Научная статья на тему 'Социальные технологии в системе управления формированием ценностных ориентаций школьников и студенческой молодежи в условиях ФГОС'

Социальные технологии в системе управления формированием ценностных ориентаций школьников и студенческой молодежи в условиях ФГОС Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИК / СТУДЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / PUPILS / STUDENTS / YOUTH / CULTURE / SOCIALIZATION / VALUES / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Галина Ивановна, Продиблох Надежда Евгеньевна

В статье рассматриваются потенциальные возможности ценностных ориентаций как фактора формирования личностных компетенций и мониторинга качества образования по программе ФГОС. Основными методологическими категориями являются «социализация», «системно-деятельностный подход» в образовании, «образовательный стандарт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бондаренко Галина Ивановна, Продиблох Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the potential value orientations as the factor of formation of personal competence and monitoring the FSES program of education quality. The main methodological categories are “socialization”, “system-activity approach” to education, “educational standards”.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии в системе управления формированием ценностных ориентаций школьников и студенческой молодежи в условиях ФГОС»

УДК 659.4:004.738.5

ББК 76

Б-53

Бондаренко Галина Ивановна, доктор социологических наук, доцент кафедры управления образовательными системами ИРО Краснодарского края;

Продиблох Надежда Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления факультета управления Майкопского государственного технологического университета, т. (8 772) 523003.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

(рецензирована)

В статье рассматриваются потенциальные возможности ценностных ориентаций как фактора формирования личностных компетенций и мониторинга качества образования по программе ФГОС. Основными методологическими категориями являются «социализация», «системно-деятельностный подход» в образовании, «образовательный стандарт».

Ключевые слова: школьник, студент, молодежь, культура, социализация, ценностные ориентации, механизм управления.

Bondarenko Galina Ivanovna, Doctor of Sociology, assistant professor of the Department of Educational Systems Management of the Krasnodar Territory IRO;

Prodiblokh Nadezhda Eugenievna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Constitutional Development and State and Municipal management of the Faculty of Management of Maikop State Technological University, tel.: (8 772) 523 003.

SOCIAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF VALUE FORMATION IN PUPILS AND STUDENTS IN THE FSES CONDITIONS

(Reviewed)

The article examines the potential value orientations as the factor of formation of personal competence and monitoring the FSES program of education quality. The main methodological categories are "socialization", "system-activity approach" to education, "educational standards".

Keywords: pupils, students, youth, culture, socialization, values, management mechanism.

Динамичность и нестабильность иерархии общественной системы современного российского общества беспокоило не только население [l], но и правительство, начиная с 90-х годов.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в мае 2006 года [2] говорилось о таком уровне и качестве образования, которое могло бы быть конкурентным и способным формировать новую профессиональную структуру общества. В сущности, речь идет о новом качественном состоянии человека (в т.ч. человеческого капитала), способного отвечать новым требованиям модернизации, способного к постоянному переобучению и повышению квалификации [3].

Федеральные государственные образовательные стандарты [4] направлены на

формирование всестороннее развитой личности. В том числе: с высоким уровнем интегральных способностей, успешной социализацией и адаптацией, самооценки и уверенности в себе и т.п. Очевидно, что к данным социальным функциям личность будет стремиться в случае, если будет представлять их как ценность, будет мотивированна в их достижении.

Сама школа как социальный институт, соответственно, должна создавать оптимальные условия для реализации социального заказа, с одной стороны, и регулярно отслеживать систему социокультурных ценностей, актуальных для современной социокультурной общественной системы как на краткосрочную, так и на дальнесрочную историческую перспективу. Вопросы функционирования института образования и ценностных ориентаций молодежи актуальны в силу того, молодежь - именно та когорта населения, которая формирует не только профессиональную структуру общественной системы, но и ее морально-нравственную основу, идеологию. Социологические проблемы образования изучались в начале 60-х годов под руководством В.Н. Шубкина [5]. Необходимость взаимодействия образовательного учреждения и социума рассматривали в своих работах Т.Н. Касимова [6], В.С. Лазарев [7], С.Т. Шацкий [8] и др.

Структурно-функциональный подход к изучению общества дает представление о том, что каждая социальная группа или сообщество в процессе формирования своего социального мира ориентируется на собственную систему ценностей, норм, санкций, определяющих не только сценарии поведения, но и стили, и формы функционирования в общественной системе [9]. Кроме того, ценностные ориентации состоят в постоянной динамике.

Значимость ценностных ориентаций состоит в том, что, если внешний контроль над полноценностью социума осуществляется социальными институтами и организациями и поддерживается санкциями; то внутренний контроль осуществляется самим индивидом через понимание норм и требований, полученных путем социализации. В данном аспекте ценностные ориентации и понимаются как регуляторы социального действия, социального поведения.

Особое значение также имеет устойчивость структуры ценностных ориентаций. В данном случае можно говорить об активности личной жизненной позиции, об упорстве в достижении целей, верности определенным принципам и идеалам; цельности и надежности личности. Напротив, противоречивые и неустойчивые ценностные установки говорят о непоследовательности, непредсказуемости действий личности. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека [10].

Мониторинг ценностных ориентаций личности и динамика ценностных ориентаций молодежи важен еще и в том понимании, что личность избирательно усваивает те ценности культуры, которые были накоплены и предыдущими поколениями и настоящей общественной системой. Данный выбор, как считают Поляков Т.А., Ромах Н.И., зависит от индивидуальных интересов и предпочтений личности, наиболее соответствующих направленности развития личности [11].

Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время все более актуализируется мониторинг усвоения школьником и студентом знаний о социальных ценностях, что, в сущности, становится основой формирования у него личных ценностей с социально приемлемой ориентацией.

Процесс реализации ФГОС предполагает при реализации универсальных учебных действий формирование личностных достижений. В данном случае отдается предпочтение интересам, симпатиям. Но, к сожалению, социально значимые ценности,

способствующие успешной адаптации в социуме, остаются не изученными и не исследованными. Так, например, В.В. Кудинова [12] рассматривает два подхода к воспитанию ценностных ориентаций школьника: антропологический и социологический. Оба подхода результатом воспитания видят отсутствие реальных технологий и механизмов управления социализацией и формированием социально значимых ценностей: у школьника не только множество сценариев поведения, но и ролевой конфликт, сопровождающийся социальной виктимизацией. Так, например, Т.А. Хагуров в своей работе на основе эмпирических данных шести региональных исследовательских проектов рассматривает девиантные формы социума и их влияние на школьника и студента [13]. Кризисы социальных регуляторов им рассматриваются на уровне семьи, СМИ (в т.ч. интернет и телевидение).

Следует отметить, что предложенный ФГОС системно-деятельностный подход рассматривает ценностные ориентиры как технологию достижения личностных результатов. Так, Скрипова Н.Е. предлагает систематизацию программ и планов: мотивационно-ценностный, целевой, операциональный и ресурсный. Она считает, что предложенная систематизация программ по основанию «ценностная ориентация» позволяет уйти от административно-территориальной систематизации компонентов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на федеральный, региональный и школьный компоненты и раскрыть реальные ценностные установки образования, на достижение которых и должна быть направлена основная образовательная программа начального общего образования [14]. Речь идет о том, чтобы найти, сформировать и апробировать механизмы и регуляторы управления ценностными ориентациями, через которые личность осознает свою принадлежность к социальному целому.

Так, например, Леонтьев приводит слова К. Клакхона, который характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [15].

Разработка методологии социологического исследования ценностных ориентаций опиралась на основные положения «Государственной культурной политики». Исходя из «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [16] наиболее опасные угрозы для будущего Российской Федерации наиболее четко проявляются в следующих направлениях:

1. Проявление гуманитарного кризиса:

1) снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

2) девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

3) рост агрессии и нетерпимости;

4) проявления асоциального поведения;

5) деформация исторической памяти;

6) негативная оценка значительных периодов отечественной истории;

7) распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации;

8) атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских);

9) рост индивидуализма.

2. Угроза национальной безопасности в области культуры:

1) размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

2) ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры);

3) пропаганда вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;

4) снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом;

5) попытки фальсификации российской и мировой истории;

6) противоправные посягательства на объекты культуры;

7) угрозы проявления и пропаганды расовой, национальной и религиозной нетерпимости. [17]

Все перечисленные угрозы приводят к ослаблению роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан Российской Федерации способствует тому, что происходит фиксируемый социологами разрыв прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), а также рост индивидуализма и числа разводов

Культура [18] сохраняет огромный потенциал для: 1) формирования и укрепления гражданской идентичности; 2) обеспечения единства российской нации; 3) сохранения единства культурного и языкового пространства Российской Федерации.

В то же время следует отметить, что реализация культурной политики сталкивается с противоречием в отношении финансирования. Так, Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко [19] в статье «Что сулит новый бюджет России?..» отмечает, что меняется динамика расходов гуманитарной сферы. Происходит сокращение вложений в человеческий капитал - это снижение затрат на физическую культуру и спорт, образование, СМИ и здравоохранение. Объем инвестиций в культуру на 2015 год сохранен в полном объеме (больше на 69 млн.), что с учетом инфляции в 8% превращает этот показатель в формальный. Снисходительность к культуре вызвана тем, что текущий год провозглашен годом культуры, запланировано принятие пока еще неподготовленных новых законов в этой сфере. Уже в 2017 году расходы на культуру сократятся на 10,6% в сравнении с уровнем предыдущего года. В целом на долю вышеназванных сфер в совокупности приходится только 8,26% расходов бюджета.

Расходы домашних хозяйств на организацию отдыха и культурные мероприятия (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) [20] говорят об изменении потребления различных видов товаров и услуг культуры домашними хозяйствами, то есть после 2009 года доля расходов на эти услуги от общих потребительских расходов снизилась с 7,3% до 6,9% к 2012 году. Данное положение еще раз доказывает, что формирование ценностных ориентаций возлагается на институт образования.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Особенности управления формированием ценностных ориентаций школьников и студенческой молодежи в условиях ФГОС дает следующие преимущества воспитательной и образовательной системе:

1. Поскольку ценностные ориентации отражают отношение личности к жизни и средствам удовлетворения потребностей, можно говорить о жизненной культуре и жизненной философии личности (включая формы девиантного поведения, факты социальной виктимизации. В данном случае можно прогнозировать вектор дальнейшего развития внутренних мотивов поведения личности.

2. Сформированная первичным агентом социализации (семьей) система ценностных ориентаций подвергается переоценке при вхождении личности в период вторичной социализации и поиске «значимого», т.е. образца поведения. Именно здесь управление процессом формирования ценностных ориентаций дает не только характеристику качества образования (по ФГОС), но и понимание личностных результатов (по ФГОС).

3. Кроме того, в процессе взросления личность становится все более избирательной к той системе ценностей, которая предлагается обществом. Именно здесь огромное значение будет иметь процесс управления в том отношении, что именно молодежная среда порождает определенное количество молодежных протестных субкультур. Миссия управления в данном отношении состоит в поиске путей механизмов адаптации молодежи

к общественной системе, на что и направлены ФГОС.

Литература:

1. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад [Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации] [Электронный ресурс]. М., 2011. URL: //http://www.isras.ru/analyti cal_report_twenty_years

2. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Work/posl2006.html

3. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: дис. ... д-ра социолог. наук: 22.00.03 / Уфим. гос. авиац.-техн. ун-т. Уфа, 2006. 490 с.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: ^1р://минобрнауки.рф./документы/336

5. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии / Шубкин В.Н. [и др.] // Количественные методы в социологических исследованиях / Под ред. А.Г. Аганбегяна, В.Н. Шубкина. Новосибирск: НГУ, 1964. С. 56.

6. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров: автореф. дис. ... на соиск. уч. ст. канд. педагог. наук. Омск, 2006. 19 с.

7. Лазарев В.С. Характеристики инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №1. С. 5-6.

8. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: в 4 т. M., 1962-1964; Шацкий С.Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя / сост.: В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М., 1989.

9. Кушхова К.А., Шовгенова Ф.З. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1.

10. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: сборник научных трудов: в 2-х т. М.: Мысль, 1965. С. 256.

11. Поляков Т.А., Ромах Н.И. Ценностно-регулятивные механизмы менталитета личности [Электронный ресурс] // Аналитика Культурологии: электронное научное издание. С. 178-190. URL: www.analiculturolog.ru, публикация от 11.10.2006 г.

12. Кудинова В.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/05/30/vospitanie-tsennostnykh-orientatsiy-lichnost

13. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник института социологии. 2013. №7. С. 154-181.

14. Скрипова Н.Е. Системно-деятельностный подход к становлению, формированию и развитию ценностных ориентаций как личностному результату образования в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. URL: // Источник: http://ipk74.ru/virtualcab/osnovnoe-i-srednee-obshhee-obrazovanie.

15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Электронный ресурс]. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. С. 226. URL: http://koob.ru/leontyev_d_a/psihologiya_smisla/ [27.05.14]

16. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. №326-р.]. С. 7.

17. Там же. С. 14.

18. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. №326-р]. С. 9.

19. Кравченко Л.И. Что сулит новый бюджет России? [Электронный ресурс.]. URL: http://rusrand.vladikavkaz.ru/events/chto-sulit-novyj-bjudzhet-rossii. Дата обращения: 5. 04.2016.

20. Данные интерактивного портала «Росстат» // Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_44/Main.htm (Дата обращения: 10. 05.2016).

References:

1. Twenty years of reforms through the eyes of the Russians (the experience of long-term sociological measurements): analytical report [Prepared in cooperation with the Friedrich Ebert Foundation in the Russian Federation] [electronic resource]. M., 2011. URL: //http://www.isras.ru/analytical_report_twenty_years

2. Message from the Russian President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation of May 10, 2006. [electronic resource]. URL: http://www.gov.karelia.ru/Leader/Work/posl2006.html

3. Bondarenko G.I. Human capital: interaction of social institutions, government and business in the conditions of a transformed Russian society: dis. ... Dr. of Sociology: 22.00.03 / Ufa state. aviation-techn. univ. Ufa, 2006. 490 p.

4. The federal state educational standards [electronic resource]. URL: http: //minobrnauki.rf./dokumenty/336

5. Quantitative methods in sociological research of the problems of employment and profession choice /Ed. by V.N. Shubkin [Et al.] // Quantitative methods in sociological research / ed. by AG Aganbegyan, V.N. Shubkina. Novosibirsk, NSU, 1964. P. 56.

6. Kasimova T.N. Family and educational institutions interaction as social and educational partners: abstract of dis. ... Cand. of Pedagogy. Omsk, 2006. 19 p.

7. Lazarev V.S. Innovation activity characteristics // Municipality: innovation and experiment. 2008. № 1. P. 5-6.

8. Shatsky S.T. Pedagogical works: in 4 v. M., 1962-1964; Shatsky S.T. Work for the future. Documentary narration. Teacher's Book / comp. by V.I. Malinin, F.A. Fradkin. Moscow, 1989.

9. Kushkhova K.A., Shovgenova F.Z. Valuable orientations of modern youth: features and trends // Modern problems of science and education. 2015. № 1.

10. Zdravomyslov A.G., Yadov V.A. Attitude to work and value orientations of a personality // Sociology in the USSR: collection of scientific works: in 2 vol. M.: Mysl, 1965. P. 256.

11. Polyakov T.A., Romakh N.I. Value-regulatory mechanisms of a person's mentality [Electronic resource] // Cultural Research: electronic scientific edition. P.178-190. URL: www.analiculturolog.ru, published on 11.10.2006

12. Kudinova V.V. Education of value orientations of a student's personality: a modern approach in terms of FSES implementation [electronic resource]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/05/30/vospitanie-tsennostnykh-orientatsiy-lichnost

13. Khagurov T.A. Deviation, social control and growing up risks in modern Russia // Bulletin of the Institute of Sociology. 2013. № 7. P. 154-181.

14. Skripova N.E. System-activity approach to the establishment, formation and development of valuable orientations as the result of personal education in the implementation of FSES LEO [electronic resource]. URL: // Source: http://ipk74.ru/virtualcab/osnovnoe-i-srednee-obshhee-obrazovanie.

15. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of the sense reality [electronic resource]. 2nd, rev. ed. M.: Smysl, 2003. P. 226. URL: http://koob.ru/leontyev_d_a/psihologiya_smisla/ [27.05.14]

16. The strategy of the state cultural policy in the period up to 2030. [Approved by the Federal Government on February 29, 2016 № 326-r.]. P. 7.

17. Ibid. P. 14.

18. The strategy of the state cultural policy in the period up to 2030 [Approved by the Federal Government on February 29, 2016 № 326-r]. P. 9.

19. Kravchenko L.I. What does the new Russian budget? [Electronic resource.] URL:. Http://rusrand.vladikavkaz.ru/events/chto-sulit-novyj-bjudzhet-rossii. Access Date: 5. 04.2016.

20. Interactive portal "Rosstat" data // Social position and living standards of the population of Russia. 2013. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_44/Main.htm (reference date: 10. 05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.