Научная статья на тему 'Социальный католицизм и решение рабочего вопроса в Австрии в последней трети xix - начале ХХ вв'

Социальный католицизм и решение рабочего вопроса в Австрии в последней трети xix - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
311
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАТОЛИЦИЗМ / ПРОЛЕТАРИАТ / КОНСЕРВАТОРЫ / АНТИСЕМИТИЗМ / КАПИТАЛИЗМ / РЕМЕСЛЕННИКИ / SOCIAL CATHOLICISM / PROLETARIAT / CONSERVATIVES / ANTI-SEMITISM / CAPITALISM / ARTISANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лохова Ирина Владимировна

Статья посвящена особенностям консервативной модели развития социального законодательства в Австрии, направленного на улучшение положения рабочего класса и ремесленников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted features of conservative model of development of social legislation in Austria, which was aimed to improving the conditions of the working class and artisans.

Текст научной работы на тему «Социальный католицизм и решение рабочего вопроса в Австрии в последней трети xix - начале ХХ вв»

CI/7A1 »СЕЕЕИЖИЖМС»*

КФУ=г

УДК 282:316.35(436)

И. В. Лохова

СОЦИАЛЬНЫЙ КАТОЛИЦИЗМ И РЕШЕНИЕ РАБОЧЕГО ВОПРОСА В АВСТРИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Статья посвящена особенностям кон- Ключевые слова: социальный католи-

сервативной модели развития социального цизм, пролетариат, консерваторы, антисе-законодательства в Австрии, направленно- митизм, капитализм, ремесленники, го на улучшение положения рабочего класса и ремесленников.

I. V. Lohova

SOCIAL CATHOLICISM AND THE SOLUTION OF THE LABOR QUESTION IN AUSTRIA IN THE LAST THIRD OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

This article is devoted features of conser- Key words: social Catholicism, proletari-

vative model of development of social legisla- at, conservatives, anti-Semitism, capitalism, tion in Austria, which was aimed to improving artisans, the conditions of the working class and artisans.

В концеXIX - начала XX вв. развиваются антикапиталистические настроения среди значительной части политической и интеллектуальной элиты Австрии. Она сомневалась в перспективах развития свободного капитализма, предполагая, что будущее будет за масштабным государственным регулированием экономики и социальных процессов. Среди бед порожденных капитализмом консервативные политики и интеллектуалы отмечали угнетение рабочих капиталистами [9, р. 11]. На данной позиции находился, действовавший в Вене элитарный «клуб Гогенварта», объединивший традиционалистские, консервативные силы Австрии. Во главе клуба стоял видный государственный деятель страны, премьер-ми-нистр с февраля по октябрь 1871 г. К. фон Гогенварт. Клуб трансформировался в Консервативную партию, которая действовала самостоятельно до 1907 г., когда она вошла в состав Христианско-социальной партии.

Серьезное внимание к рабочему вопросу в последней трети XIX в. начинает проявлять ведущая политическая сила Австрии в лице Христианско-социальной партии [1]. Еще в середине XIX в. А. Мюллер и Б.Боль-

цано выдвигают идею создания корпоративного государства в качестве альтернативы жестокому и антигуманному капитализму [6, 8.147-177]. Первоначально католическая церковь отнеслась к идеям Б. Больцано и его сторонников с большим недоверием. До середины XIX в. церковь занимаясь благотворительностью, не выделяла рабочий класс в предмет особой политики. Пролетариат относился к одному из страдающих классов и не более того [12, э. 613].

В 1868 г. на волне либеральных реформ в стране зарождается клерикальное народное движение, ставшее основой для будущей христианско-социальной партии. С 60-х гг. XIX в. католическая церковь Австрии начинает горячо поддерживать антикапиталистическую риторику и необходимость улучшения положения промышленных рабочих. В немалой степени такое внимание было актуализировано ростом рабочего движения и популярностью среди рабочих идей анархизма и социализма. Уже в 60-е гг. в Австрии при поддержке правительства и работодателей возникают первые католические кружки рабочих - Ферейны. Они выдвигали доктрину улучшения

Гуманитарные и юридические исследования

СКФУяеЕ;

положения рабочих с помощью их самоорганизации. Большое внимание ферейны уделяли созданию страховых фондов от несчастных случаев. Данные кружки во многом походили на аналогичные организации католиков Германии, а лидеры австрийских Ферейнов полностью поддерживали взгляды В. Кеттелера [11, б. 61].

В 1877 г. состоялся Первый австрийский католический конгресс. На съезде одно из центральных мест занимает «социальный вопрос». Во время данного форума выяснилось, что католики не имеют собственной хорошо разработанной социальной программы, что ослабляло их позиции перед лицом конкурентов из социал-демократических и других радикальных движений. Для решения этой задачи была создана специальная рабочая группа.

Социальный католицизм в 80-90-е гг. XIX в. объединял влиятельные политические и социальные силы: аристократия, крупные предприниматели, католические интеллектуалы, представители государственного аппарата. Одним из лидеров этого направления становится известный австрийский политик Л. фон Тун, не раз, занимавший министерские посты и являвшийся наместником Богемии. В 1857 г. он во главе своего журнала «Отечество» поставил барона Карла фон Фогельзанга. К. фон Фогельзанг, уроженец Пруссии, в 1850 г. переехал в Инсбрук, где принял католичество. В 1859 г. он переезжает в Прессбург (Братиславу) по приглашению овдовевшей княгини Лихтенштейн, где становится духовным наставником ее сыновей [2, с. 82]. К. фон Фогельзанг погиб в 1890 г. в результате аварии, оставив после себя несколько тысяч рукописей.

В 70-е гг. XIX в. большую известность в Австрии получает католический кружок, созданный бароном К. фон Фогельзангом, ставший, таким образом, родоначальником австрийского социального или христианского социализма. В духе О. фон Штейна, К. фон Фогельзанг также опирался на доктрину общественного примирения классов, и на особую роль в данном процесс монархии и католической церкви. По его мнению,

капиталистическая конкуренция способствовала разжиганию классовой борьбы и утверждению в обществе государственного социализма в изложении К. Маркса. Альтернативой капитализма являлась христианская этика. К. фон Фогельзанг быстро понял, что уязвимым местом либерализма является колоссальное социальное неравенство. Для него весь капитализм был пропитан духом 1789 г., он критиковал либеральную доктрину свободного капитализма и призывал к вмешательству государства в общественную жизнь [5, с. 195].

К. фон Фогельзанг, К. Куфштейн, А. Лихтенштейн и другие идеологи христианского социализма полагали, что социальные проблемы современного общества можно разрешить на основе принципов христианской морали, ориентированной на любовь к ближнему. Они верили в возможность создания бесклассового общества с сохранением института частной собственности.

К. фон Фогельзанг, стремился реанимировать средневековые идеалы, когда одна фирма принадлежала одной семье, семейное производство для него являлось идеалом организации народного хозяйства. Фирмы-семьи объединялись в цеха и производственные (отраслевые) корпорации на уровне городов-коронных земель. Корпорации избирали своих представителей в промышленную палату, где были представлены как работодатели, так и рабочие. Они должны во время обсуждений вырабатывать экономический курс страны, устраивавший все стороны [2, с. 83].

Таким образом, программа К. фон Фогельзанга включала несколько основных элементов: 1) объединение рабочих и предпринимателей в одно сословие (корпорацию), что напоминало средневековое единство всех членов цеха; 2) привлечение рабочих к получению прибыли, чтобы они могли осознать свою причастность к процессу управления собственностью, что поднимало их заинтересованность в экономических результатах деятельности предприятия; 3) полная реализация концепции государства (монархии) как надклассовой

КФУей

силы на практике. В результате реализации этих принципов должна была произойти «де-пролетаризация» пролетариата и его интеграция в современное общество [1, с. 33-36]. Видное место в данном кружке занимал крупный австрийский дипломат князь А. Лихтенштейн, который в течение семи лет участвовал в дискуссиях, предшествовавших появлению в 1891 г. энциклика папы Льва XIII «Ое гегит поуагит» (О новых вопросах). Во время дискуссии князь получил известность в Австрии и за ее пределами как ярый сторонник срочного решения рабочих вопросов. Опираясь на британский опыт, он полагал, что самым оптимальным вариантом развития рабочего движения является его вычленение в самостоятельные структуры и развитие социального законодательства [7, э. 42].

В 80-е г. «социальные христиане» набирали силу среди широких слоев австрийского общества, их поддерживала часть консервативной элиты и представители низов общества. Очень активно «социальных христиан» поддерживали рабочие, крестьяне, представители мелкой и средней буржуазии, особенно в сельской местности и небольших городах. «Социальные христиане» постоянно заявляли о необходимости защиты интересов маленького человека перед угрозой наступления крупного капитала. Социальная политика Э. Тааффе только укрепило авторитет социального католицизма, и показала возможность решения рабочего вопроса в раках существующего социально-политического строя. Более того, становилось очевидным, что «социальное христианство» становится мощной альтернативой социал-демократии, его лидеры понимали необходимость создания массовой партии [8, э. 22].

Первым шагом в этом направлении становится создание в 1888 г. Организации объединенных католиков. Во главе социальных католиков оказалась харизматическая личность в лице К. Люгера, который в 1889 г. возглавил один из католических кружков, впоследствии вошедший в состав ХСП [5, с. 192]. К. Люгер с равнодушием относился к религиозной доктрине, но осознавал, какой мощной политической силой может стать именно социальный католицизм.

К. Люгер родился в семье низших слоев среднего класса Вены. Он был болезненным мальчиком и не говорил до 4 лет, ему сполна досталось от невзгод в детстве и в юности. Однако это не помешало ему закончить элитарную гимназию Терезианум, получить хорошее образование и приобрести аристократические манеры. В 1866 г. К. Люгер получает докторскую степень. Он активно занимается юридической практикой и политикой. В 1875 г. К. Люгер вошел в городской совет Вены от либеральной партии, через 10 лет он полностью разорвал с либералами. Будучи с 1885 г. членом рейхсрата, он последовательно критиковал агрессивный капитализм, который, по его мнению, управлялся евреями [2, с. 90]. Большую популярность К. Люгер приобрел в борьбе со злоупотреблениями железнодорожных кампаний, хотя многие его выпады были опровергнуты в суде, тем не менее, Вена заговорила о нем как о защитнике интересов широких слоев населения [3, с. 365]. В 1888 г. К. Люгер познакомился с К. фон Фогельзангом, что во многом определило его политическую доктрину.

На Втором Австрийском католическом конгрессе в 1889 г. социальные католики уже выглядели уверенно, они смогли обозначить один из стратегических пунктов своей деятельности - социальный реформизм. Социально-экономический раздел христианских социалистов разработал известный католический теолог и экономист Франц Шиндлер при участии К. Люгера и князя А. Лихтенштейна.

На Третьем Австрийском католическом конгрессе в 1893 г. социальный реформизм становится магистральным вектором политики христианско-социального движения. Таким образом, христианские социалисты сформулировали основы своей социальной политики, призывавшей к реальному воплощению на практике социального законодательства 80-х гг. и его дальнейшему развитию. Среди реальных мер, они предлагали запретить трудовую деятельность в воскресенье и легализацию профсоюзов [10, э. 167].

Гуманитарные и юридические исследования

СКФУяеЕ;

Часть «социальных христиан» Австрии объединилась в «Общество Льва», названного так в честь папы Льва XIII, обратившего внимание католической церкви на необходимость решения социальных вопросов. Члены общества готовили доклады и аналитические материалы, посещенные различным аспектам социально-экономического развития страны в конце XIX в. [7, э. 94].

Впервые Христианско-социальная партия (ХСП) приняла участие в парламентских выборах в 1891 г., сразу отметившись успехом, получив 13 мест в рейхсрате. Дальнейшим достижениям партии способствовало объединение в 1895 г. вокруг нее большей части католических кружков. На состоявшемся в этом году съезде, кроме решения организационных вопросов принимается новая программа ХСП. В ней четко говорилось, что партия является: «...непримиримым врагом несправедливой эксплуатации и угнетения трудящихся» [10, б. 168]. Съезд зафиксировал антикапиталистический настрой его делегатов. Они рассматривали свое положение не с точки зрения классовой борьбы, а с позиции конкуренции с владельцами фабрик, разорявших мелких ремесленников и торговцев, а также угнетавших собственных рабочих [10, с. 168]. При этом фабриканты ассоциировались не с классом буржуа, а с евреями-эксплуататорами.

Кроме социального реформизма основными доктринальными положениями ХСП становятся верность династии Габсбургов, антисемитизм, требование развития демократических институтов [5, с. 192]. Эта программа одобряется Львом XIII и высшим духовенством Австрии. Следовательно, К. Люгер помог католической церкви создать массовую политическую партию, основанную на антилиберальной и антикапиталистической идеологии. В то же время К. Люгер смог на свою сторону привлечь католическое духовенство в сельской местности, которое имело колоссальное влияние на крестьян и другие слои общества.

В марте 1895 г. К. Люгер уверенно победил на выборах бургомистра Вены. Император отказывался утверждать избрание

К. Люгера, но венцы его избирали еще четыре раза и в апреле 1897 г. Францу-Иосифу пришлось согласиться с мнением жителей Вены. К. Люгер находился на посту бургомистра до самой своей смерти в марте 1910 г. Он пользовался огромным авторитетом среди венцев, его похороны превратились в массовое проявление любви и уважения жителей Вены к своему бургомистру.

В австрийской столице он начал проводить политику «коммунального социализма», направленную на защиту низов среднего класса. Он полагал, что мелких лавочников, торговцев, ремесленников надо всеми силами спасать от монополий и губительного воздействия капитализма. К. Люгер поставил в 1899 г. под контроль муниципалитета газовый завод, в 1902 г. электрифицировал городской транспорт и улицы города, построил муниципальные скотобойни и общественный рынок. Он благоустраивал Вену, строил школы и вводил бесплатное питание для школьников из малоимущих семей и т. д. Бургомистр контролировал деятельность сберегательных касс, страховых кампаний, пенсионных фондов, чтобы их деятельность не ущемляла интересы низов общества. При этом К. Люгер избегал повышения налогов. Чтобы поддержать мелких и средних торговцев К. Люгер до 1900 г. запрещал строительство в австрийской столице универсальных магазинов. Закон требовал от торговых заведений продажу только одного товара или несколько смежных продуктов. Ставка в городе делалась на ручной труд ремесленников, поэтому появление в городе в 1894 г. первых фабричных туфель вызвало большой резонанс [2, с. 92]. Первый хлебозавод в Вене появился только в 1895 г.

Важным элементом политики К. Люгера был антисемитизм, но он постепенно шел на убыль. У него были друзья-евреи, но это не мешало ему публиковать антисемитские статьи. К. Люгер, выступал категорически против насилия и тем более еврейских погромов, осуждая только евреев - «акул капитализма».

CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf

КФУ=г

К. Люгер одним из первых осознал важность пропаганды в политической жизни общества в XX в., в чем он преуспел, создав массовую партию. Он постоянно встречался с избирателями в пивных и кофейнях, причем с людьми он общался на равных, никогда не демонстрируя им свое превосходство или пренебрежение. К 1904 г. К. Люгер посетил 1400 золотых свадеб в городе, где он всегда был желанным гостем. А. Гитлер многому учился у К. Люгера, стремясь понять механизмы управления массами [2, с. 93].

В 1896 г. по инициативе К. Люгера и его сторонников предпринимается попытка создания христианской рабочей партии. В ее программе центральное место занимал раздел, посвященный защите интересов трудящихся и мелких собственников в духе христианского учения [10, s. 168]. Однако ей не удалось получить поддержку большинства промышленных рабочих Вены и Нижней Австрии, поэтому К. Люгер решил сохранить формат ХСП.

В 1907 г. в преддверии первых всеобщих выборов в рейхсрат ХСП провидит съезд. В предвыборном манифесте, принятом партией звучали лозунги об улучшении положения рабочих и создании условий для их достойной жизни. Важным инструментом для реализации этой задачи ХСП видела в социальном партнерстве [10, s. 177].

Первые выборы, прошедшие на основе всеобщего избирательного права, проде-

монстрировали убедительную победу ХСП и СДПА. ХСП заняла 96 депутатских мандатов, а СДПА 87 мандатов, все остальные партии не могли с ними сравниться в популярности.

Однако смерть К. Люгера показала определенную слабость социальных католиков. Они не смогли выдвинуть достойную замену «блистательному Карлу». Новые лидеры партии оказались слабыми политиками, погрязшими во внутренних склоках и в коррупционных делах. В результате выборы 1911 г. ознаменовались поражением ХСП. Она провела в парламент 76 депутатов, в то время как СДПА праздновала очередной успех, получив 90 депутатских мест. Наибольший удар ХСП получила в своей цитадели - столице Австрии, если в 1907 г. она победила в 20 из 33 избирательных округов Вены, то в 1911 г. всего в 4. В то время как СДПА в столице победила в 19 округах (в 1907 г. партия победила в 12 округах) [4, с. 61]. ХСП в основном получила голоса в сельской местности, что демонстрировало падение ее влияния среди промышленных рабочих.

В то же время партия, несмотря на вес пессимистические прогнозы, сохранила свою жизнеспособность. Она стала ведущей политической силой в Первой Австрийской республики, а после Второй мировой войны трансформировалась в Австрийскую народную партию, ставшую наряду с социал-демократами основной политической силой Второй Австрийской республики.

Литература

1.Величко О.И. Социальная доктрина католицизма и рабочий класс Австрии. - М., 1975.

2.Джонсон У. Австрийский Ренессанс. Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848 - 1938 гг. - М., 2004.

3.Корреспонденция из Вены// Вестник Европы. - 1882. - № 9.

4. Обозрение иностранной жизни // Русское богатство. - 1911. - № 7.

5.Шорске К. Вена на рубеже веков. Политика и культура. - СПб., 2001.

6.Bolzano В. Sozialethische Aufsätze/ Bolzano В. Gesamtansgale. Bd. 14. - Stattgart, 1975.

7. Funder F. Aufbruch zur christistlichen Sozialreform. - Wien, 1953.

8.Lewis G. Kirche und Partei im Politischen Katholizismus. - Wien-Salzburg, 1977.

9.Mises L. Memoirs. - Auborn, 2009.

10.Österreichische Parteiprogramme 1808-1966. Eingeleitet und herausgegeben von K. Berchtold. -Wien, 1967.

ll.Silberbauer G. Österreichs Katholiken und die Arbeiterfrage. - Graz, 1966.

12.Weinziert-Fiischer E. Österreichischer Kieurus und die Arbeiterschaft/Wort und Wahrheit. - Wien, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.