СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДРОСТКАМИ
Югова Наталья Леонидовна
канд. пед. наук, зав. кафедрой психологии, доцент Глазовского педагогического
института им. В.Г. Короленко, РФ, г. Глазов E-mail: lifebest2004@inbox. ru Трефилова Анна Юрьевна канд. пед. наук, доцент кафедры информатики, теории и методики обучения информатике Глазовского педагогического института им. В.Г. Короленко, РФ,
г. Глазов E-mail: anna-tref@bk. ru
SOCIAL MEDIA AS A TOOL FOR CLASS TEACHERS' PSYCHO-PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH TEENAGERS
Yugova Natalia
candidate of Science, Head ofpsychology department, assistant professor of psychology, Glazov State Pedagogical Institute, Russia, Glazov
Trefilova Anna
candidate of Science, assistant professor of computer science, the theory and methods of teaching science, Glazov State Pedagogical Institute, Russia, Glazov
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются аспекты использования классным руководителем социальных сетей в образовательном процессе, а также обсуждаются перспективы дальнейшего развития деятельности в этом направлении.
ABSTRACT
The paper discusses the aspects of the class teacher's activity in social networks as an item of the educational process, it presented the prospects for future development in this direction.
Ключевые слова: социальные сети; системы управления обучением; психолого-педагогическая деятельность; классный руководитель; депрессивные состояния; суицид.
Keywords: social networks; learning management system; psycho-pedagogical activity; class teacher; depression; suicide.
Среди всех доступных простому пользователю Интернет-ресурсов наибольшей популярностью пользуются социальные сети, которые выполняют функции поддержки общения, обмена мнениями, получения информации. Педагоги ведут активное обсуждение возможности использования сервисов социальных сетей в образовании. Уже есть опыт их внедрения в образовательный процесс. Причем опыт российских педагогов в этом направлении не менее успешен, чем зарубежный [3].
Стоить отметить, что одним из положительных эффектов использования инструментария социальных сетей в образовательном процессе, замеченных учителями, является то, что обучающиеся начинают значительно больше использовать социальную сеть для учебных целей и меньше — для развлечений. Немаловажен и тот факт, что в привычной среде социальной сети ребенок чувствует себя более комфортно, нежели, например, на сервисах, организованных с помощью систем управления обучением (ЬМЗ).
ЬМЗ очень удобны педагогу, так как созданы специально для организации учебного процесса и имеют весь необходимый для этого функционал и инструментарий. Вместе с тем замечено также, что обучающиеся теряют интерес к курсу зачастую лишь по причине непривычного и не совсем понятного интерфейса.
Информатизация, как один из аспектов модернизации Российского образования, постулирует создание информационной среды учебного заведения. Такой средой с успехом может стать социальная сеть. И учителя стали активно использовать сервисы социальных сетей для организации учебного и внеучебного взаимодействия и общения с обучающимися. Так как эта тенденция все более явно наблюдается, то в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-16-18005 мы провели исследование возможностей работы классного руководителя и психолога с целью профилактики депрессивных состояний и суицида у подростков.
Для подростка социальная сеть — это некий абстрактный мир. Мир сети таков, что каждый пользователь сам решает, принимать ли ему участие в общении или нет. С помощью специальных инструментов он может выразить свои эмоции и настроение. Кроме того как только общение переходит в фазу конфликта или принимает любой другой нежелательный для участника оборот, можно просто «уйти со сцены», выставив специальный статус.
Все это похоже на игру и очень привлекает подростков. Результаты исследования, проведённого среди подростков 7—11 классов школ г. Глазова, показали, что самым интересным и популярным социальным ресурсом у пользователей от 13 до 17 лет является «ВКонтакте» [4]. Более 95 % опрошенных отметили, что посещают ресурс ежедневно, в том числе и в учебное время.
Существует немало мнений о вреде и пользе социальной сети, однако мы придерживаемся мнения, что запретами проблемы не решить. Педагогу и психологу нужно научиться использовать данный инструментарий с тем, чтобы организовать пребывание ребенка в соцсети с максимально большей пользой для его развития.
В исследованиях [1; 2; 3] выделяют следующие особенности поведения пользователей в социальных сетях:
1. Повышенная вербальная активность, вызванная исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью молчаливого общения. Социальная доступность педагога.
2. Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты.
3. Специфический этикет общения, новый язык (сокращение слов, латиница).
4. Эмоциональность общения восполняется включением в текст сообщения слов вербальных средств выражения эмоций — смайликов.
5. Разнообразие форм коммуникации: форумы, голосования, комментарии, отправка персональных сообщений и т. д.
6. Различная степень подверженности пользователей влиянию ^конформизм, устойчивость мнений).
В качестве достоинств социальных сетей, таких как «Facebook», «ВКонтакте» и «Одноклассники», отметим то, что в них технически реализованы основные нужды общения молодых людей. Конкретнее — это набор социальных инструментов и средств взаимодействия, необходимых для построения личного социального пространства.
Для того чтобы успешно использовать социальные сети в психолого-педагогической практике, классному руководителю необходимо овладеть инструментарием общения в социальных сетях. Результаты опроса, проводимого в рамках нашего исследования, показали, что свободно ориентируются «ВКонтакте» педагоги в возрасте до 40 лет. Они активно ведут свои странички в социальной сети, взаимодействуют со своими подопечными. При этом их старшие коллеги для общения в основном используют социальную сеть «Одноклассники».
Каждый пользователь социальной сети имеет свою личную страничку, которая содержит личную информацию о владельце ровно в том объеме, в котором он сам пожелает ее представить. На странице можно размещать все виды мультимедиа материалов: текст, фото, аудио и видео. Для создания сообщений, адресованных другим пользователям, зашедшим на данную страничку, используется так называемая «стена». На стене может писать как хозяин страницы, так и любой пользователь, в зависимости от установленных настроек.
Каждое новое сообщение, располагаемое на стене, начинается с темы. Тело сообщения может содержать текст и другие виды мультимедиа. Как только сообщение появилось на стене пользователя «ВКонтакте», оно автоматически будет отображено в лентах новостей каждого из пользователей, являющихся
его друзьями. Так обеспечивается возможность быть в курсе событий своих друзей.
Стать другом какого-либо пользователя можно, отправив ему соответствующий запрос. Как только запрос на дружбу утвержден, считается, что дружба состоялась и имена добавляются в списки друзей. В некоторых сетях есть ограничения на количество друзей. Но обычно оно очень велико, от нескольких тысяч.
С целью организации специфического общения или распространения определенной информации создаются группы. Группу или сообщество имеет право создать каждый пользователь. Группа также имеет собственную страницу, стену и все остальные инструменты. В зависимости от настроек, на стене может писать или только руководитель группы, или любой член группы.
Успешная работа с классом через социальную сеть может быть организована именно с помощью группы. Очень важно классному руководителю выяснить, есть ли уже у класса своя группа. Если она есть, ни в коем случае не нужно навязывать подросткам свою, вновь созданную группу. Нужно отправить запрос на добавление в ту, что уже существует. Пусть руководитель группы будет другой, скорее всего, это один из детей. В этом случае общение останется более естественным и материал для психологического анализа и исследований не будет искаженным.
Также необходимо подать заявку на то, чтобы стать другом каждому из детей класса лично. Это нужно для того, чтобы сообщения, которые классный руководитель оставляет на своей стене, автоматически отображались в лентах учеников. Таким образом, учитывая, что подростки проводят в социальной сети достаточно много времени, существует большая вероятность того, что ребенок увидит это сообщение. Таким способом удобно передавать даже срочную информацию детям.
Материалом для диагностики психологического состояния ученика могут послужить аватары и социальные статусы, выставленные детьми на данный момент. Для анализа можно использовать методики: Шкала социально-
психологической адаптации (СПА), Опросник Басса-Дарки на агрессию и чувство вины, методика оценки способов реагирования на конфликтные ситуации, методика первичной диагностики детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук), методика выявления уровня самооценки (Е.В. Сидоренко), диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения (ДАП-П), экспресс-методика «Прогноз» для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (опросник Айзенка), Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Не стоит упускать из внимания и тексты сообщений подростков. Зачастую они открыто пишут о своих проблемах. Дети чувствуют себя хозяевами, не боятся мнения взрослых. Кроме того, написать что-то трудное порой бывает легче, чем сказать это вслух. Также можно вызвать ребенка на откровенность, написав ему «в привате» сообщение, которое никто, кроме него, не увидит.
Однако здесь нужно быть осторожными. Иногда подростки специально сгущают краски, чтобы эффектнее высказаться. Поэтому диагностику нужно проводить, анализируя материалы в комплексе.
Анализируя материалы общения своих подопечных в социальных сетях, классный руководитель при взаимодействии с психологом может уже на ранних стадиях выявлять отклонения и вовремя осуществлять профилактику депрессивных состояний и суицида у детей и подростков.
Таким образом, социальные сети следует рассматривать как инструмент, который нужно активно применять в образовательном процессе. Тем не менее, открытыми остаются вопросы информационно-психологической безопасности, общения и поведения в социальной сети.
Список литературы:
1. Губанов Д.А., Новиков Д. А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. — 228 с.
2. Гулевич О.А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 384 с.
3. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Гуманитарная информатика. — 2011. — Вып. 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://huminf.tsu.ru/iurnal/files/vol7/feschenko.pdf (дата обращения 10.08.2014).
4. Югова Н.Л., Касимова А.Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы классного руководителя // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 41. — С. 152—160.