Научная статья на тему 'Социо-институциональные аспекты региональных инноваций'

Социо-институциональные аспекты региональных инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК УСЛУГ / ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарева Ольга Владимировна

В исследовании рассматриваются социальные и институциональные особенности инноваций на рынке технологий информационного моделирования в регионе в связи с планируемым переходом строительной индустрии России к новым стандартам информационного моделирования. Выявлена проблема дефицита квалифицированных специалистов, необходимость их подготовки до введения обязательных национальных стандартов на рынке информационного моделирования. Проблема дефицита специалистов на региональном рынке труда возникает в связи с различным качеством жизни в регионах и крупных мегаполисах. Предложена методология удержания BIM-менеджеров в регионе на основе формирования пенсионного капитала (корпоративные пенсионные программы). Ожидаемый экономический эффект использования предложенной методологии заключается в стабилизации регионального рынка труда, инновационном развитии отрасли и формировании долгосрочных инвестиционных ресурсов в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социо-институциональные аспекты региональных инноваций»

УДК330.34; 330.35 O 12, О 25, O32, O 43

Социо - институциональные аспекты региональных инноваций Socio-Institutional Aspects of Regional Innovation

Бахарева Ольга Владимировна Olga Vladimirovna Bakhareva

кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального

менеджмента E-mail: OVBakhareva@mail.ru, SPIN 4747-2266 ORCID 0000-0002-5201-1524 Scopus Author ID 57189027235 Казанский государственный архитектурно-строительный

университет

Аннотация

В исследовании рассматриваются социальные и институциональные особенности инноваций на рынке технологий информационного моделирования в регионе в связи с планируемым переходом строительной индустрии России к новым стандартам информационного моделирования. Выявлена проблема дефицита квалифицированных специалистов, необходимость их подготовки до введения обязательных национальных стандартов на рынке информационного моделирования. Проблема дефицита специалистов на региональном рынке труда возникает в связи с различным качеством жизни в регионах и крупных мегаполисах. Предложена методология удержания BIM-менеджеров в регионе на основе формирования пенсионного капитала (корпоративные пенсионные программы). Ожидаемый экономический эффект использования предложенной методологии

заключается в стабилизации регионального рынка труда, инновационном развитии отрасли и формировании долгосрочных инвестиционных ресурсов в регионе.

Abstract

The study examines the social and institutional characteristics of innovation in the market of information modeling technology in the region in connection with the planned transition of the Russian construction industry to new standards of information modeling. Revealed the problem of shortage of qualified professionals, the need for their preparation prior to the introduction of mandatory national standards for market information modeling. Professionals deficit problem at the regional labor market arises from the different quality of life in the regions and major cities. The methodology retention BIM-managers in the region through the establishment of pension capital (corporate pension plans). The expected economic effect of the use of the proposed methodology is to stabilize regional labor market, the innovative development of industry and the formation of long-term investment of resources in the region.

Ключевые слова: инновационное развитие, региональная экономика, региональный рынок услуг, инновационно-технологическая политика, институциональное развитие, негосударственные пенсионные фонды, система пенсионного обеспечения, инвестиции

Keywords: innovative development, regional economy, regional market of services, innovative and technological policy, institutional development, nongovernment pension funds, pension funds system, investment

Введение

В российской строительной отрасли проводится изменение технологического уклада, в перспективе до 2020 года планируется внедрение новых технологий информационного моделирования ^Ш-технологии). Инновационное развитие отрасли основывается на подготовке институциональной среды развития строительной отрасли, инновационно-технологической политике, разработке новых национальных стандартов, изменений идеологии работы, которая затрагивает все звенья технологической цепочки строительного производства и эксплуатации построенных зданий и сооружений [1-2]. Государственными органами власти планируется изменение нормативно-правовой, технической документации в отрасли, изменение технологии работы на протяжении жизненного цикла объекта строительства.

Планирование перехода российской экономики к инновационному развитию требует квалифицированных технических специалистов [2-3]. В отрасли возникают проблемы социального характера: переход к технологиям информационного моделирования в отрасли сопровождается дефицитом подготовленных высококвалифицированных специалистов, знающих новые технологии, при этом наблюдается невостребованностью специалистов с архаичными знаниями, умениями и навыками в региональной экономике.

До внедрения национальных стандартов высшие учебные заведения совершенствуют и разрабатывают новые образовательные программы обучения и переобучения специалистов в условиях применения технологий информационного моделирования в отрасли.

Опыт успешных частных российских компаний и холдингов, внедривших технологии информационного моделирования основан на взаимодействии с пригашенными опытными экспертами или самостоятельно приобретён путем проб и ошибок в процессе внедрения новых технологий при архитектурном проектировании, строительстве и реконструкции зданий [5-9], в том числе на объектах инфраструктуры [10-15]. На региональном рынке труда отмечается дефицит специалистов-практиков в области

технологии информационного моделирования, который также связан с миграцией кадров в города с более высокими ставками заработной платы. Так, из Республики Татарстан, инженеры уезжают в Москву, Санкт-Петербург, казанские архитекторы работают в канадских, итальянских, немецких, финских архитектурных бюро. Таким образом, в регионах возникает проблема удержания подготовленных высококвалифицированных кадров в перспективных секторах региональной экономики.

Целью исследования является анализ возможностей и практики сохранения дефицитных квалифицированных кадров на региональном рынке труда.

Предложена методология удержания специалистов рынка технологий информационного моделирования на основе пенсионных программ предприятия различного типа.

Методологической основой исследования являются анализ предпочтений высококвалифицированных специалистов рынка инжиниринговых услуг в процессе выбора места работы на региональном, национальном, международном уровне на основе данных опроса специалистов города Казани.

Исследование основано на анализе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, Республики Татарстан, аналитических данных Банка России, иных публичных источников информации, а также опубликованных отчетов экспертов пенсионного рынка.

Научное исследование основано на институциональном анализе изменений, которые происходят в строительной отрасли в связи с формированием нового института BIM-менеджмента.

Корпоративные пенсионные программы

Институциональные изменения в отрасли, внедрение фирмами новых технологий влияют на экономическую эффективность работы фирм,

способствуют, институциональному развитию и экономическому росту, в том числе в условиях кризисных явлений в экономике [16-17].

Несмотря на ограниченность средств в начале 90-х годов, в российской практике первые пенсионные программы были начаты крупными холдингами, естественными монополиями, банковскими и финансово-промышленными группами, которые, создали негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В НПФ разрабатывались и реализовывались программы негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников холдинговых компаний, такие как ГМК «Норильский никель» (1993), позднее - ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», ПАО «Транстнефть», «Российские железные дороги» и другие. Разведка, добыча полезных ископаемых ведется в суровых условиях Крайнего севера Российской Федерации, переработка добытого сырья, например, в горно-рудной компании, требует специалистов с уникальными инженерными и иными техническими навыками, которые формируются в процессе многолетнего обучения и практической работы, так, подготовка металлурга занимает до 15 лет. Кадровая политика таких холдингов направлена на сохранение лучших специалистов, их удержание в условиях суровых климатических условий и особых условий труда.

Одним из инструментов удержания специалистов является программа негосударственного пенсионного обеспечения. Компания заключает корпоративный договор негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом в пользу третьих лиц - сотрудников компании. Пенсионная программа реализуется на паритетной основе: в случае заключения работником личного договора негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом, компания финансирует на паритетной основе личные взносы работника по личному договору на определенный в договоре срок. В результате реализации программы работники компании принимали участие в пенсионной программе негосударственного пенсионного обеспечения, в

негосударственном пенсионном фонде началось накопление пенсионного капитала, который размещается на финансовых рынках и в реальном секторе экономике, таким образом, формируются внутренние долгосрочные инвестиционные ресурсы.

Одним из компонентов удержания специалиста в регионе может стать формирование пенсионного капитала в пользу высококвалифицированных работников на основе пенсионных программ с паритетным участием фирмы-работодателя и высококвалифицированного специалиста, в услугах которого заинтересована фирма.

Использование пенсионной программы в фирме позволяет работодателю получить конкурентное преимущество на рынке труда, привлечь и удержать лучшие кадры в отрасли, сформировать в негосударственном пенсионном фонде долгосрочные пенсионные ресурсы. Пенсионная программа позволяет сформировать на предприятии сплоченную команду профессионалов, пригласить лучших сотрудников отрасли на ключевые позиции, снизить отток кадров, сформировать условия для омоложения кадрового состава предприятия.

В международной практике используют различные формы финансирования корпоративных пенсионных программ: пенсионные программы с финансированием только со стороны работодателя, пенсионные программы с совместным финансированием (фирма-работник) [18-19].

Российские фирмы и работник могут совместно участвовать в пенсионной программе, осуществляя пенсионные взносы либо в равных долях (паритетная основа 1 : 1), либо в любой иной пропорции (1:5; 1 : 0,5; 1:2 и пр.).

При соблюдении условий пенсионной программы, в момент выхода на пенсию сотрудника суммируются личные пенсионные взносы и пенсионные взносы фирмы в пользу работника. Негосударственный пенсионный фонд назначает сотруднику негосударственную пенсию, затем выплачивает ее согласно договора негосударственного пенсионного обеспечения (пенсия

сформирована за счет личных взносов работника, взносов предприятия и инвестиционного дохода за весь период накопления пенсионного капитала) с учетом положений заключенных контрактов [20-24].

На предприятиях инвестиционно-строительного комплекса РТ предлагается использовать следующий экономический механизм реализации типовой пенсионной программы негосударственного пенсионного

обеспечения (рис. 1).

Рис. 1. Методология формирования пенсионного капитала: программа удержания высококвалифицированных сотрудников в регионе. Источник: авторская методология

Разработка исполнительными органами власти региона совместно с негосударственным пенсионным фондом отраслевого стандарта негосударственного пенсионного обеспечения в отрасли (пакета типовых документов для реализации пенсионной программы на предприятии) для последующей адаптации программ с учетом потребностей и возможностей отдельных фирм позволит снизить транзакционные издержки формирования пенсионного капитала для сотрудников фирм строительной индустрии региона и сформировать костяк специалистов инновационного-технологического развития региона.

Результаты

Для практической реализации программ пенсионного обеспечения в строительной отрасли Республики Татарстан можно использовать методологию формирования пенсионного капитала:

- разработка отраслевой типовой пенсионной программы и внутренних нормативных документов;

- отбор уполномоченного негосударственного пенсионного фонда для обслуживания заинтересованных фирм;

- организация финансирования пенсионного капитала на основе паритетного участия фирмы и сотрудника.

Выводы

В результате реализации типовой пенсионной программы на предприятиях строительной индустрии региона может быть получен следующий экономический эффект:

- создание стимула для высококвалифицированных сотрудников BIM-технологий в сохранении трудовых отношений с фирмой при условии сочетания с высоким уровнем жизни и с возможностями карьерного роста;

- формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов в регионе.

Научная новизна предложенной методологии формирования

пенсионного капитала (программа удержания высококвалифицированных сотрудников в регионе) является применение традиционного института негосударственного пенсионного обеспечения к вновь появившимся субъектам - BIM-специалистам в условиях перехода строительной отрасли к технологиям информационного моделирования, в целях закрепления подготовленных и приглашенных специалистов в отрасли для стабилизации регионального рынка труда.

Потенциальными потребителями предложенной методологии могут быть региональные предприятия и организации, в том числе стройиндустрии и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов долгосрочные средства пенсионных накоплений могут быть источником инвестирования в проекты развития реального сектора региональной экономики.

Список библиографических ссылок

1. Estman C., The Use of Computers Instead of Drawings, AIA Journal, March, 1975, Vol. 63, No 3, p. 46-50.

2. Талапов В. В. О некоторых принципах, лежащих в основе BIM. // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2016, № 4(688). - С. 108-114.

3. Удлер Е.М., Пекерман Э.Е. Проблемы обучения дисциплине САПР в архитектурно-строительном вузе // Известия КГАСУ, 2012, № 4 (22). - С. 535-539.

4. Четверик Н. П. Поэтапное внедрение технологии информационного моделирования (BIM) в строительной отрасли. Изд-во: Композит XXI век (Москва), 2014, № 12 (191). - С 44-47.

5. Бойков В.Н., Мирза Н.С., Петренко Д.А., Скворцов А.В. INDORCAD 10 как BIM-инструмент анализа проектных решений и обнаружения коллизий САПР и ГИС автомобильных дорог. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ИндорСофт» (Томск). 2015, № 2 (5). - С. 108-113.

6. Решетняк С. П., Васильев С. Е. Опыт использования BIM-технологий в практике ООО «СПБ-ГИПРОШАХТ» // Горный информационно-аналитический бюллетень - Изд.-во: Горная книга, - 2015, № S56, - С. 327-335.

7. Филипп В., Желтенков А. В. Управление проектами разработки объектов медицинского назначения на основе методов информационного моделирования (Building Infornmation Modelling - BIM)// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. Издательство: Московский государственный областной университет (Москва). 2015, № 4. - С. 60-71.

8. Бачурина С.С., Голосова Т.С. Инвестиционная составляющая в проектах внедрения BIM-технологий. Вестник МГСУ. Издательство: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (Москва). 2016, № 2. - С. 126134.

9. Аникеева С.О. Об опыте использования технологии BIM для музеефикации деревянных памятников архитектуры. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. Изд.-во: Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск). 2014, № 1 (13). - С. 31-36.

10. Баранник С.В., Блинов Д.С. Создание ГИС автомобильной дороги «Обход г. Одинцово» // САПР и ГИС автомобильных дорог, 2014, № 1( 2 ). - С. 70-73.

11. Петренко Д.А., Субботин С.А. BIM-решения «ИНДОРСОФТ» для проектирования и эксплуатации автомобильных дорог. САПР и ГИС автомобильных дорог. Изд-во: Общество с ограниченной ответственностью «ИндорСофт» (Томск), 2015, № 2 (5).- С. 100-107.

12. Скворцов А.В. BIM для дорожной отрасли: что-то новое или мы этим уже занимаемся? // САПР и ГИС автомобильных дорог, 2014, № 1 ( 2 ). - С. 8-11.

13. Скворцов А.В. BIM автомобильных дорог: оценка зрелости технологии. САПР и ГИС автомобильных дорог. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «ИндорСофт» (Томск). 2014, № 2 (3). - С. 12-21.

14. Бойков В.Н. САПР автодорог — перспективы развития // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. №1(1). С. 6-9.

15. Бойков В.Н. IT-технологии в поддержке жизненного цикла дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2014. №1(2). С. 1-7. 7. Протокол №2 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию от 4 марта 2014 г.

16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики - М.: Начала, 1997.

17. Acemoglu, D., Johnson, S., Robinson, J.A., Thaicharoen, Y. Institutional causes, macroeconomic symptoms: Volatility, crises and growth. Journal of Monetary Economics, 2003, 50, 49-123.

18. Della Croce R. Trends in Large Pension Fund Investment in Infrastructure, OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, 2012, No 29, OECD Publishing, Paris.

19. Ahuja A., Yermo J. & McTaggart G. Developing a Funded Pension System in Russia. International Evidence and Recommendations. OECD

publishing. 2013 - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.oecd. org/pensions/RussaFundedPensionSystem2013 .pdf.

20. Роик В. Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт. - М.: МИК, 2008. - 304 с.

21. Четыркин Е. М. Актуарные расчёты в негосударственном медицинском страховании - 2-е изд. -М.: Дело, 2000 - 120 с.

22. Харченко О. В. Дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук «Методы оценки и алгоритмы расчета корпоративных пенсионных программ» - М.: 2005.

23. Gaidarova R. O. Pension Reform in Russia 2015: The Problem and Prospects // British Journal of Science Education and Culture, 2014, № 1. - P. 536.

24. Гайдарова Р. О. Пенсионная реформа на фоне демографических тенденций развития Дагестана // Региональные аспекты социальной политики, 2015б № 17. - С. 75-83.

References list

1. Estman C., The Use of Computers Instead of Drawings, AIA Journal, March, 1975, Vol. 63, No 3, pp. 46-50.

2. Talapov V.V .On Some Principles Underlying the BIM. // Proceedings of the higher educational institutions. Building. - 2016, № 4 (688). - pp. 108-114.

3. Udler E.M., Pekerman E.E. Problems of Training in Discipline of SAPR in Architectural and Construction Higher Education Institution//IzvestiaKGASU, 2012, № 4 (22). - pp. 535-539.

4. Chetverik N.P. Phased implementation of BIM (BIM) in the construction industry. Publishing house: Composite XXI century (Moscow), 2014, number 12 (191). - C 44-47.

5. Boykov V.N., Mirza N., Petrenko D.A., Skvortsov A.V. INDORCAD BIM-10 as a tool for analysis of design solutions and collision detection of CAD

and GIS roads. Publisher: Limited Liability Company "IndorSoft" (Tomsk). 2015, № 2 (5). - S. 108-113.

6. Reshetnyak S.P., Vasilev S.E. Experience with BIM-technology in the practice of "SPB-Giproshakht" // Mountain information-analytical bulletin - Izd. of: Mining book, - 2015, number S56 - C . 327-335.

7. Philip V., Zheltenkov A.V. Project Management development facilities for medical purposes based on the methods of information modeling (Building Infornmation Modelling - BIM) // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economy. Publisher: Moscow State Regional University (Moscow). 2015, № 4. - S. 60-71.

8. Bachurina S.S., Golosova T.S. The investment component in the implementation of projects BIM-technology. Bulletin MSUCE. Publisher: National Research Moscow State Construction University (Moscow). 2016, № 2. - S. 126134.

9. Anikeeva S.O. On the experience of the use of BIM for museification wooden monuments. Bulletin of the Tomsk State University. Cultural and art history. Izd. of National Research Tomsk State University (Tomsk). 2014, № 1 (13). - S. 31-36.

10. Barannik S.V., Blinov DS Creating "Odintsovo Bypass" GIS road // CAD and GIS Highway 2014, number 1 (2). - S. 70-73.

11. Petrenko D.A., Subbotin SA BIM-solutions "INDORSOFT" for the design and operation of highways. CAD and GIS roads. Publishing house: Limited Liability Company "IndorSoft" (Tomsk), 2015, № 2 (5) .- S. 100-107.

12. Skvortsov A.V. BIM for the road sector: something new or we already do this? // CAD and GIS Highway 2014, number 1 (2). - S. 8-11.

13. Skvortsov A.V. BIM roads: evaluation of the maturity of the technology. CAD and GIS roads. Publisher: Limited Liability Company "IndorSoft" (Tomsk). 2014, № 2 (3). - S. 12-21.

14. Boykov V.N. CAD roads - development prospects // CAD and GIS roads. 2013. №1 (1). Pp 6-9.

15. Boykov V.N. IT-technologies in support of road life cycle // CAD and GIS roads. 2014. №1 (2). Pp 1-7. 7. Minutes №2 of the meeting of the Presidential Council of the Russian Federation on economic modernization and innovative development of the March 4, 2014

16. North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance - M .: Beginning 1997.

17. Acemoglu D., Johnson S., Robinson J.A., Thaicharoen Y. Institutional causes, macroeconomic symptoms: Volatility, crises and growth. Journal of Monetary Economics, 2003, 50, 49-123.

18. Della Croce R. Trends in Large Pension Fund Investment in Infrastructure, OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, 2012, No 29, OECD Publishing, Paris.

19. Ahuja A., Yermo J. & McTaggart G. Developing a Funded Pension System in Russia. International Evidence and Recommendations. OECD publishing. 2013 - [Electronic resource] / Access: http: //www.oecd. org/pensions/RussaFundedPensionSystem2013 .pdf.

20. Roic V.D. State and contractual regulation of wages and pensions. Foreign and domestic experience. - M .: MIC, 2008. - 304 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Tchetyrkin E.M. Actuarial calculations in the private health insurance - 2 nd ed. -M .: Case, 2000 - 120 p.

22. Kharchenko O.V. Diss. for the degree of Cand. Econ. Sciences "Methods of evaluation and calculation algorithms of corporate pension schemes" -M .: 2005.

23. Gaidarova R. O. Pension Reform in Russia 2015: The Problem and Prospects // British Journal of Science Education and Culture, 2014, № 1. - P. 536.

24. Gaydarova RO Pension reform on the background of demographic trends in the development of Dagestan // Regional aspects of social policy, 2015b number 17. - S. 75-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.