Научная статья на тему 'Социальный статус пациентов и их удовлетворенность оказанием медицинской помощи в частной стоматологической клинике'

Социальный статус пациентов и их удовлетворенность оказанием медицинской помощи в частной стоматологической клинике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
758
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / SOCIAL PORTRAIT OF PATIENTS / SATISFACTION OF MEDICAL HELP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перепелкина Наталья Юрьевна, Шматов К. В.

С целью установления социального «портрета» пациентов, обратившихся в ООО «Стоматология» (г. Оренбург), было выполнено анонимное анкетирование 400 человек. Получены следующие результаты: чаще в эту клинику обращались женщины, средний возраст которых составлял 39 лет. Преимущественно это были лица, получившие высшее или средне специальное образование, которые занимаются предпринимательской деятельностью или работают в промышленной сфере. В ООО «Стоматология» чаще обращались семейные люди, воспитывающие двух или одного ребенка. Большинство респондентов имели удовлетворительные или хорошие жилищно-бытовые условия, а средний доход на одного члена семьи составлял 4540 рублей в месяц. В статье также представлены результаты социологического исследования по изучению удовлетворенности оказанием медицинской помощи в ООО «Стоматология». Результаты проведенного анкетирования показали высокуюстепень удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских и сервисных услуг в этом частном учреждении здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перепелкина Наталья Юрьевна, Шматов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social status of patients and their satisfaction with medical help at private stomatological hospital

We carried out the anonymous questionnaire among 400 people to make the social portrait of «Stomatologiya» patients. The results are: the most frequent patient is a woman in the average and of 39, with high or secondary special education working as employer or in industrial sphere, married and with one or two children. Most of the examined people have good living conditions and the average income for each member of family is about 4540 rubles per month.The article also gives results of social tests dedicated to people's satisfaction of medical help in «Stomatologiya», which is (according to the questionnaire) rather high.

Текст научной работы на тему «Социальный статус пациентов и их удовлетворенность оказанием медицинской помощи в частной стоматологической клинике»

УДК 616.31-082-052

СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ И ИХ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОШИ В ЧАСТНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

Н.Ю. Перепелкина, К.В. Шматов,

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава», ООО «Стоматология», г. Оренбург

Контактная информация: Перепелкина Наталья Юрьевна, д. м. н., профессор - раб. тел.: (3532) 31-68-56, е-mail: np_Gz_zo@mail.ru

С целью установления социального «портрета» пациентов, обратившихся в ООО «Стоматология» (г. Оренбург), было выполнено анонимное анкетирование 400 человек. Получены следующие

результаты: чаще в эту клинику обращались женщины, средний возраст которых составлял 39 лет. Преимущественно это были лица, получившие высшее или средне специальное образование, которые занимаются предпринимательской деятельностью или работают в промышленной сфере. В ООО «Стоматология» чаще обращались семейные люди, воспитывающие двух или одного ребенка. Большинство респондентов имели удовлетворительные или хорошие жилищно-бытовые условия, а средний доход на одного члена семьи составлял 4540 рублей в месяц. В статье также представлены результаты социологического исследования по изучению удовлетворенности оказанием медицинской помощи в ООО «Стоматология». Результаты проведенного анкетирования показали высокую степень удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских и сервисных услуг в этом частном учреждении здравоохранения.

Ключевые слова: социальный статус пациентов, удовлетворенность медицинской помощью.

We carried out the anonymous questionnaire among 400 people to make the social portrait of «Stomatologiya»

patients. The results are: the most frequent patient is a woman in the average and of 39, with high or secondary special education working as employer or in industrial sphere, married and with one or two children. Most of the examined people have good living conditions and the average income for each member of family is about 4540 rubles per month.The article also gives results of social tests dedicated to people's satisfaction of medical help in «Stomatologiya», which is (according to the questionnaire) rather high.

Key words: social portrait of patients, satisfaction of medical help.

С целью изучения социального «портрета» пациентов, которые обратились за оказанием медицинской помощи в частное учреждение здравоохранения - ООО «Стоматология», было выполнено социологическое исследование. Анкетирование проводилось методом случайной выборки с использованием специально разработанной анкеты, которая позволила уточнить возрастно-половую характеристику, сведения об образовании, трудовой деятельности, семейном положении, жилищно-бытовых и материальных условиях, а также вредных привычках респондентов. Репрезентативность выборки рассчитывалась с помощью общепринятых формул (Мерков А.М., Поляков Л.Е., 1974 г.). В анонимном анкетировании приняли участие 400 человек.

В результате анкетирования установлено, что гендерный состав пациентов ООО «Стоматология» был следующим: мужчины составили 42%, женщины - 58%. Возрастной состав обратившихся за стоматологической помощью в это частное

учреждение здравоохранения характеризовался преобладанием лиц в возрасте от 41 до 50 лет, доля которых равнялась 24%, и лиц от 21 до 30 лет, составивших 22%. Как видно, основным контингентом пациентов, которые стоматологическую помощь получили в частной клинике, являются люди молодого и среднего возрастов. Средний возраст пациентов был равен 39 годам. При этом пациентов в возрасте старше 60 лет было только 4%. Хотя потребность в стоматологической помощи таких лиц является высокой.

Из полученных ответов следует, что в ООО «Стоматология» чаще обращаются лица с высшим образованием, их доля превысила 46%. Лица со среднеспециальным образованием составили почти 1/3 от всех пациентов. Среди респондентов неоконченное высшее образование имели 12% и среднее -9%. Таким образом, среди обратившихся за стоматологической помощью в частное медицинское учреждение преобладали пациенты, имеющие высокий образовательный уровень.

Отмечено, что пациентов с начальным образованием было только 0,3%.

Материалы анкетирования показали, что сфера трудовой деятельности пациентов была следующей: 16% респондентов занимались предпринимательством, 14% работали в промышленности; 12% были заняты в сфере бытового обслуживания; 11% занимались педагогической деятельностью; 10% респондентов работали в здравоохранении. Большинство пациентов (75%) на момент опроса имели постоянную работу.

В ходе изучения семейного положения респондентов обращено внимание на то, что женатыми или замужними были 68% пациентов. При этом разведенные составляли 13% среди всех опрошенных. Анкетирование показало, что 81% пациентов имели детей. Среди них преобладающей была семья, воспитывающая двух детей, доля таких семей составляла 42%. Еще 41% респондентов относились к однодетной семье. Трех детей воспитывали 15% семей.

При оценке своего материального статуса более половины респондентов указали, что имеют удовлетворительное материальное положение. На «хорошо» свое материальное положение оценили 38% пациентов, обратившихся в ООО «Стоматология». И только 8% опрошенных считали, что их материальное положение является плохим.

Представлялось интересным изучение размера среднемесячного дохода респондентов на одного члена семьи. Установлено, что более половины пациентов по состоянию на август 2008 года имели среднемесячный доход более 5000 рублей на одного члена семьи. При этом низким (до 1000 рублей на одного члена семьи) был доход только у 0,3% респондентов. В целом среди всех опрошенных среднемесячный доход составлял 4540 рублей, что выше прожиточного минимума. Это доказывает, что в ООО «Стоматология» чаще обращаются люди со средним уровнем доходов.

В результате анкетирования установлено, что в ООО «Стоматология» преимущественно получают медицинскую помощь жители города Оренбурга, доля которых превышала 96%. Тогда как сельских жителей среди пациентов этой частной клиники было только 2%.

Изучение мнения респондентов показало, что более половины респондентов проживают в отдельных благоустроенных квартирах, и 47% опрошенных оценивают свои жилищные условия на «хорошо». В частном доме проживает 1/3 пациентов ООО «Стоматология». Съемное жилье имеют только 9% респондентов. На плохие жилищные условия указали 8% лиц, участвующих в анкетировании.

Исследование позволило установить распространенность вредных привычек среди пациентов, обратившихся в частную стоматологическую клинику. Обращено внимание на то, что 1/3 респондентов отрицательно ответили на вопрос: «Вы курите?». Более половины (51%) опрошенных ответили, что пьют пиво, и несколько меньше (41%) респондентов употребляют алкоголь.

Таким образом, в результате анкетирования был установлен социальный портрет пациентов, которые получали медицинскую помощь в ООО «Стоматология». Отмечено, что чаще в это учреждение здравоохранения обращались женщины, средний возраст которых составил 39 лет. Преимущественно пациентами частной стоматологической клиники были лица, получившие высшее или средне специальное образование, которые имели постоянную работу и занимались предпринимательской деятельностью или работали в промышленной сфере. Отмечено, что в ООО «Стоматология» чаще обращались семейные люди, воспитывающие двух или одного ребенка. Большинство респондентов имели удовлетворительные или хорошие жилищно-бытовые условия, а средний размер дохода на одного члена семьи составлял 4540 рублей в месяц. Результаты анкетирования показали, что только 1/3 опрошенных курят, половина пьют пиво и 41% употребляют алкоголь.

Полученные данные обосновывают необходимость проведения подобного социологического мониторинга в ООО «Стоматология», результаты которого следует учитывать при принятии своевременных и адекватных управленческих решений, направленных на повышение результативности деятельности этого медицинского учреждения.

Одним из критериев оценки качества оказания медицинской помощи является удовлетворенность пациентов. Кроме того, удовлетворенность пациентов определяет социальную эффективность деятельности медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом [1].

С целью изучения удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг в частном учреждении здравоохранения - ООО «Стоматология» - было выполнено социологическое исследование - анонимное анкетирование 400 пациентов. Для этого была разработана специальная анкета, основу которой составили рекомендации академика РАМН А.В. Решетникова (2003 г.) [2]. Анкетирование позволило пациентам дать оценку: организации медицинского обслуживания, объемам оказания диагностических и лечебных мероприятий; условиям предоставления различных видов услуг; профессиональной подготовке персонала и его отношению к пациентам. Пациентам предлагалось оценить вышеописанные критерии по пятибалльной шкале.

При оценке пациентами организации медицинского обслуживания в ООО «Стоматология» установлено, что средний балл составил 4,8. При этом максимально высокую оценку (5 баллов) организации медицинского обслуживания в этом учреждении здравоохранения поставили 89% респондентов.

Также на высокие (в среднем 4,8 и 4,9) баллы были оценены респондентами объемы диагностики и лечения, оказываемые в ООО «Стоматология». И в целом, 88% респондентов были удовлетворены организацией предоставленной стоматологической помощи в этом учреждении здравоохранения.

Анкетирование позволило дать оценку условиям предоставления медицинских и сервисных, в т. ч. бытовых, услуг в этой частной стоматологической клинике. Средний балл оценки

режима работы ООО «Стоматологии» составил 4,8 из максимально возможных 5,0 баллов. Санитарно-гигиенические условия также были высоко оценены пациентами, которые поставили 4,9 баллов. Сервисные (включая бытовые) условия получили средний балл 4,8. Обращено внимание на то, что более 90% респондентов удовлетворяли условия предоставления различных услуг в ООО «Стоматология».

Результаты проведенного социологического исследования показали, что пациенты высоко (на 5 баллов в 94% случаях) оценили профессиональную подготовку врачей, работающих в этом частном медицинском учреждении. Незначительно ниже (в среднем на 4,8 балла) была оценена респондентами профессиональная подготовка медицинских сестер и работников регистратуры ООО «Стоматология».

Практически все пациенты были удовлетворены деонтоло-гическими аспектами работы персонала этой частной клиники.

Так, 92% респондентов удовлетворяло отношение сотрудников ООО «Стоматология» к ним. По мнению пациентов, в этом учреждении здравоохранения не бывает конфликтов с пациентами.

Таким образом, выполненное в ООО «Стоматология» социологическое исследование (анкетирование пациентов) показало, что в целом уровень их удовлетворенности оказанием медицинской помощи в этой учреждении здравоохранения является высоким. [Д

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ и оценка деятельности учреждений здравоохранения, их подразделений и служб. М.: ГРАНТЪ, 2002. с. 504.

2. Короткова А.В. Методические аспекты и информационное обеспечение улучшения качества в региональных системах здравоохранения. М.: ЦНИИОИЗ, 2005. с. 96.

3. Решетников А.В., Ефременко С.А., Астафьев Л.М. Методика проведения медико-социологических исследований. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. с. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.