Научная статья на тему 'Социальный баланс как инструмент учета корпоративной социальной ответственности на предприятиях с обособленными подразделениями'

Социальный баланс как инструмент учета корпоративной социальной ответственности на предприятиях с обособленными подразделениями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
753
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / СОЦИАЛЬНЫЙ БАЛАНС / СТАНДАРТЫ ОТЧЕТНОСТИ / УЧЁТ ЗАТРАТ / ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жойдик Алексей Петрович, Лихачёв Денис Владимирович

На основе социального баланса можно формировать универсальную социальную отчетность организации и размещать её в открытых источниках, информируя таким образом потребителей, местное сообщество, инвесторов и власть о социальной ответственности бизнеса. Единство подходов к определению и форме отчетов по корпоративной социальной ответственности (КСО), по нашему мнению, способствует пониманию, интеграции принципов КСО в повседневную деятельность организаций с обособленными подразделениями и росту общего уровня благосостояния общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жойдик Алексей Петрович, Лихачёв Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный баланс как инструмент учета корпоративной социальной ответственности на предприятиях с обособленными подразделениями»

Социальный баланс как инструмент учета корпоративной социальной ответственности на предприятиях с обособленными подразделениями

Social balance as a tool for integrating corporate social responsibility in

companies with separate divisions

Жойдик Алексей Петрович

Аспирант кафедры экономики и управления ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа -Югры», г.Сургут, Россия

E-mail: zhapaoto. surgu. ru

Лихачёв Денис Владимирович

Аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», г.Сургут, Россия

E-mail: lihachevdvahk.ru

Zhoydik Alexey

postgraduate student, Department of Economics and Management

Surgut State University of Hunt-Mansijsky autonomous region - Jugra, Surgut E-mail: zhapaoto. surgu. ru

Likhachev Denis

postgraduate student, Department of Accounting, Analysis and Auditing

Surgut State University of Hunt-Mansijsky autonomous region - Jugra, Surgut E-mail: lihachevdvahk.ru

Аннотация

На основе социального баланса можно формировать универсальную социальную отчетность организации и размещать её в открытых источниках,

информируя таким образом потребителей, местное сообщество, инвесторов и власть о социальной ответственности бизнеса. Единство подходов к определению и форме отчетов по корпоративной социальной ответственности (КСО), по нашему мнению, способствует пониманию, интеграции принципов КСО в повседневную деятельность организаций с обособленными подразделениями и росту общего уровня благосостояния общества в целом.

Ключевые слова

Корпоративная социальная ответственность (КСО), социальный баланс, стандарты отчетности, учёт затрат, обособленные подразделения.

Abstract

It is possible to form a universal social statement of an organization and place it in the public domain on the basis of social balance, thus informing consumers, local communities, investors and authorities of the social responsibility of business. In our opinion, the unity of approaches to the definition and form of reports on corporate social responsibility (CSR) promotes understanding, integration of CSR in the daily activities of organizations with separate branches and increases the general well-being of society as a whole.

Keywords

Corporate social responsibility (CSR), social balance, accounting standards, cost accounting, separate branches.

Социальную ответственность бизнеса многие сегодня трактуют по-разному. Авторы определяют это понятие исходя из особенностей своей профессиональной деятельности, внося специальную терминологию наиболее соответствующую этой деятельности. От трактовки социальной ответственности бизнеса (СОБ) или корпоративной социальной ответственности (КСО) зависит и её содержание.

В последнее время интерес к вопросам социальной ответственности бизнеса прослеживается во многих научных работах, посвященных решению как её теоретических вопросов (определение КСО, понимание социальной ответственности в бизнесе и власти, механизм функционирования социально-ответственноого бизнеса, генезис КСО на западе и в России, место социальной ответственности бизнеса в условиях модернизации экономики, плюсы внедрения принципов социальной ответственности бизнеса) так и её практическим сферам применения (социально-ответственный бизнес как инструмент управления рисками, оценка уровня и результатов социальной ответственности, создание национального стандарта КСО и т.д.).

Количество научных публикаций, научных конференций, посвященных социальной ответственности бизнеса, с каждым годом становится все больше как в российской, так и в мировой практике. Большим шагом в приобретении официального статуса стандарта в области социальной ответственности стало создание нормативной базы в данной области (GRI, ^О 26000). В связи с чем изучение методологических подходов к оценке уровня социальной ответственности является современным и актуальным.

Оценочные показатели или рейтинги социальной ответственности отражают уровень социальной активности организаций в рамках принятой оценочной системы. Любая система оценок социальной ответственности бизнеса представляется выражением социальной активности с результатами реализации основных принципов социальной ответственности в отдельной корпорации, отрасли, регионе. Исследование корпоративной социальной ответственности (КСО) без определения системы показателей, отражающей характер изменений в социальной ориентации бизнеса, было бы неполным.

В научной литературе встречаются понятия, тождественные понятию социальной ответственности бизнеса, например, “социальная ответственность предприятия” - это выполнение предприятием законодательно установленных и добровольно принятых социальных обязательств по отношению к персоналу, развитию социально-трудовой

сферы предприятия и социальной сферы общества, местного сообщества, на территории которого оно осуществляет свою основную деятельность [1], или “корпоративная социальная деятельность”, определяемая как существующая в бизнес организации система принципов социальной ответственности, процессов социальной восприимчивости и их обозримых результатов, относящихся к общественным взаимодействиям фирмы [4].

Если попытаться кратко рассматривать генезис КСО в процессе становления концепций социальной ответственности, мы наблюдаем тенденцию от политических и социальных предпосылок к формированию теоретических основ и практическому применению (рис.1).

появление отдельных научных трудов и исследований в области экономики, где шла речь о новой модели фирмы и ее новой роли в мире.

ускорение процессов глобализации, революция информационных технологий, «волна» экологической отчетности, разработана новая модель стейкхолдеров (АА1000).

появление руководства по социальной ответственности бизнеса 1Э0 26000. Главные

тенденции в мире: Как применять на практике? Как рассказать обществу? Интеграция принципов КСО в стратегический менеджмент.

выступления общественных групп, критикующих решения и действия компаний в разных странах мира, «потребительские бунты», развитие идей социального партнерства в трудовых отношениях, активизация профсоюзного движения.

продвижение идеи устойчивого развития, появление системы отчетности GRI.

Рис.1. Генезис корпоративной социальной ответственности

Активные исследования в области КСО послужили основой для разработки международного стандарта ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности", в котором определение социальной ответственности бизнеса, которое на сегодняшний день соответствует реалиям времени.

Трудно не согласиться с этим определением: «Социальная

ответственность (social responsibility) - ответственность организации за

влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое

- согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон;

- соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

- введено во всей организации» [3].

К 2010 году аккумулирование знаний в теории КСО привело к активным исследованиям в области практики применения социальной ответственности. Если в применении социальной ответственности многие рассматривают корпоративную культуру как инструмент внедрения принципов КСО, то остаётся открытым вопрос о том, как рассказать обществу о своей деятельности, ведь сегодня такой экономический показатель как “капитализация” формируется в значительной мере из-за бренда, имиджа, деловой репутации в целом. Сегодня на сайтах преимущественно крупных организаций можно встретить отчеты по социальной ответственности, одни из которых составлены, опираясь на стандарты отчетности в области устойчивого развития, другие описывают направления деятельности по повышению уровня социальной ответственности и проделанной работе. В данной работе мы предлагаем составлять и использовать организациям в отчете по КСО социальный баланс, который представляет из себя форму учёта социальных и экологических расходов за определенный промежуток времени. Разношерстность форм отчетов и отсутствие универсальности для всех форм хозяйствования затрудняют понимание КСО не только для общественности, но и для самих организаций.

Реалии времени таковы, что мировое сообщество находится в условиях экономических и социальных проблем, в связи с этим особенную значимость приобретает социальная ответственность корпораций, наиболее крупных организаций, осуществляющих разработку, изготовление и поставку продукции и услуг, коммерцию, финансовое предпринимательство и прочее,

поскольку именно такие организации обладают основными финансовыми рычагами и материальными ресурсами, которые позволяют осуществлять деятельность по решению сложившихся проблем перед обществом.

Как правило, корпорации обладают развитой филиальной сетью, что затрудняет ведение социального учета. Также может исказить представление о социальных расходах тот факт, что филиалы зачастую находятся в разных регионах. В этом случае один регион может больше нуждаться в одних социальных программах, второй регион - в других. Для осуществления эффективного управленческого учета требуется выработать универсальный подход к составлению внутренней социальной отчетности.

Социальный баланс можно рассматривать как публичный инструмент информирования заинтересованных сторон о том, в каком объёме и динамике организация осуществляет свою деятельность для развития экономической стабильности, социального благополучия и экологического равновесия в обществе, но, в первую очередь, - это внутренний управленческий отчет по социальным расходам организации.

Социальный баланс составляется по данным бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете социальные расходы необходимо отражать на счете 91-2 «Прочие расходы» в разрезе статей затрат, т.е. вести дополнительную аналитику по каждому виду социального расхода, запланированному организацией. Филиалы организации аккумулируют расходы по каждой статье затрат и передают сформированные данные в головное подразделение используя счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

В соответствии с мировыми тенденциями в области КСО можно предложить следующую структуру статей затрат в части социальноответственного инвестирования.

1. Экология и охрана окружающей среды:

1.1. Расходы на возведение очистных сооружений;

1.2. Субботники, акции по озеленению, создание парков, скверов;

1.3. Внедрение безотходного производства.

2. Социальное инвестирование в развитие человеческого капитала:

2.1 Расходы на подготовку/переподготовку кадров (аналитический учет: отслеживать расходы на сотрудников, прошедших обучение и не прошедших обучение);

3. Расходы на публикацию информации об организации (информационные брошюры, корпоративный сайт и т.д.).

4. Охрана здоровья:

4.1. Компенсация затрат за лечение;

4.2. Предоставление отдыха в санаториях (аналитический учет: отслеживать расходы в разрезе каждого сотрудника);

4.3. Расходы на медицинское обслуживание;

4.4. Расходы на поддержание санитарно-гигиенических и эргономических условий труда.

5. Расходы для развития взаимоотношений со стейкхолдерами:

5.1. Расходы на обучение поставщиков, бизнес-партнеров и прочих стейкхолдеров;

5.2. Расходы на проведение программ по содействию малому бизнесу.

6. Социальное развитие:

6.1. Расходы на спонсирование культурных и образовательных программ и проектов;

6.2. Расходы на поддержку социально-значимых исследований (гранты);

6.3. Расходы на участие в благотворительных акциях.

7. Социальные гарантии:

7.1. Социальное обеспечение пенсионеров;

7.2. Обеспечение жильем молодых работников;

7.3. Социальные доплаты/надбавки;

7.4. Расходы на содействие трудоустройству высвобождаемых сотрудников.

Пример отражения в бухгалтерском учете расходов по приобретению путевок представлен в Таблице 1.

Таблица 1 - Пример отражения в бухгалтерском учете расходов по приобретению путевок

Содержание хозяйственной операции Филиал Г оловное подразделение

Дебет Кредит Дебет Кредит

Приобретена путевка 76 51

Путевка предоставлена сотруднику организации 73 76

Списание стоимости путевки на прочие расходы 91-2 (статья затрат 4.2 «Предоставление отдыха в санаториях») 73

Сумма прочих расходов передана в головное подразделение 79 91-2 (ст. з. 4.2) 91-2 (ст. з. 4.2) 79

За отчетный период всеми филиалами должен составляться социальный баланс, в котором указывается сумма расходов по каждой статье затрат. Для целей анализа хозяйственной деятельности организации необходимо в социальный баланс включать раздел, в котором отражаются данные по запланированным расходам. Это позволит увидеть, какие программы не были выполнены и устранить причины их невыполнения, либо пересмотреть планирование расходов по данной статье. В головном подразделении, на

основе полученных данных составляется общий социальный баланс по организации. Отчетность в области корпоративной социальной ответственности представляет собой практические аспекты измерения, раскрытия необходимой информации для внешних и внутренних групп заинтересованных сторон. Разнообразие определений термина «корпоративная социальная ответственность» является одним из синонимов, раскрывающих сущность отчетности, охватывающей в своем содержании одновременно экономические, социальные и экологические аспекты хозяйственной деятельности организации.

Отчет по КСО представляет собой наглядный срез достигнутых результатов и оценку ожиданий во время отчетного периода по исполнению взятых на себя обязательств перед заинтересованными сторонами, соответствие подходов к менеджменту и стратегии организации. Отчет может быть использован для достижения следующих целей:

• Наглядная демонстрация влияния на ожидания в отношении КСО, а так же влияние данных ожиданий на саму организацию;

• Сравнение результатов хозяйственной деятельности как между обособленными подразделениями одной организации, так и между различными организациями в один отчетный период либо в различные временные промежутки;

• Оценка и сопоставление результатов хозяйствования в области КСО по отношению к существующим показателям результативности, к нормам, кодексам, законам той страны, в которой организация осуществляет свою деятельность и к мировым стандартам.

В итоге, у организации появляется действенный инструмент для анализа хозяйственной деятельности в части социальной ответственности. В данный отчет возможно добавление строки расходов, учитываемых и не учитываемых для целей налогообложения, что в свою очередь позволит гибко распределять между собой данные расходы. Появится возможность по результатам анализа отчета избавиться от определенных неэффективных

расходов (например, если было потрачено на переподготовку десяти сотрудников определенной специальности 500 000 рублей, но четверо из них не прошли курс, то становится понятно, что расходы в данной части необходимо сократить).

Понимание многими лидерами бизнеса своей ведущей роли в распределении ресурсов и влияние на общество привело к зарождению в конце XX века термина «корпоративная социальная ответственность», ставшее важнейшим показателем деятельности организаций. Но с появлением нового показателя деятельности организаций, необходимо внедрять новые методы учета и планирования расходов на ведение деятельности социальной направленности. Одним из новых методов учета и планирования данных расходов может стать социальный баланс.

Список литературы:

1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия/ А.Н. Аверин. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 96 с.

2. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденная Приказом Минфина от 31.10.2000 №94н.

3. ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности".

4. Wood, D. Corporate Social Perfomance Revised / D. Wood // Academy of Management Review. - 1991. - Vol.16. - №4. - P.691- 718.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.