7 Нами анализировались тексты программ политических партий, размещенные на сайте Министерства юстиции, в 2012 - 2016 гг. URL: http://minjust.ru/ru/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 20.01.2016).
8 Конституция Российской Федерации. М., 2002. С. 6-7.
9 Программа партии утверждена учредительным съездом 22 апреля 2012 г.
10 Подробнее об этом см.: Слобожникова В.С. Политические партии о национальном вопросе в современной России // Бичехвост А.Ф., Дорофеева Е.С., Логинова Л.В., Слобожникова В.С. Этнонациональные процессы в политическом пространстве региона: проблемы и тенденции развития / под ред. А.Ф. Бичехвоста, Л.В. Логиновой. Саратов, 2015. С. 89-90.
В.А. Труханов
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассматривается региональная безопасность как составляющий элемент более общего понятия, каким является национальная безопасность, на состояние которой определяющее влияние оказывает социальный фактор.
Ключевые слова: региональная безопасность, национальная безопасность, национальное бытие, социальное настроение, социальные интересы, состояние социальной структуры общества, социальные ценности, социальная политика государства, социальная стабильность.
V.A. Trukhanov
THE SOCIAL FACTOR OF REGIONAL SECURITY
The article deals with regional security as a constituent element of the more General notion of what is national security, the state of which determines the influence of the social factor.
Keywords: regional security, national security, national being, social mood, social interests, status, social structure, social values, social policy, social stability. с
т
Безопасность как социальное явление занимала умы политиков, ученых и р
а
практиков с древних времен, т.к. любые государства всегда были заинтересованы в
с
в создании эффективной системы безопасности. Как свидетельствует история, й
там, где вопросам безопасности уделяли пристальное внимание, там общество у
развивалось динамично. Страны и целые цивилизации перестали существовать с
только по той причине, что не обеспечили защиту какой-либо сферы обществен- H
ной жизни от внешних и внутренних угроз. В современных условиях в структуре й
национальной безопасности важное место занимает региональная безопасность, U
которая во многом зависит от социального фактора. ч
с
Безопасность — исключительно многоплановое явление, поэтому дискуссии по о
й
определению ее сущностного содержания ведутся до сих пор. В качестве основы |
для раскрытия содержания данного понятия автор предлагает рассматривать M
формулу Платона, считавшего, что состоянию безопасности соответствует и
1 № «предотвращение вреда»1. ™
Некоторые современные российские исследователи считают принципиально 8
важным, чтобы при формировании и проведении в жизнь политики и стратегии 2
о
национальной безопасности, приоритет отдавался не защите, а последовательной, 6 твердой и эффективной реализации ценностей и интересов в обстановке различных опасностей и угроз2. Данное положение важно также и тем, что приоритет
© Труханов Виктор Александрович, 2016
Доктор политических наук, профессор, профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса (Саратовская государственная юридическая академия)
функций реализации национальных интересов перед их защитой позволяет придать политике и стратегии национальной безопасности активность, наступа-тельность, а значит и результаативность. Исходя из вышесказанного, предлагаем рассматривать итог функционирования системы национальной безопасности как защиту национального бытия через реализацию интересов, ценностей и целей3.
Говоря о понятии «бытие», мы придерживаемся мнения, согласно которому, во-первых, «бытие» имеет глубокую российскую природу и отражает сложившееся в России понятие, вбирающее в себя социальные, духoвные, культурные и психологические аспекты жизни населения в целом, его отдельных социальных групп и семьи как первичной ячейки общества; во-вторых, «бытие» как понятие отражает устойчивые, в определенном смысле консервативные элементы, изменение которых происходит эволюционным путем на протяжении длительного периода. И даже переходя в новое качество, они (элементы) по-прежнему тесно связаны с их прошлым содержанием, что делает их «узнаваемыми» и позволяет тем самым рассматривать их как сущностные характеристики всего процесса исторического развития страны. Не случайно З. Бжезинский, комментируя факт поражения СССР в «холодной войне» и разруху в 90-х гг. в России, довольно точно определяет это как следствие разрушения «концепции бытия» русского народа4.
В плане концептуальном официальная попытка определения понятия безопасности в постсоветской России была предпринята в Законе РФ «О безопасности», введенном в действие Постановлением Верховного Совета 5 марта 1992 г. Статья 1 этого Закона определяла безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних й угроз»5.
« Данный подход в определении сущности безопасности позволил отойти от
^ узкой трактовки советского периода изучения и функционирования безопас-| ности, под которой понималась исключительно государственная безопасность. | Таким образом, в данном Законе, а затем в Стратегии закреплен принципиально | новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопас-° ности, что проявилось в приоритете, прежде всего, интересов личности и обще-| ства. По своему содержанию понятие «безопасность», описанное в Законе, более | соответствует принятому в мировой практике термину «национальная безопас->1; ность», что и нашло свое закрепление в Стратегии национальной безопасности | до 2020 г. Данное понятие приобрело следующее выражение: «Национальная | безопасность» — состояние защищенности личности, общества и государства от & внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные '§ права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, ё территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, § оборону и безопасность государства6.
1 Современная система национальной безопасности должна приобрести эффек-
| тивность и устойчивость от внутреннего и внешнего воздействия. Это практически невозможно без региональной безопасности в том смысле, что для любого федеративного государства важнейшую роль в его функционировании играет степень удовлетворения потребностей составляющих его элементов. Элементами, структурными составляющими Российской Федерации выступают субъекты РФ — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального
226
значения, которые принято обозначать термином «регион»7.
В российском обществознании существует несколько определений региональной безопасности. Среди них мы выделяем следующие.
Региональная безопасность — состояние отношений социально-территориальных общностей населения, формирующихся применительно к административно-территориальному делению страны или группы стран, внутри них или между ними на микро- (населенный пункт, район, область страны) и промежуточных (несколько населенных пунктов, районов, областей страны, группы стран) уровнях, при которых обеспечивается их достаточно надежное существование и устойчивое развитие8.
Региональная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации (прежде всего, ее многонационального народа) в сфере осуществления региональной политики от внутренних и внешних угроз. Региональная безопасность, будучи частью системы обеспечения национальной безопасности (ее подсистемой), является комплексным институтом, включающим в себя элементы, относящиеся к экономической, социальной, информационной и иным сферам, безопасность которых обеспечивается в соответствии с российским законодательством9.
Таким образом, понятие «региональная безопасность» можно рассматривать как составную часть безопасности более общей системы, какой является национальная безопасность. Это важно с точки зрения понимания национальной безопасности как совокупности безопасностей различного вида, от состояния которых в целом зависит перспектива национальной безопасности страны.
К факторам, определяющим состояние региональной безопасности, относят: ограниченность определенной территории со своими географическими и геополитическими условиями жизнедеятельности; характер социально-экономической сферы жизни общества; специфичность сложившейся именно в данной среде обитания социально-территориальных общностей людей, имеющих собственные интересы; специфический характер противоречий между регионом и центром, между регионами, образующими социально-территориальную структуру общества и мирового сообщества10.
Представляется, исключительно важным будет также дополнить данные факторы социальной составляющей.
К числу социальных факторов, влияющих на региональную безопасность и, в конечном итоге, на состояние более общей системы, какой является национальная безопасность, мы относим: социальное настроение, социальные интересы, состояние социальной структуры общества, социальные ценности, социальную политику государства, социальную стабильность.
К наиболее важным социальным факторам, активно влияющим на состояние региональной безопасности и в целом на систему национальной безопасности, по нашему мнению, можно отнести: социальное настроение, субъектами которого выступают индивид, социальную группу и общество в целом. Социальное настроение — это «лакмусовая бумага регионального бытия»; целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающего уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой и населением, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных
экономических, политических и духовных процессов и потенциально реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности11.
Региональное социальное настроение требует своего исследования, т.к. в этом направлении совершенно отсутствует научный анализ. Однако можно заключить, что социальное настроение в регионе сго^бно выступать иногда как ускоритель, а в других случаях, наoборoт, в качестве тормоза социальной активности граждан и социальных групп. Важно учитывать социальные настроения различных социальных групп в социально-политической жизни региона, в построении региональной безопасности и в целом системы национальной безопасности, т.к. несовпадающие настроения могут вызвать конфронтационные процессы, что способно привести к дестабилизации в обществе, появлению взрывоопасных ситуаций. Особенно это важно в региональном политическом процессе, когда за этим противостоянием стоят значительные этно-социальные группы.
Важным социальным фактором, влияющим на региональную безопасность, будет являться также состояние социальной структуры регионального общества. Для чего вообще нужно знать, из каких групп состоит общество?
Во-первых, социальные группы — это двигатели общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут.
Во-вторых, от характера социальных групп зависит не только динамика общества, но и его статика: качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент (в т.ч. и система обеспечения национальной безопасности).
В-третьих, от того, из каких групп состоит региональное сообщество, какие из них занимают лидирующие, а какие — подчиненные позиции, от идеологии и реальной деятельности этих групп зависят тип регионального сообщества, его общественно-политическое устройство.
В данном случае все это в полной мере относится и к региональному социуму, нестабильность которого вызывается и теми изменениями, которые происходят в социальной структуре общества. Социально-политические изменения в конце ХХ в. в нашей стране привели, в частности, к тому, что начался процесс маргинaвлизации. Появились группы людей неустойчивого, промежуточного социального положения и состояния, которые в любой момент могли увеличить армию недовольных, поддержать тех, кто готов идти на баррикады, или, наоборот, других, которые будут эти баррикады уничтожать. Нам остается только добавить, что состояние социальной структуры, ее стабильность и упорядоченность, ценности и интересы основных социальных групп оказывают существенное влияние на состояние региональной безопасности, на стабильное функционирование системы обеспечения национальной безопасности.
Социальные интересы — одна из важнейших движущих сил и деятельности любого социального субъекта, будь то личность, группа, класс, нация, общество в целом12. Интересы группы образуются на основе интересов ее членов, но не сводятся к ним и даже к их сумме, ибо в процессе взаимодействия индивидов происходит выработка интересов группы как целого, отражающих не любые, а общие сходные черты объективного социального положения отдельных индивидов13.
Полагаем, что социальные и нацтанальные интересы — это не одно и то же. В социальном интересе находят наиболее обобщенное выражение потребности представителей тех или иных региональных социальных общностей. Смысл понятия национальный интерес связан с такой современной политической си-
стемой, как нация, которая представляет двуединство гражданского общества и государства. Интересы же социальные всегда направлены на сохранение или изменение положения той или иной группы в обществе. Осознание региональных интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, т.е. сопоставления социальных интересов между регионами и национальных интересов в общем.
У народов, населяющих нашу страну, у различных социальных групп и слоев, у регионов имеются свои специфические интересы и потребности, которые должны быть согласованы и учтены во внутренней (особенно национальной) и внешней политике Российского государства. Однако наряду с этими специфическими социальными интересами и потребностями существуют общие интересы всего населения России как целостного социально-политического образования, состоящего из россиян, которые приобретают статус национальных интересов. Именно социальные интересы регионов должны быть положены в основу национальных интересов России, но не как простая сумма, а отражение наиболее общих интересов.
В основе социальной стабильности лежит разумная социальная политика, проводимая законодательной и исполнительной властями регионов.
Социальная политика — это деятельность региональных государственных и общественных органов по управлению развитием социальной сферы, удовлетворение интересов и потребностей различных социальных групп.
К основным задачам социальной политики относятся: повышение благосостояния, улучшение условий труда и жизни граждан; осуществление на деле во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости; | сближение интересов различных социальных групп и слоев и формирование на и их основе национальных интересов; совершенствование национальных отноше- а ний. В результате умело проводимой социальной политики большинство населе- о ния нашей страны, оказавшись в сложной экономической ситуации, перейдет о с позиций недовольства и критики на позиции социального компромисса, что о
п
приведет, в свою очередь, к стабильности общества и это, несомненно, укрепит | национальную безопасность. Социальная политика приобретает в современных в условиях все более возрастающее значение именно из-за своего непосредственного о влияния на национальную безопасность. ю
Т5
Социальные ценности — компонент социальной системы, наделяемый осо- | бым значением в индивидуальном или общественном сознании14. В широком к смысле это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки | зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных | групп и личности; в более узком — нравственные и эстетические императивы и (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами №
общественного сознания15. 11
о
Ценностные ориентации личности применительно к социальной группе, " обществу, региону, народу приобретают соответствующий масштаб, становятся 6 социальными ценностями, а в силу того, что личность, социальные группы являются базовыми элементами всех подсистем, образующих систему национальной безопасности, именно сохранение, укрепление, приумножение социальных ценностей выступают залогом и одновременно гарантом устойчивости этой системы.
Региональная социальная стабильность — состояние регионального общества, где учитывается динамичное равновесие региональных интересов, легитимная и ответственная региональную власть, что дает возможность надежно обеспечивать нормальное функционирование всех региональных институтов и тем самым безопасность регионального сообщества. На данном этапе общественного развития борьба различных социально-политических сил ставит систему национальной безопасности в неустойчивое положение, при котором возможно не только изменение всей общественной системы, но и ее разрушение под видом реформирования. Это можно проследить по социальной стабильности.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Власть, не уделяющая внимания социальным факторам в региональном пространстве, обречена на то, что ей придется столкнуться с кризисом системы региональной безопасности.
Для сохранения, укрепления и развития российского бытия нужна стройная система национальной безопасности, иная политика, основанная, прежде всего, на защите и укреплении тех социально-ценностных основ, которые и составляют суть российского бытия, его основные элементы. К числу таких основ, составляющих суть национального бытия и влияющих на состояние национальной безопасности, выдержавших, несмотря ни на какие невзгоды, испытание временем, автор относит: социальное настроение, социальные интересы, состояние социальной структуры общества, социальные ценности, социальную политику государства, социальную стабильность.
1 Платон. Соч.: в 3 т. М., 1971. Т. 3, ч. I; Ковалев А. А. Развитие историко-политической мысли по военной безопасности // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 216-219.
2 См.: Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. 1995. № 6. С. 40.
3 См.: Тру ханов В. А. Национальная безопасность Российской Федерации: теоретические основы исследования / под ред. В.М. Долгова. Саратов, 2002. С. 41.
4 См.: Ипполитов К.Х. Идеология национальной безопасности. Методология проблемы. М., 1997. С. 24.
5 Российская газета. 1992. 2 мая. Признан не действующим Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности».
6 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с изм. и доп.). Российская газета. 2009. 14 мая; URL: http://base.garant. ru/195521/#text#ixzz3samFwnMm (дата обращения: 31.10.2015).
7 Регион (англ. region < лат. regio) — 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира (см.: Словарь иностранных слов. 9-е изд., испр. М., 1982. С. 422).
8 См.: Сергеев Г.М. Безопасность региональная // Безопасность. 1994. № 1-2. С. 109.
9 См.: Кирьянов А.Ю. Региональная безопасность в условиях современной России: Общеправовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 6.
10 См.: Актуальные проблемы национальной безопасности России / под общ. ред. В.Ф. Ницевича, В.А. Труханова. Саратов, 2002. С. 72.
11. См.: Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М., 1996. С. 21.
12 См.: Российская социологическая энциклопедия / отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1998. С. 166.
13 См.: Ларин Г. Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий №8 [281] 10.07.2014. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=3916 (дата обращения: 01.11.2015).
14 См.: Российская социологическая энциклопедия / отв. ред. Г.В. Осипов С. 610.
15 См.: Там же. С. 442.