Научная статья на тему 'Социальные регуляторы процесса реализации молодежной политики'

Социальные регуляторы процесса реализации молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
671
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГУЛЯТОР / СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидоренко М. В.

Статья посвящена проблеме исследования социальных регуляторов. Рассматривается регулирование деятельности субъектов реализации молодежной политики посредством социальных регуляторов. Многообразие социальных регуляторов сгруппировано в четыре основных группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of social controls. We consider the regulation of the subjects of youth policy implementation through social regulators. Variety of social controls are grouped into four main groups.

Текст научной работы на тему «Социальные регуляторы процесса реализации молодежной политики»

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

УДК 316.354

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Социальное регулирование процесса реализации молодежной политики представляет собой целенаправленное, управляющее воздействие на многоуровневую систему взаимодействия молодежи и субъектов реализации молодежной политики (внутри конкретной локальной социально-политической общности; с социально-политическими институтами, с государственными и негосударственными субъектами ее реализации; со всем обществом и государством в целом, и пр.1. Под субъектами реализации молодежной политики понимается молодежь, государственные, негосударственные и конфессиональные субъекты.

Ключевой характеристикой социального регулирования является понятие социального регулятора. В социологии наиболее общим является понимание социальных регуляторов как совокупности определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. Применительно к теории социального управления происходит конкретизация этой дефениции.

Так, М.В. Скрипкарь под социальным регулятором понимает механизм или технологию, направленную на поддержание постоянства, либо изменения течения социального процесса(ов) или его отдельных элементов2. Р.А. Саттаров отмечает, что понятие «социальный регулятор» характеризует ряд действий, которые позволяют упорядочивать человеческое сообщество, придают ему некую определённость и формируют характер его процессуальности3. А.И. Пригожин акцентирует внимание на том, что управленческая деятельность осуществляется в среде множества норм, традиций, обычаев, связей, целей. Они составляют сложный социальный порядок, который имеет свой регуляционный смысл и составляет особую группу регуляторов4.

Мы понимаем под социальными регуляторами многообразие способов воздействия на процесс реализации молодежной политики с целью придания ей определённого направления в развитии.

Социальные регуляторы могут быть сгруппированы по целевой направленности, механизмам воздействия и направлениям действия. Регуляторами молодежной политики могут выступать социально-экономические, социокультурные, социально-политические, информационные группы социальных регуляторов.

Социально-экономические регуляторы направлены на создание условий для наиболее полной реализации деятельности субъектов молодежной политики посредством использования социально-экономических, финансовых механизмов и инструментов.

1 Нигматуллина, Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы [Текст] / Т.А. Нигматуллина. - Уфа : Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО«АТиСО», 2012.

2 Скрипкарь, М.В. Понятие и классификации социальных регуляторов [Электронный ресурс] / М.В. Скрипкарь. - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/03/30/

3 Саттаров, Р.А. Политика и право как социальные регуляторы: философский аспект [Текст]: дисс. ... канд. философ. наук / Р.А. Сатаров. - Уфа, 2011. - 145 с.

4 Пригожин, А.И. Современная социология организаций [Текст] / А.И. Пригожин. - М., 1995.

М. В. СИДОРЕНКО

Статья посвящена проблеме исследования социальных регуляторов. Рассматривается регулирование деятельности субъектов реализации молодежной политики посредством социальных регуляторов. Многообразие социальных регуляторов сгруппировано в четыре основных группы.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова: молодежная политика, государственные субъекты, социокультурные регуляторы, инструменты реализации молодежной политики, социальное регулирование, социальный регулятор, информационный регулятор, субъекты молодежной политики, социальное управление.

e-mail: sid_max777@mail.ru

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

Социокультурные регуляторы - это совокупность способов воздействия на процесс реализации молодежной политики посредством распространения социально-культурных норм и ценностей.

Социально-политические регуляторы - это воздействия на процесс реализации молодежной политики посредством нормативно-законодательной базы, социально-политических инструментов.

Информационные регуляторы представляют собой процессы воздействия на общественные отношения с помощью специальных средств (средств массовой информации, информационных ресурсов и носителей, каналов связи, информационных технологий, кадров5).

С целью изучения социальных регуляторов в региональной молодежной политике было проведено социологическое исследование «Проблемы реализации молодежной политики в регионе». Исследование проводилось в феврале-марте 2014 года.

Цель исследования - изучить актуальные проблемы регулирования молодежной политики на материале Белгородской области.

Исследование было проведено по методике многоступенчатой квотной выборки. Анкетный опрос включал в себя опрос молодежи - 600 респондентов. В качестве квотных признаков выступали: место жительства (город - село), пол, возраст (14-30 лет). Экспертный опрос включал в себя опрос работников органов государственного или муниципального управления молодежной политикой, ученых и руководителей молодежных общественных объединений (выборочная совокупность - 20 респондентов).

Социологический опрос позволил сделать вывод о том, что деятельность государственных субъектов молодежной политики слабо ощущается самой молодежью.

Так, респондентам было предложено ответить на вопрос, кто, по их мнению, сегодня реально занимается молодежью в Белгородской области. Каждый третий опрошенный полагает, что никто. Три субъекта указывались респондентами наиболее часто: учебные заведения (28,7%), спортивные организации (29,5%) и управление молодежной политики Белгородской области (28,8%). Администрации городов и районов области отметили лишь 2,3%.

Примечательно, что молодежь практически не видит внимания к себе со стороны властных структур города и области. Предположительно, это связано с невысокой информированностью молодых людей о действиях губернатора, регионального правительства, муниципальных администраций, направленных на поддержку молодежи. Возможен также вариант несогласия с политикой данных субъектов в отношении белгородской молодежи. Так или иначе, но региональные и муниципальные органы власти от современной молодежи очень далеки.

В исследовании был проанализированы информационные регуляторы молодежной политики (рассмотрено использование субъектами реализации молодежной политики средств массовой информации, проанализированы информационные воздействия и взаимодействия в молодежной политике, изучена развитость информационной инфраструктуры молодежной политики).

Была продиагностирована информированность молодежи региона о решениях органов власти в поддержку молодежи. Более трети опрошенных отметили отсутствие какой-либо информации (37,2%), в основном информированы - 32,3% респондентов. О своей информированности в полной мере заявили 18,2% молодых людей. О деятельности управления молодежной политики области не информированы 45,7% опрошенных молодых людей области.

Анализ ответов показал крайне низкую степень использования средств информационного воздействия в деятельности государственных субъектов молодежной политики. Вместе с тем, воздействие на молодежь с помощью СМИ наиболее эффективно. Данные опроса показали, что Интернет как источник информации о событиях и явлениях, происходящих в молодежной среде, прочно занял первое место, опередив телевидение и «сарафанное радио». При этом главные каналы передачи такой информации - не офи-

5 Топилин, Я.Н. Информационная система как регулятор деятельности социальной организации [Текст]: дисс. ... канд. социол. наук / Я.Н. Топилин. - Волгоград, 2006.

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

циальные сайты, а сетевые сообщества. Огромное информационное влияние на молодежь оказывают белгородские паблики в социальной сети «Вконтакте» (из них 49,7% опрошенных получают информацию о молодежных мероприятиях).

Большинство экспертов сошлись на мнении, что молодое поколение «проживает» в сетевых сообществах и игнорировать этот момент в реализации молодежной политики нельзя. Необходимо формирование общественного мнения с использованием лидеров в молодежной среде. При этом процесс должен быть не директивный, а сетевой. Эксперты отмечают, что внедрение лидера в массовое сознание должно происходить уже без участия административного ресурса, с использованием специалистов по сетевым технологиям.

В исследовании рассмотрены социокультурные регуляторы. Они представлены совокупностью способов воздействия на процесс реализации молодежной политики посредством распространения социально-культурных норм и ценностей. Эти регуляторы обеспечивают общий ход социализации подрастающего поколения, направлены на формирование социокультурной среды молодежной политики. В нашем исследовании рассмотрено использование субъектами реализации молодежной политики продуктов духовного производства, норм ценностей и обычаев, функциональное назначение которых состоит в формировании стереотипных форм поведения.

Нами рассмотрено отношение белгородской молодежи к содержательным элементам социокультурного воздействия (нормы и ценности патриотизма, нравственности, обычаи приобщения к религии и искусству) со стороны государственных субъектов реализации молодежной политики. Ключевым среди них, по мнению опрошенных, является гражданско-патриотическое воспитание (45,8%). Практически не поддерживают молодые белгородцы духовно-нравственное воспитание (8,7%), поддержку творческих коллективов (2,2%). По сути, именно эти элементы социокультурного воздействия составляют основу молодежной политики Белгородской области на протяжении многих лет. Такое распределение ответов говорит либо о том, что молодежь видит и признает сформи-рованность и эффективность указанных норм и обычаев, либо о том, что эти элементы не находят отклика у белгородской молодежи. Организация массовых мероприятий как социокультурный элемент (обычай приобщения к культуре и искусству) нашла поддержку у 8,8% респондентов. В то же время, именно массовые мероприятия являются одним из основных инструментов деятельности государственных субъектов молодежной политики в регионе.

Ряд экспертов (11 опрошенных) в ходе анализа социально-культурных регуляторов молодежной политики отметили необходимость отказа от использования декларативных идеологем в работе с молодежью, не содержащих идеи полезности. Остальные эксперты отметили необходимость формирования высокой образовательной культуры в молодежной среде. Несмотря на отсутствие запроса молодежи на хорошее образование, невнимание к популяризации науки, обучения и саморазвития приведет к еще большему распространению гедонизма, как следствие - постоянной неудовлетворенности действиями органов по делам молодежи, поскольку они не в состоянии обеспечить удовлетворение запросов на получение удовольствий. Тема гражданско-патриотического воспитания однозначно положительно воспринимается экспертами. Практически все они (19 опрошенных) отметили, что молодежная среда Белгорода характеризуется весьма высоким уровнем патриотизма, причем не только в отношении страны, но и в отношении своего региона (региональный патриотизм, как показало анкетирование молодежи, выражен даже несколько ярче). Таким образом, развитие военно-патриотических клубов, проведения мероприятий, направленных на формирование территориальной идентичности и гражданственности, вызовет одобрение у молодежи региона.

В исследовании были рассмотрены социально-экономические регуляторы молодежной политики. Под ними мы понимаем процессы регулирования рынка труда и занятости, обеспечения достойного уровня заработной платы для молодого поколения, инвестирования в человеческий капитал, социальную помощь, поддержку молодых семей и пр.

В исследовании выявлено отношение молодежи Белгородской области к экономическому регулированию их деятельности и поведения в рамках молодежной политики. В качестве наиболее востребованных мер белгородцы отмечают: помощь в трудоустройстве (31,2%), поддержку молодых семей (25,8%), стимулирование молодежного туризма

Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31

(28,7%). Невысокий интерес у белгородской молодежи вызывают такие направления как: защита окружающей среды (10,7%), поддержка молодых ученых (8,7%), стимулирование рождаемости (5,8%).

В исследовании рассмотрено воздействие на социальное здоровье молодежи, являющееся вкладом в развитие человеческого капитала. Нами были проанализированы мнения молодежи о направлениях поддержки социального здоровья. Так, профилактика алкоголизма и наркомании получила одобрение у 31,3% респондентов, пропаганда здорового образа жизни - у 25,8% опрошенных. Эксперты также обратили внимание на воздействие на социальное здоровье. Часть опрошенных (15 респондентов) предложили, что государственным субъектам реализации молодежной политики необходимо принимать активное участие в реализации идей губернатора области, неоднократно озвученных, в том числе и в предвыборных программах, о здоровье здоровых и укреплении социального здоровья белгородцев.

В исследовании были рассмотрены социально-правовые регуляторы. Нормативно-регулятивные средства представлены законами, нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс реализации молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также обычаями, нравами, традициями межпоколенческого взаимодействия6.

Социально-правовые регуляторы молодежной политики были рассмотрены через призму действующего законодательства в области молодежной политики и реализуемых проектов и программ. Деятельность областного управления молодежной политики эксперты оценивают положительно (75% опрошенных) и полагают, что оно обладает достаточным доверием в молодежной среде Белгородской области для того, чтобы формировать имидж представителя молодежных интересов в органах государственного управления Белгородской области.

Эксперты предлагают шире и активнее использовать социально-политические регуляторы в управлении молодежной политикой. Они отметили необходимость «обновления» молодежного законодательства, в том числе на региональном уровне. Недостаточно проработанная федеральная нормативно-правовая база - это проблема номер один в молодежной политике, по мнению экспертов. Низкая эффективность региональных и муниципальных программ являются следствием этой проблемы.

Итак, исследование социальных регуляторов деятельности субъектов реализации молодежной политики показало необходимость комплексной оценки деятельности субъектов реализации молодежной политики с точки зрения её фактического наполнения. Существуют явные диспропорции между потребностями молодежи в отношении молодежной политики и тем, что могут предложить субъекты её реализации. Анализ показал, что некоторые социальные регуляторы, используемые в отношении субъектов реализации молодежной политики, не действенны и требуют корректировки. Потенциал социальных регуляторов до настоящего времени недооценен в социологической теории и слабо используется в управленческой практике, однако анализ социальных регуляторов в процессе реализации молодежной политики может дать ориентиры для системного и последовательного повышения эффективности управления молодежной политикой.

1. Нигматуллина, Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы [Текст] / Т.А. Нигматуллина. - Уфа : Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО«АТиСО», 2012. - 188 с.

2. Скрипкарь, М.В. Понятие и классификации социальных регуляторов [Электронный ресурс] / М.В. Скрипкарь. - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/20il/03/30/

3. Саттаров, Р.А. Политика и право как социальные регуляторы: философский аспект [Текст]: дисс. ... канд. философ. наук / Р.А. Сатаров. - Уфа, 2011. - 145 с.

4. Пригожин, А.И. Современная социология организаций [Текст] / А.И. Пригожин. - М., 1995. - 296 с.

6 Нигматуллина, Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы [Текст] / Т.А. Нигматуллина. - Уфа : Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО«АТиСО», 2012.

Список литературы

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия филосоФия- Социология. Право.

I .... I 2015. № 2 (199). Выпуск 31

5. Топилин, Я.Н. Информационная система как регулятор деятельности социальной организации [Текст]: дисс. ... канд. социол. наук / Я.Н. Топилин. - Волгоград, 2006. - l8l с.

SOCIAL CONTROLS THE IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY

The article is devoted to the study of social controls. We consider the regulation of the subjects of youth policy implementation through social regulators. Variety of social controls are grouped into four main groups.

Key words: Youth policy, public entities, socio-cultural controls, tools implementation of youth policy, social regulation, social control, information control, the subjects of youth policy, social management.

M.V. SIDORENKO

Belgorod State National Re-search University

e-mail: sid_max777@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.