Научная статья на тему 'Социальные регуляторы гармонизации взаимодействия общества и природы в условиях глобализации'

Социальные регуляторы гармонизации взаимодействия общества и природы в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна, Виноградова Ирина Борисовна

Авторы обращаются к кругу философско-методологических, нравственных и особенно экологических проблем, объединенных единой концепцией гармоничной глобально-региональной модели социального, экономического и экологического развития мирового сообщества, и, в частности, Российской Федерации, что является не только актуальным, но и отражает общий настрой, озабоченность и ответственность за будущее человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зейналов Гусейн Гардаш Оглы, Рябова Евгения Васильевна, Виноградова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные регуляторы гармонизации взаимодействия общества и природы в условиях глобализации»

УДК 008

Зейналов Гусейн Гардаш оглы

доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева zggo@mail.ru

Рябова Евгения Васильевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева riabova-e@rambler.ru

Виноградова Ирина Борисовна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева zggo@mail.ru

Guseyn G. Zeynalov

Doctor of Philosophy,

professor of the department of Philosophy

Mordovian state pedagogical institute

named after M.E. Evseviev

zggo@mail.ru

Evgenia V. Ryabova

the candidate of science of philosophy Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev riabova-e@rambler.ru

Irina B. Vinogradova

the candidate of science of philosophy Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev zggo@mail.ru

Социальные регуляторы гармонизации

взаимодействия общества и природы в условиях глобализации

Social regulators

harmonizing the interaction between society and nature in the context of globalization

Аннотация. Авторы обращаются к кругу фило-софско-методологических, нравственных и особенно экологических проблем, объединенных единой концепцией гармоничной глобально-региональной модели социального, экономического и экологического развития мирового сообщества, и, в частности, Российской Федерации, что является не только актуальным, но и отражает общий настрой, озабоченность и ответственность за будущее человечества.

Ключевые слова: глобализация, экологический риск, экологический кризис, экологическое образование, экологическое воспитание, безопасность, устойчивое развитие, семья.

Annotation. Ihe authors address a range of philosophical, methodological, ethical and especially environmental issues, are United by the concept of a harmonious global-regional patterns of social, economic and environmental development of the world community, and in particular, the Russian Federation, which is not only relevant, but also reflects the overall attitude, concern and responsibility for the future of mankind.

Keywords: globalization, ecological risk, ecological crisis, environmental education, environmental education, safety, sustainable development, family.

Существует немало объективных оснований считать, что мы переживаем важный с исторической точки зрения переходный период. Более того, затрагивающие нас перемены не ограничиваются каким-то одним регионом земного шара, они происходят почти повсеместно. Наша эпоха развивалась под воздействием науки, технологий и интеллектуального рационализма. Мир стал не только более «управляемым», но, и вовсе вышел из-под контроля. Более того, воздействие некоторых факторов, призванных, как предполагалось, сделать нашу жизнь более определенной и предсказуемой, в том числе научно-технический прогресс, зачастую

приводит к противоположному результату. Так, глобальные климатические изменения и связанные с ними опасности, вероятно, являются следствием нашего вмешательства в окружающую среду. В борьбе с этими опасностями нам не обойтись без науки и технологий, но они же и способствовали возникновению самих этих опасностей. Возникают факторы риска, с которыми еще никому и никогда не приходилось сталкиваться, - взять хотя бы глобальное потепление. Многие из этих новых факторов риска и неопределенности затрагивают нас независимо от того, где мы находимся, принадлежим мы к привилегированным или обездоленным слоям.

Наши попытки поставить будущее под контроль оборачиваются против нас, заставляя искать другие пути, как справиться с неопределенностью. Чтобы лучше понять происходящее, необходимо выделить две разновидности риска. Внешний риск - это риск, причина которого лежит вне нас самих: она связана с неизменными традициями или законами природы. Другая разновидность - рукотворные риски, т.е. риски, связанные с нашим познанием окружающего мира. К категории рукотворного риска относятся ситуации, с которыми мы практически не сталкивались ранее в истории. Сюда входят большинство экологических рисков. Непосредственное влияние на них оказывает усиление глобализации. Разницу между двумя разновидностями риска лучше всего объяснить следующим образом. Можно сказать, что в рамках всех традиционных культур, да и индустриального общества вплоть до самых недавних пор, людей беспокоил риск, связанный с внешней средой - неурожаями, наводнениями, эпидемиями или голодом. Однако в какой- то момент - совсем недавно, по историческим меркам - нас стало беспокоить не столько то, что может сделать с нами природа, сколько то, что мы можем сделать с ней. Это поворотный момент от преобладания внешнего риска к господству рукотворного [1].

Особенностью современного экологического развития общества и усугубляющегося экологического кризиса выступает всепроникающая глобализация, которая превращает локальные экологические проблемы в глобальные, т.е. мир превращается в систему с высокой степенью взаимозависимости и сегодня совершенно очевидно, что не существует экологических катастроф локального уровня, не угрожающих экологической безопасности других стран и народов. В ходе глобализации, шагающей рядом с научно-техническим прогрессом, утрачивается гармония во взаимоотношениях в системе «общество-природа» и экологические риски стремительно распространяются на всем пространстве современного мирового сообщества. Говоря об имеющем место нарушенном равновесии между общественным производством и окружающей средой, ученые единодушны во мнении, что преобразовательная деятельность человека ныне достигла такой черты, за которой уже начинается деградация биосферы. Поэтому современное производство может наращивать свои масштабы только с учетом границ возможностей природы и за счет перехода к более чистым и безопасным, безотходным и малоотходным технологиям. Кроме того, интересы развития общественного производства и сохранения природы необходимо требуют безотлагательной постановки и решения задач управления биосоциальной системой, предполагающей ее тщательные социальные, экономические и экологические измерения.

Кризис в экологический сфере обусловлен слабой социально-философской рефлексией для гармонизации взаимодействия общества и природы. Сложная ситуация требует изучения истоков, причин, последствий данного состояния общества и создания новой парадигмы и поисков путей дальнейшего развития человечества. Прорыв возможен

лишь в результате обобщения и систематизации огромного практического материала мировой и региональной истории и культуры. Важнейшим направлением выхода человечества из нынешнего экологического кризиса является перестройка экологического сознания общества, коренное изменение отношения человека к окружающей среде, основанное на активном противодействии дальнейшей деградации природы и установлении с ней гармоничных отношений. Это возможно лишь при условии перехода общества от экологического сознания антропоцентрического типа, основанного на потребительском отношении человека к природе, к экоцентризму, требующему понимания необходимости коэволюции человека и биосферы.

Современный человек, к сожалению, отдает предпочтение той деятельности, которая приносит материальную выгоду. Природа в его глазах ценится, прежде всего, с той точки зрения, что она является источником материального богатства, физического существования человека. Между тем природа дает человеку не только материальные средства, продукты, необходимые для его существования, но и выступает незаменимым источником нематериальных благ, здоровья, удовлетворения эстетических и этических запросов человека. Взаимодействуя с природой, животным и растительным миром, человек становится добрее, милосерднее, нравственно и эстетически выше, чем он есть. Но средством развития человека природа станет лишь тогда, когда человек будет относиться к ней как к самостоятельной ценности, требующей к себе заботы и бережного отношения. Всё это настоятельно требует коренного изменения отношения человека к природе, выработки новых культурно-ценностных ориентаций, диктуемых человеческим разумом, общечеловеческими, гуманистическими интересами. Другими словами, необходимо реальное перерастание биосферы в ноосферу, понимаемой как разумное, гуманное управление биосферой, обеспечивающее её надежность, учет законов экологии и необходимость рациональной регуляции взаимоотношений человека с природой в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к ухудшению среды обитания человека.

В нынешних условиях особенно важна задача повышения уровня эколого-нравственного сознания и поведения людей в плане преодоления присущих человеку подчас проявлений жестокости, агрессивности. Поскольку речь идет о формировании эколого-нравственного сознания как основы экологической культуры и формирования гуманного отношения к природе со стороны общества, приоритетная роль в этом процессе отводится агентам духовно-нравственного воспитания и социализации личности.

Необходима система социальной регуляции взаимодействия общества и природы в направлении гуманизации отношения человека к окружающей среде, и только комплексный характер мер в этом направлении может принести положительный результат. Однако, по нашему глубокому убеждению, приоритетная функция в экологизации сознания и

поведения современного общества и формировании высокой экологической культуры принадлежит базовым агентам социализации как проводникам эколого-нравственных ценностей.

Важно подчеркнуть роль института семьи в экологической социализации личности и формировании экологической культуры общества, с учетом, что в этом процессе столь же значимое место отводится и институту образования. В основе первичной социализации семье отводится более значимое место, нежели институту образования. Именно в семье формируются ранние представления о природе, какую роль она играет в жизни человека. В семье ребенок, на основе экоповедения взрослых, формирует свое отношение к природе. Необходимо отметить, что семья сегодня выступает не единственным агентом экологического воспитания, если иметь в виду, что в условиях роста информационно-коммуникативных технологий происходит некоторое снижение значимости социализационно-го влияния семьи на определенном жизненном этапе молодой личности. Дело в том, что дети сегодня слишком рано вступают в активные коммуникативные процессы посредством включения в гло-

Литература:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М. : Весь мир. 2004. 120 с.

2. Гусейнова Ж.О. Взаимодействие общества и природы в условиях глобализации: социальные регуляторы и направления гармонизации : дис. ... канд.филос.наук: 09.00.11; ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет, г. Ростов н/Д., 2013. 36 с.

3. Зейналов Г.Г. Духовно-нравственное воспитание личности как ценностная константа / Г.Г. Зейналов, Р.Г. Костина, Е.В. Рябова // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С.159-162.

4. Зейналов Г.Г. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы / Г.Г. Зейналов, В.Ю. Миронов, Е.В. Рябова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: научный журнал. 2013. № 3. С. 17-20.

бальные коммуникативные сети, интенсивного информационного потребления через различные каналы (телевидение, Интернет, телефон), и, соответственно, влияние семьи на молодежь по мере расширения ее сети коммуникаций ослабевает. Однако оно не исчезает совсем, и, более того, те социализационные сюжеты, которые были заложены до того, как личность вышла из-под тотального контроля и влияния семьи, продолжают и далее оказывать на нее свое определенное влияние [2].

Можно делать вывод о том, что никакие меры не принесут эффективного результата без изменения духовного кода современного человечества, т.е. изменения его потребительской направленности и формирования высокой эколого-нравст-венной культуры, на основе которой возможен переход к коэволюционному взаимодействию элементов экосистемы как основы устойчивого цивилизационного развития. В этой связи вопрос о необходимости гуманизации отношения человека и общества к природе приобретает статус наиважнейшего в сфере решения проблемы взаимодействия общества и природы и предотвращения экологической катастрофы.

Literature:

1. Giddens E. the whispered world: how globalization is reshaping our lives. M. : Whole world, 2004. 120 p.

2. HuseynovZ.O. Interaction of society and nature in the context of globalization: social regulators and directions harmonizing : Dis. ... kand. philosophy. Sciences: 09.00.11; FGAOU VPO Southern Federal University, Rostov n/a, 2013. 36 p.

3. Zeynalov G.G. Spiritual and moral education of the individual as value constant / G.G. Zeynalov, R.G. Kostina, E.V. Ryabova // Siberian pedagogical journal. 2012. № 9. P. 159-162.

4. Zeynalov G.G. Ecological culture and ways of its formation: the regional aspect of the problem / G.G. Zeynalov, Y.V. Mironov, E.V. Ryabova // Humanitarian, socio-economic and social Sciences: scientific journal, Krasnodar. 2013. № 3. P. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.