Научная статья на тему 'Социальные характеристики безработицы в Архангельской области'

Социальные характеристики безработицы в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
622
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ В ТРУДОСПОСОБНОМ ВОЗРАСТЕ / БЕЗРАБОТИЦА / НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ КАТЕГОРИИ БЕЗРАБОТНЫХ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / POPULATION AT ABLE-BODIED AGE / UNEMPLOYMENT / NARCOLOGICAL CONTINGENT OF UNEMPLOYED CATEGORY / LABOR POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ситкин М. Н., Лукашов А. Г., Санников Анатолий Леонидович, Кудрякова А. И.

В статье рассматривается явление безработицы в Архангельской области в социологическом контексте. Приводятся основные демографические, социальные и экономические характеристики безработных граждан, их различия по отношению к алкогольному наркологическому анамнезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ситкин М. Н., Лукашов А. Г., Санников Анатолий Леонидович, Кудрякова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESCRIPTION OF UNEMPLOYMENT IN ARKHANGELSK REGION

In the article, the phenomenon of unemployment in the Arkhangelsk region has been considered in the sociological context. The main demographic, social and economic characteristics of unemployed citizens, their differences according to alcoholic narcological anamneses have been given.

Текст научной работы на тему «Социальные характеристики безработицы в Архангельской области»

УДК [331.56/.57:616.89-008.441.13-057.19](470.11)

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЗРАБОТИЦЫ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2007 г. *М. Н. Ситкин, А. Г. Лукашов, А. Л. Санников,

А. И. Кудрякова

*Администрация Архангельской области,

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Результативность процесса формирования трудового потенциала региона зависит от многих разнородных характеристик и особенностей населения трудоспособного возраста — демографических, медицинских, социальных и психологических. В качестве основных компонентов данного процесса рассматриваются четыре группы факторов: естественное и миграционное движение населения, распространенность стойкой утраты трудоспособности и трудовая занятость. Демографическая составляющая главным образом определяет настоящий и прогнозируемый количественный состав трудового потенциала в плане его безвозвратной утраты; инвалидизация трудоспособного населения имеет значение рекуррентной утраты трудового потенциала, но соотносится не только с количественными, но и качественными характеристиками его. Безработица в количественном отношении наименее значима в структуре потерь трудового потенциала, однако занимает важное место в территориальной социальной политике, направленной на их нивелирование, поскольку является более других регулируемой проблемой [3, 4].

Самый высокий уровень безработицы в Архангельской области за последнее десятилетие был зафиксирован в 1999 году — 14,3 % от численности экономически активного населения. В настоящее время он составляет 7,3 %, что соответствует общероссийской тенденции (7,8 %), однако является весьма высоким в условиях усугубляющегося дефицита предложения рабочей силы в ряде отраслей производственной сферы области. Также обращает на себя внимание такая особенность рынка труда области, как неуклонное снижение уровня экономической активности трудоспособного населения — с 85,9 % в 1992 году до

77.3 % в 2004-м [7].

Безработица наглядно демонстрирует взаимодействие и взаимосвязанность причин утраты трудового потенциала. Так, она является одним из ведущих мотивов миграционных перемещений населения, актуальной задачей для решения в комплексе мероприятий по оптимизации качества жизни инвалидов. Кроме того, безработица имеет одинаковую важнейшую фактическую причинность с инвалидизацией и сверхсмертностью населения в трудоспособном возрасте — злоупотребление алкоголем и связанные с этим изменения образа жизни и состояния здоровья. Это в значительной степени определяет трудности трудоустройства данной категории населения, а также является одной из ведущих составляющих экзогенных факторов стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности, особенно травматизма

— бытового, транспортного, производственного.

Уровень инвалидизации в Архангельской области в 2004 году составил

65.3 случая на 10 тысяч трудоспособного населения; причинами поло-

В статье рассматривается явление безработицы в Архангельской области в социологическом контексте. Приводятся основные демографические, социальные и экономические характеристики безработных граждан, их различия по отношению к алкогольному наркологическому анамнезу.

Ключевые слова: население в трудоспособном возрасте, безработица, наркологический контингент категории безработных, трудовой потенциал.

вины из них явились три класса болезней: системы кровообращения (28,6 %), злокачественные новообразования (13,6 %), травмы (11,9 %) [2, 5].

Смертность населения в рабочих возрастах в 2004 году увеличилась в сравнении с 1995-м на 26 % и составила 1 098,6 случая на 100 тысяч соответствующего населения, а доля умерших в формировании общей смертности достигла 40 %. Первое место в структуре причин смертности трудоспособного населения принадлежит классу травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин (36,3 %), половину из них составляют случайные отравления алкоголем, самоубийства и убийства. Уровень мужской смертности в трудоспособном возрасте в четыре раза выше женской [1, 6].

Материалы и методы

Проведенные среди безработных граждан исследования социально-психологической направленности, в том числе различных аспектов занятости населения, относящегося к наркологическому контингенту, позволяют выявить территориальные особенности безработицы и определить наиболее актуальные позиции в решении трудностей поиска населением применения своему труду.

С этой целью на территории Архангельской области, включая городские поселения и сельские территории, в 2006 году проводился социологический опрос населения, зарегистрированного в учреждениях государственной службы занятости и имеющего официальный статус безработного (803 человека).

Особенности трудовой активности наркологического контингента экономически активного населения рассматривались в сравнительном исследовании, посвященном изучению социальных аспектов последствий злоупотребления алкоголем. В состав основной группы (240 человек) включались пациенты наркологического отделения Архангельской областной клинической психиатрической больницы № 1, а также наркологически зависимые, обратившиеся за помощью в Центр психосоциального консультирования на этапе реабилитационного лечения алкоголизма 1 — 11 стадии. При формировании контрольной группы (172 человека) были учтены не только выявленные половозрастные особенности основной группы, но и другие ее социально-демографические характеристики для соблюдения максимального подобия объектов сравнения.

Результаты исследования

Репрезентативность проведенного исследования подтверждает соответствие выборочного половозрастного состава опрошенных данным официальной статистики. Так, соотношение мужчин и женщин среди безработных граждан составило 1 : 2; для городских территорий характерной оказалась более значительная (41,3 %) доля мужчин в сравнении с сельскими районами (32,7 %). Наибольший удельный вес в

общей численности безработных в области имеет возрастная группа до 30 лет — 44,8 %; в возрасте от 30 до 39 лет — 17,0 %, от 40 до 49 лет — 29,9 %, от 50 лет и старше — 8,3 %. Возрастное распределение жителей города и села при этом существенно не отличается.

По признаку семейного состояния респонденты распределялись следующим образом: 38,2 % состояли в официально зарегистрированном браке, 13,6 %

— в гражданском; 11,4 % указали на расторгнутый брак, 34,3 % никогда не состояли в браке и 2,5 % были вдовыми.

Высшее образование имели 17,5 % безработных, среднее или начальное профессиональное — 46,7 %, среднее общее — 26,8 %, начальное — 9,0 %.

Наличие трудового стажа зафиксировано у 78,2 % опрошенных, среднее его значение составляет (14,7 ± 0,4) года. У 55,5 % безработных последняя основная специальность соответствовала квалифицированному труду рабочего, а у 19,4 % — неквалифицированному. Опыт работы служащих неспециализированного труда имеют 6,8 % респондентов, служащих специализированного труда в производственной сфере — 14,0 %, в непроизводственной — 3,9 %. Незначительное число причин потери работы связано с увольнением с военной службы и ликвидацией собственного дела (0,2 % в обоих случаях).

Как в городе, так и на селе обращают на себя внимание практически равные доли невостребован-ности труда неквалифицированного рабочего (18,0 и 21,2 % соответственно), а также преобладание в городах области служащих высокой квалификации непроизводственной сферы (6,4 против 0,8 %).

Средний период незавершенной безработицы составил (2,6 ± 0,2) месяца. Данный показатель существенно отличается у безработных мужчин и женщин

— (3,3 ± 0,3) и (2,4 ± 0,2) месяца соответственно (1 = 2,13, р = 0,034), а также по городским и сельским территориям — (3,2 ± 0,3) и (2,4 ± 0,2) месяца (1 = 2,88, р = 0,004). Кроме того, 85,8 % респондентов указали, что ими и до приобретения статуса безработного предпринимались попытки поменять работу по различным побудительным причинам.

Наиболее важными условиями, связанными с удовлетворенностью трудовой деятельностью, исключая материальный фактор, респонденты назвали интерес (склонность) к работе (27,6 %), взаимоотношения в рабочем коллективе (19,6 %), техническую оснащенность рабочего места (13,0 %), режим работы, включая нормированность, сменность, длительность трудовых отпусков (21,0 %), непосредственную близость работы к месту проживания (6,4 %), стабильность в отношении занятости (1,7 %), социальные гарантии и обеспечение их работодателем (16,3 %). Категорически неприемлемой по личным мотивам 69,4 % респондентов назвали работу по неквалифицированным рабочим специальностям.

Противопоказания к каким-либо видам трудовой деятельности по состоянию здоровья имеют 31,8 % безработных. Однако в целом общее состояние своего здоровья наибольшее (54,9 %) количество опрошенных оценили как удовлетворительное, несколько меньше (38,9 %) — как хорошее, незначительное (5,8 %) — как плохое и очень плохое (0,4 %). При оценке связанных с состоянием здоровья ограничений возможностей трудовой деятельности по объему (времени) в 64,7 % ответов отмечено отсутствие таковых, в 23,9 % случаев имеются указания на возможности выполнения только основного объема работы и в 11,4 % — только сокращенного.

За медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения в течение последнего года обращались 45,9 % безработных, из них

38,3 % — один раз, 27,6 — два, 17,5— три,

16,6 — более трех раз. Стационарное лечение в течение последнего года подтверждали 20,1 % безработных, из них 28,9 % — неоднократно.

Средний размер пособия по безработице составил (2 841,9 ± 137,5) рубля, при этом 27,2 % опрошенных оценивают его как недостаточное, а 52,2 % — явно недостаточное. От величины личного дохода безработных, проживающих с семьей, в значительной степени зависит величина среднедушевого дохода — (3 336,6 ± 94,9) рубля, которая находится лишь на уровне прожиточного минимума.

Жилищно-бытовые условия безработных в целом также характеризуются как неблагоприятные. Довольно часто занимаемая ими и их семьями жилая площадь является только частью квартиры (12,3 %) или находится в общежитии (5,6 %). Кроме того, значительна доля частично (21,6 %) и полностью (16,5 %) неблагоустроенного жилья. Последние характеристики зависят от территории проживания, однако сохраняют довольно существенные значения и для городов области — 9,4 и 1,7 % соответственно.

Отличия трудовой активности контингента учреждений наркологического профиля (основная группа) и населения с благоприятным алкогольным анамнезом (контрольная группа) характеризуются следующими данными. Постоянного места работы на момент опроса не имели 24,8 % респондентов основной группы и 19,8 % — контрольной. Существенными с точки зрения непараметрической статистики оказались отличия в регистрации неработающих в государственных органах занятости населения. Так, в основной группе 74,5 % неработающих не были зарегистрированы, 9,1 % состояли на учете, но не имели официального статуса безработных и только 16,4 % были зарегистрированы в этом качестве. В контрольной группе соответствующие значения составляли 46,9, 18,8 и 34,4 % (%2 = 6,75, р = 0,034). В то же время средний период незавершенной безработицы в основной и контрольной группах отличается значимым преобла-

данием в первой — (7,6 ± 0,8) и (5,3 ± 0,6) месяца (1 = 2,34, р = 0,029).

Характеристики уровня образования категории неработающих респондентов отличаются по некоторым позициям значительно: удельный вес людей с высшим или неполным высшим образованием среди наркологических больных составляет 1,8 %, в контрольной

— 3,0 %, среднее профессиональное имеют соответственно 67,9 и 75,8 %, начальное профессиональное

— 19,6 и 18,2 %, не выше общего среднего — 10,8 и 3,0 %. Среди имеющих статус безработных доля лиц со средним профессиональным образованием в основной группе составила 62,5 %, в контрольной

— 72,7 %, с начальным профессиональным образованием — 37,5 и 18,2 %, безработные с неполным высшим образованием в контрольной группе составили 9,1 %, а в основной данный признак не был выявлен.

Семейное состояние респондентов с отягощенным алкогольным анамнезом в сравнении с контрольной группой отличает существенное преобладание лиц, не состоящих в официальном браке, что характерно как для категории не имеющих постоянного места работы (57,9 и 27,3 %), так и для категории безработных (55,6 и 9,1 %) с подтверждением его статистической значимости: в первом случае х2 = 7,84, р = 0,005, во втором — х2 = 5,09, р = 0,024.

Среднедушевой доход семей неработающих в основной группе — (2 492,1 ± 141,4) рубля не имеет значимых отличий от контрольной — (2 771,4 + 167,9) рубля, но при рассмотрении только категории безработных подтверждается статистическая достоверность меньшего значения показателя среди наркологических зависимых — (2 819,4 ± 259,3) рубля в сравнении с составом контрольной группы — (3 884,0 ± 138,6) рубля (1 = 3,6, р = 0,003).

Результаты проведенных исследований позволили заключить, что категорию безработных граждан в Архангельской области формируют социальные группы, для которых работа по найму является, как правило, единственно возможным источником дохода, ограниченного двумя основными факторами — низким квалификационным уровнем и неустойчивостью трудовой занятости вследствие злоупотреблений алкоголем.

Таким образом, наиболее перспективными направлениями региональной социальной политики в сфере занятости являются ориентация на программы переобучения безработных востребованным производственной сферой региона профессиям, включающие повышение уровня профессиональной подготовки, а также активное их использование в трудовой реабилитации наркологических больных.

Список литературы

1. Бузинов Р. В. Социально-гигиенический мониторинг в Архангельской области: достижения и перспективы /

Р. В. Бузинов, Т. Н. Зайцева, Н. К. Лазарева, А. Б. Гудков ; под ред. А. Б. Гудкова. — Архангельск : Изд. центр Северного государственного медицинского университета, 2005. - 260 с.

2. Вязьмин А. М. Лонгитудинальные сдвиги в общественном здоровье на Европейском Севере / А. М. Вязьмин, Т. Г. Светличная, Е. А. Павлова // Экология человека. — 2004. — № 4. — С. 3-7.

3. Лукин Ю. Ф. Глобальный социум самоуправляемых общин / Ю. Ф. Лукин. — Архангельск, 2006. — 496 с.

4. Лукин Ю. Ф. Северное регионоведение в современной регионологии / Ю. Ф. Лукин, А. А. Дрегало, Н. П. Залывский и др. — Архангельск, 2005. — 449 с.

5. Рожавский Л. А. Региональное здравоохранение: итоги, проблемы и пути развития / Л. А. Рожавский // Экология человека. — 2004. — № 5. — С. 54—57.

6. Санников А. Л. Смертность населения Европейского Севера / А. Л. Санников, Ж. Л. Варакина, Н. Г. Беляков ; под ред. А. М. Вязьмина. — Архангельск, 2003. — 156 с.

7. Ситкин М. Н. Характеристика основных причин утраты трудового потенциала в Архангельской области / М. Н. Ситкин, А. Л. Санников, А. Г. Лукашов // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы общественного здоровья и качество подготовки специалистов», г. Архангельск, 18—19 окт. 2006 // Экология человека.

— 2006. — Прил. 3. — С. 54—55.

SOCIAL DESCRIPTION OF UNEMPLOYMENT IN ARKHANGELSK REGION

*M. N. Sitkin, A. G. Lukashov, A. L. Sannikov,

A. I. Kudryakova

*Arkhangelsk Region Administration, Northern State Medical University, Arkhangelsk

In the article, the phenomenon of unemployment in the Arkhangelsk region has been considered in the sociological context. The main demographic, social and economic characteristics of unemployed citizens, their differences according to alcoholic narcological anamneses have been given.

Key words: population at able-bodied age, unemployment, narcological contingent of unemployed category, labor potential.

Контактная информация:

Санников Анатолий Леонидович — доктор медицинских наук, профессор института общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Тел. (8182) 28-57-844; e-mail: Jsannikov@Lenta.ru

Статья поступила 23.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.