Научная статья на тему 'Социогеном: трудности на пути его изучения и общественного признания'

Социогеном: трудности на пути его изучения и общественного признания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ / ОСНОВАНИЯ (КОДЫ / ГЕНЫ) / СОГЛАШЕНИЯ / РАЗВИТЫЙ СОЦИОГЕНОМ КАК СОВОКУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ И УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терегулов Филарит Шарифович

На основе обобщения биосоциального развития человеческой популяции автор раскрывает последовательную картину усложнения внешне-внутреннего наследования, в которой образование, профессиональная подготовка и социальная деятельность предстают как структурно-функциональные части становящегося социогенома. Выявлена логика социальных преобразований, охватывающая своей объяснительной мощью все области и уровни общественного устройства, становления единого социального организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социогеном: трудности на пути его изучения и общественного признания»

РАЗДЕЛ II КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

Терегулов Филарит Шарифович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Башкирского государственного педагогическогоуниверситетаим. М. Акмуллы, terfil@yandex.ru, Уфа

СОЦИОГЕНОМ: ТРУДНОСТИ НА ПУТИ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗНАНИЯ

Filarit Sharifovich Teregulov

Doctor of pedagogical science, professor of pedagogic chair of Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, terfil@yandex.ru, the city ofUfa

SOCIOGENOM: DIFFICULTIES ON THE WAY OF ITS STUDYING AND SOCIAL RECOGNITION

Эволюция живой материи связана с нарастанием количества и качества последовательно увязанных внутренних тел. В этом плане социогеном появился на эволюционной сцене закономерно как очередное средство фиксации и самоорганизации нового этапного уровня отражения действительности вслед за атомами, молекулами и собственно за молекулой ДНК (биогеномом).

Социогеном возникает:

1) вследствие исчерпанности ресурсов по внутреннему закреплению наследственной информации в одном из предыдущих специфических тел -мозге в форме инстинктивного опыта и ограниченности возможностей последующей его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды;

2) благодаря эволюционному продолжению последовательности специфических внутренних тел в виде развитой новой коры и появлению объективных оснований для нового цикла отражения структурного строения объективной действительности;

3) благодаря эволюционной находке оптимального соотношения развитости наружного и встроенного внутреннего тел и эффективной взаимосвязи между ними.

Таким образом, социогеном, являясь естественным продолжением известного биогенома человека, эволюционно вырабатывает в социуме также специфический материал, отражающий свойства и отношения действительности, но передаваемый из поколения в поколение внешним образом. В результате прижизненного его освоения ребенок из биологической особи превращается в социальную личность, а совокупность последних способна составить гармонично функционирующее единое тело Человечества. От качества складывающегося социогенома зависит судьба как отдельного человека, так и человечества в целом [1;2; 3-8].

Если в становлении биогенома инициатором выступала окружающая среда, а внутреннее содержимое любого органического новообразования своими разнообразными химико-молекулярными перестройками и комплексами (генами) реагировала и фиксировала своей последовательностью некоторую динамику событий в ней, то на уровне социогенома инициативу берет на себя уже человеческая популяция. Каждый субъект, вовлеченный в социум, проявляет свою активность, направленную уже в окружающую среду. Тем самым круг расширяется и замыкается. Человек и Человечество в целом как заключительное звено в биосоциальной форме движения материи полностью выворачиваются навстречу окружающей среде и осуществляют обширное, многомерное, длительное и детальнейшее отображение объективной действительности. Эти фрагментарные представления как о себе, так и об окружающей среде, крайне нуждаются в попеременном согласовании и обобщении, что составляет суть любого генетического процесса и основу устойчивого функционирования возникающих новообразований.

Однако очевидное наблюдение и экспериментальное исследование процесса становления социогенома затруднены многими причинами. Первая причина - это стихийный и эмпирический характер его становления, слитность со многими другими процессами и внешняя не сводимость к ним. Так, например, говоря о мозге как о специфическом внутреннем органе, мы должны констатировать то, что наше тело состоит еще из множества других внутренних органов и систем, но с другими специфическими функциями. Однако при этом можно выделить общее для них наружное тело - кожномышечный каркас со встроенными органами чувств, а также с органами передвижения и манипулирования. Если другие внутренние органы и системы нашего организма исполняют сугубо служебные функции (питания, обогащения кислородом, детоксикации и т. п.), то наше наружное тело начинает преимущественно играть, кроме всего прочего, еще роль посредника между мозгом и объективной действительностью. Наружное тело, передавая импульсы через органы чувств и ощущения от контактного взаимодействия всего тела (в том числе и из внутренних органов) с предметами окружающей среды в новую кору, способствует тому, что последняя «деформируется» (вернее всего, доформируется), закрепляет в себе свойства и отношения отражаемой действительности, начинает ими оперировать и тем самым преобразовывается в орган Интеллекта. И, наоборот, обобщения и всевозможные «умозаключения», проделанные в новой коре, посредством нашего наружного тела могут привести к преобразованию окружающей среды, к дальнейшему развитию действительности. Тем самым действительность посредством человеческих особей осуществляет самоотражение и последующее развитие, готовит свой перевод на новую форму движения материи. Исследователям рассматриваемой проблемы необходимо иметь перед собой такую картину действительности и такую перспективу.

Наша задача расшифровки социогенома усложняется еще тем, что сама картина генетического прошлого, извлекаемая из глубин эволюции, ли-

шена четкости, характеризуется отсутствием собственно самого процесса становления. Последний стал принципиально не наблюдаем ни при каком угодно увеличении возможностей органов рецепции. Он, как и другие процессы, оставляет после себя лишь вехи, этапные новообразования (своеобразные атомы, молекулы, клетки и т. п.). Поэтому ретроспективно все развитые этапные новообразования кажутся появившимися в готовом и зрелом виде, без фазы пробных поисков. Трудно представить, сколько жизней особей и их поколений до сего дня положила человеческая популяция на утверждение пока лишь предварительных, рамочных соглашений человеческого общежития. И во сколько обойдется поиск и утверждение полноформатного социального соглашения, как много придется принести жертв на алтарь постепенно становящего социогенома нынешней цивилизации, если не осознаем истинную суть биосоциальной формы движения материи.

Тот же пример с биогеномом, заключенным в молекуле ДНК, ставит в тупик многих ученых, пытающихся объяснить внезапное столь сложное его строение и страстно ищущих промежуточные стадии и не находящих на сегодня удовлетворительных ответов. А какова же ситуация с социогеномом, пробивающим себе путь через самостоятельные частные, разобщенные и никак заранее не притертые друг к другу жизненные коллизии и социальную деятельность?! Трудно представить себе такую надстраивающую самоорганизацию, то, как через свою собственную противоположность постепенно складывается всеобщая зависимость от того единого, которое предстоит выстроить. Приняв зрелый вид, социогеном устанавливает свой примат над всей биосоциальной формой движения материи.

Далее, мы бесполезно ищем его истоки в сознании и поведении отдельных людей, потому что генетический социальный процесс рождается лишь в кооперации, в коллективе, в цепи поколений, что делает принципиально неуловимым становление социогенома у каждого индивида в отдельности, по самой своей природе он ускользает от взора исследователя. Его невозможно обнаружить ни при каком увеличении. А когда этот геном обнаруживается у индивида, то он выступает уже в законченном и совершенном виде. Его становление идет вначале как межличностные, межпоко-ленные связи и отношения.

Следующая особенность социогенома кроется в его глобальном характере, охватывающем всю планету Земля и происходящем в рамках всего человечества. А трудности наблюдения за его становлением связаны с узким кругозором исследователей, местечковым мышлением, биолого-соци-альными разрывами в цепи поколений, через которые слабая динамика его экспансии не рефлектируется. Правда, зачатки социогенома начинают закладываться с взаимодействия двух особей противоположного пола. Последующее его развитие идет через увеличение круга лиц и расширение ареала их проживания, актуализируя и согласовывая отношения с большим количеством пар и расширяющимся миром.

Продвинутость социогенома перед биогеномом заключается в образовании многосоставного тела Человечества, фактически покрывающего весь

земной шар и тем самым существенно расширяющего отражающую базу. Одновременно расширяются и отражаемая база и, соответственно, возможности отразить самые разные экологические ниши. При этом сохранение относительной автономности особей позволяет телу Человечества избежать неповоротливость - неизбежный спутник гигантских организмов. Динозавры своей судьбой подтвердили ущербность идеи гигантомании. Более того, оптимальные размеры человеческих особей и оптимальное соотношение их встроенных тел позволяют им достаточно плотно взаимодействовать с объективной действительностью, отражать ее соразмерные и значимые связи и отношения, а их широкие возможности для образования динамичных многочисленных объединений позволяют делать необходимые обобщения и составить целостную картину мира, служат формированию тех или иных необходимых органов тела Человечества.

Составляя различные социальные структуры, объединения и общности, охватывая местности, страны и континенты, социогеном медленно, но верно наполняется и совершенствуется. Но классическую форму и полную зрелость социогеном приобретет лишь при наборе потенций осуществлять гармоничное функционирование человеческой цивилизации на всей земле. Не надо думать об этом качестве социогенома как о плавном процессе постепенного вовлечения все большего и большего числа проживающих на земле людей, пока не объединит их в Человечество. Он, во-первых, дискретный, во-вторых, многоступенчатый и, в-третьих, двухсторонний. По мере расширения ареала взаимодействия людей и возникновения их общностей, одновременно идет трансформация особей, составляющих первые.

Другими словами, на человеческом уровне базовая тенденция развития материи посредством объединения и обособления структурных образований достигает максимума. При этом диапазон их взаимодействий чрезвычайно расширяется. Соответственно и противоречия, сопровождающие данный генетический процесс, также разводятся до предела. Первоначальные попытки объединения особей проявляются в виде стремления поглотить друг друга, подчинить себе других, а обособление - в отстаивании независимости от окружающих, в выстраивании самости. Естественно, последующее разрешение данных противоположно направленных тенденций потребовало от особей достижения ряда компромиссов по широкому спектру взаимодействий, добровольного самоограничения и делегирования друг другу определенных функций, т. е. сознательного решения упомянутой проблемы путем множества согласований. Этому прозрению предшествовало море крови. Однако и сегодня реки крови продолжают оставаться непременным условием для выработки некоторых общественно значимых социальных соглашений.

Поэтому зрелая форма симбиоза этих полярных состояний в человеческой популяции обеспечивается исключительно благодаря выработке соответствующих согласованных генов и интенсивному взаимообмену ими. Наиболее зрелая форма обособленности индивидов соответствует понятию

Личность, а их интегрированность - Цивилизации. Личности, обладая в принципе единым социальным геномом, сознательно развертывают лишь тот или иной его фрагмент и тем самым способны сформировать гармонично объединенное тело Человечества, сохраняя в то же самое время свою уникальность.

Следующая причина трудностей наблюдения за социогеномом кроется в продолжительном, с момента зарождения человеческого общества до настоящего времени с попыткой заглянуть в будущее, и в не завершившемся еще характере его становления. Без длительного периода созревания никакое изменение в природе произойти не может. Но зато, если такой период согласований есть, неминуемо образуется нечто совершенно новое. Новое нередко входит столь тихо, что когда мы начинаем его замечать, оно уже закрепилось в умах многих и функционирует в достаточно зрелом виде. В любой области происходит так, когда начинает чуть пробиваться что-то действительно новое, мы его не замечаем по той простой причине, что не видим перспектив в будущем, чтобы заметить его в самом начале. Когда же это новое вырастает, то мы, оглядываясь назад, бесполезно начинаем искать его зародыш или первые наброски. Социогеном из этой серии, после себя почти не оставляет улик.

У социогенома как явления имеются два обстоятельства, затрудняющие наше видение его. Мы можем не уловить его потому, что оно воспроизводится в длительные интервалы и все наше существование целиком заключено между двумя его появлениями. Или же оно ускользает от нас еще более радикально, потому что, однажды появившись, оно больше никогда не повторяется. Циклический феномен с очень долгим периодом или уникальный феномен?

Ситуация с социогеномом характеризуется еще более жестким вариантом. Наша индивидуальная жизнь в масштабах становления социогенома оказалась слишком коротка, так как для закладки только исходных социальных элементов потребовались не десятки, а сотни поколений людей. На завершающем этапе полнота становления социогенома и степень воспроизведения его особями возрастают так, что успешное функционирование человечества напрямую увязывается с ответственным отношением к жизни каждой личности. Преднамеренное или непреднамеренное развертывание особями отдельных недостаточно согласованных фрагментов социогенома становится чреватым катастрофическими последствиями для человечества. Неустойчивое равновесие в тенденциях обособления и объединения людей на базе мощно сложенного социогенома в силу разных просчетов может выйти из под контроля. Тогда накопленная мощь социогенома обрушивается безжалостно на уничтожение всей пирамиды достигнутых согласований. Видимо, поэтому мощные империи и цивилизации неминуемо распадались, полностью исчезали с лица земли. Лишь обрывки генетического материала в виде, например, погребенных под толщей воды социальных останков Атлантиды, Трои и т. п. напоминают о трагедиях несостоявшихся цивили-

заций. И каждая новая цивилизация возрождалась на пепле предыдущих с нуля, без возможностей продолжения однажды начатого дела путем заимствования готовых рецептов становления социогенома.

Объективному изучению социального филогенеза, онтологии социогенома может помешать также одновременно происходящий его онтогенез. Хотя мы и говорим, что онтогенез это ускоренный филогенез, но он не проходит все те многочисленные тяжелые и нудные этапы согласования, не изобретает заново социальные коды, что составляла суть становления социогенома. Онтогенез, прежде всего, это усвоение вновь родившимися особями готовых социальных генов. Однако онтогенез это не только повторение филогенеза, но и его продолжение. Поэтому особи, усваивая готовые социальные гены, одновременно участвуют в их развитии, подключаются к поиску путем проб и ошибок или осознанно к конструированию новых генов. Отмеченное наложение эволюционного процесса на индивидуальное социальное творчество маскирует генетическую суть и затмевает саму перспективу развития биосоциальной формы материи. Продолжающееся не различение процессов исторического коллективного и индивидуального социального творчества определяет эмпирический путь становления социогенома и надолго оставляет его вне поля научного исследования.

В итоге социальные процессы представляются как простое воспроизведение новыми поколениями исторически сложившихся раздельных социальных функций и их адаптация к современным условиям. Всеобъемлющая генетическая суть социума и соответствующая, настойчиво пробивающая через множество кровных и бескровных попыток согласований, перспектива предается забвению. В результате мы беспристрастно наблюдаем и вынуждены констатировать, как все же происходит стихийная грануляция отдельных свойств и отношений действительности, возникают понятия, исполняющие роль крупных социальных генов и принимаемые на вооружение тем или иным кругом лиц. Однако, суммируя разрозненные точки грануляции, составить собственно геном, развертывающий и объясняющий все сущее, люди не смогли и на сегодня пока не могут. Эту социальную нишу заполняют мифы, сказки, легенды, заветы, верования и т. п. В итоге в сознании людей складывается искаженное отражение мира, экологической и социальной ниш, на основе которого они живут и взаимодействуют как с окружающей средой, так и с сородичами. Главное, человеческие особи не знают всей правды о себе, не ведают о своем предназначении. Пользуясь ложными представлениями, люди изменяют своей природе.

В разные исторические эпохи это неуловимое свойство развития материи именовалось как ее дух, душа, разум и трактовалось как идеальная нематериальная субстанция. Так, на ранних стадиях развития научной мысли способность людей к орудийной деятельности и созданию новых предметов позволяла им утверждать, что если в природе что-либо возникает, то у этого нового объекта обязательно должен быть персонифицированный создатель, творец, который этот вновь создаваемый объект перед началом

производства предварительно моделирует, преформирует в своей внутренней структуре, т. е. предварительно строит его идеальную модель. Аналогично предполагается, что для создания всех остальных объектов природы, механизмы возникновения которых неясны, также должен существовать творец, разумный субъект, именуемый Богом или как-то иначе.

Эту генетическую функцию люди вынуждены были делегировать Всевышнему. В начале было Слово, - гласит Библия. Слово было Божье... Стахановский ударный труд Господа Бога в течение недели и породил то многообразие мира, пышный расцвет которого наблюдаем и поныне. Создав людей по образу и подобию своему, Он, однако, поразил их в правах на свой божественный промысел. Человек осужден был влачить жалкую участь рабов божьих. На все воля Божья! Однако количество, степень и частота несчастий, продолжающихся как из рога изобилия падать на человечество, заставляет отдельных людей усомниться в их божественном ниспослании. Многие циклически повторяющиеся катаклизмы начинают с огромной очевидностью указывать на невнимательность людей и на слабую ориентировку их в окружающей среде, на плохое знание законов объективной действительности. Выясняется постепенно, что от человека также зависит многое. Призыв: на Бога надейся, но и сам не оплошай, становится руководством к действию. Так, человек незаметно для себя начинает заниматься божественным промыслом: изготовлением предметов так называемой материальной и духовной культуры, производством социальных генов. Тем более, соответствующая индульгенция у нас имеется. В святом благовествовании от Иоанна говорится: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Я и Отец - одно. Отец во Мне и Я в Нем» (гл. 8; 29, 38). Поэтому необходимо неустанно выдавливать из себя раба, брать на себя ответственность за настоящее и будущее. Совершив однажды непоправимый грех, отведав плод на древе познания, нельзя нам останавливаться на полпути. Тогда слово Божье становится Словом всечеловеческим, имя которому социогеном.

Учитывая все отмеченное выше, а именно пребывание социогенома на исторически низшей фазе, стихийный, эмпирический и закамуфлированный характер его становления, главное - тяжелые последствия от неосознанных, вялотекущих социальных соглашений, осуществляющихся через череду кровопролитных войн, религиозных распрей, этнических конфликтов и бытовых неурядиц, архиважным становится его объективное изучение и научное управление.

В результате теоретического анализа все же возможно вскрыть суть феномена социогенома, рассматривая только настоящее - сложившиеся в нем промежуточные положения вещей, без глубокого исторического экскурса. Для этого нужно допустить, что рассматриваемый феномен представляет собой процесс органического преобразования одной конкретности в другую, следующую за ней более высокую и развитую конкретность. То есть один геном сменяет другой геном и при этом более высокая фаза строится

всегда из материала, созданного предшествующим его развитием. При этом излишние «запчасти», принявшие участие в промежуточных согласованиях, вскоре распадаются без остатка. Демонтаж строительных лесов открывает панораму величественного здания социогенома. Взору приоткрывается монументальное строение, представляя к настоящему времени исторически более развитую фазу социогенома, содержит свое прошлое и обнаруживает его в каком-то измененном «снятом» виде. Эволюционно предшествовавшие уровни согласований, отшумев в генетических баталиях, предстают в виде окаменелостей и образуют неизменные на сегодня фундаментные плиты, цокольные и нижние этажи мироздания. Хотя строительные работы переместились на верхние этажи, однако приоткрывающаяся архитектура остается все еще невыразительной и будущее весьма туманно. Пока неясно, сколько же этажей будет возведено и какой именно крышей это здание завершится. Социогеном - это эволюционный долгострой, попавший ныне к нам на заметку.

При этом можно предположить, что не все современные структурные компоненты данного явления развиваются равномерно и в нем могут быть выделены опережающие остальную массу сферы, части, по которым социальные соглашения идут и в настоящее время, явно и весьма бурно. Другими словами, все те тенденции, которые трудно еще разглядеть в остальной массе действительности, т. е. в самой жизнедеятельности из-за пребывания их в более раннем, неразвитом состоянии, достаточно остро, четко и выпукло можно обнаружить в образовательной сфере. Недаром под натиском окружающей среды эволюционная дифференциация жизнедеятельности людей одной из первых как перспективную и судьбоносную структуру выделила именно образование подрастающего поколения. Образование - фундамент для всей последующей жизнедеятельности людей. С этих позиций образовательный процесс перед просто жизнедеятельностью получает определенное преимущество и соответствующее свое обоснование. То есть, изучение образовательной сферы дает в качестве непосредственного результата критически теоретическое понимание современных тенденций и фактов социогенома, а жизнедеятельность прояснила бы лишь вчерашний день социальных соглашений. Так вырисовываются существенные вехи в развитии социогенома. Поэтому рассмотрение истории образования, сегодняшней педагогической практики и профессиональной подготовки позволяет обнаружить данный генетический процесс именно в тех точках, в которых он достигает достаточно зрелого выражения.

Итак, из-за огромного количества особей и разбросанности по всему земному шару покрыть их единой оболочкой и создать полноценный биологический организм уже не удастся. Функции увязки людей и их дифференциации внутри Человечества постепенно берет на себя начавший циркулировать между ними социогеном. На социогеном ложится двойная функция: достраивание человека и одновременно выстраивание тела Человечества в целом. А это предполагает решение двух задач: доформирование у каждой

особи органа Интеллекта, а далее встраивание их в тело Человечества. Если первая задача есть сфера образования, то вторая - социальная проблема. Однако встраивание особей в те или иные социальные ниши человечества осуществляется через профессиональную подготовку. Отсюда возможна четкая дифференциация и ориентация социогенома на три сферы: общее образование, профессиональная подготовка и социальная деятельность. Образование направлено на формирование всеобщей социальной базы, профессиональная подготовка ориентирована на занятие субъектом той или иной конкретной социальной ниши, а разнообразная социальная деятельность обеспечивает гармоничное функционирование соответствующих служб и органов тела Человечества. Игнорирование этой внутренней дифференциации социогенома приводит ученых к схоластическим спорам по поводу того, что лучше образовывает человека - жизнь или образовательные заведения, ведет к путанице процессов обучения и развития и к появлению малосодержательных «кентавров», типа развивающее обучение и других мутантов. Незнание структуры социогенома ведет к размыванию границ между общим образованием и профессиональной подготовкой. Непонимание генетической сути социогенома создает проблемы с определением содержания общего образования, профессиональной подготовки и социальной деятельности.

Однако дело социогенома не стоит на месте. Об интенсивности поиска зрелого социогенома и развертываемых при этом страстях красноречиво свидетельствуют бесконечные реформы народного образования. Который раз, согласовывая различные стороны жизнедеятельности (интересы личности, семьи, общества, производства и государства), мы пытаемся нащупать содержание общего среднего образования. Вводя целый ряд поколений образовательных стандартов, приближаем к современным нуждам профессиональную подготовку и высшую школу. При этом, утверждая единое образовательное пространство, согласовываем общие требования к ключевым человеческим компетенциям. Призывы к толерантности во всех сферах человеческого общежития - из той же тенденции. Ит.д.

К растерянности в социальных процессах приводит незнание этапов первичного многообразия генетических оснований, а затем отбора из них нескольких оптимальных, закономерно наблюдавшихся на всех предыдущих уровнях структурного строительства. Например, в первичном квантовом бульоне образовались более 300 сортов элементарных частиц, однако устойчивый атом образовали лишь три из них. Последующее разнообразие в количестве нуклонов в ядре и электронов на оболочке привели к возникновению около 110 химических элементов, а отбор из них шестерых заложил основы органики и т. д. Поэтому закономерно, что в социуме вначале также наблюдается большой разброс генетических оснований, а затем также закономерно в процессе естественного их взаимодействия (согласования) и обобщения должен быть произведен отбор нескольких оптимальных. А пока, находясь внутри такого богатства разнообразных проявлений непо-

нятой еще универсальной тенденции, идти на необходимые квалификации явлений, на существенные смелые обобщения - далеко не простая задача.

Беда нынешних внешних социальных генов, которыми люди оперируют в жизнедеятельности и собственно в образовательном процессе, в их фрагментарности и разрозненности. Имеет место механическое нагромождение отдельных социальных генов, условно разнесенных на десятки отсеков, т. е. учебных дисциплин, основ множества наук. Поэтому усилия учителей и потуги ученых направлены на обоснование и реализацию межпредметных связей, на создание комплексных учебных дисциплин, на поиски инвариантов, универсальных средств познания действительности и закрепления результатов этого отражения во внешней форме. В этом направлении располагаются призывы ученых осуществлять всевозможные подходы: диалектический, комплексный, синергетический, герменевтический, аксиологический, целостный, деятельностный, личностный и прочие подходы и ориентации.

Не способствует становлению полноценного социогенома и тем более его общественному признанию как таковому сложившаяся косная система науки, «патриотизм» узких специалистов, ревностно относящихся к своим заповедникам и неприязнь к «варягам», пытающимся провести междисциплинарный синтез.

Так, изучение естественного ряда закономерно усложняющихся уровней движения материи разбросано по различным отраслям научного знания, между которыми возникли трудно переходимые водоразделы (квантовая механика, атомная физика, неорганическая химия, биология, нейрология, психология, педагогика, социология, политология и т. п.). Современная наука нуждается, прежде всего, в общей теории развития самоорганизующихся систем, в согласовании через эстафетные переходы всех уровней движения материи.

Наблюдаемый на сегодня стремительный рост количества разно модальных генетических фрагментов во внешнем плане - в социальной памяти, создает серьезные проблемы для жизнедеятельности, в том числе для образовательной сферы. Исследователи констатируют, с одной стороны, факт удвоения знаний в каждые 4-5 лет, а, с другой, их старение.

Эта нестабильность сильно гнетет людей. Они ныне как никогда в растерянности и отчаянно ищут смысл жизни, пытаются выстроить жизненные ориентиры, иерархию целей, последовательность действий в этом динамичном мире. Многие испытывают сильнейшую ностальгию по «старым добрым временам» и находят опору в религии и т. п.

Нелегкие времена настали и для образования. Возникает проблема отбора из этих генетических обрывков некой суммы знаний и умений, которые составили бы содержание общего образования молодого человека. В итоге периодически происходящий механический набор сведений, а далее под натиском жизни его наращение новыми актуальными разделами, курсами, дисциплинами, приводит к непомерному раздутию содержания образова-

ния, что чревато потерей здоровья учащихся и требует затем увеличения продолжительности обучения, проведения реформ, модернизаций и т. п. Эта типичная характеристика современного состояния образования. Соци-огенетическая суть образования упорно игнорируется.

Трудности в отражении отмеченной выше сути в образовательной сфере отпадут, если в социальном кодировании различать собственно социальные основания (своеобразные нуклеотиды), состав и комбинаторика которых образуют уже тот или иной социальный ген. Так, например, в языке в качестве социальных «нуклеотидных» оснований выработаны буквы. Сами по себе буквы (гласные, согласные, губные, небные, гортанные и т. д.) ничего не означают, но освоение произношения и правописания которых составляет необходимый этап и раздел образования. То же самое можно утверждать применительно нотной грамоты, азов вокала, живописи, хореографии и т. д. В алгебре это условные, общественно согласованные и принятые знаки-символы (буквы), а также операторные знаки плюса, минуса, радикала и т. д. Однако последующая комбинаторика социальными основаниями - буквами (нотами и т. п.) и соответствующие согласования их с предметами и явлениями окружающей среды порождают уже социальный ген. Социальные гены начинают обозначать отдельные предметы, свойства и отношения объективной действительности и участвовать в обменных процессах между особями.

Характерная черта образуемых исходных социальных генов в их связанности с непосредственными сенсорными ощущениями от окружающей среды и во множестве. Так, вначале были выработаны так называемые номинативные символы - имена, обозначения качества предметов окружающей среды, причастные формы и т. п. и предстали в виде согласованных условных фонем и графем. Образовавшееся огромное море социальных генов представляет окружающий мир на уровне разрозненных явлений, и которые слабо согласовываются друг с другом и обобщаются (т. к. генетические связи самой действительности не обнаруживаются или не находят адекватного обозначения), с трудом порождают укрупненные гены и малосодержательные социальные геномы. Но постепенно вырабатывается также богатая лексика слов-операторов или этимологических характеристик, устанавливающая между упомянутыми выше смысловые, функциональные отношения. Слова-операторы (не, под, ведь, или, для, разве и т. п.) и этимологические операторы (связки, суффиксы, падежные формы и пр.) сами по себе ничего не отображают и не несут никакой предметной нагрузки, но они явились, надо полагать, величайшим изобретением для социальных генетических рекомбинаций и обобщений, нежели создание слов-номинато-ров. Пословицы, поговорки, математические, физические, химические формулы, различные концепции и теории представляют собой лишь отдельные попытки увязать (достоверно или искаженно) многочисленные раздельные явления, процессы, уровни мироздания в некоторую целостную компактную картину. Выступая островками, количество их остается все еще вели-

ким. Так, в словаре русского языка В.И.Даля растолковано свыше 200 тысяч слов и приведено 30 тысяч пословиц.

Как видим, до фундаментального согласования и обобщения многочисленных социальных генов и составления развитого объединенного социального генома человечества еще далековато. Наряду с поиском новых оснований и изобретением свертывающих и обобщающих средств (понятий), люди избрали и другой путь. Они стали сопрягать отдельные социальные гены в ниточку - предложения, последовательность которых составляла уже текст, содержащий и отражающий сложные события, их динамику. И вот пред вами предстает печально-величественная повесть о внезапно вспых-нувшейся любви (сил объединения) между Ромео и Джульеттой на фоне ненависти (сил обособления) семей Монтекки и Капулетти, составленная из всего двух с половиной десятков букв алфавита. И т. д.

Так, подобно гигантским молекулам биогенома, в социогеноме стали складываться гипертексты, в которых отдельные укрупненные социальные гены начали выделяться абзацами, законченные фрагменты параграфами, главами, разделами, существенные генетические основания - подчеркиванием, жирным шрифтом и тому подобными социально согласованными средствами. В качестве некоторых средств обобщения последовательно излагаемой темы были придуманы оглавления, аннотации, резюме, таблицы, диаграммы, граф-схемы и т. п. Аналогично дело обстояло с устной речью.

Рассматривая соотношение и взаимопереходы внешнего и внутреннего, мы должны признать, что внешнее социальное выражение вынужденно ущербное. Внутренние переживания во всей полноте невозможно вынести, потому что любая мысль состоит из сенсорных слепков и интеллектуальных процессов. Поэтому люди, пытаясь согласовать внешнее и внутреннее, навести мост между ними, выработали так называемые символы. Они представляют собой связующее звено, фактуру между сенсорикой и интеллектом. То есть, наряду с чувственным аспектом, символ имеет также смысловой аспект. В символе схвачены (согласованы) начальные и конечные звенья, что удерживает внутреннее содержание вместе и создает впечатление цельности и укрупненности. Именно этот аспект взывает к нашему пониманию и побуждает нас к размышлению, что и составляет собственно интеллектуальный аспект. Беря свое начало от сенсорного ощущения, он что-то обозначает и требует интерпретации, т. е. новых согласований. Эти два аспекта, - сенсорный и интеллектуальный, - действуя в символе совместно, составляют его специфический характер. Вовлекая в свой процесс функции разных структур мозга, он ассоциативно более богат, чем, скажем, чисто словесное мышление. Человек, оперируя в своем внутреннем плане образами, может за единицу времени согласовать в миллионы раз больше информации, чем, оперируя словами. Поэтому образы, как мы полагаем, осуществляются в квантовой сети и тем самым они начисто элиминируются. И, наоборот, специфически подбираемые сенсорные сигналы, будучи воспринятыми мозгом, мгновенно в нем оживают и наполняются той

или иной образно-интеллектуальной половиной. Более того, со временем появились специфические виды социального творчества, которые начали специализироваться на этом свойстве мозга. В качестве примера можно привести картины Малевича, Чюрлениса, музыку Скрябина, Жан Мишель Жар, стихи В. Хлебникова, К. Кедрова и т. д.

Заблуждениям в непознаваемости и отсутствии единой, объективной логики в рассматриваемой сфере могли способствовать само множество внешних социальных оснований (латиница, кириллица, арабская вязь и т. п.), а также множество социальных генов (слов) в одном и том же языке, обозначающих один и тот же предмет. И, наоборот, когда одним словом называют множество предметов из разных областей. Не устоявшийся, мнимый случайный характер и есть существенный показатель внешнего генетического процесса, вначале поиска человеческими особями путем проб и ошибок различных вариантов оснований и собственно генов, а затем выбора из них оптимального посредством всеобщего социального согласования.

Поэтому закономерно, что продолжительно общающиеся группы и довольно многочисленные сообщества, подвергаясь особенностям разных условий существования, вырабатывают свои специфические системы восприятия мира и соответствующие средства артикулирования. Возникают своеобразные генетические преграды и назревает потребность в единых обобщенных социальных основаниях для всего Человечества. Отмеченные моменты предполагают процесс осознанного и целенаправленного согласования не только между индивидами, но и более крупными образованьями: этносами, народностями, нациями, государствами и странами путем компромиссов и достижения консенсуса.

В ходе социального соглашения и достижения консенсуса индивидуальные (а затем и коллективные) реакции на определенные стимулы окружающей среды, а также внешние материализованные условные обозначения (символы) приводятся в соответствие и становятся едиными социальными генами. В целом, сущностной стороной собственно социальной генетики является постепенный перевод всей сенсомоторной информации, получаемой человеком от объективной действительности, в «очеловеченную» форму. Фактически происходит полное преобразование стимулов объективной действительности в социальные гены как в наиболее удобную форму и скорый способ воссоздания (развертывания) их в мозгу современников и последующих поколений людей для составления из них посредством разнообразных комбинаций и всесторонних согласований в конечном счете единый социогеном.

Но люди не только терпеливо из поколения в поколение фиксировали, собирали и обобщали эти сведения об окружающей среде, а некоторые из них использовались ими для социальных преобразований и/или апробировались в научных целях. Человек, вбирая в свой мозг социальный генетический материал, получает возможность произвольно, избирательно осуществлять необходимые согласования, а при необходимости, благодаря от-

крытому характеру, - добирать нужные гены из других источников, а также выявлять их в специальных познавательных процедурах. Внутренний план согласований расширяется и дополняется внешним планом. Открывается простор биплановому обмену и согласованию как самих социальных оснований, так и социальных генов, их творчеству во множестве и выбору оптимально согласующихся. Возникают предметы материальной и духовной культуры. При данных условиях открывались возможности коллективного многократного обобщения и приумножения последних. Воспроизводясь в каждом субъекте, служа средством их общения и взаимодействия, предметом обогащения и развития, социогеном определяет статус каждого человека в социуме и одновременно разворачивает «морфологию» и определяет «физиологию» всего Человечества как новой общности. В результате социогеном как генетический материал, определяющий строение, функционирование и развитие Человечества, предстает как сообщающиеся сосуды в двух ипостасях: индивидуальное - коллективное, внутреннее - внешнее, биологическое - социальное, вызывая к жизни различные циклические процессы: интериоризация - экстериоризация, свертывание - развертывание, обобщение - детализация, анализ - синтез, идеализация - материализация и т. п., порождая образовательные и научно-познавательные процедуры и различные виды социального творчества.

Данный эволюционный факт послужил делению окружающей среды на натуральную и очеловеченную, искусственную. В качестве средства, отражающего мир и выражающего свои впечатления от него, используется все тело человека в целом. Так оказываются востребованы все виды социального творчества (литература, поэзия, живопись, хореография, музыка, пение, пантомимика и т. д.). Человек соткан весь из самочувствования и самопроявления объективной действительности, стремится к синкретич-ности и нерасчлененной тотальности. В правильности форм космоса, во взаимной согласованности событий начинают проявляться истина, красота, соразмерность и генетическая определенность окружающего мира. В итоге стала возможна триада процессов и их сфер функционирования: познание - переживание - оценка; наука - искусство - мораль.

При этом согласование отношений в симбиозе человечества и окружающей среды применительно к разным структурным единицам (и планам) составляет специфические области. Применительно к самому себе - эстетика, к другим особям - этика, к природе - экология, к производству - экономика, к государству - право и т. д.

Отмечаемые две линии социального отражения (первой и второй природы) постоянно находятся во взаимодействии между собой и приводятся в некое соответствие. Выделяемые особенности социогенома хорошо согласуются с известными философскими понятиями: историческое - логическое, абстрактное - конкретное, индивидуальное - коллективное, материальное - идеальное, сенсорное - интеллектуальное и составляют им объективную базу. Поиск единства в многообразии генов укладывается в метод восхождения от абстрактного к конкретному.

В этой связи и внутренний план также стал бинарным: сенсорным и образным. Более того, само строение новой коры было бинарным в виде левого и правого полушарий с идентичными представительствами органов рецепции, а также всего тела человека. Эти полушария связаны так называемым мозолистым телом и ведут непрерывный обмен информацией и специализируются на определенных способах их обработки. Другими словами, новая кора позволяет особям производить все те операции (так называемые рекомбинации, замены, дополнения, свертывания, развертывания, обобщения и т. п.), которые были присущи молекуле ДНК в биологическом наследовании, но в гораздо возросших объемах, разновидностях и скоростях. В целом данный внутренний обмен социальными генами может и должен быть интерпретирован как закручивание двойной дубль суперспирали своеобразной социальной «ДНК», одну ветвь которой составляет бинарная новая кора мозга, а другую - бинарная окружающая среда.

Мозг, его новая кора - это действительно ярко выраженное средоточие пограничного пункта, в котором сходятся все поставляемые посредством органов чувств импульсы окружающей среды и социальные вирусы и подвергаются серьезному обобщению. Экспериментальные данные свидетельствуют о расщеплении первичных раздражений на ряд мелких фрагментов в одном (IV) слое коры, затем о передаче их в другие слои и отделы, в которых осуществляется объединение элементов по тем или иным признакам и происходит или восстановление исходного сенсорного слепка, или составление некоего образа. Данный процесс можно квалифицировать как каждый раз повторяющееся воспроизведение пройденных этапов структурного строительства и суммирование к основным вехам некоторого нового, всесторонне согласованного наращения. Вот эта естественная циркуляция суммарного потока импульсов в ограниченном контуре нейронных сетей так или иначе дублируется посредством встроенных в нейроны микротрубочек в квантовом поле (подобное предположение выдвинули Ст. Ха-мерофф, Р. Пенроуз и вне такого допуска невозможно никак доказать огромные масштабы и колоссальную быстроту обработки импульсов в новой коре). И, таким образом, интеллектуальный образ представляет собой продукт совместной работы нейронных и квантовых сетей, между которыми проходит пограничная полоса. Если это взаимодействие на стороне нейронной сети актуализируется образами объективной действительности, то на стороне квантовой сети отзывается некоторым «бульоном» и вспомогательными квантовыми новообразованиями. Усиленная интеллектуальная работа может привести к росту концентрации квантового «бульона», в котором постепенно могут быть выработаны устойчивые и автономные структурные новообразования. При актуализации нейронной структуры возбуждается соответствующая квантовая структура (посредством так называемых молекул-димеров) и происходит наполнение образа, появляются возможности скоростных преобразований и поиска вариантов необходимых согласований. Поэтому потенции интеллектики закрепляются не столько в сина-

птических межнейронных связях, а сколько во внутренней специфической структуре микротрубочек. Достаточно бывает одного сенсорного сигнала, чтобы образ воскрес и начался интеллектуальный процесс. И, наоборот, при определенных жизненных коллизиях, клинической смерти, травмах, фармацевтических пробах и специальной тренировке отдельные события через квантовое поле могут актуализироваться в нейронной сети и предстать некой сенсорной картиной.

В этой связи надо вспомнить, наконец, фундаментальное положение о различных формах движения материи и переходах между ними. И вполне может подтвердиться наше предположение об эстафетной сути социогенома, и что он в нашем идеализированном понимании как средства обеспечения гармоничного и стабильного функционирования человеческого общества неосуществим. Стабильное функционирование цивилизации в равновесии с объективной действительностью без побочных эффектов означало бы консервацию биосоциальной формы материи, прерывание хода ее дальнейшего развития. Тем самым осознание данного объективного факта и дерзновенное посягательство на самые основы устройства мироздания, направленное на стабилизацию биосоциальной формы материи, могли бы составить сверхзадачу и человеческий смысл развития цивилизации.

Отмеченное выше может указывать только на то, что для эволюции материи значение имеют не сами по себе человеческие переживания и не собственно содержание и благополучие человеческих объединений, а складывающееся разнообразие, плотность и интенсивность обмена и обработки социальных генов. Это условие реализуется в любом случае и не нуждается в своем специальном осознании. Снисходительная и долготерпеливая природа никогда не вкладывала фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, не нужно и отвечать. Чем выше «давление жизни», тем лучше для эволюции.

«Давление жизни» достигло критической отметки. Уже сегодня очевидны угрожающие симптомы нарушения равновесия между человечеством и окружающей его экологической средой - биосферой. Проблема загрязнения атмосферы, мирового океана и внутреннего водоема, почвы и растений становится актуальной и чрезвычайно острой.

В то же время о нарождении новой формы движения материи могут свидетельствовать отдельные современные феномены, проявляемые в обыденной жизни и именуемые НЛО, полтергейсты и т. п., которые ввергают ныне человечество в тихий ужас. Квалифицируя их как аномальные явления, люди не могут представить себе то, что эти новообразования - прямое следствие функционирования и растущей мощи человеческого интеллекта. Наш мозг, способствуя через квантовое внутреннее тело (внутримозго-вое) возникновению автономных устойчивых квантовых «аминокислот» и «нуклеотидов», встречается с той же самой тенденцией составления из них генов и геномов, отражающих существующую и порождающих новую действительность. Поэтому неудивительно, что квантовые геномы демонс-

трируют просто чудеса и огромные возможности динамичного пространственно-временного структурообразования. За отдельными квантовыми новообразованиями, попадающими в наше оптическое окно, мы наблюдаем в последние десятилетия достаточно часто и с большим изумлением.

Так на авансцену выходит как бы побочный эффект - эстафетная передача усложняющегося структурообразования иным элементам (структурам) материи. В то время как складывающийся в обществе социогеном есть необходимое условие устойчивого формирования и интенсивного функционирования индивидуальных очагов интеллекта. Эффект в виде некоторого «бульона» квантовых новообразований только на первый взгляд кажется побочным, а на самом деле он составляет очередную веху в эстафетной передаче усложняющейся структурной организации посредством встроенных тел, работающих как трансформаторы на границе между пространством и временем. И работа этой трансформаторной будки, думается, выходит на полную мощность.

Из всего сказанного применительно нашей проблемы следует вывод о том, что социогеном образуется и развивается только в голове человека, а социальная память есть внешнее промежуточное закодированное его состояние. И наша высшая задача может состоять в переводе становящегося социогенома в точке бифуркации из условия устойчивого структурообразования в квантовой половине материи в условие устойчивого функционирования собственно человеческой цивилизации, нейтрализуя побочные эффекты.

Отметим также, что формирование социогенома и развертывание оптимального тела Человечества не могут считаться на сегодня удовлетворительно решенными. Многие важные внутренние органы Человечества находятся на стадии лишь актуализации и эмпирического конструирования. Прежде всего, те особи и их сообщества, выдвигаемые в качестве объединенного мозга и призванные крепить единство и обеспечивать нормальное развитие тела Человечества, отразили окружающую среду, объективную действительность, собственно биосоциальную форму движения материи с очень большими и серьезными искажениями. В итоге тело Человечества на сегодня раздирают этнические, религиозные распри, социально-бытовые конфликты и войны. Планомерное обновление особей, биологическое воспроизводство населения как клеток тела Человечества пущено на самотек. Бесконтрольное их размножение довольно часто завершается злокачественными образованьями. Сильными оказались социальные стереотипы (геномы), выработанные еще на заре человеческой истории. Это обстоятельство оставляет образовательный процесс и соответствующую профессиональную группу на низком уровне функционирования и не позволяет сформировать у вновь рождаемых биологических особей широкий и основательный социальный статус, способствующий им в последующем легко встраиваться в тело Человечества, занять свободные социальные ниши. Устойчивость функционирования тела Человечества не подкрепляется также сбалансиро-

ванным и полноценным питанием. Неразвитыми остаются иммунозащит-ные механизмы, клетки-киллеры (социальные мутанты) имеют возможности свободно проникать в любые органы тела. Органы распознания, коррекции и утилизации, руководствуясь мифами и искаженными понятиями о развитии материи, не способствуют своевременному очищению организма Человечества от социальных шлаков, «отморозков», и прочих негативных явлений.

Все приведенные факты и предпринимаемые людьми усилия свидетельствуют о том, что тело Человечества пытается также выработать в себе встроенные тела и органы, ведет поиск оптимального соотношения между ними. Мы являемся участниками и свидетелями данного глобального социального процесса. Гипертрофия одних органов, маломощность вторых и забвение третьих служб, главное, отсутствие самой руководящей идеи социогенома служат серьезным тормозом на пути развития полноценного тела Человечества, обрекают последнее на эмпирический способ проектирования и совершенствования посредством бесконечных проб и ошибок. При этом исходный путь проб и ошибок, эмпирическая притирка (бытовое соглашение) социальных генов друг к другу актуализирует необходимость социального проектирования, изобретательства, экспериментальной проверки на адекватность и постепенно уступают сознательному составлению геномов действительности. Гениальные догадки данной перспективы получили названия: ноосфера (Вернадский), точка Омега (Тейяр де Шарден), сверхсознание, сверхжизнь (русские философы-космисты), виртуальная реальность ит.д.

Объективно существующий и стихийно развивающийся социогеном так или иначе касался и был предметом изучения многих ныне известных отраслей науки. Предлагаемая интерпретация представленного явления поможет ученым, концентрировавшим свое внимание как на телесной половине человека (анатомам, биологам, нейрофизиологам, медикам и прежде всего генетикам), так и специализировавшимся на духовной его стороне (психологам, социологам, историкам, политологам и, конечно, педагогам) по-новому взглянуть на свои проблемы и изучать их как целостно-бинарное в контексте био- и социогеномов. Не окажется бесполезным данный взгляд на вещи лингвистам, разработчикам искусственного интеллекта, людям, занятым в разных видах социального творчества. Однако дальнейшее развитие и углубленное изучение данного феномена нуждается в специальной отрасли науки - социальной генетике.

В этой связи социогеном, являясь младшим братом биогенома, по мере своего развития берет на себя не только исходную роль доформировыва-ния органа Интеллекта и образования основы Личности у каждой особи человеческой популяции, но и все остальные функции биогенома, но применительно ко всему Человечеству. Другими словами, архитектура тела Человечества, номенклатура, строение, состав, функциональные обязанности органов и служб, призванных обеспечить устойчивое существование и раз-

витие людей как новой общности, начинают определяться и будут формироваться социогеномом, включая сознательное регулирование численности особей, продолжительности их активного функционирования, частоты обновления и многие другие обменные процессы, т. е. касаясь всех тех задач, исполнявшихся биогеномом применительно к морфологии и физиологии тела отдельного человека.

Эмпирические попытки решить эту задачу в рамках отдельных стран, континентов неизбежно наталкиваются на выяснение отношений между ними, порой приводящие к противостоянию и взаимному уничтожению. Безудержный индивидуализм и механический коллективизм, абстрактные рассуждения о взаимодействии личности и общества, о преимуществах коммунистического или капиталистического устройства последнего, как видим, далеки от истинного понимания и конструктивного разрешения вне рамок социогенома. Планета Земля способна взрастить и содержать только одно тело Человечества. Осознание данного факта как бы не оказалось запоздалым.

Завершая, отметим, что до сего дня отсутствует сама идея генетического родства, развития и преобразования биогенома в социогеном, не раскрыта эволюционная суть и того, и другого новообразования. Отправной точкой решения данной глобальной, общечеловеческой проблемы должно быть, прежде всего, признание правомерности обоснования самой идеи, а затем объективного факта существования социогенома и притом не на правах далекого и бедного родственника, а законного наследника биогенома в качестве его детища или младшего брата. Социогеном представляет собой продолжение биогенома и является качественно новым этапом по углубленному и детальнейшему отражению очередным внутренним телом актуального состояния окружающей среды. Они существуют в человеке только в паре, бинарно как телесное и духовное, химико-молекулярное и социально-интеллектуальное. Если бы эта пара в биогеноме лишилась соответствующего связующего звена - гена развертывания новой коры головного мозга, то ущербно рожденный ребенок (анэнцефалия), существуя в социуме, натуральным образом выпадал бы из него. И, наоборот, нормальный, биологически полноценный ребенок, лишенный человеческого окружения (дети-маугли), не становятся собственно человеком. Эта пара геномов есть одновременно средство, способ, механизм самосохранения, самовоспроизведения и саморазвития Человечества. Проведенный теоретический анализ данных биосоциальной формы движения материи с учетом предыдущих этапов позволяет выдвигать такую точку зрения. Памятуя при этом о том, что из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей - самая важная (Дж. Томсон).

Дальнейшие успехи и судьба Человечества целиком зависят от верного осознания этого феномена и строго научной организации образовательных мер, что нуждается в фундаментальной теории образования. Генеральный путь образовательной селекции - это путь от слепого, спонтанного участия

всех предметов и образов окружающей среды в формировании органа интеллекта к сознательному конструированию их геномов - моделей многомерного представления и анализа знаний о действительности.

Мир завершает себя лишь в той мере, в какой он выражается в систематическом кодировании и осознанном восприятии. Венец эволюции на биосоциальном этапе движения материи - в высшем акте коллективного видения, достигаемого путем всечеловеческого стремления исследовать и согласовывать действительность. Вся наша жизнь - сплошной многоуровневый генетический процесс. И от Человечества зависит, на что будет направлен этот бесценный дар эволюции материи.

Библиографический список

1. Терегулов, Ф. Ш. Феномен социогенома [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Педагогика. 2001. - № 8.

2. Терегулов, Ф. Ш. Материя и ее сознание. [Текст] / Ф. Ш. Терегулов - М.: Народное образование. 2002. - 304 с.

3. Терегулов, Ф. Ш. Формула социогенома [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Вестник АН РБ. 2002. - № 4.

4. Терегулов, Ф. Ш. Трудности на пути изучения и общественного признания социогенома [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Практическая психология и логопедия. -2003. - № 1-2.

5. Терегулов, Ф. Ш. Наука не терпит приблизительности [Текст] / Ф. Ш. Терегулов// Народное образование. - 2000. - № 6.

6. Терегулов, Ф. Ш. Образование как смысл человеческой жизни [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Народное образование. - 2001. № 1.

7. Терегулов, Ф. Ш. Образование третьего тысячелетия [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Образование в современной школе. - 2000. - № 8.

8. Терегулов, Ф. Ш. «Патентная» формула многомерного Интеллекта [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Школьные технологии. - 2001. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.