Научная статья на тему 'Социальный факт с точки зрения Питирима Сорокина'

Социальный факт с точки зрения Питирима Сорокина Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1479
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ФАКТ / СОРОКИН / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ / НАУКА / SOCIOLOGY / FACT / SOROKIN / SOCIAL FACT / SCIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дехканова Гульчехра Набиджановна

В русле становления социологии как науки важным является анализ точки зрения П. Сорокина. Питирим Сорокин выделяет три основные структуры в социальном факте: культурную чувственность, чувственное восприятие и идеальное чувство, т.е. человека, вещь, идею. Только в единстве этих трех аспектов можно целостно понимать социальный факт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Fact from the Viewpoint of Pitirim Sorokin

In the streamline of the formation of sociology looked upon as a kind of science P. Sorokin's viewpoint is very important. Pitirim Sorokin singles out three principal structures in a social fact: cultural sensuality, sensual perception and ideal feeling, i.e., they are: man, thing, idea. Social fact can be comprehended in entirety only in the unity of these three aspects.

Текст научной работы на тему «Социальный факт с точки зрения Питирима Сорокина»

Дехканова Гульчехра Набиджановна,

ст. преподаватель кафедры политологии и культурологии ХГУ им. акад. Б. Гафурова

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПИТИРИМА СОРОКИНА

Социология как отдельная наука сформировалась в 30гг. Х1Х века, и термин «социология» был введен Огюстом Контом, который считался отцом - основателем данной науки. По представлению О. Конта, социология должна была интегрировать (объединять) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинную научную основу, построенную на строгом изучении и проверке социальных фактов (5, 321).Социология с момента своего возникновения была направлена на объективное изучение социальных явлений:

а) как целостная система совокупности всех элементов и процессов;

б) как применение позитивных методов исследования, результаты которого доступны строгой проверке.

Социология должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений (4, 321).

Считалось, что социология также должна отличаться от психологии, изучающей психологические процессы, и поэтому психологическое как таковое нельзя считать основанием социальных фактов.

Социология трактовала исторический процесс как возникновение и развитие крупных социальных изменяющихся систем под воздействием межгрупповых столкновений, в результате чего возникает новое общество, элита, группы и модернизируются социальные отношения и институты. Этим она отличается от истории, изучающей развитие общества с более широких позиций, стремящейся объяснить социальные факты исходя из временных характеристик (1,180).

Методологическая позиция социолога во многом определяется разработкой гипотезы исследования, т.е. предварительных знаний о связях в изучаемой системе. В соответствии со своей гипотезой социологи ставят познавательные задачи, программируют процесс верификации (опытной проверки) этих предложений, затем изучают факты, стараясь избежать субъективности в их подборе и интерпретации.

Получив совокупный фактический материал по разным аспектам проблемы, социолог сводит фактический материал и информацию в целостную картину, объясняя соответствия и несоответствия между фактами и их связями. При сравнении результатов теории с реальностью также проявляется уровень профессиональной подготовки и умение систематизировать и сопоставлять факты с развитием социологического знания в целом. Методы исследования фактов должны

соответствовать природе объекта изучения, и поэтому они могут быть только качественными методами (2,171).

Одним из направлений применения классических методологических подходов к исследованию социальных явлений стала этнометодология. В этнометодологии эмпирические факты принимаются как явление, и его контекстуальное понимание значит больше, чем его причины. Поэтому главным первоэлементом анализа этнометодологии считают «событие» и «контекст» этого события в данный момент времени (характеристики участников и обстановки). При этом очень важен анализ речевой и других знаков коммуникации, который технически обеспечивается аудио и видеозаписью. Этнометодология широко применяет эмпирические методы исследования и не обращается к гипотезе.

Поэтому считается, что в первую очередь нужно наблюдать и видеть, а только потом создавать свою гипотезу. Изучая содержание человеческих действий в реальном времени, ученые ломают стереотипы относительно того, как реально структурированы процессы производства, информации, научных открытий, выработки и подтверждения социальных диагнозов, поиска решений и организации взаимодействия между людьми.

Как считает американский социолог русского происхождения П. Сорокин, социология как наука должна основываться на точных конкретных данных об отдельных социальных фактах и явлениях, составляющих процесс изменения структуры общества (5,542). П. Сорокин считает, что социальное явление есть социальная связь, имеющая психологическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, которая выступает за его пределы по содержанию и продолжительности. Это то, что первые называют «социальной душой», вторые - цивилизацией и культурой, третьи - «мир ценностей» в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие между кем бы оно ни было, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова), будет социальным явлением или фактом.

По мнению Сорокина, психическое взаимодействие может быть только там, где взаимодействуют единицы или организмы, одаренные развитой нервной системой. В силу этого такие формы взаимодействия, которые происходят между животными, не имеют никакого отношения к психическим формам и в сферу социальных явлений не входят.

Но если считать, что социальное явление есть социальная связь, имеющая психическое свойство, то психические свойства тесно связаны с биологическими явлениями. Ведь высшие животные также обладают психикой. Поэтому если эти явления включить в область социальных наук, то произойдет смещение акцентов, так как борьба за существование различна, например, для животных и человека. Именно потому они и различны, что в мире людей биологические функции приобретают новый характер - социально-психический, и в связи с этим появляются социальные явления, которые становятся объектом социологии. Именно это присоединение дает социологу право на изучение их сознательных отношений как социальных форм. Социальные науки всегда изучали различные стороны

деятельности человеческих сообществ именно как сообществ, объединенных психологическими связями, а не только биологическими.

Определив социальное явление как психологическое взаимодействие, П. Сорокин стоит перед проблемой определения места таких вещей, как храмы, музеи, машины, которые не являются психическими вещами и имеют чисто материальный характер в структуре социального явления.

Все эти явления принадлежат к категории социальных фактов лишь потому, что они суть символы психических переживаний или, иначе говоря, они суть реализовавшейся психики. Кто видит в языке лишь совокупность знаков, тот не знает языка, для него должны быть равнозначными по своему качеству шум автомобиля и речь человека, звук грома и песня и т.д., тоже относится и к музыке. Только то, что «позади» этих физических явлений, предполагается психические переживания, поскольку этот факт делает их социальным явлением. Где такой «подразумеваемости» нет, следовательно, нет и социального факта. Сказанное в равной степени относится и к храму, и к дому и т.д., т.е. это все относится к «материальным вещам» (5,5). Все они лишь символы и знаки психических переживаний.

Одним из необходимых условий для возможности правильного психического взаимодействия является наличность одинакового проявления, одинаковых психических переживаний различными членами группы. Где этой тождественности нет, хотя и были налицо высокая психика и «воспринимающие аппараты» - нет и психического взаимодействия, и, тем самым, и социальной группы как некоторого надиндивидуального единства, считает П. Сорокин. Такое определение социального факта напоминает веберовское понимание типического в социальных фактах.

Каждый приведенный факт имеет свое значение, но, вместе с тем, нужно согласиться со следующими словами позитивиста М.М. Ковалевского относительно взаимозависимости и связи всех этих фактов в конкретной действительности: «Говорить о фактах, т.е. о центральном факте, увлекающем за собой все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обуславливались преимущественно его течением. В действительности мы имеем дело не с факторами, а со всеми фактами, из которых каждый факт иначе связан с массой остальных фактов обусловливается ими и их обусловливает» (3,120).

Сущностью социального явления служит факт взаимодействия индивидов и групп. Но, конечно, этим сказано еще далеко не все. Ведь взаимодействие есть и среди животных, например «общество» пчел, муравьев и т.д. Значит, один факт взаимодействия еще далеко не характеризует собой сущность социального факта. Необходимо прибавить к нему еще такое условие, чтобы это взаимодействие было сознательным, а не инстинктивным или рефлекторным.

Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного в строгом смысле этого слова) бытия, получившийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов. Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, как считает П. Сорокин, основным первоначальным фактором социальной эволюции является человек.

Концепция Питирима Сорокина заключается в том, что он выделяет три основные структуры в социальном факте: культурная чувственность, чувственное восприятие и идеальное чувство, т.е. психика мыслящего человека (человек, вещь, идея). Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философской науке, в религию и структуру общества; что действительно общественно полезно и что действительно вредно, зависит от знания явлений мира и жизни. Понятно, что нормы морали и права представляют, по существу, лишь обнаружение и осуществление понятия социального взаимодействия. Чем выше знание - тем лучше и выше мораль, право, и наоборот. Поэтому решающим фактором, определяющим характер поведения человеческого сообщества, является интеллект.

Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то очевидно, он же является и основным первоначальным фактом социального взаимодействия. Все основные виды социального бытия (миропонимание, искусство, практика) обусловлены знанием, т.е. наукой или тем, что тоже представляет модификацию этого факта. Все социальные отношения, в конце концов, обуславливаются мыслью. Таким образом, это является последним словом Питирима Сорокина, что в основном соответствует идеалистическому пониманию социального факта.

Список использованной литературы:

1. Диалектический и исторический материализм.-М., Мысль, 1988.

2. Иванов Г.М. др. Методологические проблемы исторического познания.- М., Мысль 1981.

3. Ковалевский М.М. Современные социологи. -Одесса: Прогресс, 1905.

4. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат, 1982.

5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество.-М.: Республика,1992.

Г.Н. Дехканова

Социальный факт с точки зрения Петирима Сорокина

Ключевые слова: социология, факт, Сорокин, социальный факт, наука

В русле становления социологии как науки важным является анализ точки зрения П. Сорокина. Питирим Сорокин выделяет три основные структуры в социальном факте: культурную чувственность, чувственное восприятие и идеальное чувство, т.е. человека, вещь, идею. Только в единстве этих трех аспектов можно целостно понимать социальный факт.

G.N. Dehkanova

Social Fact from the Viewpoint of Pitirim Sorokin

Key words: sociology, fact, Sorokin, social fact, science

In the streamline of the formation of sociology looked upon as a kind of science P.Sorokin's viewpoint is very important. Pitirim Sorokin singles out three principal structures in a social fact: cultural sensuality, sensual perception and ideal feeling, i.e., they are: man, thing, idea. Social fact can be comprehended in entirety only in the unity of these three aspects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.