного клуба следует выделить ее базовые клубообразующие элементы. В элитарном клубе таковыми являются:

1. Идеи, ценности. Они служат основанием для осознания миссии клуба, дальнейшей постановки стратегических целей и определения текущих задач. Миссия и цель клуба своеобразно и оригинально отражаются в выборе названия клуба и всей клубной атрибутики, осмысленного формирования клубного имиджа, создания клубного брэнда.

2. Состав ядра, инициативной группы, организовавшей клуб (учредители).

3. Члены клуба, их количественная и качественная характеристика.

4. Ресурсные источники деятельности клуба. Для организации и деятельности клуба, помимо интеллектуального и нравственного ресурса самих участников клуба, необходимо помещение, оборудование, финансовая база, правовое и информационно-методическое обеспечение.

5. Клубная символика: эмблема, девиз, слоган, клубный костюм, звуковые (гимны, клятвы) и визуальные (цвет, форма, композиция) атрибуты и др., которые позволяют членам клуба не только идентифицировать себя с тем или иным клубным сообществом, но и ощутить удовольствие от «социальной игры».

6. Своеобразными элементами элитарного клуба, которые накапливаются и осмысливаются по мере его развития, являются определенные знаковые события (вехи, даты, личности), которые оказали существенное влияние на историю клуба.

Клубообразующей структурой системы является структура управления и самоуправления, иерархия клубного членства, структура взаимодействия с другими субъектами социальнокультурной среды региона и за его пределами. Связь внутренних элементов структуры и внешней среды представлена на рисунке.

Итак, элитарный клуб представляет собой самоуправляющуюся социокультурную и социопедагогическую систему, базовыми элементами которой являются миссия, идеи, ценности, цели, задачи, содержание, средства и методы деятельности, субъект-субъектные отношения, социокультурные ресурсы (интеллектуальные, морально-этические, правовые, финансовые, материально-технические, информационно-методические).

При создании модели среди важных задач моделирования следует выделить еще один существенный аспект: необходимо представить процесс формирования клуба как упорядоченную последовательность ряда стадий, или этапов, на каждом из которых происходят важные перемены в состоянии и деятельности клубной организации. В разные годы проблемой генезиса клуба занимались Г.Г. Волощенко, Д.М. Генкин,

A.С. Запесоцкий, Н.В. Кротова, А.С. Макаренко, А.В. Сасы-хов, С.Б. Синецкий, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов,

B.Е. Триодин, В.В. Туев и др., которые различным образом обозначали и характеризовали стадии его развития. Опираясь на теоретические разработки указанных авторов и результаты нашего исследования, полагаем, что процесс формирования элитарного клуба может быть представлен как упорядоченная последовательность значительно большего числа стадий, или этапов. В целом, поддерживая концептуальную идею трехстадийного развития клубного объединения, в целях оптимизации технологии построения клубного процесса, считаем целесообразным зафиксировать девять этапов развития элитарного клуба. Соответственно, каждому этапу мы дали название, выражающее его суть.

Рис. Организационная структура элитарного клуба ( звездочки возле надписи «члены клуба» обозначают возможную многоступенчатую иерархию клубной организации)

1 этап. Инициация. Знаменуется появлением личности -носителя идей, автора замысла - лидера, инициирующего создание клуба.

2 этап. Концентрация. Здесь происходит объединение единомышленников, разделяющих интересы и устремления лидера, создание единой команды. В результате формируется инициативная группа - будущее ядро клуба.

3 этап. Организация. Происходит осознание миссии, целей и задач клуба, формирование клубной идеологии, определение основных направлений деятельности. Миссия закрепляется проведением учредительного собрания, выбором структуры самоуправления, утверждением устава клуба.

4 этап. Стабилизация. Клуб функционирует в стабильном режиме в соответствии с целями и задачами; формируется членский состав, осуществляется разработка и реализация программ и планов, организация соответствующей им клубной деятельности.

5 этап. Традиционализация. Ему соответствует зарождение и развитие клубной субкультуры, клубных традиций, к которым относятся клубные праздники, обряды, ритуалы, обычаи, клубная символика.

6 этап. Инновация. Условия, в которых развивается клубная организация, не могут оставаться неизменными. Процессы адаптации требуют внедрения изменений двоякого рода. Во-первых, в правила внутренней жизни клуба и отношения

между членами клуба; во-вторых, в отношения и нормы взаимодействия с внешней средой. Конкретно инновации проявляются во внесении изменений в устав клуба, в направления и формы преобразующей деятельности в социуме.

7 этап. Гармонизация. Установление в рамках клуба непротиворечивого взаимодействия членов клуба друг с другом, а также самого клуба с субъектами социума. Развиваются взаимовыгодные связи клуба с разнообразными субъектами социума: органами власти, бизнес-структурами, учреждениями социально-культурной сферы, СМИ, общественными организациями и др.

8 этап. Интеграция. Подразумевает оптимальное слияние в рамках клуба потенциала всех его участников, выводящее клуб на качественно более высокий уровень интеллектуальнокреативной деятельности; включение локальной клубной организации в структуру отечественной или международной клубной ассоциации. На данном этапе возможно принятие в качестве руководящих документов положений, рекомендованных клубной ассоциацией, в целях координации деятельности в соответствии с локальными, государственными и международными программами.

9 этап. Модификация. Осуществляется преобразование клуба: изменение целей, задач, направлений деятельности, условий членства, что диктуется новыми правилами построения отношений с социумом. Происходит изменение устава, роли и места клуба в социуме, существенные перемены в членском составе, структуре органов самоуправления.

Отметим, что в развитии элитарного клуба можно выделить и десятый этап - стагнация. В этом случае наблюдаются застойные явления, которые проявляются в угасании интересов, потере смысла деятельности, игнорировании традиций, истощении инноваций, нарушении гармонии взаимоотношений внутри клуба и с субъектами социума. В результате происходит деградация и прекращение клубной деятельности.

Вопрос об оптимальном соотношении управления и самоуправления в клубном объединении на протяжении многих лет является особенно деликатным. Дихотомическая пара динамики клубного движения, «неуправляемая стихийность -сухая заорганизованность», неоднократно оценивалась клубо-ведами как сложнейшая дилемма управления. В теоретических работах, посвященных деятельности современных клубов, многократно повторяются рекомендации искать правильные подходы к управлению самодеятельностью и инициативой масс. Ю.А. Стрельцов, определяя задачи социокультурного менеджмента в отношении досуговых сообществ, предупреждает: «Групповые взаимосвязи, имеющие сугубо интимную природу, тщательно оберегаются от любого вмешательства» [8, с. 161]. Действительно, как точно отметил А.В. Соколов, «Социально-культурная деятельность - это не работа, выполняемая по указанию властей, ее нельзя произвольно инициировать и ликвидировать, хотя можно активизировать, направлять и ограничивать» [9, с. 190].

Таким образом, при моделировании элитарного клуба необходимо учитывать, что его создание, так же, как и его последующее функционирование, следует понимать не как процесс осуществления решения «сверху», но как процесс, инициируемый и развиваемый непосредственными участниками элитарного клуба самостоятельно на каждой из его стадий.

При разработке, апробации и внедрении моделей современных элитарных клубов следует обратить внимание на обеспечение необходимых организационно-педагогических условий, которые представляют собой совокупность необходимых и достаточных требований, создаваемых и регулируемых субъектами деятельности, с целью включения и органическо-

го участия элитарных клубов в социально-культурном развитии региона. Ими, как показала опытно-экспериментальная работа, проведенная в Омском регионе на базе клубов интеллектуально-творческой элиты, являются:

- осознание целей и задач клуба его лидером, инициативным ядром и всеми участниками;

- единство интересов, потребностей и действий всех участников клуба, которое должно поддерживаться соблюдением положений устава клуба, участием всех членов клуба в составлении и реализации его планов и программ;

- анализ специфики инфраструктуры региональной и локальной социально-культурной среды для осуществления выбора приоритетных направлений деятельности элитарного клуба, способствующих воспитанию, развитию, профессиональному и творческому самовыражению всех участников клуба, их социализации и адаптации в социально-культурной среде;

- поддержка со стороны региональных органов управления культурой;

- развитие сети контактов клуба с субъектами и объектами социально-культурной деятельности в регионе;

Библиографический список

- мотивация к участию в социально значимых культурных программах региона;

- информационно-рекламное обеспечение деятельности элитарного клуба, разработка и поддержание его позитивного имиджа в регионе;

- накопление и распространение педагогического опыта по созданию и развитию элитарных клубов в целях компетентного управления и руководства процессами их дальнейшего развития.

Подведем итог. Модель элитарного клуба мы представили следующим образом: определили 10 сущностных признаков элитарного клуба, выделили базовые клубообразующие элементы системы элитарного клуба, представили клубообразующую структуру системы элитарного клуба, составили процесс последовательного развития элитарного клуба, состоящий из 9 этапов, выявили организационно-педагогические условия интеграции элитарных клубов в социально-культурную среду региона. Мы полагаем, что данная модель имеет не только теоретическое значение, но может представлять интерес для инициаторов, лидеров и организаторов элитарных клубов.

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999.

2. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1989.

3. Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., фр. и чешс. яз / Ред.-коорд. Г.В. Осипов. - М., 1998.

4. Краевский, В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2004.

6. Орлова, Э.А., Каменец, А.В. Учет интересов и запросов различных групп населения в клубной сфере // Клубы вчера, сегодня, завтра... / А.В. Каменец. - М., 2001.

7. Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие / В.В. Туев. - Москва: МГУКИ, 1999.

8. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2002.

9. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003.

Статья поступила в редакцию 11.12.08

УДК 656.11.05

А.М. Якупов, доц. МаГУ, г. Магнитогорск

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Статья раскрывает теоретические аспекты проблемы формирования транспортной культуры школьников: обосновывается понятийный аппарат проблемы, включающий понятия «транспортная среда», «транспортная культура», «транспортная культура школьника» и др.; раскрывается взаимосвязь системного, антропологического и культурологического подходов, а также особенности их реализации в преломлении к процессу формирования транспортной культуры.

Ключевые слова: транспортная среда, транспортная культура, транспортная культура школьника, процесс формирования транспортной культуры школьников, системный, антропологический и культурологический подходы к формированию транспортной культуры школьников.

Актуальность сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения россиян в условиях интенсивно развивающейся транспортной среды не требует особых доказательств. Она очевидна и постоянно возрастает в современной действительности. В первую очередь, как мы полагаем, это касается наземного транспорта и его дорожного движения.

В исследованиях по проблеме формирования транспортной культуры человека, проводимых нами более двух десятков лет, дорожное движение рассматривается как сложная, высоко энерговооруженная, динамичная, открытая и опасная для окружающих социотехническая система [1; 2 и др.]. Она,

с нашей точки зрения, состоит из трех основных элементов (подсистем): человек, транспортное средство и дорога, и, безусловно, взаимодействует с окружающей ее средой. Каждый из названных элементов представляет собой сложнейшие как по инфраструктуре, так и по функциям подсистемы (системы меньшего иерархического уровня, чем вся система), взаимодействующие друг с другом, взаимовлияющие друг на друга и взаимообусловливающие функциональное состояние каждой из них. И в этой связи следует констатировать, что безопасность людей и, в первую очередь, детей и подростков, находится в определенной зависимости от уровня сформирован-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.