Научная статья на тему 'Социальный контроль отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения'

Социальный контроль отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИИ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдульзянов А.Р.

В статье рассмотрены основные проблемы социального контроля девиантного поведения участников дорожного движения, дан социологический анализ факторов, обуславливающих отклонения детей от норм поведения на дорогах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный контроль отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения»

Специальная психология

Абдульзянов А. Р.

Социальный контроль отклоняющегося поведения в сфере дорожного движения

Тенденция роста автомобильного парка и повышение числа дорожно-транспортных происшествий актуализировали проблему социального контроля и анализа форм отклоняющегося поведения, влияющих на безопасность дорожного движения.

Становление социального контроля, в том числе и в сфере безопасности дорожного движения, происходит в процессе развития форм и способов воздействия, применяемых социальными группами для регулирования поведения их членов.

Лаконично и целостно о некоторых формах социального контроля отклоняющегося поведения писал в своих трудах П. А. Сорокин [8]. Он попытался проследить и спрогнозировать динамику применения кар и наград от интенсивного применения в примитивных и антагонистических социальных структурах до полного исчезновения в желаемом будущем.

Все формы социального контроля в сфере дорожного движения направлены в первую очередь на тех индивидов, чье поведение в отрицательную сторону отклоняется от групповых норм поведения на дорогах.

И. Вингендер отмечает, что в большинстве случаев отклоняющимися «считаются те формы поведения, которые резко отличаются от средних, привычных для данного общества, культурно зафиксированных в его истории, впитанных и благодаря всему этому толерантно воспринимаемых членами общества проявлений или же по какой-то причине оказываются особо порочными, вредными для всего общества» [1, с. 15].

Общество в процессе своего функционирования выработало ряд мер воздействия на своих членов, способов убеждения и внушения, поощрения и наказания, побуждения и принуждения с целью упорядочения поведения людей в условиях интенсивного дорожного движения. Формы социального контроля реализуются в качестве запретов, наказаний и кары, а также предписаний, рекомендаций, стимулов. Таким образом, в обществе существуют определенные нормы поведения участников дорожного движения, за соблюдением которых установлен социальный контроль. Отклонение от этих норм в социологической теории называется нормативная девиация. Нормативная девиация -рассогласование позиций, укладывающихся в юридические, социальные и психологические нормы [6]. В этом определении основной акцент делается на термине рассогласование, который в данном контексте означает дистанцирование и характеризует объективную степень девиации.

С помощью социального контроля упорядочиваются межличностные взаимоотношения, снижается вероятность дистанционализации личности, повышается ответственность за соблюдение норм и требований безопасности дорожного движения. Так, концептуализация социального контроля в сфере безопасности дорожного движения происходит в процессе рассмотрения его в качестве социального механизма в различных практиках, в том числе региональных, имеющих специфику. Механизм социального контроля действует в контексте солидарности и порядка в обществе. Солидарность возникает между людьми в связи с преобладанием объединяющих их обычаев. Солидарность объединяет людей одного общества, интегрирует их сознание, делает более сплоченными, следовательно, более сильными. Наказание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Повсюду, где устанавливается управляющая власть, ее первая и главная функция - заставить уважать верования, традиции, коллективные обычаи [2].

Теория социального контроля рассматривается нами в контексте социологического анализа девиантного поведения участников дорожного движения.

Как отмечает О.В. Лишин: «Отклоняющееся поведение людей, во-первых, существует потому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы - идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорцию в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования» [5, с.142].

Таким образом, девиация является, с одной стороны, своеобразной формой поведения, обусловленной самой системой, более того, образом жизни, жизненным стилем. С другой - общественным суждением, субъектом которого выступает культура общества, а объектом - форма поведения, а также ее носитель. В связи с этим, общественная культура сама по себе не способна непосредственно провести программу оценки, возникает потребность в таком субъекте или субъектах, которые осуществляют данную программу от ее имени или, по крайней мере, в процессе суждения ссылаются на нее. Носитель культуры в процессе суждения о девиациях различен в различных обществах: в демократически построенных и таким образом действующих обществах этот круг задач выполняют в основном институты цивильной сферы, тогда как в других обществах - прежде всего представители власти [7].

Девиантное поведение в сфере дорожного движения определяется множеством взаимозависимых и взаимообусловливающих факторов. Среди всех факторов можно выделить социальные, социально-психологические, биологические, ситуационные.

Изучение социальных факторов позволяет выявить процессы функционирования общества, потенциально обусловливающие девиантное поведение. В социологии они впервые стали непосредственно рассматриваться в рамках теории аномии, разработанной Э. Дюркгеймом. Аномия, по Дюркгейму, возникает при переходе от традиционного к промышленному обществу вследствие разрушения традиционных норм. В обществе может существовать и слишком много нормативных систем, в которых индивидам и группам трудно ориентироваться и которые не дают ясных стандартов поведения [3].

В рамках данного аспекта девиации рассматриваются в контексте понятий «отчуждение», «социальная дезинтеграция», «слабая социализация». Здесь аномия определяется как результат свободы выбора линии поведения без устойчивой идентичности индивидов. В соответствии с выше сказанным, анализируя девиации в сфере дорожного движения, следует отметить, что обусловливающие их социально-психологические, биологические, ситуационные детерминанты имеют тесную связь с социальными факторами. В их структуре четко просматривается социальная основа.

Однако следует согласиться с О.В. Лишиным, который утверждает, что «Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действия людей зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех же экономических и социально-психологических условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влиянием малых групп, а также индивидуальными особенностями человека» [5, с.146]. Таким образом, социально-психологические детерминанты девиантного поведения связываются с процессами социализации индивидов в группах ближайшего окружения и, прежде всего, в семье.

Анализ социально-психологических детерминант предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане "я" протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих стилей поведения в условиях дорожного движения, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обусловливая персонификацию личности.

Наиболее ярко социально-психологические детерминанты проявляются в девиантном поведении на дорогах детей и подростков.

Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то у детей часто появляются пробелы в воспитании и в усвоении культурных норм поведения. Однако семья - далеко не единственный (хотя и важнейший) институт, участвующий в социализации личности. Поэтому нормы, воспринятые в семье, могут быть пересмотрены или отброшены индивидом в ходе его взаимодействия

с различными проявлениями культуры дорожного движения, например, с феноменом «телевизионного поведения» и социальным окружением.

В этом случае срабатывают такие механизмы, как:

- подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

- стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

- стремление испытать новые, неизвестные ощущения в экстремальной ситуации.

Положение усугубляется тогда, когда агенты социализации сами являются девиантами. Подобные случаи рассматриваются в теории дифференцированной ассоциации. С точки зрения сторонников данной теории, образцы девиантного (отклоняющегося, а иногда граничащего с преступным) поведения усваиваются точно так же, как и образцы конформного (законопослушного). На интенсивность формирования девиантных ценностей в большей степени влияют частота и продолжительность контактов с соответствующими образцами, а также возраст социализирующегося индивида.

Под биологическими детерминантами отклонений понимается, прежде всего, генетическая предрасположенность к ним. Наследственность обусловливает специфику высшей нервной деятельности, влияет на биологические мотивации удовлетворения потребностей и выбора стиля поведения, может нести в себе отклонения в соматическом или нервно-психическом развитии.

К биологическим факторам, участвующим в организации поведения индивидов на дороге, могут быть отнесены их пол и возраст. Данные о зависимости различных стилей поведения и нарушений норм поведения в условиях дорожного движения от пола не являются однозначными. И все же в целом статистика свидетельствует, что среди мужчин уровень девиантности на дорогах несколько выше. Значительное различие наблюдается в таких формах, как участие в дорожном движении в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических средств. Водители - мужчины, в процентном соотношении, чаще нарушают скоростной режим на дорогах, правила обгона и др. Что касается возраста, то наиболее подвержены нарушениям норм и правил дорожного движения молодые люди. Например, статистический анализ нарушений правил дорожного движения, зафиксированных ГИБДД МВД РТ в 2009 году, свидетельствует, что 43% всех нарушений приходится на водителей в возрасте до 30 лет.

Ситуационные детерминанты на социальное поведение участников дорожного движения могут влиять двояко: они могут вынуждать и/или располагать к отклонениям. Поэтому выделим среди ситуационных детерминант -экстремальные и благоприятствующие факторы. С другой стороны, ситуационные детерминанты могут рассматриваться и на различных уровнях: социальном, групповом и индивидуальном.

Экстремальные факторы - это различные неблагоприятные условия дорожного движения, вынуждающие человека к нарушению норм и правил

дорожного движения, деформации социального поведения. Кроме того, в жизни каждого человека случаются события, которые он субъективно оценивает как экстремальные.

Факторы, благоприятствующие девиантному поведению, также многообразны. На отклоняющееся поведение участников дорожного движения оказывают влияние такие факторы, как время суток, день недели и время года. На возможность совершения девиантных поступков влияют и другие обстоятельства «места и времени» (наличие других участников дорожного движения и их стиль поведения, пол и физическое состояние участников дорожного движения, плотность транспортного потока и т.п.). В благоприятствующих ситуациях дорожного движения люди, взвешивая обстоятельства, считают, что вероятность фиксации или совершения правонарушения невелика и идут на риск, или ослабляют самоконтроль и контроль дорожной ситуации.

Рассмотренные детерминанты действуют комплексно. Однако в ряде случаев можно выделить и наиболее значимые из них. Так, решающей причиной участия в дорожном движении в нетрезвом состоянии или в наркотическом опьянении зачастую является патология биологических потребностей, нарушения правил поведения на дорогах пешеходами (несмотря на очевидную комплексность этой проблемы) многие исследователи преимущественно рассматривают как результат взаимодействия личности и социальной среды.

Следует отметить, что различные виды девиаций в дорожном движении сами могут обусловливать друг друга, хотя эти связи достаточно сложны. Нередко одно негативное явление усиливает другое: алкоголизация и наркотизация -хулиганство на дорогах и некоторые преступления против имущества (угон транспортных средств, нанесение вреда Т.С. и др.).

Таким образом, девиантное поведение участников дорожного движения является сложной междисциплинарной проблемой и детерминируется множеством факторов. В динамическом аспекте их можно (в весьма упрощенном виде) рассмотреть следующим образом. Исходным пунктом для большинства девиаций на дорогах (хотя, возможно, и не самым значимым) являются социально-психологические факторы. Затем в процессе социализации индивиды через функционирование социальных институтов и под влиянием внешней среды, средства массовой информации, конкретных агентов социализации интериоризируют ценности и нормы культуры и субкультур референтных групп. В случае отсутствия рычагов, способствующих снижению негативного влияния внешней среды на агента социализации, социализация оказывается слабой, формируются особенности личности или психологии группы отклоняющейся направленности, могут проявиться и патологические особенности. Затем в определенных (благоприятных) ситуациях совершаются первичные, а затем и вторичные отклонения, приводящие к стойкой девиантности в условиях дорожного движения.

Одним из мощных регуляторов, оказывающих влияние на выбор стиля поведения на дороге, является ориентированность личности. Ориентированность

связана с понятиями экстернальности и интернальности, то есть ориентацией во вне или внутрь себя. В зависимости от ориентации формируется некое качество, которое характеризует модель поведения человека, т. е. не какие-то отдельные психические реакции, а стратегию поведения по отношению к жизненным обстоятельствам или другим людям. Это явление носит название локус контроля. Локус - смысловая ориентация контроля ответственности человека за его поведение. Несмотря на все разнообразие поведения, существуют две основные ориентации ответственности, которые контролируют человека в его социальном и профессиональном поведении, его жизненной стратегии, они сопряжены с направленностью причинно-следственных связей на себя или на внешнюю среду

[4].

Социальный контроль как составная часть теории девиантного поведения связан с анализом процессов в социальной системе, которые должны противодействовать тенденциям отклонения и условиям, где они развиваются. Обращение к проблемам вождения транспортных средств в нетрезвом состоянии и наркотическом опьянении, преднамеренного нарушения скоростного режима и правил обгона транспортных средств, приводящим к наиболее тяжким последствиям дорожно-транспортных происшествий и другие аспекты девиации участников дорожного движения позволяют отметить принципиальную невозможность искоренить, ликвидировать, преодолеть выделенные пережитки. Негативное девиантное поведение и отдельные его виды, проявляющиеся в сфере дорожного движения можно предупредить или минимизировать с использованием традиционных и активизации новых форм социального контроля.

В настоящее время наблюдается значительное расширение форм социального контроля в виде деятельности общественных организаций, различных форм самоорганизации, министерств и ведомств.

Как и теория девиантности в целом, социальный контроль девиаций в дорожном движении соотносится с состоянием равновесия системы и субсистемы, в которых содержатся нормативные модели, институционализированные в данной субсистеме. Эффективность функционирования механизма социального контроля девиаций участников дорожного движения связывается с балансом мотивационных импульсов, а также с конформностью к таким моделям и отклонением от них. Стабильное равновесие интерактивных процессов - это фундаментальная точка отсчета для анализа социального контроля, точно так же, как и для теории девиантности.

Литература

1. Вингендер, И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии [Текст]// Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 15-16.

2. Волков, Ю Г. Социология [Текст]/ Ю Г. Волков. - М., 2003. - 452 с.

3. Гилинский, Я.И., Афанасьев, В.С. Социология девиантного поведения [ Текст]/ Я.И. Гилинский. - СПб., 1993. - 274 с.

4. Лабковская, Е.Б. Юридическая психология: теория девиантного поведения [Текст]/ Е.Б. Лабковская. - СПб., 2000.

5. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания [Текст]/О.В. Лишин. -М., 2006. - 360 с.

6. Лабковская, Е. Б. Юридическая психология: теория девиантного поведения [Текст]/Е.Б. Лабковская. - СПб., 2000. - 305 с.

7. Менделевич, В. А. Психология девиантного поведения [Текст]/В.А. Менделевич, учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

8. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали [Текст]/П.А. Сорокин. - СПб., 1914.

9. Токарева, Е.М. Социология: Конспект лекций [Текст]/Е.М. Токарева. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

О.Л. Лукаш

К проблеме исследования высших психических функций у детей с системным недоразвитием языковых средств

Современный этап развития теории и практики психологии, нейропсихологии, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно-практическое значение. Растет число учащихся с различными видами речевой патологии, в том числе и с системным недоразвитием языковых средств. Последние десятилетия знаменуются все более широким внедрением в практику коррекционной педагогики, клинической и специальной психологии методов диагностического исследования, которые опираются на понимание связи между психическими функциями и состоянием различных мозговых структур, обеспечивающих их реализацию. Интенсивное развитие находит также и система психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи, перед которой ставится ряд актуальных и значимых задач:

- совершенствование научно-теоретического и методического обеспечения обследования ребенка;

- проектирование и научное обоснование интегративного комплекса мероприятий и методик, направленных на диагностику отклонений в развитии с целью создания индивидуализированных коррекционных программ, обеспечивающих развитие речевой деятельности и других психических функций и процессов.

Принцип комплексности занимает ведущее место в теоретических подходах исследователей отечественной дефектологии и специальной психологии (Т. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.