Научная статья на тему 'Социальные предпочтения СМИ: региональный контекст'

Социальные предпочтения СМИ: региональный контекст Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
367
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Путятина Ирина Александровна

Представлено исследование особенностей функционирования сми на территории региона (саратовской области). В исследовании приняли участие двести респондентов. проанализирована популярность среди всех видов сми, выделены предпочтения, намечены некоторые тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article shows the features of mass media functioning in the Saratov Region. Two hundred respondents have taken part in this research. The work analyses popularity among all kinds of mass media demonstrates preferences and defines some tendencies.

Текст научной работы на тему «Социальные предпочтения СМИ: региональный контекст»

УДК 002(470.44)

И.А. Путятина

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СМИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Представлено исследование особенностей функционирования СМИ на территории региона (Саратовской области). В исследовании приняли участие двести респондентов. Проанализирована популярность среди всех видов СМИ, выделены предпочтения, намечены некоторые тенденции.

I.A. Putyatina

MASS MEDIA SOCIAL PREFERENCES: REGIONAL CONTEXT

This article shows the features of mass media functioning in the Saratov Region. Two hundred respondents have taken part in this research. The work analyses popularity among all kinds of mass media demonstrates preferences and defines some tendencies.

СМИ играют огромную роль в жизни современного социума. Целый ряд факторов - политических, экономических, социокультурных, идеологических -обусловливает развитие региональных СМИ. Система СМИ региона во многом зависит от местных особенностей.

Для изучения особенностей функционирования СМИ в Саратовской области, а также их взаимодействия с обществом было проведено исследование, суть которого заключалась в анкетировании респондентов. Исследование было проведено по аналогии исследований ВЦИОМ [1, 2]. Регион исследования - г. Саратов, р/п Ивантеевка. Период исследования - август-декабрь 2006 г. 100 респондентов сельской местности и 100 городской, в возрасте от 20 до 60 лет. Образование респондентов города и сельской местности (в %) можно рассмотреть в табл. 1.

Таблица 1

Образование г. Саратов Ивантеевка

Высшее 58 48

Среднее специальное 13 32

Среднетехническое 14 2

Среднее 15 18

На первый вопрос: «Из каких источников СМИ за последний месяц Вы чаще всего узнавали о событиях в стране?» (в %) были получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Источник Всего среди опрошенных г. Саратов Ивантеевка

Телевидение 80 81 78

Радио 21 23 19

Газеты 7 11 3

Из данной таблицы мы видим, что телевидение занимает высокую позицию и в городе, и в сельской местности, в отличие от радио и печатных СМИ. Данную тенденцию мы наблюдаем не только в Саратовской области, но по всем регионам РФ. Перераспределение ролей между печатью, телевидением и радио подталкивает всю систему печати к тому, чтобы максимально дифференцировать свою целевую аудиторию, находить свою нишу на рынке.

Результаты исследования по вопросу: «Как Вы думаете, чьи интересы в первую очередь отстаивают местные СМИ (пресса, радио, ТВ)?» отражены в табл. 3.

Таблица 3

№ п\п Вариант ответа г. Саратов Ивантеевка

1 Владельцев СМИ 12,8 11

2 Крупного бизнеса 5,7 2,8

3 Областных властей 35 34

4 Городских властей 5,7 11,4

5 Отдельных влиятельных политиков и общественных деятелей 14,2 8,5

6 Свои собственные 12,8 12,8

7 Губернатора 5,7 13,7

8 Политических партий и общественных организаций 9,4 5,7

9 Мэра города 5,7 2,8

10 Ничьи 1,4 5,1

Мы видим, что первое и второе места занимают областные и городские власти, полученные результаты, по нашему мнению, свидетельствуют о достаточно низкой готовности населения занимать активную политическую позицию.

Из табл. 4 мы делаем выводы о популярности печатных СМИ (в %).

Среди опрошенных респондентов сельской местности на первом месте местные издания, основной путь приобретения - подписка (96,2%). Результаты опроса городских жителей кардинально отличаются: во-первых, 100%-я покупка газет, во-вторых, на первом месте общероссийские газеты (26%), в-третьих, 17,1% не приобретают периодическую печать.

Таблица 4

№ п\п Издания г. Саратов Ивантеевка

1. МК 2,8 1,4

2. Труд - 1,4

3. АиФ 12,8 15,7

4. Саратовский Арбат 5,7 5,7

5. Балаковочка - 12,8

6. Сельская ярмарка - 7,1

7. Жизнь 7,1 4,2

8. Ивантеевский вестник - 31,4

9. Саратовские вести 8,5 11,4

10. Моя семья 5,7 -

11. Телесемь 2,8 2,8

12. Бульвар - 1,4

13. Комсомольская правда 26 -

14. Спид-инфо 5,4 -

15. Не читаю, не покупаю 17,1 -

Анализ исследований выявил следующие тенденции:

- наибольшие сдвиги в сторону розничного приобретения наблюдаются в Саратове;

- чем моложе читатель, тем скорее он - покупатель, а не подписчик;

- чем моложе издание, тем больше у него доля покупателей;

- чем ниже территориальный уровень газеты, тем больше у нее доля подписчиков;

- чем меньше населенный пункт, тем больше в нем читателей, приобретающих газеты только по подписке.

Следующий вопрос посвящён выявлению популярности среди радиоканалов: «Какиерадиоканалы Вы чаще всего прослушиваете?» (табл. 5).

Таблица 5

Популярность радиостанций в Саратове и области, %

№ п\п СМИ (ретранслируемый канал) г. Саратов Ивантеевка

1. ГТРК «Саратов» - 20,5

2. «Радио Шансон» - -

3. «Радио Ретро» 13,8 -

4. «Радио 7/ Радио на семи холмах» 10 3,8

5. «Динамит FM» - -

6. «Европа плюс - Саратов» 18,1 15,5

7. «Наше время на милицейской волне» 10 -

8. «Максимум - Саратов» 10 -

9. «Русское радио - Саратов 105,3 FM» 20 -

10. «Эхо Москвы - Саратовский выпуск» 3,8 10

11. « LOVE радио» 3,5 -

12. Не слушаю 10 50,2

Результаты показали, что сельские жители отдают предпочтение местному каналу (20,5%), не слушают (50,2%), а городские жители отдают свои голоса за БЫ станции, в эфире которых звучат новости и музыкально-развлекательные программы. Особой популярностью у жителей города пользуются:«Русское радио - Саратов 105,3 БМ», «Европа плюс - Саратов». Объясняется это тем, что на территории области не везде ведётся трансляция БМ станций.

Таблица 6

Популярность телеканалов в Саратове и Саратовской области, %

№ п\п Название канала г. Саратов Ивантеевка

1 ОРТ 24,2 32,8

2 РТР 22,8 25,7

3. НТВ 18,5 15,7

4 Ren TV 5,7 -

5 ТВ-3 2,8 -

6 ТНТ 4,2 2,8

7 ТВ Центр - 11,6

8 СТС 14,2 -

9 «MTV - Саратов» - 1,4

10. Волжская волна 2,8 -

11. Культура 3,4 -

12. Rambler 1,4 -

Большую аудиторию привлекают федеральные каналы: ОРТ, РТР и НТВ как в сельской местности, так и в Саратове.

Таблица 7

Телепрограммы, которые предпочитают телезрители, %

№ п\п Название телепередач г. Саратов Ивантеевка

1. Новости 29 25

2. Время 15 10

3. Развлекательные, юмористические б 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сериалы 20 1б

5. Художественные отечественные фильмы 4 10

б. Криминальная Россия 4 2

7. Пусть говорят 1 1

8. Спортивные 4 1

9. В мире животных 2 1

10. Путешествия 5 5

11. Суд идёт 4 б

12. Максимум 2 -

13 ЧП 1 3

14. Звёзды на льду 1 2

15. Жди меня - 4

1б. Школа ремонта - 3

17. КВН 2 1

18. Момент истины - 1

Мы видим, что население, как города, так и сельской местности предпочитает:

- информацию о происходящих событиях в стране, мире;

- развлекательные программы, сериалы;

- анализ и решение общественных проблем.

На основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

- особая популярность из всех видов СМИ, зарегистрированных в Саратове и области, принадлежит телевидению;

- федеральные каналы - ОРТ, РТР, НТВ имеют наибольшую популярность;

- влияние и авторитет местных средств массовой информации среди населения намного превосходит общероссийские;

- существует зависимость региональных СМИ от местных органов власти, финансово-промышленных групп и других объединений;

- среди городских жителей достаточно высок процент (17) респондентов, вообще не читающих печатные СМИ, среди сельских жителей таких респондентов не выявлено;

- среди городских жителей достаточно низкий процент не слушающих радио (10), среди опрошенных сельских респондентов к таковым относится - 50,2%.

Очень важно, чтобы средства массовой информации были достаточно независимыми от властных либо финансовых структур, предоставляли обществу объективную информацию, причем не только смысловую, но и оценочную, т.е. объективные, независимые комментарии событий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Засурский Я.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период. М.: Наука, 1998. 312 с.

2. СМИ Приволжского федерального округа. Н. Новгород, 2004. Вып. 2. 120 с.

Путятина Ирина Александровна -

соискатель кафедры «Социальная антропология и социальная работа»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 09.10.07, принята к опубликованию 20.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.