Библиографический список
1. Российская молодежь в регионах «скромного» достатка: каковы жизненные перспективы? [Текст] : аналит. докл. по результатам социол. исследования : [подготовл. в сотруд. с Ин-том социологии РАН и Представительством фонда им. Фридриха Эберта в РФ]. - Пенза ; Саранск ; Ульяновск, 2005.
2. Зубок, Ю. А. Тенденции социального развития молодежи в современном российском обществе [Текст] / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Федеральная целевая программа <Молодежь России (2001-2005 годы)»: эффективность и перспективы. - М., 2004.
3. Мониторинг молодежного рынка труда Саратовской области в 1992-2005 годах [Текст] / Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Саратовской области ; отдел программ занятости и рынка труда. - Саратов, 2006.
4. Положение молодежи в России [Текст] : аналит. докл. : [подготовл. по иниц. ЮНЕСКО]. -М., 2005.
М.И. Михайловский,
соискатель Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ
От стабильности функционирования системы материального обеспечения нетрудоспособных граждан зависит благосостояние четвертой части населения России, и с течением времени эта доля будет неуклонно увеличиваться. Государство не может нарушить основные положения Конституции, оставив без средств к существованию миллионы своих граждан. Наиболее распространенной на современном этапе развития общества формой материального обеспечения нетрудоспособных граждан является гарантированные государством пенсионные выплаты по инвалидности, потере кормильца, старости и т.д.
Управление системой материального обеспечения нетрудоспособных граждан связано с принятием решений в условиях неопределенности и большого объема разноплановой информации. Для обоснования принимаемых управленческих решений необходимо использование самых современных методологических подходов, включая построение специального автоматизированного комплекса, базирующегося на методах моделирования, системного анализа, прогнозирования, теории вероятностей, финансовой математики, математической демографии и обеспечивающего своевременное выявление потенциально возможных неблагоприятных для пенсионной системы тенденций развития и разработку превентивных мер по их недопущению или ликвидации.
Для того чтобы быть эффективной, пенсионная модель должна не только адекватно замещать утраченный застрахованным лицом доход, но и полностью соответствовать базовым принципам пенсионного страхования, которые для российской пенсионной системы состоят в следующем:
- единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;
- всеобщность;
- обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;
- государственная гарантия для всех застрахованных;
- солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);
- федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевое и межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов);
- автономность бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;
- поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни);
- эквивалентность страховых платежей и пенсионных выплат;
- зависимость размера пенсии от трудового вклада работника при назначении пенсий;
- целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;
- возвратность пенсионных платежей [1, с. 15-16].
Представляется, что объективными причинами большинства современных
проблем пенсионного страхования является отсутствие или нарушение некоторых принципов в правовых основах пенсионной системы.
Существуют устоявшиеся, проверенные временем и хорошо зарекомендовавшие себя в мировой практике методы организации пенсионных систем, построенных на основе накопительных принципов, которые, как правило, функционируют в рамках негосударственных пенсионных фондов. Это обусловлено существованием ограниченного числа разновидностей накопительных схем.
Значительно сложнее обстоит дело с оценкой пенсионных систем, основанных на солидарно-распределительных принципах, используемых по традиции в общегосударственном масштабе. Основная проблема выработки более или менее типовой схемы актуарного оценивания распределительных пенсионных систем вызвана отсутствием единообразия в используемых пенсионных формулах, количестве и видах предоставляемых такими системами пенсионных льгот и, следовательно, различными масштабами перераспределяемых внутри системы ресурсов, что отражается на количественных и качественных характеристиках размеров назначаемых пенсий и объемах расходов на их выплату.
Радикальная пенсионная реформа, проведение которой из-за отсутствия финансовых условий и научно обоснованных предложений по конкретным направлениям развития системы государственного пенсионного страхования от-
кладывалось в течение почти восьми лет, в 2002 г. вступила в стадию практической реализации. Однако многие ее положения, как свидетельствуют теоретические изыскания отечественных и зарубежных специалистов и данные результатов актуарных расчетов, требуют серьезной доработки и даже корректировки с целью ее адаптации к социальным потребностям современного этапа жизни в стране. Более того, отдельные исследователи считают выбранный вариант пенсионной реформы глубоко ошибочным с экономической точки зрения и опасным с социальной точки зрения, поскольку, не решая злободневных проблем, стоящих перед отечественной пенсионной системой, он создает новые.
Среди таких проблем, по нашему мнению, первоочередными являются:
- повышение уровня жизни пенсионеров;
- восстановление связи размера пенсии с трудовым (страховым) вкладом застрахованного лица в ее формирование;
- сокращение объемов не обеспеченной финансовыми ресурсами нагрузки на систему пенсионного страхования;
- предотвращение негативных демографических тенденций, влекущих за собой рост государственных обязательств по выплате пенсий;
- снижение нагрузки на экономику страны;
- повышение мотивации к уплате пенсионных взносов;
- обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Одна из наиболее острых проблем в пенсионной системе - необходимость научного обоснования оптимальной модели учета пенсионных прав застрахованных лиц, которая в равной мере будет отвечать интересам застрахованных лиц и всей пенсионной системы и позволит государственному страховщику (Пенсионному фонду РФ) выполнять свои обязательства.
Мировой опыт развития систем пенсионного страхования дает примеры более сотни пенсионных формул, эффективно действующих в конкретных условиях, которые заслуживают пристального внимания и могут найти применение в условиях российской действительности. Проблема заключается в другом: как в максимально сжатые сроки наименее болезненно для пенсионеров и наиболее эффективно для бюджета пенсионной системы осуществить переход от одной формулы к другой.
В большинстве стран с учетом объема накопленных пенсионных обязательств этот переход обычно растягивался на долгие годы, сопоставимые с периодом трудовой активности одного поколения: в среднем на 35-40 лет. Это объективно обусловлено необходимостью взаимного согласования накопленных пенсионных прав граждан с адекватным объемом экономических ресурсов. Однако в российской пенсионной системе ситуация гораздо более сложная, поскольку пенсионные обязательства государства перед своими гражданами только за последние 40 лет изменялись многократно с радикальными трансформациями пенсионных форм и условий назначения, перерасчета и выплаты самих пенсий. В связи с этим в первую очередь возникает проблема количественного определения самих этих обязательств.
Другая, не менее сложная, социальная задача заключается в обеспечении пенсией ее второй основной функции - поддержания уровня жизни нетрудоспособных граждан не ниже их прожиточного минимума.
Следовательно, учитывая особенности российского социально-экономического развития, наиболее сложным этапом переходного периода пенсионной реформы будут являться первые 20 лет.
В условиях радикальной смены государственных социально-экономических ориентиров в социальной сфере недостаточно научно и социально обоснованная пенсионная реформа негативно отразится не только на уровне жизни нетрудоспособных граждан, но и дестабилизирует весь государственный бюджет, что скажется и на развитии всей экономики.
Проблемы, связанные с пенсионным обеспечением, ставились еще в работах классиков экономической мысли, в частности К. Маркса, Дж. Кейнса [2; 3]. Они отмечали и обосновывали с экономической точки зрения (а не только с альтруистических позиций, как прежде) необходимость социальной поддержки нетрудоспособных членов общества. О содействии экономическому росту путем стимулирования платежеспособного спроса пенсионеров, о роли пенсионных накоплений в инвестициях писал, в частности, Дж. Кейнс.
Из современных российских авторов следует отметить работы А.З. Астаповича, Л.М. Григорьева, М.Р. Зайлера, И.Е. Заславского, В.Д. Ройка, М.А. Четырки-на, Л.П. Якушева [4-9]. Ими были выявлены общие черты и различия в разных пенсионных системах, в том числе стран с переходной экономикой, решающих те же социально-экономические задачи, что и Российская Федерация. Современное пенсионное обеспечение все чаще рассматривается исследователями с позиций социального страхования. М.Э. Дмитриев, А.К. Соловьев посвящают значительную часть своих исследований реформированию пенсионной системы России [10; 1; 11]. Ими анализировались проблемы, связанные со становлением и развитием негосударственных пенсионных фондов, исследовалась их эффективность. На основе статистических расчетов делались прогнозы развития пенсионной системы России.
В то же время большинство работ, посвященных реформированию пенсионных систем, носит специальный характер, не позволяющий вывести результаты исследований на уровень общеэкономических теоретических закономерностей. Это затрудняет разработку на их базе и применение на практике важных решений в области пенсионной реформы. В частности, в работах, посвященных пенсионному обеспечению, его функционированию и перспективам, статистическому и юридическому аспектам уделяется большое внимание; комплексному анализу пенсионной системы как элементу социальной защиты, и особенно социального страхования, напротив, довольно мало. Исследований, в которых системно рассматриваются проблемы трансформации пенсионной системы и оцениваются ее перспективы, в том числе с использованием методов актуарных расчетов, математико-статистических методов, недостаточно.
Во избежание подобных явлений необходим поиск компромиссного конструктивного решения по учету имеющихся у застрахованных лиц прав за период работы до реформирования пенсионной системы.
Для решения указанных задач специалисты федеральной службы пенсионного страхования на разных уровнях должны выполнять следующие функции: сбора, обработки и хранения информации, необходимой для информационно-статистического обеспечения актуарных расчетов, то есть формирования актуарной базы данных;
анализа тенденций демографического и социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, изменения финансового состояния пенсионной системы и влияния на него различных факторов; анализа состояния и тенденций изменения поведения фондового рынка;
методологическую, заключающуюся в разработке экономико-математических методов и моделей оценки и прогнозирования финансового состояния системы обязательного пенсионного страхования; оценки и прогнозирования;
разработки рекомендаций по совершенствованию тарифной политики ПФР, обеспечению сбалансированности доходов и обязательств, дифференциации ставок взносов в ПФР для различных категорий плательщиков на долгосрочную перспективу;
экономико-математического обоснования необходимых резервных фондов, предложения методов и источников их формирования;
подготовки отчета об актуарном оценивании пенсионной системы и актуарного заключения;
нормотворческую (участия в разработке проектов законодательных и нормативных документов по актуарной проблематике);
предоставления консультаций органам государственной власти и негосударственным пенсионным фондам.
Основной целью пенсионной системы как в процессе, так и после реформы должно оставаться гарантирование соответствующего уровня дохода пенсионерам. Дебаты вокруг ожидаемого уровня защиты в денежном выражении или в форме уровня жизни являются наиболее ожесточенными в любой пенсионной реформе. В связи с этим важно рассматривать данный вопрос в свете возможных последствий перехода от ситуации, когда пенсии большей частью определялись отработанным периодом времени и предыдущими размерами заработка, к ситуациям, когда начисляемые страховые взносы и уровни процентных ставок становятся определяющими факторами для расчета индивидуальных пенсионных пособий.
Опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что необходим активный поиск механизмов повышения заинтересованности граждан в пенсионном страховании. Этому будет способствовать установление экономически и социально обоснованных размеров страховых пособий, соответствующих доходам, страховому стажу и размерам уплаченных страховых взносов.
Библиографический список
1. Соловьев, А. К. Проблемы развития пенсионной системы России: экономический аспект [Текст] : дис. ... д-ра экон. наук / А. К. Соловьев. - М., 1999.
2. Маркс, К. Критика Готской программы [Текст] / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. - Т. 19.
3. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Дж. Кейнс. - М., 1999.
4. Астапович, А. Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России (негосударственные пенсионные фонды) [Текст] / А. Астапович, У. Биргинхем, Л. Григорьев. - М., 1998.
5. Зайлер, М. Чилийская пенсионная реформа [Текст] / М. Зайлер // Пенсия. - 1997. - № 5. -С.59-64.
6. Заславский, И. Е. Труд и капитал на грани развода [Текст] / И. Е. Заславский // ЭКО. -1997. - № 5. - С. 43-54.
7. Ройк, В. Социальное страхование - основной путь реформирования досрочных профессиональных пенсий [Текст] / В. Ройк, С. Чернышев // Пенсия. - 1997. - № 1. - С. 18-23.
8. Четыркин, Е. М. Актуарные расчеты в негосударственном пенсионном и медицинском страховании [Текст] / Е. М. Четыркин. - М., 2002.
9. Якушев, Л. П. Организация и финансирование многоукладных пенсионных систем [Текст] / Л. П. Якушев // Пенсия. - 1998. - № 11. - С. 58-64.
10.Дмитриев, М. Э. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации [Текст] / М. Э. Дмитриев // Вопросы экономики. - 1999. - № 2. - С. 53-64.
11. Соловьев, А. К. Прогноз развития пенсионной системы России в 2003-2005 годах [Текст] / А. К. Соловьев // Пенсия. - 2002. - № 7. - С. 54-60.
И.Ю. Аполлонский,
аспирант Современной гуманитарной академии (Тульский филиал)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
У
правление социальным потенциалом организации путем создания особых условий направлено на значительное увеличение трудовой и творческой отдачи персонала (включая руководство).
Одной из главных задач управления социальным потенциалом организации является совершенствование процесса его формирования и постоянного роста с целью повышения конкурентоспособности и стратегических возможностей в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо создать в организации интегрированную среду по развитию социального потенциала сотрудников, который необходимо использовать с целью ориентации на способность организации к участию в системе производства, обмена, распределения и воспроизводства определенных социальных отношений, фиксирующих положение организации в обществе; определения положения организации в системе социально-профессиональных отношений, наличия специальных навыков и свойств, необходимых для трудовой деятельности; раскрытия возможностей приобщения к существующей системе организационных ценностей, особенности формирования организационной культуры, ценностного базиса; характеристики существующих в организации норм и правил поведения, а также соответствия им поведения персонала; выявления личностных качеств и свойств сотрудников организации, являющихся полноправными субъектами социальных отношений.