Научная статья на тему 'Социальный интеллект молодых спортсменов'

Социальный интеллект молодых спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
506
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СПОРТСМЕНЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грецов Андрей Геннадьевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович, Чежина Яна Владимировна

Исследуются показатели социального интеллекта молодых спортсменов-футболистов, обучающихся в специализированной спортивной школе (7-10 классы). Используется методика Гилфорда-Салливана. Сравниваются результаты подростков разного возраста, а также показатели, характеризующие различные компоненты социального интеллекта. Показано, что социальный интеллект молодых спортсменов, в среднем, ниже, чем у сверстников, интеллектуально одаренных в других областях. Возможности его развития с помощью психолого-педагогических технологий важный ресурс адаптации и социализации, в т.ч. после окончания спортивной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грецов Андрей Геннадьевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович, Чежина Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social intelligence of young athletes

We have studied the characteristics of the social intelligence of young football players, pupils of sports school, grades 7-10. Guildford-Sullivan Test was used. Comparison is made for younger and older adolescents, and for different characteristics of social intelligence. It is revealed that the social intelligence of young athletes, on average, less than their peers with high abilities in other areas. The possibility of psycho-pedagogical technologies for its development is an important resource for adaptation and socialization, and this is meaningful after the sports career.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект молодых спортсменов»

УДК 159.9.072

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ

Андрей Геннадьевич Грецов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Яна Владимировна Чежина, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

Исследуются показатели социального интеллекта молодых спортсменов-футболистов, обучающихся в специализированной спортивной школе (7-10 классы). Используется методика Гил-форда-Салливана. Сравниваются результаты подростков разного возраста, а также показатели, характеризующие различные компоненты социального интеллекта. Показано, что социальный интеллект молодых спортсменов, в среднем, ниже, чем у сверстников, интеллектуально одаренных в других областях. Возможности его развития с помощью психолого-педагогических технологий -важный ресурс адаптации и социализации, в т. ч. после окончания спортивной карьеры.

Ключевые слова: молодые спортсмены, социальный интеллект.

SOCIAL INTELLIGENCE OF YOUNG ATHLETES

Andrey Gennadievich Gretsov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Igor Viktorovich Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeevich Zayko, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Yana Vladimirovna Chezhina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University

of Russia, St. Petersburg

Annotation

We have studied the characteristics of the social intelligence of young football players, pupils of sports school, grades 7-10. Guildford-Sullivan Test was used. Comparison is made for younger and older adolescents, and for different characteristics of social intelligence. It is revealed that the social intelligence of young athletes, on average, less than their peers with high abilities in other areas. The possibility of psycho-pedagogical technologies for its development is an important resource for adaptation and socialization, and this is meaningful after the sports career.

Keywords: young athletes, social intelligence.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования социального интеллекта молодых спортсменов обусловлена тем, что аспекты, связанные с взаимопониманием и эффективностью коммуникации, являются одним из факторов, детерминирующих успешность спортивной деятельности, особенно в командно-игровых видах спорта. Кроме того, для молодежи спорт является значимой средой социализации, что позволяет реализовать его воспитательные функции. Необходимым условием этого является, опять же, эффективная коммуникация. Социальные навыки, выработанные за время активной физкультурно-спортивной деятельности, будут актуальны и в дальнейшем, выступая важным ресурсом адаптации и социально-профессионального становления после окончания спортивной карьеры.

Исследователями отмечается, что социальный интеллект выступает для спортсменов в качестве ресурса конкурентоспособности и повышения эффективности деятельности, так как связан с формированием программы успешных взаимодействий в тактическом и стратегическом направлении. Особенно подчеркивается его значимость применительно к обеспечению успешного взаимодействия в команде, а также возможности раз-

вития посредством специализированных тренингов [4]. Значимость социального интеллекта связана с тем, что успех спортсмена во многом предопределяется умением взаимодействовать в ходе тренировки с партнерами и наставником, тренером, а в ходе соревнований - возможностями правильно оценивать соперника [7]. Неоспорима значимость социального интеллекта в командных видах спорта, однако и в индивидуальных перечисленные аспекты важны.

Изначально концепция социального интеллекта была предложена Э. Торндайком в 1920 г. Он определил понятие социального интеллекта как общую способность понимать других и действовать или поступать мудро в отношении других [3]. В настоящее время социальный интеллект относят к области практического интеллекта, и рассматривается как система интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми», а также связан с интуицией [2, 5], развитием дружеских отношений детей [1]. Социальный интеллект позволяет «понимать себя и других, устанавливать оптимальные взаимоотношения с людьми, т.е. определяет возможности адаптации индивида в обществе, его жизни среди людей» ([8], с. 5).

Теоретические представления о социальном интеллекте образуют три относительно самостоятельных направления [6].

• Разновидность познания, особая интеллектуальная способность, существующая наряду с другими, но отличающаяся от них спецификой объекта познания.

• Компетентность в сфере коммуникаций, приобретаемы на протяжении жизни знания, умения, предопределяющие эффективность взаимоотношений.

• Специфическая черта личности, предопределяющая успешность социального взаимодействия.

Социальный интеллект описывается как одна из форм «неакадемического» интеллекта (наряду с практическим и эмоциональным), в основе которых лежат описательные и методические знания, способность понимать и разрешать проблемы, которые можно понять и разрешить по-разному [5].

Лица с высоким социальным интеллектом способны легко воспринимать и анализировать информацию о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, прогнозировать их реакции в различных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с окружающими. Часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Такие люди обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию благоприятного психологического климата.

Лица с низким социальным интеллектом испытывают затруднения в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Недостаточный уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими качествами: развитой эмпатией, определенными чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками и др., а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения [9].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании принял участие 81 подросток мужского пола в возрасте 1216 лет (распределение по классам: УП-14, УШ-23, 1Х-28, Х-16). Подростки обучаются в детско-юношеской спортивной школе футбольного клуба "Зенит" и играют в молодежном составе данного клуба. Выбор в качестве испытуемых именно молодых футболистов обусловлен тем, что, исходя из теоретического понимания сути социального интеллекта, можно предположить его повышенную значимость для представителей командно-

игровых видов спорта.

Для сбора данных применялась методика изучения социального интеллекта Guildford-Sullivan (русскоязычная адаптация и стандартизация Л. А. Ясюковой) [9]. Она включает четыре субтеста, характеризующих различные компоненты данного психологического конструкта.

• Истории с завершением - характеризует фактор познания результатов поведения, возможность предвидеть его последствия в различных социальных ситуациях.

• Группы экспрессии - характеризует способность интерпретировать и логически обобщать существенные признаки в невербальных реакциях человека.

• Вербальная экспрессия - выявляет способность понимать изменения нюансов сходных вербальных реакций в зависимости от контекста ситуации.

• Истории с дополнением - характеризует способность понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия и значение поведения людей в ней.

Стимульные материалы первого и четвертого субтестов выглядят наподобие небольших комиксов, отражающих различные ситуации межличностного взаимодействия, в которых нужно найти недостающую картинку. Второй субтест содержит миниатюрные изображения мимики, позы, жестов человека; в каждом задании нужно найти картинку, которая передает ту же информацию, что и три других. Третий субтест представлен в вербальной форме: приводится перечень фраз и к каждой из них описание нескольких вариантов ситуаций, когда она произнесена. Нужно найти, в какой ситуации меняется смысл фразы.

Уровень развития социального интеллекта в целом (интегральный фактор познания поведения) определяется на основе композитной оценки:

1 - низкий социальный интеллект;

2 - социальный интеллект ниже среднего (средне-слабый);

3 - средний социальный интеллект;

4 - социальный интеллект выше среднего (средне-сильный);

5 - высокий социальный интеллект.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели социального интеллекта, полученные в разных классах с помощью каждого из четырех субтестов, а также композитные оценки представлены в таблице 1.

Таблица 1 -Средние показатели социального интеллекта учащихся 7-10 классов

Средние показатели по субтестам, характеризующим социальный интеллект (стандартизованные

Класс баллы, шкала от 1 до 5)

Истории Группы Вербальная Истории с Композитная

с завершением экспрессии экспрессия дополнением оценка

7 кл. 2,6 2,8 3,4 2,4 2,4

8 кл. 3,4 3,4 3,6 2,7 3,1

9 кл. 3,3 3,2 3,1 2,8 2,9

10 кл. 3,1 3,1 3,4 2,2 2,6

Как следует из представленных данных, испытуемые-футболисты 7-го класса в целом характеризуются уровнем социального интеллекта несколько ниже среднего. Это означает, что они могут испытывать некоторые трудности в понимании и прогнозировании поведения людей (в том числе, одноклассников, товарищей по команде, тренеров и т.д.). Исключение составляет шкала «Вербальной экспрессии», по которой уровень данного компонента социального интеллекта несколько выше и достигает среднего уровня.

Испытуемые-футболисты, обучающиеся в 8-м классе, в целом характеризуются средним уровнем развития социального интеллекта. Однако, по шкалам «Истории с завершением», «Группы экспрессии» и «Вербальная экспрессия» средние результаты по группе достигают несколько более высокого уровня. Это означает, что игроки неплохо распознают вербальные и невербальные сигналы, их смысловые оттенки и достаточно

адекватно используют их в социальной коммуникации.

Обучающиеся в 9-м классе в целом характеризуются средним уровнем развития социального интеллекта. Однако, по шкалам «Истории с завершением», «Группы экспрессии» и «Вербальная экспрессия» средние результаты по группе достигают несколько более высокого уровня. Это означает, что игроки неплохо распознают вербальные и невербальные сигналы, их смысловые оттенки и достаточно адекватно используют их в социальной коммуникации, как в спортивной деятельности, так и вне ее.

Испытуемые-футболисты 10-го класса в целом характеризуются средне-слабым уровнем развития социального интеллекта (композитная оценка 2,6). Однако, по шкалам «Истории с завершением», «Группы экспрессии» и «Вербальная экспрессия» средние результаты по группе достигают среднего уровня (3,1; 3,1 и 3,4 соответственно). Тем не менее, подростки, исходя из общих результатов социального интеллекта, выраженных композитной оценкой, могут испытывать ситуативные трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что также является фактором усложнения взаимоотношений и некоторого снижения возможности социальной адаптации.

В целом, выборка молодых спортсменов-футболистов, характеризуется средним уровнем социального интеллекта (преимущественно, учащиеся 8 и 9-го классов) и некоторой тенденцией к средне слабому социальному интеллекту (преимущественно, учащиеся 7 и 10-го классов). Наиболее низкие результаты во всех возрастных подгруппах наблюдаются по субтесту «Истории с дополнением». Это означает, что, в целом, несмотря на неплохое распознание вербальных и невербальных сигналов, их смысловых оттенков и достаточно адекватное их использование в социальной коммуникации, наибольшие трудности ребята испытывают в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и понимании внутренних мотивов поведения людей. Как следствие, у испытуемых могут наблюдаться ситуативные затруднения в адаптации к различным системам взаимоотношений между людьми (деловым, семейным, дружеским и др.).

Таблица 2 - Численное распределение испытуемых с разным уровнем развития социального интеллекта

Класс Количество испытуемых с разным уровнем развития социального интеллекта Общее количество

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

7 кл. - 8 6 - - 14

8 кл. - 9 8 1 5 23

9 кл. 1 9 12 4 2 28

10 кл. - 6 10 - - 16

Итого: 1 32 38 5 7 81

% от выборки 1% 38% 46% 6% 9% 100%

Как следует из представленных данных, в целом по выборке юных футболистов выявлено преобладание испытуемых со средним уровнем развития социального интеллекта (46%). Также обращает на себя внимание высокий процент испытуемых с социальным интеллектом ниже среднего - 38%. Высокий и выше среднего социальный интеллект демонстрируют всего 15% испытуемых. Один испытуемый обладает низким социальным интеллектом, что связано с трудностями в понимании им и прогнозировании поведения людей, усложняет взаимоотношения и снижает возможности его социальной адаптации.

Следует отметить, что полученные в выборке спортсменов баллы существенно ниже, чем показатели подростков аналогичных возрастов, проявляющих одаренность в других сферах - учащихся математического лицея и лингвистической гимназии [8]. К сожалению, оценить статистическую значимость различий не представляется возможным, так как мы не располагаем массивом первичных данных по указанному исследованию, а также несколько различалась методика подсчета баллов (в наших результатах приведены стандартизованные баллы, в процитированном исследовании - «сырые»), од-

нако различия очевидны. Развитие социального интеллекта молодых спортсменов - важный и не в полной мере используемый ресурс, позволяющий им не только успешнее реализоваться в спорте (особенно в командно-игровых видах), но и благополучно социализироваться в других жизненных сферах, в т.ч. после окончания спортивной карьеры.

На основании проведенного анализа результатов исследования социального интеллекта среди молодых спортсменов можно предложить использовать технологии активного социально-психологического обучения, в частности:

1. Семинар-тренинг по развитию социального интеллекта как способности к познанию поведения человека (актуально, прежде всего, для подростков с низким и ниже среднего уровнем социального интеллекта): «Радость общения», «Пойми себя и других».

2. Семинар-тренинг для тренеров «Как содействовать развитию социального интеллекта у молодых спортсменов».

Данные программы, разработанные и апробированные нами, могут найти применение в работе как с представителями командно-игровых видов спорта, так и с более широким контингентом молодых спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб. : Питер, 2005. -

940 с.

2. Майерс, Д. Интуиция / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2009. - 256 с.

3. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 656 с.

4. Совмиз, З.Р. Социальный интеллект как ресурс конкурентоспособности высококвалифицированных спортсменов [Электронный ресурс] / З.Р. Совмиз // Электронный журнал "Физическая культура, спорт - наука и практика". 2014. - URL : http://sportfïction.ru/articles/sotsialnyy-intellekt-kak-resurs-konkurentosposobnosti-vysokokvalifitsirovannykh-sportsmenov. - Дата обращения 14.09.2017.

5. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд [и др.]. -СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

6. Социальный интеллект. Теория, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова ; Институт психологии РАН. - М. : [б.и.], 2007. - 176 с.

7. Щедрин, Д.С. Оценка особенностей социального интеллекта и его эмоциональных компонентов у спортсменов [Электронный ресурс] / Д.С. Щедрин // Информио. - 2015. - URL : http://www.informio.ru/publications/id1874/Ocenka-osobennostei-socialnogo-intellekta-i-ego-yemocionalnyh-komponentov-u-sportsmenov. - Дата обращения 12.09.2017.

8. Ясюкова, Л.А. Социальный интеллект детей и подростков / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина ; Институт психологии РАН. - М. : [б.и.], 2017. - 181 с.

9. Ясюкова, Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. Часть 1 / Л.А. Ясюкова. - СПб. : Иматон, 2005. - 256 с.

REFERENCES

1. Craig, G. and Baucum, D. (2005), Development Psychology, Peter, St. Petersburg.

2. Myers, D. (2009), Intuition, Peter, St. Petersburg.

3. Rice, F. (2000), Psychology of adolescence and youth age, Peter, St. Petersburg.

4. Sozmiz Z.R. (2014), "Social intelligence as a resource of competitiveness elite athletes", Physical culture, sport - science and practice, available at: http://sportfiction.ru/articles/sotsialnyy-intellekt-kak-resurs-konkurentosposobnosti-vysokokvalifitsirovannykh-sportsmenov.

5. Sternberg, R., Forsythe, G., Hedling, J. et.al. (2002), Practical Intelligence, Peter, St. Petersburg.

6. Ed. Lyusin, D.V. and Ushakov, D.V. (2007), Social intelligence. The theory, measurements, researches, publishing house Institute of psychology of RAS, Moscow.

7. Scshedrin, D.S. (2015), "Evaluation of the characteristics of social intelligence and its emotional components of the athletes", Informio, available at: http://www.informio.ru/publications/id1874/Ocenka-osobennostei-socialnogo-intellekta-i-ego-

yemocionalnyh-komponentov-u-sportsmenov.

8. Yasyukova, L.A. and Belavina, O.V. (2017), Social intelligence of children and adolescents, publishing house Institute of psychology of RAS, Moscow.

9. Yasyukova, L.A. (2005), Prediction and prevention of learning problems, socialization and professional self-determination of pupils (in grades 10-11), part 1, Imaton, St. Petersburg.

Контактная информация: zaikods@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2017

УДК 159.9

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье раскрывается понятие конфликта, обосновываются причины высокой степени конфликтности в образовательных организациях, описываются возможности и специфика применения тренингов, актуализируется роль тренинга в управления конфликтностью в организациях различного вида, характеризуется цель, выборка, этапы исследования, направленного на коррекцию стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования средствами тренинговой работы. Приводятся методы, использованные в исследовании: тест Тома-са-Килменна в адаптации Н.В. Гришиной "Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации" и авторская тренинговая программа, направленная на трансформацию стратегий поведения в конфликте и сглаживание конфликтной напряженности. Анализируется специфика типичных стратегий поведения в выборке до и после реализации тренинга. Формулируются выводы относительно трансформации стратегий поведения в конфликте респондентов под воздействием тренинговой работы.

Ключевые слова: избегание, компромисс, конфликт, образовательная организация, приспособление, соперничество, сотрудничество, стратегия поведения, тренинг.

TRAINING AS FORM OF WORK ON CORRECTION OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT OF STAFF OF ORGANIZATIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don

Annotation

The article reveals the concept of conflict, the reasons of high degree of conflictness in the educational organizations are proved, the opportunities and specifics of application of trainings are described, the training role in management of conflictness in the organizations of various type is actualized, the purpose, selection, investigation phases of the behavior directed at correction of the strategy in the conflict of staff of the organizations of additional education are characterized by means of training work. The methods used in a research are given: Thomas-Kilmenna's test in N.V. Grishina's adaptation "The strategy (styles) of behavior in a conflict situation" and the author's training program directed at transformation of the strategy of behavior in the conflict and smoothing of the conflict tension. The specifics of the typical strategy of behavior in selection before realization of training are analyzed. Conclusions concerning transformation of the strategy of behavior in the conflict of respondents as a result of training work are formulated.

Keywords: avoiding, compromise, conflict, educational organization, adaptation, rivalry, cooperation, strategy of behavior, training.

На сегодняшний день понятие конфликта не относится к какой-то единственной сфере знаний или только к обыденному сознанию. На междисциплинарный характер это-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.