Научная статья на тему 'Социальные инновации в арктических муниципалитетах как фактор устойчивого развития'

Социальные инновации в арктических муниципалитетах как фактор устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
361
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / SOCIAL INNOVATIONS / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-MANAGEMENT / COMMON ARCTIC SOCIETY / GLOBAL ECONOMIC COOPERATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ АРКТИКИ / INTEGRATED APPROACH IN THE ARCTIC DEVELOPMENT PROCESS / ЕДИНОЕ АРКТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сморчкова Вера Ивановна, Харлампьева Надежда Климовна

В статье рассматриваются основные вопросы теории и практики социальных инноваций в Арктике и их международное применение. Анализ деятельности международных объединений, основанной на интегративном подходе в процессе развития Арктики, позволил авторам уделить внимание концепции развития социальных инноваций для муниципалитетов Арктической зоны Российской Федерации. Включенность населения Российской Арктики в международное экономическое сотрудничество путем объединения четырех секторов общественного, государственного, хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей является основной идеей авторов для продвижения принципов народосбережения и природосбережения в условиях развертывания активной экономической деятельности в российской Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INNOVATIONS IN THE ARCTIC MUNICIPALITIES AS A FACTOR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Influential role of theory and practice of the social innovations in the Arctic international cooperation is demonstrated in the article. Analysis of the activities of international organizations, based on an integrative approach in the development of the Arctic, allowed the authors to pay attention to the opportunities for development and production of the Russian concept of social innovation for the Russian Arctic municipalities. Including inhabitance of the Russian Arctic in the international economic cooperation by bringing together the four sectors public, government, businesses and individual entrepreneurs in the mechanisms of self-organization around local government is the main idea of ​​the authors to promote the nature conservation and nation saving principles to coming up economic activities in the Russian Arctic.

Текст научной работы на тему «Социальные инновации в арктических муниципалитетах как фактор устойчивого развития»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 334.01, 334.021; 327.8

Вера СМОРЧКОВА*, Надежда ХАРЛАМПЬЕВА**

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ В АРКТИЧЕСКИХ МУНИЦИПАЛИТЕТАХ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

SOCIAL INNOVATIONS IN THE ARCTIC MUNICIPALITIES AS A FACTOR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

В статье рассматриваются основные вопросы теории и практики социальных инноваций в Арктике и их международное применение. Анализ деятельности международных объединений, основанной на интегративном подходе в процессе развития Арктики, позволил авторам уделить внимание концепции развития социальных инноваций для муниципалитетов Арктической зоны Российской Федерации. Включенность населения Российской Арктики в международное экономическое сотрудничество путем объединения четырех секторов - общественного, государственного, хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей - является основной идеей авторов для продвижения принципов народосбережения и приро-досбережения в условиях развертывания активной экономической деятельности в российской Арктике.

Ключевые слова: социальные инновации, местное самоуправление, единое арктическое сообщество, мирохозяйственные связи, международное экономическое сотрудничество, интегративный подход к развитию Арктики.

* Сморчкова Вера Ивановна, профессор кафедры труда и социальной политики ИГСУ РАНХиГС, доктор экономических наук. E-mail: vi.smorchkova@migsu.rane.ru Vera Smorchkova — Professor in Economics (RANEPA).

** Харлампьева Надежда Климовна, доцент кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ. E-mail: nkhar@mail.sir.edu

Nadezhda Kharlampieva — Associate Professor in International Relations, Saint-Petersburg State University.

Influential role of theory and practice of the social innovations in the Arctic international cooperation is demonstrated in the article. Analysis of the activities of international organizations, based on an integrative approach in the development of the Arctic, allowed the authors to pay attention to the opportunities for development and production of the Russian concept of social innovation for the Russian Arctic municipalities. Including inhabitance of the Russian Arctic in the international economic cooperation by bringing together the four sectors - public, government, businesses and individual entrepreneurs in the mechanisms of self-organization around local government - is the main idea of the authors to promote the nature conservation and nation saving principles to coming up economic activities in the Russian Arctic.

Key words; social innovations, local self-management, common arctic society, global economic cooperation, international economic cooperation, integrated approach in the Arctic development process.

Экономика Арктической зоны Российской Федерации, площадь которой занимает около 40% всей Арктики, интегрируется в мирохозяйственную систему. Добытые и переработанные здесь природные ресурсы экспортируются во многие страны мира. На побережье Северного Ледовитого океана в экстремальных климатических условиях веками проживает коренное население, занимающееся традиционной хозяйственной деятельностью (оленеводством, рыболовством, охотой, сбором дикоросов и др.] и ведущее традиционный образ жизни. Промышленное освоение природных ресурсов в Арктике, начатое с середины XX века, способствовало коренным народам Севера испытать на себе мирное сочетание традиционного и индустриального образа жизни. Однако, появление международной дискуссии об устойчивом развитии единой Арктики, а также возрастающее значение многостороннего партнерства не только в области освоения ресурсов ставят новые задачи и вызовы, соответствующие ее планетарной значимости.

В сфере глобальной «северной» политики, участниками которой являются восемь арктических государств, такие как Исландия, Дания (о. Гренландия], Норвегия, Канада, США, Россия, Финляндия и Швеция, а также и страны-члены Европейского Союза (Франция, Германия, Польша и др], государства Азиатско-Тихоокеанского региона (Сингапур, Южная Корея, Китай, Япония, Индия] стало очевидным становление универсального представления об Арктике как о регионе «мира и глобального сотрудничества», «биоэнергетического резерва Человечества», «экосистемного баланса Земли», «евроазиатской транспортной системы» [4, С. 256-260; 8, С. 195-198; 9, С.135-152].

На региональном уровне с помощью международной межправительственной организации «Арктический Совет» с 1996 года в Арктике обсуждаются и частично реализуются концепции, которые являются новыми с точки зрения их интеграционного потенциала. Наряду с этой межправительственной организацией, другие субрегиональные объединения такие как Совет Баренц Евроарктическо-

го региона, Совет министров Северных стран, Северный Форум и другие общественные объединения приступили к реализации таких концепций как сотрудничество приграничных регионов, субъекты - побратимы, взаимодействие сообществ прибрежных зон Арктики. Анализ деятельности региональных международных организаций в Арктике с конца 1980-х годов показал две тенденции, являющиеся новыми по своей сути для субъектов Российской Федерации, оказавшимися привлеченными в международное субрегиональное сотрудничество, это: а] введение практики заранее запланированной проектно-программной деятельности в организации повседневной жизни, б] выработки социальных инноваций, адаптированных на уровне местного самоуправления [11, С.28-35].

Данная практика оказалась наиболее успешной и эффективной формой международного сотрудничества и показала свою состоятельность в связи с тем, что в государственном планировании проектно-программный метод все больше стал востребованным и широко применяемым. Исходя из этих рассуждений, существует необходимость выработки концепции включения (участия) муниципалитетов Арктической зоны Российской Федерации в процессы международного экономического партнерства согласно основным положениям п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации [1] о роли местного самоуправления, а также п. 8 ст. 17 ФЗ №131-РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], а также других нормативных документов, появляющихся для регулирования частно-государственных и общественных отношений в Арктике.

Организационно-подготовительная работа вхождения Арктической зоны Российской Федерации в формирующееся единое арктическое региональное сообщество и международное социально-экономическое пространство требует внимательного изучения и исследования вопросов по координации и регулированию механизмов самоорганизующегося сообщества постоянно проживающих и временно прибываюших на работу специалистов, состоящих из представителей разных народов с различной культурой и менталитетом. Российская Федерация, в частности, население ее Арктической зоны, намерена продвигать заложенные веками принципы народосбережения и природосбережния [12, С.23-39] на основе социальных инноваций.

Методология исследования

Методологической основой исследования и предлагаемой концепции являются: современное научное знание об общественной природе человеческой деятельности [5, С.25], теория социальных инноваций [14], теория государственно-общественного управления [13], особенности развития корпоративной социальной ответственности в Арктике [7], концепции международного сотрудничества приморских населенных пунктов [11]. На основе этих теорий можно сформули-

ровать основные положения Концепции социальных инноваций в Арктической зоне Российской Федерации при активном участии коренных народов Арктики в процессе принятия решений в рамках компетенций местных муниципалитетов.

Основные положения Концепции социальных инноваций

в Арктической зоне Российской Федерации

Цель концепции: выявление приоритетных направлений социальных инноваций и механизмов управления ими в Арктической зоне Российской Федерации как части межрегионального сотрудничества внутри Российской Федерации, субрегионального взаимодействия на уровне арктического сотрудничества и международного экономического сотрудничества на глобальном уровне.

Задачи концепции:

а] выработка интегративной (объединяющей] идеи муниципалитетов Арктической зоны Российской Федерации,

б] повышение роли муниципалитетов по привлечению всех слоев населения в процесс принятия решений на местах, включая общественные организации коренных народов Арктики, частных и государственных субъектов хозяйственной деятельности, других общественных организаций (коммерческих и некоммерческих, международных и региональных].

Обоснованием представления концепции являются: 1] востребованность социальных инноваций в системе государственного управления, 2] готовность приграничных органов местного самоуправления включиться в международное экономическое сотрудничество, и 3] становление новых форм взаимодействия на местах.

Во-первых, современная суть социальных инноваций и потенциал самоорганизации на местах все больше привлекают внимание государственных властей в условиях глобализации. Влияние новой экономической политики на структуру процесса принятия решений, основ государственного, частного и гражданского права, разделения государством ответственности и обязательств с общественным и частным сектором вызывает проникновение принципов корпоративного управления в систему государственной власти. Очевидно, что изменение регулирующих механизмов государственно-частного партнерства четко показывает разделение полномочий и ответственности между государством, крупными хозяйствующими субъектами и мелкими предпринимателями на местах в сфере инфраструктурного хозяйствования и предоставления социальных услуг, подчеркивая зависимость общественной жизни от правильного принятия решений на местах.

Во-вторых, в начале 90-х годов XX века северные субъекты Российской Федерации, оказавшиеся в центре внимания международного приграничного сотрудничества, первыми почувствовали влияние социальных инноваций североевропейских государств, которые имеют наиболее высокий показатель в системе индекса развития человеческого капитала. В этой связи приграничные муници-

палитеты северо-западной части Российской Федерации оказались достаточно подготовленными для переориентации их на развитие экономического партнерства между российскими субъектами федерации, международными организациями, работающими в Арктике и органами местного самоуправления Арктики, а также хозяйствующими учреждениями и предприятиями неарктических стран.

В третьих, предлагаемая теория социальных инноваций основывается на разделении понятий общественно - государственного и частно - государственного партнерства, представленной на схемах Дж. Вилкинса [12] и Б. Левека [13, P.25-39] в виде взаимодействия четырех секторов общественных отношений. Авторы делят сферу взаимоотношений на следующие сектора: государственный, общественный, частный и независимый. При этом стоит заметить то, что главенствующая регулирующая роль принадлежит государственным структурам власти, потому взаимодействие государства с общественностью называется как государственно - общественное партнерство, а взаимодействие государства с частным сектором - государственно-частное партнерство. Социальные направления государственной политики решаются путем подписания многостороннего соглашения между правительством, общественностью, частным и независимым сектором. В таком случае государственная служба управления (traditional public administration] отличается от понятия общественного администрирования (public management]. Традиционные формы государственной службы, характеризующиеся строго централизованным методом планового управления, подвергаются изменению в силу внедрения в государственное планирование программно-проектного способа реализации намечаемых планов с участием негосударственных учреждений и общественных организаций. Тогда, по сути, теория общественного администрирования предлагает механизмы совершенствования тех основ общественной жизни, которые ранее складывались при однопартийной системе в СССР в виде взаимодействия партийных, молодежных и профсоюзных организаций на местах, объединенных идеологической схемой. Современная социально-экономическая система отношений на уровне местного самоуправления основана на требованиях прозрачности отношений населения с субъектами государственной, частной собственности и общественных организаций.

Таким образом, изменение форм социально-экономических отношений на местах показывает то, что управленческие инициативы населения оказываются востребованными путем объединения усилий вокруг местного самоуправления для принятия эффективных политических решений. Формирующаяся система гражданского общества в условиях активной экономической жизни в Арктике совершенствуется на принципах уважения ценностей традиционного образа жизни и равноправного отношения (партнерства].

1 В данном случае под независимым сектором подразумеваются волонтеры, имеющие возможность включиться в социальные акции в свободное от работы и учебы время, а также группы людей, свободно распоряжающиеся своим временем и участвующие в проектах и программах социальной направленности (меценаты, бизнес-ангелы и др.).

За годы международного сотрудничества в Арктике свою состоятельность на практике доказала сетевая структура взаимоотношений. На начальном этапе создания современной системы взаимоотношений сетевая структура способствовала обмену знаниями в области социальных инноваций и самоорганизации общественных объединений и активизации их деятельности с местными властями.

Наиболее ярко социальные инновации проявились в общественном движении Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - коренных народов Арктической зоны Российской Федерации. Активизация международной деятельности коренных малочисленных народов Севера стала возможной в современной России благодаря открытости их деятельности на международной арене. Сегодня можно говорить о роли этой общественной организации в международной системе процесса принятия решений. Появление этой организации на международной арене способствовало активизации деятельности коренных народов не только в Арктике, но и во всем мире. Хронология развития деятельности общественного движения коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока свидетельствует о росте политического самосознания и самоидентификации коренных народов как части мирового сообщества.

Так, созданная в марте 1990 г., Ассоциация народов Севера СССР, 24 ноября 1993 года была зарегистрирована как общественно-политическое движение «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (АКМНСС и ДВ РФ - RAIPON], в 1996 году получила признание на международном региональном уровне и вошла в состав Арктического Совета в качестве Постоянного Участника.

На глобальном уровне общественная организация получила статус наблюдателя в Управляющем Совете Программы ООН по Окружающей Среде (UNEP Governing Council/Global Ministerial Environment Forum], специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ECOSOC), стала активным участником сессий Рабочих Групп ООН по вопросам коренных народов, сессий Комиссии по правам человека и Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов мира.

Ассоциация КМНС продвигает следующие направления социально-политического значения на разных уровнях процесса принятия решений:

а] совершенствование общественно-правовых отношений, касающихся обеспечения прав коренных народов на сохранение традиционного жизненного уклада, сохранение исконной среды обитания, включение традиционных видов хозяйственной деятельности в отраслевую региональную экономику, сохранение культурного наследия, улучшение качества жизни (развития здравоохранения и обеспечения доступного образования] [3],

б] развитие международной проектной и инновационной социальной деятельности в области охраны окружающей среды. Вовлеченность и участие коренных народов в деятельность международных региональных организаций

оказала большое влияние на общественную жизнь северных субъектов Российской Федерации, особенно на северо-западе России на принципах формирования концепции устойчивого развития [6].

Отсюда видно, что правительственные органы, оказывая содействие развитию международного сотрудничества на Севере и в Арктике при активном участии коренных народов, оказались способны на трансформацию форм взаимоотношений и традиционных схем процесса принятия решений. В налаженную работу международного взаимодействия, кроме коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, активно включились научно-исследовательские и образовательные учреждения и органы местного самоуправления. Например, отдельные краткосрочные примеры проектов и программ касались вопросов экологического образования молодежи, изучения роли и места женщин в Арктике, здравоохранения, развития сельских северных территорий (Гаргия, Норвегия - Октемцы, Якутия] и др. Большинство из них реализуется на уровне регионального совета Баренцева/Евроарктического региона и Северного Форума.

Однако, активизация экономической деятельности в Арктической зоне Российской Федерации меняет содержание взаимоотношений между органами местного самоуправления внутри Российской Федерации, на приграничных и приморских зонах в части развития социальной практики международного сотрудничества и международного экономического партнерства.

В такой ситуации предусматривается возможность сочетания общественных международных инициатив на уровне местного самоуправления, консолидируя имеющиеся административные, общественные и частные ресурсы по следующим направлениям:

а] поиск и выбор единых принципов природоохранной деятельности с учетом деятельности АКМНСС и ДВ РФ, а также специфики международного взаимодействия в регионе Арктики с целью налаживания эффективного партнерства с профильными комитетами Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах,

б] предотвращение нарастающего конфликта интересов хозяйствующих субъектов и местного населения. Механизмом регулирования выбрать совершенствование процесса принятия решений на уровне муниципалитета, объединяющих региональную и местную власти, а также некоммерческие объединения. Для этого обратить внимание на состав органов местного самоуправления с участием представителей общественности (общественного объединения АК-МНССиДВ, научно-исследовательских учреждений и др.], крупных хозяйствующих субъектов (компаний НГК и ТЭК, арктических портов] и служб социальной сферы (ЖКХ, образования и здравоохранения и др.].

Обшеарктические ценности - народосбережение и природосбережение, определенные академиком В.А. Черешневым и профессором В.Н. Расторгуевым [12,

С.23-39] составляют основу инновационной социальной практики и служат критерием оценки эффективности государственно - частного, государственно-общественного управления в многостороннем сотрудничестве в Арктике.

Представляется возможным на практике реализовать следующие направления социальных инноваций в рамках международного взаимодействия в Арктике:

а] введение концепции четырех секторов в системе органов самоуправления, т.е. в муниципальных образованиях,

б] создание сетевой системы обмена информацией и опытом в сфере совершенствования механизмов местного самоуправления в муниципалитетах Арктической зоны Российской Федерации в части касающегося поиска форм единых стандартов природоохранной и народосберегающей политики государства.

В межрегиональной сети главными административными единицами взаимодействия могут быть выбраны арктические приграничные морские порты акватории Северного морского пути. Такое предложение объясняется тем, что в будущем, возможно, данная сеть может быть расширена до сети портов, входящих в международную Арктическую морскую транспортную систему, связывающую европейские, североамериканские и азиатские порты в единую структуру арктической экономики (вывоз продуктов углеводородного сырья, использование транзитного коридора торговыми судами, организация океанских и морских туристских экскурсий круизными лайнерами, научно-исследовательских и образовательных морских экспедиций и др.].

Кроме того на основе теории четырех секторов можно выстроить модель социально-экономического предела сферы социального обслуживания на местах путем учета интересов населения, живущего на постоянной основе (коренных народов, ведущих традиционный образ жизни, пенсионеров и детей], граждан, прибывающих на работу по контракту в бюджетной сфере, в хозяйствующих субъектах, предпринимателей, обслуживающих социальную сферу. Данный метод станет востребованным в случае массового прибытия граждан иностранных государств, имеющих редкую специальность, востребованную при работе на высокотехнологичном оборудовании, применяемом на предприятиях Арктической зоны Российской Федерации.

В условиях возрождения морских портов акватории Северного морского пути и их возрастающего значения в евро-азиатской транспортной системе, объединяющей идеей может выступить героическое значение арктических портов и населенных пунктов в развитии производительных сил огромной территории Российской Арктики. Приоритетная природоохранная тематика и уникальная культура коренных народов могут стать ярким примером и скрепляющими узами международного партнерства в Арктике. Тем более, что арктические порты Дудинка и Норильск круглогодично обслуживают «Норникель», порт Диксон, которому в 2015 году исполняется 100-лет, вновь включен в систему арктических портов, а новый порт Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа готовится

встретить танкеры-газовозф последнего поколения для вывоза сжиженного природного газа в страны Юго-Восточной Азии в ближайшем будущем. Подобная грандиозная подготовка требует подготовки не только технологических оснащений портов, но и населения для участия в международных процессах. Потому налаживание сетевой системы прибрежных портов с целью изучения опыта прибрежных муниципалитетов и морских портов на разных исторических этапах кажется необходимым мероприятием в преддверии включенности Арктической зоны Российской Федерации в активную мирохозяйственную деятельность. Поиск лучшего опыта (best experience] и лучшей практики (best practice], являющиеся критериями высокого уровня международной оценки организации ведения бизнеса и социальной корпоративной ответственности, должны стать заботой и органов местного самоуправления в Арктике.

Таким образом, передовые практики регионального международного сотрудничества в Арктике в части социальных инноваций приграничного сотрудничества и деятельности коренных народов Арктической зоны Российской Федерации предполагают эффективное совершенствование общественного управления на уровне органов местного самоуправления (муниципалитетов]. Однако, как основные положения Концепции социальных инноваций в устойчивом развитии Арктической зоны Российской Федерации, основанные на принципах народосбережения и природосбережения, могут быть востребованы в условиях включенности Арктики в мирохозяйственные связи - покажет время.

Литература

1. Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Сайт Конституции Российской Федерации URL: http://www.constitution. ru/10003000/10003000-10.htm (дата обращения: 20.10.2015]

2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3, принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года, одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года //Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166142 (дата обращения: 20.10.2015]

3. Коренные малочисленные народы должны стать полноправными участниками общественной жизни //Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»] URL: http://www.raipon.info/koren-nye-malochislennye-narody-dolzhny-stat-polnopravnymi-uchastnikami-obshchestven-noj-zhizni.html (дата обращения: 20.10.2015]

4. Додин, Д.А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы]. СПб.: Наука, 2005. 283 с.

5. Крауз - Мозер, Б. Теория политики. Методологические принципы / Пер. с польского. - Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2008. С. 23.

6. Маркушина, Н.Ю., Харлампьева, Н.К. Северо-Западный федеральный округ: внешние связи. СПб, 2009.

7. Сморчкова, В., Сулимова, Т., Ноева, Л. Корпоративная социальная ответственность в северных регионах России // Социальная политика и социальное партнерство, 2014. № 7, С.13-30.

8. Сморчкова, В.И. Арктика - регион мира и глобального сотрудничества (Институциональные предпосылки устойчивого развития). - М.: Изд-во РАГС, 2003. 246 с.

9. Харлампьева, Н.К. Арктика - регион нового миропорядка //Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т.9. Кн.1. Обеспечение национальных интересов России в Арктике. СПб.: Политехника-сервис, 2014. С.135-152;

10. Харлампьева, Н.К. Местное самоуправление: международно-правовые тенден-ции//Сб. материалов по итогам Международного арктического форума: «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты». 26-29 октября 2011 года, г. Салехард, ЯНАО /под общей ред. Г.Д. Олейника, А.Н. Пилясова, В.И. Сморчковой, Л.Г. Жаромских. М.: РУДН, 2011. С.171 - 178.

11. Черешнев, В.А., Расторгуев, В.Н. Социальные и экологические приоритеты северной стратегии России // Социальные перспективы и экологическая безопасность: Третий Северный социально-экологический конгресс, Сыктывкар, 18-20 апреля 2007 г. М., Наука, 2008. С. 23-39.

12. Wilkins, J. Alternative Service Delivery Revised. Discussion Paper, 10. London: Commonwealth Secretariat. URL: www.publications.thecommonwealth.org/access 2 December 2011.

13. Levesque, B. Social innovation in governance and public management systems: towards a ne paradigm? // Moulaert F. The International Hadbook on Social Innovation. USA, Edward Elgar, 2013. Pp.25-39.

14. Moulaert, F., MacCallum, D., Mehmood, A. and Hamdouch, A. The International Hadbook on Social Innovation. USA, Edward Elgar, 2013.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.