Научная статья на тему 'Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края'

Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ССУЗОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / COLLEGE LECTURERS / SOCIAL INTELLECT / EMOTIONAL BURN-OUT / RESISTANCE TO STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кайдина Марина Сергеевна

Рассматривается социальный интеллект как ресурс преодоления эмоционального выгорания преподавателей средних специальных учебных заведений. Исследуется взаимосвязь социального интеллекта и эмоционального выгорания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кайдина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Intellect and Emotional Burn-Out of Medical Colleges' Teachers of Zabaikalsky Krai

The subject matter of our paper is social intellect as a factor of resistance to stress in occupational activities of college lecturers. The question of connection between social intellect and emotional burn-out is examined

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края»

Психологические науки

УДК 159.9.072.432

Кайдина Марина Сергеевна Marina Kaydina

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ССУЗОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

SOCIAL INTELLECT AND EMOTIONAL BURN-OUT OF MEDICAL COLLEGES’ TEACHERS OF ZABAIKALSKY KRAI

Рассматривается социальный интеллект как ресурс преодоления эмоционального выгорания преподавателей средних специальных учебных заведений. Исследуется взаимосвязь социального интеллекта и эмоционального выгорания

Ключевые слова: преподаватели ссузов, социальный интеллект, эмоциональное выгорание, стрессоустойчивость

The subject matter of our paper is social intellect as a factor of resistance to stress in occupational activities of college lecturers. The question of connection between social intellect and emotional burn-out is examined

Key words: college lecturers, social intellect, emotional burn-out, resistance to stress

Социальный интеллект — способность правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной соци-

о /~1 о

альной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением социальных объектов — человека как партнера по общению и деятельности, а также группы людей. Уровень развития социального интеллекта во многом определяет особенности взаимодействия в группе и формирования коллектива.

Особую актуальность проблема социального интеллекта приобретает у преподавателей как профессионалов, деловая и межличностная коммуникация которых занимает значительную часть рабочего времени. В список профессионально важных качеств (ПВК) личности преподавателя

социальный интеллект не включен, хотя опосредованно это понятие присутствует в виде компетентности, общительности, эффективности взаимодействия с людьми и т.д. [1].

В развитие понятия «социальный интеллект» внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Э. Торндайк, Г. Ол-порт, Г. Айзенк, Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Р. Селман, Н. Кэнтор и Дж. Кильстром. Среди отечественных ученых следует выделить Н.А. Аминова, Ю.Н. Емельянова, М.Л. Кубышкину, Н.А. Кудрявцеву, В.Н. Куницыну, Е.С. Михайлову, М.В. Молоканова, Л.И. Уманского, А. Л. Южанинову, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина и др. [2; 3; 4; 5; 6].

Особое значение социальный интеллект приобретает в таких видах профессиональной деятельности, где происходит постоянное взаимодействие между людьми.

Еще один аспект социального интеллекта — его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности, которая зависит от эффективности социального взаимодействия, непосредственно связанной с уровнем развития социального интеллекта. С другой стороны, невозможность успешной самореализации может стать основанием для развития различных негативных проявлений, к числу которых можно отнести и профессиональное выгорание.

Термин «эмоциональное выгорание» предложен американским психиатром Джорджем Х. Фрейденбергом в 1974 г.

[7].

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации ( развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты

[8].

По мнению автора методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. Выгорание — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и

дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

В настоящее время определен широкий круг профессионалов, склонных к эмоциональному выгоранию. И первое место в этом списке занимают преподаватели. Кроме того, в «группе риска» находятся психологи, психиатры, социальные работники, полицейские, тюремный персонал, медицинские работники, юристы, политики, работники сферы обслуживания, журналисты, люди искусства, нижнее звено торгового персонала, инженеры высшего звена, медицинские работники, менеджеры всех уровней [9].

Запускающий механизм профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром конкретного человека. Это состояние первично возникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в усложнившихся условиях. Только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии справляться с выгоранием [10].

Ресурсы преодоления выгорания могут быть рассмотрены в аспекте такой базовой характеристики личности, как стрессоус-тойчивость. Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях [11].

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознавания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии. Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат

в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни [12]. Все эти характеристики имплицитно входят в понятие «социальный интеллект». В связи с этим цель нашего исследования предполагала выявление и анализ взаимосвязи социального интеллекта и особенностей выгорания преподавателей ссузов.

Гипотеза строится на предположении о том, что социальный интеллект можно представить как профессионально значимое системное качество преподавателей ссузов. Также мы предположили, что эмоциональное выгорание специалистов будет тем более выражено, чем ниже уровень социального интеллекта.

Экспериментальной базой для данного исследования стали медицинские средние

специальные учебные заведения Забайкальского края: Читинский медицинский колледж, Краснокаменский медицинский колледж, Петровск-Забайкальское медицинское училище, Агинское медицинское училище. В эксперименте приняли участие 138 преподавателей.

В результате диагностики социального интеллекта получены следующие данные: низким уровнем развития социального интеллекта обладают 3,62 % респондентов, уровень ниже среднего показали 50,36 % преподавателей, средним уровнем развития социального интеллекта обладают 45,29 % и, наконец, уровень выше среднего показали 0,72 % опрошенных. Категория преподавателей, показавших высокий социальный интеллект, в данном исследовании отсутствует (рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностики социального интеллекта преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края

Наилучшим образом респонденты справились с субтестом № 2 — «Группы экспрессии» и субтестом № 1 «Истории с завершением» (рис. 2). Такие данные говорят о том, что эта группа преподавателей способна правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. А также эта группа респондентов умеет предвидеть последствия поведения, способна предвосхищать даль-

нейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского) , предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение этих субтестов предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание моделей и правил, регулирующих поведение людей.

низкий СИ с средний СИ

□ СИ ниже среднего о СИ выше среднего

Рис. 2.

Самым сложным из субтестов оказался № 4 «Истории с дополнением». Данный субтест оценивает способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике: умение анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимание логики их развития. Путем логических умозаключений респонденты с высокими показателями по субтесту № 4 могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи взаимодействий людей, предсказывать, как человек поведет себя в

дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

Диагностика уровня эмоционального выгорания по методу В. В. Бойко позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: напряжения, резистенции, истощения.

Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания преподавателей ссузов представлены в таблице.

Результаты диагностики эмоционального выгорания преподавателей ссузов

Фазы Симптомы выгорания Кол-во преподавателей

Напряжение переживание психотравмирующих обстоятельств 41

неудовлетворенность собой 10

ощущение загнанности в клетку 13

тревога или депрессия 26

и X е Б 8 о_ неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 65

эмоционально-нравственная дезориентация 18

расширение сферы экономии эмоции (избегание ситуаций, проявления эмоций, участия, сопереживания) 92

редукция профессиональных обязанностей 62

Истощение эмоциональный дефицит 14

эмоциональная отстраненность 10

личностная отстраненность (деперсонализация) 12

психосоматические и психовегетативные нарушения 26

В стадии эмоционального выгорания находятся 52 преподавателя, что составило 37,7 %. Переживают первую фазу стресса «напряжение» 25 преподавателей, что составило 18 % всех респондентов. Причем, у 6 человек фаза сформированная, у 19 -процесс формирования фазы. Для 21 человека (82 %) доминирующим симптомом является переживание психотравмирующих обстоятельств. Для 13 преподавателей

(52 %) доминирующим симптомом является тревога или депрессия.

Фаза резистенции в разной степени формирования характерна для 104 преподавателей (75,4 %). Доминирующими симптомами в этой фазе стресса стали экономия эмоций (46 человек — 44,2 %), неадекватные реакции (32 человека — 31, 2 %) и редукция профессиональных обязанностей (31 человек — 29,8 %). Фаза исто-

щения характерна для 31 преподавателя, что составило 22,5 %. Доминирующими симптомами в этой фазе стресса стали психосоматические нарушения (13 респондентов — 41,93 %).

Корреляционное исследование количественных данных по Т-критерию Стью-дента показало, что существует обратная взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и эмоциональным выгоранием преподавателей ссузов (р<0,05). Статистически значимая корреляция композитной оценки социального интеллекта имеется с резистенцией и истощением (р<0, 05). Показатели эмоционального

выгорания имеют обратную корреляцию с субтестами № 1 — «Истории с завершением», № 3 — «Вербальная экспрессия», № 4 — «Истории с дополнением» и прямую корреляцию с результатами субтеста № 2 — «Группы экспрессии» (р<0,05).

В исследовании мы выявили следующую закономерность: чем выше уровень социального интеллекта преподавателя, тем он менее подвержен эмоциональному выгоранию. Таким образом, высокий уровень социального интеллекта является фактором стрессоустойчивости преподавателей медицинских ссузов Забайкальского края.

Литература

1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Академия, 2001. — 480 с.

2. Юркевич B.C. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. — 2005. — № 3 (4). Июль-сентябрь. — С. 4-10.

3. Баширов И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. — Москва, 2006. — 210 с.

4. Геранюшкина Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2001. — 194 с.

5. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004. — С. 11-29.

6. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — С. 104.

7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 236 с.

8. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. — № 3. — 2003.

9. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. - С. 549.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности // Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой и др. — СПб.: Речь, 2003.

11. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23. — № 3. — С. 85-95.

12. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. — М.: Мысль, 1983. — 208 с.

Коротко об авторе_______________________________________________Briefly about the author

Кайдина М. С., руководитель Психологической M. Kaidina, head of Psychological service, Pedagogi-службы ГБОУ СПО «Педагогического колледжа № cal college № 5, Moscow 5» г. Москва aza.shoroh@yandex.ru

Научные интересы: психология труда, психоте- Scientific interests: psychology of labour, psychother-рапия созависимых apy of co-dependant people

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.