Научная статья на тему 'Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств'

Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ СПИКЕРОВ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домнина Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются преимущества использования конференции спикеров на старшей ступени обучения английскому языку. Особое внимание уделяется выбору коммуникативного задания и подготовки публичного выступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Домнина Татьяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств»

УДК 811.111(07) ББК Ш 143.21-9

Т. В. Домнина

Социокультурная коммуникация на английском языке на старшей ступени обучения как ресурс развития коммуникативных учебных действий и гражданских качеств

В статье рассматриваются преимущества использования конференции спикеров на старшей ступени обучения английскому языку. Особое внимание уделяется выбору коммуникативного задания и подготовки публичного выступления.

Ключевые слова: социокультурная коммуникация; конференция спикеров; публичное выступление; коммуникативное задание; мотивация; гражданские качества.

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является формирование коммуникативных навыков старшеклассников, позволяющих приблизить процесс обучения к условиям реального общения. Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации [1].

Вовлечение учащихся старших классов и педагогов в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе конференции спикеров (англ. Speaker, буквально - оратор), ориентированной на создание условий для получения практических навыков социокультурного общения, коммуникативного поведения, оснований для личностного развития. Конференция организуется как речевая ситуация, способствующая накоплению и трансляции социального культурного опыта в условиях межличностного взаимодействия старшеклассников и педагогов. Такая учебно-речевая ситуация

побуждает говорить и действовать по правилам в учебных целях, повышает и поддерживает интерес к общению на английском языке и, в целом, к его изучению. Педагогическая ценность конференции спикеров, на наш взгляд, состоит в том, что дает возможность старшеклассникам накопить опыт социальной практики, раскрывать себя (приняв на себя роль спикера), занимать активную гражданскую позицию, представить себя в возможных ситуациях будущей профессиональной деятельности.

По мнению Н. Ф. Логиновой и С. Х. Сам-соновой, «... социальная практика - вид деятельности, направленной на приобретение позитивного социального опыта, в которой он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе» [2]. Социальная практика должна способствовать:

- выработке умений прогнозировать развитие социальных ситуаций, продуктивно взаимодействовать;

- преодолению барьеров в социально ориентированном общении;

- построению интерактивной коммуникации через формирование согласия, ведения диалога;

- организации личностного и группового пространства в ходе общения с учетом реальной социальной ситуации.

Эффективность проведения конференции спикеров как социокультурной практики зависит от соблюдения ряда требований: осознания старшеклассниками результата участия, знания способов решения определенных коммуникативных задач, знания норм построения публичной речи, правил коммуникативного использования единиц языка в определенных коммуникативных обстоятельствах.

В методической литературе речевая ситуация определяется как совокупность речевых и неречевых условий,необходимых для того, чтобы старшеклассник правильно осуществил речевое действие с намеченной коммуникативной задачей. Моделирование такой речевой ситуации начинается с создания условий для коммуникативной заинтересованности, выражающейся в потребности в общении, таким условием может стать постановка коммуникативного задания.

По функциям общения коммуникативные задания можно разделить на информативные, регулятивные и оценочные. В зависимости от речевой формы они могут быть нацелены на описание, повествование или рассуждение. Поскольку речь идет о нестандартной ситуации общения (спикер не только представляет проблему в рамках коммуникативного задания, но и выражает свое мнение, предлагает решение проблемы), педагогу необходимо сформулировать коммуникативные задания так, чтобы обеспечить не только действие, но и взаимодействие.

При выборе коммуникативного задания важна мотивация учащихся. Практика преподавания, а также вовлечение учащихся во внеклассную деятельность через участие в различных социокультурных проектах показывает, что учащиеся с интересом относятся к истории, нравам, обычаям, повседневному укладу жизни.

Коммуникативное задание должны удовлетворять следующим критериям:

• Нехватка информации. Коммуникативное задание должно быть ориентировано на получение новой информации от собеседника (не из учебника!). В этом случае учащиеся будут вынуждены разговаривать.

• Адекватность реальной жизненной ситуации. Учащийся выбирает для обсуждения на конференции спикеров проблему, которая реально существует и значима для него.

• Вычленяемые интенции участников ситуации. Учащиеся должны твердо знать, что хотят «донести» до аудитории и чего хочет добиться наш собеседник. Для осуществления этих целей каждое коммуникативное задание должно сопровождаться правильными языковыми моделями этих интенций.

• Элементы ролевой игры. Аудиторное пространство само по себе настраивает на методичную работу с языком как с объектом. Учащиеся, приняв роль спикера, по-новому могут взглянуть на само коммуникативное задание.

Не стоит забывать, что решение коммуникативного задания - это не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий общения, знания невербальных форм общения (мимика, жесты). Получив коммуникативное задание, школьник должен быть ознакомлен с критериями, по которым их публичное выступление будет оценено.

При проведении конференции спикеров следует учитывать следующие критерии оценивания спикеров:

• адекватная реализация коммуникативного намерения;

• проблематика темы (актуальность, важность, своевременность);

• полнота и степень раскрытия темы (смысловая и структурная завершенность);

• логика изложения (аргументация, личное отношение к проблеме);

• ораторское мастерство (голос, мимика);

• языковое оформление;

• культура выступления;

• умение отвечать на вопросы.

При подготовке к публичному выступлению проектов большинство учащихся сталкиваются с рядом проблем. В результате их систематизации можно отметить, что учащиеся:

1. не знакомы с композиционным построением англоязычного устного выступления;

2. не владеют соответствующей терминологией;

3. не владеют коммуникативной манерой поведения;

4. испытывают затруднения при взаимодействии с аудиторией, отвечая на вопросы;

5. испытывают стресс, неуверенность в себе.

Поэтому процесс подготовки публичного выступления на конференции предполагает несколько этапов создания и презентации текста выступления: 1) этап планирования (подготовительный этап); 2) этап моделирования публичного выступления; 3) этап совместного создания эталонного текста учащимися и учителем; 4) самостоятельного написания текста; 5) публичное выступление [4].

Представим содержание деятельности учащихся и педагогическое сопровождение на каждом этапе.

На этапе планирования при подготовке публичного выступления ученик должен будет совершать следующие учебные действия:

- определить свое отношение к проблеме (в нашем случае к социально значимой проблеме);

- собрать необходимую информацию с использованием справочной литературы, СМИ, в том числе виртуальных;

- осуществить отбор лексики по предложенной теме;

- построить цепочку логических выводов.

На данном этапе конференции учащиеся развивают регулятивные действия (учатся правильно ставить цели, распределяют свое время).

Задача второго этапа, моделирования выступления, - усвоение языкового материала, самостоятельный поиск в тексте или словаре недостающих языковых средств. В начале подготовки важно настроить старшеклассников на то, что итогом работы над темой будет их выступление, обсудить варианты тем, проблематика которых носит социокультурный характер и будет актуальна для ученика. Лексические единицы на этом этапе следует отрабатывать не изолированно, а в смысловых речевых единствах, содержание которых продиктовано проблематикой выступления (например, использование специальной терминологии по таким темам, как «Интернет-зависимость», «На пути к политкорректного», «Спортивное воспитание молодежи», «Добрые дела в молодежной среде», «Зависимость нашей жизни от современных технологий» и т.д. ).

При подготовке текста необходимо составить план выступления.

1. Вступление, где формулируется выбранная социально значимая проблема с использованием тезисных предложений, риторического вопроса или непосредственного обращения к аудитории. Примерами таких обращений могут быть: I'd like to touch upon..., It is a very important problem for..., I' am sure you know..., One of the most alarming environmental problems is ..., Why was it done? и т.д. [ 3].

2. Изложение своей точки зрения. На этом этапе важно отработать индивидуальные реплики, выражающие обоснование собственного мнения, уточнение информации, подтверждение сказанного, выражение своего отношения к обсуждаемой проблеме. Полезны для заучивания такие языковые средства, как речевые клише, типичные обороты, необходимые для применения на публичном выступлении. Они призваны обеспечить логические связи и переходы внутри текста доклада, а также помогут выступающему управлять вниманием аудитории.

Это могут быть такие фразы, как: I am convinced that, I am sure, From my point of view, To my mind, I am concerned, I am in favour of, Some people say that, It seems to me that, There is no doubt that, It can not be denied that, We must admit that, According to и т.д).

На этапе самостоятельного написания текста необходимо детальное ознакомление обучаемых с такими качествами речи (характерными для публичных выступлений в плане содержания, композиции и языковых особенностей), как информативность, аргументированность, логичность, последовательность, соответствие нормам литературного языка и др. Здесь очень важно использование фраз, которые помогут представить аргументацию: First of all, To begin with, To start with, On the one hand/on the other hand, Besides, What is more, However, Nevertheless, Finally и т.д.; выражение причинно-следственных связей: for this reason, thus, because of, as a result of; фразы, с помощью которых можно представить примеры: for example, for instance, such as, like и т.д.

3. Любое публичное выступление должно иметь логическое заключение, которое можно построить с помощью таких фраз, как: To sum up, To conclude, On this basis I can conclude that, All in all I believe that и т.д.

После составления и редактирования выступления наступает следующий момент -участие в самой конференции спикеров.

Во время конференции совершенствуются умения аудирования и говорения(в данном случае у учащихся появляется возможность преобразовать полученные знания на уроках в новой коммуникативной ситуации, показать владение научной соответствующей терминологией и ключевыми понятиями -это развитие непосредственно предметных УД). Учащиеся демонстрируют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского

языка. Помимо развития непосредственно языковых умений у спикеров формируются умения публичного выступления и ведения дискуссии. Учащиеся развивают умения слушать, вступать при необходимости в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, а это и является коммуникативными действиями.

Выступая в роли спикеров, учащиеся развивают личностные УД: имеют возможность для проявления активной гражданской позиции, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вступать в социокультурную коммуникацию со сверстниками и учителями, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

В заключение необходимо отметить:

• Ценность умения публично выступать трудно переоценить.

• Формирование умений публичного выступления - это целенаправленный длительный поэтапный процесс.

• Навык подготовки и проведения конференции спикеров - это сложный и комплексный навык.

• Реализация его на практике вызывает много вопросов, но его необходимость не вызывает сомнения.

Таким образом, подготовка и участие в конференции позволяет решить комплекс педагогических задач:

- обучающих: способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;

- развивающих: способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей, развивает логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, обнаружить наличие взаимосвязи событий и явлений, рассматривать их с различных позиций;

- воспитательных: способствует формированию риторической культуры, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

- коммуникативных: учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кроме этого, составление текста публичного выступления способствует развитию межкультурной, дискутивной, социолингвистической компетенции, что предполагает готовность обучающихся к использованию иностранного языка в предписанной Стандартом нового поколения и программой структурированной и продуктивной форме.

1. Документ Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment").

2. Лапочкин С.В. Влияние эмоционально-волевых и коммуникативных характеристик участников педагогического взаимодействия на эффективность учебной деятельности учащихся: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2002.

3. Музланова Е. С. Английский язык. 500 заданий. - М.: Астель, 2009.

4. Диалог языков и культур в современном мире: матер. Второго междунар. заочной науч.-практич. конф. (2 марта 2012 г.) / Новый гуманитарный институт. - Электросталь, 2012. - С. 73-76, 111-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.