Научная статья на тему 'Социальный менеджмент: теоретические подходы и возможности применения в сфере антикризисного государственного управления'

Социальный менеджмент: теоретические подходы и возможности применения в сфере антикризисного государственного управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1112
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / АНТИКРИЗИСНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIAL MANAGEMENT / ANTI-CRISIS PUBLIC ADMINISTRATION / EFFICIENCY / POTENTIAL / MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Туник Михаил Петрович

Актуализируется социальный менеджмент в сфере антикризисного государственного управления. Рассматриваются проблемы эффективности реализации его потенциала в условиях современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Management: Theoretical Approaches and Possibilities of Application in the Field of Anti-Crisis Public Administration

The article deals with social management in the field of anti-crisis public administration. Problems of efficient realization of public administration potential in the modern Russian society are considered.

Текст научной работы на тему «Социальный менеджмент: теоретические подходы и возможности применения в сфере антикризисного государственного управления»

M.P. Tunik

Social Management:

Theoretical Approaches and Possibilities of Application in the Field of Anti-Crisis Public Administration

The article deals with social management in the field of anti-crisis public administration. Problems of efficient realization of public administration potential in the modern Russian society are considered.

Key words and word-combinations: social management, anti-crisis public administration, efficiency, potential, modern Russian society.

Актуализируется социальный менеджмент в сфере антикризисного государственного управления. Рассматриваются проблемы эффективности реализации его потенциала в условиях современного российского общества.

Ключевые слова и словосочетания: социальный менеджмент, антикризисное государственное управление, эффективность, потенциал, современное российское общество.

УДК 005.3.:354 ББК 6082:66.3(0),1 23

М. П. Туник

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ АНТИКРИЗИСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

условиях современного глобального экономического кризиса появляются многочисленные нестабильные состояния общества, актуализируется проблема структурно-функционапьной неопределенности социапь-но-экономических систем, возникают различные социальные проблемы. На локальном уровне кризисные ситуации требуют социальной консолидации и мобилизации, перераспределения управленческой воли и ответственности в рамках антикризисных стратегий государственного управления социальными процессами.

Значительные изменения, произошедшие в системе распределения мирового и национального производства и потребления в конце второго тысячелетия, связаны именно с «точками роста» национальных экономик, проявившимися в результате успешного применения антикризисных стратегий государственного управления. Это подтверждают примеры послевоенной Японии и Германии, а также Южной Кореи, Тайваня, Гонконга и Сингапура. Чем бы ни объясняли в последующем чудеса экономического роста этих стран - корпоративным духом, мобилизацией нации, дешевизной рабочей силы или богатством природных ресурсов (например, в Арабских Эмиратах или Кувейте), - важ-

нейшей необходимой предпосылкой, первоисточником перемен оказалось осознанное принятие и осуществление антикризисной управленческой стратегии, ставка на социальные, экономические, технологические новации.

Идеология развития во всех этих странах потребовала распределения ресурсов в пользу социально ориентированного государственного управления, требующего высокопрофессионального, квалифицированного, творческого и заинтересованного (социально ответственного) управленческого труда. Целеустремленность развития и мотивация к росту и качественному изменению производительности в этих столь разных странах достигалась проведением в жизнь осознанной организационной антикризисной стратегии государственного управления, обусловленной военными, демографическими и иными социальными потрясениями [1, с. 242].

Российское общество в настоящее время переживает процесс сложного качественного роста, когда принципиально меняются механизмы и усложняются основы его социального и политического устройства. На высшем уровне властью признано, что в современной российской системе государственного управления сохраняются бюрократические традиции непонимания инноватики, недоверия к свободному человеку, отсутствия реальной ответственности, а также коррупция и правовой нигилизм, особенно опасные в период кризиса и на этапе системных демократических преобразований. Преодоление сложных и многоаспектных кризисных состояний предполагает совершенствование управленческой деятельности, придание ей антикризисной направленности.

Антикризисное государственное управление тесно связано с решением задачи политической устойчивости общественной системы. В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. [2] подчеркивалось, что мировой кризис еще далек от завершения, поэтому необходимо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности текущей работы, так и к обоснованности новых планов и программ. Главой государства отмечено, что именно сейчас необходимо создавать основы национальной конкурентоспособности там, где Россия может получить будущие выгоды и преимущества. Это подразумевает быстрое освоение высвобождаемых в мировой экономике ниш, создание новых и эффективных предприятий, внедрение самых передовых технологий. Именно такой подход должен быть положен в основу антикризисного государственного управления и вместе с тем стать неотъемлемой частью идеологии развития России.

Острая потребность в текущем антикризисном государственном управлении возникла как ответная реакция общества и государства на ситуацию, когда традиционные управленческие методы оказались неэффективными. Однако необходимость в такого рода управлении ощущалась еще задолго до случившегося кризиса. В начале 2000-х годов стали формироваться новые тенденции в государственном управлении, заключающиеся в отказе от ограниченного взгляда на этот феномен как бюрократическую систему. В научный дискурс была введена теория сервисного государства, обсуждались возможности применения подходов социального менеджмента, актуализирован приоритет человеческих ресурсов, акцентирована потребность в современных инновационных технологиях, формирова-

лась идеология оказания социальных услуг, потребителями которых выступают граждане и институты гражданского общества. Было осознано, что непосредственная управленческая практика и противоречия самого российского общества требуют от субъектов государственного управления конкретных, научно обоснованных и взаимосвязанных решений, скоординированных представлений о том, какой комплекс задач необходимо решать и в какой стратегической перспективе.

Естественным образом все изложенное обусловливает необходимость в глубокой социологической рефлексии проблемы формирования целей, принципов, методов и технологий антикризисного государственного управления. Важной исследовательской задачей становится концептуализация и оценка эффективности потенциала социального менеджмента в системе антикризисного государственного управления в условиях развития современного российского общества.

Само понятие «социальный менеджмент» не относится к числу однозначно трактуемых. Так, Ю.П. Тютиков и В.П. Фомина понимают его как администрирование в непроизводственных секторах экономики - образовании, труде и социальном развитии, здравоохранении, культуре, делах молодежи, спорта и туризма. Понятие социального менеджмента данные авторы связывают с механизмами, пространством и условиями воспроизводства человека как субъекта социума и культуры, с возможностью получения доступа к образованию, профессиональному развитию, рекреации, информационному обеспечению, удовлетворению материальных, культурных и духовных потребностей [3].

В.Н. Ярская ведет речь о социальном менеджменте, который представляет собой социальную практику, основанную на теории и соответствующую высоким стандартам профессии [4]. А.М. Бабич, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев считают, что социальный менеджмент - это управление социальной инфраструктурой предприятия. На протяжении десятилетий в целом ряде городов организация и финансирование деятельности всех направлений социального обслуживания во многом определялась функциями крупных индустриальных предприятий. Администрация этих предприятий аккумулировала мощный социальный капитал, становясь фокусом системы социальных связей промышленного города. Отмечается, что в течение всего постсоветского периода происходило не только изменение структуры собственности на промышленных предприятиях России, но и трансформировалась социальная роль предприятия в рамках местного сообщества [5].

А. Г. Гладышев, Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров определяют социальный менеджмент как организацию коллективного действия (общественные ассоциации), как администрирование государственных и негосударственных организаций и учреждений, оказывающих социальные услуги. В этом смысле социальный менеджмент рассматривается в контексте социального администрирования и относится к институционализированному комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в области занятости и социальной защиты, здравоохранения и образования. Учеными подчеркивается, что система социальной защиты радикально изменилась и продолжает реформироваться сегодня. Краткосрочные и долгосрочные цели социального менеджмента при переходе к рынку реализуются при условии подготовленности властных структур к

реформированию социальной сферы. В связи с этим в структуре социального менеджмента особое место наряду с конкретным социальным проектированием и всеми формами менеджерского контроля занимает и оценка социальных, культурных, экономических решений [6].

Г.Ф. Красноженова, Н.В. Мысин, Н.В. Осокина отмечают, что социальный менеджмент представляет собой стратегию организации деятельности по решению социальных проблем на разных уровнях - от федерального до регионального и муниципального. Механизм реализации социального менеджмента в современном российском обществе характеризуется, по мнению этих исследователей, реально существующими противоречиями между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению - с другой [7].

О. В. Лаврова интерпретирует социальный менеджмент как социально ответственное управление. Речь идет о социальной ответственности управленцев, которая касается как внутренних проблем организации (нон-дискриминаци-онное управление персоналом, социальная защита работников, социальные обязательства по отношению к работникам), так и внешних аспектов организационной деятельности (социальная ответственность перед клиентами, потребителями услуг, перед обществом и природой). Отмечается важнейшее условие социального менеджмента - особая организационная культура управленцев, способствующая формированию, с одной стороны, чувства принадлежности к сообществу профессионалов социальной сферы, к коллективу данной службы и команде, а с другой - отношения справедливости [8].

По мнению В. Яничевского, менеджмент XXI века - это социальный менеджмент [9]. Действительно, как показывает передовой мировой опыт, социальное наполнение менеджмента, его особые управленческие принципы и приемы, построенные на мотивации, профессионализации и организации эффективного коллективного взаимодействия, позволили не только обеспечить взлет национального производства многих развитых стран, но и внедрить новые модели управления в другие сферы общественной жизни.

В настоящий момент у теоретиков и профессиональных управленцев сформировалось ясное представление о том, что управление - атрибут не только собственно производства. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной мере нуждается в управлении. Этот вывод - о приоритетной роли социального менеджмента в общественном развитии на современном этапе - имеет, по нашему мнению, фундаментальное методологическое значение для социологического анализа сущности, особенностей и возможностей социального менеджмента, которые могут быть использованы в том числе и в процессе антикризисного государственного управления.

На основе представленного анализа имеющихся в социологической науке основных точек зрения на социальный менеджмент как управленческий феномен отметим его комплексный характер и выделим следующие смыслы:

социальный менеджмент - это результирующая совокупность социальных аспектов всех управленческих действий;

социальный менеджмент - это профессиональная деятельность связанная с осуществлением управления общественными процессами;

социальный менеджмент - это социальная технология, основанная на теории управления и соответствующая высоким профессиональным стандартам.

В своем интегративном понимании социальный менеджмент характеризуется универсальностью, использованием властных механизмов, профессионализацией образования и управления, особой организационной культурой, качественным изменением предоставляемых услуг, ориентацией на развитие человеческих ресурсов, социальной ответственностью.

Социальный менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления обществом. В этом случае его субъектами оказываются государственные структуры, компетентные организации и лица, которые властны вносить изменения в отношения между различными социальными группами, в том числе и на уровне объекта антикризисного государственного управления.

Достижение субъектами поставленных целевых функций и алгоритм соответствующих действий в условиях развития современного российского общества зависят от степени реализации имеющегося системного потенциала социального менеджмента [10]. Социальный менеджмент не является априорным теоретическим конструктом в системе антикризисного государственного управления. Как одно из направлений этого процесса, он решает частные задачи, сущность которых заключается в обеспечении качества услуг, предоставляемых органами государственной власти институтам гражданского общества.

Социальный менеджмент в процессе антикризисного государственного управления особенно расширяет сферу профессионализма и компетентности, возможностей государственной и муниципальной службы, предотвращая их трансформацию в консервативную систему. Он становится альтернативой бюрократической организации, где функции чиновников не требуют высокой профессиональной квалификации, а средства деятельности превращаются в цели. Такой методологический подход позволяет сфокусировать оптимизацию антикризисного государственного управления на цели и задачи сервисного государства, разработку конкретных мероприятий по их достижению.

Библиографический список

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. 2008. 6 нояб.

3. Тютиков Ю.П. Инвестиционное проектирование в социальной сфере. СПб., 2000.

4. Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1.

5. Бабич А.М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 2003.

6. Социальная сфера в современных условиях / А.Г. Гладышев, Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров. М., 2003.

7. Красноженова Г.Ф. Социальное управление. М., 2003.

8. Лаврова О.В. Организация и социальный контекст бизнес-образования. Саратов, 2001.

9. Яничевский В. О национальной управленческой концепции, качестве персонала и модели управления в начале XXI века // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2. С. 110-113.

10. Социальный менеджмент / под ред. Д.В. Валового. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.