Научная статья на тему 'Социоантропологические взгляды г. Гессе'

Социоантропологические взгляды г. Гессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1368
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ПРИРОДА / КУЛЬТУРА / ДУАЛИЗМ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / ДВОЕМИРИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / А HUMAN / DUALITY OF THE PERSON'S INNER WORLD / PERSONALITY / NATURE / CULTURE / DUALISM / CRISIS OF IDENTITY / A HUMANITARIAN IDEAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рожкова Н. В.

В статье рассматриваются взгляды Германа Гессе на соотношение в человеке инстинктивного и духовного начал, проблему личности и её социокультурной идентичности, а также на характер жизнедеятельности человека в контексте современной культуры. В статье затронуты проблемы значимости нравственного идеала и отражено глубокое уважение Германа Гессе к творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ANTROPOLOGICAL VIEWS OF GERMAN GESSE

German Gesses views on correlation of humans instinctive and spiritual sources, the problem of personality and its sociocultural identity as well as characteristics of the human life and activity in conditions of modern culture are considered in this article. The article brings up the problems of significance of moral ideals, and reflects German Gesses deep respect for creative work as an inalienable characteristic of a human being.

Текст научной работы на тему «Социоантропологические взгляды г. Гессе»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Н.В. РОЖКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Орловского государственного аграрного университета

Тел. 8-910-302-48-09; more-nz@rambler.ru

СОЦИОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г. ГЕССЕ

В статье рассматриваются взгляды Германа Гессе на соотношение в человеке инстинктивного и духовного начал, проблему личности и её социокультурной идентичности, а также на характер жизнедеятельности человека в контексте современной культуры. В статье затронуты проблемы значимости нравственного идеала и отражено глубокое уважение Германа Гессе к творческой деятельности.

Ключевые слова: человек, личность, природа, культура, дуализм, кризис идентичности, двоемирие, гуманистический идеал.

История философии - это своеобразная и чрезвычайно длительная детективная ситуация с достаточно точно сформулированными вопросами, один из которых человечество задаёт себе с завидным упорством. И вопрос этот - о сущности и предназначении человека, что в общем-то одно и то же. Ответы находятся самые разные -от на первый взгляд наивных до неожиданно всесторонних, но... Ответов множество, и ответа нет. Поэтому лучшие представители интеллектуальной и эстетической элиты всех времён и народов штурмуют вершину с надписью «Человек», чтобы убедиться, что до пика ещё далеко. Как раз это восхождение, эти поиски во многом определяют и демонстрируют единство человечества: «Существует имманентное смысловое поле, которое объединяет всех мыслящих. Принадлежность к этому полю не означает непременного понимания чего-либо в одном смысле, она означает, что смысл просто есть и есть стремление к нему»1.

В творчестве немецкого писателя и мыслителя Германа Гессе читатель встречает намёки и ироничные характеристики, описания чисто житейских ситуаций, поднимающиеся до уровня обобщений, наблюдения и дефиниции, касающиеся сложной и в значительной мере непроницаемой природы человека. Богатый социокультурный опыт писателя, пережившего две мировые войны, личные неурядицы и творческие кризисы, дополняется постоянным стремлением разобраться в самом себе и позволяет дописать несколько строк в «Книге жалоб и предложений», коей и является философия.

Один из аспектов этих многолетних размышлений реализуется в попытке Г. Гессе разобраться в соотношении и характере взаимодействия собственно человеческого и животного в человеке. Став свидетелем «великого и ужасного» военного сумасшествия в 40-е годы 20-го века, потеряв друзей и близких, а также возможность издавать свои книги сначала в Германии, а затем почти во всей Европе, Гессе невольно восклицает в одном из писем к Томасу Манну (в 1942 году): «Сколько зверства и сколько простодушия в человеке!»2. Мотив «животности» перекликается с оценками результатов человеческой активности, которые суть культура и цивилизация. Гессе не просто констатирует наличие и мощь инстинктов, он утверждает, что существует тесная связь между характером культуры и теми ограничительно-регулятивными функциями, которые она призвана выполнять: «Каждый из инстинктов время от времени прорывается наружу. Каждый из них. не так уж плох, не хуже любых других, вот только у всякой эпохи и всякой культуры существуют инстинкты, которых опасаются и которые преследуют больше других»3. «Заполненность» человека животным нача-

© Н.В. Рожкова

—— —

лом, прамиром, периодически прорывающимися в жесточайших припадках эгоизма, не позволяет победить или обойти инстинкт. Слой культуры слишком тонок, хотя животное подавляется и изгоняется с самого детства, но окончательная победа невозможна. В истории философии и антропологии идея силы в человеке инстинктивной составляющей не является всеобщей. Так, Н. Хомский в своей «Картезианской лингвистике» вслед за И.Г. Гердером пишет о слабости инстинкта как важном человеческом свойстве и цитирует принцип Ламетри в качестве универсального закона природы: «. чем больше животные выигрывают в отношении разумности, тем больше теряют они в отношении инстинкта»4. Но Герман Гессе имел другую точку зрения на эту проблему.

Культура как «попытка одомашнить человека»5 не должна ставить однозначную и противоестественную цель - убить инстинкт - хотя бы потому, что это приведёт и к смерти самого человека. Г. Гессе в своих размышлениях о творчестве Ф.М. Достоевского, близкого ему не по форме или взглядам, а по глубине проникновения в психику и судьбу человека, оценивает роль животных механизмов и энергий вовсе не отрицательно. Хаотичность и животная сила, царящие порой в человеческих душах не всегда носят деструктивный характер, так как являются инструментом преобразования культуры и общества: «Стоит придать прорвавшемуся наружу древнему инстинкту новое направление, новое имя, новый свод ценностей - как возникнут корни новой культуры, нового порядка, новой морали»6. В этом случае культура предстаёт не противолежащей инстинкту силой, а его продолжением, способом трансформирования и реализации. Задача человека и человеческих сообществ в таком случае состоит в осознании и овладении природными потоками. Ведь при противопоставлении природного и культурного в человеке, при попытках (наивных и безнадёжных) побороть природное начало, например, путём аскезы, навязывания жёстких моральных норм разрушается сама жизнь, тормозится развитие: «Только человек и укрощённое им домашнее животное обречены на то, чтобы заглушать в себе голос жизни и роста, следуя неким законам, выдуманным людьми и время от времени нарушаемым и изменяемым этими же людьми»7.

В рассказе «Человек по фамилии Циглер» герой благодаря магии начинает понимать язык зве-

рей, но не может с ними пообщаться, так как животные его презирают как «создание ничтожное, смехотворное и отвратительное»8. Там, где животные в неволе проявляют достоинство, силу и чувство юмора, человек оказывается низким и слабым: «Он слышал голоса, ловил движения, жесты и взгляды, но, поскольку видел это теперь словно бы глазами зверя, то не находил ничего, кроме вырождения, в этом притворяющемся и лгущем, но красивом обществе животноподобных существ, представляющих собой пёструю смесь из всех видов животных»9. Животное даже может выступить в роли судьи, как это произошло в повести «Путешествие в Страну Востока», где пёс по имени Неккер облаял главного героя, и это стало решающим аргументом на суде, ведь эта тварь Божья - самый неподкупный из всех, способных охарактеризовать человека.

Наиболее целостную попытку разобраться с животным началом в человеке Герман Гессе предпринимает в романе «Степной волк», одном из культовых произведений 20 века. Роман автобиографичен не только по отношению к конкретному человеку, автору, это роман о герое своего времени, точнее, безвременья, кризиса буржуазно-христианской культуры первой половины 20 века. В романе автор проводит «очную ставку» между человеком и тем животным, с которым себя ассоциирует - степным волком-одиночкой, вечно рыскающим в поисках себя истинного и ищущим объяснение своей судьбе. Герой, чувствующий себя то волком, то человеком, переживает не просто внутренний разлад или конфликт животной (природной, инстинктивной) и человеческой (духовной) составляющих. Их противоборство делает Г.Г. (Гарри Галлера и/или Германа Гессе ?) несчастным и оди -ноким, так как люди могут воспринимать лишь одну ипостась Степного волка - либо животную, либо человеческую.

Возможно, в данном случае речь может идти о скрытой полемике с христианством: преодоление тварной природы, возвышение духовного начала в человеке предполагают победу над инстинктами, воцарение культурной и цивилизационной составляющих. Волчья злость и стремление к полной независимости возникают у героя повествования как естественная реакция на мещанское бытие общества. Художественный приём, использованный Г. Гессе, может показаться несколько примитивным: человек и волк как извечные враги

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

сходятся в рамках одной личности, чтобы выяснить, кто же сильнее. Победа животного начала автоматически предполагала бы отрицание и разрушение всех достижений в области культуры за простой ненадобностью, полное подавление инстинктивного выхолостило бы жизненные импульсы, позволяющие человеку и человечеству двигаться вперёд.

Поэтому автор моделирует ситуацию, позволяющую читателям проникнуться трагизмом судьбы Степного волка и ему подобных. Читатель попадает в магический театр, предварительно заглянув в волшебное зеркало: «. я увидел жуткую, внутренне кипящую и мятущуюся картину -самого себя, Гарри Галлера, а внутри этого Гарри -степного волка, дикого, прекрасного, но растерянного и испуганно глядящего волка, в глазах кото -рого вспыхивали то злость, то печаль, и этот кон -тур волка не переставал литься сквозь Гарри - так .две струи пожирают одна другую в неизбывной тоске по окончательной форме»10. Итак, человек, родившись на пересечении природных инстинктов, задатков, свойств и надприрод-ных духовно-творческих импульсов, вынужденно ищет в ходе культурно-созидательной деятельности идеальную, гармоничную форму соотношения в себе двух начал, безжалостно и недальновидно противопоставленных европейской религиозно-философской традицией. Культура как форма существования и функционирования человека в сознании Г. Гессе не исключает инстинктивно-биологических механизмов: «Разделение на волка и человека, на инстинкт и Дух - это очень грубое упрощение, это насилие над действительностью ради доходчивого, но неверного объяснения противоречий, обнаруженных в себе этим человеком и кажущихся ему источником немалых страданий»11. Глобальный экологический кризис показал несостоятельность рождённого философией эпохи Просвещения противопоставления натуры и культуры: воспринимая природу как внешнюю среду, человек оценил её как весьма интересный объект для исследования и манипуляций. Природа же суть внутри человека, его неотъемлемая составляющая. Автор сознательно высмеивает и размывает грани между разными философскими системами, между мужчиной и женщиной, духовным и инстинктивным ради одной цели: доказать читателю, живущему в сложно-структурированном мире, что и этот мир, и сам человек целостны и непротиворечивы.

Пространство магического театра в романе «Степной волк» является средой реализации полового, социокультурного и животно-духовного синкретизма человека. Гарри и его внутренний волк оказываются в зеркальном помещении, что само по себе достаточно специфично. М.М. Бахтин в своей книге «Эстетика словесного творчества» описывает механизмы самовосприятия, когда человек (персонаж) смотрит на себя в зеркало. В частности, Бахтин подчёркивает, что перед зеркалом происходит некое вживание в неопределённого другого, «с помощью которого мы и пытаемся найти ценностную позицию по отношению к себе, из другого пытаемся оживить и оформить себя»12. Вот этот мучительный процесс саомо-оформления и является главной эстетической задачей для Гессе в романе «Степной волк». Одержимость чужой душой, о которой пишет М.М. Бахтин, для Гессе принципиальный момент, позволяющий ему вести с читателем разговор о сложности и относительности понятия «личность».

Проблема сущности «я», проблема самоопределения личности, её самосознания и рефлексии подробно рассмотрена в книге П. А. Сапронова «Я»: онтология личного местоимения». Перебирая кон -цепции разных авторов, автор прослеживает становление и наполнение содержания «я» в истории философии, находит разломы и противоречия, вза-имоперетекания и взаимопереходы разных концепций и школ. В частности, анализируя позицию И. Канта, Сапронов отмечает не просто текучесть и противоречивость «я»: «По Канту, мы способны наделять себя одним и тем же «я», при том, что мы уже другие, более того - это уже совсем и не мы, главное, лишь бы в нас сохранялось прежнее наполнение, мысли»13. В ходе общения происходит передача «от одной субстанции к другой» разных состояний вместе с сознанием, т.е. идёт непрерывный процесс накопления личностей в «я», их переконфигурирование и в какой-то степени вза-имоотрицание. Наличие в «я» некоего бессознательного начала, «направляющего собой «я» в качестве мышления и погружающего его в иллюзии по поводу самого себя»14, проиллюстрировано в произведениях Г. Гессе.

В романе «Степной волк» Гессе размыкает и изучает пространство собственной личности (роман автобиографичен сюжетно и сущностно), даёт неожиданную оценку её свойствам. Читатель уз-

наёт, что главный герой «. состоит не из двух натур, а из сотен, из тысяч. Его жизнь (как жизнь каждого человека) вершится не между только двумя полюсами, такими, как инстинкт и Дух или святой и развратник, он вершится между несметными тысячами полярных противоположностей»15. Говоря об «иллюзии единства личности», о «клубке из множества я», Гессе не только следует за античной философией и И. Кантом, он предлагает не воспринимать человека через призму устоявшихся формул и определений: всё гораздо сложнее и противоречивее! Ведь человек прежде всего - существо развивающееся, он описан Г. Гессе как «. некая попытка, некий переход, опасный мостик между природой и Духом. К Духу, к Богу влечёт его сокровеннейшее призвание, назад к матери-природе - глубиннейшая тоска», поэтому человек вынужден всю жизнь метаться между этими и многими другими полюсами «в страхе и трепете»16. (т. 2, 247). Безусловно, в пространственном отношении мост - это переход, способ соединения, поэтому все попытки уничтожить, подавить одну сторону за счёт другой искажают и уничтожают сами возможности воссоединения духовного и природного, в чём только и можно предполагать смысл человеческого существования. Таким образом, инстинктивно-духовный дуализм человека осознаётся великим немецким писателем не столько как имманентное свойство, сколько как цель социокультурной творческой деятельности.

При этом Г. Гессе вовсе не отрицает сосуществования и противоборства в человеке таких категорий (оцениваемых писателем как весьма относительные), как добро и зло: «Человек способен на великие взлёты и великое свинство, он может возвыситься до полубога и опуститься до по-лудьявола; но, совершив что-то довольно-таки великое или довольно-таки мерзкое, он всегда становится на ноги и возвращается к своей мере, и за взмахом маятника к дикости и бесовству неизменно следует взмах в противоположную сторону, следует неукоснительно присущая человеку тоска по мере и ладу»11. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от многих и многих произведений современного искусства книги и письма Гессе содержат разнообразные высказывания о том, что прекрасное, светлое, духовное в человеке действительно вечно и неуничтожимо, что оно более реально, чем любая война, любые лишения. По его

мнению, страдания и боль приводят человека к необходимости познания меры собственного добра и зла, а также возрождают попытки уладить внутренние и общественные конфликты и противоречия.

Современная культура, отнесённая В.Н. Фино-гентовым к типу полицентрических, имеет и ряд достоинств, и некоторые слабые стороны. Так, «. в значительной мере разрушается прежняя интегрированность, целостность культуры. Становится реальной опасность распада культуры на слабо связанные между собой секторы», между которыми к тому же «возникает своего рода соревнование на предмет их влияния на общественную и частную жизнь человека»18. Полицентрическая культура, где разные секторы, составляющие культуры, не доминируют однозначно, а взаимно дополняют друг друга, влияет и на характер личности. Столкновение и взаимодействие разных мнений, ценностей, мировоззренческих установок своеобразно влияет на современного человека: отсутствие или неявность социокультурной доминанты часто приводит не к повышению темпов духовного роста, а к распаду и внутренним конфликтам, которые и показаны в романе «Степной волк». Если сопоставить содержание романа и современную социокультурную ситуацию, становится понятным, что Герман Гессе предсказал мультиличност-ность современного человека. Раскрывая сущность личности, П.А. Сапронов пишет о её сложной структуре так: «Она всегда едина, поскольку в ней «я есть я», но она же и многообразна. Многообразие личности в её образах. Они же - это реальность не только вот этой личности, но точно так же и других воспринимающих её личностей. Она действительно много-образ-на»19.

Много-образность личности отражается и в характере социального бытия, и в искусстве, и в образовании. Сегодня близкий к массовому характеру приобретают случаи, когда люди ведут двойную, а иногда и тройную жизнь. То, что раньше было характерно для разведчиков, сегодня распространяется с быстротой лесного пожара. Маркером подобной ситуации можно считать и некоторые произведения массовой культуры, персонажи которой (Бэтмены, Человеки-пауки, Маски, спеца-генты и т.д.), по сути, страдают раздвоением личности. Показательны и некоторые книги, например, исследование Джейн Шинонды Болен «Богини в каждой женщине», представляющей этапы разви-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

тия сознания современницы как постоянный конфликт архетипических персонажей - богинь, входивших в древнегреческий пантеон. Интересна и книга Эстес «Бегущая с волками», в которой не только представлен богатый материал-анализ архетипических «женских» ситуаций в сказках, легендах, эпосе разных народов, но и предложены способы пробуждения в себе инстинктивно-природных механизмов. В своём эссе «Упаковка аффектов» А. Секацкий указывает на то, что «оборот-ничество как среди вещей, так и среди субъектов становится всё более распространённым. И кинофантастика нащупала игру. «угадай человека» - в ней по предъявленным тактам поведения необходимо определить, кто перед тобой»20. Налицо, на мой взгляд, острая проблема самоидентификации, которую современный человек либо не может решить, либо решает неэффективно, неокончательно.

По мнению А.Ю. Шеманова, сегодня человек уже не воспринимается ни как представитель некой общности (семьи, племени, народа), ни как представитель культуры, а скорее как «представитель своей психики или истории (ментальность). Все эти образы человека являют собой результат того, что он стал смотреть на себя и обстоятельства своей жизни как на объект, т.е. глазами науки, сформированной Новым временем, и потому увидел в себе радикально иное. Обратившись на себя, он обнаружил, что в его глубине есть ни к кому не обращённое иное»21 . Таким образом, признаваемое современной культурой право на обособленность каждого (думаю, не стоит путать со свободой) «оборачивается массовым кризисом идентичности»22.

Причина подобных кризисных явлений, на мой взгляд, проста и одновременно многослойна. По-лицентрическая культура открывает человеку множество целей, вариантов поведения и большую свободу выбора, но одновременно это предполагает высочайшую ответственность за совершаемые поступки, чётко оформленную систему ценностей и высокий уровень самоконтроля, который может быть только результатом постоянной сознательной рефлексии. Последнее представляется достаточно важным: Тейяр де Шарден именно рефлексию называет важнейшим отличием человека от животных23 . Герман Гессе относится к числу писателей-провидцев, чьи романы, рассказы, эссе трассерами уходят в будущее, помогают

угадать направление социокультурных изменений и, взглянув на недавнее прошлое, увидеть в нём образы настоящего. В произведениях разных лет, жанров и стилистики Гессе, отдавший богатую дань романтизму, утверждает принцип двоеми-рия, оказавшийся для человека имманентным: реальность или магический театр («Степной волк»), Касталия или обыденная жизнь («Игра в бисер»), искусство или религия («Нарцисс и Голь -дмунд»), сон или явь (во множестве малых и больших произведений) и т.д. Романтическое мироощущение, характерное для творчества Гессе, является и данью обожаемой немецкой литературе (например, Гёте внесён в список бессмертных), и отражает понимание писателем трагичности человеческой судьбы. Что остаётся мало-мальски мыслящему и чувствующему человеку в этом мире? «Всегда видеть перед собой пропасть, отделяющую его от Бога, всегда чувствовать, как проходит через его сердце трещина, расколовшая мир, всегда быть усталым, изнурённым вечными воспарениями к Богу, которые вечно кончаются возвратом на землю., как не метнуть себя назад в тёмное лоно, откуда Непостижимый всегда выталкивает бренный мир форм»24. Двоемирие и многомирие характерны для человеческого бытия, так как являются прямым следствием характера мироустройства. По большому счёту, не важно, мир ли антропоморфен, человек ли соответствует его параметрам, - для Германа Гессе важно, что они неразрывно связаны и амбивалентны.

Хочется подчеркнуть, что, в сущности, писатель прав: ранее в истории культуры было разделение на профанное и сакральное, его сменило противостояние общественного и приватного, сейчас мы выбираем между виртуальным и реальным, причём виртуальное часто оказывается эффектнее и эффективнее реального. Виртуальный мир даёт иллюзию свободы от всяческих запретов и ограничений, но это лишь лукавая дьявольская усмешка: виртуальная реальность заранее сконструирована так, чтобы исключить всякую возможность истинного творчества, в ней можно действовать только по чётко прописанным правилам. Проблема личности, являющейся единицей современного общества, достаточно достоверно и глубоко раскрыта в произведениях Германа Гессе: внутренние конфликты и противоречия доведены почти до крайности, они расшатывают микро- и макроколлективы, налицо почти полная утрата

человеком способности и стремления быть частью чего-либо, крайняя степень разобщённости сочетается с утратой индивидуального на фоне разрастания массовой культуры. При этом не стоит забывать, что, по мнению К.Г. Юнга, продвинувшаяся к своей самости личность не отторгает других людей, а испытывает тягу к ним, так как осознаёт общечеловеческие масштабы своего коллективного бессознательного. Самоуглублённый и самопознающий человек понимает, что другие люди являются образами его собственных психических возможностей, следовательно, отвергать других - это отвергать некие проекции и части самого себя. Способ преодоления внутрилич-ностных противоречий Гессе видит в выведении их из плана действий в план созерцания (влияние психоанализа отрицать бесполезно).

Главный же рецепт, предлагаемый немецким «доктором» Гессе ослеплённому и несчастному человеку, очень прост в своей невообразимой сложности. В романе «Курортник» проблемам взаимодействия личности и социума посвящено немало ярких, ироничных и тревожных страниц, где глубо -кая вера в человека перемежается с горечью от корявой неустроенности мира. Но читателю повторено на разные лады: Вселенная едина, и «.всё зло происходит лишь из-за того, что мы, каждый в отдельности перестали воспринимать себя как неразрывные части целого, что наше «я» преувеличивает своё значение»25. Лишь растворившись в единстве, почувствовав иллюзию разлада между внешним и внутренним, можно достичь успокоения, окунуться в чудо, «которому христианские теологи дали прекрасное имя «благодати» - божественное состояние умиротворённости, непротивления, добровольного приятия, являющегося не чем иным, как христианским самоотрешением или индусским осознанием единства»26. Тем более что самоуглубление не обязательно приводит к самопознанию и является состоянием скорее болезненным, чем полезным: «Нет на свете ничего более опасного и убивающего душу, чем постоянные раздумья о своей особе, здоровье, одинокой неудовлетворённости и слабости»27. Здесь Гессе опять смыкается с Достоевским, показавшим губительную силу самокопания и в «Преступлении и наказании», и в «Братьях Карамазовых», которыми немецкий коллега искренне восхищался.

Это самое состояние единства с миром человеку дано изначально, в детстве (по крайней мере,

своё детство писатель вспоминает именно так). Очень точны и порой безжалостны высказывания Германа Гессе о разных периодах жизни человека: о детстве, юности и старости - ведь прохождение порогов взросления предполагает изменение характера взаимодействия с социокультурной средой и окружающими. В рассказе «Воспоминания о Гансе» (младшем брате) автор вспоминает миг взросления, когда ему впервые становится очевидным, насколько во взрослых больше холодности и зла. Но взрослость предоставляет возможности для самонаблюдения и открывает некоторые грустные истины, без которых человек не был бы собственно человеком: «.нет роста без умирания. Словно лист упал с дерева в тот миг, отвалилась сухая чешуйка. Всё это происходит во всякий час нашей жизни, ибо несть конца становлению и увяданию, да только крайне редко сознание наше бодрствует, замечая всё это»28. Странную шутку играет со многими обращённость «в утерянный рай детства»: брат писателя так никогда и не нашёл способа «договориться» с миром, потому что слишком высокий и чистый идеал жил в его душе, представления о мире, где нет и не может быть борьбы и страданий, а есть лишь игры, беспричинный смех и мечты. Возможно, человек и человечество должны повзрослеть, потому что путь назад ведёт в никуда. В зрелости самой значимой становится проблема совести, которая, по Гессе, есть противоположность смерти, то, что связывает человека с Богом. Жить в мире со своей совестью могут единицы - это праведники. Всем же остальным не грех задаться вопросом: «Кто же ты - беспутный мерзавец, прошедший сквозь всю грязь мира, босяк и дрянь или малое, глупое дитя?»29. Дары почтенного возраста разнообразны и порой удивительны в изображении немецкого мудреца. В 1952 году Гессе пишет небольшое эссе «О старости», которое может послужить и утешением самим старикам, и заставить молодых и зрелых задуматься, правильно ли они живут. Ведь «быть старым - такая же прекрасная и святая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать - такая же почтенная функция, как любая другая, - при условии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всякой жизни»30. Принять старость, болезни, кончину с благодарностью означает взрастить «цветок терпения, злак благородный», а содержание жизни старика - вовсе не деятельность,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

а созерцание, снисхождение и спокойствие, удивление бесконечному разнообразию жизни. И настолько редки в пожилых и старых людях тихая грусть, юмор, светлая радость, о которых писал Гессе, что понимаешь - он действительно прав!

Одно из удивительнейших публицистических произведений Германа Гессе - его обращение, послание, вошедшее в книгу писем и статей «Письма по кругу» - «Слово в первый час 1 946 года». Читая его, попадаешь «на ту сторону». Мало кто из нас, гордящихся Днём Победы, задумывался о том, что означал этот день для немцев, переживших войну и все её последствия. Только великий ум мог оценить мировую историю не как череду великих подвигов, а как «. причудливую и страшную свистопляску рекордов ужаса»31. Автор соглашается с Гёте в том, что человек, при всём его неудержимом стремлении к счастью, не выносит его долго, и в этом смысле мировая история не отличается от истории жизни отдельного человека. Любой же переломный момент показывает, что человеку не следует желать ничего, привычно им желаемого (счастья, величия, героизма и т.д.), «.ничего, кроме чистого, чуткого ума, храброго сердца, а также верности и мудрости терпения, чтобы благодаря им выносить и счастье, и страдания, и шум, и тишину»32. Будучи ещё не старым человеком, Гессе выработал и осмыслил образ человека, достойного восхищения, и этот образ не имеет ничего общего ни с буржуазномещанским идеалом, ни с героико-эпическими образцами, бытовавшими в разные времена, но почти не отличавшимися друг от друга. Этот идеал значительно отличается и от христианского, хотя и соприкасается с ним, так как включает выпавшее или спрятавшееся на время понятие «добродетель». Изучив разные философские системы - от Конфуция до Сократа, от древних индийцев до христианства, - Герман Гессе находит в них сущностное сходство: «Его сила не в том, что он готов нанести смертельный удар, но в том, что он готов умереть от смертельного удара. Отсюда произрастает всякое благородство, всякая человеческая ценность, всякая совершенная чистота и неповторимость деяния и жизни, от Будды до Моцарта»33. В данном случае не имеет значения, какая из философских концепций («благого» человека Сократа, «мудреца» или «совершенного» в древних китайских сочинениях, смиренного и подставляющего другую щёку у христиан) сыгра-

ла более важную роль. Значимым представляется путь человечества, раз за разом на протяжении истории культуры возвращавшегося к одним ориентирам, уточнявшего одни понятия, решающего схожие задачи в разных материально-технических и социокультурных условиях: «Мир страдает от несправедливости, это так. Но ещё больше он страдает от недостатка любви, человечности, братского чувства»34. В произведениях разных лет встречаются определения святого человека, и всегда это не тот, кто ведёт за собой и предлагает другим умирать за некий идеал, это человек, способный сам умереть за убеждения или идею, это человек, «который сумел стать мудрецом и освободился от оков временного и личного»35. Наверное, именно о таком человеке сказано в «Дао де цзин. Книга пути и благодати»: «Тот, кто хранит драгоценное Дао. переходит в область бесформенного и вступает в гармонию с небом и землёй! Он смотрит на выгоду и вред как на пыль и грязь, на смерть и на жизнь - как на день и ночь»36. И хотя в основном (и в массе, и в каждом в отдельности) «жирное, ленивое брюхо сильнее робко скулящей души»37, автор «Степного волка» и «Игры в бисер» убеждён: человек рождён творцом, способен на высокие порывы и прекрасные поступки, которые входят в историю и освещают путь через мрачный лес настоящего.

Гуманистический идеал, выработанный и частично опробованный в рамках европейской культуры, содержит и представления о настоящем человеке, о достойной личности. В некоторой степени воззрения Гессе стоят особняком, и дело даже не в своеобразном понимании христианства или оригинальных взглядах на человека. Для него самым прекрасным плодом гуманизма является «благоговение перед человеком, его способностью создавать и страдать»38. Возможно, именно с этим связано и видение человека как тайны - величайшей во всей истории мироздания, ведь только человек способен, создавая собственный мир (культуру, цивилизацию), одновременно бежит от спро-дуцированной им реальности, так как она ужасает. Если жизнь становится особенно невыносимой, у нас не остаётся ничего, кроме возможности на время укрыться в более упорядоченном, сносном, обозримом - то есть в «зоне понятий, догм, аллегорий, систем»39. Речь идёт об области символического, умозрительного, где многие учёные видят истинную «родину» человека. Стоит отметить,

что взгляды Германа Гессе смыкаются с позицией другого немецкого автора - Рудольфа Отто, писавшего в своей книге «Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным» о содрогании перед проявлениями нуминозного, которые потрясают человеческую душу глубиной ужаса. Г. Гессе пишет в своём эссе «Тайны», что иногда мир вокруг нас рушится вместе с нашими иллюзиями, и тогда «ничего не остаётся, кроме чудовищного, кроме реальности. Это чудовищное и непостижимое, это страшное и неотразимо убедительное в своей реальности можно назвать богом, но от названия оно не становится ни более понятным, ни более объяснимым, ни более сносным»40. И если в книге Р. Отто божественное и реальное противопоставлены, хотя нуминозное может прорываться, приходить в человеческий мир, то в понимании Г. Гессе бог и есть единственная человеческая реальность, с которой необходимо стол-

кнуться, иначе с иллюзорностью существования просто невозможно справиться.

Творчество Германа Гессе интересно и значимо для читателей сегодня ещё и потому, что в нём множество напоминаний для человека о том, что составляет его суть. Многие отрывки и целые произведения читаются сейчас так, словно они написаны вчера или немногим раньше, ведь и сегодня «. в материальных битвах сражаются друг с другом гигантские призраки и химеры - а всякая духовная реальность, всё истинное, всё прекрасное, вся тоска по нему сегодня, кажется, реальнее и существеннее, чем когда-либо»41. И всегда великий немецкий классик напоминает читателю, к какой бы культуре или эпохе он ни принадлежал: судьба вершится в нас самих, человек сам формирует и выбирает своё будущее, внешнее и внутреннее суть одно, перетекающее друг в друга, и бесполезно перекладывать ответственность на бога или дьявола, ибо они внутри каждого из нас.

Примечания

1 Секацкий А. Изыскания: Статьи, эссе/ А. Секацкий// М., СПб.: Лимбус Пресс. 2009. - С. 16.

2 Гессе Г. По следам сна: Сб.: Пер. с нем. / Г. Гессе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 325.

3 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987 г. - С. 33.

4 Хомский К. Глава из истории рационалистической мысли. - М.: КомКнига/иЯ88, 2005. - С. 40.

5 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 33.

6 Там же. - С. 34.

7 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 27.

8 Гессе Г. Казанова исправляется / Г. Гессе // М.: АСТ, 2004. - С. 347.

9 Там же. С. 348.

10 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад., 1994. - Т. 2. - С. 357.

11 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т. 2. - С. 243.

12 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / С.Г. Бочаров - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 34.

13 Сапронов П.А. «Я»: онтология личного местоимения / П.А. Сапронов // СПб.: Церковь и культура, 2008. - С. 50.

14 Там же. С. 49.

15 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г.Гессе Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т. 2. - С. 243.

16 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г.Гессе Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т. 2. - С. 243.

17 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 120.

18 Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 238.

19 Сапронов П.А. «Я»: онтология личного местоимения/ П.А. Сапронов // СПб.: Церковь и культура, 2008. - С. 426.

20 Секацкий А. Изыскания: Статьи, эссе / А. Секацкий // М., СПб.: Лимбус Пресс, 2009. - С. 170.

21 Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография. - М.: Академический Проект, 2007. -С. 383.

22 Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография. - М.: Академический Проект, 2007. -С. 383.

23 Тейар де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - С. 136.

24 Гессе Г. Последнее лето Клингзора / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 120.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

25 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т. 2. - С. 140.

26 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т. 2. - С. 140.

27 Гессе Г. Казанова исправляется / Г. Гессе // М.: АСТ, 2004. - С. 224.

28 Гессе Г. Казанова исправляется / Г. Гессе // М.: АСТ, 2004. - С. 148.

29 Гессе Г. Последнее лето Клингзора / Г.Гессе. Пер с нем. // СПб.: Азбука-классика, 2004. - С. 182.

30 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 149.

31 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 122.

32 Там же. С. 123.

33 Там же. - С. 102.

34 Там же. - С. 102.

35 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 88.

36 Дао де Цзин. Книга пути и благодати. - М.: Эксмо, 2010. - С. 111.

37 Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах/ Г. Гессе. Пер. с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994. - Т. 2. - С. 154.

38 (По следам сна, 377).

39 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 136.

40 Гессе Г. По следам сна: Сб.: Пер. с нем. / Г. Гессе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 117.

41 Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - С. 120.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. - 2-е изд. // М.: Искусство, 1986.

2. Гессе Г. Собрание сочинений в 4-х томах / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Северо-Запад, 1994.

3. Гессе Г. Казанова исправляется / Г. Гессе // М.: АСТ, 2004.

4. Гессе Г. Сиддхартха/ Г. Гессе. Пер с нем. // М.: АСТ, 2009.

5. Гессе Г. Последнее лето Клингзора / Г. Гессе. Пер с нем. // СПб.: Азбука-классика, 2004.

6. Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика / Гессе Герман. Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - 400 с.

7. Гессе Г. Демиан /Г. Гессе // Иностранная литература. - 1993. - № 5.

8. Дао дэ цзин. Книга пути и благодати // М.: Эксмо, 2010.

9. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Р. Отто // Изд. СПб. ун-та, 2008.

10. Сапронов П.А. «Я»: онтология личного местоимения / П.А. Сапронов // СПб.: Церковь и культура, 2008.

11. Секацкий А. Изыскания: Статьи, эссе/ А. Секацкий // М., СПб.: Лимбус Пресс, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография / Ю.А. Шеманов // М.: Академический Проект, 2007.

13. Тейар де Шарден П. Феномен человека / П. Тейар де Шарден // М.: Наука, 1987.

14. Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры / В.Н. Финогентов // М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

15. Хомский К. Глава из истории рационалистической мысли / К. Хомский // М.: КомКнига, URSS, 2005.

N.V. ROZHKOVA

SOCIO-ANTROPOLOGICAL VIEWS OF GERMAN GESSE

German Gesse’s views on correlation of human’s instinctive and spiritual sources, the problem of personality and its sociocultural identity as well as characteristics of the human life and activity in conditions of modern culture are considered in this article.

The article brings up the problems of significance of moral ideals, and reflects German Gesse’s deep respect for creative work as an inalienable characteristic of a human being.

Key words: а human, personality, nature, culture, dualism, crisis of identity, duality of the person’s inner world, a humanitarian ideal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.