Научная статья на тему 'Социальный контракт как форма социальной поддержки населения'

Социальный контракт как форма социальной поддержки населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4952
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / SOCIAL SERVICES / SOCIAL CONTRACT / SOCIAL HELP / STANDARDIZATION OF SOCIAL SERVICES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малофеев Иван Вячеславович

Статья посвящена социальному контракту как современной и более эффективной по сравнению с традиционными технологиями форме социальной поддержки населения. Анализируются потребность общества во введении социальных контрактов, цели и основные принципы социальных контрактов и прогнозируются результаты их введения. В статье содержатся условия заключения социальных контрактов с малоимущими гражданами и семьями, а также описание основных видов социальных контрактов и видов помощи в капиталовложении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT AS A FORM OF SOCIAL SUPPORT OF POPULATION

The article is devoted to social contract as a modern and more effective form of social support in comparison with traditional technologies. The article analyses the need of society for the introduction of social contracts, the aims and the main principles of social contracts and, the results of their introduction. The article provides the conditions of conclusion of social contracts with poor citizens and families. The article also provides the description of the main types of social contracts and the main types of help in investment.

Текст научной работы на тему «Социальный контракт как форма социальной поддержки населения»

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

НАСЕЛЕНИЯ

Социальные услуги, социальный контракт, социальная помощь, стандартизация социальных услуг.

Среди технологий социальной поддержки населения все более активную роль государство отводит социальным контрактам. Данная форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет позитивный опыт вывода из кризиса многих семей и отдельных граждан. Социальный контракт — это договор между малоимущим гражданином и органом соцзащиты о предоставлении этому человеку или его семье государственной помощи в виде денежных выплат (ежемесячное пособие или единовременное); социальных услуг; необходимых товаров (топливо, продукты, одежда, обувь, лекарства и т. д.). Срок действия контракта - от трех до шести месяцев, но с учетом результатов контракт может быть и продлен. В рамках социального контракта одновременно учитываются потребности в социальной интеграции гражданина и его возможности получения работы или приобретения им квалификации, необходимой для ее получения. Социальная помощь на период действия контракта не исключает одновременное получение и др. видов социальной помощи. Заключение контракта возможно только при согласии заявителя и всех совершеннолетних членов семьи.

По прогнозам В.А. Васильева, «дискурс бедности» определяется как проблема демографии, общественного порядка, а также угроз личностной безопасности и политической стабильности государства, превращение бедности в универсальную проблему [Васильев, 2004, с. 24]. В таком случае социальный контракт адресован бедным семьям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, неспособным самостоятельно решать свои проблемы, в большинстве случаев не нашедшим своего места в экономической жизни общества, часто не нацеленным на самообеспечение и ждущим от государства лишь материальной поддержки.

В Аналитическом сборнике Совета Федерации за 2010 год Л.Н. Пономарева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, анализирует существующие в России адресные программы поддержки бедного населения в субъектах Российской Федерации, даёт оценку потенциала участия бедного населения субъектов Федерации в программах социального контракта и возможностей региональных рынков труда для эффективной работы системы социальных контрактов.

По глубокому убеждению Е.И. Холостовой, задачами социального контракта являются:

— сделать возможной социальную и профессиональную реинтеграцию бенефициара (получателя помощи) и его непосредственного окружения (семьи) в целях приобретения достаточной независимости от социальной системы и полноценного участия в жизни общества;

— обеспечить, чтобы его близкое семейное окружение, в частности дети, как можно раньше осознало и взяло на себя подобную ответственность;

— заставить осознать тот факт, что если у общества есть обязательства по отношению к своим гражданам, то и сами граждане должны оказывать обществу посильное содействие;

— в краткосрочной перспективе обеспечить гражданину стабильную интеграцию в общество путем доступа к достойному жилью, медицинской помощи, адаптированной к его ситуации, психологическому и социальному сопровождению;

— в более долгосрочной перспективе сделать человека полностью независимым, в частности через получение им достойно оплачиваемой работы [Холостова, 2010].

Министерство здравоохранения и социального развития РФ разработало рекомендации по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам и семьям. Начиная с 2011 года 25 субъектов Российской Федерации участвуют в эксперименте по внедрению социального контракта. Г.И. Климантовой и Е.И. Холостовой социальный контракт рассматривается как инновационная технология борьбы, определены сущность, принципы, функции социального контракта, нормативно-правовая база социального контракта, проанализирован опыт субъектов РФ, в которых проводится эксперимент по социальному контракту, приводится зарубежный опыт, даны рекомендации опыта распространения социального контракта [Холостова, Климантова, 2011].

Ожидаемыми результатами применения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта являются:

— реализация трудового потенциала получателей государственной социальной помощи;

— повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан за счет постоянных источников независимого дохода в денежной или натуральной форме;

— социальная реабилитация членов малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан);

— повышение социальной ответственности получателей помощи, снижение иждивенческого мотива в поведении.

Основными принципами реализации новой технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на условиях заключения социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при определении условий социального контракта, целевой характер оказания социальной помощи.

Г.И. Климантовой предлагаются контракты социальной адаптации (КСА), необходимые для того, чтобы решить основные социальные проблемы или хотя бы найти пути решения, так как:

— социальная помощь порождает иждивенческие настроения;

— общество не может обойтись без посильного вклада каждого своего члена;

— на государстве лежит незыблемое и неоспоримое обязательство защищать своих граждан;

— КСА предполагает взаимное обязательство, которое позволило бы каждому гражданину занять свое место в обществе;

— в рамках КСА общество обязуется помогать тем гражданам, которые будут помогать себе сами для того, чтобы стать активными членами общества в социальном и экономическом плане.

Также предполагается, что граждане, не согласные заключать КСА, будут получать поддержку, позволяющую им выжить, невзирая на личные средства, которыми они располагают, в целях обеспечения безопасности и выживания.

Мы согласны с Васильевым, что разработка законодательной и нормативной базы, регулирующей социальную сферу, является одним из важнейших условий преодоления негативных последствий низкого уровня жизни, социально-экономических диспропорций. В реальной практике процесс определения государственных гарантий минимальных социальных стандартов носит достаточно сложный характер [Васильев, 2004].

Размер ежемесячного социального пособия на период действия социального контракта определяется в пределах разницы между величиной прожиточного минимума малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), определяемой с учетом величин прожиточных минимумов, установленных субъектом Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения, и совокупным доходом малоимущей семьи (доходом малоимущего одиноко проживающего гражданина). Ежемесячное социальное пособие не может быть ниже минимального размера ежемесячного социального пособия малоимущим гражданам, установленного в субъекте Российской Федерации.

Размер единовременной выплаты малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать максимальный размер единовременной выплаты малоимущим гражданам, установленный в субъекте Российской Федерации.

Денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту, в том числе на развитие личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и др.); организацию индивидуальной предпринимательской деятельности; покупку учебников и других школьных принадлежностей; расходы на ремонт жилища, хозяйственных построек; лечение; иные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом.

В случае получения членом семьи, признанным в установленном порядке безработным, выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты социальным контрактом не предусматривается. Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта может осуществляться как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств. Контракты в зависимости от предлагаемой гражданам помощи можно разделить на два типа: контракт на оказание поддерживающей помощи; контракт на оказание помощи на начальном этапе.

Контракт первого типа заключается с гражданином, нуждающимся в дополнительном доходе, который позволил бы ему оплачивать обычные и непредвиденные повседневные расходы. Такое дополнительное пособие обычно перечисляется (или передается гражданину, если оно в натуральной форме) и выступает в качестве гарантии в течение нескольких месяцев. Этот вид контракта позволяет регулярно контролировать бенефициара и предусматривает выполнение целого ряда встречных действий. В ответ на принятые бенефициаром обязательства ему перечисляется ежемесячное пособие, предусмотренное региональным законодательством, в денежной или в натуральной форме. Региональные власти могут принять самостоятельное решение о том, что за счет контракта покрываются общие социальные пособия или адресная социальная помощь. По определению, чем точнее и детальнее проработан контракт, тем эффективнее будет поддерживающая помощь.

Контракт для оказания помощи на начальном этапе заключается обычно с гражданами, имеющими четкий проект деятельности и нуждающимся в единовременной помощи для его запуска. По существу, речь идет о достаточно независимых и предприимчивых гражданах, которые приобретут самостоятельность. Чаще всего говорится о помощи в виде капиталовложений, которая позволит приобрести оборудование или инструменты, предназначенные для реализации их проекта. В этом случае контракт будет направлен на конкретную реализацию проек-

та. В такой контракт должны быть включены статьи, гарантирующие надлежащее использование капиталовложений и соблюдение выбранного направления в течение определенного периода времени. Следует контролировать соотношение продолжительности срока, который гарантирует бенефициар, с размером оказанной помощи. Кроме того, в контракте может быть предусмотрена статья, согласно которой возвращается неиспользованная часть капитала, так, чтобы в случае прекращения деятельности, гражданин не обогатился за счет помощи, оказанной ему для выполнения конкретной задачи. Помощь в капиталовложении может принимать три формы:

1) субсидия, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвести-

ции;

2) ссуда, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции;

3) часть ссуды или субсидии, покрывающая полностью или частично предусмотренные инвестиции.

В этих трех случаях следует попытаться добиться по возможности со-финанси-рования капиталовложений, пусть даже в минимальном размере, со стороны гражданина, поскольку со финансирование является гарантией серьезности его намерений в реализации проекта. Кроме того, перевод части помощи в виде ссуды обеспечит автоматическое пополнение свободных фондов и наилучшее финансирование будущих расходов в течение проекта.

В целях проведения разностороннего анализа конкретных ситуаций и учета совокупности индивидуальных характеристик гражданина, заключающего контракт, рекомендуется создавать команды специалистов, представляющих смежные дисциплины. В такие «команды по социальной интеграции» можно было бы включить следующих специалистов:

— одного социального работника;

— одного специалиста по вопросам занятости;

— одного психолога или врача (в случае необходимости).

Внедрение социального контракта позволяет конкретным лицам, претендующим на помощь государства, во многих случаях уходить от иждивенчества, изыскивать ресурсы для самореализации в решении собственных проблем.

Библиографический список

1. Васильев В.А. Идентификация проблемы бедности в современных российских условиях: социологический анализ. М., 2004.

2. Васильев В.А. Измерение бедности: проблемы и перспективы // Научные школы МГСУ. Социальные науки и социальное образование. М., 2004.

3. Галаганов В.П. Организация работы органов самообеспечения в Российской Федерации. М., 2008.

4. Климантова Г.И. Социальный контракт как инновационная технология: метод, рекомендации. М.: ИПК ДСЗН, 2011.

5. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группа -ми населения: учеб. пособие. М., 2010.

6. Приказ Минздрявсоттрязвития России от 31 мая 2010 г. № 399 «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко прожив я ютттим гражданам на основе социального контракта».

7. Холостова Е.И. Технологии социальной работы по преодолению бедности, ('опия.-и,-ный контракт. М., 2010.

8. Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт как инновационная форма борьбы с бедностью. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.