Научная статья на тему 'Социальный портрет банковского служащего'

Социальный портрет банковского служащего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1149
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронов Антон Александрович

В статье рассматриваются наиболее характерные черты и качества банковских работников, предпринимается попытка представить обобщенный социальный портрет типичного представителя данной профессиональной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет банковского служащего»

АЛ Воронов, Социальный портрет банковского служащего УДК 316.343.655

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БАНКОВСКОГО СЛУЖАЩЕГО

A.Â. Воронов

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-maü: DylnovGV@info.sgu.ru

В статье рассматриваются наиболее характерные черты и качества банковских работников, предпринимается попытка представить обобщенный социальный портрет типичного представителя данной профессиональной группы.

Social Portrait of Bank Worker

A.A. Voronov

The article examines the most typical traits and qualities of bank workers, an attempt is made to represent a generalized social portrait of representative of this pro fessonal group.

Приступая к анализу социального портрета банковского служащего, следует учитывать то обстоятельство, что ныне коммерческие банки представляют собой неотъемлемую социальноэкономическую структуру рыночной экономики. Осуществляя денежные расчеты и кредиты, они выполняют важную функцию по перераспределению капитала. В последнее десятилетие вся система отношений внутри банковского сектора подверглась существенным изменениям. Прежде всего это касается характера управления и контроля со стороны Центробанка, принципов взаимоотношения банков и их клиентов, расчетов с государственным бюджетом и пр. Но самое главное, подверглась переосмыслению психология и социальная роль банкира - высокообразованного, думающего, инициативного, свободного от догм и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. Человеческий фактор выполняет одну из ключевых ролей в оценке привлекательности той или иной банковской структуры.

Профессионализм работников банка косвенно определяется следующими критериями: уровень сервиса и культуры обслуживания, оперативность проведения банковских операций, в целом - репутация банка. Жесткие требования, ныне предъявляемые Центробанком РФ к профессиональным, моральным качествам руководителей банков, сотрудникам службы внутреннего контроля, способствуют укреплению морально-психологического климата в банковской сфере. В случае низкого профессионализма сотрудников значительно повышаются все виды рисков банковской деятельности - кредитный, риск ликвидности, риск изменения кредитных ставок и т.д.

В 90-х гг. XX столетия коммерческие банки пережили несколько периодов, особенности которых значительным образом повлияли на жизнь их сотрудников, определив, в конечном счете, их социальный портрет.

До начала 90-х гг. XX в. банковская система страны была представлена Государственным банком РСФСР и его отраслевыми филиалами (Внешторгбанк, Промстройбанк и т.п.). Затем на смену Госбанку пришла система Центрального банка РФ - главного регулятора деятельности независимых акционерных коммерческих банков.

Знаковым для новой банковской системы России оказался период до 1996 г., в течение которого происходил бурный рост банковской сферы, улучшалось материальное благосостояние банковских служащих. Это привело к повышению престижа профессии. Как показывает опыт, руководители средних и мелких банков входят в число самых влиятельных лиц региональной элиты. Члены правлений ведущих региональных банков входят в советы директоров крупных акционерных предприятий и организаций.

Существенное воздействие на кредитнофинансовую систему и профессиональную страту оказали кризисные явления конца 90-х гг. прошлого столетия: многие мелкие и средние банки были закрыты, а сотрудники сокращены.

Начиная с 1999 г. начался период стабилизации и роста региональной банковской системы. Массовое производство банковских услуг привело к необходимости существенного увеличения числа банковских сотрудников экономистов, бухгалтеров, кассиров. При характеристике социального портрета банковского служащего важно учитывать идеи классиков социологии о специфике и сущности профессии. Так, Э. Дюркгейм рассматривал профессии сквозь призму разделения труда, дифференциации социальной деятельности и понимал профессию как деятельность, как институт и социальную группу1. М. Вебер различал профессиональные группы в зависимости от развития типичных профессий. На профессиональную стратификацию влияют уровень профессиональной специализации, профессиональная стабильность и подвижность2. П. Сорокин понимал под профессией деятельность, дающую индивиду средства к существованию3. Известный советский экономист С. Струмилин говорил, что «профессия - совокупность приобретенной школьной и внешкольной выучки, специальные трудовые навыки, совмещенные в одном лице и объединенные общим названием»4.

© ДА Воронов, 2008

Как видим, в понятии профессии сочетаются различные элементы: педагогические (образование обучение), экономические (дающие средства к существованию), функциональные (род деятельности).

Эти положения о профессии полностью относятся и к такой социальной группе, как банковские работники, и позволяют нарисовать социальный портрет типичного банковского служащего. Его можно представить в виде двух разновидностей: банкиры (около 2% от всех работающих в банке) - топ-менеджеры, люди ответственные за принятие важных, стратегических решений;

банковский персонал (порядка 83% от всех работающих в банке).

Остальная часть сотрудников банка (охрана, хозяйственные работники, обслуживающие подразделения) не входят в профессиональную группу банковских служащих, так как выполняют работу небанковской специфики, не обладают достаточным образованием и уровнем дохода.

Банковский персонал, в свою очередь, тоже является достаточно разнородной группой, включающей в себя руководителей, кредитных работников, специалистов по работе с ценными бумагами, бухгалтеров и кассиров. В этой связи заслуживает внимания проблема отнесенности банковских служащих к отечественному среднему классу. К среднему классу можно отнести банкиров (100%), экономистов (50%), бухгалтеров (40%).

Продолжая далее анализ социального портрета банковского служащего, можно обратиться к исследованиям современных ученых о специфических группах внутри банковского сообщества. Так, согласно исследованиям И.В. Андреева, в составе банковских сотрудников выделяется четыре социально-психологических группы5.

Первая профессиональная банковская группа

- это высококвалифицированные специалисты старшего возраста. Из них наиболее трудоспособны 45-50-летние сотрудники, имеющие стаж работы в банковской сфере 15—25 лет. Для них характерно наличие инерции в профессиональных установках, зачастую недостаточное обновление профессионального опыта.

Вторая группа - это люди активного и трудоспособного возраста 35-45 лет, пришедшие в банк из организационно-управленческих структур, вузов, а также бывшие инженерно-технические работники. Они обладают высоким интеллектом и личностным потенциалом. Этой группе свойственна потребность в социальной и профессиональной адаптации к новой профессии, выработке коммуникативно-профессиональных контактов, освоении новой профессиональной роли, переориентации имеющихся у них организационных и интеллектуальных умений в соответствии с требованиями профессии. Кроме того, они стремятся преодолеть сопротивление со стороны банковских специалистов старшей возрастной категории, не желающих уступать свои места новичкам.

Третью группу банковских работников составляют молодые люди в возрасте 2030 лет, нацеленные на формирование этикопрофессиональных ценностей, усвоение деловой культуры банковского менеджера. Важное значение для них имеет наличие наставника, обучающего основам практической банковской работы, азам профессионального мастерства, вводящего их в сложную корпоративную культуру банковской организации.

Четвертая группа - это сотрудники, не имеющие четко оформленной предметной специализации, но обладающие обширными деловыми и личностными связями. Они проявляют личную преданность руководству, в коллективе сдержанны, демонстрируют исключительность своего положения, стремятся замаскировать свою некомпетентность.

Когда новый сотрудник поступает на работу в банк, его личность подвергается изменениям и превращается в «банковскую личность», которая имеет следующую структуру: индивидуально-психологические характеристики; уровень экономической образованности; уровень теоретических и практических знаний банковского дела, банковских информационных технологий; принадлежность к определенному социуму (профессиональная группа «банковские служащие»). Формирование банковской личности является итогом формирования устойчивого положительного отношения к профессии и воспитания преданности организации.

Далее рассмотрим индивидуальнопсихологические характеристики банковской личности - пол, возраст, психологические характеристики. Банковский бизнес сформировался в основном как мужское занятие. Традиционно он требовал таких качеств, как воля к победе и стремление к лидерству. Однако в последнее время появился спрос на типично женские качества, такие как открытость, чувство такта, скрупулезность, усидчивость. Новые банкиры рассматривают себя все чаще как вдохновители человеческих коллективов.

В настоящее время значительную долю руководящего состава региональных банков составляют женщины. Предположения, что женщины-менеджеры существенно отличаются от менеджеров-мужчин, совершенно не подтверждаются. Как правило, исследователи сходятся во мнении о существовании лишь одного различия: большего интереса женщин к отношению между людьми. Утверждение, что гендерные различия в способности, установки, черты личности основывается, скорее, на полоролевых стереотипах, нежели на результатах эмпирического изучения женщин-руководителей.

Следующей характеристикой руководителей банков является возраст: по данным авторского исследования, в роли председателей правлений

54

Научный отдел

и их заместителей оказываются люди в возрасте 45-50 лет.

Психологические характеристики включают в себя мотивационный механизм: власть -это прежде всего ответственность за людей, возможность самореализации, стремление к личностной и материальной свободе.

Система ценностей банковских руководителей существенно отличается от традиционных советских представлений, основу которых составляла опека государства и патерналистское восприятие власти. Сейчас же важнейшей ценностью стал принцип индивидуализма, нередко явно преувеличенный. Другой важной ценностью стал принцип равенства возможностей в самореализации. В банковской системе ценностей жизнь рассматривается как состязание, в котором победа достается наиболее умному, сильному, достойному, именно поэтому в систему ценностей включено неприятие идей социального равенства. Банковские руководители предлагают не воспитывать человека, а дать ему свободу и верят в созидательные силы социума.

Банковские руководители уверены, что экономические преобразования не осуществляются и не имеют перспективы без наличия полноценной кредитно- финансовой сферы, где люди работают не в расчете на свою личную прибыль, свой корыстный или властный интерес, а ради развития дела и расширения предложений на рынке банковских услуг и на рынке труда. Таким образом, банкиры видят в своей деятельности выполнение общественной функции.

Основные особенности характера банковских руководителей России аналитический ум, высокоразвитая культура, клиентоориентированность, трудолюбие, порядочность, законопослушание, преданность делу и организации, «инвестиционное чутье».

На требование к образованию банкиров существует две точки зрения. Согласно одной из них, необходимость в дипломе об экономическом и финансовом образовании необязательна, достаточно диплома о высшем образовании. Главное

- способность учиться.

Тем не менее русский банкир сейчас самый интеллектуальный в мире. По данным фонда «Общественное мнение», доля лиц с высшим образованием среди руководителей банков превышает 80%. Многие респонденты вышли из самых престижных учебных заведений - МГУ, МИФИ, МФТИ, МВТУ, ФА при Правительстве РФ, АНХ им. Плеханова и др. Что касается исследуемой региональной банковской элиты, то «банкиры» имеют, как правило, два высших образования: первое техническое (региональные политехнические институты, технические университеты), второе - экономическое и юридическое. Растет число лиц с ученой степенью кандидата наук.

Проведенное нами исследование уровня образования банковских служащих Саратовской

области показало, что высшее образование имеют около 70% сотрудников в региональных банках, в том числе высшее экономическое - 42%; высшее юридическое - 2%; высшее техническое - 20%; высшее гуманитарное- 6%; среднее, среднее специальное - 30%.

Другая точка зрения по вопросу о необходимости высшего банковского образования четко выражена в требовании ЦБ РФ к профессиональной подготовке высшего руководящего состава банков. Сторонники этой позиции считают, что профессислализм нужен везде, но в банковской сфере он нужен особенно. Любые необдуманные действия, просчет или нарушение закона чреваты серьезными потерями как для самого банка, так и для клиентов - сотен или даже тысяч людей - в зависимости от размеров банка. По этой причине банковская деятельность является объектом весь ма серьезного государственного регулирования. Одно из требований при выдаче лицензий - профессионализм, т.е. наличие соответствующей подготовки у лиц, возглавляющих банк, поэтому вполне закономерным является решение ЦБ РФ. в соответствии с которым он регистрирует создание коммерческого банка и его филиалов только при представлении кандидатур руководителей, оценивая их с профессиональной точки зрения.

На руководящие посты в банках утверждаются обычно лица, имеющие высшее экономическое и юридическое образование и опыт работы в банке не менее одного года на руководящих должностях среднего звена. В случае отсутствия профильного образования - опыт руководства подразделением не менее двух лет. Именно это требование породило пик активности высшего банковского менеджмента в плане получения второго высшего образования.

Уровень теоретических и практических знаний банковского дела, банковских технологий предполагает знание банковских продуктов, предлагаемых услуг, а также коммерческие способности. Последние включают в себя стратегическое видение рынка, умение продвигать и продавать банковские услуги и продукты, позитивное общение с клиентами, умение устанавливать партнерские отношения с акционерами и клиентами.

Социальный портрет банковского экономиста включает в себя следующие характеристики: пол преимущественно женский, возраст 30-45 лет, высокий уровень самоконтроля, вдумчивость, логическое мышление, системный подход к информации, стремление к максимальной точности, высокий вербальный интеллект, сочетание синтетического и аналитического складов ума. Образование высшее финансово-экономическое - 98%. Уровень знаний и умений: анализ финансовоэкономической деятельности предприятия, определение групп риска по кредитам, управление уставным капиталом банка, продажа акций и векселей.

Социология

55

Социальный портрет банковского бухгалтера: пол - женский, возраст 35-50 лет, стрессоустой-чивость, преобладание формально-логического мышления, высокий уровень самоконтроля. Уровень знаний и умений: умение делать все виды банковских бухгалтерских проводок.

Социальный портрет банковского кассира: пол — женский, возраст 40-55 лет, как правило, среднее специальное образование, высокий уровень внимания, зрительной памяти, высокий уровень самоконтроля.

Таким образом, социальный портрет типичного банковского служащего представлен женщиной 35—45 лет с высшим экономическим образованием, с высоким уровнем интеллекта, с аналитическим складом ума, высоким уровнем самоконтроля, отличающейся трудолюбием, пре-

данностью организации и профессии, высоким уровнем коммуникативной компетенции.

Примечания

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991 С.120.

2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1995. С. 89-90.

3 Сорокин П.А. об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства // Социс. 1994. №2. С. 142.

4 Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1957. С. 12.

5 Андреев И.В. Экономическая психология. СПб., 2000. С. 67-70.

УДК 316.356.2(470.44)

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА (на примере Саратовской области)

Н.П. Ивченкова

Саратовский государственный университет, кафедра прикладной социологии E-mail: lvchenkovaNP@yandex.ru

Статья посвящена вопросам репродуктивного здоровья молодежи и формированию социокультурных ценностей ответственного родительства молодежи на примере Саратовской области.

For Discussion about Social and Psychological Factors Forming Responsible Parenting (by the Example of Saratov

Region)

N.P, Ivchenkova

The article devote to the problem of the youth reproduction health and forming sociai and cultural valuables for responsible youth parenting (by the example of Saratov region)

Современные представления о браке и семье в России значительно трансформировались уже в течение нескольких поколений. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос о формировании половой культуры у молодежи. Сложившаяся в России демографическая ситуация требует комплексного решения многих проблем. Одна из них - сохранение репродуктивного здоровья молодежи. Вопросы полового воспитания и сексуального образования, формирование мотиваций ответственного отношения к своему здоровью приобретают особую актуальность.

Проблему полового воспитания необходимо из физиологической плоскости переводить в куль-

турологические рамки, формировать новые духовные представления о браке, семье, детях, любви, основанные на культурно-исторических традициях, опираясь на русскую ментальность, а также учитывать положительный опыт других стран.

Перинатальная психология прочно вошла в медицинскую науку и в нашу жизнь и позволила изменить сознание современного общества (и медиков, прежде всего) в отношении к рождению человека. Знание перинатальной психологии формирует у человека ответственное отношение к роли родителя, тем самым способствуя воспитанию и развитию родительской культуры в обществе.

Врачи Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции более 10 лет, работая совместно с психологами и психотерапевтами в области воссоздания репродуктивного здоровья, к беременности и родам относятся не только как к физиологическому явлению, но и как к состоянию и процессу «одухотворения» тела. Поэтому изучение основ перинатальной психологии проводилось нами в течение 5 лет в рамках медико-педагогической деятельности среди школьников и студентов г. Саратова и Саратовской области по формированию здорового образа жизни, в том числе по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.

Современное представление о репродуктивном здоровье не ограничивается медицинскими знаниями, так как в основе его - биопсихосоци-альные факторы. Нами была предпринята попытка изучения социально-психологических аспектов репродукции человека как биологической и

© Н.П. Ивченкова, Z008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.