Научная статья на тему 'Социальные услуги, основанные на участии общества, как форма социальной поддержки населения: опыт Монголии'

Социальные услуги, основанные на участии общества, как форма социальной поддержки населения: опыт Монголии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
457
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL SERVICES / SOCIAL WELFARE / SOCIAL WORK / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карпикова Ирина Серафимовна, Нямцог Болортуяа

Рассмотрено содержание понятия «социальные услуги, основанные на участии общества». Выделены их виды и особенности реализации. Представлены некоторые результаты реализации данной меры социальной поддержки населения в Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICES BASED ON SOCIETY'S PARTICIPATION AS FORM OF SOCIAL SUPPORT TO POPULATION: MONGOLIA'S EXPERIENCE

The article studies the content of the notion «social services based on society's participation», describes their types and peculiarities of rendering them to population, and shows some results of providing this kind of social support to the population of Mongolia.

Текст научной работы на тему «Социальные услуги, основанные на участии общества, как форма социальной поддержки населения: опыт Монголии»

%

(N

тН

О

(N

УДК 364.043.4 ББК 60.9

И.С. Карпикова Б. Нямцог

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ОСНОВАННЫЕ НА УЧАСТИИ ОБЩЕСТВА, КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ: ОПЫТ МОНГОЛИИ*

Рассмотрено содержание понятия «социальные услуги, основанные на участии общества». Выделены их виды и особенности реализации. Представлены некоторые результаты реализации данной меры социальной поддержки населения в Монголии.

Ключевые слова: социальные услуги; социальное обеспечение; социальная работа; зарубежный опыт.

I.S. Karpikova B. Nyamtsog

SOCIAL SERVICES BASED ON SOCIETY’S PARTICIPATION AS FORM OF SOCIAL SUPPORT TO POPULATION: MONGOLIA’S EXPERIENCE

The article studies the content of the notion «social services based on society’s participation», describes their types and peculiarities of rendering them to population, and shows some results of providing this kind of social support to the population of Mongolia.

Keywords: social services; social welfare; social work; international experience.

SSI

Zsl

KS г

g|l'

H5i

НА

Ой"

%<s ^ 1

5s 1

^ n £

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£яц

МО I £й4

See

н

н

о

н

PQ

со

н

В любой стране основной задачей системы социальной защиты и социального обеспечения является поддержка и защита тех групп населения, которые нуждаются во внимании со стороны государства и общества. В современной Монголии становление деятельности государства в области социальной защиты связывают с принятием в 1995 г. Закона «О социальном обеспечении», положениями которого была основана система социальной защиты. В ее задачи входит предоставление различных видов социальных услуг, выплат (пенсий и пособий), льгот, которые обеспечивают удовлетворение базовых нужд граждан, являющихся объектами социальной поддержки.

Закон «О социальном обеспечении» был реформирован дважды — в 1998 г. и 2005 г., также были внесены дополнения в его содержание в 2000 г. и 2008 г. Однако, вносимые изменения и дополнения не затронули его основополагающих принципов и базовых понятий, а лишь уточнили критерии и требования для получения социальных услуг и выплат в системе социального обеспечения.

Одним из значимых моментов реформы системы социального обеспечения 2005 г. стало законодательное установление понятия «социальные услуги, основанные на участии общества (СУОУО)». Данный термин

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта «Стратегические направления регулирования качества жизни населения крупного сибирского города», реализуемого в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (госконтракт с Минобрнауки РФ № 14.740.11.0564).

© И.С. Карпикова, Б. Нямцог, 2012

%

Ю определяется как услуги гражданам и семьям, нуждающимся в соци-

альной поддержке, предоставленные при участии других граждан, государства, негосударственных организаций и частных учреждений.

М В рамках современных теоретических подходов в области социальной

работы и социальной защиты сложилось понимание того, что объекты 5^ социальной защиты не должны быть пассивными получателями соци-

альных благ и услуг, предоставляемых им государством. В то же время социальная поддержка является результатом действия различных субъектов общественной жизни, каждый из которых по своему заинтересован в повышении активности и самостоятельности объектов социальной защиты в области повышения уровня и качества их жизни. На практике данные постулаты находят выражение в следующих принципах, ставших базовыми в организации деятельности по предоставлению социальных услуг, основанных на участии общества:

1. Необходимо дать возможности гражданам решать самостоятельно свои социальные проблемы.

2. Необходимо стимулировать участие гражданского общества, граждан, негосударственных организаций и частных учреждений в процессе решения социальных вопросов других граждан (своих работников и т.д.).

3. Государство должно заботиться о решении социальных проблем граждан.

Таким образом, речь идет о необходимости участия в данной работе разных субъектов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Исследования в области социального благополучия формулируют конечную цель человеческого развития как стремление и развитие собственных способностей человека для формирования его жизненного пространства. Люди, нуждающиеся в социальной поддержке, должны вносить собственный вклад в благополучие, хотя бы в виде стремления сотрудничать с государством и гражданским обществом для получения §ЦЦ¥ позитивных результатов.

; В любой стране граждане и частный сектор должны прилагать уси-

лия для поддержки своих бывших сотрудников, пожилых людей, инва-ой § лидов, семей и детей в трудных жизненных ситуациях, проживающих

^ ^ | на их территории. Материальная и нематериальная помощь является их

^ | социальной обязанностью. Свой вклад также делают негосударственные,

1 религиозные и другие организации, не только обеспечивая материальной ную и духовную поддержку, но и проводя различные тренинги, образо-

| вательные мероприятия, консультации. В связи с этим государственное

в сотрудничество с частными лицами, частными учреждениями и негосу-

йо 1 дарственными организациями играет важную роль в сфере социального

к®Э обслуживания и обеспечения.

Государство же должно отвечать за формирование правовых и институциональных основ социальной защиты населения, финансировать 23 и организовывать предоставление социальных услуг на всех уровнях уп-

равления.

В Монголии в последние годы была разработана вся необходимая нормативно-правовая база для предоставления СУОУО. Основная роль в оказании социальных услуг принадлежит органам территориального управления и самоуправления — Центрам трудовых и социальных ус-СО луг и Общественным (внештатным) советам поддержки нуждающегося

Н населения, действующим в сомонах и аймаках. Решение о предостав-

лении СУОУО принимается ими совместно, при этом на Общественные

О

н

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

советы возлагается ответственность за сбор и оценку информации о нуждающемся населении, его потребностях, а на Центры трудовых и социальных услуг — за выделение финансирования на предоставление социальных услуг.

Охарактеризуем виды социальных услуг, основанных на участии общества, существующие на сегодняшний день в Монголии.

1. Услуги по проведению консультаций, тренингов с целью поддержки работоспособности, навыков, развития талантов граждан и поддержания у них веры в себя. Услуги оказываются на основе контрактов между гражданами, частными учреждениями и негосударственными организациями. Тренинги и консультации проводятся с целью реализации проектов семейного заработка, поддержки умения жить и работать коллективно, обучения навыкам ухода за больными и пожилыми людьми и т.д. Граждане и организации, которые будут организовывать тренинги и консультации должны разработать и представить программу и план обучения.

2. Реализация проектов в организованных группах. Данный вид СУОУО представляет собой поддержку нуждающихся семей и граждан, которые объединяются в группы (не менее двух участников) с целью увеличения заработка и с намерением разработать и реализовать собственный проект. Проект каждой группы рассматривается на внештатном Совете и направляется для финансирования в Отдел трудовых и социальных услуг (филиал Центра трудовых и социальных услуг).

Отметим, что данный вид СУОУО пользуется наибольшим спросом и дает реальные результаты, поскольку направлен для поддержки инициативы нуждающихся граждан и семей коллективно заниматься трудом и получать иные источники доходов помимо выплат по социальному обеспечению, что поможет им выйти из бедности и обеспечит возможность жить самостоятельно. В дальнейшем данные проекты становятся основой развития собственного бизнеса и компаний.

В рамках реализации СУОУО финансируется только часть расходов, необходимых для старта проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Услуги надомного социального обслуживания. Граждане, частные учреждения и негосударственные организации на основе контракта с органами социального обслуживания предоставляют услуги на дому. Это в основном бытовые услуги, оказываемые гражданам, нуждающимся в надомном обслуживании. Данный вид СУОУО не предоставляется получателям социальных пособий.

4. Социальные услуги краткосрочного проживания и ухода. Данный вид социальных услуг осуществляется на основе контракта с негосударственными организациями и предназначен для жертв семейного насилия, потенциальных жертв и их малолетних детей. Расходы на проживание в местах краткосрочного пребывания и предоставление услуги компенсируются органами социального обеспечения аймаков. Путем сотрудничества с юридическими и правовыми структурами принимаются меры для возврата клиентов в места их постоянного проживания и в семьи в возможно короткие сроки.

5. Реабилитационные услуги. Реабилитационные услуги могут быть предоставлены на основе контракта с гражданами, частными учреждениями и негосударственными организациями. Финансирование осуществляется только для тех видов реабилитационных услуг, которые указаны в контракте. Реабилитационные услуги предоставляются по двум направлениям:

%

Ю - традиционными способами, которые включают 14 видов услуг;

- при помощи современных методов и лечебных аппаратов, которые включают 18 видов услуг.

М | Организации, предоставляющие реабилитационные услуги, должны

^ включить в контракт описание особенностей своих услуг (методика, про-

5^ фессиональные умения и навыки сотрудников организации, виды услуг

и применяемая аппаратура). Реабилитационные услуги предоставляются на протяжении 1-14 дней (10 рабочих дней). Особое внимание уделяется тому, чтобы как можно в более короткий период предоставить услуги наибольшему количеству пожилых граждан, инвалидов и детей.

6. Дневные услуги. Дневные услуги для пожилых, инвалидов и детей так же осуществляются на основе контракта с гражданами, частными учреждениями и негосударственными организациями. Включают в себя услуги в области профилактики, активизации жизненных сил и организации физических упражнений, ведения здорового образа жизни и услуги проведения досуга.

Финансируются следующие виды услуг:

- социально-культурные и музыкальные мероприятия;

- медицинские обследования и профилактика, традиционные виды лечения, реабилитационные тренировки, медитация;

- различные виды игр и тренировки умственных способностей, проведение досуга;

- предоставление информационных услуг;

- консультации и предоставление информации о законодательстве в области социальных услуг для пожилых граждан и инвалидов;

- распространение информации о существующих дневных услугах для пожилых граждан и инвалидов.

Дневные услуги предоставляются в течение 7-10 дней для одного клиента. Важной задачей является предоставление услуг как можно §ЦЦ¥ большему количеству пожилых граждан и инвалидов.

; Предоставление социальных услуг на основе контракта с гражда-

нами, частными учреждениями и негосударственными организациями ой § создает, с одной стороны, возможности для их развития, а, с другой сто-

^ ^ | роны, — уменьшает нагрузку на государственные органы и дает возмож-

^ | ность организовывать социальное обслуживание быстро и эффективно,

1 на высоком профессиональном уровне.

в Говоря о результатах, полученных в ходе выполнения рассмотрения | ных нами мероприятий, необходимо отметить, что с 2006 г., когда были

в разработаны законодательные основы для предоставления СУОУО до

йо 1 2012 г. общее количество получателей услуг составило более семидесяти

к®! пяти тыс. чел., и на эти цели было израсходовано 5 млрд тугр. При этом

наивысшие показатели имеют услуги по реализации проектов в организованных группах как по количеству вовлеченных, так и по финансовым 23 индикаторам. Так, например, в 2010 г. было поддержано 611 таких про-

ектов, в которые были вовлечены 1 436 семей и 3 250 индивидуальных »- N лиц. Индикаторы реализации показывают, что 1 237 семей получили

при этом постоянный источник доходов, что является дополнительным показателем достижения целей, указанных в Плане мероприятий правительства по снижению бедности в стране. со Реализация проектов в организованных группах дает возможность

Н гражданам и семьям объединить свои трудовые усилия, получать доходы

от продажи продуктов коллективного труда, получить дополнительные

%

(N

тН

О

(N

источники дохода и найти пути выхода из бедности. Некоторые группы расширили свою деятельность, открыв частные компании. Данный проект выступил в качестве поддержки способности жить самостоятельно и социальной активности такой категории населения, как инвалиды. Коллективная работа дает им возможность учиться друг у друга, действовать в условиях взаимопомощи, что также улучшает социальное самочувствие целевых групп населения. Все это имеет позитивное влияние на людей со схожими трудностями и жизненными ситуациями, служит для них моделью поведения. Реализация данного направления деятельности является также эффективным способом создания новых рабочих мест.

Опыт реализации системы мероприятий показывает, что внедрение СУОУО позволяет получить наилучшие результаты в области повышения качества жизни социально уязвимых слоев населения на основе эффективного объединения усилий и ресурсов государства, частных учреждений, негосударственных организаций и самих граждан.

Отметим также, что немалую роль в рассмотренной нами системе играют социальные работники. Социальный работник занимается не только консультированием, предоставлением услуг, выявлением потребностей нуждающихся групп, но и оказывает духовную и психологическую поддержку, вселяет веру в себя, выступает в роли катализатора развития личностей, семьи, микроколлективов, ставших получателями социальных услуг, основанных на участии общества.

SS1 Яз =

§«!■

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

«Л*

S V I

8s! Й§ о

ЕнО а

£яЦ

МО I £И4

See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Информация об авторах

Карпикова Ирина Серафимовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: ikarpikova@mail.ru.

Нямцог Болортуяа — магистрант, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: boloroo_b0830@yahoo.com.

Authors

Karpikova Irina Seraphimovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Sociology and Social Work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: ikarpikova@mail.ru.

Nyamtsog Bolortuyaa — Candidate for Master’s Degree, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: boloroo_b0830@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.