Научная статья на тему 'Социальные проблемы информационного общества'

Социальные проблемы информационного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5411
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цвык И.В.

В статье анализируются социально-исторические аспекты развития информационного общества. Рассматриваются проблемы социальных связей в виртуальных сетях, формирования личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий, а также социальные последствия глобальной информатизации и компьютеризации общества в начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы информационного общества»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 316.3

И.В. Цвык

Д.ф.н., профессор Кафедра философии Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) Г. Москва, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье анализируются социально-исторические аспекты развития информационного общества. Рассматриваются проблемы социальных связей в виртуальных сетях, формирования личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий, а также социальные последствия глобальной информатизации и компьютеризации общества в начале XXI в.

Ключевые слова

Информационное общество, информатизация, информационные технологии, виртуальные сетевые сообщества.

Развитие общества в последние десятилетия характеризуется стремительным проникновением во все сферы человеческой жизни новых информационно-коммуникационных технологий. Эти изменения привели к формированию качественно нового типа общества, получившего название «информационного». Компьютеризация существенно влияет на процессы обучения, на постановку и решение научных задач, на исследования в области мышления и процессов познания. Информационные технологии стали мощным преобразователем экономической, социальной и других видов деятельности. Процесс компьютеризации и информатизации протекает неравномерно в разных странах и регионах, однако в целом он уже продвинулся настолько, что стало возможным подвести некоторые итоги и сделать прогноз на будущее. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня и как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества, способное обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам.

В современном обществе процессы информатизации приобретают глобальный характер. Информатика, электронная вычислительная техника, автоматизированные системы определяют магистральные направления развития и эффективность производства и технологий, проектно-конструкторских разработок и научных исследований. Компьютеры существенно преобразуют содержание и характер труда и обучения, по-новому ставят проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывают серьезное влияние на мировоззрение человека [8, с. 125]. Осмысление социальных, интеллектуальных и культурных последствий массового внедрения информационных технологий составляет важнейшую задачу современной философии [3, с. 232-234].

Приметой времени стало распространение различных видов сетей - информационных, индустриальных, маркетинговых, финансовых. Наиболее влиятельной из всех типов стала всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет. Расширение этой сети по всему миру идет весьма интенсивными темпами. По мере увеличения количества пользователей, в том числе, и в России, Интернет все больше приобретает роль социального фактора, что делает необходимым философское осмысление связанных с ним проблем и социальных последствий его распространения. Появление и распространение сети Интернет ставит вопрос о том, что в ближайшие годы станет основным источником информации для человека -средства массовой информации или компьютерная сеть. Интернет представляет собой мировую информационную компьютерную сеть, которую по праву называют всемирной паутиной. Она объединяет в единое целое множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам, и имеет своих пользователей практически во всех странах мира. Таким образом, можно констатировать, что Интернет представляет собой важнейшую инфраструктуру развивающегося информационного общества. Говоря об

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

особенностях Интернета, следует отметить: - широкую аудиторию пользователей и возможность ее неограниченного расширения; - трансграничное распространение информации; - высокую скорость и оперативность предоставления информации; - практически неограниченный выбор источников и видов информации; - практическое отсутствие предварительного контроля содержании информации; -возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени [2, с. 260].

В процессе коммуникации в киберпространстве индивиды-пользователи Интернета создают и поддерживают определенные образцы, нормы и правила поведения, подчиняются неким универсальным структурам, «нарабатывают» определенные социокультурные ресурсы, выстраивают информационную стратификационную систему, иными словами, создают виртуальные сетевые сообщества [4]. Интернет превратился в неотъемлемый атрибут жизни современного российского общества - атрибут, который оказался не просто неким новым фрагментом социальной ткани, а фактором, изменяющим социокультурную жизнь в целом, и изменяющимся под влиянием процессов социокультурной динамики.

Активное распространение Интернета оказывает существенное влияние на формирование социальных связей в обществе. Именно виды социальных связей и соответствующие им виды социальных объектов могут быть положены в основу классификации социальных систем. Социальным фактом на сегодняшний день является и развитие Интернета как глобальной компьютерной сети, как новой информационной среды, предполагающей специфические средства деятельности в ней, развивающей различные виды социальных связей и коммуникации. Специфика социальных связей в Интернете состоит, главным образом, в том, что сеть позволяет осуществлять коммуникацию почти мгновенно, эти услуги создают реальное сообщество пользователей, обладающее собственными социальными характеристиками. При этом с одной стороны, социальная структура виртуальных сетевых сообществ, складывающихся на основе Интернет-взаимодействия все больше отражает в себе характеристики реального общества, а с другой - Интернет-пространство все больше пронизывает ткань повседневного взаимодействия в реальном мире и охватывает огромный пласт индивидов и организаций. Этот факт, безусловно, определяет важность исследования сети с точки зрения социальных связей, складывающихся в ней и определяющих особенности социальной структуры, как пользователей сети, так и общества в целом. Необходимость изучения социальных связей в Интернет-сообществе определена еще и тем, что подобные исследования призваны вскрыть основные социальные противоречия, присущие современному Интернету, поскольку состояние социальной структуры Интернет-сообщества является показателем уровня его развития, включающего как позитивные, так и негативные стороны. Новая среда социальных интеракций предусматривает больше социально непредсказуемых последствий действий акторов. Однако было бы неверно характеризовать глобальные компьютерные сети как информационную среду сугубо негативной направленности, что часто является стержнем публикаций на эту тему.

Анализируя социальный аспект Интернета, следует отметить также и то, что технологии Интернет являются одной из главных движущих сил глобализации, поскольку, являясь средством глобальной коммуникации, Интернет практически стирает границы между государствами, способствуя созданию единого кросс-культурного информационного пространства [5, с. 178]. Учитывая неоднозначное отношение к явлению глобализации со стороны общественности, проявившееся в возникновении двух полярных точек зрения - сторонников глобализации и антиглобалистов, анализ различных сторон влияния Интернета на процесс глобализации имеет существенное значение. Сегодня многие социологи, философы, экономисты, государственные деятели ставят Интернет на одно из ключевых мест по степени влияния на процесс развития человечества.

Одним из важных социальных последствий информатизации общества явилось также изменение характера человеческого труда [7, с. 56-57]. Главной разновидностью труда в современном обществе становится труд, связанный с преобразованием информационных потоков. К мощи собственного мозга отдельного человека присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта, сконцентрированная в программах, вводимых в компьютеры. Таким образом, привычная задача применять собственные интеллектуальные способности для большинства работников, использующих информационные технологии, превращается в задачу выбора и использования тех или иных программ, позволяющих в оптимальные сроки

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

переработать и выдать информацию, необходимую для принятия решений и организации практической деятельности. Существенно преобразуется и сама практическая деятельность, особенно в сфере материального производства, поскольку автоматизация и робототехника меняют положение человека работника в системе производства, снимая с его плеч функцию придатка к той или иной машине [9, с. 88]. Кроме того, информационные потоки, при наличии компьютерной техники, допускают обработку в любых условиях. Следствием этого становится значительное изменение распределения работников по местам их работы.

Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе явилось изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что в конечном счете существенно влияет на внутренние структуры личности [10, с. 49]. Многие современные исследователи проблем личности отмечают, что человек, сформировавшийся в старой школе и старого типа вузе, по своим внутренним психологическим характеристикам отличается от того, который уже в детском саду играет в компьютерные игры, ходит в школе в компьютерные классы, работает на компьютеризированном рабочем месте и общается с друзьями через спутниковую связь. Под воздействием новых информационных технологий меняется стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Весьма актуальной становится проблема компьютерной зависимости человека.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с «виртуализацией» человека в киберпространстве. С одной стороны, возникает явление аутизации личности и усиление отчуждения. С другой стороны, существенно меняется ролевой набор человека, вовлеченного в сети. Видимость свободы у участника телекоммуникационных взаимодействий оборачивается усилением социально-психологической зависимости и деградацией личности. Возникает опасность формирования большой массы унифицированных, отчужденных, анонимных индивидов, для которых ценность и значение реальных социальных связей отступают на второй план. Выступая элементом социальности, Интернет и, шире, в целом виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, становится мощным агентом вторичной, а подчас и первичной социализации индивида: социализации применительно не только к сетевым сообществм, но и к офф-лайновой действительности - к тому реальному обществу, в котором человек живет.

Следует также отметить, что реальность Сети - виртуальная реальность, созданная с помощью новых информационных технологий, - лишь актуализировала исследовательский интерес, потому что феноменология этой виртуальной реальности созвучна культурным интенциям постмодернистского мира. Но, будучи осознана как реальность, она вызывает необходимость формулирования определенных рекомендаций по своему совершенствованию и определению дальнейших шагов развития технологий человеческой коммуникации, способов и средств современной социализации.

Социализация и культурная идентификация человека в виртуальных сетевых сообществах реализуется через принадлежность индивида к тому или иному сетевому сообществу, причем двояким образом: или через виртуальную реконструкцию статусной социокультурной позиции и символов идентичности, или через активное и свободное конструирование своего виртуального «Я» и персональной идентичности. Отсюда и возникающая двойственность виртуальной социализации, ибо творчество в киберпространстве часто заменяется его симуляцией, а саморазвитие - новыми формами отчуждения. Правда, именно сетевые сообщества предоставляют уникальную возможность свободного проектирования себя в качестве социокультурного субъекта действия, члена того или иного сетевого сообщества. Репрезентируя свое «Я» человек как бы примеряет на себя маски идентичности, осуществляя то, что можно назвать «опережающей социализацией». Различные «виртуальные жизни» как бы раскрывают перед индивидом веер тех социальных возможностей, согласно которым проектируется его жизнедеятельность. При этом в сетевых сообществах главную роль в развитии и поведении членов данных сообществ играет культурное начало индивида, его потребность в «карнавализации» жизни, идентификации, самопрезентации.

Социальные отношения в киберпространстве выстраиваются так, как их интерпретируют пользователи. Единство сетевого социума по поводу «общей» для всех социальной реальности основано на том, что пользователи в процессе социализации усвоили общую точку зрения на большинство типов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

взаимодействий, осуществляемых в виртуальной среде. В процессе социализации личность неизбежно сталкивается с альтернативными образцами мышления и реальными типами поведения [1]. Соответственно можно вести речь о том, что наряду с процессами социализации в компьютерных сетях происходят и процессы ресоциализации, то есть усвоение участниками виртуальных социальных отношений новых ценностей, навыков, ролевых дискурсов в связи с переходом в иную коммуникационную среду. Естественно, что наложение старых и новых предписаний может привести к вытеснению, трансформации ориентации на нормы и ценности, принятые в реальном социальном взаимодействии [6, с. 264].

Таким образом, социализация личности в виртуальном пространстве осуществляется как взаимовлияние двух процессов: следования личности тем нормам и правилам поведения, которые она восприняла в первичной социальной реальности (в результате первичной и вторичной социализации), и усвоения норм, ценностей и установок как конкретного виртуального сетевого сообщества, так и моделей поведения, принятых в рамках социальной системы киберпространства в целом. Последнее можно назвать «третичной социализацией». Возвращаясь в первичную социальную реальность, личность является уже продуктом трех типов социализации.

Список использованной литературы

1. Иванов М.А. Культурные ценности и их динамика // Культура и глобализация: традиция, память, идентичность. - Тамбов, 2015. - С. 183-187.

2. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Под ред. Ю.В. Крянева. - М., 2008.

3. Лешкевич Т.Г. Актуальные проблемы науки XXI в. // Философия для аспирантов. Под ред. А.А. Лавриненко. - Ростов-на Дону, 2003.

4. Павлова Т.П. Социокультурная оценка информационных систем // Нелинейный мир. - 2013. - Т.11. - №

5. - С. 338-344.

5. Цвык А.В. Нравственные основы международных отношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2014. - №2. - С. 176-183.

6. Цвык В.А. Нравственные ценности профессиональной деятельности // Личность. Культура. Общество. -2014. - Т. XVI. - № 1-2 (81-82). - С. 262-268.

7. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории. - М., 2014.

8. Цвык И.В. Компьютерная этика и проблемы интеллектуальной безопасности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2013. - №3. - С. 215-135.

9. Цвык И.В. Профессиональная этика инженера // Профессиональная этика в современном обществе. - М., 2011. - С. 88-101.

10. Цвык И.В. Социальное пространство и время в контексте современной социокультурной динамики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. - 2010. - №3. - С. 47-55.

© Цвык И.В., 2016

УДК 141:159.923

Н. В. Чудина-Шмидт

к.философ.н Крымский филиал Краснодарского университета МВД России г. Симферополь, Российская Федерация

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Основной целью статьи является рассмотрение специфики влияния социального диалога на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.