СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРКТИЧЕСКИХ МОНОГОРОДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ1
© Корчак Е.А.*
Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, г. Апатиты
В общей системе расселения арктической зоны России особое место занимают моногорода, систематически находящиеся в зоне риска. Одна из основных проблем большинства арктических моногородов - недооценка социальных приоритетов их развития, продуцирующая диспропорции социально-экономического развития регионов Арктики в целом.
Ключевые слова Арктика, моногород, материальное благосостояние, социальная политика.
В общей системе расселения арктической зоны России особое место занимают моногорода:
- В Мурманской области расположено 8 моногородов, в которых проживает 21 % населения региона (около 167 тыс. чел.) и в которых производится половина объема промышленной продукции, доминирует металлургическая промышленность и связанные с ней добывающие производства и энергетика. Среди градообразующих предприятий - ОАО «Апатит», ОАО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат», ОАО «Горно-металлургический комбинат Пе-ченганикель», ОАО «Комбинат Североникель», филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция», ООО «Ловозер-ский ГОК», ОСП «Каскад Серебрянских ГЭС» филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1».
- Монопрофильный характер экономики Ненецкого автономного округа (включающего 21 муниципальное образование, в т.ч. административный центр г. Нарьян-Мар, в которых проживает 42,4 тыс. чел.) связан с нефтедобывающей отраслью, продукция которой составляет около 90 % общего объема промышленной продукции региона [1]. Крупнейшие нефтедобывающие компании региона - ОАО «Роснефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «Компания Полярное Сияние», ОАО «Тоталь Разведка Разработка Россия», ООО «Нарьян-Марнефтегаз».
- Основой экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (имеющего в своем составе 13 муниципальных образований, в т.ч. административный центр г. Салехард, и населением около 536,5 тыс. чел.) яв-
1 Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ № 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития», целевого конкурса «Россия в Арктике: история, современность, перспективы».
* Старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент.
ляется добыча нефти и газа. Основные предприятия [2]: ООО «Ям-бурггаздобыча», ООО «Газпром добыча», ООО «НОВАТЭК-Тарко-саленефтегаз» - дочернее общество ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Ге-ойлбент», ОАО НК «Таркосаленефтегаз», ООО «Юрхаровнефтегаз».
- Экономическая специализация Чукотского автономного округа (имеющего в своем составе 46 населенных пунктов, в т.ч. административный центр - г. Анадырь, и населением около 51 тыс. чел.) в основном связана с золотодобывающей отраслью, доля которой в объеме промышленного производства региона составляет около 40 % [3]. К крупнейшим предприятиям, разрабатывающим месторождения драгоценных металлов, относятся ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Золоторудная компания «Майское», Артели старателей «Полярная», «Чукотка» и «Шахтер» [4].
Арктические моногорода систематически находятся в зоне риска: влияние на их социально-экономическое развитие оказывают общемировые и российские тенденции экономического развития [5], экстремальные природно-климатические условия, удаленность от крупных населенных пунктов, отсутствие необходимых учреждений социальной сферы, несовершенство системы взаимоотношений «город - градообразующее предприятие», недостаточность бюджетных средств муниципалитетов в проведении муниципальной социальной политики. Данные факторы, в свою очередь, обуславливают неоднозначность ситуации на рынках труда арктических моногородов (специфической чертой рынков труда таких территорий является высокая доля занятых в материальном производстве и слабое представительство нематериальных сфер производства [6]) и уровень состояния социальной инфраструктуры и объектов социальной сферы.
Например, среди основных проблем функционирования рынков труда моногородов Мурманской области - несоответствие спроса и предложения рабочей силы и низкое качество рабочей силы; высокая доля молодежи среди безработных граждан; высокий удельный вес численности работников, обеспечивающих финансово-экономическую деятельность войсковых подразделений, медперсонала военных медицинских учреждений, связистов, работников пищеблоков в общей численности высвобождаемых работников.
Монопрофильный характер экономики Ненецкого автономного округа обусловил зонирование округа на «богатый» район, развивающийся за счет перераспределения нефтяной ренты (г. Нарьян-Мар) и «бедные» районы с минимальным участием в обслуживании нефтедобычи, в которых основные отрасли выполняют социальную функцию обеспечения занятости во всех муниципалитетах региона для населения, не включенного в традиционные виды хозяйствования или добывающую отрасль и ее обслуживание. С другой стороны, несоответствие квалификации местного населения и отсутствие системы специализированного профессионального образования сдерживают работодателей от найма местного населения. Проблемами отдален-
18
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ных муниципалитетов округа являются высокий уровень безработицы (большинство безработных имеют низкую квалификацию) и низкий уровень жизни, которые усугубляются низкой транспортной доступностью, не позволяющей обеспечить даже вахтовую занятость [7].
В Ямало-Ненецком автономном округе моноотраслевая структура экономики определяет значительную отраслевую дифференциацию работников по уровню среднемесячной заработной платы. Среди основных проблем развития рынков труда муниципалитетов - несоответствие перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в учреждениях профессионального образования, перспективной потребности рынка труда в округе [8].
Таким образом, одна из основных проблем большинства моногородов арктической зоны РФ - недооценка социальных приоритетов развития [9], продуцирующая диспропорции социально-экономического развития регионов Арктики в целом.
Поэтому основой развития моногородов арктической зоны РФ является модель устойчивого развития, в рамках реализации которой социально-экономическая политика должна быть направлена на сбалансированное решение социально-экономических задач муниципального развития и проблем сохранения природно-ресурсного потенциала с учетом специфических особенностей территорий арктической зоны РФ. Эффективность такой политики предполагает осуществление комплексного подхода к решению проблем арктических моногородов во взаимодействии населения, градообразующих предприятий, органов местного самоуправления, региональных органов государственной власти. Важная составляющая такой политики - социальная политика в сфере повышения уровня материального благосостояния населения моногородов арктической зоны РФ, стратегической целью которой является создание условий для развития человеческого капитала как производительного фактора экономического развития.
Основными направлениями социальной политики в сфере повышения уровня материального благосостояния населения моногородов арктической зоны РФ являются:
1. Проведение активной политики занятости - диверсификация рынка труда, обеспечение занятости и самозанятости населения. Мероприятия:
- ведение муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
- мониторинг муниципального рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу;
- совершенствование системы профессиональной ориентации (формирование системы высококачественного многопрофильного среднего специального образования [10], организация стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан,
ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения [10], опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, профессиональная подготовка безработных граждан);
- улучшение условий и охраны труда работников, повышение уровня безопасности на рабочих местах;
- предоставление жилья (определение способов и источников финансирования приобретения жилья, строительство жилья в соответствии с уточнённой генеральной схемой расселения) и гарантий медицинского и социального обслуживания [10];
- обеспечение образовательными услугами (выделение мест в дошкольных воспитательных учреждениях и школах) и трудоустройством (включение мигрантов в мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации).
2. Повышение комфортности среды проживания - создание комфортных условий проживания с учетом специфики монопрофильных муниципальных образований арктической зоны РФ. Мероприятия:
- развитие инженерной инфраструктуры (восстановление сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения; приведение многоквартирных домов в нормативное состояние, в соответствии с установленными санитарными и техническими нормами инженерных сетей, строительных конструкций [11]);
- обеспечение транспортной доступности (осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог муниципального образования [12], создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, обеспечение ценовой доступности транспортных услуг, обеспечении транспортной доступности в труднодоступные районы);
- улучшение экологической обстановки (уменьшение объемов выбросов вредных веществ, рекультивация нарушенных в результате деятельности градообразующих предприятий земель; внедрение в производство комплекса по переработке твердых бытовых отходов [13]; строительство очистных сооружений на производственных площадках градообразующих предприятий).
Список литературы:
1. Ненецкий автономный округ [Электронный ресурс] // Администрация Ненецкого автономного округа. - Режим доступа: www.adm-nao.ru.
2. Ямало-Ненецкий автономный округ - промышленность и предприятия ЯНАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.metaprom.ru/regi-ons/yamalonenetskiiao.html.
20
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
3. Чукотский автономный округ в 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nyTb^/region/chukotskiy_a_o/2012.
4. Золотодобыча [Электронный ресурс] // Чукотский автономный округ: официальный сайт. - Режим доступа: www.chukotka.org.
5. Любовный В.Я. Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации. - М.: ЗАО «Дортранспе-чать», 2009.
6. Рой О.М. Перспективы развития монопрофильных городов в ХМАО-Югре (на примере г. Урай) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: munici-pal.uapa.ru/ru-ru/issue/2011/01/08.
7. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года: проект [Электронный ресурс] / Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». - Режим доступа: www.csr-nw.ru/upload/file_content_580.pdf.
8. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nadymregion.ru/files/1276737378.doc.
9. Тургель И.Д., Крючина Л.И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: chi-novnik.uapa.ru/modern/article.php?id=627.
10. Заусаев В.К., Дубинина Е.В., Зайцев К.Н. Политика занятости в моногородах // Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». - М.: Московский общественный научный фонд, 2010. - № 213. - 256 с.
11. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Урай до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uray.ru/docu-ment/3859.
12. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: base.consultant.ru.
13. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Бе-лово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belovo42.ru/city/Econo-my/KIP.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО СТАДИЯМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
© Межонис З.В.*
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Существующее многообразие моделей жизненного цикла предприятия не вносит ясности в процесс принятия управленческих решений.
* Аспирант кафедры Менеджмента.