Научная статья на тему 'Социальные коммуникации научной интеллигенции Татарстана в 1920-1930-е годы'

Социальные коммуникации научной интеллигенции Татарстана в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССУРА / КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SCIENTIFIC / THE SOVIET AUTHORITY / THE KAZAN UNIVERSITY / PROFESSORATE / COMMUNICATIONS / SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабибрахманова О. А.

Статья посвящена исследованию вопросов социального обеспечения научной интеллигенции Татарстана в 1920-1930-е годы, вопросам построения взаимоотношений созданных специальных органов власти и научной интеллигенцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to research of questions of social security of scientific of Tatarstan in 1920-1930s, to questions of construction of mutual relations of the created special authorities and scientific.

Текст научной работы на тему «Социальные коммуникации научной интеллигенции Татарстана в 1920-1930-е годы»

Социальные коммуникации научной интеллигенции Татарстана в 1920-1930-е годы

О.А.Хабибрахманова

Статья посвящена исследованию вопросов социального обеспечения научной интеллигенции Татарстана в 1920-1930-е годы, вопросам построения взаимоотношений созданных специальных органов власти и научной интеллигенцией.

Ключевые слова: научная интеллигенция, советская власть, Казанский университет, профессура, коммуникации, социальное обеспечение.

Article is devoted to research of questions of social security of scientific of Tatarstan in 1920-1930s, to questions of construction of mutual relations of the created special authorities and scientific.

Key words: scientific, the Soviet authority, the Kazan university, professorate, communications, social security.

Современное видение исторических процессов диктует исследователям необходимость находить и использовать все новые возможности в реконструкции событий прошлого. Применение социологических подходов, коммуникативистики, антропологии значительно расширяет рамки исследования. В новом свете и чрезвычайно актуально представляется изучение жизни и профессиональной деятельности ученых Татарстана в сложнейший период ресоциализации интеллигенции всей России. Непростой период ломки буржуазной культуры в 1920-1930-е годы сопровождался изменениями всех сфер жизни общества и, несомненно, затронул научную интеллигенцию.

В сложной обстановке 1920-х гг. одной из задач советской власти стало сохранение научного потенциала страны в необходимых для нее рамках. Решение этого вопроса отложить было нельзя: к этому времени часть ученых покинула Россию, другая - испытывала невероятные социально-бытовые трудности. Это сложное время многие ученые пережить не смогли. На заседаниях университета все чаще стали звучать сообщения ректора о смерти преподавателей. Только за три месяца начавшегося 1921г. скончалось 8 ученых. Среди них известные профессора: 5-го января скончался профессор по кафедре русской истории П.Г.Архангельский, 18-го января профессор по кафедре теории капиталистического хозяйства П.А.Никольский [1,1], 6-го февраля профессор по кафедре славянской филологии Н.М.Петровский, 31-го февраля профессор по кафедре гистологии Д.А.Тимофеев, 7-го марта профессор по кафедре социологии В.К.Соколов [1, 11]. Этот скорбный список ученых можно было бы еще продолжить. В эти годы затихла и научная деятельность. "На первые годы существования Татарии падает голод, который отбросил ее хозяйство на несколько лет

назад, и естественно, снизил размах научно-исследовательской работы, а отчасти переключил ее на борьбу с голодом и его последствиями", - отмечал в своей работе М.К.Корбут[2, 7].

Для реализации курса партии на советское строительство необходимо было большое количество специалистов, а пролетарских кадров было недостаточно, подготовка их требовала определенного времени. Именно поэтому, по словам В.И.Ленина, "привлечение к работе буржуазной интеллигенции является теперь очередной, назревшей и необходимой задачей дня" [3,159]. Ленинская идея привлечения буржуазных специалистов стала ключевой и весьма противоречивой в процессе складывания взаимоотношений между властью и научной интеллигенцией. Неоднозначность социальной политики государства была обусловлена проводимой политикой уравниловки в сочетании с дифференцированным обеспечением снабжением отдельных категорий населения.

Вопросами социального обеспечения занимались специально созданные государственные органы: с 1921 г. - Центральная Комиссия по улучшению быта ученых (в Татарстане эта организация называлась Татарская Комиссия по улучшению быта ученых); с 1931г. - Комиссия содействия ученым. Эти органы пытались, используя экономические и политические рычаги, влиять на идеологические, ментальные и другие фундаментальные характеристики интеллигенции, осуществляли непосредственные базовые коммуникации с научной интеллигенцией. Так, Татарская Комиссия по улучшению быта ученых, постановлением СНК от 10 декабря 1921г. занималась вопросами премирования наиболее ценных для Советской республики работников в области науки, в целях наилучшего использования научных сил страны для восстановления народного хозяйства [4,56]. Одним из направлений работы Татарской Комиссии было решение вопросов учета научных деятелей, определение уровня квалификации научных работников, решала острейшие жилищные проблемы, занималась вопросами организации досуга. Иными словами, все социально-бытовые условия ученых непосредственно замыкались на созданных структурах. В архиве сохранилось большое количество опросных листов, где именитые профессора и молодые ученые добросовестно перечисляют свои заслуги с тем, чтобы стать клиентом Татарской Комиссии по улучшению быта ученых, получить продовольственное обеспечение. Тяжелое материальное положение вынуждало научную интеллигенцию вести активную переписку с Комиссией и по вопросам дополнительного обеспечения. Не оставляют равнодушными такие например послания: профессор Казанского университета А.Красневский просит помощи ввиду того, что его на днях обокрали: «Отсутствие своевременной помощи лишит меня возможности исполнять мои обязанности профессора высшей школы, так как не в чем будет выйти на лекции» [5,60]. Заявления ученых рисуют неприглядную картину жизни научных работников, когда заслуженный профессор просит предоставить ему пособие на лечение: "Болею инфекционной желтухою с осложнением на почки, второй месяц..."[6,82]. "Ввиду материальной стеснительности, так как я получаю только университетское жалование 29 руб. и причитающиеся мне 12 руб. - средства слишком недостаточные.". "В настоящее время я нахожусь в весьма затруднительном материальном положении..."[7,15], "Ввиду того, что я заболел туберкулезом легких., жалованье за апрель я получил 14 рублей, по Комиссии по Улучшению Быта Ученых я

получаю 7 рублей ". Но, из центра - новое постановление: с 24 марта 1924 г. установить твердые оклады для исчисления заработной платы профессорско-преподавательскому составу вузов. Научная интеллигенция как могла сопротивлялась:" Опротестовать обязательную догрузку штатных профессоров практическими занятиями для получения полного оклада в 9 лекционных часов", - это заявление от сельскохозяйственного института. Профессора и преподаватели Восточно- Педагогического института констатируют следующий факт: "...изменение норм оплаты труда профессорско-преподавательскому составу, согласно штатному расписанию, вызывает снижение заработной платы некоторым категориям педагогического персонала"[6,7]. На протяжении почти шести лет ученые как могли, сопротивлялись введению штатно-окладной системы в вузах. Положением СНК СССР от 22 августа 1930 г. штатно-окладная система оплаты труда была окончательно утверждена. Система оплаты труда научных работников, введенная в 1930-м году, существует в стране до настоящего времени.

В условиях нужды и голода жестко контролировался процесс распределения промышленных товаров и продуктов питания. Был определен специальный порядок выдачи товаров: "Мануфактуру и посуду распределить между лицами, вошедшими в Татарскую Комиссию по Улучшению Быта Ученых и отпустить бесплатно, взыскивая лишь организационные расходы. Ввиду различного качества мануфактуры распределение таковой произвести лотерейным способом. Продуктовый фонд, как - то: какао, чай, консервы и прочее - отпускать за наличный расчет, сообразуясь с рыночными ценами за текущий месяц"[6,30].

Распределение промышленных товаров Комиссия по улучшению быта ученых в основном осуществляла по полученным заявлениям. Как правило, заявления поступали следующего характера: заявление от преподавателей теоретических предметов медфака университета с ходатайством: ".об отпуске за счет оборотных средств нижеуказанного количества средств, для удовлетворения преподавателей: по 2 пары белья, ботинки с калошами и костюм, всего на 19 человек". В отчетах Татарской Комиссии сохранилась следующая запись: ".распределено между клиентами Комиссию по Улучшению Быта Ученых 283 мужских костюма. " [6,30]. Лавка - распределитель функционировала вплоть до отмены продовольственного академического пайка в 1923 г.

Кроме централизованного распределения продуктов питания и промышленных товаров, комиссия занималась и индивидуальным обеспечением нуждающихся ученых. Заявлений с просьбами о помощи поступало довольно много: просьба о выдаче двух лошадей с фуражом для профессора Д.А. Гольдгаммера, о выдаче белья профессору Б.Г.Массино. Выделяла Татарская Комиссия по Улучшению Быта ученых, состоящих в ее списках и добавочное питание - диетический паек, для особо нуждающихся научных работников, как правило, для больных. Усиленное питание было выделено в 1922 г. профессору Е.Е.Попову, профессору Н.Н.Фирсову [6,7,30].

С 16 января 1922 г., на основании постановления СНК "Об улучшении жилищных условий научных работников"[4,54], предоставлялось право на дополнительную комнату для научных занятий, запрещалось уплотнять и выселять научную интеллигенцию. Правда, реально, мало кто из уче-

ных смог воспользоваться этим правом. В Национальном архиве Республики Татарстан о выселении ученых можно найти такие заявления: "В мае месяце в мое отсутствие семья была незаконно выселена, и до настоящего времени я не имею жилплощади. Живу временно в полусгнившем помещении площадью около 8 кв. метров с семьей в 4 человека. Обращался в Прокуратуру и Горсовет...". Это заявление поступило от П.С. Гурьянова, ученого с 22 - летним стажем. Доцент Финансово-экономического института Ефимов обратился в Комиссию с жалобой, что во время отъезда в отпуск его квартира по улице Некрасова (дом 3 кв. 2) была занята работником яичного склада Со-юзмолптица. На основании постановления Народного Комиссариата Юстиции (Наркомюста) преподаватель подал иск в нарсуд, суд удовлетворил иск в пользу Ефимова. Казалось бы, ситуация благополучно разрешена, но почти через полгода в Комиссию Содействия Ученым поступило новое заявление. В нем доцент жаловался, что уже четыре с половиной месяца ходит по судам в надежде вернуть себе комнату. Он писал: "В квартире стирка и сушка белья, плевки и сморканья прямо на пол, крики с утра до ночи - все это в квартире без сносной изоляции. Ни бумажки из Облпроса, ни личное обращение к Наркому юстиции, прокурору не сдвинули дела с мертвой точки". [9,588]. Один из выдающихся историков Казанского Университета профессор Н.Н.Фирсов, сам став жертвой жилищной политики советской власти, писал: "Нельзя не сознавать, что в переживаемой нами жизни много странностей, нелепостей и противоречий "[10,14]. Позднее власти в своих постановлениях ставят бытовые условия в зависимость от лояльности научной интеллигенции, в документах выделяются "некоторые категории", "ответственные работники", к которым применяются особые льготы, иная система обеспечения.

Выстроенная таким образом система властных органов и коммуникаций с научной интеллигенцией способствовала неограниченному ранжированию последних. Возможности взаимосвязи научных работников с центром оказались ничтожными, малоэффективными и никак не могли способствовать изменению положения ученых.

Литература:

1.НАРТ. Ф. Р. - 1337. Оп.1. Д.49. Л. 1, Л.11.

2.Корбут М.К. Роль науки в социалистическом строительстве и научно-исследовательская работа в Татарии за 10 лет. Казань, 1930. 26с.

3.Ленин В. И. Тезисы ко второму конгрессу Коммунистического интернационала // Полн. собр. соч. - М., 1965. - Т.41. - С. 159 - 211.

4. Шесть месяцев работы Центральной Комиссии по улучшению быта ученых. - М., 1921. - 65 с.

5.НАРТ. Ф. Р. - 644. Оп.1. Д.135. Л. 60.

6.НАРТ. Ф. Р. - 644. Оп. 1. Д. 100. Л. 82, Л.7, Л.30.

7.НАРТ. Ф.Р. - 644. Оп. 1. Д. 136. Л.15.

8.НАРТ. Ф.Р. - 644. Оп. 1. Д. 762. Л.11.

9.НАРТ. Ф.Р. - 732. Оп. 1. Д. 2126. Л. 588.

10.Призрак свободы // Казань. 1995. № 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.