Научная статья на тему 'Социальные регуляторы благополучия человека и общества'

Социальные регуляторы благополучия человека и общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9787
912
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕ-ГУЛЯТОРЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ / WELL-BEING / POPULATION SOCIAL WELL-BEING / WELL-BEING SOCIAL REGULATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Инна Владимировна

Статья посвящена проблеме исследования социальных регуляторов благополучия че-ловека и общества. Социальные регуляторы используются для оптимизации уровня социального благополучия населения. В современном обществе используется четыре основных группы регуляторов: социально-экономические, правовые, социально-политические и социокультурые регуляторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social well-being regulators of man and society

This article is devoted to the research problem of social well-being regulators. The article describes the usage of social regulators as the factors of facilitation. In modern society as the author states there are four main groups of social regulators. Among them the authors distinguish socio-economic, legal, socio-political and socio-cultural ones.

Текст научной работы на тему «Социальные регуляторы благополучия человека и общества»

УДК 301. 085

ББК С 55. 47

И. В. Мерзлякова

г. Чита

Социальные регуляторы благополучия человека и общества

Статья посвящена проблеме исследования социальных регуляторов благополучия человека и общества. Социальные регуляторы используются для оптимизации уровня социального благополучия населения. В современном обществе используется четыре основных группы регуляторов: социально-экономические,

правовые, социально-политические и социо-культурые регуляторы.

Ключевые слова: благополучие, социальное благополучие населения, социальные регуляторы благополучия.

I. V. Merzlyakova

Chita

Social well-being regulators of man and society

This article is devoted to the research problem of social well-being regulators. The article describes the usage of social regulators as the factors of facilitation. In modern society as the author states there are four main groups of social regulators. Among them the authors distinguish socio-economic, legal, socio-political and sociocultural ones.

Keywords: well-being, population social wellbeing, well-being social regulators .

В современных российских условиях, в период целенаправленной активизации процессов модернизации во всех сферах социальной жизнедеятельности отмечается существенное возрастание интереса к проблемам благополучия человека и общества. Словосочетание «социальное благополучие» все активнее используется в научных теориях и концепциях, социально-политических декларациях, нормативно-правовых актах, социальных программах и других политических документах для обозначения оптимального состояния человека, социальных групп, общностей, общества в целом. Современное российское государство провозглашает социальное благополучие населения стратегическим ориентиром и критерием результативности социальной политики.

Вместе с тем сегодня отсутствует продуманная стратегия обеспечения социального благополучия населения, нарастает противоречие между государственными целевыми установками на достижение социального благополучия населения и реальными условиями их реализации.

В сложившейся ситуации особую актуальность обретают научные исследования, ориентированные на осмысление проблем благополучия человека и общества. Особую роль здесь призвана сыграть социология — наука, целевые ориентиры которой во все времена были связаны с познанием законов социальной стабильности и прогресса, поиском путей совершенствования процессов жизнедеятельности и развития общества, оптимизации условий существования и функционирования социальных субъектов разного уровня.

Современные социологические исследования социального благополучия населения должны быть ориентированы не только на теоретическое познание природы, сущности, содержания социального благополучия. Они должны решать и комплекс практических социальных задач, связанных с разработкой, сбором и интерпретацией социальных показателей, позволяющих произвести комплексную оценку социального благополучия населения страны, а также с формированием, внедрением и развитием эффективных социальных регуляторов, ориентированных на оптимизацию его уровня.

Под социальными регуляторами понимается совокупность мероприятий по упорядочению процессов, направленных на формирование и поддержание благоприятных социальных условий, в которых возможно эффективное производство и распределение социальных благ для наиболее полной реализации потребностей и интересов социальных субъектов на разных уровнях их жизнедеятельности.

Проведенный анализ социологической литературы показал, что для оптимизации уровня социального благополучия используется множество социальных регуляторов, которые можно разделить на четыре группы: социальноэкономические, правовые, социальнополитические, социокультурные.

Социально-экономические регуляторы социального благополучия направлены на создание условий для наиболее полной реализации трудового и интеллектуального потенциала граждан, обеспечения их материального достатка, достойного уровня жизни.

Социальное благополучие трудоспособного населения во многом определяется ситуацией на рынке труда и уровнем трудовой занятости, поэтому эффективное регулирование рынка труда и занятости является одним из основных

социально-экономических регуляторов социального благополучия.

Рынок труда — это действующая в рамках экономического пространства сфера взаимоотношений по предложению (продаже) и приобретению (покупке) рабочей силы. Субъектами рынка труда являются работодатели, нуждающиеся в рабочей силе, и потенциальные работники, предлагающие рабочую силу. Предметом их отношений является обмен труда (квалификации, опыта, знаний, умений, способностей, времени) на заработную плату и другие блага. Взаимодействие субъектов рынка труда организуется на базе бирж труда, служб занятости, центров подготовки кадров, коммерческих центров бизнеса и т.д. Ситуация на рынке труда зависит от таких факторов, как конкуренция, структура производства и потребления, инвестиционная активность, кредитно-денежная и налоговая политика, демографическая ситуация, особенности трудового поведения работников. Важную роль на рынке труда играет государство в лице органов, выполняющих посредническую, консультационную, регулирующую функции в процессе взаимодействия работодателей и потенциальных работников. Данные органы обеспечивают поддержание баланса спроса и предложения рабочей силы посредством повышения уровня ее профессиональной и территориальной мобильности, подготовки работников по наиболее востребованным специальностям, содействия росту профессиональной квалификации, стимулирования создания новых рабочих мест, развития частного предпринимательства, малого бизнеса и т.д. [см.: 12; 1].

Трудовая занятость не является абсолютным и единственным условием обеспечения материального благополучия человека и его семьи. Важную роль играет величина заработной платы. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих величину заработной платы в современном государстве, является уровень минимального размера оплаты труда (МРОТ), который относится к основным социальным гарантиям, предоставляемым государством своим гражданам. В идеале размер МРОТ должен устанавливаться не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, который представляет собой показатель, определяющий стоимость «потребительской корзины» — набора товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. МРОТ выполняет одновременно экономическую и социальную функции, совершенствуя условия работы низкооплачиваемых работников, способствуя стабилизации уровня жизни в стране, повышению

качества рабочей силы, обеспечивая честную конкуренцию между предприятиями и т.д. Достижение и поддержание величины МРОТ на уровне прожиточного минимума является важным социально-экономическим регулятором социального благополучия населения, фундаментальным условием обеспечения достойного уровня оплаты труда [11, с. 168 — 169].

Значимым социально-экономическим регулятором социального благополучия трудоспособного населения является защита покупательной способности заработной платы, которая обрела особую актуальность в условиях рыночной экономики с ее неотъемлемым атрибутом — инфляцией. Защита покупательской способности заработной платы в условиях постоянного роста потребительских цен осуществляется посредством индексации, которая компенсирует инфляционное обесценивание заработной платы [12, с. 70 - 71].

Особое место среди социальноэкономических регуляторов социального благополучия населения занимает инвестирование в человеческий капитал. С экономической позиции человеческий капитал может быть определен как собственность работника, приносящая доход и выраженная в физической силе, здоровье, умственных и предпринимательских способностях или принадлежащем работнику интеллектуальном продукте.[12, с. 285 — 287]. Человеческий капитал - это запас благ долговременного действия, способный положительно влиять на развитие всех сфер жизнедеятельности социума. Для поддержания и совершенствования человеческого капитала требуются определенные финансовые вложения в социальную сферу, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры. Инвестирование в человеческий капитал хотя и увеличивает временные издержки производства, но быстро окупается, повышает отдачу трудовых ресурсов и прибыли. Осознание государством и бизнесом перспективности долговременных стратегических целей инвестирования в человеческий капитал крайне важно для обеспечения социального благополучия.

Основополагающим социально-экономическим регулятором социального благополучия нетрудоспособного населения является формирование социальных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования) для социального обеспечения, социальной помощи и поддержки социально уязвимых групп населения. Основным источником формирования таких фондов являются отчисления работодателей и самозанятых граждан. Указанные взно-

сы начисляются в процентах от суммы доходов трудящихся. Сбор взносов и контроль над правильностью их начисления осуществляют налоговые органы. Средства фондов расходуются на предоставление гарантированных страховых медицинских услуг, выплату пенсий, пособий, компенсаций отдельным социальным категориям в соответствии с социальным законодательством.

Таким образом, социально-экономические регуляторы социального благополучия населения связаны с процессами регулирования рынка труда и занятости населения, обеспечением стабильности и достойного уровня заработной платы, инвестированием в человеческий капитал, формированием внебюджетных фондов для социального обеспечения, социальной помощи и поддержки нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения.

Правовые регуляторы социального благополучия населения ориентированы на формирование и развитие нормативно-законодательной базы, обеспечивающей гарантии соблюдения прав и свобод человека во всех сферах его жизнедеятельности, и организацию жизни общества в соответствии с действующим в государстве законодательством.

В основе правовых регуляторов социального благополучия населения лежат правовые нормы, которые представляют собой официальное выражение ценностей и норм нравственности и воплощаются в юридических законах. Законы — это базовый фундамент социальной стабильности, безопасности и благополучия социальной жизни. Они регламентируют поведение и отношения социальных субъектов во всех многочисленных сферах социальной жизнедеятельности, что обусловливает наличие множества отраслей законодательства. Для обеспечения социального благополучия особое значение имеют те отрасли законодательства, которые ориентированы на защиту прав и свобод человека и гражданина, — социальное законодательство.

На международном уровне основные права и свободы человека определены договорами Организации объединенных наций (ООН). Международные договоры не являются документами, имеющими обязательную силу, и не налагают каких-либо конкретных обязательств на государства-члены ООН. Юридическую силу они получают только при их ратификации, которая предполагает включение основных положений того или иного договора в законодательство государства, признавшего для себя его ценность [см.: 7].

Россия, являясь членом ООН, ратифицировала большинство международных договоров

по правам человека, положения которых нашли свое отражение в российском социальном законодательстве. Основополагающим правовым документом Российской Федерации, в котором зафиксированы основные права и свободы человека и гражданина, является Конституция РФ. Положения Конституции о правах и свободах гражданина России дополняет и расширяет федеральное социальное законодательство: гражданское право; семейное право; трудовое законодательство; законодательство в области образования, науки и культуры; законодательство в сфере здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма; законодательство в области социальной защиты населения (включая социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обслуживание, социальную помощь и поддержку); законодательство, регламентирующее процессы обеспечения правопорядка, безопасности и гражданской обороны; законодательство по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. На региональном уровне федеральное социальное законодательство дополняется нормативно-правовыми актами субъектов РФ, которые адаптируют положения федеральных законов и других федеральных правовых норм к конкретным условиям регионов для более эффективного их исполнения. В целом обозначенная система действующих в обществе юридических законов призвана обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан, содействовать формированию и сохранению правопорядка как важнейшего принципа организации социальной жизни, основы социального благополучия населения.

Однако для обеспечения правопорядка одних лишь законов оказывается недостаточно. Реальное проведение законов в жизнь, всеобщее подчинение правовым нормам зависит от правосознания граждан, которое представляет собой совокупность представлений о том, каково значение норм права и правопорядка для жизнедеятельности человека и общества, как нужно их понимать и толковать, как следует относиться к действующим в государстве юридическим законам и правоохранительным органам и т.д.

Закон и правосознание составляют основу правовой культуры, которая включает в себя культуру законодательства, правовую культуру власти и правовую культуру населения [5, с. 224 — 229]. Культура законодательства обусловливает характер и формы законодательства, эффективность законотворческой деятельности государства, соответствие законов социокультурным потребностям, уровню развития общества. Со-

временная культура законодательства базируется на принципах социальной справедливости, равноправия, охраны прав личности, единства прав и обязанностей, презумпции невиновности. Правовая культура власти проявляется в том, насколько представители государственных органов, создающие законы и обеспечивающие их исполнение, сами в своей деятельности следуют принципам права и пресекают нарушения юридических норм. От правовой культуры власти зависит ее авторитет и доверие к ней со стороны народа. Коррупция, злоупотребления служебным положением, неправомерные действия представителей власти — главные разрушители правопорядка. Правовая культура населения проявляется в уважении законов, их знании и соблюдении. Она обеспечивает способность граждан защищать свои права и содействует возрастанию их ответственности за выполнение своих обязанностей.

Основным механизмом, мотивирующим человека к признанию и соблюдению правовых норм, является формальный социальный контроль, организация и осуществление которого — непременное условие существования общества и государства. Ослабевание формального социального контроля, его недостаточность приводит к росту преступности, падению общественной нравственности, дезорганизации общественных отношений. Однако и избыточность формального социального контроля негативно влияет на общество, поскольку ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность граждан, что имеет своим следствием замедление темпов развития общества и застой.

Формальный социальный контроль осуществляется государством в лице соответствующих организаций: органов правопорядка, шко-

лы, армии, СМИ и т.д. Он включает в себя две взаимосвязанные подсистемы: подсистему отслеживания и подсистему воздействия. Подсистема отслеживания основана на наблюдении за поведением людей с целью своевременного обнаружения и купирования нежелательного поведения, поддержания и поощрения желательного. Подсистема воздействия ориентирована на реализацию санкций — оперативных средств социального воздаяние за то или иное поведение, которое может осуществляться в форме социального поощрения или наказания, и направлено на стимулирование людей соблюдать установленный законом порядок. Многообразие санкций позволяет обществу достаточно точно и дозировано воздействовать на правовое поведение граждан. Точность и взвешенность, регулярность и оправданность применения санкций — одно из важнейших условий эффек-

тивности всего механизма формального социального контроля, качество которого определяет сбалансированность социальной системы, уровень ее стабильности, организованности, социального благополучия [13, с. 500-501].

Таким образом, правовые регуляторы социального благополучия населения представлены социальным законодательством, обеспечивающим соблюдение и защиту прав и свобод человека, правосознанием, правовой культурой и формальным социальным контролем, которые в совокупности способствуют созданию и сохранению стабильных, безопасных, комфортных условий социальной жизнедеятельности, являющихся фундаментом социального благополучия населения.

Социально-политические регуляторы социального благополучия населения связаны с основными механизмами формирования и реализации государственной социальной политики, которая является составной частью внутренней политики государства и ориентирована на решение актуальных социальных проблем. В ее задачи входит гармонизация социальных отношений, создание условий для прогрессивного развития социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни населения, оказание необходимой социальной помощи, поддержки и защиты социально уязвимым слоям и группам населения.

К основным направлениям социальной политики современного российского государства относят: социальную политику в сфере социально-трудовых отношений; социальную политику в сфере охраны здоровья; социальную политику в сфере образования; социальную политику в сфере культуры; жилищную политику; социоэкологическую политику; миграционную политику; социальную политику в области социальной защиты населения и др.

Главным инструментом социальной политики, важнейшим социально-политическим регулятором социального благополучия населения являются приоритетные национальные проекты и комплексные целевые социальные программы, которые наиболее полно отражают приоритеты, направления, цели и задачи социальной политики, определяют социальные проблемы и группы населения, которые нуждаются в особом внимании, а также уточняют методы разрешения имеющихся социальных противоречий.

Национальные социальные проекты — крупномасштабные программные документы, в которых находят отражение приоритетные направления государственного социального реформирования в основных отраслях социальной сферы. Каждый национальный социальный

проект предусматривает обозначение основных направлений социального реформирования той или иной отрасли социальной сферы, определение соответствующих каждому из направлений целей и задач, формирование плана соответствующих мероприятий, определение ответственных за реализацию предусмотренных мероприятий, а также установление порядка, объемов и источников финансирования.

В настоящее время в России в рамках государственной социальной политики реализуются приоритетные национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Социальные программы представляют собой директивные адресные документы, содержащие описание комплекса мероприятий, направленных на решение конкретных социальных проблем на федеральном или региональном уровнях. Каждая социальная программа обязательно включает обоснование актуальности социальной проблемы, на решение которой направлена; цели и задачи, описывающие желаемый результат и отдельные «шаги» его достижения; мероприятия с указанием порядка и сроков их реализации, ответственных за их исполнение и объема необходимых ресурсов; оценку экономической эффективности и социально-экономических последствий.

Важным инструментом социальной политики государства, социально-политическим регуляторам социального благополучия населения являются государственные социальные стандарты, которые представляют собой устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, и порядок предоставления этих прав. Государственные социальные стандарты определяют нижнюю границу социального благополучия и устанавливаются в виде натуральных, стоимостных, временных и финансовых норм и нормативов, а также правил и положений, регламентирующих порядок их установления и применения. Государственные стандарты устанавливаются в целях определения гарантированной структуры и норм потребления гражданами материальных благ и услуг; проведения единой социальной политики в различных регионах страны; использования в качестве нормативов при обосновании расходов бюджетов разных уровней на социальные нужды; оценки уровня жизни населения и хода реализации социальной политики; использования при разработке социальных программ; обоснования необходимости и установления размеров адресной социальной помощи нуждающемуся в ней населению.

Система государственных стандартов охватывает следующие основные сферы социальных отношений: оплату труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение лекарственными средствами и товарами массового спроса; обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами; образование и профессиональную подготовку; науку; здравоохранение и физическое развитие; культуру; социальное страхование, социальную помощь и социальное обслуживание населения; обеспечение экологической безопасности; защиту социальных прав граждан [см.: 12].

Таким образом, к основным социальнополитическим регуляторам социального благополучия населения относятся основные инструменты социальной политики государства — приоритетные национальные проекты, комплексные целевые социальные программы и государственные социальные стандарты.

Социокультурные регуляторы социального благополучия населения связаны с формированием и развитием социальной культуры, которая понимается в данной статье как культура социальной жизни, коммуникации, социальных отношений и взаимодействий, обеспечивающая «сцепление» социальной системы, стабильность социальной жизни, гармоничное жизнеосуществление и поступательное развитие социальных субъектов разного уровня [см.: 3; 4].

Важнейшими социокультурными регуляторами социального благополучия, способствующими формированию и развитию социальной культуры, являются нравственные ценности и нормы.

Нравственные ценности — это базовые, исходные мировоззренческие приоритеты человека, направленные на сохранение и развитие его родовой, духовной сущности. Они формируются в процессе жизнедеятельности и общения людей, проникают во все сферы жизнедеятельности, обеспечивают социокультурное единство начал социального бытия, основаны на представлениях о конечных истинах бытия, смысле жизни, добре и зле, высших благах и добродетелях. Нравственные ценности являются всеобщими, не подвергаются сомнению, служат эталоном для всех людей, указывают на то, что должно почитаться, уважаться, поддерживаться и сохраняться в обществе, его культуре.

Нравственные ценности отражаются и закрепляются в нравственных нормах, подлежат охране с их стороны. По своей сути нравственные нормы — это общие правила социально одобряемого поведения, наставления, образцы,

ориентированные на нравственные ценности. В отношении выполнения нравственных норм существует безусловная обязательность, необходимость. При этом нравственные нормы охватывают только общие принципы, параметры деятельности, аспекты отношений, что предполагает определенную меру вариативности поведения. Каждый нравственный поступок означает осуществление нравственного выбора, является результатом подчинения поведения нравственной норме, принципам чести, совести, долга, самообладания и свободы воли.

Нравственные ценности и нормы составляют основу нравственной культуры, которая является неотъемлемой частью социальной культуры, играет важную роль в регулировании социальных отношений и взаимодействий, регламентации социальной жизни, обеспечении социального благополучия, стабильности и по-рядка в обществе [5, с. 205 — 209].

К социокультурным регуляторам социального благополучия населения, механизмам формирования социальной культуры относится также развитие духовного мира человека через приобщение к религии и искусству.

Религия является общедоступной формой духовного развития, историческим источником, первоосновой, стержнем духовной жизни человеческого общества. Она отрывает человека от повседневной суеты, требует обращения к вечному, напоминает о высших ценностях и идеалах, дает человеку пищу для размышлений и высоких чувств, заставляет задуматься о смысле жизни и «спасении души», развивая духовный мир личности. В ней проявляется высшая гуманность, заключен возвышенный дух человечности. Она служит психотерапевтическим средством адаптации людей к трудностям жизни, помогает человеку преодолеть беспокойство и страх, найти силы для противостояния неудачам и злу, преодоления несчастья и стрессов. Наделяя каждого члена общества едиными представлениями о конечных смыслах бытия, едиными ценностями, идеалами, принципами жизнедеятельности, религия оказывается духовной силой, которая прочно скрепляет членов общества независимо от их положения в единое целое, способствует организации общественного порядка и обеспечению социального благополучия [6, с. 369].

Онтологическим основанием религии, тесно связанным с ней глубочайшими сакральными корнями, является искусство, которое представляет особую форму общественного сознания, связанную с эстетическим отражением мира через деятельность по создание художественных образов. Искусство всесторонне воздействует на сознание людей, выступает как источник познания

и обогащения духовного опыта, формирования мировоззрения личности. Оно является важнейшим средством воспитания человека в духе красоты, добра и гуманизма. В произведениях искусства отражаются ценности и идеалы человечества, изобличаются человеческие и социальные пороки. Эмоциональное воздействие на воображение человека через художественные образы вызывает переживания, «провоцирующие» на изменение себя и окружающего мира к лучшему. Помимо этого, искусство способно выявлять противоречия общественной жизни, исследовать причины социальных болезней, предугадывать возможное переустройство мира. Благодаря своему универсальному языку, который формирует особый уровень эмоционального, чувственного общения, оно содействует взаимопониманию миллионов людей, их духовному единству [5, с. 193].

К социокультурным регуляторам социального благополучия можно отнести социальные идеалы, которые трактуются как высшие социальные цели, образцы и составляют фундамент социальной культуры. Они формируются на основании общепризнанных ценностей, структурируют и упорядочивают картину мира, определенным образом организуют жизнедеятельность социальных субъектов и общества в целом, определяют их стратегические целевые ориентиры. Во все времена социальные идеалы обладали большой социальной силой, определяли способ мышления и деятельности людей, вдохновляли их на изменение самих себя и общества, оказывали влияние на формирование норм, правил общежития, интересов и мотивов поведения [см.: 9]. В силу различий во взглядах отдельных социальных групп о приоритетных социальных ценностях и целях жизнедеятельности в обществе формируется и сосуществует множество представлений о социальных идеалах. Важным условием обеспечения социального благополучия является их согласование, которое возможно через сближение духовных ценностей и жизненных установок основных социальных групп населения.

Социальные идеалы в первую очередь связаны с представлениями о социальном совершенстве человека, которое отождествляется с развитостью личностных качеств, позволяющих индивиду быть принятым, признанным, уважаемым в обществе. Человек, ориентированный на социальное совершенство, искренне осознает свой долг служения обществу. Для него естественна настроенность на общение, стремление к объединению с другими людьми, сотрудничеству и солидарности. Он признает и реализует в своей жизни принципы гуманизма и альтруиз-

ма. Богатство его личности состоит в способности быть внутренне причастным к жизни других людей, брать на себя ответственность за их благополучие. Он стремится к справедливости и правде, к устранению агрессивности, угнетения, эксплуатации, манипуляции и безразличия в личной и общественной жизни. Смысл его жизнедеятельности воплощен в стремлении к самосовершенствованию и совершенствованию окружающего мира на началах добра. Главная его задача состоит в осуществлении своего призвания, самоактуализации, саморазвитии, творчестве, которые приносят ему глубокое душевное удовлетворение и радость. Именно такой человек может стать серьезной опорой в деле обеспечения счастливой, благополучной жизни, преодоления современного кризиса духовности и культуры, который во многом обусловливает негативные тенденции во всех сферах жизнедеятельности общества.

Помимо представлений о социальном совершенстве личности социальный идеал заключает в себе видение наилучшего устройства общества, которое воплощается в государственной идеологии. Формирование устойчивой государственной идеологии, преодоление идейной дезинтеграции и деидеологизации — значимые механизмы обеспечения социального благополучия. В основе государственной идеологии лежит совокупность типичных, признанных подавляющим большинством населения социальных ценностей и идеалов, в которых находят свое выражение коренные интересы народов, классов, наций и других крупных общественных групп. С их позиции происходит оценка событий политической, экономической, культурной жизни общества, определяются стратегические цели и задачи общественного развития. Помимо ценностей и идеалов идеология включает в себя проект идеального общества, в котором могут в максимально совершенной форме реализоваться общепризнанные ценности и идеалы, критику общества, неспособного обеспечить данные ценности и идеалы, а также программы деятельности по совершенствованию реально существующего общества [см.: 5; 6].

Принято выделять «официальную» государственную идеологию, которая призвана укреплять власть, сплачивать общество и делать его более управляемым, и идеологию народных масс. Социальное благополучие достижимо только в том случае, если существует, по меньшей мере, идеологический компромисс между идеологией правящей элиты и идеологиями народных масс. В противном случае возникает идеологическая борьба, ориентированная на

ниспровержение правящей элиты, нарушающая социальный порядок, социальную стабильность и социальное благополучие общества.

Сегодня перед российским обществом стоит серьезная задача разработки новой внутренне согласованной, осмысленной общегосударственной идеологии, которая должна давать основные ориентиры для жизни как страны в целом, так и для каждой личности в отдельности. «Эта идеология должна отвечать традициям и потенциям русского духа, русской культуры. Она должна быть способна дать ответ на вызовы современной эпохи, на глобальные проблемы, усиление международной напряженности, наступление постиндустриального общества» [14, с. 157]. В основу новой идеологии России должны быть положены идеи консолидации, социокультурной толерантности, социальной справедливости, патриотизма, гуманизма и альтруизма.

Однако какой бы значимой не была роль обозначенных выше социокультурных регуляторов социального благополучия человека и общества, главным из них следует признать полноценную социализацию. Социализация — это процесс освоения социокультурного опыта предшествующих поколений, формирования социальных качеств и свойств, знаний и умений, ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения, благодаря которым индивид становится полноправным членом общества.

Социализация играет важную роль в жизни каждого отдельного человека и всего общества в целом. Процесс социализации связан с формированием и развитием личности, ее социальной адаптацией, социальной интеграцией, самоопределением и самореализацией. В ходе социализации происходит становление и развитие жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, его вовлечение в разнообразные социальные отношения. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, идеалы, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумеет реализовать свои способности, использовать свое жизненное пространство для обеспечения комфортной и благополучной жизни. Социальный подъем или падение, уверенность или чувство обреченности, достижение социального благополучия или постоянное ощущение неудач — это лишь некоторые свидетельства степени эффективности социализации личности в том или ином обществе.

Для общества успех процесса социализации является гарантией самовозобновляемости, са-

мосохранения и развития. Историческая преемственность культурного наследия и непрерывная трансляция культурного опыта, которые обеспечиваются механизмами социализации, позволяют обеспечить ровное, поступательное развитие общества, являются важным условием социального благополучия. Любые нарушения преемственности культуры, неполадки в системе социализации неизбежно влияют на самосознание народа, приводят к замедлению развития общества, к духовному примитивизму, порождают конфликты поколений, дезорганизацию социальной жизни, распад общества и его социальных институтов.

Важнейшими механизмами управления процессами социализации, главными условиями подготовки человека к полноценной социальной жизнедеятельности являются воспитание и образование. Воспитание, в наиболее часто используемом смысле этого слова, — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на формирование и развитие личности. Образование представляет собой процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Процессы воспитания и образования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, существенным образом дополняют и обогащают друг друга. В ходе воспитания и образования происходит специальный отбор задач и идей для формирования и развития личности, средств и методов, способных обеспечить наибольшую эффективность этого процесса. Воспитание и образование позволяют человеку наиболее рационально и уверенно ис-

пользовать опыт предшествующих поколений и разум общества в понимании смысла бытия, повышают успешность процесса освоения знаний, ценностей, норм и принципов поведения, восприятия и понимания окружающей действительности, обретения значимых социальных свойств и качеств, реализации способностей и талантов.

Итак, в современном обществе сложилось несколько групп социальных регуляторов социального благополучия населения: социальноэкономические, связанные с оптимизацией функционирования рынка труда и занятости, обеспечением достойного уровня доходов населения, защитой покупательской способности заработной платы, инвестированием в человеческий капитал и формированием фондов социального обеспечения социально уязвимых групп населения; правовые — социальное законодательство, правосознание, правовая культура и формальный социальный контроль; социально-политические, главными среди которых являются комплексные целевые социальные программы и государственные социальные стандарты; социокультурные, ориентированные на формирование высокого уровня нравственности, приобщение к религии и искусству, распространение единых представлений о социальных идеалах, создание новой государственной идеологии, организацию и осуществление полноценной социализации подрастающих поколений. В условиях интенсивных преобразований и реформ они требуют совершенствования и развития.

Список литературы

1. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учебник. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998. 384 с.

2. Голенкова З. Т., Акулич М. М., Кузнецов В.Н. Общая социология: учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2005. 474 с.

3. Григорьев С. И. Культурология развития российского университета (избранные труды к 30-летию научной и педагогической деятельности). М.; Барнаул, 2003. 252 с.

4. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Куль-туроцентричность университетского образования (стратегические направления модернизации социального образования в системе «школа-вуз» современной России). Барнаул: Азбука, 2004. 146 с.

5. Кармин А. С., Новикова Е. С. Культурология : учебник. СПб.: Питер, 2005. 464 с.

6. Общая социология : учеб. пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. М.: Инфра-М, 2004. 654 с.

7. Права человека и работа в социальной сфере. Женева, 1995. 133 с.

8. Смелзер Н. Социология; пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688 с.

9. Соловьев В. С. Идеал // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М., 1992. Т. 24. С. 797. (репр. изд. 1902 г.).

10. Социальная политика, уровень и качество жизни. Словарь / под ред. В. Н. Бобкова, В. Г. Зинина, В. В. Куликова [и др.]. М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001. 288 с.

11. Социальная энциклопедия / под ред. А. П. Горкина, Г. Н. Кареловой, Е. Д. Катульского и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 438 с.

12. Социальное государство. Краткий словарь справочник / под ред. Н. Н. Гриценко, Г. А. Николаева, Ф. И. Шаркова [и др.]. М.: Академия труда и социальных отношений, 2002. 447 с.

13. Социология. Основы общей теории : учебник / под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвиче-ва. М.: Норма, 2003. 912 с.

14. Формирование идеологии консолидации российского общества: актуальные проблемы и возможности их решения: Материалы «круглого стола» МОО «Объединение социологов Сибири» на ФС АлтГУ по публикациям В. Н. Кузнецова, посвященным становлению идеологи консолидации российского общества начала XXI века, Барнаул, 17 февраля 2004 г. / под ред. С. И. Григорьева. Барнаул: Азбука, 2004. 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.