Научная статья на тему 'Социальный и социально-педагогический анализ миграционных и этнодисперсных процессов'

Социальный и социально-педагогический анализ миграционных и этнодисперсных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNIC AND CONFESSIONAL SELFCONSCIOUSNESS / MIGRATION / ETHNO-DISPERSE SETTLEMENT / ASSIMILATION / CALENDAR RITES / FAMILY RITUALS / ISLAM / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустафаев Фарид Мустафаевич, Мустафаева Зарема Сиражудиновна

The transition from enclave to dispersed settlement in Makhachkala and other cities of country representatives of different ethnical groups creates in essence new conditions for reproduction of ethnic and confessional conduct of an individual. Sociological studies carried out by the authors of the article register the respective changes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF MIGRATORY AND ETHNO-DISPERSED PROCESSES

The transition from enclave to dispersed settlement in Makhachkala and other cities of country representatives of different ethnical groups creates in essence new conditions for reproduction of ethnic and confessional conduct of an individual. Sociological studies carried out by the authors of the article register the respective changes.

Текст научной работы на тему «Социальный и социально-педагогический анализ миграционных и этнодисперсных процессов»

ные представления. Известно так же, что этноконфессиональное самосознание избирательно отражает общность исторических судеб.

Высокий уровень развития этноконфессионального самосознания, этнокультурных и религиозных ориентаций в современных условиях отражают ответы респондентов, отождествляющие события общесоветской, общероссийской и обще дате ста некой истории, характеризующие ярко выраженные их интернациональные ориентации, относя себя к более широким социально-историческим общностям (советский, российский или дагестанский народ).*

Этническое и конфессиональное самосознание играют активную роль также и на этапе внутриэтнической и внутриконфессиональной консолидации и в других межэтнических и межрелигиозных процессах (как объединительную, так и разъединительную).* Так, по нашим наблюдениям, в ходе ассимиляционного процесса этноним (или память об этнониме предков) у мигрантов исчезает в последнюю очередь (после исчезновения этнической специфики культуры и после утраты национального языка и др.). Показателем динамики этнического статуса личности или группы служит также утрата локального этнического и конфессионального самоназвания: он может свидетельствовать, как правило, о некотором наличии в сознании и психологии этноконсолидирующего фактора. Утрата локальных этнонимов детьми и внуками переселенцев, тенденции к этнической «макроидентификации», укрупнение категорий самоотнесения могут служить проявляющейся в отдельных случаях широкой оппозиции «мы - они».* Специфическое этнокультурное влияние иноэтнической и иноконфессиональной среды может способствовать не только развитию процессов естественной ассимиляции и межэтноконфессиональной интеграции, но и развитию внутриэтнической консолидации этнодисперсной группы с основным этносом, которое базируется не столько на объективной основе, но и на субъективных социокультурных, социальнопсихологических связях и отношениях, признаках этнической идентификации и этнического самосознания.§

Дагестанские этноконфессионально дисперсные группы представляют собой часть населения современных городов республики, которые связаны со всеми подструктурами Дагестанского общества многими чертами его этнокультуры и быта. В быт городского населения Дагестана широко вошли обще совете кие, общероссийские, общедагестанские гражданские праздники и обряды. В то же время этническая и религиозная специфика образа жизни находит свое значительное выражение и в традиционной обрядности. В ходе на-

Исследования проводились нами в Дербентском, Сулейман-Стальском, Каякент-ском, Карабудахкенгском и Буйнакском районах республики.

' В психологии общения, занимающейся взаимодействием людей, о нечто подобной ситуации проявления традиций говорят о двух видах социальных чувств - конъюктивных, т.е. сближающих, и дизъюктивных, т.е. разъединяющих.

* Широкая оппозиция «мы-они» в системе межэтно конфессиональных отношений

есть проявление стереотипов, т.е. обобщений на частном опыте, распространяющие отдель-

ные черты этноса или религии на поведение всех их представителей. Этноконфессиональ-ный стереотип очень часто обрастает предрассудками в их отношениях, что в конечном счете приводит к взаимной нетерпимости в их отношениях. См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

§ Личность, будучи открытой саморазвивающейся системой, в полиэтноконфессио-нальных условиях обладает своей этно и конфессионально состоявшейся концепцией. Эт-ноконфессиональная Я-концепция личности посредством норм и правил, принятых в этих группах, к которым человек относит себя, живет и действует в соответствии с теми, кем он себя в этническом и конфессиональном плане ощущает.

155

стоящего исследования нами изучалось бытование важнейших обрядов календарного и семейного циклов в разных социально-национальных группах республики.

Формирование новой обрядности в этноконфессионально дисперсной группе складывается из двух важнейших компонентов: преобразования старой обрядности, переосмысления старых обрядовых действий, утраты отдельных архаичных элементов религиозной обрядности и постепенного включения в преобразующийся обряд новых, обще дагестанских, более современных элементов.

Исследования, проведенные нами в пяти районах республики показали, что в обыденном сознании респондентов значимость традиционных обрядов как этнического и конфессионального признаков занимают второе место после национального языка. При этом необходимо учитывать, что семейная обрядность - это своеобразно-консервативный институт, значительно связанный с интимными сторонами жизни, в иноэтнической среде она может служить одной из важнейших опор этнического и конфессионального сознания и потому она подвергается изменениям медленнее других сторон быта. Одна из форм постепенного перехода от старой обрядности к новой (так называемая «двойная» обрядность), когда два обряда следуют один за другим (паллиация). Это учитывалось при формулировании вариантов ответов на вопросы о сохранности традиционной национальной или религиозной обрядности: обрядность устойчиво сохраняется, соблюдается частично, или же не соблюдается вообще. В случаях соблюдения (полного или частичного) традиционной обрядности в условиях современного Дагестана обычно имеет место такая разновидность «паллиации», как регистрация новорожденного или же семейно-брачных отношений в ЗАГСе и сопровождение исполнением традиционного религиозного ритуала в семье.

При анализе ответов респондентов оказалось, что содержание обряда существеннейшим образом влияет на его бытование. Поэтому мы и считаем, что необходим дифференцированный подход к семейным обрядам. Наименее устойчив в полиэтноконфессио-нальных условиях Дагестана комплекс обрядов семейного цикла, связанный с рождением ребенка; он испытывает влияние этнического и конфессионального состава городов республики. Если сопоставить рассматриваемые обряды с циклами жизни человека (рождение, детство, зрелость и старость), то оказывается, что чем моложе контингент лиц, к которому относятся данные обряды, тем они менее распространены и менее устойчивы под воздействием самых разных факторов.

Значительный интерес представляют также данные о распространении семейных обрядов в зависимости от образования респондентов. В процессе исследования у нас сложилось мнение, что в более образованных группах семейные традиционные обряды распространены меньше, а респонденты с самым низким уровнем образования в большинстве своем соблюдают все традиционные семейные обряды, и только незначительное число лиц с высшим образованием отказались от соблюдения всех групп семейных обрядов.

Обращаясь к материалам этносоциологического исследования коренных дагестан-цев-горожан и мигрантов, отметим следующие особенности бытования семейной обрядности в полиэтноконфессиональной среде. Во-первых, здесь взаимозависимость распространения обрядов и их содержания выглядит менее однозначно, чем в районах мононационального и мо но конфессионально го поселения. Если там заметно в первую очередь сокращение обрядов первой части жизненного цикла, то среди городских дагестанцев-мифантов наиболее устойчив комплекс свадебного обряда. Во-вторых, распространенность всех традиционных семейных обрядов в иноэтнической среде оказалась несколько выше, чем в городах Дагестана. И наконец, обращает на себя внимание почти полное отсутствие «частичных» форм соблюдения пережиточных семейных обрядов среди традиционных горожан республики, для которых характерна «полярная», альтернативная, осовремененная позиция в отношении семейной обрядности: либо соблюдение в развернутой традиционной форме (по оценке самих респондентов), либо полный отказ от обряда. В Дагестане имеет также место довольно плавный переход от соблюдения семейных обрядов в «полной форме» к

отказу от них через промежуточное звено - соблюдение обрядов в частичной, редуцированной форме, воспроизводящей отдельные фрагменты традиции (вероятно, под влиянием пожилых членов семьи). Обычно в этих случаях типично сосуществование традиционного и нового.

Отмеченная альтернативность отношения к семейной обрядности свойственна в современном Дагестане с большими различиями в сроках и путях миграции дагестанцев в полиэтноконфессиональные города республики. В этих условиях повышенная распространенность традиционных обрядов характерна, главным образом, для мигрантов из сельской местности. Как правило, это приезжие 60-90 годов прошлого века. А отдельные уроженцы города, обычно принадлежат к группам, которые отказались от традиционных обрядов, оставаясь в определенное время в сообществах без «своих» людей.*

С точки зрения этнической и религиозной психологии, представляют значительный интерес следующие вопросы: среди какого поколения переехавших в город сельских жителей в большей мере бытуют национально-религиозные праздники и семейные обряды? У мигрантов какой «волны» они постепенно исчезают? На какие годы приходится рубеж, разделяющий мигрантов с различной сохранностью этих элементов традиционной национальной культуры?

Судя по полученным в республике материалам, общая тенденция вполне соответствует существующим на этот счет представлениям: чем раньше моноэтнической респондент прибыл из села в полиэтнический город, тем реже соблюдает он в быту семейные и календарные обряды. Подавляющее большинство этномигрантов переезжало в разные города республики в трудоспособном возрасте, когда процесс социализации личности и освоения новых обрядов уже завершен. Оказалось, что тип социализации оказывает более сильное влияние, чем адаптирующее влияние города. Постепенно, особенно в 60-90 гг. прошлого века, отдельные черты городского образа жизни начинают все активнее проникать в быт некоторых близлежащих дагестанских сел. Поэтому мигранты последних лет в значительной степени сохранили элементы традиционного семейно-бытового уклада. В этой связи большой интерес представляет закономерная зависимость между временем миграции респондентов в города республики и распространенностью национальных и религиозных праздников.*

Люди, недавно переехавшие из сельских районов, большей частью активно отмечают национальные и религиозные праздники и обряды календарного цикла (имеется в виду главным образом мусульманские курбан-байрам и ураза), а среди переселившихся в го-

Конечно, нет ситуаций в межличностных отношениях одинаковых и они по своей сложности всегда личностно - субъективны. Данная особенность личностного (межличностного), этнического и конфессионального самоопределения зависит от того, насколько данная этноконфессиональная ситуация занимает место в жизни конкретной личности. См.: Софья Нартова-Бочавер. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001, с.178.

* См.: Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб, 2007, с. 103.

* Учеными были предприняты попытки выделить некий универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, который готовится переехать из села в город, в среду иноэтнического и иноконфессионального окружения. Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность, высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и настойчивость, эмпатия. См.: Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003, с. 264.

род давно, более 30-50 лет назад, их отмечает лишь некоторая часть. Граница между этими двумя контингентами мигрантов проходит по волне миграции 1960-1990 гг., в которой обе группы представлены поровну. Как правило, мигранты - это молодежь трудоспособных возрастов, прибывшая из различных районов и сел Дагестана. Если принять за условный средний возраст мигранта 30 лет, то можно считать, что «переломным» поколением в отношении сохранения обрядовой традиции являются люди примерно 1950-1960 гг. рождения.

Бытование обрядов календарного цикла оказалось в значительной степени обусловленным влиянием этнического и конфессионального состава социокультурной среды. Как было уже отмечено, национальные календарные обряды шире бытуют в городах у мигрантов из села, а также у жителей малых городов (больше половины опрошенных в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Избербаше празднует курбан-байрам, уразу и т.д.). Вероятно, в ино-этнической среде национальные праздники являются более значимым фактором этноинте-грации и проявлением конформизма, они приобретают новый смысл в этническом сознании и потому - сохраннее. Факт большей сохранности календарной обрядности в иноэтни-ческой среде подтверждается и распространением обрядов в этнодис перс ной группе: здесь более 70% опрошенных отмечают традиционные праздники календарного цикла (40% регулярно и 30%) время от времени). Календарная обрядность, таким образом, оказывается несколько более распространенной в этнодисперсной группе, чем семейная обрядность.

Бытование традиционных обрядов в крупном городе* позволяет сделать вывод о более активном воздействии этнического (полиэтнического) состава среды на этот элемент традиционной культуры по сравнению с другими факторами. Однако воздействие этой же среды существенно меняет само содержание календарной обрядности: если первоначально она была связана с земледельческими циклами (а затем ассимилирована исламом и приобрела преимущественно религиозный характер), то для современного полиэтнического городского населения традиционные праздники выполняют функции как внутриэтнической, так и межэтнической коммуникации. Исходя из приведенных материалов исследования, можно предположить, что в этнодис персной группе действуют особо специфические (по сравнению с традиционным городским населением в целом) социально-психологические, моральные факторы, влияющие на темпы постепенной урбанизации, интернационализации и атеизации быта горожан.

В нашем исследовании с учетом этноконфессиональной специфики Дагестана проблемам религиозности был посвящен специальный «блок» вопросов анкеты, отражающие религиозное сознание или поведение респондентов, их отношения к вере*, их вероисповедания, наличия или отсутствия других верующих в семье (в том числе и родителей), осведомленности о календаре религиозных праздников, соблюдения календарных и семейных традиционных мусульманских обрядов, ношения достаточно большим количеством дагестанок (особенно молодыми девушками) хиджаба, посещаемости мечетей и других храмов, мотивов этой посещаемости у опрошенных и др.

Конформность этноконфессиональная - это подвержанность индивида или группы людей влиянию национальных или религиозных традиций, форм поведения, проявляющихся в условиях этнических и конфессиональных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысления. См.: Социальная психология. Словарь-справочник. М., 2001, с. 191.

* В пределах нашей республики «крупным городом» условно может считаться только столицу Республики Дагестан город Махачкала.

* Мы воспользовались простейшей типологией отношения к религии по данным самоотчета опрошенных: верующие, неверующие, колеблющиеся.

158

Как показали опросные данные, абсолютное большинство дагестанцев, проживающих в городах не отошли от религии. К верующим или к условно верующим относят себя 80-90% членов этнодисперсной группы. Кроме того, 12,4% мужчин и 16,6% женщин отметили, что колеблются в выборе между верой и неверием. Обычно эта категория лиц демонстрирует некоторые нечеткие пантеистические или деистические представления, сомневаясь в то же время в постулатах о загробной жизни, о бессмертии души и т.д. Около 20% женщин и одной трети мужчин определенно отнесли себя к неверующим или к убежденным атеистам. В то же время свыше 80% отметили, что по крайней мере один из родителей был верующим, что позволяет сделать вывод о радикальном изменении соотношения верующих и неверующих представителей этнодисперсной группы. По-видимому, это соотношение определяется возрастной структурой группы, а также сроками важнейших миграционных «волн» в прошлом и нынешнем столетиях. Чем раньше произошел переезд в город, тем больше колеблющихся и не верующих в соответствующем поколении переселенцев. Религиозность больше утрачивают их дети и особенно внуки, но не сами мигранты. Таким образом, определяющее влияние на уровень религиозности оказывает не срок адаптации к жизни в крупном этнодисперсном культурном центре, а условия формирования личности и ее отношение к вере на этапе социализации.

Данные исследования указывают на тесную взаимосвязь отношения к мусульманской религии с показателями образа жизни и уровня жизни дагестанских семей. Оказалось, что семьи, в которых есть верующие, отличаются от безрелигиозных семей по размеру дохода на одного члена семьи, по характеру проведения досуга, по бытованию семейной и календарной религиозной обрядности, даже по частоте приготовления блюд национальной кухни и т.д.

Таким образом, изучение религиозных пережитков, религиозного фактора в условиях Дагестана от исследователя требует помимо конкретно-социологического анализа, углубленной социокультурной, социально-психологической и морально-этнической интерпретации зафиксированных или проявляющихся моментов с учетом всех имеющихся противоречивых нюансов и особенностей функционирования этноконфессионального фактора в современных условиях.

УДК 947

Сергеев В.Н., д. ист. н., проф.

Борьба за создание демократических правительств на Дону и Северном Кавказе в октябре 1917 - январе 1918 гг. (Роль умеренных социалистических партий)

Рассматривается стремление партий демократического социализма проводить «третий путь» в революции, бороться против калединщины и против большевиков, за создание демократического правительства.

Ключевые слова: партии, меньшевики, эсеры, большевики, кадеты, правительства,

власть.

В решениях вышестоящих органов партий меньшевиков и эсеров весны 1917 г. четко прослеживаются установки на борьбу их организаций за создание на местах демократической государственной власти. Так, эсеры, например, на III съезде этой партии в мае 1917 г. в резолюции «Смысл современного момента и задачи партии» отмечали, что съезд «признает необходимым самое деятельное участие ... в реорганизации местной власти на началах органического народовластия», а в резолюции «Об отношении к Временному пра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.